Программа дисциплины Институциональный подход в социологии и экономике для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра



Скачать 259.55 Kb.
Дата01.11.2016
Размер259.55 Kb.



Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины Институциональный подход в социологии и экономике для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал

Факультет социологии




Программа дисциплины Институциональный подход в социологии и экономике
для направления 040100.68 «Социология» (подготовки магистра

курс 1)

Автор: Скоробогатов А. С., к.э.н., доцент, skorobogat@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры институциональной экономики «27» декабря 2011 г

Зав. кафедрой Н.А. Заиченко ________________________
Согласовано «___»______ 20_ г

Руководитель МП А.А.Вейхер _______________________

Рекомендована УМО «___»______ 20_ г

Начальник УМО В.В.Шереметова _______________________


Утверждена НМС «___»______20__ г.

Председатель В.Э.Гордин _______________________


Санкт-Петербург, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

  • Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 040100.68 «Социология», изучающих дисциплину [ Институциональные методы в социологии и экономике].



Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 Социология (магистр) от 14.01.2010 г № 42.

  • Образовательной программой направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра 040100.68 «Социология», утвержденным в 2011 г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины [Институциональные методы в социологии и экономике] являются [подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно- аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в аспирантуре]. С этой целью они должны будут овладеть классическими и современными концепциями культуры, строения государства, социальных иерархий и организационных структур, выработанных в рамках как социологии, так и экономической теории, а также быть уметь иллюстрировать эти концепции историческими примерами как из давнего прошлого, так и жизни современных обществ.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • содержание важнейших социологических и экономических концепций институтов;

  • исторический процесс развития этих концепций;

  • соотношение допущений, концепций и моделей в области экономической теории с соответствующими аналогами в социологии;

  • какие модели работы институтов в социологии и экономике и как именно используются в современных исследованиях.



  • Уметь

  • пользоваться социологическими и экономическими моделями институтов для анализа конкретных ситуаций;

  • соотносить современные экономические модели со схожими социологическими моделями;

  • иллюстрировать действие закономерностей функционирования институтов, открытых в социологии и экономике на современных и исторических примерах;

  • увязывать экономические успехи и неудачи различных стран с институциональными факторами, которые принято выделять в современной экономической теории;

  • сравнивать современные конкурирующие школы институционального анализа в плане их предметной области, методов и объясняющей способности.



  • Иметь навыки

  • решения аналитических заданий на понимание понятий, концептуальных взаимосвязей и моделей, связанных с изучением институтов;

  • сравнительного анализа социологических и экономических концепций и моделей институтов в плане их проблематики, исходных предпосылок, исследовательских программ, выводов и практических рекомендаций;

  • самостоятельной работы с литературой, в частности, с современными научными статьями по институциональному анализу;

  • самостоятельного анализа конкретных ситуаций в современной общественной жизни с позиций социологических и экономических концепций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция в части сбора информации и ее анализа

ОК-1

владеет культурой социологического и экономического мышления, способен к восприятию, анализу и обобщению теоретической информации

Семинарские занятия с разбором научных статей

Общекультурная компетенция в части анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем

ОК-2

способен анализировать и сравнивать социологические и экономические концепции
владеет понятийным аппаратом институциональных теорий в социологии и экономике
способен выявлять слабые и сильные места противоположных теоретических подходов

Лекционные занятия; семинарские занятия с решением аналитических задач

Общекультурная компетенция в части осмысления движущих сил и закономерностей исторического процесса


ОК-3

умеет пользоваться социологическими и экономическими моделями для анализа событий и процессов современной им истории
демонстрирует умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире с позиций как социологии и экономики
способен к анализу движущих сил и закономерностей исторического процесса в различных областях общественной жизни, включая социальную стратификацию и хозяйство
[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, распознает, обосновывает, применяет, интерпретирует оценивает]

Лекционные занятия интерактивного плана; семинарские занятия с разбором кейсов - реальных культурных феноменов с использованием технологий критического мышления

Общекультурная компетенция в части анализа исторических событий и процессов

ОК-4

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, вызвавшие появление соответствующих концепций и моделей в экономике и социологии
способен пользоваться экономическими и социологическими концепциями для объяснения исторических процессов

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода; коллоквиум

Общекультурная компетенция в части кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-7)

способен к работе в коллективе, направленной на решение общей задачи

Семинарские занятия с работой в малых группах

Профессиональная компетенция, связанная с научно-исследовательской деятельностью

(ПК-5)

способен выбрать подходящие методы из арсенала изученных социологических и экономических инструментов анализа институтов для решения теоретических задач

Семинарские занятия, дискуссионные технологии

Профессиональная компетенция, связанная с теоретических осмыслением конкретных ситуаций

(ПК-6)

способен на основе описания общественных процессов и явлений строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Семинарские занятия с разбором кейсов

Профессиональная компетенция, связанная с организацией проектной деятельности

(ПК-11)

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного исследовательского проекта

Семинарские занятия с работой в малых группах, в работа в которых организуется назначенным председателем



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих подготовку магистра для направления 040100.68 «Социология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Микро- и макроэкономика», «Социальная история России», «Философия», «Социология».





Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    в части общекультурной компетенции :

  • знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

  • знать и понимает законы развития природы, общества и мышления и уметь

    оперировать этими знаниями (ОК-2);

  • владеть культурой мышления, уметь логически верно, аргументировано и ясно

    строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • иметь навыки обучения в различных формах, включая самообразование (ОК-9);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных

    компьютерных сетях (ОК-13);



в части профессиональных компетенций (ПК)

по аналитической, научно-исследовательской деятельности


  • уметь пользоваться общими схемами для осмысления конкретных проблем (ПК-5);

  • быть в состоянии использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).


по организационно-управленческой деятельности


  • уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК-11);

  • уметь проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникаций (ПК-13).


ПК по информационно-аналитической деятельности

  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации,

  • использовать корпоративные информационные системы в учебных целях (ПК-38).



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Современная социологическая теория (углубленный курс)

  • Методология и методы исследований в социологии (углубленный курс)

4Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Экономический и социологический анализ общественных институтов

9

1

1

7

2.

Экономические и социологические концепции доиндустриального и индустриального обществ

18

2

2

14

3.

Несовершенство и неоднородность естественной среды

9

1

1

7

4.

Силовой потенциал и формы рационального поведения

18

2

2

14

5.

Организационные предпосылки и последствия неравенства силы

18

2

2

14

6.

Организационное многообразие и прогресс

18

2

2

14

7.

Институты и порядок


18

2

2

14

8.

Порядок и социальная иерархия

18

2

2

14

9.



Общественная обусловленность индивидуальной свободы

18

2

2

14

Итого




144

16

16

112



5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 модуль

Параметры **

1

2

3

4

5

6

7

8

Текущий

(неделя)


Контрольная работа
















*







письменная работа 60 час

Домашнее задание






















*

Дается в качестве бонусов для накопительной оценки, выполнение на добровольных условиях, не входит в РУП

Итоговый

Зачет























*

Устный зачет

5.1Критерии оценки знаний, навыков



Формы контроля: обязательный промежуточный контроль – в форме письменной контрольной работы; дополнительные (накопительные бонусы) за самостоятельную работу - домашние задания, работа на семинарах;

форма итоговой аттестации курса – зачет.



Критерии оценки работы на семинарах: выполнение задаваемых аналитических заданий – точность и полнота ответа, приведение иллюстраций и установление соответствия между общей моделью и конкретным примером; при работе в группах оценивается также вклад студента в групповой результат по таким критериям как его участие в выступлении, участие в дискуссии, помощь выступающему при ответе на дополнительные вопросы.
Критерии оценки контрольной работы: верные ответы на тестовые задания в объеме не менее 25% от общего количества заданий являются необходимым уровнем знаний для получения положительной оценки.

6Содержание дисциплины





  1. Экономический и социологический анализ общественных институтов

Происхождение институционального подхода в рамках классической политической экономии. Развитие институциональных методов в рамках немецкой исторической школы.

Формирование социологии как универсальной науки об институтах: Э. Дюркгейм, М. Вебер. К. Поланьи, французская социология соглашений.

Общая логика неоклассического подхода к анализу функционирования и развития экономики: совершенство и однородность естественной среды; совершенство и однородность институциональной среды; модель Солоу-Свэна; эволюционный принцип А. Алчиана; теорема Коуза и панглоссианское видение социального мира в неоклассической теории. Неоклассическая теория и исторические реалии: неравенство частных и социальных издержек и неблагоприятный (а не естественный) отбор; географический детерминизм — простая и сложная версии. Институциональный детерминизм: эмпирические исследования Д. Акемоглу.


2. Экономические и социологические концепции доиндустриального и индустриального обществ
«Универсалисты» против «партикуляристов» по И. Валлерстайну. Раскрепощение экономической науки: принцип «экономического человека» А. Смита и дилемма заключенных; «жесткое ядро» и «защитный пояс» неоклассической теории; экономический империализм и социологический империализм. «Богатство народов» по А. Смиту и по Д. Норту. Доиндустриальный и индустриальный миры в классической и неоклассической теориях. Историко-социологические концепции индустриализма Ф. Броделя и И. Валлерстайна: зависимость между прогрессом и социальными антагонизмами. Библейский закон традиционного общества и его хозяйственное развитие: исследование Т. Бухгольца. Капитализм, монополии и предпринимательство по Й. Шумпетеру.
3. Несовершенство и неоднородность естественной среды
Неоднородность естественной среды: ее демографические, геокультурные, геополитические и геоэкономические характеристики. «Геоистория» и концепция многослойности времени Ф. Броделя. «Геокультура» по И. Валлерстайну. Взаимосвязь между геоэкономическими условиями и формой государства в концепции «гидравлического общества» К. А. Виттфогеля. Т. Р. Мальтус и мальтузианство: взаимосвязь между численностью населения, ресурсной базой и «мальтузианскими кризисами». Рост населения по Д. Норту и Р. Томасу и критика их концепции С. Феноальтеа. Антропометрические исследования Р. Фогеля: «голод и преждевременная смерть» в доиндустриальном обществе. Иллюстрации «геоистории» в доиндустриальном мире: «круг земель» и античная цивилизация — геоисторические характеристики Т. Моммзена, А. Пиренна, Ф. Броделя и М. Ростовцева; Историческая концепция В. Ключевского — Киевская Русь как «гидравлическое» торговое общество; лесная чаща и Великороссия.
4. Силовой потенциал и формы рационального поведения
Несовершенство и неоднородность институциональной среды. Расширительное понимание «экономического человека»: принцип рациональности вне институциональных рамок. Политическая философия Н. Макиавелли и теория общественного выбора. Ипостаси «экономического человека» в разных социально-экономических контекстах: «кочующий» и «оседлый» бандит в концепции М. Олсона; хозяйство как удел слабых. Дилемма между сотрудничеством и соперничеством при различии потенциалом игроков. Соотношение хозяйства и прочих сфер общественной жизни в доиндустриальном мире. Распределение занятий между сильными и слабыми в средневековой Руси: торговля, сельское хозяйство и промыслы. Субстантивизм М. Вебера, К. Поланьи и М. Финли. Экономический и социологический формализм в изучении динамики общества: Дж. Хикс и Д. Норт; Ф. Бродель и И. Валлерстайн. Изменение в распределении силы и экономический рост в Новое время: исследование Р. Бина.
5. Организационные предпосылки и последствия неравенства силы
Неравный доступ к организации и силовое неравенство: организационные предпосылки силы в концепциях Д. Норта, Д. Акемоглу и Ж. Ж. Лаффона. Конвенциональные ожидания, общественный строй и доступность организации: концепция Дж. М. Кейнса применительно к фондовому рынку; посткейнсианская концепция Дж. Кротти. Личная диктатура и организационное неравенство. Классификации диктатур: П. Грегори, М. Олсон, Д. Акемоглу. Дилемма диктатора и «проблема Ирода»: удары по площадям и ротации как рациональные стратегии диктатора. Рациональные стимулы при личной диктатуре. Российский опыт автократии: «старые диктатуры» царской России; ленинская «старая диктатура»; сталинская «молодая диктатура»; старение и смерть советской диктатуры
6. Организационное многообразие и прогресс
Какие именно организационные устройства и как повышают потенциал? Cвязь организации и технологии: юридическая классификация контрактов Я. Макнейла; структуры управления по О. Уильямсону; свойства трансакций и их эффективная организация. Неполнота контрактов и недоинвестирование: неконтрактуемые переменные; модель Гроссмана-Харта; модель Харта-Мура; модель Тироля. Организационное разнообразие и разделение труда: концепция А. Смита; теория фирмы Р. Коуза; современный неоинституционализм. Использование организации для обеспечения силового потенциала. Организация как источник богатства и как источник силы.
7. Институты и порядок
Аллокативный эффект существования институтов: подход К. Викселля – аллокативные и дистрибутивные последствия социальных процессов; координация и стимулирование. Иерархическая классификация институтов. Культурный контекст: ментальность и идеология; значение легитимности институтов и ее связь с культурным контекстом. Институциональная среда: государство и права собственности; роль технологии в определении формы государства; от чего зависит размер государства? – концепция Фридмана. Сложная взаимосвязь технологических и институциональных революций: неолитическая и промышленная революции; первая и вторая экономические революции. Дары, дарообмен и рыночный обмен на шкале организационных форм: дарообмен в мини-системах и в сложных обществах. Институциональная эволюция от даров и грабежа к обмену: строение индивидуалистских и коллективистских обществ.
8. Порядок и социальная иерархия
Иерархический порядок: распределение аллокативных последствий общественного порядка в соответствии с силовым потенциалом участников; игровая иллюстрация. Контрактный и эксплуататорский подходы к определению государства: Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, М. Олсон Д. Норт. Функциональные и стимулирующие ограничения государства. Концепция справедливой цены в терминах современной теории: стабильность против прогресса; созидательное разрушение. Господство города над деревней: виды городов; место города в иерархии и распределении. Капитализм как «сфера посвященных»: капитализм и рынок по Ф. Броделю. Сильные и слабые при деловых циклах: Ф. Бродель, М. Калецкий, Делли Гатти. Альтернативные «способы производства» и орудия торговли на капиталистической службе: И. Валлерстайн и Ф. Бродель о соотношении капитализма с прочими хозяйственными укладами.
9. Общественная обусловленность индивидуальной свободы
Неравно распределяемые выгоды включают в себя индивидуальную свободу. Формы принуждения: крепостничество, прямое и косвенное принуждение. Условия, определяющие экономическую целесообразность принудительного труда: Е. Домар, Д. Норт, Й. Барцель, С. Феноальтеа, исследования американского юга Р. Фогелем; И. Валлерстайн, Ф. Бродель, И. Я. Фроянов. Условия, определяющие психологическую приемлемость принудительного труда: социальная смерть; принуждение как государственная необходимость; демократия и иерархия как разные способы обоснования порабощения. Аристотель о полисе и рабовладении. Общественный строй и принуждение: демократия и рабство; диктатура и рабство. Рабство в современном мире. «Проблема царя Ирода» и война.

7Образовательные технологии


Для проведения занятий со студентами используются:

  • кейс-метод

  • проектная деятельность;

  • мини-конференции с оппонированием

  • дискуссионные технологии;

На семинарах работа студентов осуществляется в малых группах.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


8.1. Примерные тестовые задания для контрольной работы
1. Принцип процедурной рациональности

а) не предполагает отказа от принципа оптимизации;

б) предполагает систематическое несоответствие между целями и средствами;

в) определяется как наличие ограничений в плане количества и качества информации;

г) предполагает использование правил выполнения повторяющихся операций.
2. К числу допущений неоклассической экономики, образующих ее жесткое ядро, относится

а) принцип оптимизации;

б) принцип полной рациональности;

в) положение об отсутствии трансакционных издержек подобно отсутствию трения в механических системах;

г) восприятие рынка как единственного механизма координации экономического поведения.
3. Методологический индивидуализм заключается в утверждении о том, что

а) поведение индивидов определяется стремлением к личной выгоде;

б) целое больше, чем сумма его частей;

в) принципы поведения индивидов определяются строением общества;

г) свойства общества всецело определяются свойствами его членов.
4. Институциональный детерминизм

а) сводится к положению: «институты имеют значение»;

б) является разновидностью методологического индивидуализма;

в) предполагает, что поведение индивидов полностью определяется институтами-правилами;

г) относится к базовым допущениям неоинституциональной теории.
5. Традиционный институционализм

а) включает в себя допущение об оптимизирующем поведении;

б) характеризуется допущением о методологическом коллективизме;

в) является частью магистрального направления экономической теории;

г) делает акцент на проблеме трансакционных издержек.
6. Правила рациональности являются институтом, если они

а) находятся в согласии с принципом ограниченной рациональности;

б) обеспечивают оптимизацию индивидуальной функции полезности;

в) находятся в согласии с принципом процедурной рациональности;

г) обеспечивают порядок во взаимодействиях между людьми.
7. Неформальные правила по отношению к формальным правилам не могут выступать в качестве

а) источника их происхождения;

б) их заменителя;

в) средства раскрытия их содержания;

г) средства их фиксации и обобщения.
8. В безгосударственном обществе логика дилеммы заключенных приводит к

а) войне всех против всех;

б) достижению равновесия по Парето;

в) сотрудничеству между людьми;

г) концентрации всех ресурсов на чисто хозяйственные цели.
9. Какое из приведенных определений не является определением института

а) объединение граждан для защиты общих интересов;

б) правила, обеспечивающие порядок во взаимодействиях между людьми;

в) любой механизм координации и стимулирования;

г) любой способ организации трансакций.
10. Принцип ограниченной рациональности

а) состоит в стихийном формировании рациональных решений;

б) предполагает отказ от принципа оптимизации;

в) заключается в существовании затрат на получение и обработку информации;

г) предполагает опору на сложившиеся привычки выполнения повторяющихся операций.
11. К факторам, обеспечивающим действенность неформальных правил, нельзя отнести

а) социальные санкции;

б) юридические санкции;

в) внутреннюю обязательность правил для человека;

г) остракизм.
12. К числу различий между институциональной и неоклассической теориями не относится

а) акцент на роли всей совокупности институтов в определении экономического поведения;

б) изучение рыночных цен как механизма координации экономического поведения;

в) допущение о полной рациональности экономических агентов;

г) подчеркивание роли трансакционных издержек.
13. К теоретическим особенностям посткейнсианства не относится

а) допущение об арациональности экономических агентов;

б) акцент на трансакционных издержках;

в) выделение в качестве ключевой разновидности институтов-правил конвенциональных ожиданий;

г) идея о фундаментальной неопределенности будущего.
14. К числу теоретических особенностей эволюционной теории не относится

а) восприятие экономических объектов как организмов;

б) принцип исторической преемственности;

в) использование биологических аналогий;

г) подчеркивание роли трансакционных издержек.
15. К числу теоретических особенностей экономики соглашений относится

а) представление об обществе как совокупности подсистем;

б) акцент на оппортунизме как существенной особенности экономического поведения;

в) методологический индивидуализм;

г) принцип полной рациональности.
8.2. Примерные темы вопросов для зачета


  1. Разница между социологическим и экономическим пониманием института

  2. Соотношение исторической социологии и исторической экономики

  3. Соотношение исторической экономики и экономической истории

  4. Общая схема истории в неоклассической теории

  5. Мир-системный подход Броделя и Валлерстайна

  6. Конструктивистский подход к анализу институтов

  7. Формалистский подход к анализу институтов

  8. Модели роста и развития и их соотношение с исторической экономикой



9Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка формируется накопительным путем и представляет собой сумму произведений оценок по всем видам контроля на свой весовой коэффициент, т. к. каждый вид контроля в накопительной системе имеет свой вес в итоговой оценке.

Зачет и контрольная работа проводятся в письменной форме. Они состоят из открытых вопросов на осмысление изученного материала.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = 0,5·Одз + 0,5·Ок/р;
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,3·Отекущий + 0,3·Оаудиторная
Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.

Округление итоговой оценки производится по правилу арифметического округления.


10учебно-методическое обеспечение курса

10.1Базовые учебники

Скоробогатов А. С. Институциональная экономика. Курс лекций. СПб.: СПб филиал ГУ-ВШЭ, 2006 (http://ie.boom.ru/skorobogatov/skorobogatov.htm).



10.2Основная литература


Автономов В. В. Модель человека в экономической науке. М.: ГУ ВШЭ, 1998.

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

Норт Д. С. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: НАЧАЛА, 1997.

Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998.

Скоробогатов А. С. Институциональное понимание истории // Экономика и институты. Заостровцев А. П. (ред.) СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. С. 170-190.

Скоробогатов А. С. Лекции и задачи по теории контрактов. СПб.: СПб филиал ГУ-ВШЭ, 2006. http://ie.boom.ru/skorobogatov2/contents.htm

Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.



        1. Дополнительная литература


Алчян А. А., Демсец Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация // Вехи экономической мысли. Вып. 5. Теория отраслевых рынков. Слуцкий А. Г. (ред.), СПб.: Экономическая школа, 2003. С. 280-317.

Бродель Ф. (2007) Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: «Весь Мир».

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992.

Бродель Ф. (2006) Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 2. Игры обмена. М.: «Весь Мир».

Гэтрелл П. «Бедная» Россия: роль природного окружения и деятельности правительства в долговременной перспективе в экономической истории России // Экономическая история России XIX-XX вв.: современный взгляд. Виноградов В. А. (ред.). М.: РОССПЭН, 2001, с. 206-242.

Грегори П. Политическая экономия сталинизма. М.: РОССПЭН, 2008.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. Эконов, 1993.

Капелюшников Р. И. Деконструируя Поланьи (заметки на полях «Великой трансформации»). Предпринт WP6/2005/02. Москва: ГУ ВШЭ, 2005.

Лаффон Ж. Ж. Стимулы и политэкономия. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

Нисканен В. А. Особая экономика бюрократии // Вехи экономической мысли. Вып. 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. Заостровцев А. П. (ред.). СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 477-493.

Олсон М. Институциональные изменения, рассредоточение власти и общество в переходный период: лекарства от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста // Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998, с. 388-428.

Скоробогатов А. С. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: неоинституционально-посткейнсианский анализ // Вопросы экономики. 2006. №8. С. 102-118.

Скоробогатов А. С. Российская стабильность последних лет: предпосылка экономического развития или институциональный склероз? // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007a, т. 5, №1, с. 41-58.

Скоробогатов А. С. (2009) Дилемма диктатора и «проблема царя Ирода»: особенности советской системы принудительного труда // Экономика и право. Заостровцев А. П. (ред.) СПб.: Наука. С. 139-168.

Скоробогатов А. С. Теория организации и модели неполных контрактов // Вопросы экономики. 2007. №12. С. 71-95.

Скоробогатов А. С. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности // Вопросы экономики. 2009. №2. С. 119-131.

Скоробогатов А. С. Фондовый рынок, институциональная структура и проблема стабильности капиталистической экономики // Вопросы экономики. 2006. №12. С. 80-97.

Скоробогатов А. С. Перспективы постиндустриального общества в России в свете иерархичности национальных и региональных экономик // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Том 6. №2. С. 22-34.

Скоробогатов А. С. Жизнь или свобода: рациональные основы принудительного труда в исторической перспективе // Журнал институциональных исследований, 2009, Т. 1, №1, С. 57-72.

Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996. Barzel Y. An Economic Analysis of Slavery // Journal of Law and Economics, Vol. 20, No. 1 (Apr., 1977), pp. 87-110.

Acemoglu D., Johnson S, Robinson J. A. (2001) The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation // American Economic Review, Vol. 91, No. 5, pp. 1369-1401.

Acemoglu D., Johnson S, Robinson J. A. (2002) Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution // Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 4, pp. 1231-1294.

Acemoglu D., Johnson S, Robinson J. A. (2005) The Rise of Europe: Atlantic Trade, Institutional Change, and Economic Growth // American Economic Review, Vol. 95, No. 3, pp. 546-579.

Acemoglu D., Robinson J. A. (2006) Economic Origins of Dictatorship and Democracy. Cambridge: Cambridge University Press.

Alchian A. A. Uncertainty, Evolution, and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950, vol. 58, No. 3, pp. 211-221.

Akerlof G. A. The Market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84, pp. 488-500.

Barzel Y. Measurement Cost and the Organization of Markets // Journal of Law and Economics, 1982, vol. 25, No. 1, pp. 27-48.

Bean R. War and the Birth of the Nation State // Journal of Economic History, 1973, vol. 33, No. 1, pp. 203-221.

Belova E., Gregory P. (2009) Political economy of crime and punishment under Stalin // Public Choice, Vol. 140, pp. 463-478.

Blackburn R. (1997) The Old World Background to European Colonial Slavery // The William and Mary Quarterly, Third Series, Vol. 54, No. 1, pp. 65-102.

Bloch M. (1966) The Rise of Dependent Cultivation and Seignorial Institutions // Cambridge Economic History of Europe. Vol. I. The Agrarian Life of the Middle Ages. Postan M. M. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, pp. 235-290.

Buchholz T. G. (1988) Biblical Laws and the Economic Growth of Ancient Israel // Journal of Law and Religion, Vol. 6, No. 2, pp. 389-427.

Crotty J. R. Are Keynesian Uncertainty and Macrotheory compatible? Conventional Decision Making,Institutional Structures, and Conditional Stability in Keynesian Macromodels // New Perspectives in Monetary Macroeconomics. Explorations in the Traditions of Hyman Minsky. Dymski G. and Pollin R. (eds.), Ann Arbor: University of Michigan Press, 1994.

Davis B. D. (2000) Looking at Slavery from Broader Perspectives // American Historical Review, Vol. 105, No. 2, pp. 452-466.

Domar E. D. The Causes of Slavery or Serfdom: A Hypothesis // Journal of Economic History, Vol. 30, No. 1, The Tasks of Economic History (Mar., 1970), pp. 18-32.

Delli Gatti D., Gallegati M., Gardini L. Complex Dynamics in a Simple Macroeconomic Model with Financial Constraints // New Perspectives in Monetary Macroeconomics. Explorations in the Traditions of Hyman Minsky. Dymski G., Pollin R. (eds.). Ann Arbor, 1994.

Eichner A. S. Determintion of the Mark-up under Oligopoly // Economic Journal. 1973.

Engerman, S. L. (1973) Some Considerations Relating to Property Rights in Man // Journal of Economic History, Vol. 33, No. 1, pp. 43-65.

Engerman, S. L. (1986) Slavery and Emancipation in Comparative Perspective: A Look at Some Recent Debates // Journal of Economic History, Vol. 46, No. 2, pp. 317-339.

Evans R. Some Notes on Coerced Labor // Journal of Economic History, Vol. 30, No. 4 (Dec., 1970), pp. 861-866.

Fenoaltea S. (1975) The Rise and Fall of a Theoretical Model: The Manorial System // Journal of Economic History, Vol. 35, No. 2, pp. 386-409.

Fenoaltea S. Slavery and Supervision in Comparative Perspective: A Model // Journal of Economic History, Vol. 44, No. 3 (Sep., 1984), pp. 635-668.

Finley M. I. The Ancient Economy. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1985.

Fogel R. W. (1989) Without Consent or Contract: The Rise and Fall of American Slavery. NY: W. W. Norton & Company.

Fogel R. W. (2004) The Escape from Hunger and Premature Death, 1700-2100. Europe, America, and the Third World. NY: Cambridge University Press.

Friedman D. A. (1977) Theory of the Size and Shape of Nations // Journal of Political Economy, Vol. 85, No. 1, pp. 59-77.

Greif A. (1994) Cultural Beliefs and the Organization of Society: A Historical and Theoretical Reflection on Collectivist and Individualist Societies // Journal of Political Economy, Vol. 102, No. 5, pp. 912-950.

McGuire M. C., Olson M. The Economics of Autocracy and Majority Rule: The Invisible Hand and the Use of Force // Journal of Economic Literature. March, 1996, Vol. 34, No. 1 (Mar.), pp. 72-96.

North D. C. Structure and Change in Economic History. New York: W. W. Norton & Company, Inc., 1981.

Olson M. Big Bills Left on the Sidewalk: Why Some Nations Are Rich, and Others Are Poor // Journal of Economic Perspectives, 1996, vol. 10, No. 2, pp. 3-24.

Olson M. (2000) Power and Prosperity. Outgrowing Communist and Capitalist Dictatorships. NY: Basic Books.

Pasinetti L. L. (1960) A Mathematical Formulation of the Ricardian System // Review of Economic Studies, Vol. 27, No. 2, pp. 78-98.

Radford R. A. (1945) The Economic Organization of a P.O.W. Camp // Economica, New Series, Vol. 12, No. 48, pp. 189-201.

Wallerstein I. (1974) The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press.



Wittfogel K. A. (1957) Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven and London: Yale University Press.


11Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении практических и семинарских занятий используется компьютер, мультимедийный проектор, электронная почта (студенты создают электронный ящик, на который преподаватель высылает основные слайды и презентации к занятиям, а студенты выполненные домашние задания)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница