Проекта, год выполнения



Скачать 354.47 Kb.
Дата17.11.2016
Размер354.47 Kb.

Автор проекта (ФИО)

Полякова Валентина Николаевна

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г.Вилючинска, Камчатского края



должность

Заместитель директора по УВР,

учитель биологии



Название проекта, год выполнения

Познавательные биологические задачи.

2012-2013 учебный год



форма

текст

Размер ресурса (мегабайт)

МБ

Формат ресурса




Вид ресурса

Текстовый документ

Учебный предмет

Биология. Методика преподавания биологии.

класс

5-11 класс

Цель, задачи проекта

Объект исследования:

учебно-воспитательный процесс преподавания биологии в школе.



Предмет исследования:

использование познавательных биологических задач при изучении биологии как средство развития мыслительной деятельности учащихся.



Цель проекта:

представить примеры познавательных биологических задач различного уровня сложности по разделу биология.

Использование биологических задач при объяснении нового материала, повторении, заданиях на дом, а также при опросе учащихся на уроках; во внеклассной работе; при проведении школьного этапа биологической олимпиады.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Из опыта работы

учителя биологии

Поляковой Валентины Николаевны по теме:


«Познавательные биологические задачи».

г.Вилючинск

Камчатский край

2012-2013 учебный год

Я привожу примеры познавательных биологических задач различного уровня сложности по разделу биология.

Использование биологических задач при объяснении нового материала, повторении, заданиях на дом, а также при опросе учащихся на уроках; во внеклассной работе; при проведении школьного этапа биологической олимпиады.

Задачу считаю познавательной, если она содержит интеллектуальное затруднение т. е. требует размышления, устанавливает причинно-следственные связи внутри- и межпредметного характера, побуждающие осуществлять поиск новых знаний и способов её решения в новых, непривычных условиях, вызывает интерес и опирается на прежний опыт.

Познавательные задачи развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствуют умение ориентироваться в мире научной информации, творчески использовать свои знания.

Ботаника

Корень

1. Иногда корни образуют так называемые «ходули» и возвышаются над почвой. У каких растений?

2. Существуют ли длинные корни у растений, растущих на болоте?

3. Почему взрослые растения труднее приживаются при пересадке из одной почвы в другую?

4. Почему сосна имеет более развитую корневую систему по сравнению с елью?

5. За счет какого физического явления происходит попадание воды и минеральных веществ в корневую систему?


Стебель

1. Когда растения размножают участками стебля то, что там обязательно должно быть?

2. В Китае существовала казнь. Человека сажали на молодые проростки бамбука. Это была достаточно жёстокая казнь. Почему?

3. Почему у растений растущих в местах, где бывают частые ветры, корневая система вытянута в противоположную от кроны сторону?

4. Докажите, что клубень это видоизменённый побег, а морковь нет.

5. Почему в Бразилии встречаются деревья с бочкообразными стволами? Как их называют?




Лист

1. Почему низовые листья часто бывают непохожи на срединные?

2. У некоторых растений листья ориентированы или строго на юг или строго на север. Их называют растениями-компасами. Почему у них такое листорасположение?

3. Листья, растущие в тени имеют более развитую губчатую ткань, а листья, растущие на свету - более развитую палисадную ткань. Как это можно объяснить?

4. На одном поле клевер скосили в начале цветения, а на другом в конце. С какого поля сено более питательно?

5. Голландский учёный ван Гельмонт определил, что за 5 лет масса дерева увеличилась на 80 кг, а масса почвы уменьшилась только на 57 г. Почему? За счет чего росло растение?


Цветок. Плод. Семя.

1. Почему нектарники располагаются в нижней части цветка?

2. Существуют ли плоды, которые развиваются без оплодотворения?

3. Почему цветок яблони образует один пестик, но имеет много семян?

4. Созревание зерен в початке кукурузы идёт снизу вверх. Где лучше собирать семена для посева?

5. Как называется плод картофеля?


Бактерии

1. Если бы бактерии размножались беспрерывно, то через некоторое время они покрыли бы весь земной шар слоем 1м. Почему этого не происходит?

2. Бактерии и плодородные почвы. Как связаны эти два понятия?

3. Почему болезнетворные бактерии, имея такие малые размеры могут вызвать смерть у человека?

4. Почему термиты могут питаться ногтями, бумагой и прочими несъедобными вещами?

5. Какие бактерии появились раньше: хемосинтезирующие, анаэробы или аэробы?



Царство грибов

1. Чем высшие грибы отличаются от низших?

2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

3. Какой гриб вызывает заболевание, именуемой в народе "злые корчи"?

4. Есть ли паразиты среди высших грибов?
Отдел водорослей

1. К какому классу относятся водоросли, образующие тину?

2. Какие водоросли обитают на суше?

3. Какие водоросли используют в сельском хозяйстве?

4. Что такое планктон и что такое бентос?


Лишайники

1. Почему во время войны, когда не хватало бинтов, лишайники использовали как перевязочное средство?

2. Почему лишайники служат эталоном чистоты воздуха?

Отдел мохообразных

1. Почему, когда человек наступает на мох сфагнум, то под подошвой у него появляется вода?

2. Как можно доказать, что предком мохообразных была нитчатая водоросль?



Папоротникообразные

1. Многие люди считают, что тот, кто увидит цветок папоротника, будет счастлив всю жизнь. Возможно ли его увидеть?

2. Почему папоротникообразные предпочитают сырые и тенистые места?
Отдел голосеменных

1. Почему вымерли большинство папоротникообразных, а голосеменные заняли господствующее положение?

2. Наблюдается ли у голосеменных листопад?

3. Происходит ли опадение иголок у ели?

4. Почему женские шишки после оплодотворения поворачиваются вниз?

5. Появление семян - важный ароморфоз в эволюции. Но наряду с преимуществами имеются и недостатки. В чем они заключаются?


Отдел покрытосеменные

1. В какой части света находится центр происхождения покрытосеменных?

2. Что позволило покрытосеменным занять господствующее положение?

3. Почему растение "вороний глаз" относят к однодольным?

4. Почему двудомные цветки встречаются довольно редко?

5. Какое растение из семейства крестоцветных используют при лечении сердечно-сосудистых заболеваний?


Зоология

Тип простейшие

1. Почему эвглена зеленая имеет постоянную форму тела?

2. Если на место скопления эвглен направить прямой луч света, то что произойдёт?

3. Почему класс инфузории считается наиболее прогрессивным классом?

4. Что будет, если инфузорий-туфелек поместить в прокипячённую воду?

5. Что будет, если в каплю воды с простейшими поместить кристаллик соли?



Тип кишечнополостные

1. Почему при неблагоприятных условиях гидра размножается половым путём?

2. Можно ли гидру отнести к многоклеточным организмам? Ответ обоснуйте.

3. Если гидру растереть в порошок, то она погибнет?

4. Очень часто мальки рыб прячутся под колокол у медуз. Почему?

5. Когда погибает коралл, то на них развиваются новые особи. Это происходит в течение многих лет. Что они образуют?


Тип моллюски

1. Сейчас существуют фермы, где разводят двустворчатых моллюсков. Для чего?

2. Что будет, если у моллюска каким-либо образом закрыть мантийную полость?

3. Значение для народного хозяйства виноградной улитки и малого прудовика?


Тип членистоногие

1. Примитивные членистоногие имеют ярко выраженную членистость всего тела. Почему?

2. Чем отличаются функции крови хордовых от функции крови членистоногих?
Класс ракообразные

1. Рассмотрите строение речного рака. Как он приспособлен к среде, в которой живёт?

2. Вы слышали выражение: "Я покажу тебе, где раки зимуют". А где зимуют раки?

3. Раки-отшельники часто поселяются в пустых раковинах. Для чего?


Класс паукообразные

1. Очень часто на паутине у паука-крестовика можно увидеть пустые хитиновые скелеты насекомых. Как питается паук? Какие приспособления для этого он имеет?

2. Все вы наверняка видели, как паук прядёт свою паутину. С чего он начинает? Обучает ли он этому своих детёнышей?

3. Прядут ли ловчую сеть тарантул и каракурт? Есть ли у них паутинные бородавки?


Класс насекомые

1. Назовите насекомых, которые имеют следующие ротовые аппараты: колющий, сосущий, лижущий, грызущий.

2. Очень часто, если сильно надавить на насекомое, то из под хитина выделяется какая-то жидкость. Что это за жидкость?

3. Почему бабочки имеют такие разнообразные крылья? За счёт чего? Как называется отряд, к которому относятся бабочки?

4. Очень часто в яблоках можно увидеть червеобразную личинку. Чья это личинка?

5. Почему насекомые некоторое время перед полётом сидят на месте, трепеща крыльями?


Тип хордовые

Подтип черепные

Класс рыбы

1. Известно, что акулы более прожорливы, чем другие рыбы. Почему?

2. Акулы все время находятся в движении, но отдыхают только на дне. Почему?

3. Почему чешую акулы можно использовать как наждачную бумагу?

4. Инженеры всего мира бьются над созданием прибора, который может ориентироваться по запаху. За образец взяли рыбий нос. Как вы думаете, какое значение будет иметь создание такого прибора? Где его можно применить?

5. Многие рыболовы для ловли рыбы в ночное время используют свет. Почиму?


Класс земноводные

1. Сибирская саламандра зимует при t0 - 300 . Потом оттаивает и начинает новую жизнь. Как это свойство мохно использовать в космонавтике?

2. Если лягушку посыпать пудрай, то она умрёт, а если удалить лёгкие, то лягушка будет жить 4 дня. Почему?

3. Если голодной лягушке положить в аквариум дохлых комаров и мух, то она умрёт, а есть их не будет. Почему?

4. Почему у лягушек, когда они сидят на месте, все время поднимается и опускается брюшко?

5. Почему лягушка может двиготь головой только сверху вниз и снизу вверх?


Класс пресмыкающиеся

1. Если мертвую ящерицу дернуть за хвост, то он не отбрасывается. Почему?

2. Личинок саламандр, полученных от пещерных саламандр, выращивали на свету. Будут ли они слепыми?

3. Почему многие змеи десятками и сотнями собираются на зимовку в одно место?

4. Почему ужи часто зимуют в навозных кучах?

5. Могут ли змеи "гипнотизировать" свою жертву?


Класс птицы

1. Почему птеродактель не является предком птиц?

2. Нормальная температура тела птици 42 0С. Почему?

3. Зачем птицам нужно двойное дыхание? Как оно осуществляется?

4. Те, кто видел пингвинов в зоопарке, наверное обратил внимание на то, что они огорожены от людей сетками. Почему?

5. Пингвин откладывают только одно яйцо. Почему этого достаточно для сохранения вида?




Класс млекопитающие

1. Правильно ли утверждение:"Чем длиннее шея, тем больше в ней позвонков"?

2. Когда принесли шкурку этого животного, многие учёные решили, что кто-то захотел над ними подшутить и пришили клюв утки к шкуре крота. Что это за животное?

3. Почему такие собаки как лайка, колли не мёрзнут зимой?

4. Чем зубы пресмыкающихся от зубов млекопитающих?

5. На ранних стадиях развития зародыш проходит весь эволюционный путь от рыб до млекопитающих. О чём это говорит?


Анатомия
Опорно двигательная система

1. Почему удар в височную часть более опасен, чем в лобную?

2. Какое значение имеет свод стопы?

3. Чем таз женщины отличается от таза мужчины? (Сравните строение и объясните, почему?)


Мышцы.

1. В каком случае быстрее происходит утомление, при ритмичной или неритмичной работе мышц?

2. Почему необходимы физические упражнения?

3. Чем гладкие мышцы отличаются от мышц скелетной мускулатуры?

4. Как строение клетки скелетной мускулатуры связано с выполняемой функцией?

5. При сгибании руки: в каком состоянии находится сгибатель, а в каком разгибатель?


Кровь.

1. Артерии не имеют специальных карманов и по ним кровь течёт с достаточно большой скоростью, а вены имеют специальные карманы, для того, чтобы кровь не двигалась назад. Почему?

2. Если все эритроциты человека выложить в одну линию, то они дотянутся до Луны. Зачем необходимо такое большое количество эритроцитов?

3. Очень часто при подъёме на гору человек сначала задыхается, а затем у него как бы открывается "второе дыхание". Почему?

4. У новорождённого эритроцитов в крови больше, чем у взрослого человека. С чем это связано?

5. Практически при любом заболевании врач измеряет количество эритроцитов. Зачем?



Система кровообращения.

1. При вскрытии грудной клетки только что умершего человека А.Везалий и его ученики были поражены тем, что они увидели. Что же они увидели?

2. У людей злоупотребляющих пивом сердце тоже большое - почему? В чём отличие от сердца спортсмена?

3. Почему кровь, выйдя из предсердия не может поступить туда обратно?

4. Почему стенка правого предсердия тоньше, чем стенка левого?

5. Древнегреческий философ Аристотель провёл следующий опыт. Через определённые промежутки времени он брал яйцо из-под наседки и рассматривал его содержимое. Оказалось, что через сутки в яйце образуется пульсирующая точка. Что это за точка?


Дыхание и газообмен.

1. С первым криком у ребёнка начинается его жизнь. Почему?

2. У человека в носу имеется множество полостей. Почему?

3. Учёные провели следующий опыт. Под большой колпак посадили кролика. Туда поступал воздух с бактериями. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. Второй кролик заболел и погиб. Почему?

4. Когда человек в лесу или в поле, ему легче дышится. Почему?

5. Чем внешнее дыхание отличается от внутреннего?


Пищеварение и обмен веществ.

  1. Почему ранки в полости рта быстро заживают?

  2. Для чего нужно твёрдое и мягкое нёбо?

  3. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?

  4. Почему, когда человек съел кусок мяса, то чувство сытости не проходит довольно долго?

  5. Какой физиологический смысл заключён в пословице: "Голод лучший повар"?


Витамины.

1. "Его называют скорбут или язвенный рот". О каком витамине идёт речь?

2. При недостатке какого витамина происходит воспаление нервов, боли в мышцах и суставах, судорога и паралич нижних конечностей?

3. При недостатках какого витамина слабеет сумеречное зрение, а в дальнейшем происходит полная потеря зрения?

4. Где образуется этот витамин при действии солнечных лучей?
Органы выделения.

1. Влияет ли характер пищи на цвет мочи?

2. Сеть капиляров в почках получила название "чудесная сеть". Откуда произошло такое название?

3. Давление в клубочке 60 мм рт. ст., а давление внутри капсулы 30 мм рт. ст. Для чего эта разность нужна?

4. Почему приносящий сосуд мальпигиева клубочка более крупный, чем выносящий?
Кожа.

1. Почему кожу многие врачи называют "зеркалом здоровья"?

2. Почему тепловой удар чаще всего происходит в жарком и сыром помещении, а в сухом нет?

3. Учёные провели следующий опыт. Тела двух мужчин покрыли лаком. Один пробыл в таком состоянии сутки, а другой - 8 суток. Почему подопытные трудно переносили холод?

4. В 1646 году герцог Л.Моро устроил праздничное шествие, которое возглавлял " золотой мальчик" (мальчик, тело которого было покрыто золотой краской). После праздника он был забыт и ночь провёл на каменном полу зала. Вскоре он заболел и умер. Почему?

5. В хирурги применяют метод гипотермию (метод охлаждения тела). Через специальное прорезиненное одеяло пропускают холодный вохдух. Для чего это делают?


Нервная система.

1. Можно ли назвать рефлексом следущие явления: инфузория уходит из капли с солёной водой, щука преследует добычу, слюна выделяется при виде пищи?

2. Если все нервные волокна человека вытянуть в одну линию, то она составила бы четырёхкратный путь между Землей и Луной? Зачем нужно такое количество нервных волокон?

3. В XIX веке в продолговатом мозге был открыт центр, получивший название "узел жизни". Почему он получил такое название?

4. Хирург Наполеона высказал такое суждение: "Раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных". Прав ли он?

5. Почему спасающиеся от врагов животные не реагируют на пищу?


Анализаторы. Органы чувств.

1. Можно ли линзами очков близоруких людей сконцентрировать пучок света?

2. Почему, если рассматривать в телескоп далёкие миры, то они нам кажутся серыми?

3. В природе известен эффект Пуркинье: в сумерках синее кажется ярче красного, а днём, когда света много, красный свет ярче синего. Почему?

4. Почему, если человек летит в самолёте на большой высоте, то ему необходимо открыть рот? Для чего? Что может произойти, если он этого не сделает?

5. На основании какого физического закона происходит передача звука в улитке?


Железы внутренней секреции.

1. В цирке выступали лилипуты. Один человек спросил: "Лилипуты это народность?" Прав ли он?

2. У больного сердце бьётся быстрее обычного, выпучены глаза, движения порывисты. Почему?

3. В крови больного много сахара. С деятельностью какой железы это связано?

4. Больной жаловался врачу: "У меня упадок сил. От малейшего физического напряжения я устаю". Кожа больного приобрела бронзовый оттенок. Что это за болезнь?

5. Иногда у мужчины голос становится тонким и перестаёт расти борода. А иногда у женщин становится грубым голос и растут волосы на лице. С действием каких гормонов это связано?


Общая биология
Эволюция

  1. Что такое «звездный период» в истории развития Земли?

  2. Если всю историю Земли разбить на 24 часа, то сколько времени развивался человек?

  3. Какие вещества были основными в «химический период» развития Земли?

  4. Когда вы родились, то не умели читать и писать, а сейчас это делаете без труда. Можно ли это назвать ароморфозом?

  5. Почему в химический период существования Земли на нее лились беспрерывные дожди? Сколько лет это продолжалось?

  6. Какие условия на раннем этапе эволюции сделали возможным небиологический синтез органических веществ?

  7. Какие еще структуры кроме ДНК представляют собой спираль? Приведите конкретные примеры.

  8. Атомы -> пробионты -> одноклеточные организмы. Чья это теория зарождения жизни?

  9. Подсчитайте каков выигрыш энергии при переходе первых организмов от бескислородного типа дыхания к кислородному?

10. Сколько лет продолжается «эра явной жизни»?

  1. Какое количество кислорода должно быть в атмосфере, чтобы произошел переход от бескислородного типа дыхания к кислородному?

  2. Почему популяционные волны являются фактором эволюции, а не ее движущей силой?

  1. Какое имело значение появление микроорганизмов?

  2. Когда появился озоновый экран? Зачем он нужен?

  3. Время появления первого человека?

16. Сколько лет продолжалось последнее оледенение Земли? Какое это имело значение?

17. Какое вещество является эталоном для определения возраста пластов Земли?

18. Назовите основные свойства живого? Как его определяют на современном этапе?

19. Какая мышь достигнет большего эволюционного успеха?

1) рождаются 9 детенышей, размножаются 2; остальные умирают;


  1. рождаются 2 детенышей, размножаются 2;

  2. рождаются 5 детенышей, размножаются 3.

20. Почему мышь не должна рожать такое количество детенышей (1), 2) предыдущий вопрос)?

21.Назовите типы развития?



  1. Существует наследственная болезнь человека, при которой происходит дегенерация некоторых отделов головного мозга. Болезнь начинается после 40 лет, т. е. тогда, когда большинство людей закончило свой репродуктивный период. Может ли этот признак подвергнуться отбору?

  2. Почему существует очень много видов бабочек-белянок, а светлые и темные формы березовой пяденицы так и не стали видами более, чем за 100 лет?

  3. Почему ископаемый папоротник вымерший 300 млн. лет назад схож с ныне живущим?

  4. Э.Коп в 1986 году сформулировал правило: «Обычно новые крупные группы берут начало не от специализированных представителей малых групп организмов, а от сравнительно неспециализированных». Правильно ли это?

  5. Определите направление эволюции в перечисленных процессах (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация):

  1. Выход животных на сушу;

  2. Возникновение полового процесса;

  3. Образование пятипалой конечности;

  4. Образование у земноводных двух кругов кровообращения;

  5. Возникновение теплокровности;

  6. Образование хобота у слона;

  7. Потеря ленточными червями органов пищеварения.

27. Внутри вида X существует несколько популяций. Из популяции А, обладающей преимуществами, возник новый подвид А. Как называется такой эволюционный процесс?
Происхождение человека

1. В результате какого процесса человек занял подобающее ему место в «лестнице живых существ»?

2. Где появился первый человек? О чем это говорит?

3. Сколько приблизительно людей обитало на Земле в эпоху неолита?



  1. Что такое «неолитическая революция»?

  2. Когда произошла эта революция?

6. Когда появились первые инфекционные заболевания? С чем это связано?

  1. Когда человек стал использовать орудия труда?

  2. Когда появился Homo erectus?

  3. Чем Homo habilusa отличался от Homo erectus?

  1. Когда человек построил первое жилище?

  2. Когда появились первые человеческие расы?

  3. Чем атавизмы отличаются от рудиментов?

  4. Почему человек сумел выжить в эпоху великого оледенения, а многие млекопитающие погибли?

  5. Правительства некоторых стран, в частности Китая, проводят компанию по поощрению ограничения размеров семьи. Другие ввели меры, предусматривающие принудительную стерилизацию. Придется ли в конце концов всем правительствам предпринимать такие шаги?

  6. Как вы думаете, свободен ли сейчас человек от давления отбора? Какие факторы будут определять дальнейшую эволюцию?

  7. Сократился ли срок жизни у современных людей по сравнению со своими предками?

  8. Моногамия у человека — это тенденция или антиэволюция?


Химия клетки

1. Почему азота в клетке — наибольшее количество по сравнению с другими химическими веществами?



  1. В состав каких соединений входит фосфор?

  2. В состав каких соединений входит углерод?

  3. Почему человек при недостатке поваренной соли погибает?

  4. Значение буферных систем?

  5. Ионы калия. Значение?

  6. Почему человек погибает при недостатке ионов кальция?

  1. В состав каких систем входят ионы меди?

  2. В состав какого соединения входит железо?

  1. У человека значительно усилился кариес. Каких ионов не хватает?

  2. Почему в рацион летчиков и полярников обязательно входит шоколад?

  3. Что усваивается клеткой быстрее — углеводы или белки?

  4. К какому классу соединений относится АТФ?

  5. Какое заболевание характеризуется увеличением в крови глюкозы?

  6. Человек жалуется на слабость, обильное потоотделение, снижение деятельности нервной системы. С чем это связано?

  7. Как называется мономер, из которого строятся нуклеиновые кислоты?

  8. Какое значение для клетки имеет аммиак?

  9. Для чего необходимо, чтобы сахаро-фосфатные мостики были сцеплены ковалентными связями, а поперечные мостики между ее двумя цепями скреплены водородными связями?

  10. Почему после белковой пищи сытость сохраняется долго, а после углеводной нет?

  11. Что такое интерферон? Какова его функция?

  12. Чему должно быть равно соотношение А+Т/Г+Ц ?

  13. В каком случае возможна репарация ДНК? Когда разрушена:

  1. первичная;

  2. вторичная;

  3. третичная?

  1. Почему именно АТФ служит источником энергии?

  2. Почему в случае увеличения проницаемости хлоропластов, они перестают синтезировать АТФ?

  3. При каком заболевании в крови увеличивается количество альдегидов и кетонов?

  4. Почему количество липидов в крови используют для оценки патологического процесса?

  5. Почему при больших потерях крови больному часто вводят АТФ?

  6. Что такое болезнь мембран?

  7. Код ДНК: А, Г, Ц, Т. Какие азотистые основания должны встать во второй цепочке?

  8. Какое количество аминокислот можно создать, если одна аминокислота контролируется тремя азотистыми основаниями? Что появилось раньше на Земле: нуклеотиды или аминокислоты?

  1. Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении трех молекул глюкозы?

  2. Какое количество АТФ образуется на бескислородном этапе?

  3. Количество солнечного света, переходящего в энергию химических связей равно 1%. Какова судьба остальной энергии?

  4. Почему при гликолизе происходит переход молекул водорода с одной мембраны на другую?

36. Почему от цианистого калия наступает мгновенная смерть?

37. Полное расщепление одной молекулы глюкозы в процессе дыхания в мышце дает около 25 молекул АТФ. Сколько молекул АТФ образуется при брожении?

38. Роль кислорода в процессе клеточного дыхания?
Строение клетки


  1. Известно, что от одной клетки к другой ядро пересадить можно. Причем из клеток других тканей. Почему?

  2. Чем отличаются функции клетки в одноклеточном и многоклеточном организме?

  3. Клетки очень разнообразны по форме и выполняемым функциям, тем не менее все клетки имеют одни и те же органоиды. Как это можно объяснить?

  4. Какие клетки содержат больше митохондрий — молодые или старые?

  5. Известно, что пластиды и митохондрии имеют свое ДНК. Почему?

  6. Какое количество разнообразных типов РНК имеется в одной клетке?

  7. Двое студентов оперируют лягушку. Они все время смазывают обнаженные внутренние органы солевым раствором, но тем не менее органы сморщиваются. Почему?

  8. Если в гипотонический раствор поместить эритроцит и лейкоцит, то кто раньше погибнет?

  9. Когда говорят, что предел разрешения светового микроскопа равен 200 нм, то что имеют в виду?

  1. Где больше рибосом: в клетке волосяного фолликула или в клетке жировой ткани?

  2. Существуют ли многоядерные клетки? Какие?

12. Табачный дым подавляет активность ресничек эпителия,
выстилающего верхние дыхательные пути. К чему это приведет?

  1. Что такое цитоплазматическая наследственность?

  2. В чем разница между диффузией, диализом и осмосом?

  3. Какие ткани растений и животных сравнимы между собой?

  4. Что означают термины «вентральный», «медиальный»?

  5. В чем сходство между животной и растительной клеткой?

18. Почему для внутривенного введения используют физ. раствор, а не дистиллированную воду?

19. Сформулируйте основные положения клеточной теории.



  1. Какие ученые впервые доказали, что все организмы состоят из клеток?

  2. Что является лучшим сырьем для процессов окисления: 6, 5 или 4-х членные углеводороды?

  3. Кто провел первые опыты по фотосинтезу? В чем они заключались?

  1. Что такое цикл Кальвина?

  2. Что служит энергией для процесса фотосинтеза?

  3. Химическая структура молекулы хлорофилла?

  4. Что такое хемосинтез? Приведите примеры.

  5. Что является побочным продуктом фотосинтеза?


Размножение и развитие организмов

  1. Как переводится слово «митоз»?

  2. Что расходится к полюсам в анафазе при митозе?

  3. Как сейчас правильнее говорить: митоз или митотический цикл?

  4. Какая из фаз наименее продолжительна у активно делящихся клеток?

  5. Какой набор хромосом имеет соматическая клетка? Почему?

  6. Какое количество комбинаций можно построить из 46 хромосом?

  7. Какое количество яйцеклеток образуется из одной соматической клетки?

  8. Какое количество сперматозоидов образуется из одной клетки?

  9. Какое значение имеют редукционные тельца?

  1. У каких животных самая крупная яйцеклетка?

  2. Какое количество хромосом имеют прокариоты?

  3. Как происходит деление у прокариот?

  1. Происходит ли амитотическое деление клеток у человека?

  2. Для кого характерно такое явление как политения?

  1. Наблюдается ли бесполое размножение у позвоночных? Если да, то у кого именно?

  2. Почему вымерли пещерные медведи, практически не имевшие врагов?

  1. Чем дробление отличается от митотического деления?

  2. Чем анафаза I митоза отличается от анафазы I в мейозе?

19. При вскрытии трупа 22 летней женщины оказалось, что яичники имеют неодинаковые размеры. При их исследовании обнаружено: меньший яичник имеет 17000 фолликул, 4 желтых тела, 10 рубцов от желтых тел.

Большой яичник: 25000 фолликул, 5 желтых тел, 48 рубцов от желтых тел.

5 фолликулов содержат по 2 ооцита и 2% ооцитов содержат по 2 ядра. Если предположить, что каждый ооцит образует одно желтое тело то:


  1. В каком возрасте у этой женщины началась овуляция?

  2. Сколько лет овуляция могла бы продолжаться?

  3. Сколько пар близнецов она могла бы родить?

  4. Чем можно объяснить наличие в ооцитах двух ядер?


Основы генетики и селекции

  1. Какой организм называется гетерозиготным?

  2. Чем наследственность отличается от изменчивости?

3. Какой материал использовал Грегор Мендель для проведения опытов?

4. Почему гетерозиготная особь образует гаметы разного типа?

5. Почему особи, обладающие доминантным признаком, могут быть гетерозиготными, а особи, обладающие рецессивным признаком нет?

6. В чем суть законов, которые открыл Г. Мендель?



  1. Глухота встречается у человека, морской свинки и крысы. О чем это говорит? Как называется этот закон и кто его открыл?

  2. Как можно различить гомозиготные и гетерозиготные особи, если внешне они не отличаются?

  3. В каком случае во втором поколении расщепление по фенотипу будет соответствовать расщеплению по генотипу?

10. Чем отличается мутационная изменчивость от модификационной?

11. Определите к какому виду изменчивости — наследственной или ненаследственной относятся следующие случаи изменения признаков:



  1. все посевы пшеницы погибли от морозов;

  2. у ребенка в результате тяжелой болезни мускулатура стала дряблой;

  3. у человека с болезнью Дауна 47 хромосом.

12. Можно ли по количеству хромосом определить уровень организации животного?

13. Можно ли вирус назвать живым организмом?



  1. Какие приспособления имеют бактериофаги для осуществления своей жизнедеятельности?

  2. Белок -> РНК -> ДНК. Какой процесс изображен на этой схеме? Какому опасному заболеванию это соответствует?

16. Почему СПИД называют «обезьяним вирусом»?

17. Число листьев на ветке клена: 125 130 135 140. Количество веток: 2 3 2 5.

Какое среднее число листьев на ветке клена?


  1. Почему при скрещивании в первом поколении особи жизнестойкие и обладают большой плодовитостью?

  2. Будут ли оставаться частота аллелей и генотипов постоянной в достаточно большой популяции?

  3. Почему работы Мичурина не нашли достаточно широкого применения в сельском хозяйстве?

  4. При какой форме взаимной локализации неаллельных генов осуществляется закон сцепления Моргана? Моногибридное скрещивание

  1. Какое будет наследование во втором поколении, если скрестить красноглазую гомозиготную дрозофиллу с белоглазой? Белый глаз «а».

  2. Скрестить белоглазую самку дрозофиллы с красноглазым самцом. Ген белого глаза «а». Первое поколение?

  3. У шотгорнского скота ген R обуславливает красную окраску, ген Rj — белую окраску, а гетерозиготы — чалую. Определить:

1) цвет шерсти у потомков Ft от скрещивания белой коровы с чалым быком;

  1. чалая корова и чалый бык;

  2. красной коровы с красным быком.

  1. Скрещиваются две особи, гетерозиготные по паре промежуточных аллей. Какое будет первое поколение по генотипу и фенотипу?

  2. Редкий ген «а» вызывает у человека анафтальмию — отсутствие глазных яблок. А — нормальные глаза. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по А. Какое будет поколение Ft?

  3. У овец ген Р вызывает комолость (безрогость), а ген Р' рогатость. Доминирование этой пары аллелей зависит от пола. У баранов Р (рогатость) доминирует над комолостью, а у овец Р (комолость) доминирует над рогатостью.

  1. Какое расщепление ожидается в Fl от скрещивания рогатой овцы с комолым бараном?

  2. При том же скрещивании, какой признак унаследуют дочери, а какой сыновья?

  3. Какое расщепление в Fl

  1. если родители гетерозиготы?

  2. если родители гомозиготы?

28. При каком скрещивании получаются следующие расщепления:

  1. 1:2:1;

  2. 1:3;

  3. 9:3:3:1;

  4. 1:1;

  5. 1:1:1:1?

Неполное доминирование

29. У кроликов степень распространения пигментированных волос на теле обусловлена множественной аллелью, состоящей из нескольких видоизмененных генов «с».

Доминантный аллель «С» — полная пигментация; с" — отсутствие пигмента; сп — гималайская окраска (пигментированные волосы растут только на ушах, носу, конечностях, хвосте); ch — рецессивен к С и доминантен в отношении с.

1) кролик со сплошной пигментацией скрещен с гималайским кроликом (оба гомозиготы). Фенотип и генотип потомства.



Группы крови

30. 1) Женщина с I группой крови вышла замуж за гомозиготного мужчину с III группой крови. Какая группа крови у детей?

2) Мать гомозиготна по гену JA, отец по гену JB. Группа крови и генотип ребенка?

3) Отец IV группы крови, мать гомозиготна по II группе. Генотип детей?

31. Муж и жена гетерозиготы. II группа крови. Вероятность рождения ребенка I, II, III и IV группы крови?

Генетические болезни

32. У человека рецессивный ген S детерминирует врожденную глухонемоту.

1) глухонемой отец женится на нормальной женщине. Ребенок глухонемой. Генотип родителей.



  1. Отец II группы крови. Мать III группы крови. Ребенок IV группы. Установить генотип родителей.

  2. А — карликовость. У отца гетерозигота по А, у матери нормальное строение скелета. Какова вероятность рождения ребенка-карлика?

  3. Семейная миоплегия (паралич конечностей) обусловлен геном М.

  1. Гетерозиготный мужчина женился на здоровой женщине. Вероятность рождения нормального ребенка.

  2. Родился больной ребенок. Генотип родителей?

  3. Отец и мать гетерозиготны. Вероятность рождения здорового ребенка?

  4. Отец и мать гомозиготны. Вероятность рождения здорового ребенка.

36. Ген идиотии «а».

  1. Родители гетерозиготы. Вероятность рождения здорового ребенка.

  2. Мать гетерозигота. Отец нормальный. Вероятность рождения больного ребенка?

Дигибридное скрещивание

37. У дрозофиллы отсутствие глаз наследуется как рецессивный признак, а нормальные крылья «У» доминируют над зачаточными.



  1. Безглазая муха, гетерозиготная по аллели Уу, скрещивается с мухой, имеющей нормальные крылья, гетерозигота по глазам и зачаточным крыльям. Фенотип потомства.

  2. Мухи-гетерозиготы по обоим генам. Определить расщепление по фенотипу их потомства?

38. Скрещены мухи с нормальными крыльями и глазами, с безглазой мухой с нормальными крыльями. Получено потомство: 3/8 с нормальными крыльями, 3/8 безглазые с нормальным крыльями, 1/8 с нормальными глазами и зачаточными крыльями, 1/8 безглазые с зачаточными крыльями. Генотип родителей.

39. Отец и мать гетерозиготы по резус-фактору. Отец I группы крови. Мать II группы крови, гетерозигота. Генотип детей?

40. 1А — первая группа крови, i — рецессивный ген. Генотип мужа Rh"/Rh+, JAi; Генотип жены Rh+/Rh"> JBJB-

Определить генотип детей.

40. Отец Rh", IV группа. Мать Rh", III группа.

В семье два ребенка: Rh", III группа и Rh+, I группа. Какой из них внебрачный?



  1. Голубоглазый правша женился на кареглазой левше. У них родилось двое детей: кареглаый левша и голубоглазый правша. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих правой рукой (правша — А, карие глаза — В).

  2. В семье отец хорошо слышит и имеет гладкие волосы. Мать хорошо слышит и имеет вьющиеся волосы. Родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышит и имеет вьющиеся волосы. Вероятность рождения глухих детей с вьющимися волосами? Вьющиеся волосы — В. Нормальный слух — С.

  3. Пробанд — мальчик-дальтоник, страдающий гемофилией, резус отрицательный со II группой крови. Отец и мать здоровы и имеют четвертую группу крови. Определить генотип всей семьи?

Сцепление с полом

44. Рецессивный ген w белоглазия локализован в X хромосоме. Муха дикой расы имеет красные глаза: 1) гомозиготная красноглазая самка скрещена с белоглазым самцом. Фенотип и генотип I поколения?

45. Белоглазая самка скрещена с красноглазым самцом. Фенотип и генотип первого и второго поколения?


  1. У дрозофиллы рецессивный ген s (укороченное тело) локализован в X хромосоме: 1) самка, имеющая нормальное тело, гетерозиготна по укороченному телу скрещена с самцом гомозиготным, имеющим укороченное тело. Определить фенотип самцов и самок в первом поколении?

  2. У человека цветная слепота обусловлена рецессивным геном. Больная женщина вышла за мужчину с нормальным зрением: 1) генотип детей. Дочерей и сыновей. (Ген цветной слепоты локализован в Х-хромосоме)

  3. У нормальных родителей родился сын, страдающий цветной слепотой. Генотип родителей.


Основы экологии.

1. Как переводится слово «экология»? Кто предложил этот термин?

2. Что такое урбанизация? Вредна ли она?


  1. Эколог Ли Тальбот сказал: «Мы не унаследовали Землю своих родителей. Мы ее взяли взаймы у внуков». Что означают эти слова?

  2. Постройте следующую схему пищевой цепи: трава, почвенные бактерии, заяц, волк.

5. Рассмотрите следующую схему:

птицы <—рыбы-хищники


рыбы
водные насекомые <—водоросли---- утки
микроорганизмы

Какие из этих видов образуют планктон, а какие бентос? Какие виды являются доминирующими?



  1. Чем понятие «экологическая ниша» отличаются от понятия «местообитания»?

  2. Почему на Земле произошел регресс холоднокровных и появились теплокровные?

  3. Растение усваивает малую часть энергии, падающую на Землю. Куда уходит остальная часть энергии?

  4. Почему в популяциях иногда наблюдается взрыв численности, а потом наблюдается их резкое падение?

  1. Известен случай в Йеллоустонском парке (США). Чтобы увеличить численность оленей истребили всех волков. К чему это привело?

  2. Почему во многих крупных городах зимой температура окружающей среды выше, чем в пригородах и в близлежащих поселках?


ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. БИОСФЕРА

12. Согласны ли Вы с тем, что эффективными мерами по улучшению экологической среды будет:



  1. создание жестких условий по охране окружающей среды;

  2. вторичная переработка стеклотары;

  3. переход к вегетарианскому питанию.

13. К каким факторам: абиотическим, антропогенным относятся следующие явления:

  1. фотопериодизм;

  2. вырубка леса;

  3. уничтожение коры деревьев оленями;

  4. воздействие ультрафиолетовых лучей.

14. К каким группам: гидрофильным, гигрофильным, мезофильным, ксерофильным относятся следующие растения:

  1. кувшинка;

  2. мох кукушкин лен;

  3. осина;

  4. сосна?

Являются ли они индикаторами экологических условий?

  1. Одинаковое ли действие оказывает один и тот же фактор на разные виды организма?

  2. Почему уголь, нефть и известняки часто называют биогенными веществами?

  3. Почему В.И.Вернадский считал что: «Фотосинтез играет планетарную роль в жизни растений?»

  4. Кто играет главную роль в ноосфере?

  5. Что такое кругооборот веществ и энергии?

  6. Что такое плотность популяции?

  7. К каким формам совместного существования микроорганизмов относятся следующие: рак-отшельник и актиния, человек и ленточный червь, муха и человек, гриб и водоросль в лишайниках?

  8. Как вы думаете: скажется ли уменьшение выпаса скота на численности жаворонка?

  9. После того как в городе снесли часть старых зданий, уменьшилась численность голубей. Скажется ли это на численности ястребов в пригороде?

  10. Отразится ли численность куропатки на численности зайцев-русаков?

25. Где бы вы взяли под охрану колонию пищух-сеноставок:

  1. где на них охотятся;

  2. где на нее не охотятся;

  3. новые местообитания?

  1. Личинки многих полезных насекомых развиваются на песчаных дорогах и на местах, где нет травы. Для сохранения численности этих насекомых в этих местах разрешили производить выпас скота. Правильно ли это?

  2. Из водоема пропала форель. О чем это говорит?

  3. Что такое конкуренция между различными видами? Приведите примеры.

  4. К чему может привести внутривидовая конкуренция?








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница