Программа Алгоритм духовного влияния Об организации



Скачать 460.73 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер460.73 Kb.
  1   2


Культурный центр Вооруженных Сил имени М.В. Фрунзе

____________________________________________

Методический отдел

Серия: Духовно-просветительная программа



Алгоритм

духовного влияния


Об организации

культурно-досуговой работы

в воинском коллективе

Москва


2012

Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры России

Хробостов Д.В.

Составители сборника –

заслуженные работники культуры России:

Хробостов Д.В., Галкин К.Г., Дмитриченко В.А., Науменко В.П.,

методисты: Гурьянова Е.К., Лещинская Т.П.
Редактор Востриков А.Д.
Компьютерная обработка материала:

Еркович Е.И., Шипилова Н.М.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять

по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел


Телефоны: 681-56-17,681-40-21, 681-30-73

Факс: 681-52-20

Организация культурно-досуговой работы в частях и подразделениях Вооруженных Сил РФ по-прежнему остается в зоне прямой ответственности командиров разных уровней, так как является одной из составляющей морально-психологической подготовки военнослужащих в современных условиях. Предлагаемая брошюра рассматривает основные теоретические положения этой организации, а также методические рекомендации к их практическому применению.
Культурно-досуговая работа в Вооруженных Силах

Российской Федерации

1. Сущность и значение культурно-досуговой работы.

Культурно-досуговая работа (далее – КДР) – это система проводимых командирами, структурами по работе с личным составом и учреждениями культуры Вооруженных Сил мероприятий по духовной мобилизации личного состава на успешное решение задач военной службы, формированию и развитию у воинов интеллектуально-нравственных качеств надежных защитников Отечества, приобщению их к духовным ценностям, а также по организации их досуга с целью снятия эмоциональных и физических нагрузок, утверждения здорового образа жизни. КДР – неотъемлемая составная часть воспитательной работы в Вооруженных Силах.

Широкое и разностороннее воздействие КДР на воспитание военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил предопределяется многообразием ее социальных функций.



Важнейшими из них являются:

  • культурно-воспитательная функция (формирование у воинов средствами культуры и искусства необходимых морально-психологических, профессиональных, духовно-нравственных качеств, повышение их общей культуры);

  • военно-массовая функция (воздействие на воинов средствами культуры и искусства в интересах решения конкретных задач военной службы);

  • информационно-просветительная (участие в распространении информации с целью расширения общекультурного, военного и профессионально-технического кругозора военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала);

  • культурно-творческая (повышение культурного уровня личного состава путем приобщения воинов к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, удовлетворение их духовных запросов и интересов, развитие творческих способностей воинов);

  • функция рациональной организации свободного времени (создание необходимых условий для того, чтобы досуг каждого человека был полноценным и полезным);

  • функция общения во внеслужебной обстановке (обеспечение условий для неформальных связей разных поколений, социальных групп военнослужащих, контактов с представителями государственных и общественных структур, организаций и учреждений науки, культуры, литературы и искусства, религиозных конфессий);

  • регулятивная функция (влияние КДР на социальное поведение военнослужащих, утверждение в их сознании системы духовных ценностей и норм через традиции, социальные установки);

  • функция формирования общественного мнения (содействие выработке правильных оценок происходящих событий, созданию здорового морально-психологического климата, сплоченности воинского коллектива).

Реализация этих функций осуществляется по следующим основным направлениям КДР:

    • участие в воспитании средствами культуры и искусства у военнослужащих качеств гражданина-патриота, высокой дисциплинированности и личной ответственности за выполнение воинского долга;

    • содействие сплочению воинских коллективов, воспитанию военнослужащих в духе коллективизма, войскового товарищества;

    • оказание помощи командирам, органам по работе с личным составом в формировании у военнослужащих государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации;

    • систематическое разъяснение государственной политики в области культуры и искусства, норм морали и воинской этики, государственной военной символики и воинских ритуалов;

    • участие в разъяснении государственной политики в области военного строительства, безопасности и обороны государства;

    • оказание средствами КДР помощи командирам и органам по работе с личным составом в организации боевой и общественно-государственной подготовки;

    • участие в воинском воспитании личного состава и морально-психологическом обеспечении задач подготовки Вооруженных Сил, содействие успешному выполнению планов военно-профессиональной учебы воинов;

    • культурно-досуговое обеспечение тактических учений, морских походов, полетов, стрельб и других полевых занятий;

    • содействие спортивным комитетам воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений в организации спортивно-массовой работы, популяризации всех видов спорта и туризма;

    • участие в мероприятиях по распространению социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний;

    • помощь военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей в самообразовании, приобретении общественно-полезных знаний и профессий;

    • систематическое проведение информационных и культурно-воспитательных мероприятий по пропаганде истории и ценностей культуры народов России, лучших произведений современной и классической отечественной и зарубежной литературы и искусства, прежде всего, произведений героико-патриотической тематики; организация культурного обслуживания и досуга; внедрение культуры поведения в служебную деятельность, труд и быт;

    • создание условий для развития самодеятельного творчества, организация деятельности коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам;

    • взаимодействие с офицерскими собраниями, женсоветами, другими общественными структурами частей (кораблей) по вопросам организации полноценного досуга в гарнизонах, частях (на кораблях), в учреждениях и военно-учебных заведениях;

    • поддержание деловых связей с государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, творческими союзами, религиозными конфессиями, общественными объединениями в целях привлечения их сил и средств к культурно-художественному обслуживанию военнослужащих, гражданского персонала Министерства обороны, членов их семей; развития шефства работников культуры и искусства над личным составом армии и флота;

    • участие совместно с государственными и муниципальными органами, общественными организациями, образовательными и другими организациями и учреждениями в военно-патриотическом воспитании молодежи.

В основе КДР в армии и на флоте лежит система принципов, т.е. руководящих основополагающих идей, исходных позиций, в которых отражается социальная сущность и специфика культурной деятельности в условиях Вооруженных Сил. К ним относятся:

  • неразрывная связь с жизнью, с практикой военного строительства, с задачами Вооруженных Сил, соединения, части (корабля), подразделения;

  • конкретность, оперативность, целеустремленность. Все содержание КДР определяется федеральным законодательством Российской Федерации, требованиями министра обороны, другими нормативными документами в
    соответствии с внешней и внутренней обстановкой, задачами, стоящими перед личным составом корабля (части), подразделения. Каждое мероприятие должно
    опираться на конкретные факты и явления, должно быть адресовано определенным категориям военнослужащих. Необходимо, чтобы формы и методы работы соответствовали содержанию мероприятий, условиям и месту их проведения;

  • непрерывность и планомерность. Этот принцип исходит из того, что КДР нужно вести постоянно. При этом мероприятия должны подчиняться единому плану, образуя цельную, заранее продуманную систему воздействия на сознание и поведение воинов, отношение их к выполнению своего служебного долга;

  • научный подход к организации КДР является непременной основой успешного решения всех стоящих перед этой составной частью воспитательной деятельности задач. Принцип научного подхода состоит, прежде всего, в том, что КДР строится в точном соответствии со свойственными ей закономерностями, а также учитывает данные, выводы, положения других наук: философии, педагогики, психологии, социологии, искусствознания, этики, военной науки, воспитательной работы в Вооруженных Силах, других общественно-экономических и естественных наук. Опора на данные этих наук позволяет вести КДР убедительно, доходчиво, ярко, с высокой эффективностью;

  • дифференцированный подход к организации КДР, культурно-художественного обслуживания различных групп военнослужащих (офицеры, прапорщики (мичманы), военнослужащие по контракту, военнослужащие срочной службы, курсанты и слушатели военно-учебных заведений, гражданский персонал Министерства обороны, ветераны войн и Вооруженных Сил и др.). При проведении культурно-досуговых мероприятий нужно также учитывать общеобразовательный уровень, национальный состав воинских коллективов, другие их особенности. Мероприятия массового характера следует сочетать с такими, которые рассчитаны на определенные, пусть даже и небольшие группы людей (например, вечера молодых офицеров, военнослужащих - женщин, любителей кино и т.п.);

  • наступательный характер КДР – один их важнейших ее принципов. Он требует использовать средства культуры и искусства для решительной борьбы с тем, что мешает успешному решению стоящих перед воинским коллективом задач («дедовщина», пьянство, самовольные отлучки, нарушения офицерской этики и т.п.);

  • популярность, эмоциональность, доходчивость, убедительность, яркость и увлекательность КДР достигаются благодаря актуальности и злободневности содержания, дифференцированному подходу к различным категориям военнослужащих, умелому выбору средств эмоционального воздействия на людей, использованию научно обоснованной методики проведения мероприятий;

  • принцип сочетания государственной и общественной инициативы. КДР направлена на осуществление государственной политики в армии и на флоте. В соответствии с этим и построена вся система КДР и деятельность учреждений культуры Вооруженных Сил. В то же время к проведению КДР привлекается широкий круг активистов, заинтересованных в развитии самодеятельного творчества, что делает КДР более живой и интересной.

Знание и понимание социальных функций, основных направлений принципов КДР позволяет правильно реализовывать требования к ней, добиваться ее высокой эффективности, усиления влияния на морально-психологической обеспечение задач, решаемых Вооруженными Силами.

Цели культурно-досуговой работы:

1. Формирование у военнослужащих таких черт индивидуального сознания как гражданственность, патриотизм, верность долгу и одухотворенность, любовь к жизни и морально-психологическая готовность к самопожертвованию во имя Отечества.

2. Создание условий для культурного роста и развития художественного творчества для всех категорий военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, повышение социальной роли и направленности армейской культуры.

3. Сохранение и упрочение традиций, сложившихся во взаимодействии армии и культуры в прошлом, в формировании у воинов средствами культуры неискаженного исторического сознания.

4. Возвращение в воинскую среду истинных духовных и культурных ценностей, выработанных российским народом за его более чем тысячелетнюю историю.

Совершенно очевидно, что для достижения указанных стратегических целей необходимо решить следующие основные задачи:



  • создание более широких возможностей для ознакомления личного состава с произведениями отечественной и мировой культуры и искусства;

  • расширение культурных возможностей для личного состава за счет активизации деятельности военных учреждений культуры и использования творческого потенциала регионов;

  • концентрация усилий командиров, структур по работе с личным составом культурно-досуговых работников на достижение раскрытия личности воина, его культурного роста и поведенческого самосовершенствования;

  • использование историко-культурного наследия народов России как важного фактора консолидации различных категорий личного состава, идентичности многонациональных армейских и флотских коллективов;

  • постоянный учет командирами, органов по работе с личным составом в культурной жизни войсковых организмов новизны в подготовке и профессиональном совершенствовании кадров для военных учреждений культуры.


2. Организация культурно-досуговой работы в воинском коллективе

Помощник командира по работе с личным составом

  • изучает духовные потребности личного состава, планирует и организует работу по его культурному обслуживанию;

  • определяет задачи командирам подразделений в организации КДР и осуществляет контроль за их выполнением;

  • руководит работой клуба, библиотеки, комнаты воинской славы части;

  • участвует в подборе и обучении культурно-досугового актива;

  • координирует деятельность офицерского собрания, женсовета и других общественных объединений в интересах проведения совместных культурно-досуговых мероприятий;

  • организует работу коллективов самодеятельного художественного творчества, содействует развитию спортивно-массовой работы;

  • осуществляет обеспечение части культурно-досуговым имуществом, контролирует организацию его хранения, эксплуатации и ремонта;

  • проявляет заботу о своевременном ремонте зданий и помещений клуба, библиотек, комнат досуга, создании в них необходимого уюта;

  • содействует развитию культурно-шефских связей с муниципальными учреждениями культуры и творческими организациями, религиозными объединениями, участвует в проведении совместных мероприятий;

  • анализирует эффективность проводимой КДР и дает указания по её совершенствованию.

Офицер по организации досуга – начальник клуба полка (корабля)

  • изучает настроения, духовные и культурные запросы и потребности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала воинской части;

  • планирует и организовывает КДР в воинской части;

  • организовывает работу клуба воинской части, руководит советом клуба воинской части;

  • организовывает КДР с личным составом в ходе повседневной
    деятельности и при выполнении учебно-боевых задач;

  • планирует и проводит культурно-досуговые мероприятия в
    воинской части в предвыходные, выходные и праздничные
    дни;

  • развивает самодеятельное творчество личного состава и
    культурно-шефские связи;

  • организовывает по поручению помощника командира воинской части по работе с личным составом взаимодействие с органами местного самоуправления, учреждениями культуры, творческими организациями и мастерами культуры в интересах эстетического воспитания личного состава; участвует в организации работы по оформлению комнаты (каюты) воинской славы воинской части, комнат информирования и досуга личного состава;

  • обеспечивает кино-, теле-, видео- и радиообслуживание личного состава воинской части, изучает эстетические интересы и запросы личного состава, принимает меры к их удовлетворению;

  • руководит работой библиотеки воинской части, комнаты (каюты) боевой славы (истории) воинской части, осуществляет организационно-методическое руководство работой комнат информирования и досуга подразделений;

  • осуществляет регулярный контроль использования технических средств воспитания в подразделениях, не реже одного раза в квартал проверяет их техническое состояние и правильность использования, обеспечивает своевременный ремонт, замену и списание выслуживших установленные сроки имущества и аппаратуры;

  • обеспечивает соблюдение правил эксплуатации технических средств воспитания, требований пожарной безопасности в клубе воинской части;

  • организует подписку на периодические печатные издания в библиотеке воинской части;

  • докладывает помощнику командира воинской части по работе с личным составом о состоянии проводимой КДР в воинской части.


Заведующая библиотекой части

  • Проводит индивидуальную работу с читателями, выдает книги и периодические издания на абонементе и в читальном зале.

  • Готовит для подразделений библиотечки-передвижки.

  • Проводит массовые культурно-досуговые мероприятия по пропаганде книги: литературные вечера, читательские конференции, библиографические обзоры и др.

Особое место занимают массовые формы культурно-досуговой работы. Воспитательные возможности массовых форм культурно-досуговой работы исключительно богаты и разнообразны. Все они направлены на формирование общественных взглядов, убеждений и чувств, а последние во многом определяют практическое поведение людей в обществе. Принимая непосредственное участие в массовых мероприятиях (митингах, публичных лекциях, тематических вечерах, устных журналах, вечерах отдыха, манифестациях, спортивных праздниках, ритуальных шествиях и т.п.), воины познают, обсуждают и решают проблемы международного, служебного, нравственно-этического и другого характера.

Особенности массовых форм работы:

Во-первых, массовые мероприятия выражают коренные интересы воинов и являются гибкой и надежной формой связи с массами и целенаправленного влияния на них, отличаются публицистичностью содержания и формами их проявления, чрезвычайной универсальностью, популярностью и доступностью, рассчитаны на одновременное восприятие широкой аудиторией определенной информации, близкой ей, связанной с ее непосредственным жизненным опытом и задачами. Они имеют целью вызвать и утвердить конкретные суждения и чувства, побудить людей к успешному выполнению решаемых задач.

Во-вторых, массовым мероприятиям присущи предельная яркость, зрелищность, эмоциональность. Они обращены не только

к разуму, но и к чувствам людей и призваны сплотить, объединить их, превратить в коллектив, здоровый в психологическом и нравственном плане.

В-третьих, они отличаются комплексностью использования признанных и полюбившихся широкой массе средств эмоционального воздействия.

В-четвертых, их характеризует всеобщее признание, приемлемость. Строятся они на основе общего интереса. Это создает условия для активного

участия в них большого числа людей, использования их инициативы, самодеятельного творчества и энтузиазма.

Благодаря своим очевидным преимуществам массовые формы работы нашли широкое применение в воспитательной и культурно-досуговой работе. Массовость – обязательное условие митингов, фестивалей, диспутов, спартакиад, театрализованных представлений, торжественных и ритуальных обрядов и т. д.

Массовые мероприятия отличаются большим разнообразием. По своему характеру, предназначению, структуре, составу участников, методам подготовки и проведения их можно подразделить на:


  • общественно-государственные мероприятия, посвященные государственным праздникам, памятным датам, важным государственным событиям, проблемам внутреннего и международного значения;

  • военно-патриотические;

  • морально-этические;

  • художественно-эстетические;

  • научно-просветительные;

  • религиозные;

  • спортивные.

Особую группу составляют вечера отдыха.

Основными общими требованиями к организации массовых мероприятий являются:



  • связь с жизнью, государством, с задачами Вооруженных Сил, характером учебно-боевой деятельности частей и подразделений;

  • доступность широкой аудитории;

  • наличие четкого тематического замысла и позиционной стройности;

  • сочетание смыслового содержания с эмоциональностью выражения;

  • комплексное использование средств эмоционального воздействия и технических средств информации;

  • театрализация большинства массовых форм работы;

  • сугубо творческий, как правило, самодеятельный характер подготовки;

  • активное соучастие всех присутствующих на мероприятии;

  • побудительный характер воздействия на каждого участника мероприятия и на массу в целом.

3. Практические рекомендации по проведению мероприятий

культурно-досуговой работы

а) Организация досуга военнослужащих в предвыходные и

выходные (праздничные) дни

Основой организации содержательного досуга личного состава является продуманный план культурно-досуговых мероприятий, который составляется заранее.

С этой целью обычно в четверг командиру, его помощнику по работе с личным составомсовместно с активом следует обсудить планируемые мероприятия с учетом пожеланий личного состава, полученных им психолого-физических нагрузок, проводимых мероприятий в масштабах гарнизона, определить возможности участия в них личного состава. Должны учитываться также памятные и знаменательные даты в истории страны, ее Вооруженных Сил и своей части.

Составленный таким образом план культурно-досуговых мероприятий не позднее пятницы представляется на утверждение командиру.

Предварительное планирование позволяет заблаговременно подготовить включаемые в план мероприятия (в том числе подготовить необходимые документы для финансирования отдыха личного состава за пределами части), оповестить воинов о проводимых мероприятиях и тем самым помочь им спланировать свое личное время.

Форма плана может быть различной, но она обязательно должна включать наименование проводимых мероприятий, место и время их проведения, ответственных организаторов.

В план субботнего дня можно включать такие мероприятия, как прослушивание местной радиогазеты (просмотр передачи гарнизонного телецентра), концертов по заявкам воинов и художественной самодеятельности.

В выходные дни могут планироваться и проводиться в дообеденное время: трансляция легкой музыки через местный радиоузел, концерты по заявкам личного состава, музыкальные поздравления воинам-отличникам, просмотр телепередач «Служу Отчизне», «Армейский магазин», канала «Звезда», тематические утренники, викторины, беседы, культпоходы, спортивные состязания. В этот же период демонстрируется кинофильм для военнослужащих, заступающих в наряд.

В послеобеденное время целесообразно предусматривать наиболее интересные формы досуга, т.к. к этому времени личный состав уже побывал на нескольких мероприятиях и его можно привлечь лишь чем-то новым.

Поэтому в этот период могут организовываться музыкальные и литературно-музыкальные вечера, встречи с артистами,

деятелями литературы и искусства, вечера отдыха, КВН, концерты художественной самодеятельности, репетиции и т.д.

В то же время необходимо предусмотреть, чтобы личный состав имел возможность написать письма, почитать, поиграть в шахматы и т.п.

Важно подводить итоги проведения выходного дня (с командирами и активом). При этом целесообразно проанализировать качество проведенных мероприятий, роль организаторов, сделать выводы для последующей организации подобных мероприятий в выходные дни.

б) Оборудование комнаты (каюты) информирования и досуга

В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил в ротах, батареях, равных им подразделениях наряду с другими помещениями должны быть предусмотрены комнаты досуга личного состава, которые служат базой проведения КДР с военнослужащими.

Основное предназначение таких комнат (кают) - обеспечение благоприятных условий для полноценного отдыха, психологической разгрузки и общения военнослужащих в свободное от службы время. Здесь же решаются задачи воспитания у солдат, матросов, сержантов, старшин, курсантов военно-учебных заведений качеств надежных защитников Отечества, повышения их общеобразовательного и культурного уровня, приобщения к ценностям российской и мировой культуры и нравственности, самодеятельному творчеству, развития творческих способностей, удовлетворения духовных запросов и интересов. Эти помещения обеспечивают также проведение информационных и воспитательных мероприятий, учебных занятий, собраний и совещаний личного состава, прослушивание радио и просмотра телепередач.

При размещении части и подразделений лагерем предусматривается создание палаток для проведения информирования и досуга. Они устанавливаются на линии задних рядов палаток рот. Их оборудование, художественное оформление и работа осуществляется применительно к сложившейся практике деятельности комнат досуга с учетом специфики задач, решаемых частью и подразделением. В этих условиях целесообразно использовать портативные переносные комплекты художественного оформления палаток и соответствующие образцы технических средств воспитания.

В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил обязанности по организации работы в комнате (каюте) информирования и досуга возложены на помощников командиров по работе с личным составом.

Приказом министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 предусмотрено участие в работе по оформлению комнат информирования и досуга, обучению нештатных организаторов КДР офицера по организации досуга – начальника клуба полка (корабля 1 ранга). Помощь в наглядно-художественном оформлении комнат (кают) досуга можно получить также у офицера по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля 1 ранга).

С учетом предназначения комнат информирования и досуга как центров КДР в подразделениях в них следует иметь: библиотечку, подшивки газет и журналов, телевизор и другие штатные технические средства воспитания, музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество, необходимый комплект мебели для отдыха и занятий.

В целях повышения комфортности и полноценности отдыха можно проводить дополнительное комплектование и оборудование комнаты. Так, кроме табельной мебели, в комнате досуга могут быть установлены изготовленные умельцами самодельные столы и столики, пуфики, диванчики, шкафчики, различного рода перегородки, стеллажи и полки для книг, грампластинок, аудио- и видеокассет, настольных игр, подставки для теле- и радиоаппаратуры и т.д.

Нередко в комнатах информирования и досуга можно встретить самодельные декоративные стенки, с помощью которых помещение делится на относительно обособленные участки. Это позволяет частично удовлетворить групповые и даже индивидуальные интересы воинов. Такие места, в частности, могут быть предназначены для уголка правовых знаний, чтения газет, журналов, книг, просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания аудиозаписей, настольных игр, отдыха и общения воинов (у самовара, камина) и т.д.

Правильно поступают там, где заботятся о создании в комнатах (каютах) информирования и досуга такого интерьера, который в единстве с художественным оформлением способствует как физической, так и психологической разгрузке личного состава. Для этого размещаются аквариумы с живыми рыбками, клетки с птицами или мелкими животными. Стены, межоконные проемы украшаются картинами, эстампами, чеканкой, вышивкой, драпировкой, различными поделками из дерева, металла и других материалов. Все это хорошо дополняют однотонные светлые занавески на окнах в тон окраски стен, что способствует созданию уюта, позволяет обеспечить ровную освещенность в дневное время, дает возможность затемнять помещение при просмотре телепередач, видео- и диафильмов, слайдов.

Помимо общего освещения, в комнатах досуга можно использовать бра, торшеры, настольные лампы, подвесные светильники, в том числе и самодельные.

Оформление должно быть простым с точки зрения выбора изобразительных средств, лаконичным, позволяющим оперативно вносить необходимые изменения, учитывающим специфику учебно-боевой деятельности, жизни и быта подразделений, их реальные возможности (финансовые, материально-технические и т.д.).

Практика показывает, что в художественном оформлении комнаты на стендах, панно, планшетах, турникетах желательно различными способами и средствами отразить ряд наиболее важных с точки зрения воспитания воинов тем.

В первую очередь, речь идет о государственной и военной символике нашей страны (Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, знамена Вооруженных Сил, вида (рода войск) Вооруженных Сил, военный геральдический знак - эмблема Вооруженных Сил, эмблемы видов и родов войск Вооруженных Сил, Боевые Знамена воинских частей (кораблей) и т.п.

Изображению государственной символики следует отводить центральное место во всей композиции наглядно-художественного оформления комнаты (каюты) досуга. Изображение государственных и военных символов необходимо воспроизводить в строгом соответствии с положениями законодательных актов России, принятыми в декабре 2000 г. (федеральными конституционными законами, определившими новую государственную символику Российской Федерации, Федеральным законом «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск», а также Указом Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. о военном геральдическом знаке - эмблеме Вооруженных Сил).

Большую помощь в вопросах наглядно-художественного отражения государственной и военной символики в оформлении комнат (кают) досуга окажут подготовленные Главным управлением по работе с личным составом Вооруженных Сил и Культурным центром Вооруженных Сил различные наглядные и методические пособия.

Второй крупной темой художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга является героическая история российского народа и его Вооруженных Сил. Здесь можно предусмотреть размещение материалов о важнейших событиях, связанных с защитой Отечества, днями воинской славы (победными днями) России; кратких данных о выдающихся русских полководцах и флотоводцах, их высказывания о воинском долге и чести, верности боевым традициям армии и флота (для комнат досуга в военно-учебных заведениях – о роли офицеров в армии и на флоте, требованиях к их профессиональным и нравственным качествам). Неплохо, если наглядно-художественными средствами применительно к специфике задач, решаемых подразделением, будут также представлены основные сведения о творцах отечественной военной техники и оружия. В качестве изобразительного материала могут быть применены фотоснимки, репродукции произведений батальной живописи и графики, рисунки самодеятельных художников, макеты образцов вооружения и боевой техники с древнейших времен до наших дней.

Третье направление в художественном оформлении комнаты (каюты) досуга связано с героическим подвигом нашего народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь могут быть представлены важнейшие события минувшей войны, краткие сведения о наших выдающихся полководцах периода войны, героических подвигах советских воинов, партизан, тружеников тыла и т.д., а также о ветеранах части – участниках войны.

Четвертая тема художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга связана с жизнью подразделения. Важно ярко и убедительно довести до личного состава задачи подразделения и ход их выполнения, показать лучших воинов, добившихся высоких результатов в службе, боевой учебе, спорте, рационализаторстве, самодеятельном творчестве, отмеченных государственными наградами и другими видами

поощрений за высокое мастерство, мужество и доблесть при выполнении воинского долга. Здесь же необходимо отразить ход реформирования

Вооруженных Сил, решение связанных с ним задач в части (на корабле) и в подразделении, практическую реализацию современных требований по укреплению дисциплины и порядка. Уместно будет показать также боевой путь части (корабля), дать краткую информацию о регионе, где дислоцируется часть.

При оформлении комнаты информирования и досуга возможно обращение и к религиозной тематике при условии тактичного и бережного отношения к религиозным чувствам военнослужащих разных вероисповеданий.

По некоторым темам (процесс реформирования Вооруженных Сил, правовые основы воинской службы и укрепления воинской дисциплины, военно-политические и военно-технические проблемы, знаменательные даты и события в отечественной и зарубежной науке, культуре, искусстве и т.д.) могут вестись специальные альбомы и папки с материалами периодической печати.

При проведении оформительских работ полезно помнить, что многое зависит от удачного, грамотного подбора цветов, учета совместимости их различных групп.

Текстовой материал к иллюстративным материалам должен быть предельно кратким, ясным, литературно-образным. Для написания текстов целесообразнее всего использовать удобочитаемые шрифты. В этой связи нельзя не напомнить, что основная идея художественного оформления решается преимущественно изобразительными средствами и лишь дополняется удобочитаемым, кратким и понятно написанным текстом.

Для оформительских работ могут использоваться картины и панно, созданные как профессиональными, так и самодеятельными художниками, витражи, плакаты, фотообои, цветные, тонированные и черно-белые фотографии (слайды) и т.д. Имеющиеся на них изображения могут быть дополнены предметным планом, включающим в себя уже упомянутые образцы (макеты) оружия и боевой техники, композиции из живых и искусственных цветов (растений), природных и искусственных камней (цветного стекла или пластмассы).

Разумеется, чтобы комната информирования и досуга оправдывала свое предназначение, была любимым местом отдыха воинов, необходимо постоянно поддерживать в ней чистоту, порядок, уют. Нельзя только допускать, чтобы все это, как нередко еще бывает в ряде подразделений, превращалось в самоцель, из-за чего комнаты досуга большую часть времени находятся на замке. Следует еще раз подчеркнуть: комната информирования и досуга лишь тогда выполнит свою роль культурного центра подразделения, когда на фоне радующего глаз интерьера развернется живая, увлекательная работа с людьми, учитывающая их интересы, запросы и настроения.

в) Организация работы совета комнаты информирования и досуга

Исходя из того, что комната (каюта) информирования и досуга является центром культурно-досуговой работы в подразделении, порядок ее функционирования устанавливает соответствующий командир, а непосредственную ответственность за организацию работы несет помощник командира по работе с личным составом.

Важную роль в работе комнат информирования и досуга имеет грамотное, продуманное ее планирование. Оно осуществляется, как правило, на

месяц и на неделю, при этом особое внимание уделяется организации и проведению культурно-досуговых мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни. При этом учитываются обстановка в стране и Вооруженных Силах, задачи, решаемые подразделением, наиболее значительные события в области науки, культуры и искусства, пожелания и предложения личного состава. План работы комнаты досуга утверждается помощником командира по работе с личным составом и помещается в комнате на видном месте.

Среди форм культурно-досуговой работы, активно используемых в деятельности комнат информирования и досуга, можно назвать такие, как встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, деятелями науки, культуры и искусства, представителями местной администрации, правоохранительных органов, религиозных конфессий; тематические мероприятия, посвященные дням воинской славы (победным дням) России, другим памятным датам отечественной истории, важным событиям в жизни воинов (принятие Военной присяги, вручение оружия, подведение итогов выполнения учебно-боевых задач, чествование лучших воинов и подразделений (взводов, отделений, расчетов, экипажей), поздравление солдат, матросов, сержантов и старшин с днями рождения и т.д.).

В комнате информирования и досуга организуются коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и видеофильмов, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, прежде всего, по военной и военно-исторической тематике, проблемам героико-патриотического, нравственного, правового эстетического воспитания. Речь идет, в частности, об информационных программах российского радио и телевидения, воскресных телепередачах и аналогичных программах местного теле- и радиовещания.

Правильно поступают в подразделениях, где не забывают о том, что для молодых воинов нужно регулярно проводить в комнатах информирования и досуга вечера отдыха, дискотеки, музыкальные и литературно-музыкальные вечера, выступления самодеятельных артистов, выставки работ самодеятельного художественного творчества, диспуты по морально-нравственным проблемам, беседы на религиозные темы.

Среди проводимых в комнате (каюте) информирования и досуга мероприятий рекомендуется использовать такие, которые рассчитаны на активное участие в них личного состава. Это, прежде всего, игры типа «А ну-ка, парни!», «Что? Где? Когда?», конкурсы эрудитов, другие соревнования и викторины, способствующие расширению кругозора воинов, стимулирующие их познавательную деятельность, в том числе в военной и военно-технической областях.

В комнате (каюте) информирования и досуга желательно иметь достаточное количество различных настольных игр, в том числе и изготовленных самостоятельно. Это позволит организовать соревнование между воинами и таким образом разнообразить их досуг. Если предоставляется возможность, в комнате информирования и досуга устанавливаются малый или настольный бильярд, столик для армрестлинга и т.д.

Комната информирования и досуга может сыграть заметную роль в привитии воинам любви к книге, интереса к чтению. С этой целью организуются выступления библиотечных работников, активных читателей, читательские конференции и литературные вечера (утренники), выставки новинок художественной, военно-технической и научно-популярной литературы.

В планах работы комнаты (каюты) досуга целесообразно также отводить время для занятий самодеятельным творчеством, кружков и объединений по интересам. Важно, чтобы личный состав получил возможность хорошо отдохнуть, найти занятие по душе.

В комнате информирования и досуга, особенно если часть (корабль) находится в крупном населенном пункте, желательно иметь информацию о том, где лучше всего побывать военнослужащему, находясь в увольнении, какие очаги культуры посетить.

Работа комнат (кают) информирования и досуга не должна быть чересчур заорганизованной. В ней следует всесторонне учитывать специфику местных условий и традиций, пожелания и запросы личного состава, реальные возможности и т.д. Свое предназначение первичного очага, опорного пункта культурно-досуговой работы комната (каюта) информирования и досуга может выполнить в должной мере, если к организации мероприятий в ней подходить не формально, а с инициативой, творчеством, настойчивостью, с постоянным поиском новых, нестандартных решений.

Полноценная повседневная работа комнат информирования и досуга обеспечивается общественным советом комнаты (каюты) информирования и досуга, который избирается в количестве 5-7 человек на общем собрании подразделения сроком на один год. Для организации работы совета избирается председатель. В состав совета по возможности рекомендуются военнослужащие, обладающие творческим навыками и художественным вкусом, активисты культурно-досуговой работы (затейники, музыканты, художники, фотолюбители, спорторганизаторы и др.). Кроме того, для подготовки и проведения отдельных мероприятий, требующих, значительных усилий, могут образовываться инициативные группы. Совет комнаты досуга и инициативные группы осуществляют свою деятельность под руководством командира подразделения, его помощника по работе с личным составом.



Совет комнаты (каюты) информирования и досуга:

  • выполняет художественно-декоративное оформление комнаты досуга;

  • оборудует и обеспечивает использование функциональных зон (мест);

  • поддерживает в рабочем состоянии библиотеку подразделения, газеты, журналы, табельные и дополнительные технические средства воспитательной работы, музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество;

  • постоянно совершенствует комнату досуга в целях повышения ее комфортности;

  • следит за чистотой и порядком в комнате информирования и досуга, обеспечивает ее постоянное функционирование по прямому предназначению.

Основная задача общественного совета комнаты информирования и досуга – обеспечение разумного отдыха личного состава подразделения в вечернее время, в выходные (праздничные) дни.

Совет под руководством командира, его заместителей изучает интересы и запросы личного состава, планирует, организует и проводит разнообразные мероприятия информационно-воспитательной, культурно-художественной и спортивной работы согласно ротному расписанию распорядку дня.

В установленные часы члены совета несут дежурство в комнате досуга, следят за порядком и вместе с другими активистами организуют диспуты, викторины, выступления художественной самодеятельности, различные игры, спортивные и другие мероприятия.

Между членами совета распределяются обязанности, которые охватывают вопросы оформления комнаты, организации работы кружка художественной самодеятельности, спортивных секций, библиотечки-передвижки, ведение подшивки газет и др. Советом составляется ежемесячный план работы.



г) Организация художественной самодеятельности

Начинать следует с подбора участников. С этой целью в ходе индивидуальных бесед выявляются воины, обладающие способностями и навыками игры на музыкальных инструментах и пения, декламации и хореографии, пародии и других видов и жанров искусства.

После этого целесообразно провести прослушивание, просмотр выступлений желающих участвовать в художественной самодеятельности из числа отобранных воинов. По возможности это следует провести в клубе с привлечением начальника клуба, военного дирижера или другого специалиста. В ходе прослушивания (просмотра) надо обращать внимание на качество и репертуар выступающих. Немало встречается тех, кто владеет гитарой на «дворовом» уровне или рассчитывает посредством художественной самодеятельности облегчить себе службу. Таким надо тактично, но твердо отказать.

После отбора участников их следует собрать, помочь выбрать из их числа наиболее авторитетного и подготовленного воина в качестве руководителя, наметить общую программу деятельности.

Важно обеспечить участников необходимыми музыкальными инструментами и реквизитом. Для этого, если не хватает возможности подразделения, можно обратиться за помощью в клуб части (могут

быть и такие варианты, как помощь шефов или использование личных инструментов военнослужащих).

Далее следует решить проблему с определением репертуара, программы предстоящих выступлений. При этом надо учитывать уровень исполнительского мастерства участников, запросы военнослужащих, интересы формирования у личного состава высокого эстетического вкуса, воспитания у него качеств гражданина-патриота и воина-профессионала. Здесь также целесообразно посоветоваться с компетентными людьми, прежде всего с начальником клуба.

С его помощью следует разработать график и определить место проведения репетиций (все это надо утвердить у командира подразделения). Лучше всего репетиции проводить в отдельном помещении или клубе части, чтобы исключить присутствие посторонних лиц.

После того, как программа будет соответствующим образом подготовлена, коллектив художественной самодеятельности следует активно использовать в целях обеспечения досуга личного состава, снятия психолого-физических перегрузок и воспитания военнослужащих. Концертные номера и программы в этом плане могут явиться важным элементом организации выходных и праздничных дней, вечеров отдыха и встреч с интересными людьми, литературных и тематических утренников, наконец, отдыха в ходе полевых занятий, учений, различного рода работ.

д) Проведение вечера отдыха

Как правило, вечер отдыха подразделение проводит в клубе части, кафе, солдатской чайной, иногда в расположении. Вечера отдыха могут проводиться в различных формах: вечера песни, музыки и танцев, игр и развлечений, юмора и сатиры, «огоньки», КВН, дискотеки и т.д.

Они проводятся по определенной программе, которая может включать в себя: зрелищные и концертные номера развлекательной направленности (шуточные и лирические песни, музыкальные эксцентрики, мультфильмы, фрагменты комедийных фильмов, шутки и пародии и т.д.); танцевальные отделения; игры и танцевально-игровые номера, сюжетно связанные с общей темой вечера, аттракционы, викторины (кто автор музыки и текста) и конкурсы (на лучшего певца или оригинальное исполнение).

Вечера отдыха должны носить тематическую направленность, т.е. отражать какие-либо значительные события из жизни страны, Вооруженных Сил, части. Каждому вечеру необходимо придавать четкую логическую структуру, а в его содержании предусматривать оригинальные игровые эпизоды.

Для подготовки вечера необходимо создать инициативную группу (5-7 человек), распределить обязанности (кто ведущий, кто отвечает за музыкальное обеспечение, подготовку игр, аттракционов, оформление зала, поддержание порядка) и составить сценарий (программу) проведения вечера.

При составлении сценария надо обратить внимание на подготовку музыкального репертуара, особенности проведения игр и заполнение пауз.

Целесообразно после 6-7 танцев и концертных номеров планировать небольшую паузу до 5-7 минут, которую заполнить играми и аттракционами.

Если позволяет обстановка, с разрешения командования части можно пригласить девушек из какого-либо учебного заведения или предприятия. При этом продумать вопросы, связанные с их прибытием и проводами после вечера.

До начала вечера необходимо проинструктировать личный состав по вопросам культуры поведения и общения на вечере.

Открытие вечера должно создавать определенный эмоциональный настрой. Этого можно достичь путем образного сообщения о чем-то радостном и выдающемся, проигрышем музыкального вступления и т.д.

В ходе проведения вечера важно обеспечить общий порядок, бесперебойную работу аппаратуры, музыкальных инструментов и световых приборов.

Финал вечера также должен носить яркий и запоминающийся характер (общий танец или песня, лотерея призов и т.д.).

После завершения вечера особое внимание необходимо обратить на организацию проводов приглашенных, наведения порядка в помещениях, сохранность аппаратуры, обеспечение противопожарной безопасности.

е) Примерная тематика проведения занятий с нештатными организаторами КДР в подразделениях

Деятельность нештатных организаторов КДР в подразделениях организована в соответствии с директивой министра обороны Российской Федерации 1993 г. № Д-64. Они назначаются командиром подразделения, а их непосредственной деятельностью руководит помощник командира по работе с личным составом.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница