Программа дисциплины экономическая социология для направления 030100. 62



Скачать 191.67 Kb.
Дата15.11.2016
Размер191.67 Kb.
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философии


Программа дисциплины
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

для направления 030100.62 «Философия»


подготовки бакалавра

Автор: Куракин А.А.



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Радаев В.В.

«_____» __________________ 200 г. «5» декабря 2006г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь

_________________________________



« ____» ___________________200 г.
Москва, 2006

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Автор программы – Куракин А.А.

Контактная информацияchto-delat@yandex.ru
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. занятия



1

Предмет экономической социологии

15

4

4

7

2

Мотивация и рациональность

11

2

2

7

3

Укорененность экономического действия

11

2

2

7

4

рынок

15

4

4

7

5

Хозяйственная организация

11

2

2

7

6

Государство

11

2

2

7

7

Неформальная экономика

12

3

2

7

8

Деньги

11

2

2

7

9

Потребление

11

2

2

7




Итого:

108

23

22

63

Базовая учебная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Основные сайты:

Журнал «Экономическая социология» www.ecsoc.msses.ru

Центр экономической социологии «Эксоцентр» www.ecsoc.ru

Образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент» www.ecsocman.edu.ru

Альманах «THESIS» http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

5% – посещаемость семинарских занятий

25% – доклады и выступления на семинарских занятиях

30% – эссе

40% – зачет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


  1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Экономическое действие. Два значения экономического. Экономика и хозяйство. Социальное действие. Типы социального действия по М. Веберу.

Экономическая теория и экономическая социология: междисциплинарные различия. Холизм и методологический индивидуализм в экономической теории и социологии. Экономическое действие как форма социального действия. Специфика экономико-социологического подхода. Модели экономического и экономико-социологического человека.



Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 64-84.

Радаев В.В. Что такое экономическое действие? // Экономическая социология. 2002. Т.3. №5. С. 18-25. www.ecsoc.msses.ru

Полани К. Два значения термина «экономический» // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 498-504.

Смелсер Н., Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т.4. №4. С. 43-61. www.ecsoc.msses.ru

Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 115-130. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Дополнительная.

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006. С. 469-473. http://gorod.org.ru/veber-osn.zip

Вебер М. Хозяйство и общество. Гл.2: Основные социологические категории хозяйствования // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59-81.

Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология. 2002. Т.3. №3. С. 21-35. www.ecsoc.msses.ru

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 1-2.

Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 41-55. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Тексты к семинару.

Радаев В.В. Что такое экономическое действие? // Экономическая социология. 2002. Т.3. №5. С. 18-25. www.ecsoc.msses.ru

Полани К. Два значения термина «экономический» // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 498-504

Смелсер Н., Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т.4. №4. С. 43-61. www.ecsoc.msses.ru

Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 115-130. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

  1. МОТИВАЦИЯ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Потребность, стимул, мотив. Мотивация «экономического человека». Мотивация «экономико-социологического человека». Структура хозяйственной мотивации: интерес, нормы, принуждение. Экономический и социологический подходы к рациональности. Ограниченная и контекстуальная рациональность.

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл 4.

Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 51-72. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Вып. 3. Т. 1. С. 73–91. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Дополнительная.

Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. C. 16-38 http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Уильямсон О.И. Поведенческие предпосыслки современного экономического анализа // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 39-49. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml.

Тевено Л. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? // Экономическая социология. 2001. Т.2. №1. С. 88-122. www.ecsoc.msses.ru

Nee V. Sources of the New Institutionalism // The New Institutionalism in Sociology / M. Brinton, V. Nee (eds.). N.Y.: Russell Sage Foundation, 1998. P.10-11.

Тексты к семинару.

Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 51-72. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 73–91. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

  1. УКОРЕНЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

Пере- и недосоциализированные концепции человеческого действия. Укорененность. Понятия хозяйственной культуры и хозяйственной власти. Примеры укорененности: 1) структурной (поиск работы, этническое предпринимательство, бизнес-группы), 2) институциональной (рыночный обмен, реципрокность и перераспределение; организационный изоморфизм), 3) властной (патрон-клиентские отношения, неэкономически обусловленная конкуренция), 4) культурной (производственная культура, потребление, религия, моральная экономика).

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 112-121.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. www.ecsoc.msses.ru

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т3. №2. С. 62-73. www.ecsoc.msses.ru

Дополнительная.

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, 1993. Т.1. Вып.1. С. 24-40. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 226-228, 261-262, 279-280, 322-323, 350-372.

Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. 2003. Т.4. №2. С. 16-25. www.ecsoc.msses.ru

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004, С. 329-343.

Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 340-365.

Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России. 2002. Т. XI. № 1. http://www.hse.ru/journals/wrldross/file.htm

Скотт Дж. Моральная экономика деревни // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 541-544.

Granovetter M. Business Groups // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 453-475.

Granovetter M. Economic Institutions as Social Constructions: A Framework for Analysis // Acta Sociologica. 1992. Volume 35. P. 3-11. (EBSCO).

DiMaggio P, Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // American Sociological Review, 1983. Vol. 48, №2.

Тексты к семинару.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. www.ecsoc.msses.ru

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т3. №2. С. 62-73. www.ecsoc.msses.ru

  1. РЫНОК.

Концепции рынка. Экономико-социологическое определение рынка. Рынок как историческая форма интеграции хозяйства: «Великая трансформация» К Поланьи. Рынок как продукт регулирования.

Рынок как сети: понятие социальной сети, свойства социальной сети. Пример сетевого подхода: социальная структура рынка ценных бумаг (Уэйн Бэйкер). Рынок как институты: понятие института и правила; понятие организационного поля; права собственности, структуры управления, правила обмена и концепции контроля (Нил Флигстин); рынок и власть; теория конвенций (Лоран Тевено и Люк Болтански).



Пример институционального подхода: формирование автомобильной промышленности в некоторых странах (Николь Биггарт и Мауро Гиллен). Рынок как культуры: культура как встроенный элемент рынка, культура как переменная величина, культура как когнитивный фон. Пример социокультурного подхода: становление рынка страхования жизни в США (Вивиана Зелизер).

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 138-156.

Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. 1995. Т.4. №1. С. 159-179.

Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. 2003. Т.4. №1. С. 45-63. www.ecsoc.msses.ru

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2 № 5. С. 49-58. www.ecsoc.msses.ru

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 63-79. www.ecsoc.msses.ru

Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3. №3. С. 66-83. http://sociology.net.ru/journal/archiv/index.htm

Дополнительная.

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ-ВШЭ,2004. С. 9-51.

Бродель Ф. Динамика капитализма (лекция 2 – игры обмена). www.holmogorov.rossia.org

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 28-32.

Swedberg R. Markets in Societies / Smelser, N., Swedberg, R. (eds.). The Handbook of Economic Sociology. 2d ed. Princeton: Princeton University Press. 2005.

Baker W. The Social Structure of a National Securities Market // American Journal of Sociology. 1984. Vol.89. №4. P. 775-811.

Пауэлл  У.  Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т.4. №3. С. 61-105. www.ecsoc.msses.ru

Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.

Биггарт Н., Гиллен М. Выявление различий: социальная организация и формирование автомобильных производств в Южной Корее, Тайване, Испании и Аргентине // Экономическая социология. 2006. Т.7. №2. С. 23-55. www.ecsoc.msses.ru

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 383-384.

Zelizer V. Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th-Century America // American Journal of Sociology. 1978. Vol.84. №3. P. 591-610.

Тексты к семинару.

Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. 1995. Т.4. №1. С. 159-179

Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. 2003. Т.4. №1. С. 45-63. www.ecsoc.msses.ru

Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3. №3. С. 66-83. http://sociology.net.ru/journal/archiv/index.htm

  1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Понятие организации, черты хозяйственной организации. Бюрократическая организация. Способы построения организаций. Исторические формы хозяйственной организации: община, корпорация, ассоциация. Стратегии утверждения авторитета внутри организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство. Возникновение и эволюция хозяйственных организаций. Экономические подходы: неоклассика, неоинституционализм и эволюционная теория. Социологические подходы: популяционная экология, сетевой подход, институциональный подход. Пример сетевого подхода: прямые продажи (Николь Биггарт). Пример институционального подхода: становление финансовой концепции контроля в США (Нил Флигстин).

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 11-12.

Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология. 2001. Т.2. №2. С. 115-132. www.ecsoc.msses.ru

Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. 2005. Т.6 №4. С. 39-53. www.ecsoc.msses.ru

Дополнительная.

Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: Соображения по поводу неудач рынка // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 411–442. http://institutional.boom.ru/TeorFirm.htm

Biggart N. Charismatic Capitalism: Direct Selling Organizations in America. Chicago: University of Chicago Press, 1989.

Hannan M., Freeman J. The Population Ecology of Organizations // American Journal of Sociology. 1977. Vol.82. №5. P. 929-964.

Fligstein N. The Transformation of Corporate Control. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.

Chandler A. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press,1990.

Тексты к семинару.

Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология. 2001. Т.2. №2. С. 115-132. www.ecsoc.msses.ru

Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. 2005. Т.6 №4. С. 39-53. www.ecsoc.msses.ru

  1. ГОСУДАРСТВО.

Общее определение и специфика государства: традиционная и новая парадигмы. Задачи и функции государства: защита, управление, регулирование. Государство как встроенная автономия. Типы государственного вмешательства. Взаимодействие государства с участниками рынка. Примеры исследований государственного вмешательства: стили промышленной политики и антимонопольное законодательство (Фрэнк Доббин). Государство и коррупция.

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С 157-176.

Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т.5. №2. С. 37-56. www.ecsoc.msses.ru

Волков В.В. Силовое предпринимательство. Гл.8. Формирование государства как исторический процесс // Экономическая социология. 2003. Т.4. №2. С. 52-62. www.ecsoc.msses.ru

Дополнительная.

Evans P. Embedded Autonomy. Berkeley: University of California Press,1995.

Frye T., Shleifer A. The Invisible Hand and theGrabbing Hand // American Economic Review. Papers and Proceedings. 1997. Vol.87. №2.

Shleifer A., Vishny R. Corruption // Quarterly Journal of Economics. 1993. Vol.CVIII. №3.

Dobbin F. The Social Construction of the Great Depression: Industrial Policy during the 1930s in the United States, Britain, and France // Theory and Society. 1993. Vol.22. №1. February. P. 1-56.

Dobbin F. Forging Industrial Policy. 1994. Cambridge: Cambridge University Press.

Dobbin F., Dowd T. How Policy Shapes Competition: Early Railroad Foundings in Massachusetts // Administrative Science Quarterly. 1997. Vol.42. №3. September. P. 501-529.

Dobbin F., Dowd T. The Market That Antitrust Built: Public Policy, Private Coercion, and Railroad Acquisitions, 1825 to 1992 // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. №5. October. P. 631-657.

Тексты к семинару.

Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т.5. №2. С. 37-56. www.ecsoc.msses.ru

Волков В.В. Силовое предпринимательство. Гл.8. Формирование государства как исторический процесс // Экономическая социология. 2003. Т.4. №2. С. 52-62. www.ecsoc.msses.ru

7. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Неформальная, домашняя и теневая экономики. Способы измерения неформальной экономики. Факторы развития неформальной экономики. Формальные и неформальные правила. Причины возникновения неформальных правил. Механизмы формализации и деформализации правил.



Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С 177-200.

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура // Экономическая социология. 2003. Т.4. №4. С. 15-36. www.ecsoc.msses.ru

Волков В.В. Ценности и нормы нелегальных силовых структур // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2. №3. С. 76-84. http://sociology.net.ru/journal/archiv/index.htm

Дополнительная.

Волков В.В. Силовое предпринимательство. // Экономическая социология 2002. Т.3. №1. – 2003. Т.4. №3. www.ecsoc.msses.ru

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта // Экономическая социология. 2000. Т.1. №1. С. 13-24. www.ecsoc.msses.ru

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. 2003. Т.4. №5. С. 34-53. www.ecsoc.msses.ru

Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. www.libertarium.ru

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 17.

Тексты к семинару.

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура // Экономическая социология. 2003. Т.4. №4. С. 15-36. www.ecsoc.msses.ru

Волков В.В. Ценности и нормы нелегальных силовых структур // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2. №3. С. 76-84. http://sociology.net.ru/journal/archiv/index.htm

  1. ДЕНЬГИ.

Определение денег через их функцию. Функции денег. Механизм возникновения денег. Примитивные и современные деньги. Деньги как социальное отношение. Множественность денежных единиц и множественность способов использования денег (Вивиана Зелизер).

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 19.

Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т3. №4. С.58-72. www.ecsoc.msses.ru

Дополнительная.

Зелизер В. Социальное значение денег. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

Зиммель Г. Философия денег // Теория общества / Под. ред. А.Ф. Филиппова. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999. С. 309-383.

Маркс К. Капитал. Т.1. Гл. 3. Деньги, или обращение товаров. М.: Политиздат, 1988.

Mizruchi M., Stearns L. Money, Banking, and Financial Markets // The Handbook of Economic Sociology / Ed. N.Smelser, R.Swedberg. P. 313–341.

Dodd N. The Sociology of Money: Economics, Reason and Contemporary Society. Cambridge: Polity Press, 1994.

Ingram G. The Nature of Money. Cambridge: Polity Press, 2004.

Тексты к семинару.

Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т3. №4. С.58-72. www.ecsoc.msses.ru

  1. ПОТРЕБЛЕНИЕ.

Понятие потребления. Потребление в экономической теории. Потребление и социальная дифференциация. Потребление и пространство стилей жизни. Потребление знаков. Общество потребления. Потребление как инновационный процесс.

Литература.

Основная.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 18.

Бурстин Д. Сообщества потребления // ТHESIS. 1993. T.1. Вып.3. С. 231-254. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: 1998. Гл. Показное потребление. www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/consumption/10.htm

Дополнительная.

Беккер Г. De Gustibus Non Est Disputandum // Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 488-518.

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537-565.

Frenzen J., Hirsch P., Zerillo P. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. N.Smelser, R.Swedberg. P. 403–425.

Тексты к семинару.

Бурстин Д. Сообщества потребления // ТHESIS. 1993. T.1. Вып. 3. С. 231-254. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: 1998. Гл. Показное потребление. www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/consumption/10.htm

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ.

  1. Понятие хозяйства.

  2. Соотношение экономических и социальных действий.

  3. Экономико-социологический подход к хозяйству.

  4. Модели человека в экономической теории и экономической социологии.

  5. Структура хозяйственной мотивации.

  6. Экономический и социологический подходы к рациональности.

  7. Чему противостоит концепция укорененности?

  8. Формы социальной укорененности.

  9. Элементы хозяйственной культуры.

  10. Концепции рынка.

  11. Всегда ли существовал рынок?

  12. Становление рыночного общества по К. Поланьи.

  13. Сетевой подход к анализу рынков.

  14. Институциональный подход к анализу рынков.

  15. Социокультурный подход к анализу рынков.

  16. Экономико-социологические подходы к анализу рынков: сходства и отличия.

  17. Исторические формы хозяйственной организации.

  18. Анализ возникновения и эволюции хозяйственных организаций: различные подходы.

  19. Бюрократическая организация в современном мире: за и против.

  20. Специфика государства как хозяйственного агента.

  21. Модели взаимодействия государства и рынка.

  22. Структура неформальной экономики.

  23. Причины роста неформальной экономики.

  24. Формальные и неформальные правила в хозяйственных отношениях.

  25. Деньги как функция и социальное отношение.

  26. Множественность денег.

  27. Экономический и экономико-социологический подходы к анализу потребления.

  28. Престижное потребление.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

  1. Каковы основные элементы экономического действия?

  2. В чем состоит различие между формальным и содержательным значением «экономического»?

  3. В чем состоят междисциплинарные различия между экономической теорией и экономической социологией?

  4. Что означет представление экономического действия как формы социального действия?

  5. Какова структура хозяйственной мотивации с точки зрения экономической социологии? Охарактеризуйте каждый источник хозяйственной мотивации.

  6. Можно ли свести влияние социальных норм к действию экономического интереса? Почему?

  7. В чем состоит специфика экономического и экономико-социологического подходов к понятию рациональности?

  8. Что такое пере- и недосоциализированные концепции человеческого действия? В чем их недостатки?

  9. Что означает социальная укорененность экономического действия? Каковы основные элементы социальной укорененности экономического действия?

  10. В чем состоят отличия между рыночным обменом, реципрокностью и перераспределением?

  11. Каковы основные значения понятия «рынок»?

  12. В чем по К. Поланьи заключается опасность построения глобального саморегулирующегося рынка?

  13. В чем состоит специфика сетевого подхода к анализу рынков? Приведите примеры его использования.

  14. В чем состоит специфика институционального подхода к анализу рынков? Приведите примеры его использования.

  15. В чем состоит специфика социокультурного подхода к анализу рынков? Приведите примеры его использования.

  16. Какие существуют способы координации действий между участниками рынков?

  17. Каковы основные черты хозяйственной организации?

  18. Каковы основные черты бюрократической организации?

  19. Каковы основные способы построения хозяйственных организаций?

  20. В чем заключаются отличия между общиной, корпорацией и ассоциацией?

  21. Каковы основные стратегии утверждения внутрифирменного авторитета?

  22. В чем заключаются особенности социологических подходов к анализу хозяйственных организаций?

  23. В чем состоит специфика позиции государства в его отношениях с участниками рынка?

  24. Каковы основные функции государства в хозяйстве?

  25. Каковы основные типы государственного вмешательства в хозяйство?

  26. Как различаются модели «невидимой», «грабящей» и «помогающей» руки государства?

  27. Что такое «коррупция» с точки зрения теории агентских отношений?

  28. Какова структура неформальной экономики?

  29. В чем состоят преимущества и недостатки разных способов измерения неформальной экономики?

  30. Каковы основные факторы развития неформальной экономики?

  31. В чем состоят основные различия между формальными и неформальными правилами?

  32. Каковы причины возникновения неформальных правил?

  33. Каковы основные элементы механизма деформализации хозяйственных правил?

  34. Каковы основные элементы механизма формализации хозяйственных правил?

  35. В чем заключается определение денег через их функции? Каковы проблемы этого определения?

  36. Как различаются примитивные и современные деньги?

  37. Что означает рассмотрение денег как социального отношения?

  38. Что такое множественность денег?

  39. Что такое потребление?

  40. Каковы ограничения традиционного экономического подхода к анализу потребления?

  41. Что такое престижное потребление? По каким причинам оно возникает?

  42. Что такое потребление знаков?

  43. Какие тенденции характеризуют современное общество потребления?

  44. Каковы основные фазы инновационного потребительского цикла?

Автор программы: _____________________________/Куракин А.А./





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница