Проект Татарстанская стратегия сохранения культурного наследия



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3

Проект

Татарстанская стратегия сохранения культурного наследия

(Стратегия сохранения культурного наследия
Республики Татарстан).


 Введение

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Татарстана, сохранения регионального своеобразия и культурной идентификации народов Татарстана в эпоху глобализации.

Она раскрывает пути решения проблем охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических поселениях и районах Татарстана. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты сохранения и совершенствования использования историко-культурного потенциала РТ, сущность которых определяется формулой "баланс сохранения и развития".

 Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Татарстана и перспективы его развития, оно создает его мировой имидж Татарстана. Для Татарстана наследие имеет такое же значение, как для других регионов природные ресурсы, месторождения нефти и алмазов. Наследие народов Республики Татарстан включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения и фактором гуманитарной безопасности. Уникальность культурного наследия региона в поликультурности и поликонфессиональности. Сохранение историко-культурного наследия является предметом государственной безопасности. Новая стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия как фактора государственной безопасности .



Целью данной стратегии является достижение сбалансированного решения вопросов сохранения историко-культурного наследия и устойчивого развития территории Республики Татарстан для обеспечения гуманитарной безопасности общества.

Стратегия базируется на следующих принципах:

-единства и целостности;

-внутренней сбалансированности;

-результативности и эффективности функционирования;

-самостоятельности выбора путей решения задач;

-ответственности участников процесса стратегического планирования;

-прозрачности (открытости);

-достоверности и реалистичности;

-финансовой обеспеченности.

Заявленный сбалансированный подход направлен на удовлетворение запросов и потребностей различных категорий населения: специалистов и широких слоёв населения различных возрастных категорий.

Глава 1. Культурное наследие как фактор устойчивого развития Татарстана

в эпоху глобализации

Историко-культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности и является ресурсом наряду с полезными ископаемыми и является фактором гуманитарной безопасности. Государственная охрана объектов культурного наследия –одна из важных отраслей социально-экономического развития региона.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

 Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа устойчивого развития исторических поселений и исторических территорий РТ. В конечном счете именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность исторических поселений и его реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостояния граждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).

Место культуры Республики Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона обусловлено выгодным физико-географическим положением её территории в центре Евразии в Среднем Поволжье, что сказалось на его экономическом и геокультурном положении на протяжении тысячелетней истории. Татарстан можно назвать сердцем Евразии не только географически. Здесь соединяются черты Запада и Востока, Севера и Юга в культурном, историческом, экономическом смыслах. Будучи самым северным форпостом мусульманства, Татарстан выступает как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Все торговые пути из Европы в Азию по Волге проходили через территорию современной Республики Татарстан.

Республика Татарстан – один из крупных субъектов Российской Федерации, носитель имени второй по численности в России нации выделяется своей историко-культурной значимостью и ценностью. При достаточно небольших размерах территории (67,0 тыс.кв.км) она отличается значительной насыщенностью объектов культурного наследия, более 7 тысяч выявленных памятников истории и культуры, из которых 1635 состоит на государственной охране, а также природной уникальностью на стыке двух растительных зон – местной и степной. Подтверждение значимости территории Татарстана для России в экономическом и геокультурном аспектах стало объявление Казани третьей столицей России в апреле 2009 года.

В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний: тюркского, финно-угорского и славяно-русского, европейского, а также основных конфессий: ислама, христианства, иудейства определяет своеобразие культуры РТ, а также культурных и исторических ценностей. Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий представляет огромный интерес для всего мира.

Под историко-культурным потенциалом территории Республики Татарстан понимается совокупность богатого материального историко-культурного и нематериального духовного наследия, которое необходимо максимально использовать для устойчивого территориального развития. В настоящее время этот потенциал недостаточно используется в целях культурного туризма.

Историко-градостроительный анализ развития территории Республики Татарстан показал, что в результате социально-экономических и геополитических процессов сложилась уникальная по своему региональному своеобразию территория, на которой каждая эпоха оставляла свои следы, образовавшие историко-культурный каркас, имеющий высокий историко-культурный потенциал. Знание закономерностей развития историко-культурного каркаса позволяет правильно оценить потенциал историко-культурного наследия Татарстана и предложить адекватные меры его сохранения и развития методом «градостроительной акупунктуры».

Глава 2. Оценка историко-культурного потенциала

территории Республики Татарстан

Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан включает в себя материальное и нематериальное наследие.
Материальное культурное наследие включает в себя:

-исторические населенные пункты

-музеи-заповедники,

-объекты культурного наследия (ОКН), в том числе:

-достопримечательные места;

-ансамбли.

Архитектурное наследие представлено как уникальными памятниками архитектуры, ансамблями и комплексами, так и рядовыми постройками, формирующими историческую среду. Среди них ансамбли городской застройки исторических населенных пунктов - Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска, историко-архитектурные ансамбли и комплексы Болгарского городища в Спасском районе, Казанского Кремля, Казанского университета в г.Казани, Раифского, Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей в Зеленодольском районе.

На 01.11.2011 г. в республике выявлено более 7,0 тысяч объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

-исторические населенные пункты

Историко-градостроительный анализ показал, что территория Республики Татарстан была густо заселена и входила в земли, которые назывались «Гардарикией» - страной городов. В 2005 и 2007 годах города Казань и Елабуга отпраздновали тысячелетние юбилеи основания. На празднование этой даты могут претендовать еще более 100 населенных пунктов на территории Татарстана, так как первые города на территории Республики Татарстан известны с первой половины Х века в Волжской Булгарии. На её территории выявлены 19 крупных городов площадью от 700га до 100 га: Биляр, Болгар, Джукетау, Ошель, Сувар, Хулаш и другие. Кроме того, зафиксированы свыше 100 укрепленных городищ, военных крепостей и феодальных замков.

Список исторических населённых пунктов Республики Татарстан, утверждённый постановлением Кабинета Министров РТ от 22.01.2000 № 38 были включены с.п. Билярск, г. Буинск, Бугульма, Елабуга, Казань, Чистополь, Мамадыш, Мензелинск, Куйбышев (Болгары), Тетюши, н.п. Свияжск, р.п. Лаишево. г. Менделеевск, всего 13 населённых пунктов

В Список исторических населенных мест России, утвержденного Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР № 12 от 19 февраля 1990г. и коллегии Госстроя РСФСР № 3 от 28 февраля 2010 г., входят Елабуга и Чистополь.

Исторические населенные пункты представляют огромный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на республиканском уровне, но и на всероссийском и международном. Это подтверждено экспертами ЮНЕСКО: Казань является городом Всемирного природного и культурного наследия, а Болгары и Свияжск состоят в Предварительном списке ожидания.

Историко-культурный потенциал исторических населенных пунктов можно оценить как высокий, но используется он крайне низко, за исключением городов Казани и Елабуги, но и здесь есть резервы .



Предлагается включить Казань, Болгары и Свияжск в Список исторических населенных мест России для придания статуса исторических поселений России.

-музеи-заповедники:

Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник федерального значения в Спасском районе (создан в 1969 г.),

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник федерального значения (1990 г.),

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник регионального (республиканского) значения в Высокогорском районе (1992 г.),

Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник регионального (республиканского) значения в Алексеевском районе (1992 г.),

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» федерального значения (1994 г.),

Государственный историко-культурный музей-заповедник регионального (республиканского) значения «Ленино-Кокушкино» в Пестречинском районе (2003 г.).

Предлагается создать федеральное государственное учреждение «Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» и музей-заповедник в Чистополе.

-объекты культурного наследия (ОКН), в том числе:

-достопримечательные места;

-ансамбли.

На государственной охране находится 1399 (1635 пообъектно) объектов культурного наследия. Из них памятников археологии – 279, памятников истории – 228/229, памятников градостроительства и архитектуры – 873/1108, памятников искусства – 19.

По категориям историко-культурного значения объекты культурного наследия распределяются следующим образом:



  • федерального (общероссийского) значения – 109 (208),

  • республиканского (Республики Татарстан) значения - 896 (1014),

  • местного (городского, районного) значения – 394 (413).

Необходима инвентаризация, картографирование территорий окн и составление Реестра объектов культурного наследия РТ в установленном порядке с организацией государственной историко-культурной экспертизы для включения и исключения окн из реестра.

-достопримечательные места

  1. В настоящее время в РТ статус достопримечательного места имеет только остров Свияжск и культурный слой Казани, границы которого и режим содержания утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2010 379 « Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места культурного слоя Казани»:

-« Культурный слой исторического центра города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой слобод Заречья города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой Кизической слободы города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой Ново-Татарской слободы города Казани XI – XVIII веков».



Предлагается отнести к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места следующие объекты:

    • историко-культурную заповедную территорию «Старо-Татарская Слобода»Иске татар бистэсе») (1998 г.),

-историко-культурную и природную территорию «Имение Ушковых» Менделеевском районе,

-историко-культурную заповедную территорию «Джукетау» в Чистопольском районе;

-историко-культурную заповедную территорию «Чаллы» в Рыбно-Слободском районе,

историко-архитектурный и природный парк «Долгая Поляна» в Тетюшском районе.



Необходимо выявить другие достопримечательные места в РТ.
-объекты археологического наследия

Всего выявлен 3606 объектов археологического наследия, на территории 13 районов выявлено более 100 объектов (наибольшее количество по убывающей: в Алексеевском (443), Казани (202), Лаишевском (189), Аксубаевском (172), Нурлатском (167), Чистопольском (165), Мензелинском (149), Тетюшском (134), Апастовском (128), Буинском (125), Актанышском (115). К сожалению, на государственной охране состоит всего 255 объектов археологического наследия, что составляет около 7% общего количества.

Несмотря на обширные исследования территории Республики Татарстан, остаются еще плохо изученные в археологическом отношении некоторые муниципальные районы. Незначительное количество памятников известно в Кукморском, Тюлячинском, Сармановском районах. Неизвестно ни одного объекта на территории Азнакаевского, Ютазинского и Дрожжановского районов. Это не отражает объективной картины наличия объектов, а показывает лишь степень изученности территорий того или иного района и выявляет проблемные зоны.

Необходимо включение объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.


Линейными компонентами историко-культурного каркаса являются:

-природно-культурные оси:

-Трасса Великого Волжского пути, проходившего по реке Волге и вдоль неё на всем протяжении по территории республики;

-Река Кама и реки Волго-Камского бассейна на территории республики, на берегах которых в течение тысячелетия формировались города ипоселения;

-«Зеленые коридоры» непрерывной зелени (компонент природного каркаса).



-трассы оборонительных линий:

- Закамской засечной черты,

- Новой Закамской засечной черты,

-трассы древних дорог и трактов

-Московского тракта;

-Зюрейского тракта;

-Алатской и Галицкой дорог;

-Сибирского тракта,

-Оренбургского тракта (Ногайской дороги).



-исторически сложившиеся транспортные и межселенные коммуникации:

Сеть современных федеральных и региональных и местных транспортных магистралей, закрепившие исторические дороги.


Нематериальное культурное наследие

всех 100 национальностей и народов, проживающих на территории РТ:



- национальные традиции и праздники;

Праздник «Сабантуй» (праздник плуга), состоящий в предварительном Списке ожидания ЮНЕСКО нематериального культурного наследия;

Праздники «Каз эмэсе», «Семык», «Гырон быдтон», «Каравон» и др. в разных районах республики (татарские, чувашские, марийские, удмуртские, мордовские, башкирские и т.д.)

Традиции и праздники немецкой, азербайджанской, украинской, узбекской, таджикской, белорусской, турецкой, ассирийской и т.д. культур (всего 32 национально-культурных общества в Казани).



-традиционные технологии ремесла;

-народная медицина;

-кулинарное искусство;

-народное музыкальное искусство;

-этнографическое своеобразие;

-панорамы исторических городов в природном окружении:

Закрепленные как предмет охраны панорамы Казани, Елабуги, Болгар, Свияжска, Чистополя и др. исторических поселений; планировочная сетка дорегулярной и регулярной планировки, сохранившиеся линии застройки, приемы застройки.

Это очень важные компоненты наследия и резерв духовного потенциала республики, которые в настоящее время очень мало используется как туристско-рекреационный потенциал.

Разрабатывается специальная подпрограмма по сохранению и развитию нематериального наследия
Глава 3. Государственная политика

в области сохранения культурного наследия

 Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Татарстана, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства, а не по остаточному принципу, как практикуется в последние годы. Провести конкретные мероприятия по включению историко-культурного наследия в социально-экономическую жизнь Татарстана, муниципальных районов и городов, населенных пунктов:

 Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором.

Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы, эффективность этого подхода можно увидеть на примере реализации Концепции сохранения и развития ансамбля Казанского Кремля. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.

 При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.

 При такой политике управления она должна быть выгодна населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории должны компенсироваться определёнными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества жителей исторического поселения (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).

 В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Татарстана диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. 

-В настоящее время показатели

доля объектов культурного наследия имеющих удовлетворительное состояние, в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории-%;



-доля объектов культурного наследия, приведённых в удовлетворительное состояние за отчётный период, в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории-%;

-количество приватизированных объектов культурного наследия и выполненных охранных обязательств;

-доля объектов культурного наследия, территории которых картографированы и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия-%;

- доля паспортизированных объектов культурного наследия (памятников архитектуры и истории) регионального значения, расположенных в Республики Татарстан в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории регионального значения-%;

- количество объектов культурного наследия, включенных в инфраструктуру туризма-%;

- создание историко-культурных заповедников регионального значения-

- площадь проведенных спасательных полевых археологических работ на объектах археологического наследия-.

доля земельных участков, занятых памятниками археологии, переведенных в категорию земель историко-культурного назначения, от общего числа земельных участков, занятых объектами археологии-;

- количество исторических поселений Республики Татарстан

- площадь территорий, на которых будет проведено историко-культурное (археологическое) обследование с оформлением документации, на выявленные в ходе обследования объекты культурного наследия;

- количество выявленных и обследованных объектов культурного наследия и проведенных работ по топографической съемке земельных участков, занятых выявленными объектами и зонами их охраны;

При разработке и утверждении проектов социально-экономического развития Татарстана, муниципальных районов и городов на перспективу, проектировании генеральных планов и проектов планировки населенных пунктов необходимо заложить средства для:

1.. Завершения разработки проектов зон охраны памятников истории и культуры на уровне генпланов или ПЗО отдельных объектов культурного наследия,

2. Осуществления организационную работу по разграничению собственности на памятники истории и культуры федерального, республиканского и местного значений а также предусмотреть решение правовых вопросов при приватизации памятников.

3. Осуществлять охранные археологические работы в зоне разрушающихся памятников при проведении строительных, дорожных, мелиоративных работ, на берегах Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ.

4. Ведение Единого государственного реестра и паспортизации объектов культурного наследия



  • 5. Определение границ территорий объектов культурного наследия и зон их охраны (проектами зон охраны объектов культурного наследия на историческое поселение или отдельно на комплекс и объект) и закреплению их в земельном кадастре с регистрацией обременений в регистрационной палате;

  • :6. Перевод территорий историко-культурных заповедников, достопримечательных мест и территорий памятников за пределами границ территорий населенных пунктов в категорию земель историко-культурного назначения;

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница