Программа дисциплины «Cпа-сательная техника и базовые машины»



Скачать 249.56 Kb.
Дата12.11.2016
Размер249.56 Kb.

УМКД 042-18-25.1.58/02.2013г

Ред. № 1 от 18. 09.2013 г

Страница из15




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18- 25.1.58/02-2013г

УМКД

Программа дисциплины «Cпа-сательная техника и базовые машины» для студентов

Редакция №1 от 18.09.2013г




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И БАЗОВЫЕ МАШИНЫ»




для специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Семей-2013

1.РАЗРАБОТАНО:

Составитель _________ «_30_» _08_ 2013 г. Ш .Т. Бейсебаев,ст.

преподаватель кафедры «Экология и защита окружающей среды»

2.ОБСУЖДЕНО:

2.1 На заседании кафедры «Экология и защита окружающей среды»


Протокол от «04_» ____09_____2013 г., №__1__.
Заведующий кафедрой _________ и.о.доцента Ж.К.Кабышева

2.2. На заседании учебно-методического бюро Аграрного факультета

Протокол от «09_» __09__ 2013 года, № _1_.
Председатель _______________и.о. доцента. А.Тлеубаева

3.УТВЕРЖДЕНО:

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета


Протокол от «18_» ___09___ 2013 года, № 1_.
Председатель УМС,

проректор по учебной работе ____________ профессор.Г.Искакова




4. ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Содержание


1

Общие положения 4

2

Содержание дисциплины и распределение часов по видам занятий 6

3

Методические рекомендации по изучению дисциплины 9

4

5

6



7



Формат курса 12

Политика курса 12

Политика выставления оценок 13

Литература 15




1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Общие сведения о преподавателе и дисциплине. Бейсебаев Шарип Толежанович, ст. преподаватель

Кафедра «Экология и защита окружающей среды»

Контактная информация:

тел. 53 -37- 60,36-02-23 учебный корпус № 8, кабинет № 127

Место проведения занятий - аудитория № 129

Название дисциплины –«Cпасательная техника и базовые машины»,

Количество кредитов по данной дисциплине – 2(два)
1.2 Краткое описание содержания дисциплины

Главная задача ликвидация последствий ЧС, это спасение людей, сохранения жизни и здоровья людей, уменьшение материального урона народному хозяйству, защита окружающей среды, ликвидация очагов заражения, уменьшение вторичных последствий ЧС и техногенных аварий.



    1. Задачи изучения дисциплины вытекают из требований к знаниям и умениям будущих специалистов в соответствии с государственным стандартом по образованию бакалавра специальности 050731 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» уметь для защиты населения в чрезвычайных ситуациях организовывать оперативное обеспечение аварийно-спасательных подразделении средствами связи и транспортом.



1.3 Цель изучения дисциплины:

Во время проведения спасательных, инженерных, аварийно- восстановительных работ в ЧС, специалисты управления ЧС должны уметь грамотно планировать и организовать:



  • Быстро и безопасно доставить участников СНАВР к очагам ЧС;

  • Четко организовывать эвакуацию людей и материальных ценностей с очагов поражений или аварий;

  • Своевременно оповещать население о возможном последствии ЧС;

  • Организовать надежную связь между подразделениями МВД, Вооруженных сил, силы ГО, предприятиями и местными исполнительными органами;

  • Уметь планировать организационные мероприятии связанные с ликвидацией последствий ЧС;



1.4 Основная задача изучения дисциплины:
Основными задачами изучаемого курса является:

- научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;

- определить основы организации и ведения спасательных и других неотложных работ;

- дать характеристику способов защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения;

- изучить приборы радиационной и химической разведки, ознакомить с работой на них;

- изучить основы эксплуатации поисково-спасательной, аварийно-спасательной техники и инструмента , а также средств связи и вспо-магательной и другой техники.


1.5 Результаты обучения:
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы поисково-спасательной, аварийно-спасательной техники и инструмента,средств связи, правовые и нормативно-техни-ческие основы ведения СНАВР;



владеть:

методами проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ ;



усвоить:

пути и способы планирования необходимой техники и оборудования для ведения СНАВР;



уметь:

проводить технические расчеты по обеспечению СНАВР;



понимать:

организацию процесса эвакуации, технологию ведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ;



иметь представление:

об устройстве поисково-спасательных, аварийно-спасательных машин и инструментов;



приобрести практические навыки:

составление заявок,ведению расчетов и применению простейших приборов и инструментов. ;



Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общие компетенции:

Специалист данного направления должен:

1 соответствовать триединой задаче: исследователь (учёный) – управленец (менеджер) – практик;

2 уметь прогнозировать или планировать направления технологического процесса, работать над междисциплинарными объектам;

3 знать этические и правовые нормы применяя их в процессе производства;

Профессиональные компетенции.

быть компетентным :

- в вопросах законодательной и нормативно-правовой базы в области ведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ;

- в вопросах состояния системы управления основ ведения СНАВР;

- в вопросах применения специальных технических средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов при ЧС;

- в вопросах оценки социальных и социально-экономических результатов состояния обеспечения безопасности жизнедеятельности во время проведения СНАВР.


1.6 Пререквизиты курса:

1.6.1 Основы безопасности жизнедеятельности



      1. Аварийно-спасательное дело

1.6.3 Безопастность техники и технологии.
1.7 Постреквизиты курса:

1.7.1 Специальные дисциплины

1.7.2 Выполнение дипломной работы


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Таблица – 1

№ темы

Наименование темы

Часы

Литература

ЛК

СПЗ

СРСП

СРС

1

2

3

4

5

6

7

Модуль1 Единая транспортная система Республики Казахстан

Блок1

1.

1Вводная лекция. Основ-ные понятия. Значение спасательной техники и средств связи

1

-

-

-


Осн.:7.1.1,7.1.4, 7.1.5, 7.1.6

Доп. 7.2.1, 7.2.2.



Блок2

2.

2Единая транспортная система РК.

1

-

3

2

Осн.:7.1.1, 7.1.4

Доп.: 7.2.2.



Блок3

3.

3.Автомобильный транс-порт, его эксплуатацион-ные показатели .

1

2

2

3

Осн.:7.1.1,7.1.4, 7.1.5. Доп.: 7.2.1, 7.2.2,

Модуль2 Поисково-спасателные и аварийно-спасательные средства

Блок1

4.

4. Поисково-спасателные и аварийно-спасательные средства

1

2

1

1

Осн.:7.1.4,7.1.6, 7.1.10. Доп: 7.2.2, 7.2.3,

Блок2

5.

5. Дорожно-землеройные средства

1

1

-

2

Осн.:7.1.6,7.1.8, 7.1.10, Доп.: 7.2.2, 7.2.3,

Блок3

6.

6.Грузоподъемные средства.

1

1

-

2

Осн.:7.1.6,7.1.7,7.1.8. Доп.: 7.2.2, 7.2.3,

Блок4

7.

7.Средства энергоснабжения и водо-снабжения

1

2

3

3

Осн.:7.1.4,7.1.6, 7.1.10.Доп.:7.2.2, 7.2.3.

8

РК-1




2

1

2




Блок5

9.

8.Средства малой меха-низации.

2

3

2

2

Осн :7.1.6,7.1.4, 7.1.10.Доп.: 7.2.2, 7.2.3.

Модуль 3 Организация материально-технического снабжения в очагах ЧС

Блок1

10.

9.Пути обеспечение на-дёжности управления и организация бесперебой-ной связи в ЧС .

1

-

2


2

Осн.:7.1.2,7.1.3, 7.1.4,7.1.9

Доп.:7.2.3, 7.1.10



Блок2

11.

10Эксплуатация коротко-волновых, ультракорот-коволновых носимых радиостанций

1

2




3

Осн.:7.1.2,7.1.3, 7.1.4,7.1.9

Доп.:7.2.2, 7.1.10



Блок3

12.

11Эксплуатация коротко-волновых, ультракоротко-волновых мобильных радиостанций

1

2




2

Осн.:7.1.2,7.1.3, 7.1.4,7.1.9 Доп.:7.2.2, 7.1.10

Блок4

13.

12 Система управления средствами связи и опо-вещения

1

-

1

2

Осн.:7.1.2,7.1.3, 7.1.4,7.1.9 Доп:7.2.2,7.1.10

Блок5

14.

13Организация матери-ально-технического снаб-жения в очагах ЧС

2

-

-

2

Осн.:7.1.1.,7.1.9,7.1.10. Доп.: 7.2.1.7.2.2, 7.1.6

15

РК-2




2

1

2




Самостоятельная работа студентов

16


1. Характеристики транспортных средств Р.К

Принципы проектирова-ния и особенности:

а) автомобильного

б) железнодорожного

в) речного и морского

г) воздушного тр. сред.

д) трубопров-го транс-та










4

Осн.:7.1.1,7.1.4, 7.1.5, 7.1.6

Доп. 7.2.1, 7.2.2.


17


2 Физические компонен-ты транспорта; силовые установки:

а) автомоб-ном транс-те,

б) жел/дорожном тран-те,

в) авиационном транс-те,

г) водном транспорте

д) трубопроводном транспорте










4

Осн.:7.1.1,7.1.4, 7.1.5, 7.1.6

Доп. 7.2.1, 7.2.2.



18

3 Средства преодоления препятствий:

а) Машины разграждения

б) Путеукладчики

в) Мостостр-ные уст-ки

г) Механизированные мосты и понтонно-мостовые парки









3

Осн.:7.1.4,7.1.6, 7.1.10. Доп: 7.2.2, 7.2.3,


19

4 Автоматизация средств связи и оповещание









4


Осн.:7.1.2,7.1.3, 7.1.4,7.1.9

20

5.Управление транспортом









4


7.1.1,7.1.6, 7.1.6: 7.2.4,

21


6Средства водоснабжения

а)установки добычи грун-товых вод

в) станции очистки воды










3


Осн.:7.1.4,7.1.6, 7.1.10.Доп.:7.2.2, 7.2.3.




Всего:

15

15

15

45




3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Спасательная техника и базовые машины» следует изучать в последовательности, указанной в программе. Необходимо разобраться в основных понятиях и определениях и понять ход логических выводов. При изучении теоретического материала и при решении задач обязательно уделять особое внимание сущности физических явлений, происходящих при ЧС. После изучения теоретического материала темы следует разобраться с методикой решения задач. Для лучшего усвоения материала курса рекомендуется составлять конспект по каждой теме.

Аудиторные занятия включают в себя следующие виды: лекции (ЛК), практические занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студента (СРС).



Рекомендации: активно участвовать в учебном процессе, старательно выполнять домашнее задание, конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях, содействовать коллективной работе, быть пунктуальными и обязательным. Быть терпеливыми, открытыми, откровенными и доброжелательными к сокурсникам и преподавателям.

Методические рекомендации позволяют студентам выполнять практические работы самостоятельно или при минимальной помощи преподавателя.

При кредитной системе обучения предъявляются высокие требования к повышению качества организации самостоятельной работы студента, которая включает выполнение различных домашних заданий.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя – одна из форм учебной работы при кредитной системе обучения, которая проводится в виде аудиторного занятия в диалоговом режиме, а также в виде консультаций во внеаудиторное время.


Программа дисциплины «Cпасательная техника и базовые машины» включают в себя следующие виды занятий: лекции (ЛК), практические (ПЗ) и самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельную работу студента (СРС). Основной особенностью кредитной технологии обучения являются: максимальная индивидуализация обучения и повышение роли самостоятельной работы студента, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. Поэтому студент каждую лекцию, практическое занятие тщательно изучает, делает соответствующие записи в специальные тетради электронным или письменным путем по 5-7 основным понятиям. На лекции принимать активное участие в диалоге с преподавателем и выяснять не понятные ему вопросы и показывать уровень знаний. Задания по СРС И СРСП обязательны для выполнения и должны сдаваться в установленные сроки. Работы, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже. СРС – полностью самостоятельно выполняется студентом, а СРСП –при участии преподавателя. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством тестов, контрольных работ, рефератов.
Краткое содержание практических занятий.
Практическая работа № 1. «Эксплуатационные качества автомо-билей»(2часа)

Цель работы : ознакомление с эксплуатационными качествами автомо-бильного транспорта.

Эффективность автомобилей зависит не только от совершенства их конструкций, но и от эксплуатационных условий.

Условия эксплуатации подвижного состава можно разделить на следующие группы.

Транспортные условия

Дорожные условия

Организационно-технические условия:

Удобство использования автомобилей

Скорость движения автомобилей



Ответить на следующие вопросы:

1.На какие группы делятся условия эксплуатации подвижного состава?

2.Независимо от условий эксплуатации, каким общим качеством должен обладать автотранспортные средства?

3.Что подразумевается под понятием «Удобство использования автомо-билей» ?

4. От чего зависет техническая скорость подвижного состава?
Практическая работа № 2. «Поисково-спасательные и Аварийно-спасательные средства»

Цель работы: Ознакомиться с аварийно – спасательными и поисково-спасательными машинами и средствами. Определить назначение каждой машины, и изучить технические характеристики. (Поисково-спасательных машин ЗИЛ-49061; ЗИЛ-497200; Аварийно-спасательных машин АСМ-582 0000010 ; АСМ-41-02-27057; Поисково-спасательного прибора “пеленг-1”

Ответить на следующие вопросы:


  1. Какие аварийно – спасательные средства известны на данный момент?

  2. Какие поисково – спасательные машины известны на данный момент?

  3. Какой принцип работы акустического прибора «Пеленг-1»?

  4. Каковы особенности технических характеристик спец автомобилей?

Практическая работа № 3. «Общее устройства и эксплуатационные показатели дорожно-землеройных и грузоподьемных средств».



Цель работы: изучение устройства экскаватора ЭТЦ-161 и автокрана КС-8471, а также ознакомление эксплуатационными качествами, принципом работы указанных машин.

Ответить на следующие вопросы:

  1. Для каких работ предназначен и как устроен экскаватор ЭТЦ-161?

2. Назначение и устройства Стреловой кран КС-8471?

  1. Какому типа кранов относится кран КС -8471?

  2. По каким техническим характеристикам отличаются автокраны друг от друга ?

Практическая работа № 4. «Устройство и работа средств энерго-снабжения» (электростанции, компрессорных станции).


Цель работы: Изучить назначение, устройства и принципы работы прицепной электростанции ЭД60-Т400-РП и компрессорной станции

ЗИФ-ПВ-5М.

Ответить на следующие вопросы:

1. Назначение и устройства прицепной электростанции ЭД60-Т400-РП?

2. Назначение и устройства компрессорной станции ЗИФ-ПВ-5М. ?


Практическая работа № 5. «Общее устройства и эксплуатационные показатели средств малой механизации»

Цель работы: Изучение устройство , принцип работы переносных и прицепных пожарных мотопомп МП-600; МП-1600 и их технических характеристик.

Ответить на следующие вопросы:

  1. Как устроен мотопомпа МП-600?

  2. Какие требования должны удовлетворят мотопомпы?

Практическая работа № 6. «Устройство и работа коротковолновых носимых радиостанций»



Цель работы:

1.Изучить назначение тактико – технические данные Р-105м.

2.Изучить устройство и органы управления радиостанции.

Ответить на следующие вопросы:


  1. Перечислите тактико-технические данные радиостанций Р-105м ?

  2. Как устроен радиостанция Р-105м?

  3. Чем отличается радиостанций Р-108м, Р-109м от радиостанций Р-105м ?

Практическая работа № 7. «Устройство и работа ультракоротко-волновых мобильных радиостанций»

Цель работы: Изучите технические характеристики, состав комплектов и принцип работы мобильных радиостанций (Подробнее характеристики радиостанции «Виола - АП»).

Ответить на следующие вопросы:

  1. Из каких элементов состоит комплект радиостанции «Виола-АП» ?

  2. Как подготовит радиостанцию к работе ?

  3. Сколько каналов имеет радиостанцияи каких диаппазонах частот работает?


4 ФОРМАТ КУРСА

При освоении теоретического (лекционного) материала используются элементы тезаурусного способа обучения, при этом обучающийся должен сформировать личный (профессиональный) тезаурус специалиста.

Аудиторные занятия проводятся в форме кооперативной работы с решением индивидуальных задач и графических работ. Подготовка к занятиям должна носить систематический характер с обязательным самостоятельным изучением методических материалов.

СРСпроводятся в форме презентаций, стендовых докладов, являются обязательными для выполнения и должны сдаваться в установленные сроки. Работы, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже.

Рейтинговый контроль проводится в устной форме.Итоги рубежной аттестации проставляются с учетом посещаемости лекций и практических занятий, подготовки к практическим занятиям, выполнения СРСП и СРС в установленные сроки.

Экзамен будет проводиться в письменной форме


5 ПОЛИТИКА КУРСА

В процессе нашей совместной работы мы будем придерживаться следующих правил:



  • Преподаватель и студент должны относиться друг к другу с уважением.

  • Любые нарушения правил поведения на занятиях будут наказываться, вплоть до удаления из аудитории, а активная работа поощряться.

  • Не опаздывать и не пропускать занятия.

  • За отработанные пропущенные занятия в электронном журнале оценка автоматически снижается.

  • Оценка знаний будет осуществляться с применением бально-рейтинговой системы.

Итоги рубежной аттестации проставляются с учетом посещаемости, выполнение самостоятельных работ студента, в установленные сроки, ответов на занятиях в устной или письменной форме, результатов рубежного контроля.

6 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК


Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний на всех стадиях обучения: текущий, рубежный, домашний. Каждый вид контроля дает студенту баллы, которые определяют его рейтинг допуска к сдаче итогового контроля. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных уровнях контроля, могут быть оценены в зависимости от степени усвоения учебного материала в пределах шкалы оценок от «А» до «F». По результатам успеваемости за учебный курс рассчитывается средний переводной балл GPA, который увеличивается с каждым годом обучения студента, что служит цели повышения качества знаний по специальным дисциплинам.

На дисциплину «Cпасательная техника и базовые машины» выделяется 1000 баллов. На один академический период выделяется 600 баллов (1-7 неделя 270 баллов и 30 баллов -посещение занятий, 8-15 неделя 270 баллов и 30 баллов -посещение занятий). На проведение рубежного контроля методом компьютерного тестирования отводится 70 баллов (из 270 баллов). Преподавателю предоставляется право самостоятельно распределять 200 баллов по видам работ, выполняемых обучающимися в процессе изучения дисциплины. На итоговый экзамен отводится 400 баллов.



Данные распределения баллов по неделям и видам контроля представлено в таблице 2
Таблица 2 Распределение баллов по дисциплине «Cпасательная техника и базовые машины»

Неделя

Вид контроля

Всего баллов

Примечание

1

2

3

4




Посещение лекц-ных занятий с 1 по 7 неделю

30




1

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




2

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




3

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




4

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




5

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




6

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




7

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5 баллов

20







Рубежный контроль 1

70




Итого баллов по результатам обучения с 1 по 7 неделю

300







Посещение лекционных занятий с 8 по 15 неделю

30




8

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




9

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




10

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




11

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




12

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




13

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5, СРС-10 баллов

30




14

Прак.зан-15 баллов. СРСП -5 баллов

20




15

Рубежный контроль 2

70




Итого баллов по результатам обучения с 8 по 15 неделю

300




Итого баллов за экзамен

400




Итого баллов за академический период

1000





7 ЛИТЕРАТУРА



7.1 Основная литература
7.1.1 Д. Бенсон. Транспорт и доставка грузов М.2004 г

7.1.2 А.А. Алексеенко и др. “Эксплуатация радиотехнических систем” М. воениздат 2006 г

7.1.3 “Пособие специалисту радиостанций малой мощности” М.2007 г. 7.1.4 Учебник Пожарные автомобили М.2006 г. Глава 6.3.

7.1.5 А.А. Афанасьев. “Автомобили и автомобильные перевозки ” М.2004г.

7.1.6 Справочник-каталог аварийно-спасательных средств ИИЦ ВНИИ ГОЧС МЧС РОССИЙ 2001 г

7.1.7 П. Г. Гузенков. Детали машин. Москва, 2002 г.

7.1.8 М.П. Александров. Подъемно-транспортные машины. Москва, 2004г.

7.1.9. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. -М.: Атомиздат, 2005 г.

7.1.10. В.И. Шойгу и другие. Учебник спасателя. Краснодар, 2002.
7.2 Дополнительная литература
7.2.1 «Статистический ежегодник» журнал. Анализ работы транспорта за 2006- 2012 годы. Научно-техническая библиотека.

7.2.2 Д.П. Волков. Строительные машины.М.Стройиздат, 1988.

7.2.3 Ф.Иванов и другие. Пожарная техника. М., 1988.

7.2.4 Журналы АЧС: квартальные выпуски за 2005-2008 годов





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница