Профессор Алтай Тайжанов считает, что решение



Скачать 436.64 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2016
Размер436.64 Kb.
  1   2   3
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

ВУЗ Первого Президента Республики Казахстан


550-ЛЕТ КАЗАХСКОМУ ХАНСТВУ
В помощь кураторам студенческих групп

Кпрямоугольник 3араганда 2015

прямоугольник 1

550-лет Казахскому ханству. В помощь кураторам студенческих групп / Составители: Джакупова Д.Е., Мубаракова А.К. – Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2015. – 32 с.

Брошюра содержит статьи из СМИ о ходе проведения 550-летия Казахского ханства.

Материалы брошюры рекомендуются кураторам для подготовки кураторских часов и других мероприятий в рамках реализации Концепции патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма».


© Карагандинский государственный

технический университет, 2015




ПРЕДИСЛОВИЕ
К празднованию 550-летия Казахского ханства (каз. Қазақ хандығының 550 жылдығы) приурочены различные мероприятия, связанные с днем основанияКазахского ханства. Хотя дата возникновения ханства остаётся предметом споров, именно 2015 год был выбран юбилейным годом. Идея празднования принадлежит бессменному главеКазахстанаНурсултану Назарбаевуи впервые была озвучена им в октябре 2014 года.

Юбилейный год играет особую роль в формировании исторического сознания народа. Эта дата должна найти отражение и в деятельности творческой интеллигенции Казахстана и тюркского мира.



По мнению члена Союза писателей Казахстана Мейрхана Акдаулетулы, празднование 550-летия Казахского ханства «архиважно для всех казахов в плане понимания своей исторической роли в мире» и эту дату «нужно увековечить, укоренить в сознании народа».

Профессор Алтай Тайжанов считает, что решение Президента Казахстана о праздновании этой даты способно «объединить весь народ» и является знаковым событием. По его словам, «всенародно отметив 550-летие Казахского ханства, доведем, таким образом, до сознания масс, мирового сообщества значимость нашего государства и его роль в общечеловеческой истории, культуре и цивилизации».

По мнению политолога Айдоса Сарыма, 550-летний юбилей повод «задуматься над своим прошлым и будущим, обсудить всё это».

Признавая значимость празднования 550-летия образования казахскогоханства для лучшего понимания истории казахского народа, как государствообразующей нации, в тоже время следует признать, что наиболееважной задачейявляется сегодня консолидация казахстанского общества.

Будучи полиэтническим и многоконфессиональным государством, Казахстаниспытывает большие риски на фоне усиливающих сепаратистских тенденцийв мировой политике.Празднование 550-летия образования ханства имеет большое значение.

Празднование 550-летия образования Казахского ханства побуждает к тому, чтобы еще раз задуматься о глубинных истоках зарождения национальной государственности и об истории государственности на территории братского Казахстана в целом. 550-летие Казахского ханства – это отражение преемственности для казахстанской молодежи, знак того, что нынешнее поколение обязано сохранить накопленные знания, традиции и обычаи своего народа для своих потомков.

Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом. Оно явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV – XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской – с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости.

В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручукоглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – ТохтаКыйа султан – Урус хан).

Одним из центральных событий 2015 года в республике, безусловно, стал празднование 550-летия со дня основания первого этнического государства Центральной Азии – Казахского ханства, образованного султанами Кереем и Жанибеком. Современная Республика Казахстан является прямой наследницей этого мощного средневекового государства. В связи с юбилейной датой в республике и за ее пределами запланировано проведение масштабных мероприятий, поэтому празднование 550-летия Казахского ханства приобретает международный масштаб. Инициатива празднования юбилея принадлежит Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву, а в декабре 2014 года увидело свет Постановление правительства «О подготовке и проведении в 2015 году 550-летнего юбилея Казахского ханства». Утвержденный План охватил свыше ста мероприятий.


Следует особо отметить, что глава республики Нурсултан Назарбаев поручил отметить 550-летие Казахского ханства «без лишних затрат». «Президент Казахстана подчеркнул, что в сложившихся непростых экономических условиях юбилей необходимо встретить без лишних затрат, но в то же время качественно, чтобы событие осталось в памяти народа. Глава государства отметил, что главной целью мероприятий является укрепление патриотизма и обеспечение духовного роста всех казахстанцев», – сообщила пресс-служба Акорды по итогам встречи главы государства с министром культуры и спорта.

Юбилей Казахского ханства праздновался во всех регионах Казахстана. В Таразе состоялось масштабное театрализованное представление, проведено состязание акынов на тему «Мәңгілік ел» (Вечная страна), построен монумент в честь 550-летия, состоялось выставка «Тараз – ғасырларкуәсі» (Тараз – свидетель веков), прошел международный турнир по казакша курес и другим национальным видам спорта.

Помимо этого, ожидается издание многотомника по истории Казахстана. Разработка истории Казахстана с древнейших времен до наших дней в десяти томах в двадцати книгах началась в 2012 году по инициативе Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова. На данный момент основная работа по подготовке многотомника завершена, написаны рукописные варианты большинства книг. Сейчас проводится работа по внутренней экспертизе и редактированию готовых текстов. Планируется в 2015 году завершить работу и подготовить первый вариант многотомника. «Затем будет проводиться работа по апробации и внешней экспертизе книг. К этой работе планируем привлечь отечественных и зарубежных экспертов», – сообщил кандидат исторических наук, первый заместитель директора Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Нурлан Атыгаев. Все десять томов истории Казахстана увидят свет в 2016 году. Кстати, подготовка издания ведется на основе программно-целевого финансирования в рамках междисциплинарной программы «Ғылымиқазына». Над подготовкой многотомного издания заняты практически все ведущие казахстанские историки, работающие в научно-исследовательских институтах исторического профиля министерства образования и науки Республики Казахстан, а также в вузах страны. К работе над многотомником также привлечены известные зарубежные ученые.

Между тем научные сотрудники Института истории государства продолжают изучать ландшафт территории Казахского ханства и современного Казахстана. Как сообщил директор Института истории государства МОН Казахстана Буркитбай Аяган на пресс-конференции, не так давно была обнаружены так называемые «Ватиканские карты», на которых «нынешняя казахстанская степь показана на карте лесистой и очень живописной». «Если взять, к примеру, Бетбак-Дала, то там лесов практически нет, это сплошные песчаные пустынные места. И тут возникает вопрос, неужели за эти 550 лет леса были вырублены? Мы не можем сейчас утверждать, что эти места постоянно были пустынными. Может быть, раньше там было гораздо больше зелени, возможно, Сырдарья была больших размеров и т. д. Мы провели сравнительный анализ, какой ландшафт был в тот период, согласно тем историческим данным, и каков климатический пояс сегодня», – говорит ученый. Как ожидается, результаты исследований будут обнародованы и отражены в изданиях, посвященных 550-летию Казахского ханства.

Тем временем учеными того же Института истории государства была проведена научная экспедиция «По путям казахских ханов» в исторических местах Улытау, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской областей. В общей сложности участники экспедиции преодолели почти 4,5 тысяч километров. Ожидается, что полученная в ходе экспедиции информация ляжет в основу научных публикаций. По словам заместителя директора Института Радика Темиргалиева, в Институт истории государства будет предоставлен отчет, и каждый из участников экспедиции будет публиковать свои научные изыскания. «У нас имеется огромная база фотоматериалов, которая будет использована вместе с личными впечатлениями и в научных, и в публицистических статьях», – отметил Радик Темиргалиев.

Между тем в поселке Шортанды Акмолинской области прошел конноспортивный праздник в честь 550-летия Казахского ханства. На скачки прибыли не только участники области, а также спортсмены с Северо-Казахстанской, Костанайской области и города Астаны. В ходе состязаний зрители смогли увидеть кокпар, скачки на 7 км, кунан-байга, конкур, бег рысаков, ток-байга, аламан-байга, аударыспак, кыз-куу. Тем временем, в Алматинской области в горном ущелье у подножья Иле-Алатауского национального парка состоялся Международный фестиваль «Мәңгілік ел» в честь 550-летия Казахского ханства. Мероприятие, организованное на основе государственно-частного партнерства, нацелено на расширение и укрепление единого культурного пространства, продвижение национальных культурных традиций, духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма. В программе фестиваля была организована ярмарка изделий ручной работы, концерт народной музыки, а также различные мастер-классы, в ходе которых все желающие смогли научиться работать с кожей, серебром, глиной, валять войлок.

Кроме того, в рамках мероприятия прошел II Международный фестиваль по стрельбе из традиционного лука «Алтын мерген», в котором приняли участие представители из Казахстана, Киргизии, Турции, Монголии, Кореи, Туркменистана, Болгарии и Венгрии, а также фестиваль охотничьих птиц «Турул» и различные конноспортивные игры. По словам организаторов, в рамках фестиваля развернулся настоящий этноаул, позволивший соединить несколько разнообразных, но взаимодействующих мероприятий и познакомить с традициями, обычаями, бытом и культурой казахского народа.

Среди международных событий следует отметить показ в Нью-Йорке 10-тисерийного документального фильма «550 лет Казахскому ханству» режиссера Бахыта Каирбекова. Премьера состоялась в одной из самых престижных киностудий Роберта де Ниро «TribecaFilm» Министерством культуры и спорта РК при содействии Генерального консульства РК. Как сообщило внешнеполитическое ведомство республики, эпопея создана на основе книги Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «В потоке истории». Первая часть фильма посвящена истории тесных взаимоотношений кипчакской и армянской культур, результатом которых стало распространение общего языка. Каждая серия повествует об отдельном этапе истории казахского народа – от возникновения Казахского ханства в 1465 году до Независимого Казахстана. По мнению критиков, фильм ярко и всесторонне раскрывает историческую и геополитическую роль Казахстана в мире. Фильм основан на исследованиях историков и экспертов в области древней истории. Показ фильма состоялся на английском языке. В презентации приняли участие Постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Абдрахманов, Генеральный консул РК Раушан Есбулатова, а также их коллеги, аккредитованные в Нью-Йорке. Помимо иностранных дипломатов и зарубежных гостей, на мероприятии присутствовали представители киноиндустрии США, включая президента киностудии «MuseFilms» Карла Клатца, президента «Cinema Tropical» Карлоса Гутиереса, основателя и президента студии «Seagull Films» Алл Верлотски, вице-президента по общественным связям киностудии «Kino Lorber», известного кинокритика Эрика Кона, основателя агентства по продвижению фильмов Софи Глак, а также независимые эксперты, ученые, представители казахской диаспоры в США. Американская пресса сообщает, что фильм вызвал широкий интерес у аудитории. Участники мероприятия выразили надежду на продолжение показа фильма в полном объеме в Нью-Йорке. Ранее презентация фильма состоялась в столице США – Вашингтоне.

Помимо этого, в Астане презентовали историко-познавательную книгу «Қазақ хандары» доктора исторических наук Берекета Карибаева. Подготовка книги заняла у ученого 20 лет. Его первые статьи про Касым-хана вышла в газете еще в 1995 году. Статья вызвала резонанс, и автору предложили продолжить эту тематику и написать про Керей и Жанибека, Бурундук – хана и еще про пятерых ханов: Мамаш, Тахир, Буйдаш, Ахмет, Тогым. Книга «Қазақ хандары» выпущена на трех языках: казахском, русском и английском. По словам Б.Карибаева в предыдущих изданиях информация о казахских ханах была разбросанной и непоследовательной, а где-то неполной. «К примеру, в академическом пятитомнике есть информация не обо всех ханах. О Керее и Жанибеке очень мало, много материалов о Бурундук-хане и о Касым-хане, также же есть Хакназар, Тахир, Тауекель, Шигай. Общий тираж произведения составил 7 тысяч экземпляров.



В парке Астаны при поддержке Управления по вопросам молодежной политики прошла театрализованная акция, посвященная празднованию 550-летия Казахского ханства. Всего за один час постановщики ознакомили жителей и гостей столицы с историей становления и развития Казахского ханства, начиная с ханов Жанибека и Керея, заканчивая последним ханом Кенесары. В мероприятии участвовали не только профессиональные актеры, но и молодые артисты. Подобные мероприятия состоялись в течение всего лета на открытых площадках девяти парков Астаны.

А между тем, в Национальном музее РК в рамках проекта «Казахстан сквозь историю веков» представлена совместная выставка Отрарского государственного археологического музея-заповедника и Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» «Тарихижады және тағылым» («Историческая память»), посвященная 550-летию Казахского ханства. Среди экспонатов представлены керамическая посуда, изделия из бронзы и железа, декоративные кирпичи и плитки, оружия, золотые, серебряные, медные, бронзовые монеты и множество других ценных артефактов, найденных в ходе многолетних исследований и археологических раскопок на Отраре и других средневековых городищах вокруг него. Надо заметить, что Отрарский государственный археологический музей-заповедник выставляет свои бесценные экспонаты во всех регионах страны. Помимо этого, в главном музее страны выставлены уникальные артефакты из коллекций Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан». В настоящее время в фондах Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» имеется более 24 тысяч исторических памятников.

Выставка состоит из разделов: «Значение Туркистанского региона для Казахского ханства», «Ханская Орда — Туркистан», «Культура Казахского ханства» и совершит турне по нескольким странам в рамках празднования 550-летию Казахского ханства.

Одной из судьбоносных дат для нашего государства является 550-летие Казахского ханства. Понять реалии того непростого периода и докопаться до истины невозможно, не прибегнув к памятникам того времени. Яркие и неординарные мероприятия прошли по всей стране. Именно через такие мероприятия люди лучше узнают свое прошлое, славную историю казахского народа.







КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО И МИРОВОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Х. Абжанов,

директор Института истории и

этнологии имени Ш. Уалиханова,

член-корреспондент НАН РК


Мысль №9, сентябрь 2015 г.

Казахское ханство имеет богатую предысторию. Оно является наследником не менее 20 государств и двух империй – древнетюркского и Еке Монгол улуса. На протяжении двух тысячелетий, начиная от эпохи саков кончая Золотой Ордой, народы этих государств оказывали активное влияние на мировое историческое движение. 

Истоки

Государство саков отличалось высоким уровнем военного искусства. Героические сражения сакских воин против Александра Македонского и Кира вошли в анналы военной истории. Сначала, указывает Геродот, «противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем, исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и копьями. Долго бились противники, и никто не желал отступать. Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир» [1, с. 38]. Совершенно не случайно, что массагеты, савроматы, исседоны и другие сакские племена, их отношение к ценностям свободы и независимости, хозяйственная деятельность подробно описываются античными авторами. Сакский человек им воспринимался не иначе, как «конское ржание поставивший выше лучшей музыки» [1, с. 6].

Древние тюрки, продолжая традиции саков и гуннов, создали великую культуру – культуру письма. Письменные памятники той эпохи содержат богатейшую информацию по истории государств и правителей, международных отношений и дипломатии. Так, борьба тюрков против китайского господства отражена в каменных надписях в честь Кюльтегина и Тоньюкука.

Великая Степь издревле гордилась своими интеллектуальными гениями. Крылатое выражение сакского мыслителя Анахарсиса: «У греков говорят мудрецы, а дела решают невежды» глубоко раскрывает противоречия эллинского общества [2, с. 35]. Имена аль-Фараби и Х. А. Яссави навечно вписаны в летопись мировой интеллектуальной элиты. Даже арабское и монгольское завоевания не прервали преемственную связь между культурами и государствами. Персидское словосочетание «Дешт-и Кыпчак» получило известность от Великой Степи до берегов туманного Альбиона и африканского Нила. 

Судьба каждого государства, возникшего на нашей территории, по-своему уникальна. Они заложили основы степной демократии, толерантности, хозяйственно-культурного типа, составивших впоследствии сущностную черту национального государства казахов.

Ханство и мир

Казахское ханство образовалось в сложный период мировой, континентальной и региональной истории. Западная Европа, находясь между поздним Средневековьем и Новым временем, вступила в эпоху Ренессанса. Народы Востока стали свидетелями распада кочевых империй. В Африке и Америке появились колониальные владения.

«В те дни, – писал М. Х. Дулати, – Абу-л-Хайр хан целиком овладел Дешт-и Кыпчаком. Он нападал на султанов – джучидов – Джанибек хан и Кирай хан бежали от него и прибыли в Моголистан. Исан Буга хан хорошо принял их и отдал им Козы Баши, которое находится на западе Моголистана, на реке Чу. Пока они спокойно пребывали там, улус узбеков после смерти Абу-л-Хайр хана пришел в расстройство, там возникли большие разногласия и большинство [людей] ушло к Кирай хану и Джанибек хану, так что число их достигло двухсот тысяч человек и их стали называть «узбек-казахами». Начало правления казахских султанов пошло с 870 (1465–1466) года, а Аллах знает лучше, и до 940 (1533–1534) года, казахи имели полную власть над большей частью Узбекистана» [3, с. 87–88].

С первых дней своего существования судьба ханства тесно переплелась с мировыми событиями и судьбой сопредельных государств. Так, в течение ХІV–ХVвв. в центре исторических процессов стоял фактор распада Золотой Орды и Государства тимуридов, который сильно изменил политический ландшафт Европы и Азии, сопровождался появлением новых стран на Евразийском пространстве, вообще, наиболее известные из них – Ногайская Орда, государство кочевых узбеков, Казанское и Астраханское ханства, Могулистан не отличались добрососедскими отношениями между собой, в особенности. Они коснулись и Казахского ханства. По свидетельству М. Х. Дулати, «между Кирай ханом и Джанибек ханом, [с одной страны], и сыновьями Абу-л-Хайра – [с другой], была большая давняя вражда. По этой причине сыновья Абу-л-хаир хана чувствовали вражду к могольским ханам, потому что могольские ханы действовали заодно с Кирай ханом и Джанибек ханом» [3, с. 95].

Война оставалась самым распространенным способом решения межгосударственных проблем и в последующем. Любое историческое сочинение XV–XVIII вв. на персидском или тюркском языках изобилует описанием военных столкновений. На поле сражений пали и ханы. Так, примерно месяц между войсками аштарханидов и Тауекелхана (1582–1598) происходили бои и стычки. «Однажды, – говорится в сочинении «Тарих-и кипчаки», – ночью Таваккул-хан совершил нападение. Произошел жестокий бой. Таваккул-хан был тяжело ранен… От той раны Таваккул-хан поторопился в загробный мир…» [7, с. 395].

Первые казахские правители и их наследники живо следили за политическими и иными переменами на русском, китайском, иранском, турецком направлениях. Каждый из них оставил свой след в истории Казахского ханства. Ибо в середине ХV в. Московское великое княжество начинает освобождаться от господства Большой Орды, через полтора века родилась Российская империя. Само­достаточная империя Китай второй половины ХV в. оказалась к концу ХVІІ в. под властью маньчжуров. Восхождение Османской империи, начавшееся в 1453 г. взятием Константинополя, было временно прервано неудачами в войне против Священной лиги и Карловицким миром 1699 г. [4, с. 273–290, 326–341, 372–385]. 

В интересах национальной безопасности проводилась многовекторная внешняя политика. Широко использовались противоречия и междоусобица в стане противника, возможности династийных браков, посольских делегаций, победоносных войн. Казахскому народу и его руководителям было чем гордиться, за что беспокоиться, что защищать. Великая Степь имела все условия для развития животноводства и земледелия, ремесла и торговли, для благополучной жизни и труда. Как указывается в сочинении «Тарих-и Абу-л-Хайр-хана», еще до образования Казахского ханства «Дешт-и Кыпчак стал предметом зависти высшей небесной сферы», «отличается от других вилайетов прелестью воды и воздуха, от края и до края, [включая] и [местопребывание] трона Саин-хана» [7, с. 170, 171]. Впечатление Абдаллах хана от Улытау и его окрестностей Хафиз Таныш подчеркивает не раз. «В этой бескрайней степи, – писал он, – где через высокие вершины с трудом пролетала птица, где ветер был бессилен [объять] просторы равнин, [хан] увидел гору, которая возвышала свою вершину до зенита высочайшего неба, заметил такую глыбу из гранита (харайи), которая рвала покрывало на лике небес … Воображение не смело и мечтать взобраться на ее башни (бурудж), мысль считала бесполезной представить себе счастье подняться на них. Середина ее [т. е. горы] украшена камнями, сияющими, как мерцающие звезды в созвездии Близнецов. Вершину ее [украшает] блес­тящий венец из разноцветных камней. У подножия ее [простираются] долины, в долинах живительные источники, многочисленные реки, деревья без числа и всюду исключительно красивые лужайки, чрезвычайно приятные луга, напоминающие прелестный райский сад, бесчисленные, как листья деревьев, всевозможные распустившиеся цветы» [7, с. 279].

Поэтому ханству нужны были сильные и надежные союзники. Большие надежды связывались с Османской империей. Казахские ханы не без основания рассчитывали на поддержку и помощь Османской империи: во-первых, обе стороны хорошо осознавали единство тюркского происхождения; во-вторых, общность религии дала шанс на сотрудничество; в-третьих, определенные расчеты строились на противоречиях между Россией и Османской империей. В этом плане большую историческую ценность представляет письмо казахского правителя Турецкому султану Ахмеду ІІІ, написанное, по всей вероятности, после заключения мирного договора между Россией и Турцией в 1711 г. Письмо начинается с восхваления империи и ее правителя: «Власть и отвага, величие и справедливость, слава и милость наполняют служителя двух священных городов [Мекки и Медины], хакана земель и морей, хакана ибн хакана, султана Ахмад-хана благодаря его славе, отмеченной примирением и согласием, чистосердечием и единодушием, присущими безграничной вере; и вследствие его чистоты и чистосердечия искреннего покровителя [веры] – избранного и похвального потомка великого правящего дома и славной высокой династии Осман-хана». Затем подчеркнуты позиция Казахского ханства и общность религии: «Искренний ваш друг восседает на троне Афрасиаба в Ташкенте. Вместе со своими подданными и зависимыми владениями, как-то: Туркестан, Андижан, Сайрам, каракалпаки и другие народы, мы радостно молимся утром и вечером, вознесенные знаменем шариата». После всего этого изложена суть дела: «Между нашим государством и Московским (Москов) государством есть владение, которое называют «Ака Аштак». Его жители – все сунниты. Прежде, когда это владение было в разорении, Москва силой завоевала его. С тех пор они – подданные Москвы и платят ей пошлину (бадж). Теперь же этот народ со всем своим войском и знаменем, испугавшись Москвы, переселился к нам, воспылав мусульманской верой. Если вы окажете нам помощь, мы можем отнять у неверных (кафир) восемь городов этого владения. Если мы будем действовать сообща, то нанесем урон владениям [Москвы]» [5, с. 93]. 

Однако казахско-турецкий союз не состоялся.

По формальным признакам Западная Европа ХV, даже ХVІ в. не вошла в жизнь Казахского ханства. Но глубокие изменения, охватившие Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию, сферу материального производства, великие географические открытия отражали мощные экономические возможности и неоспоримые научно-технические преимущества Старого Света над остальным миром. Начавшаяся колонизация европейцами Америки и Африки дала понять, какое будущее ожидает слабые в экономическом и военно-техническом отношениях народы и государства. Мировое историческое пространство наполнялось атмосферой жестокой конкурентной борьбы, завоевание чужой территории стало обыденным явлением и никем не осуждалось, во всем виноваты оказались только «овцы».

Даже у успешных европейских держав исторический путь был неровный. Для Европы ХV–ХVІІ вв. характерно падение некогда мощных держав и появление новых империй. Со временем последние сыграли немаловажную роль в истории казахского народа и его государства. Так, находившаяся в ХV веке на пике могущества Испания в конце ХVII века, по утверждению авторов «Всемирной истории», изданной Институтом всеобщей истории РАН в 2013 г., уже не претендовала на роль великой державы и перестроила свою внешнюю политику, пытаясь лишь сохранить свои обширные владения в Европе и за океаном. Страна была разорена, постоянные неудачи все более подрывали ее престиж. Зато высоко взошло солнце Англии [4, с. 587].

Но следует различать трудности, вызванные падением и кризисом, от трудностей роста. До кончины Тауке хана в 1715 г. Казахское ханство, как Франция, Англия и Россия, сталкивалось преимущественно с трудностями роста демографического, территориального, экономического, дипломатического, военного характера. В интеллектуальной среде они не всегда были восприняты адекватно.

В ХVI в. М. Х. Дулати писал: «… во времена Буйдаш хана казахов осталось [всего] двадцать тысяч. После 940 (1533–1534) года его (Буйдаш хана) также не стало и казахов [здесь] совершенно не осталось» [3, с. 88]. Видимо, отсутствие объективной информации ввело автора в заблуждение. Казахи и их ханство не сошли со сцены истории. Наоборот, Казахское ханство еще более укрепило свои международные связи, национальные устои и черты: завершилось формирование казахского этноса, его языка и уникальной культуры. Лучшим подтверждением данного тезиса может служить творчество Шалкийз жырау (1465–1560). В дошедших до наших дней поэтических произведениях жырау упоминаются Бахчасарай, Крым, Ногайская Орда, воспеваются ценности исламской религии, подвиги батыров и биев. Автор призывает современников жить в мире и согласии, выступает за расширение международных связей [6, с. 36–50]. Это – во-первых.

Во-вторых, в 20-30-е годы ХVI в. Жетысу перестал быть частью территории Могулистана. Здесь установилась власть казахских ханов. Она распространялась и на киргизов. «В конце своей жизни, – говорится в одном из сочинений ХVIІ в. – он [Тахир-хан] стал господствовать над племенами киргизов и пребывал среди того народа до тех пор, пока требующий смерти не сказал ему благосклонно: «Пожалуйста, во дворец вечности» [7, с. 353]. Внешнеполитические успехи Тахир хана закрепил Буйдаш хан (1532–1559) [7, с. 406].

Великая степь всегда была открыта внешнему миру. Хотя Великий Шелковый путь пришел в упадок, политические и торгово-экономические контакты ханства с деловыми кругами Центральной и Передней Азии, Арабского полуострова, Китая и Индии, России и Европы не прерывались. Ханы Тахир (1522–1532), Хакк-Назар (1538–1580), Тауекел (1582–1598), Есим (1598–1613/14 и 1626/27–1628) в разные годы вели многосложные переговоры с правителями Могулистана, Ногайской Орды, Мавераннахра, Мос­ковского государства, Калмаков, решая территориальные вопросы, союзнические отношения, торговые связи и др. [7, с. 230, 385, 418]. Они дополнялись обменом духовно-культурными ценностями. К такому выводу нас подтолкнули отчасти сведения из книги «Тарих-и Рашиди» с подробным описанием быта, обычаев, хозяйства, климата Восточного Туркестана, Индии, Афганистана, Тибета, Бадахшана, Кашмира, где нередко находились представители казахского социума.

О включенности Казахского ханства в систему международных отношений свидетельствуют эпистолярное наследие правящей элиты (в числе адресатов значатся высшие должностные лица ряда государств), а также дипломатические правила и этикет, действовавшие во время приема высоких зарубежных гостей. Так, М. Х. Дулати момент встречи Касым хана (1511–1521) и Султан Са’ид хана воссоздает таким образом: «В то время возраст Касим хана, перевалив за шестьдесят, приблизился к семидесяти годам, а [Са’ид] хан был в расцвете молодости – ему было под тридцать. Касим хан, принося свои извинения за то, что из-за преклонного возраста не может встретить хана, повелел тридцати-сорока султанам из рода Джучи, некоторым из которых было по пятьдесят-шестьдесят лет, вроде Джаниш хана, Таниш хана, Мумаш хана, Джан Хайдар султана, Кариш султана и других, преклонить колени перед ханом и приветствовать его. Когда преклонили колени Джаниш хан и Таниш хан, которые были намного старше [Са’ид] хана, он встал с места, а когда преклонили колени остальные султаны, хан приветствовал их сидя» [3, с. 267].

Во время визита в зарубежные страны уважением и почетом были окружены казахские правители и их свита. Автор сочинения «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз Таныш (XVII в.) о переговорах между Шигай ханом (1580–1582) и шейбанидом Абдаллах ханом писал: «Шигай-хан, который в течение многих лет был повелителем (фарманфарма) степей и пустынь (даштвабиабан) и с давних пор проявлял себя как сторонник (хавахах) его величества государя [‘Абдаллах-хана], вместе со своими сыновьями Таваккул-султаном и другими прибыл ко двору [‘Абдаллах-хана], подобному чертогу Сатурна. Через посредство некоторых столпов государства и вельмож [‘Абдаллах-хана] он удостоился чести встретиться со справедливым ханом. Его величество со свойственной ему милостью и великодушием усердствовал в проявлении почтения и уважения к [Шигай-хану]. Оказав [Шигай-хану] исключительный почет и всякого рода милости, [‘Абдаллах-хана] отдал ему в качестве икта земли Ходженда. Он обнадежил [Шигай-хана] приятными наставлениями и [обещаниями] верной помощи [и] устроил царский пир» [7, с. 257].

Изучение опыта и истории успешных государств ХV–ХVІІ веков свидетельствует, что удача сопутствовала тем странам, где правители и принятые ими законы работали в духе поступательного движения и на будущее, где государственное управление и аппарат постоянно совершенствовались. Не случайно Людовик ХІV (1643–1715), открывший блестящую фазу французской абсолютной монархии, получил прозвище «Король-Солнце», Билль о правах, заложивший правовые основы конституционной монархии в Англии, получил наименование «Славной революции» (1688 г.) [4, с. 547, 573]. Огромные силы и средства выделялись на содержание и реформирование армии. 


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница