Программа дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок»



Скачать 228.5 Kb.
Дата22.04.2016
Размер228.5 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок» для направления 030200.68 «Менеджмент» подготовки бакалавров, специализация "Логистика и управление цепями поставок"





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнеса и менеджмента

Школа Логистики

Программа дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок»


для направления 38.03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра, 

образовательная программа «Логистика и управление цепями поставок»

Авторы программы:

Зайцев Е.И. д.э.н., профессор eiz@engec.ru


Новиков В.Э., к.т.н., доцент novikov.vladimir@fit.ru

Корепин В.Н., к.э.н. vkorepin@navicons.ru


Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий в логистике

«27» августа 2015 г.

Зав. кафедрой В.Э. Новиков ____________
Рекомендована Академическим советом образовательной программы

« 27 » августа 2015 г., № протокола 1


Утверждена « 31 » августа 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

В.В. Дыбская ______________

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательными стандартами ФГОС ВПО и ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»;

  • Рабочим учебным планом по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок», утвержденным в 2015 г.



2Цели освоения дисциплины


Цель курса «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок» - сформировать у студентов объективное представление об информационно-экономическом базисе современных логистических систем, научить их свободно ориентироваться на рынке программно-технических и информационных решений для автоматизации и информационного обеспечения базовых операций в логистических компаниях и цепях поставок глобального уровня.

В задачи курса входит ознакомление студентов с опытом применения программно-технологических решений в известных зарубежных и отечественных логистических компаниях и операторов цепей поставок, с современными методами и средствами коммуникации, автоматизации управления складским и комплексами, технологиями поиска и передачи информации и приобретение студентами практических навыков работы с информационными системами.

Уровень освоения студентами материалов курса должен быть достаточным для решения задач выбора информационно-технологических решений и специализированного программного обеспечения для автоматизации управления деловыми процессами в цепях поставок. Уровень подготовки должен обеспечить способность разобраться в технико-экономических и эксплуатационных характеристиках современных информационных систем и оценить их функциональные возможности по документации.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • особенности и способы управления информационными потоками в логистических системах;

  • современные решения информационных и коммуникационных проблем логистической компании с помощью специализированных программных продуктов;

  • современные технологии связи и автоматизации управления процессами в цепях поставок;

  • особенности современных программных продуктов для автоматизации базовых логистических операций.

  • базовые принципы внедрения и развертывания информационных систем, ориентированных на решение зада управления цепями поставок

  • функциональные и архитектурные возможности информационных систем управления логистическими операциями

Уметь:

  • решать задачи выбора необходимого программного обеспечения для автоматизации логистических операций;

  • ориентироваться на рынке современных программно-технологических решений для логистических компаний и операторов цепей поставок;

  • применять полученные знания в практической работе с логистикоориентированными программами и информационными системами.

  • Правильно оценить достаточность и эффективность используемой на предприятии информационной системы

  • Правильно сформулировать цели и критерии успешности внедрения информационной системы

Владеть:

  • методами и технологиями поиска, оценки и выбора необходимых для автоматизации базовых процессов в фокусных компаниях и компаниях-операторах цепей поставок специализированных программных и информационно-технологических решений.

  • Методами оценки совокупной стоимости владения информационной системы предприятия

В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:



  1. понимать роль и значение информации и информационных технологий в организации цепей поставок (ОК-16).

  2. уметь находить организационно-управленческие решения по управлению цепями поставок и оценивать их последствия (ОК-8).

  3. способность проектировать организационную структуру управления логистикой и цепями поставок, распределять полномочия и ответственность (ПК-2)

  4. готовность планировать операционную деятельность по управлению цепями поставок (ПК-19).

  5. владеть методами управления проектами внедрения информационных систем в логистике и готовностью к их реализации (ПК-20).



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок» настоящая дисциплина является обязательной.

Настоящая программа составлена с учетом того, что студенты приобрели компетенции, предусмотренные следующие дисциплинами бакалавриата:



  • Информационные технологии в менеджменте.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Информационное обеспечение управления цепями поставок.

5Тематический план учебной дисциплины


Изучение курса предполагает посещение студентами аудиторных занятий (лекции, практические занятия в компьютерном классе) и активную самостоятельную работу в форме написания эссе и докладов с презентациями.

Контроль знаний предполагает мониторинг посещения занятий, оценку результатов самостоятельной работы и итоговое тестирование.



Для методического обеспечения курса разработан электронный конспект лекций и комплект дополнительных материалов, доступных на специальном учебном сайте.




Название раздела

Всего часов по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа



Лекции

Практические занятия

1

Информационные потоки и информационное пространство в цепях поставок




2







2

Информационная интеграция в логистических системах




2







3

Информационно-справочное и програм­­мное обеспечение управления логистическими процессами




6







4

Телематические системы и технологии в логистике и УЦП




4







5

Современные концепции и технологии комплексной автоматизации управления процессами в цепях поставок




2







6

Обзор рынка информационных систем управления логистическими операциями







4




7

Архитектурные и функциональные возможности систем управления предприятиями с точки зрения управления цепями поставок







4




8

Принципы/методологии/концепции развертывания и внедрения систем управления на предприятиях







4




9

Обзор информационных систем ближайшего окружения системы управления ресурсами предприятия







2




10

Перспективы развития информационных систем и концепций в краткосрочной перспективе







2




11

Информационная поддержка моделей управления логистикой компании.




2







12

Логистические бизнес-процессы сетевого предприятия.




2







13

Архитектура информационной системы управления логистикой компании.




2







14

Функции информационной системы управления логистикой компании.




2







15

Информационная поддержка бизнес-процессов на распределительных центрах.

торговых компаний.





2







16

Информационная поддержка управления логистикой мультиформатных сетевых компаний.





2







17

Информационная поддержка региональной экспансии компаний с использованием франчайзинга. Информационная поддержка процессов слияния и поглощения при региональной экспансии.





2







18

Особенности управления запасами в сетевых компаниях.





2







19

Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с клиентами.







2




20

Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с поставщиками.







2




21

Бизнес-анализ логистических процессов в фокусной компании.







6




22

Матричный анализ функционирования цепей поставок.







2




23

Выявление трендов в функционировании цепей поставок использованием модифицированной Бостонской матрицы.







2







ИТОГО:




32

30



6Формы контроля знаний студентов

Используется текущий и итоговый контроль знаний студентов.




6.1Критерии оценки знаний, навыков.

Во время тестирования студент должен продемонстрировать предусмотренные программой компетенции данного курса и его разделов.

На зачете студент должен успешно (не менее 75% правильных ответов) сдать задания, выполненные с использованием информационных систем и ответить на теоретические вопросы дисциплины.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Оценка за активность на занятиях, текущую и самостоятельную работу –Z2

  • Зачет в форме теста – Z1


Формула для расчета итоговой оценки (из 10 баллов)

Z0 = 0.6 * Z1 +0.4 * Z2

Оценка Z1 определяется по формуле

Z1 = 0.3 * Z11 +0.4*Z12+0.3 * Z13

где:

Z11 – оценка за активность на занятиях (лекции);

Z12 – оценка по результатам практических занятий;

Z13 – оценка за самостоятельную работу (эссе, доклад, презентация и др.)


7Содержание дисциплины


Тема 1. Информационные потоки и информационное пространство в цепях поставок.

Роль и экономическая значимость информации в логистических операциях на локальном и глобальном уровнях. Особенности информационных потоков в цепях поставок: классификация, содержание. Роль, перспективы и эффективность применения информационных систем (ИС) и технологий (ИТ) в логистике и УЦП. Мобильность, доступность, информированность, качество - как основа современных логистических технологий. Перспективы в развитии товарообращения на принципах логистики, информатики, телематики и программотехники. Методы, технологии, средства хранения, преобразования и обработки информации.


Тема 2. Информационная интеграция в логистических системах

Единое информационное пространство логистической компании. Средства и способы интеграции информационных потоков на разных уровнях управления. Интегрированные информационные сети и системы (ИИС). Технологии Интернет - Интранет в управлении цепями поставок. Интернет-локализация и беспроводные технологии в логистике и УЦП (WAP и Wi-Fi) . Единое информационное пространство логистической цепи - методы и средства формирования и обеспечения. Макросети и глобализация информационного пространства в бизнес-технологиях. Телематика - как новое направление в информационной интеграции, логистике и УЦП.


Тема 3. Информационно-справочное и програм­­мное обеспечение управления логистическими процессами.

Роль и значение правовой информации в логистике и УЦП. Правовые и таможенные информационные системы: анализ характеристик и возможностей. Интерактивные правовые службы. Технология работы с правовыми ИС. Таможенные информационные ресурсы. Программное обеспечение автоматизации таможенных процедур: виды и функциональность.

Корпоративные информационные системы (КИС): особенности, характеристики и эволюция развития. Рынок современных КИС и их функциональные возможности применительно к логистике и УЦП.

Проблемы традиционного делопроизводства и Электронный документооборот (EDI, ЭОД). Базовые элементы ЭОД (EDI) и характеристика электронного документа. Системы и технологии электронного документооборота: классификация, возможности, характеристики. Стандарт EDIFACT и опыт его применения в логистических операциях. Офисные и корпоративные системы ЭОД. Коллективная работа с информацией.

Системы автоматизации планирования транспортных операций и контроля исполнения поставок. Геоинформационные системы (ГИС) для разработки маршрутов доставки товаров. Системы связи, навигации и управления движением парка транспортных средств (FMS). Системы управления цепью поставок (SCM). Системы автоматизации управления складом (WMS). Назначение и функциональность систем автоматизации управления взаимоотношениями с потребителями (CRM) и поставщиками (SRM) в цепях поставок. Современные CRM-решения.

Тема 4. Телематические системы и технологии в логистике и УЦП.

Безбумажные технологии и активный мониторинг в товарообращении. Программа TEDIM и международные телематические проекты информатизации логистических операций. Транспортные коридоры и их информационно-коммуника­цион­ное обеспечение.

Системы и технологии автоматической идентификации элементов товарно-транспортных потоков в логистике и УЦП. Штриховая и радиочастотная (RFID) идентификация товаров и техники. Беспроводные информационные сети - техника, технологии, применение на транспорте и в логистике. Системы радиосвязи. Глобальная мобильная связь и навигация: техника и технологии. Современные спутниковые, сотовые и комбинированные системы навигации и диспетчерского управления. Встроенные интеллектуальные системы контроля и разовые индикаторы качества доставки товаров. Бортовые компьютеры, тахографы и средства обработки бортовой информации.

Тема 5. Современные концепции и технологии комплексной автоматизации управления процессами в цепях поставок.

Интернет-технологии в логистике и УЦП. Глобализация и гармонизация товарообращения на основе глобальных открытых информационных сетей. Логистические ресурсы сети. Интернет-мониторинг и Интернет-локализация в логистике и УЦП. Технологии виртуальных предприятий в логистике. Организационно-управленческие возможности глобальных информационных сетей. Электронный фрахт и системы электронной коммерции в логистике и УЦП. Распределённые логистические системы и виртуальные логистические центры. Автоматизированные складские технологии и роботизированные складские комплексы.


Тема 6. Информационная поддержка моделей управления логистикой компании.

Факторы формирования конкурентных преимуществ компаний. Модели управления логистикой компании. Построение оптимальной организационной структуры управления логистикой сетевого оператора. Информационная поддержка управления логистическими бизнес-процессами сетевого предприятия.



Тема 7. Логистические бизнес-процессы сетевого предприятия.

Бизнес-процессы управления ассортиментом компании. Бизнес-процессы закупочной деятельности сетевой компании. Бизнес-процессы пополнения запасов сетевого оператора. Логистические аспекты бизнес-процесса продаж.



Тема 8. Архитектура информационной системы управления логистикой компании.

Централизованная и распределенная архитектура информационной системы. Функции информационной системы управления логистикой сетевой компаний. Платформа информационной системы.



Тема 9. Функции информационной системы управления логистикой компании.

Управление ассортиментными матрицами в сетевой компании. Информационная поддержка управления категориями.



Тема 10. Информационная поддержка бизнес-процессов на распределительных центрах торговых компаний.

Особенности бизнес процессов на распределительных центрах сетевых компаний. Информационная поддержка различных моделей комплектации заказов на распределительных центрах компаний.



Тема 11. Информационная поддержка управления логистикой мультиформатных сетевых компаний.

Особенности управления логистикой мультиформатных сетевых операторов. Схемы организации отелов закупки в мультиформатных сетевых компаниях.



Тема 12. Информационная поддержка региональной экспансии торговых компаний с использованием франчайзинга. Информационная поддержка процессов слияния и поглощения при региональной экспансии.

Франчайзинговые логистические модели управления. Информационная поддержка логистической интеграции франчайзинговых подразделений. Информационная поддержка логистической интеграции присоединяемых объектов в процессе слияния и поглощения. Информационная поддержка процессов разделения бизнеса на самостоятельные компании.



Тема 13. Особенности управления запасами в сетевых компаниях.

Управление запасами в сетевых компаниях. Автоматический и автоматизированный заказ.



8Образовательные технологии.


Используемая в педагогическом процессе образовательная технология ориентирована на сформулированные в п.2 цели освоения дисциплины. Она интегрирует методы традиционного обучения и активной работы студентов во время практических занятий с использованием информационных систем анализа логистических бизнес-процессов.

Мониторинг качества усвоения учебного материала осуществляется в процессе каждого учебного занятия.

Практические занятия проводятся в компьютерных классах с обеспечением доступа каждого обучаемого к специализированному программному обеспечению для выполнения работы.


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий по различным формам текущего контроля:





  • Тематика практических занятий (компьютерный практикум).

Практические работы выполняются в компьютерном классе с использованием аналитической системы розничных продаж Digital Analytics Pro: DiAna компании FIT. Студенты обеспечиваются соответствующими заданиями и инструкциями в электронной форме. Отчеты с результатами выполняются в электронном виде в форме документа MS-Exсel и хранятся в индивидуальных электронных папках на сервере преподавателя. После проверки всех заданий преподавателем студенты в устной форме защищают комплекс выполненных работ. По плану выполняется 4 работы.
Содержание практикума (часть 1):

  1. Выбор и обоснование выбора информационной системы

  2. Бизнес-анализ текущих процессов компании

  3. Анализ существующей инфраструктуры компании

  4. Формирование плана развертывания информационной системы

  5. Анализ рисков и выработка рекомендаций по снижению рисков

Содержание практикума (часть 2):



  1. Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с клиентами.

  2. Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с поставщиками.

  3. Бизнес-анализ логистических процессов в фокусной компании.

  4. Матричный анализ функционирования цепей поставок.

  5. Выявление трендов в функционировании цепей поставок использованием.




  • Примерная тематика домашних заданий

  • методы и инструменты моделирования цепей поставок;

  • анализ рынка современных программных решений в области автоматизации управления цепями поставок;

  • ИТ-аутсорсинг как инструмент интеграции цепей поставок;

  • виды и формы ИТ-аутсорсинга;

  • автоматизация проектирования цепей поставок;

  • технология ТСО (ССВ);

  • бизнес-аналитика в управлении цепями поставок и автоматизация поддержки управленческих решений.




  • Тематика практических занятий (проектный практикум).

Практические работы выполняются в виде разбора практических ситуаций на проектах. Студенты делятся на несколько групп, каждая из которых пытается решить поставленную задачу, исходя из накопленных знаний в рамках курса и общих освоенных дисциплин. В результате защиты группа успешнее остальных справившаяся с поставленными задачами получается дополнительный бал к итоговой экзаменационной оценке по курсу. По плану выполняются 2 работы.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

  1. Факторы формирования конкурентных преимуществ сетевой компании.

  2. Модели управления логистикой сетевых компаний.

  3. Построение оптимальной организационной структуры управления логистикой сетевого оператора.

  4. Информационная поддержка управления логистическими бизнес процессами сетевого предприятия.

  5. Анализ бизнес процессов управления ассортиментом компании.

  6. Анализ бизнес процессов закупочной деятельности сетевой компании.

  7. Анализ бизнес процессов пополнения запасов сетевого оператора.

  8. Анализ бизнес процессов управления сбытом.

  9. Централизованная и распределенная архитектура информационной системы.

  10. Функции информационной системы управления логистикой сетевой компаний. Платформа информационной системы.

  11. Управление ассортиментными матрицами в сетевой компании.

  12. Информационная поддержка управления категориями.

  13. Особенности бизнес процессов на распределительных центрах сетевых компаний

  14. Информационная поддержка различных моделей комплектации заказов на распределительных центрах компаний.

  15. Особенности управления логистикой мультиформатных сетевых операторов.

  16. Схемы организации отелов закупки в мультиформатных компаниях.

  17. Проблемы управления запасами в сетевой компании.

  18. Автоматический и автоматизированный заказ.

  19. Выявление отсутствия товара в запасах.

  20. Понятие об интеллектуальном заказе.

  21. Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с клиентами.

  22. Бизнес-анализ процессов взаимодействия сетевой компании с поставщиками.

  23. Матричный анализ функционирования цепей поставок.

  24. Выявление трендов в функционировании цепей поставок.

  25. Виды информационных систем.

  26. Архитектурные возможности информационных систем.

  27. Функциональные возможности информационных систем.

  28. Методологии внедрения систем.

  29. Оценка качества внедрения информационных систем.

  30. Различия между концепциями систем управления.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература





  1. Новиков В.Э. Конспект лекций курса: «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок».

  2. Питеркин, Оладов, Исаев: Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем

  3. Полковников, А. В. Управление проектами. М. Олимп-Бизнес, 2013

  4. Коноплева, И. А. Информационные системы и технологии управления. ЮНИТИ, 2011

10.2Дополнительная литература


  1. Логистика: Учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под. ред. В.И. Сергеева. – М.: Эсмо, 2008. – 944 с. – (Полный курс МВА), стр. 842-919.

  2. Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. – СПб,: Питер, 2007. – 272 с.: ил. – (Серия «Розничная торговля»).

  3. Новиков В.Э. «Авоська счастья. Выбираем наиболее эффективный способ управления торговой сетью». ИТД «Информационные технологии & директор». №2, 2002 г., стр. 30-33.

  4. Новиков В.Э. «Автоматизация как фактор достижения технологического преимущества в конкурентной борьбе на рынке сетевой розничной торговли». Торговое оборудование. №2, 2002 г., стр. 14-16.

  5. Новиков В.Э. «Оптимизация управления цепями поставок для территориально-распределенной розничной сети». Логистика сегодня. №6, 2004 г., стр. 22-31.

  6. Новиков В.Э., Нежута А.А. «Управление логистикой розничной сетевой структуры в регионах». Логинфо. №10, 2005 г., стр. 34-37.

  7. Новиков В.Э. «Организация эффективного управления цепями поставок в межрегиональных розничных сетях». Логистика и управление цепями поставок. №2, 2006 г., стр. 18-20.

  8. Выступление на конференции Торговля и Склад. Март 2007. Новиков В.Э. «Информационная поддержка логистических бизнес-процессов розничных сетей». Тезисы доклада. Программа и материалы конференции «Логистика и управление цепочками поставок» в рамках выставки «Торговля и склад 2007» 1 марта 2007 года. ГУ ВШЭ, Международный центр подготовки кадров в области логистики. Москва 2007 г

  9. Новиков В.Э. «Как преодолеть кризис? – Фокус на операционную эффективность». Логистика и управление цепями поставок, №6, 2008 г., стр. 8-12.

  10. Новиков В.Э., Сорсунова Л.А. «Анализ функционирования цепей поставок сетевых розничных компаний с использованием модифицированной Бостонской матрицы». Логистика и управление цепями поставок, №5 (34), 2009 г., стр. 12-20.

  11. Новиков В.Э. «Управление ассортиментом в сетевой межрегиональной мультиформатной торговой компании». Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты экономики: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Международного центра логистики Государственного университета – Высшей школы экономики (21 апреля 2010 г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010.-194 с., стр. 146-151.

  12. Новиков В.Э. «Информационная OLAP-модель для анализа функционирования цепей поставок в сетевых розничных торговых компаниях». Логистика и управление цепями поставок, №4 (39), 2010 г., стр. 34-38.

  13. Новиков В.Э. «Информационная поддержка бизнес процессов на распределительных центрах сетевых торговых компаний». Современные технологии управления логистической инфраструктурой: Сборник статей научно-практической конференции «Современные технологии управления логистической инфраструктурой» (27 октября 2010 г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010.-124 с.

  14. Новиков В.Э., Сорсунова Л.А. «Матричный анализ оборачиваемости товаров на объектах сетевых розничных торговых компаний». Логистика сегодня. №6 (42), ноябрь, 2010 г., стр. 356-367.



10.3Дистанционная поддержка дисциплины


Для обеспечения интерактивного и непрерывного учебного процесса в качестве образовательных технологий используются коммуникационные средства, предоставляемые сетью «Интернет», в частности, осуществляется информационный обмен посредством электронной почты.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекционная аудитория оснащена мультимедийными средствами проведения презентаций, показа видеофильмов, принятия контрольной (проектной) работы.

В специализированном компьютерном классе для проведения практических занятий развернута информационная система для анализа функционирования цепей поставок и другие, в том числе, офисные программные продукты.



Авторы программы: _____________________________/ Зайцев Е.И./
_____________________________/ Новиков В.Э./
_____________________________/ Корепин В.Н./



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница