Программа дисциплины История исламской цивилизации для направления 030600. 62 «история» подготовки бакалавра



Скачать 246.16 Kb.
Дата30.04.2016
Размер246.16 Kb.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Факультет истории


Программа дисциплины
История исламской цивилизации

для направления 030600.62 «история» подготовки бакалавра

Автор: канд. культурологии, доц. Бессмертная Ольга Юрьевна (olgabessm@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры политической истории « » 20 г.

Зав. кафедрой А.Б. Каменский
Рекомендована секцией УМС

Председатель


Утверждена УС факультета истории

Ученый секретарь О. С. Воскобойников

Москва, 2014

1. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История исламской цивилизации».

Программа разработана в соответствии


  • со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой;

  • с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата.

2. Целью освоения дисциплины «История исламской цивилизации» являются: обзорное знакомство с историей мусульманского мира и ее основными проблемами, с основными категориями и понятиями исламской традиции и их изменчивостью во времени и пространстве, разнообразием мусульманских культур при единстве авторитетных текстов; с исламоведением и дискуссиями в нем и вокруг него, использование его подходов и критики традиции в изучении всемирной истории и в других областях общегуманитарного профиля; понимание проблем востоковедения как изучения «другого», относительности понятий «другой» и «цивилизация» в целом.


3. В результате освоения дисциплины «История исламской цивилизации» студент должен:

  • Знать основные этапы, даты и проблемы истории исламских цивилизаций;

  • Уметь характеризовать различные этапы и явления истории исламских цивилизаций в рамках истории человечества;

  • Иметь общие знания по справочной и специальной литературе на русском и иностранных языках, владеть базами данных по специальности;

Иметь навыки (приобрести опыт) определения религиозных течений в исламе, видов и жанров исламской словесности и идеологических направлений исламской мысли, применения методов критического анализа источников в исторических исследованиях.

Студент осваивает следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ИК-6);

- способность работать с информацией из различных типов и видов источников (ИК-7);

- способность осваивать специальную литературу на нескольких языках (ИК-8)

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-9)

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-12);

- способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого (СЛК-1);

- готовность и способность общаться с представителями других культур (СЛК-2);

- готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур (СЛК-3);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-6);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (СЛК-7);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (СЛК-8)

- способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-10);

– способность к разработке и научно-информационному обеспечению историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-18)
4. История исламской цивилизации относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, история Европы VI–XVII вв., введение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, история искусства и литературы, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории исламской цивилизации, должны быть использованы в дальнейшем при изучении Истории правовых и политических учений, философии истории, Европы V–XVII вв., колониального и современного периодов, и т.д.

5. Тематический план





п/п





ТЕМЫ

Всего часов


Аудиторные часы


ЛЕКЦИИ

СЕМИНАРЫ

САМ-АЯ РАБОТА

1

Общие проблемы.

2

2




4

2

«Классическая» исламская цивилизация, ее истоки, формирование, категории, VII-XII вв.

22

18

4

30

3

Распад халифата и новые исламские государства, XIII-XVII вв.

8

8




12

4

Колониальный «вызов» Запада и исламский реформизм, XVIII-XIX вв.

6

2

4

10

5.

Ислам в России и СССР

4

2

2

4

6.

Современный ислам

2

2




4

6. Формы контроля



Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры

Текущий

проверка посещаемости, обратная связь с преподавателем на лекциях, работа на практических занятиях в семинаре (сообщения, обсуждения, ответы на вопросы).

Реферат1

4 модуль, 3–8 недели

Реферат научной работы из списка специальной литературы к курсу, предпочтительно на иностранном языке.

Доклад по реферату2

4 модуль, 4–10 недели







Семинар

4 модуль, в чередовании с лекциями

Обсуждение вопросов по указанной теме на основании выполненного домашнего задания

Итоговый

Экзамен

4 модуль, в конце

Устный ответ на заранее представленные преподавателем вопросы, отражающие основное содержание курса.

6.1 Преподаватель оценивает работу студентов в зависимости как от посещаемости, так и конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими домашних заданий и рефератов, оппонирования докладов других студентов и качества подготовки собственного доклада.
Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за аудиторную и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Накопленная оценка учитывает результаты студента следующим образом:

Онакопленная= 0,5 Ореферат + 0,5 Оаудиторные занятия

Итоговая оценка складывается следующим образом:


Оитоговая= 0,5Онакопленная + 0,5 Оэкзамен3

7.


Лекция 1. Восприятие ислама в Европе и России. Возникновение востоковедения. Возникновение понятий «исламская цивилизация», «мусульманский (исламский) мир». Критика классического востоковедения. Современные подходы к изучению истории исламского мира. Периодизация истории исламской цивилизации (цивилизаций).

Литература:

Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М.: Наука ГРВЛ, 1990 (Глава 1).

Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. СПб.: 2007.

Edward Said. Orientalism (New York: Vintage Books, 1994 (new introduction); 5th ed. 2003 (new intro); 1st ed. 1978); рус. пер:. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб.: 2006;

Bernard Lewis, The Question of Orientalism (The New York Review of Books, v. XXIX, No. 11, June 1982).

Владимир Бобровников, Почему мы маргиналы? (Заметки на полях русского перевода “Ориентализма” Эдварда Саида). Ab Imperio (Казань), 2/2008, с. 325-344

Maxim Rodinson. Europe and the Mystique of Islam. Seattle, 1994 (fr. orig.: Rodinson M. La fascination de l’Islam. Paris, 1980).

Vera Tolz, Russia’s Own Orient: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods (Oxford, 2011); Обсуждение: Ab Imperio. 2011. No. 11 (M. Dolbilov, S. Glebov, V. Bobrovnikov, V. Tolz).



Дополнительно:

Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия / Составление, вступительная статья, переводы и комментарии А. Журавского. М., 2000.

Б. Луис. Ислам и Запад. М., 2003 (англ. ориг. 1993).

Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб, 2001.

Norman Daniel, Islam and the West: The Making of an Image. Oxford, 2000 (1st ed 1960);

Hugh Goddard, A history of Christian-Muslim relations (Edinburgh and Chicago, 2000);

John Victor Tolan, Saracens: Islam in the medieval European imagination (New York, 2002).

William Montgomery Watt, Muslim-Christian encounters: Perceptions and misperceptions. (London and New York, 1991);

R. Irwin, For lust of knowing: The Orientalists and their enemies (London, 2006).

Zachary Lockman, Contending visions of the Middle East: The history and politics of Orientalism (Cambridge, 2004).


Лекция 2. Возникновение ислама и истоки «исламской цивилизации». Аравия как периферия позднеантичного мира. Ислам как аврамическая религия. Пророк Мухаммад − Первоначальная община – «Мединское государство». Образ Мухаммада в исламской традиции (и его европейские описания в средневековье и новое время). Становление модели исламской общины. Истоки идей о единстве исламской цивилизации: Коран – ислам – культ. Язык.

Литература:

Учебная:

Журавский А.В. Ислам. М.: 2004. (Главы 1-3, 5-6).

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Специальная:

Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. // Сочинения. Т. 6. – М.: 1966. – С. 89-113, 207-230 (определение понятия «мусульманский мир»)

Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: 1912 (Глава 1. Мухаммад и ислам).

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: 2001.

Patricia Crone, Meccan Trade And The Rise Of Islam, Princeton, 1987 (Gorgias Press LLC,2004) (ГПИБ)

Motzki, H. (ed.), The biography of Muhammad: The issue of the sources, Leiden, 2000. (ГПИБ)



Дополнительно:

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 1, ч.1)

Тауфик Ибрагим, Наталья Ефремова. Жизнь пророка Мухаммада. М., 2009 –реконструкция жизни Мухаммада на основе основных мусульманских источников (критический анализ в примечаниях).

Соловьёв В.С. Магомет, его жизнь и учение. − М.: 1991.

Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. − М.-СПб.: 2006.

Уотт У.М. Мухаммад в Медине. − М.-СПб.: 2007.

Ш.М. Шукуров. Александр Македонский: Присвоение образа // Чужое: Опыты продоления / под ред. Р.М.Шукурова. М., 1999, с. 33-61.

А.В. Журавский. שֹׁהמֹ, Μωυσῆς, مُوسَى: образ пророка Моисея в трех теистических традициях//



http://east-west.rsuh.ru/binary/67097_20.1324411278.71352.pdf

A. В. Коротаев, B. В. Клименко, Д. Б. Прусаков, Возникновение ислама: социально-экологический и политико-антропологический контекст. М. 2007.

The Cambridge Companion to Muhammad / Ed. by Jonathan E. Brockopp. Cambr.: 2010.
Лекция 3. Эпоха 4-х праведных халифов. Идеальный образ общины и государства в исламской традиции. Постановка проблемы власти. Раскол в исламе и его символическое значение. Концепции власти и времени. Институты власти (1): халифы. Проблема теократии.

Литература:

Учебная:

Фильштинский И.М. Халифат под властью Омейядов (661-750). М.: 2005, с. 1-35

Большаков О.Г. История халифата. Т. 1-2. М.: 1989.

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 1, с. 37-46)



Специальная:

Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. // Сочинения. Т. 6. – М.: 1966. – С. 207-300.

Грюнебаум Г. фон. Классический ислам. 600-1258. (Глава: Внешняя экспансия и внутреннее устройство).

Louis Gardet. Moslem Views of Time and History, in: Cultures and Time. Paris, 1976, p. 197-214.

Patricia Crone & Martin Hinds, God's Caliph: Religious Authority in the First Centuries of Islam, Cambridge Univ. press, 1986 (2000)

Дополнительно:

Журавский А.В. Справедлива ли оппозиция «иерархическое христианство» и «неиерархический ислам» // Сборник материалов XX международной конференции Преображенского содружества малых православных общин и Свято-Филаретовского православно-христианского института «Старшинство и иерархичность в Церкви и обществе». – М.: 2011. – С. 50-63.

(http://east-west.rsuh.ru/binary/67097_40.1315834359.78716.pdf)

Социально-политические представления в исламе. История и современность. М.: 1987

Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. М., 1993.

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.


Лекция 4. Омейядский халифат (661-750). Внешняя экспансия и завоевания; становление основных институтов при Омейядах (становление литературного языка, формирование администрации, роль христиан, Иоанн Дамаскин). Проблема письменной фиксации Корана.

Литература:

Учебная:

Фильштинский И.М. Халифат под властью Омейядов (661-750). М.: 2005

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 1, с. 46-61).

Специальная:

Большаков О.Г. История халифата. Т. 3. М.: 2000.

Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен / Перевод с немецкого. Т. 2. СПб.: 1895.

M. Hodgson. The Venture of Islam. Book One: The Islamic Infusion: Genesis of a New Social Order (III. The Early Muslim State, 625-692).

C. F. Robinson, ‘Abd al-Malik, Oxford, 2005.

Idem, Empire and elites after the Muslim conquest: The transformation of northern Mesopotamia, Cambridge Studies in Islamic Civilization, Cambridge, 2000. (ГПИБ, РГБ)

F.M. Donner, The early Islamic conquests, Princeton, 1981.

Idem. ‘The formation of the Islamic state’, Journal of the American Oriental Society, 106 (1986), pp. 283-96.

P. Crone, Slaves on horses, Cambridge, 1980.(ГПИБ)

C. Luxenberg. The Syro-Aramaic Reading of the Koran. A Contribution to the Decoding of the Language of the Koran. Schiler, 2007 (немец. ориг. 2000).

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: 2001.

Дополнительно:

Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее Средневековье. М.: 1965

Ибн аль-Мукаффа. Калила и Димна. Пер. Б.Шидфар. М., 1986.
Лекция 5. Аббасидский халифат (750-1258): Период расцвета (750 – 909). Складывание «классической арабо-мусульманской культуры» при Аббасидах и ее полиэтничность (бармакиды (иранцы) – министры при первых аббасидах). Фиксация Сунны. Поликонфессиональная структура халифата и организация социальной жизни. Христиане, иудеи, зороастрийцы (зимми). Концепции «Другого». Халифат как империя.

Литература:

Учебная:

Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517). М.: 2006.

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 2 и 4).

Мец. А. Мусульманский Ренессанс. М.: 1973 (Главы 3-7, 23).



Специальная:

Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен / Перевод с немецкого. Т. 2. СПб.: 1895.

Saunders J. A History of Medieval Islam. L. – N.Y. 2002 (Ch. 12. The Civilization of Medieval Islam).

Crone, Patricia, God’s rule: Government and Islam: Six centuries of medieval Islamic political thought, New York, 2004. (РГБ)

Jacob Lassner, Islamic revolution and historical memory: Abbasid apologetics and the art of historical writing (New Haven, 1986). (ACLS)

El Hibri, Tayeb, Reinterpreting Islamic historiography: Harun al-Rashıd and the narrative of the Abbasid caliphate, Cambridge, 1999. (ebrary, ГПИБ, РГБ)

J. Waardenburg (ed.). Muslim Perceptions of Other Religions. N.Y., 1999.

Дополнительно:

Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее Средневековье. М.: 1965.

«Тысяча и одна ночь». Избранные сказки (http://allskazki.ru/night.html)
Лекция 6. Концепция, структура и иерархия знания (ствол и ветви; свое-чужое: греко-эллинистическое и «свое» знание). Системы передачи знания. Улемы. Мечеть. Мактабы. Медресе. Право и богословие, богословие и философия. Концепции человека (отношения Бог – человек). Проблема свободы воли.

Литература:

Учебная:

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 7–9).

Фролов Д.В. Вст. статья к: Абу Хаййан ат-Таухиди. Диалоги (Из «Книги услады и развлечения») // Восток–Запад: Иследования, переводы, публикации. М., 1988, с. 40–56.

Специальная:

Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: 1912 (Главы 2-4).

Жильсон Э. Философия в средние века. М.: 2004 (Глава 6. Восточные философские направления).

Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Труды по культурной антропологии. М., 2002. − С. 117-127.

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978.

Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль. М.: 2000. С. 46-69.

Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982 (Очерк 4. А. Халидов. Книжная культура).

Прозоров. Ислам как идеологическая система. СПб, 2004.

Cooperson, Michael, Classical Arabic biography: The heirs of the Prophet in the age of al-Ma’mun, Cambridge, 2000. (ГПИБ)

Robinson, Chase F. Islamic historiography. Cambridge University Press, 2003. (ГПИБ)



Дополнительно:

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: 1998.

Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М.: 2001.

Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М.: 1995.


Домашнее задание:

Прочитать фрагменты: 1) Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиби. М.: УММА, 2005



http://mirknig.com/knigi/history/1181275530-zhizneopisanie-proroka-muxammada-rasskazannoe-so-slov-al-bakkai-so-slov-ibn-isxaka-al-muttalibi.html

2) Феофан Исповедник. Хронография. М.: Катков, 1884/1980 (см.: лето от сотворения мира 6121, от Рождества Христова 621)::



http://mirknig.com/knigi/history/1181199761-xronografiya.html

Факультативно: Тауфик Ибрагим, Наталья Ефремова. Жизнь пророка Мухаммада. М., 2009.
Семинар 1:

Мухаммад и ислам. Два образа. Сопоставление фрагментов из «Сират саййидина Мухаммад» Ибн Хишама и «Хронографии» Феофана Исповедника (см.: лето от сотворения мира 6121, от Рождества Христова 621)


Лекция 7. Правовая культура. Правоведение (фикх) и закон (шариат). Правовые толки. Шариат – адат.

Литература:

Учебная:

Журавский А.В. Ислам. М.: 2004 (Глава 4. Мусульманское право).

Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: 1999.

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 6).



Специальная:

Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: 1912 (Глава 2).

Прозоров. Ислам как идеологическая система. СПб, 2004.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: 1986.



Дополнительно:

Мусульманское право. М.: 1984.


Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Лекция 8. Мистический ислам (суфизм). Два пути: шариат – тарикат, оппозиция: юридический – мистический ислам.

Литература:

Учебная

Эрнст К. Суфизм. М.: 2002.



Специальная:

Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. М.: 1965.

Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.: 1938.

Тор Андре. Мусульманские мистики. СПб.: 2003.



Дополнительно:

Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма М., 1999.

Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.
Лекция 9. Структура словесности. Арабский текст – текст «аджами» («местные» языки). Науки и искусства. Литература и адаб (вежество). Культура переводов («Дом мудрости» - христианская переводческая корпорация).

Литература:

Учебная:

Гибб Х.А.Р. Арабская литература: Классический период. М.: 1960.

Фролов Д.В. Вст. статья к: Абу Хаййан ат-Таухиди. Диалоги (Из «Книги услады и развлечения») // Восток–Запад: Иследования, переводы, публикации. М., 1988, с. 40–56.

Специальная:

Арабская средневековая культура и литература. М.: 1976.

Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы светской и духовной (Корана, фыкха, сунны и пр.), ч. 1-3. М.: 1911 - 1913.

Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII-XI в.) (М., 1983)



Дополнительно:

Абу Хаййан ат-Таухиди. Диалоги (Из «Книги услады и развлечения») // Восток–Запад: Иследования, переводы, публикации. М., 1988.

Рипка, Ян. История персидской и таджикской литературы. М.: 1970.

Фильштинский И. Очерки истории арабской литературы. М.: 1985.


Домашнее задание:

Прочитать: 1) У. Читтик. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М.: 1995:



http://libriz.net/book/103382-v-poiskah-skritogo-smisla-sufiyskiy-put-lyubvi-duhovnoe-uchenie-rumi.html

2) Рамон Льюль. Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб.: Наука, 2003:



http://mirknig.com/knigi/kultura/1181429677-kniga-o-lyubyaschem-i-vozlyublennom.html
Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Семинар 2: Обсуждение книги У. Читтика «В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми». Сравнение с «Книгой о Любящем и Возлюбленном» каталонского мистика Рамона Льюля.
Лекция 10. 1). Исламский мир в Испании. Западный халифат (арабо-берберский). Кордовский эмират (756-929), Кордовский халифат (929-1031), Альморавиды (сер. 11 в. - 1121), Альмохады (1121-1269), распад на тайфы. Автономность власти. 2) Средневековые контактные зоны. Исламо-христианское взаимодействие и воздействие исламской культуры на европейскую. Исламо-христианские взаимные представления, «исламский мир» и Европа. Крестовые походы и их восприятие на землях ислама.

Литература:

1) Учебная:

Уотт У. М. и Какиа П. Мусульманская Испания Пер. с англ. С. И. Дунаевецкого. Предисл. А. Б. Куделина. М., «Наука», 1976.

Специальная:

Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.-Л., АН СССР, 1937.

Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. Пер. с фр., предисл. Н. А. Иванова. М., «Наука», 1967.

Дополнительно:

Испанские средневековые хроники: Хроника Карденьи I. Хроника Карденьи II. Анналы Толедо I. Анналы Толедо II. Анналы Толедо III. М.: 2011.

Куделин А. Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X — середина XII веков). М., «Наука», 1973.

2) Учебная

Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М.: Наука ГРВЛ, 1990 (Глава 1).

Уотт У.М. Влияние ислама на Европу. М.: 1976.



Специальная:

Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб, 2001.

Жильсон Э. Философия в средние века. М.: 2004 (Глава 7. Греческое и арабское влияние в XIII веке и основания университетов).

John Victor Tolan, Saracens: Islam in the medieval European imagination (New York, 2002).

B. Lewis. The Muslim Discovery of Europe (1982).

Hillenbrand C. The Crusades: Islamic Perspectives. Edinburgh UP, 1999.

J. Waardenburg (ed.). Muslim Perceptions of Other Religions. N.Y., 1999.

Дополнительно:

Дамасские хроники ал-Каланиси. Предисловие и комментарии Г. Гибб. М.: 2009 (в сравнении с: История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.) / Составитель М.М. Стасюлевич. СПб.: АСТ – М.: 2001).


Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Лекция 11. Дисперсия халифата. Халифаты и султанаты. Институты власти (2): Халифы, султаны, эмиры. Государство фатимидов (909-1171, Египет, Магриб, Сирия, Палестина). Роль шиитского фактора; исмаилизм. Халиф Хаким (996-1021): вариант реформатора. Иранская зона. Буиды – шииты-исмаилиты, правившие в Багдаде в 945-1055. Газневидский султанат в составе Аббасидского халифата (Восточный Иран, 877-1186). Государство Сефевидов (1501-1750): Иран как самостоятельное государство; шиизм имамитского толка с 1501 г. как «государственная религия»; персидская культура и ее образы. Распад Аббасидского халифата.

Литература:

Учебная:

Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: 2006. (гл. 3, 5).

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л.: 1966 (Главы X, XI, XIII).

Специальная:

Мусульманский мир: 950-1150. М.: 1981.

Прозоров. Ислам как идеологическая система. СПб, 2004.

Crone, Patricia, God’s rule: Government and Islam: Six centuries of medieval Islamic political thought, New York, 2004. (РГБ)



Дополнительно:

Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. М.: 2003.

Додихудоев Х. Очерки философии исмаилизма. Душанбе, 1976.
Лекция 12. Султанаты и «пороховые империи» (М.Ходжсон). Тюркская зона. Айюбидский султанат (1171-1250) со столицей в Каире. Салах ад-Дин (1171-1193). Сельджукский (конийский) султанат (1077-1307, Малая Азия – Никея, затем Конья); Мамлюкский Египет (1250-1517).

Тюрко-монгольская зона. Империя Тимуридов (Трансоксиана, Иран, Индия, со столицей в Самарканде). Тамерлан (1336-1405). Империя Великих моголов (1526-1858, Индия, Пакистан, южный Афганистан, со столицами в Дели, Лахоре, Агре). Бабуриды. Бабур (1483-1530).



Литература:

Учебная:

Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517). М.: 2006.

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л.: 1966 (Главы X, XI, XIII).

Специальная:

Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии: Улугбек и его время; Мир Али-Шир и политическая жизнь; О погребении Тимура.

Васильев Д.В. Ислам в Золотой Орде. Астрахань: 2007.

Трепалов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М.: Наука, 1993.

M. Hodgson. The Venture of Islam. Vol. III: The Gunpowder Empires And Modern Times: Book Five: Second Flowering: The Empires of Gunpowder Times. Chicago, 1974.

Manz B. F., The rise and rule of Tamerlane, Cambridge, 1989.

Idem. Power, politics and religion in Timurid Iran, Cambridge, 2007.

Subtelny M. E., Timurids in transition: Turko-Persian politics and acculturation in medieval Iran, Leiden, 2007.

Dale, S. F. The garden of the eight paradises: Babur and the culture of empire in Central Asia, Afghanistan and India (1483 1530), Leiden, 2004.

Дополнительно:

Мьюир У. Халифат: его расцвет, упадок и конец. По оригинальным источникам (1924).


Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Лекция 13. Тюркская зона. Османская империя (1299-1923).

Литература:

Учебная:

Льюис Р. Османская Турция. М.: 2004.



Специальная:

Петросян Ю. А., Османская империя. М.: 1990.

Хитцель Ф. Османская империя. М.: 2006.

Дополнительно:

Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М.: 1992.

П. Лемерль, Д. Кицикис. На перекрестке цивилизаций: История Византии. Османская империя. М.: 2006.
Лекция 14. Мусульманские государства Африки южнее Магриба (11-18 вв.). Роль караванной торговли. Образ «африканского ислама».

Литература:

Учебная:

Кобищанов Ю. М. История распространения ислама в Африке. М.: Наука, 1987.

Levtzion, N. & Abitbol, M. Islam in Africa and the Middle East : studies on conversion and renewal. Aldershot, Hants, 2007 (РГБ, ГПИБ)

Дополнительно:

Оля Б. Боги Тропической Африки М.: 1976.

Тарвердова Е. А Распространение ислама в Западной Африке (XI—XVI вв.). М.: 1967.

Levtzion N. & Randall Lee Pouwels (eds.). The History of Islam in Africa. Ohio University Press, 2000.

Triminghjam J. S. Islam in East Africa. L.: 1964.

Triminghjam J. S. The Influence of Islam upon Africa. L.: 1968.


Домашнее задание:

Прочитать: Рифа‘а ат-Тахтави. Драгоценный диван сведений о Париже. М.: Наука, 2009; Жерар де Нерваль. Путешествие на Восток. М.: ГРВЛ «Наука», 1986.


Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Семинар 3: Два путешественника: Египтянин о Европе – француз о мусульманском Востоке (Рифа‘а ат-Тахтави. Драгоценный диван сведений о Париже. М.: Наука, 2009; Жерар де Нерваль. Путешествие на Восток. М.: ГРВЛ «Наука», 1986).
Лекция 15. Европейский колониализм и возникновение современных исламских государств. Ваххабизм. Реформаторские движения 18-19 вв. Модернизм, реформаторство, фундаментализм.

Литература:

Учебная:

Левин З.И. Развитие общественной мысли на Восоке (Колониальный период). М.: Восточная литература, 1993.



Специальная:

Brown, Leon Carl. Religion and state: The Muslim approach to politics. New York: Columbia University Press, 2000. (ГПИБ)

Hourani, Albert, Arabic thought in the liberal age, 1798-1939, London, 1962.

Абдуллаев М.А. Реформация ислама в конце XIX – начале XX вв. М.: 2010.

Икбал, Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: 2002.

Дополнительно:

Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745–1973). М., 1982

Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1966

Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

Keddie, Nikki R. Sayyid Jamal ad-Din al-Afghani: A Political biography. Berkeley: University of California Press, 1972.

Keddie, Nikki R. An Islamic response to imperialism: political and religious writings of Sayyid Jamāl ad-Dīn "al-Afghānī". University of California Press, 1983.
Домашнее задание:

Прочитать: Икбал, Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: 2002; Ибн Абд ал-Ваххаб. Книга единобожия: (Китаб ат-Таухид): Утверждение единственности Аллаха), Москва: Бадр, 1999.


Реферат по одной из специальных книг из списков литературы (4–5 человек)
Семинар 4: Два пути реформаторства. Мухаммад Икбал («Реконструкция религиозной мысли в исламе») и Ибн Абд ал-Ваххаб (Книга Единобожия).
Лекция 16. Ислам в России до 1917 г. «Мусульманский вопрос» в имперской государственной политике. Взаимовлияния. Связи с Османской империей и другими исламскими регионами. Ислам в Советском союзе.

Литература:

Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи. М.: 2001.

Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008.

Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007.

Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М.: 1996.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в России. М.: 1998

Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789—1889: Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin, 1998; рус. пер. Кемпер М., Суфии и ученые в Татарстане и Башкортастане (1789-1889): исламский дискурс под русским господством. Казань, 2008.

Frank A. J. Islamic Historiography and ‘Bulghar’ Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Brill (Leiden-Boston-Koln), 1998. Рус. пер.: Франк А., Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. Казань, 2008.

Crews R. D. For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Cambridge; L.: Harvard UP, 2006.

Дополнительно:

Батунский М.А. Россия и ислам. Т. 1-3. М.: 2003.

Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 2006; Вып. 4. М.: 2003.

Ермаков И.А. Ислам в культуре России. М.: 2001.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: 1995.
Домашнее задание:

Прочитать: 1) Ренан Э. Ислам и наука. (Речь, произнесенная в собрании Научной Французской Ассоциации... в Большом Сорбонском амфитеатре.) / Пер. Алексея Ведрова. СПб., 1883; 2) Баязитов, Атаулла. Возражение на речь Эрнеста Ренана, сказанную в научной французской ассоциации, СПб., 1883 (или: Он же. Отношения ислама к науке и иноверцам СПб., 1887; или: Он же. Ислам и прогресс СПб., 1898); 3) Ответ Дж. Афгани Э.Ренану: : Journal des Débats, Paris, 18 mai 1883 (p.3).


Семинар 5: Аргументы и методы полемики: Э. Ренан – Дж. Афгани – А. Баязитов.
Лекция 17. Современный ислам. Ислам в Европе. Проблема терроризма.

Литература:

Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: 2005.

Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М., 2004 (фр. ориг.: 2000).

Pauly, R. J. Jr, Islam in Europe: Integration or marginalization?, Aldershot, 2004.

Kepel G. Les banlieues des l’Islam. Naissance d’une religion en France P. : 1991.

Дополнительно:

Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. СПб, 2009.

Abd Allah, U. F., A Muslim in Victorian America: The life of Alexander Russell Webb, Oxford, 2006.

Lewis, Bernard. Faith and Power: Religion and Politics in the Middle East. Oxford University Press, 2010

Орхан Памук. Стамбул – город воспоминаний. М., 2006.
11.1 Базовые учебники:

The New Cambridge History of Islam. Ed. by F. Robinson. Cambridge Histories Online © Cambridge University Press, 2011.

Очерки истории исламской цивилизации / Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Т. 1–2. М.: Росспэн, 2008.

11.2 Основная литература и тексты:

Коран (в переводе Г.С. Саблукова и/или И.Ю. Крачковского и/или М. Н.О. Османова)

Хрестоматия по исламу. М.: 1994.

Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.
11.3 Дополнительная литература.

Шредер Э. Народ Мухаммада. Антология. М.: 2008 (популярное изложение истории Мухаммада и халифатов в виде собрания текстов разного рода и жанров).



http://historylib.org/historybooks/Erik--SHreder_Narod-Mukhammeda--Antologiya-dukhovnykh-sokrovishch-islamskoy-tsivilizatsii/
11.4 Справочники и энциклопедии.

Ислам. Энциклопедический словарь. М.: 1991.

Encyclopedia of Islam, III ed. Leiden, Brill (online edition).

Encyclopedia of Islam, II ed. Leiden, Brill (online edition).


12. Обязательным для курса истории исламской цивилизации является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия.


1 Реферат - письменная работа объемом 1,5-3 тыс. слов, содержащая характеристику научной монографии, сборника статей или совокупности работ по определенной теме (изложение концепции автора реферируемого труда, основных тезисов, структуры труда, способов авторской аргументации, тип(ы) источников, использованных автором), что сопровождается выяснением реакции научного сообщества на реферируемый труд, т.е. обзором рецензий. Реферат демонстрирует навыки студента по выявлению авторской концепции (авторских концепций), ее (их) точному и краткому изложению, пониманию места реферируемого труда в пространстве изучаемой дисциплины.

2 Устное краткое изложение (макс. 10 мин.) перед аудиторией сокурсников результатов, полученных в реферате, сопровождающееся ответом на вопросы аудитории и преподавателя.

3 Способ округления итоговой оценки по учебной дисциплине: арифметический.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница