Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся



Скачать 250.13 Kb.
Дата05.05.2016
Размер250.13 Kb.
Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся

Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года общеобразовательной школы предполагает переход на старшей ступени общеобразовательной школы к профильному обучению. Концепция предполагает более раннюю, чем прежде, профориентацию подростков.

Решение этой организационно-педагогической задачи не является чем-то абсолютно новым. Задачи повышения эффективности подготовки выпускников общеобразовательной школы "к жизни и труду" всегда занимали важное место в совершенствовании системы народного образования. Но решалась эта задача на каждом этапе социально-экономического развития страны по-разному.

Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 году, когда было решено путем организации семиклассных гимназий двух типов: классической (цель - подготовка к поступлению в университет) и реальной (подготовка в специализированное учебное заведение). В 1915-16-е годы 4-7 классы гимназии были разделены на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

В первом Положении о единой трудовой школе (1918 г.), написанном теми же людьми, которые готовили План ГОЭЛPO, решение этой задачи осуществлялось двумя путями:

1) профилизацией содержания обучения на старшей ступени по трем направлениям: гуманитарному, естественно-математическому и техническому.

2) организация внеклассной работы в школе и путем создания широкой сети профильных внешкольных учреждений: станций юных техников, туристов, натуралистов, детских автотрасс и детских пароходств, детских железных дорог и т.п.

По примеру Форда, который создал при своих автозаводах цеха для подростков по сборке моделей выпускаемых им автомобилей, в нашей стране тоже пытались создавать детские заводы по выпуску, например, сахара, упаковочной тары, некоторых образцов простой обуви и т.п.

По примеру итальянской фирмы Фиат, при которой действовали школы юных техников (школа Аньелли), в нашей стране создавались клубы юных техников при промышленных предприятиях, например, в 50-е годы при Магнитогорском металлургическом комбинате был создан клуб юных техников, где занимались около 5 тысяч человек; при Челябинском тракторном и трубопрокатном заводах - клубы юных техников с охватом до 4 тысяч человек.

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране возродились лицеи и гимназии, ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью приготовить к поступлению в вузы.

В это время в стране еще действовало более 2 тысяч профсоюзных клубов юных техников при промышленных предприятиях и примерно столько же в системе Минобразования РСФСР станций юных техников, несколько тысяч станций юных туристов и натуралистов, более 60 детских пароходств и речных флотилий, 48 детских железных дорог со специально изготовленными паровозами, вагонами и другим подвижным составом. Во всех Дворцах и Домах пионеров действовали отделы техники.

В настоящее время, после реорганизации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, число этих учреждений сократилось (возросло только количество центров туризма). Исчезла большая часть клубов юных техников при промышленных предприятиях, исчезли детские пароходства и флотилии юных моряков. Кое-где в летний период еще действуют детские железные дороги.

Вместе с тем известно, что все Герои Социалистического труда, работавшие в 80-е годы в системе Министерства путей сообщения СССР, начинали свой трудовой путь на детских железных дорогах; все космонавты знакомились с авиацией и космосом в кружках юных авиамоделистов и астрономов. Так, космонавты А.А. Леонов и Ю.Н. Романенко в школьные годы занимались в авиамодельном кружке Калининградской станции юных техников у педагога А.А. Малиновского, в прошлом полковника авиации.

Все современные ведущие актеры театров Москвы и С.Петербурга вступали в большое искусство в кружках и студиях художественного творчества городских Дворцов пионеров. Великие шахматисты нашего времени А.Карпов и Г.Каспаров, были юными шахматистами соответственно в златоустовском и в бакинском Дворцах.

Можно продолжать ряд имен Великих профессионалов, которые вышли из самодеятельных объединений внешкольных учреждений дополнительного образования.

В работах исследователей феномена внешкольного дополнительного образования достаточно полно и убедительно представлены его достоинства и недостатки.

Сегодня наши общеобразовательные учреждения пытаются отыскать новые ориентиры своего развития, исследователи вновь обращаются к идее профильной подготовки старшеклассников. Специалисты педагогической науки вновь обсуждают, чему и как учить, чтобы школьник мог осознанно принять решение по выбору пути после окончания школы. Растерявши свой опыт, специалисты активно изучают достижения зарубежных коллег.

В большинстве стран Европы учащиеся до 6-го года обучения формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году ученик определяется в выборе дальнейшего пути: академического или профессионального.

В США профиль в обучении организуется в последние два или три года: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору.

Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академическое и неакадемическое), три во Франции (естественно-научное, филологическое, социально-экономическое) и три в Германии (язык-литература-искусство, социальные науки, математика - точные науки - технология).

Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности выбора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.)

Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, «высшая» школа — в США.

Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения, за некоторым исключением: например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов (Элективные курсы в профильном обучении. Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров.- M.: Вита-Пресс, 2004. 144 с.).

К сожалению, большая часть вариантов решения этой старой задачи ориентирована, главным образом, на возможности школы, т.е. школе отводится ведущая роль в организации и этой работы. Но что сегодня имеет массовая муниципальная школа для решения этой задачи?

Перегруженный учитель с его низкой зарплатой и ежедневными семейными заботами. Разоренные мастерские и учебные кабинеты. Но вместе с тем муниципальное образовательное пространство сегодня наполняется новыми активно действующими субъектами: современными профильными колледжами, разнообразными объединениями старшеклассников при государственных и внебюджетных вузах, которые нынче больше, чем в прежние времена, заинтересованы в высококачественном абитуриенте, многочисленные клубы и объединения детей и взрослых по интересам. Растет число музыкальных школ и школ искусств.

В этих обновленных образовательных учреждениях с оплачиваемым родителями обучением цели и задачи обучения формулируются "на берегу". Заказчиком выступают родители, которым и выдается информация о том, что и почем. Родители, советуясь с детьми и педагогами, принимают решение о том, стоит ли вкладывать средства в тот или иной образовательный маршрут для своего ребенка. Да и кто больше, чем родители и сам школьник, озабочены сегодня выбором пути и поиском ответа на вопрос: «Что и как будет после окончания школы?"

Дальновидные родители уже в самом начале дошкольной (детсадовской) жизни водят за ручку свое чадо по различным кружкам и профильным школам (музыкальным, художественным, спортивным, раннего творческого развития и др.), пытаясь понять, к чему же их ребенок расположен и в чем его ждет успех. Задача очень трудная. Хорошо, что теперь уже кое-где действует психологическая служба. Есть с кем посоветоваться, есть кому помочь в диагностике задатков и способностей. Но и здесь еще много чего от лукавого.

Ну а как же раньше-то поступали, когда не было тестирования и диагностирования? Если верить книжкам, то в прежние времена приглашали в семью гувернера, и хозяин, исходя из семейной традиции или по своему разумению, ставил ему задачу: "Мы купцы и сын мой купцом будет, и поэтому научи его ...» (далее перечислялись некоторые знания и умения).

Иногда задача ставилась по-другому: "Приготовь мое чадо к поступлению в университет".

А что теперь, как теперь формулируется заказ семьи? Большая часть потенциальных заказчиков никак не формулирует образовательную задачу. Вы - учителя, вот вы и учите. А подрастет дите и само решит, куда дальше.

Хорошо, если есть хоть какая-то семейная традиция (военные, артисты и т.п.). А если нет, то выбирай на все 360 градусов. Соблазнов нынче много, а уровень культурных, образовательных запросов оставляет желать лучшего.

Те, что побогаче, отправляют своих деток на обучение в зарубежные колледжи и вузы. Нарождающийся средний класс, наиболее инициативный и прагматический, устраивает свои образовательные потребности дома: организует разнообразные объединения, открывает филиалы престижных столичных вузов или заключает договора со специалистами столичных вузов на подготовку своих детей для поступления в эти далекие столичные вузы.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике, например, при Республиканском центре дополнительного образования несколько лет назад создали объединение местных, наиболее продвинутых преподавателей и преподавателей ряда престижных вузов страны. Выявили запросы родителей, составили образовательную программу, определили стоимость запрашиваемых родителями образовательных услуг, обсудили все вопросы на уровне республиканского Министерства образования и в порядке регионального эксперимента начали пробовать. Преподаватели престижных отечественных вузов, участвующие в этой работе, весной и осенью приезжают на сборы и работают с обучающимися (учителями и школьниками) по этой программе в летнем лагере в районе Приэльбрусья.

Выявление и активизация знаний школьников проходит в форме защиты докладов, конкурсов, в разработке интересных для школьников проектов. Преподаватели вузов, местные учителя и их ученики вместе участвуют в горных походах. Вместе поют песни, сочиняют стихи и обсуждают жизненные планы. Реализация этой программы обеспечивает 100% поступление школьников в избранные ими вузы. Студенты и выпускники вузов, прошедшие «школу» такого дополнительного образования, стремятся поучаствовать летом в этих интересных сборах.

В каждом отряде школьников по 3-4 студента. В этой работе активно участвуют разнообразные научно-технические объединения, например, BAKO «Союз» (председатель - космонавт А. А.Серебров).

В Челябинске уже многие годы для решения задачи профильной подготовки школьников используют форму научного общества учащихся, охватывающего несколько тысяч старшеклассников, проявляющих повышенный интерес к тому или иному направлению продуктивной деятельности. Здесь действуют секции юных медиков, программистов, техников-конструкторов, физиков, математиков, проходят ежегодные сессии и конференции научного общества учащихся. Работу каждой секции организуют специалисты местных вузов: секцию юных медиков — специалисты Медицинского института; секцию технического творчества - специалисты Политехнического института, секцию юных натуралистов — специалисты Института механизации и электрификации сельскохозяйственного производства и т.п.

В этом году состоится юбилейная XX Всероссийская конференция «Юность, наука, культура!», которая ежегодно собирает до тысячи юных участников со всех регионов Российской Федерации. В экспертной оценке работ участников конференции и в работе 34 секций конференции участвуют более ста специалистов вузов г. Москвы.

Большую работу по организации профильного обучения проводят сейчас высшие учебные заведения Министерства обороны. Многие из них совместно с муниципальными администрациями активно участвуют в создании кадетских корпусов. В г. Щелково Московской области специалисты Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина на базе школы-интерната оборудовали учебные классы для профильного обучения школьников и подготовки их к службе в авиации, к поступлению в учебные заведения авиационно-технического профиля. Здесь компьютерные классы, разрезы двигателей и самолетов и настоящие самолеты. Летом школьники совершают свои первые прыжки с парашютом.

Широко известны славные дела Рязанского высшего военного училища десантников, на базе которого ежегодно проходят профильную подготовку более тысячи старшеклассников.

Можно и далее приводить примеры ответственного отношения серьезных родителей к подготовке своих детей к продуктивной, наполненной интересными делами, учебе в школе и после ее окончания.

Дело здесь не в ранней диагностике задатков и способностей, но в том, когда и где произойдет встреча школьника с интересным человеком, интересным делом, которое его увлечет.

Академик В.Н.Рыжов, будучи ректором Московского авиационного института, на предложение одного из авторов статьи создать профильные программы для школьников посоветовал ничего не менять в работе с юными авиамоделистами и не насыщать их занятия наукообразным содержанием. Он сказал: «Вы умеете дарить мальчишкам увлеченность практическим делом, а когда увлеченный мальчишка придет к нам, мы дадим ему знания, необходимые специалисту, и конечно, поработаем в плане его профессионально-личностного развития».

Результаты диагностирования уровня профессионально-личностного развития увлеченного человека служат не для того, чтобы помочь ему выбрать дело по его природным возможностям, но для того, чтобы показать, над чем надо еще поработать (в плане развития личностных задатков и способностей), чтобы успехи в заинтересовавшем его деле были бы выше.

Наверное, здесь уместно вспомнить и М.Горького, получившего отказ в приеме в литературный институт, который впоследствии стал носить его имя. Можно вспомнить м Ф.Шаляпина, которого не приняли в консерваторию. Наконец, пример Б.Полевого, которому после ампутации ног было отказано летать на самолете. Истории жизни замечательных людей убедительно показывают большую роль встречи в детском возрасте, которая вдруг осветит нездешним светом все вокруг - и увлеченный человек настроен на повседневный груд, на преодоление всех преград. Он проносит эту увлеченность через всю свою жизнь. И обретает в этом ощущение счастья. Помните слова поэта: «у нас не талантливы только лентяи».

Опытные педагоги (тренеры) дополнительного образования убеждены в том, что уровень развития ребенка в любом деле определяется мерой совместного труда обучающегося, педагога (тренера) и родителей.

В более чем 80-летней практике внешкольных учреждений дополнительного образования сложились устойчивые направления профильной деятельности:

• техническое творчество (технико-технологический профиль);

• туристско-краеведческая деятельность (туристско-краеведческий профиль);

• сельскохозяйственное опытничество и экологическое воспитание (профиль сельскохозяйственного производства);

• эстетическое воспитание и художественная самодеятельность (художественно-эстетический профиль); физическая культура и спорт (физкультурно-спортивный профиль);

• военно-патриотическое воспитание (военно-технический профиль).

При этом содержание дополнительного образования рассматривается как совокупность различных видов социального опыта: опыта познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности.

В современной практике учреждений дополнительного образования сложились организационные формы реализации задач профильного обучения:

• профильные (авторские) школы и студии дополнительного образования (музыкальные, художественные, хореографические, спортивные, профильные школы на базе высших военных училищ (кадетский корпус, школы юных моряков, школы юных летчиков и т.п.);

• межшкольные учебно-производственные комбинаты с набором различных специализаций;

• профильные центры дополнительного образования: технические, экологические, туристические и др.;

• профильные колледжи и гимназии;

• профильные классы в общеобразовательных школах;

• элективные (профильные) курсы на базе образовательных учреждений разных типов и ведомств.

Изучение современного состояния учреждений дополнительного образования в различных регионах РФ показало, что возможности повышения эффективности профильного обучения на базе этих образовательных учреждений определяются следующим:

• наличием добровольцев из числа детей и педагогов, увлеченных тем или иным направлением профильного обучения;

• опытом, накопленным этими учреждениями, в работе по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению;

• широкими возможностями профильных объединений, действующих на базе учреждений дополнительного образования для взаимодействия подрастающего человека с окружающим миром, макро- и микросредой, в которой осуществляется познание и проба самого себя;

• наличием многообразия предметно-профильного содержания деятельности учреждений дополнительного образования;

• обеспечением социально-профессиональной направленности профильного обучения с получением сертификата, выполнением нормативов на присвоение квалификационных спортивных разрядов (сертификатов), подтверждающих уровень готовности школьников к профессиональному самоопределению;

• реальными возможностями для формирования и развития мотивации школьника на продолжение профессионального образования в избранном им секторе профессиональной деятельности.

При этом результаты профильного обучения ориентированы не только на практико-технологическую подготовку школьника, но и на его профессионально-личностное развитие, на формирование личностной установки на непрерывное профессионально-личностное развитие, на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере осуществить самореализацию профессионально-личностного потенциала в избранном им направлении профессиональной деятельности.

Опираясь на складывающуюся практику профильного обучения, можно выделить следующие уровни программ дополнительного образования:

• образовательные программы, направленные на решение задач формирования обшей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, его социального опыта;

• профильные программы, способствующие выявлению и развитию способностей детей, приобретению ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;

• профессионально ориентированные программы, позволяющие учащимся практически познакомиться с той или иной сферой профессиональной деятельности, с определенными профессионально-квалификационными требованиями, испытать свои личные возможности и определиться в выборе профессии. Известно, что процесс принятия решения о профессиональном выборе является сложным по своей структуре и включает следующие основные этапы:

Первый этап (эмоционально - мотивационный), когда обучающийся проявил интерес к тому или иному направлению деятельности, он не всегда осознанно связывает свой выбор с будущей профессией. Его привлекает этот вид деятельности иногда по тому, что им занимаются его одноклассники, старшие друзья. При формулировке вариантов выбора субъект пытается осознать для себя проблему выбора как личностно значимую ситуацию. Он выдвигает гипотезы о результатах принятия того или иного решения. Сравнивает получаемые гипотетические результаты по степени совпадения с личными ожиданиями, пытается определять и формулировать реальные для себя варианты продолжения занятий и критически оценивать плюсы и минусы такого выбора.

Второй этап (рационально-продуктивный) обучающийся осуществляет сравнение вариантов по выделенным, значимым для него особенностям избранного направления деятельности, по параметрам соответствия личностным и объективным возможностям достижения быстрого успеха и роста мастерства, признания достижений в общепринятых показателях успеха (лауреат, чемпион и т.п.). На этом этапе иногда происходит отказ школьника от продолжения деятельности по ранее избранному профилю деятельности и осознанное стремление к смене профиля обучения.

Третий этап (интеллектуально-поисковый) обучающийся осознанно осуществляет собственно принятие решения, иногда предпринимает попытки к осуществлению некоторых вариантов организации предпринимательской деятельности в рамках традиционных форм (туристское агентство, пункт проката видеофильмов, пункт проката различных технических устройств и т.п.), т.е. происходит некоторое расширение интересов личности в направлении обретения большей самостоятельности и стремления к определенной экономической независимости. Проявляются некоторые особенности отношения обучающихся к избранному направлению (профилю) деятельности. Например, в деятельности школьников, занимающихся в объединениях технико-технологического профиля, можно наблюдать такие различия. Одни предпочитают деятельность, направленную на освоение исполнительского мастерства («юные технологи, прагматики»), другие («юные исследователи, теоретики») больше внимания уделяют изучению особенностей используемых материалов, поисковой и экспериментальной работе. Поняв возможность или невозможность получения того или иного технического решения, они могут легко оставить незаконченную модель и переключиться на другой объект. Они живо интересуются технической периодикой, активно осваивают новые информационные технологии, участвуют в различных очных и заочных конференциях научных обществ учащихся. Иногда поиски обучающихся направляются на самих себя, на изучение своих личностных особенностей.

Четвертый этап (рефлексивно-созидающий), когда обучающийся уже сделал свой выбор на продолжение образования в конкретном учебном заведении и вся его деятельность «узко» направлена на подготовку к поступлению в этот вуз. В это время школьники старшей ступени часто прекращают регулярные занятия в объединении, в котором они занимались много лет, и сосредотачивают свои усилия на подготовке к экзаменам в избранный ими вуз.

Наши обследования учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, занимающихся в Центрах дополнительного образования ряда городов Московской области, показал, что высшее профессиональное образование считают необходимым получить 85,4%, среднее специальное профессиональное образование - 9,1 %, не определились - 5,5%.

Кроме анализа результатов исследования, отражающих специфику планируемого обучающимися уровня образования, были выявлены особенности мотивации, определяющей профессиональные стратегии подростков, занимающихся в объединениях технико-технологического профиля. Результаты исследования показали, что мотивами выбора подростками будущей профессии являются:

1. Возможность достичь успеха в жизни — 92,5%.

2. Престижность профессии - 86,6%.

3. Уровень оплаты труда -80,9%.

4. Возможность развить свои способности - 55,4%.

5. Возможность общения с людьми - 54,2%.

6. Удовлетворение от труда - 52,0%.

7. Возможность иметь свободное время - 38,9%.

8. Это традиционная профессия моей семьи - 36,6%.

9. Интеллектуальный характер профессии - 34,6%.

10. Творческий характер труда- 19,7%.

12. Возможность управлять другими -16,3%.

Педагоги дополнительного образования, отвечая на вопросы: Как они понимают задачи профильного обучения? Какие возможности предоставляют им для решения этой задачи ? - назвали три основных мотива: формирование увлечения техническим творчеством; удовлетворение стремления детей к общению по интересам; удовлетворение желания участвовать в различных соревнованиях по техническим видам спорта и конференциях.

Возможность профессиональных проб на занятиях моделизмом большинством педагогов не осознается как первостепенный мотив. При ранжировании мотивов мотив «испытать себя на профессиональную пригодность» педагоги ставят на 4 -5 место, а учащиеся - на 5-6. Подростки высоко ценят общение с педагогом, для многих из них "личность нашего руководителя" является 3-4-м по значимости мотивом занятий техническим творчеством. Из нашей практики известно, что при уходе или замене педагога объединение учащихся очень часто распадается. Отсюда понятно, насколько важным может быть для школьника совет или пожелание по выбору профессии, сделанные таким педагогом.

Результаты опроса показали, что около трети педагогов не ставят перед собой задачу подготовки учащихся к выбору профессии. "Это ни к чему, главное - вовлечение ребят в творческую работу". Так считают 34% педагогов из числа опрошенных; 10% педагогов считают, что нужно работать только с теми кружковцами, которые проявляют интерес и способности к техническому творчеству; 41% - ставят задачу в широком смысле: "готовить к добросовестному труду и не обязательно связанному с какой-то профессией»; 15% - стремятся подходить дифференцированно: "стараюсь помочь всем ребятам выбрать профессии по способностям и склонностям, а особо увлеченным и одаренным советую стать профессиональным моделистом".

На вопрос: "Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние занятия в кружке на выбор профессии школьника?" - более 75% опрашиваемых ответили утвердительно, даже многие из тех, кто считает, что не нужно ставить профориентационные задачи. Они утверждают, что влияние занятий в кружке на выбор трудового пути старшеклассника происходит само собой, стихийно, поэтому не нужно "ставить какие-то специальные задачи и искать пути их решения". С одной стороны, здесь явное незнание закономерностей педагогического процесса, с другой - может быть, стремление оградить, защитить внешкольную педагогику от формальных "мероприятий по профориентации".

Данные опросов, анкетирования, изучение опыта отдельных объединений говорят о том, что не все педагоги дополнительного образования психологически готовы оказать помощь кружковцам в выборе профессии. Их захватывает сам процесс общения с интересными подростками.

Это обстоятельство обусловило необходимость, во-первых, обязательного включения проблем профильного обучения в программы курсовой подготовки и переподготовки специалистов сферы дополнительного образования. Во-вторых, разработки образовательных технологий формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению средствами психолого-дидактического обеспечения учебных программ дополнительного образования. Например, разработка 3-х уровней программ дополнительного образования, направленных на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма:

• первый уровень образования (1-й год обучения) предполагает формирование у детей мотивации к изучению истоков заинтересовавшей школьника отрасли техники или производства. Этот уровень - информационно-познавательный. Обучающиеся овладевают умениями целенаправленной познавательной деятельности.

• второй уровень — операционно - деятельностный, репродуктивный (2-й год обучения) предполагает формирование умений обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога - умение работать с источниками, систематизировать информацию, использовать некоторые информационные компьютерные технологии для составления сводных информационных таблиц.

• третий уровень (3-й год обучения) - практико-ориентационный, предполагает освоение широкого круга профессиональных умений, способствующих успеху в сфере технико-технологической деятельности.

Результаты анкетирования школьников, занимающихся в объединениях учреждений дополнительного образования, позволили выявить следующие три уровня их готовности к профессиональному самоопределению в сфере технико-технологической деятельности:

1 - низкий уровень - отсутствие у старшеклассников должного интереса к истории техники и естествознания, к методам технического творчества, трудовым традициям, безразличие к идее возрождения научно-технического могущества России.

2 - средний уровень готовности школьников отражает не очень высокие знания по основам наук, проявление стремления к чтению научно-технической литературы, к освоению компьютерных технологий поиска технических решений, наличие желания пополнять технико-технологические знания, устойчивое стремление к исполнительской деятельности, связанной с освоением технологических умений, с ручной и машинной обработкой различных материалов, с изготовлением деталей, с выполнением монтажно-сборочных работ. Эти школьники намерены в будущем работать в какой-либо отрасли промышленности, но с профессией еще не определились.

3 — высокий уровень был отмечен у старшеклассников, располагающих глубокими знаниями по основам наук, владеющих иностранным языком, интересующихся фольклором, участвующих в коллективных творческих делах. Эту категорию старшеклассников отличала активная позиция в утверждении нравственных норм, принятых в кругу специалистов естествознания и техники, в твердом намерении продолжить образование и овладеть высотами профессионального мастерства в престижных направлениях развития технико-технологической деятельности

Для учащихся с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению в сфере технико-технологической деятельности, с высоким уровнем мотивации получения дополнительного образования как средства, обеспечивающего осознанное профессиональное самоопределение, характерна способность к сопереживанию за судьбу научно-технического престижа страны, уважение к представителям науки и научно-технической интеллигенции. Ниже приведены примеры характеристик обучающихся по степени сформированной готовности к профессиональному самоопределению в сфере технико-технологической деятельности.

Высокий уровень. Таня С. показала высокую готовность к профессиональному самоопределению в сфере технико-технологической деятельности. Выполнила спортивные нормативы на присвоение первого разряда по авиамоделизму. Проявляет осознанное стремление к освоению новых средств программного обеспечения ПК в сфере технического творчества.

Общительная, проявляет устойчивый интерес к новым информационным технологиям, обладает обширными и разносторонними знаниями и может поддержать разговор о перспективах использования ПК в промышленности и в быту. Активно осваивает английский и французский языки. Пользуется авторитетом среди сверстников, взаимоотношения со сверстниками и педагогами ровные. Отличается крепким здоровьем, прагматическим подходом к учебной и практической деятельности. Является инициатором и организатором различных творческих дел, конкурсов профессионального мастерства.

Адекватно оценивает свои профессионально-значимые качества и реальные возможности личной карьеры в сфере технико-технологической деятельности.

Средний уровень. Володя И. проявляет интерес к использованию ПК в повседневной жизни и в профессиональной технико-технологической деятельности. Проявление познавательной активности на занятиях ситуативно, стремление к самообразованию спорадическое. Общительный, но иногда возникают затруднения в общении с людьми. Открыт для общения со сверстниками. Умеет использовать информационные технологии, выявлять информацию и собирать факты, необходимые для оценивания ситуации на рынке труда. Умело использует ПК в учебной работе.

Однако прилагаемые усилия к самореализации характеризуются средней интенсивностью. Владеет техникой самодиагностики, фиксация затруднений в повседневной учебной работе не всегда является стимулом к работе над собой.

Низкий уровень. Оля П. имеет низкий уровень усвоения общих и специальных знаний и умений в использовании ПК. Пассивна, отсутствует инициатива. Стремление к самообразованию проявляется редко. В целом характеризуется положительным отношением к технико-технологической деятельности, но разговор о личных планах самоопределения поддерживает неохотно. Затруднениям, возникающим у других обучающихся, сочувствует, однако, от деятельной помощи воздерживается, если к ней прямо не обращаются.

Если верить статистике, то более половины наших школьников занимаются в школьные годы в каких-то творческих объединениях и у них есть возможность испытать себя в том или ином деле и осознанно выбрать свой путь.

Хорошо, если в детском возрасте повезло на такую встречу; хорошо, если Центр дополнительного образования был рядом с местом проживания школьника и там работали интересные для ребенка кружки, хорошо, если в русле семейных традиций удалось найти свое дело и твердо встать на путь постижения профессионального мастерства. А как быть тем, кто проучился 8-9 лет в школе и так и не встретился со своим делом, с человеком, которому бы он поверил и уверенно пошел по намеченному пути?

Что делать тем, кто не занимался, не состоял, не увлекался и т.п.? Тогда педагогам и родителям приходится осваивать разнообразные диагностики и теоретические концепции профессиональной ориентации. Например,

Д. Тернер, К. Холл и Г. Линдсей считают, что у подростков выбор часто определяется соображениями быстрой профессиональной карьеры. К.Роджерс опирается на положение о том, что каждый человек соответствует ряду профессий, а профессия - ряду индивидов. На разных возрастных стадиях можно управлять процессом формирования у индивидов интересов, способностей. Эти процессы определяют и профессиональное развитие личности, и реализацию «Я - концепции», которая понимается как мнение субъекта о своих качествах и знания о социальных требованиях.

В.И.Слободчиков выделяет определенные этапы становления личности: индивидуализация, персонализация и др.

Первая стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет), определителями в выборе профессии в этой стадии являются фантазия, интересы, способности.

Вторая стадия «разведки» или поиска (с 15 до 24 лет) - реальный «мир работы или учебы».

Третья стадия упорядочения и стабилизации (с 25 до 44 лет) - охватывает «пробный» и «стабильный» периоды.

Четвертая стадия - сохранения (с 45 до 64 лет), профессиональное развитие личности на этом этапе идет в одном, заданном, направлении.

Пятая стадия – спада (после 65 лет). Происходит замедление профессионального продвижения (до 70 лет).

Позиция M.А. Робера и Ф.Тильмана сводится к тому, что индивид сам определяет личностный тип, к которому он относится, отыскивает профессиональную сферу, соответствующую данному

типу, выбирает один из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки.

Чистякова С.H. использует термины: «готовность к профессиональному самоопределению» и «профессиональная зрелость», понимаемые ею как соответствие поведения личности задачам профессионально-личностного развития.

Ф. Янушкевич выделяет этапы:

1. Психологически обоснованный выбор профессии.

2. Профессиональное самоопределение («Л-включенность»).

3. Высокие показатели деятельности.

4. Мастерство - наивысший уровень овладения операционной стороной деятельности, ее творческое выполнение и сформулированность индивидуального стиля.

Л. Якокка полагает, что для успешного овладения и осуществления какой-либо деятельностью особое значение имеет не столько уровень выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, сколько характер взаимосвязи между ними. При осуществлении тесных и положительных взаимосвязей большинства личностных свойств возникает процесс их взаимного усиления, при возникновении же антагонистических взаимосвязей между свойствами личности развитие одних сторон личности приводит к деградации других, что делает невозможным дальнейшее развитие и совершенствование профессионализма личности и деятельности.



Наш опыт работы с учащимися с ярко выраженными интересами к той или иной сфере деятельности убеждает нас в том, что чем раньше школьник погружается в интересное для него дело, в котором и проявляются его задатки и способности, тем надежнее может быть помощь ему в выборе дела на «всю оставшуюся жизнь». И наоборот: если взрослые вначале изучают, тестируют и диагностируют, а потом предлагают, по их мнению, подходящее для того или иного индивида дело. Если предлагаемое дело «ляжет надушу», то ребенок приложит к нему столько сил, сколько потребуется для быстрого успеха. Если интерес к делу придет с запозданием, то и способности вряд ли раскроются. Нелюбимое дело для российского человека приносит только душевные страдания и депрессию.

Таким образом, современную систему непрерывного образования, в которой осуществляется формирование готовности к профессиональному самоопределению школьников, можно представить в виде схемы. Поскольку все профильное обучение, по мнению взрослых специалистов, направлено на пользу и в интересах наших детей, то далее мы предлагаем познакомиться с мнением самих школьников по этому важному вопросу и приводим выступление Пучковой Софьи на Всероссийской конференции «Творческий потенциал России», проходившей 26-29 января 2005 г. В Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница