Программа дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»



страница1/3
Дата23.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

________________________

«_____»___________2011__г.

 

Рабочая программа дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»

 (наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки (специальности)

111801 Ветеринария
Профиль подготовки

специалист
Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения



очная, заочная

 


 

Улан-Удэ

2011

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерных основных образовательных программ.

Программа обсуждена на заседании кафедры Анатомии, гистологии и патоморфологии
Протокол №______ от «_____»________________201__г.
Зав. кафедрой_____________________________

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета/института от «__»____________ года, протокол №________.


«_____»________________201___г.

Председатель методической комиссии

__________________

№ п/п

На учебный год

Одобрено


на заседании кафедры

Утверждаю


_____________________

Заведующий кафедрой

д. б.н., проф Хибхенов Л.В.


Протокол

Дата

Подпись

Дата

1.

20__/20__г.г.

№____

«—«__20__г




«__»__20__г

2.

20__/20__г.г.

№____

«—«__20__г




«__»__20__г

3

20__/20__г.г.

№____

«—«__20__г




«__»__20__г

4

20__/20__г.г.

№____

«—«__20__г




«__»__20__г

5

20__/20__г.г.

№____

«—«__20__г




«__»__20__г


1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цели дисциплины:

Объектами профессиональной деятельности ветеринарного врача служат домашние, сельскохозяйственные, пушные, промысловые животные и птицы, в связи с этим, основной целью дисциплины является знание студентами закономерностей развития и строения органов и систем организма на клеточном и тканевом уровнях.



Задачи изучения дисциплины:

- изучить морфофункциональную организацию клеток и тканей органов и систем в процессе фило- и онтогенеза;

- изучить эмбриональное развитие животных и влияние среды обитания на способ их развития;

- привить навыки и умения в применении полученных знаний по гистологии в практической деятельности.

- подготовить к изучению биологических дисциплин.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Дисциплина «Цитология, гистология и эмбриология» относится к общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу (базовая часть) С.2.

Курс читается в первом и втором семестрах первого курса и тесно связан со смежными дисциплинами, изучаемыми как на первом и втором курсах (неорганическая химия, биохимия, физика, зоология, биологией, экология, анатомия, физиология), так и на 3 курсе (генетика), являясь базой для них.

Общеобразовательное значение предмета заключается в получении фундаментального биологического образования через углубленное изучение строение клеток и тканей организма животных;

Прикладное значение заключается в освоении вопросов функциональной гистологии – гистофизиологии для выработки навыков врачебного мышления и реализации междисциплинарных структурно-логических связей;

Практическое значение заключается в ознакомление студентов с современными направлениями и достижениями микроморфологии, методами изучения строения клетки и тканей животных.

В основе программы курса лежит принцип единства теории и практики. Полученные, на лекциях, общие теоретические основы предмета закрепляются на лабораторных занятиях. Студенты вплотную изучают гистологическое строение тканей, используя натуральные гистологические препараты. Атласы, плакаты, муляжи, микрофотографии используются в качестве вспомогательного материала.

В начале курса проводится входной контроль, целью которого является проверка уровня знаний школьного курса биологии. Оценка входного контроля входит в общий рейтинг при изучении дисциплины.

При самостоятельной работе студенты готовят конспекты в соответствии с планом, темами и графику их сдачи. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии. В конце модуля осуществляется проверка знаний с применением программы «М-тест». Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Билеты входного контроля
Билет 1


  1. Дайте характеристику химического состава и физико-химических свойств клетки.

  2. Опишите цикл развития животных

  3. Особенности строения и народно-хозяйственное значение представителей отряда парнокопытные

Билет 2


  1. Каково строение и функции ядра?

  2. Что такое ДНК?

  3. Особенности строения и народно-хозяйственное значение представителей отряда непарнокопытные.

Билет 3



  1. Каково строение и функции органелл клетки

  2. Биосинтез белка

  3. Что такое хроматин?

Билет 4

  1. Дайте характеристику химического состава и физико-химических свойств клетки

  2. Опишите цикл развития животных

  3. Особенности строения и народно-хозяйственное значение представителей отряда парнокопытные

Билет 5


  1. Каково строение и функции ядра?

  2. Функция клеточного центра

  3. Особенности строения и народно-хозяйственное значение представителей отряда непарнокопытные

Билет 6

  1. Что такое нуклеотид?

  2. Строение бактерий, вирусов.

  3. Как устроена молекула ДНК?

Билет 7



  1. Что такое эухроматин и гетерохроматин?

  2. Строение и функции рибосом.

  3. Перечисление фазы митоза.

Билет 8


  1. Химический состав ядра

  2. Какие вы знаете нуклеиновые кислоты?

  3. Фазы мейоза

Билет 9


  1. Дробление, его типы.

  2. Из каких мономеров состоят белки?

  3. Что происходит в клетке в период интерфазы митотического цикла?

Билет 10



  1. Что такое митотический цикл?

  2. Биологическое значение оплодотворения.

  3. Какие вы знаете зародышевые листики?

Билет 11


  1. Каковы реакции клетки на измерения внешней среды?

  2. Опишите строение мужской половой клетки

  3. Структура белка

Билет 12


  1. Оогенез

  2. Что такое бластула и гаструла?

  3. Опишите интерфазу митоза

Билет 13



  1. Структура нуклеиновых кислот

  2. Что такое цитоплазма?

  3. Какие вы знаете аминокислоты?

Билет 14


  1. Что такое ядро?

  2. В чем сходство и различие между молекулами РНК и ДНК?

  3. Как происходит оплодотворение?

Билет 15


  1. Что такое фермент?

  2. Опишите строение ядра

  3. Типы яйцеклеток

Билет 16

  1. Сперматогенез.

  2. Строение и функции рибосом.

  3. Что является мономерной единицей нуклеиновых кислот?

Билет 17


  1. Дифференцировка зародышей листков

  2. Какие вы знаете азотистые основания?

  3. Популяции.

Билет 18


  1. Каковы источники развития различных систем органов?

  2. Что такое ареал?

  3. Разновидности нуклеиновых кислот.

Билет 19

  1. Типы гаструляции

  2. Что представляет собой первичная структура белка?

  3. Строение яйцеклетки.

Билет 20


  1. Каковы первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка?

  2. Перечислите фазы митоза

  3. Какое влияние оказывает окружающая среда на развитие фенотипических признаков

Билет 21



  1. Общебиологическое значение полового процесса.

  2. Перечислите фазы митоза

  3. Строение и функции рибосом

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

  • Следовать принципам биоэтики, иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • Приобрести новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • Проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОК-8);

  • Проявлять творческие качества (ОК-14);

  • Правильно ставить цели, проявлять настойчивость в их достижении (ОК-15);

  • Заботиться о качестве выполняемой работы (ОК-16);

  • Уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

  • Уметь правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеть техникой клинического исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3);

  • Анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболевания (ПК-5)

  • Анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-6);

  • Использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, терминологию, действующие международные классификации) ПК-16;

  • Обеспечивать рациональную организацию труда среднего и ладшего персонала ветеринарных лечебно-профилактических учреждений; их обучение основным манипуляциям (ПК-18);

  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, что составляет 6 зачетных единиц.

  • Таблица 1. Виды учебной работы для очной формы обучения

    № п/п

    Раздел дисциплины

    Семестр

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Форма

    аттестации



    Лекции

    ЛПЗ

    СР

    1

    Цитология

    1

    6

    10

    22

    Зачет

    2

    Эмбриология

    1

    2

    6

    12

    3

    Гистология

    1

    8

    -

    -

    4

    Гистология

    2

    22

    44

    57

    Экзамен




    Итого:




    38

    60

    91



4.1. Содержание разделов дисциплины:

Курс состоит из 3 модулей. Изучение теоретических вопросов осуществляется на лекциях и закрепляется работой студентов на лабораторно-практических занятиях и самостоятельной работой.

Курс лекций состоит из 38 часов. Календарно-тематические планы лекций, лабораторно-практических занятий, вопросы по модулям, графики сдачи модулей и самостоятельных работ (СР) отражены на стенде кафедры. В начале изучения дисциплины студентов знакомят с графиком сдачи модулей. Имеется экран сдачи модулей. Кафедрой разработаны М-Тесты для модулей, которые находятся в единой базе М-тестов академии. Оценка знаний производится с использованием ПК по 100 – бальной шкале:


  • - < 56 бал. – неудовлетворительно;

  • - 56-70 бал. - удовлетворительно;

  • - 71-85 бал. – хорошо;

  • - 86-100 бал. – отлично.




    1. Лабораторные, практические и семинарские занятия

На лабораторно-практических занятиях преподаватель излагает цели занятия, указывает на вид учебной деятельности, объекты изучения, учебные элементы и критерии их определения. В процессе изучения препаратов студентам предоставляется комплекс пособий: учебник, атлас, руководство к лабораторно-практическим занятиям, таблицы, микрофотографии. Только путем изучения гистологических препаратов студент может серьезно усвоить цитологию, гистологию и эмбриологию. Изучая микроскопические препараты, студенты зарисовывают их цветными карандашами в специальные рабочие тетради. Обозначения элементов препаратов должны носят краткий и лаконичный характер.

После изучения необходимых объектов студенту предлагаются задачи контрольно-обучающего характера. Это объединяет теорию и практику, способствует самоконтролю и лучшему усвоению материала. В конце лабораторно-практического занятия преподаватель объявляет тему следующего занятия и дает рекомендации по самоподготовке, включающие требования к исходному уровню знаний. При изучении дисциплины осуществляется этапный контроль, включающий диагностику гистологических препаратов, а также решение ситуационных задач.

Проверка знаний осуществляется в процессе устного и письменного опроса, компьютерного тестирования. Структура практических занятий по дисциплине представлена в таблице 2.

Таблица 2. План проведения лабораторно-практических занятий при очной форме обучения



п/п


Тема занятий (лабораторн., практич. и семинарских)

Форма занятия


Кол-во часов

Форма контроля знаний

1

Устройство и показатели микроскопа

ПЗ

2

М-тест

2

Гистологическая техника

ПЗ

2

М-тест

3

Морфология клеток

ПЗ

2

М-тест

4

Непостоянные клеточные включения

ПЗ

2

М-тест

5

Деление клеток

ПЗ

2

М-тест

6

Половые клетки

ПЗ

2

М-тест

7

Основы эмбриологии

ПЗ

2

М-тест

8

Изучение эмбриологических препаратов

ПЗ

2

М-тест

9

Изучение эмбриологических препаратов

ПЗ

2

М-тест

10

Эпителиальные ткани. Однослойный эпителий

ПЗ

2

М-тест

11

Многослойный эпителий

ПЗ

2

М-тест

12

Железы

ПЗ

2

М-тест

13

Опорно-трофические ткани. Кровь

ПЗ

2

М-тест

14

Собственно-соединительная ткани

ПЗ

2

М-тест

15

Хрящевая ткань

ПЗ

2

М-тест

16

Костная ткань

ПЗ

2

М-тест

17

Мышечные ткани

ПЗ

2

М-тест

18

Нервная ткань. Невроны и нейроглия

ПЗ

2

М-тест

19

Нервные волокна и нервные окончания

ПЗ

2

М-тест

20

Спинной мозг и мозжечок

ПЗ

2

М-тест

21

Орган слуха

ПЗ

2

М-тест

22

Органы обоняния и зрения

ПЗ

2

М-тест

23

Кровеносные сосуды

ПЗ

2

М-тест

24

Железы внутренней секреции

ПЗ

2

М-тест

25

Кожа и ее производные

ПЗ

2

М-тест

26

Органы пищеварения

ПЗ

2

М-тест

27

Органы дыхания

ПЗ

2

М-тест

27

Органы выделения

ПЗ

2

М-тест

28

Половая система самцов

ПЗ

2

М-тест

29

Половая система самок

ПЗ

2

М-тест

30

Контрольное определение

препаратов




ПЗ

2

контроль

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница