Проблемно деятельностный подход к изучению литературы в старших классах через диалог



Скачать 71.53 Kb.
Дата11.11.2016
Размер71.53 Kb.
В.А.Батина

пос. Золотинка Нерюнгринского района

Республика Саха (Якутия)

ПРОБЛЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ.

Современного учителя всё больше интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из форм, методов и приёмов те, которые побуждали бы активно заниматься знаниями и умениями.

У В. А.Сухомлинского есть слова: «Ученик – человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания».[1] В этом суть и назначение учительского труда.

Мода приходит и уходит. Мы берёмся то за опережающее объяснение нового, то за опорные сигналы, то за проблемное обучение. Но постоянной бедой является безделье учащихся на уроке. И снова прав В.А.Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек может быть тружеником, - в сфере мысли».[2] Самое главное, что бездействие порождает не только лень, но и приучает учащихся, которые делают вид, что слушают и думают, ко лжи. Урок, как ни старается учитель, остаётся низкоэффективным.

При всеобщем среднем обучении мы, учителя, обязаны учить хорошо всех детей. Сложность нашего труда состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь осознать себя личностью. Для этого надо строить по-иному процесс обучения, так как времени на уроке всегда недостаёт. Резерв времени в общении, в сотрудничестве, в понимании, в умении управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизировать и стимулировать её.

Признаю на уроке только дисциплину труда, всеобщей увлечённости работой. Школьники, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени.

Организуя урок, надо так управлять деятельностью учащихся, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учеником, между родителями и детьми, учителем и родителями. Значит, надо пересматривать систему деятельности учителя.

Основательно занялась я поисками более 20 лет назад. Начала с постановки проблемных вопросов и руководствовалась в работе системой планирования уроков литературы в 9 – 10 классах Аркина И.И. Материал был опубликован в журналах «Литература в школе». [3] А так как вопросов на урок выносилось несколько, то приходилось класс делить на группы, в зависимости от количества вопросов, и назначить ответственного, который распределяет работу среди участников группы и помогает подготовить ответы. Состав группы непостоянный, и руководители разные.

Групповая форма организации обучения даёт хорошие результаты. Мониторинг показал, что даже через год такой работы качество знаний учащихся значительно повышается. В работе участвуют все, члены группы помогают друг другу, присутствует индивидуализация обучения, коллективная ответственность и заинтересованность в результатах. После первого года работы учащиеся трёх классов сдавали литературу по выбору все, кроме одной девочки, многие отвечали на вопросы билетов без подготовки, а оценки были только хорошие и отличные. Но групповая форма организации урока, как и фронтальная и индивидуальная, не является универсальной.

Для активизации учебной деятельности проводила уроки-зачёты, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки общения. По теме «Эффективные формы работы на уроках литературы в 8-10 классах» мой опыт обобщался. При проведении таких уроков в работе участвуют все учащиеся класса, систематически оцениваются результаты всех (решается проблема накопляемости оценок), все дети учатся мыслить, говорить правильно вслух, учатся рассуждать, доказывать, больше общаться друг с другом, и что не менее важно, самостоятельно добывают знания. Для этого более подходят сдвоенные уроки.

Проблемно - деятельностный подход к постижению сущности литературы приводит к активности и соучастию читателя в процессе реального культурного общения на уроках.

В качестве главного предмета литературы как школьной дисциплины выдвигается отдельное литературное произведение, на которое направлена творческая и исследовательская деятельность читателя-ученика. Цель – познание «языка» художественной литературы во всём его многообразии как особого вида искусства. Система такого обучения формирует в сознании учащихся старших классов эстетические («переживательные», эмоционально-ценностные) и образно-понятийные установки для постижения сущности предмета. Изучение литературы должно ориентировать не на количество, а прежде всего на новое качество (по сравнению с предыдущим) восприятия, познания и понимания самого предмета. Задача такого обучения – формирование и развитие представлений наших учеников о фактах словесного искусства (произведении и его составных частях). Основным способом решения этой задачи обучения становится целостный анализ произведения и его интерпретация при условии, что это произведение прочитано учениками. Схему такого анализа я нашла в книге Т.В.Торкуновой «Как писать сочинения» (Школа – вуз) [4], к ней прибавила рекомендованные А.В.Мазуром и условия к областной и городской олимпиад пункты, и получилась своя схема, которой я пользуюсь на уроках.

На уроках литературы не только один писатель ведёт диалог с другими писателями, но и старшеклассники с теми же писателями, со своими одноклассниками, учителями, со своим временем тоже ведут диалог. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведения, и приближается к постижению объективного смысла слова писателя.

Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования, это сложное целое, диалогическое единство, которое реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: выявление темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

· ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

· учебный диалог строго ограничен по времени;

· если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

· речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

· учебный диалог требует предварительной подготовки.

Практика показывает, что если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнёру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. Но при полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию речевых и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.

Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога.

В современном динамичном мире школа уже не в состоянии дать образование на всю жизнь. Теперь действует формула «образование через всю жизнь». Этим и обусловлен переход от информационного к продуктивному чтению, от школы памяти к школе мысли, чувства, действия, что вовсе не означает недооценки ни знаний, ни памяти, к овладению средствами и методами самообразования, умением учиться. Путь обновления школы, уроков литературы лежит через познание и преобразование мира. Отсюда и необходимость диалогичности уроков литературы. Каждый учитель хорошо знает, сколь широко распространён среди учащихся двойной стандарт, когда они говорят и пишут об изучении в школе книгах и образах, и совершенно по-другому относятся к ним, думают и чувствуют. Вот почему так необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Вот почему так необходима гуманизация преподавания литературы, поворот школы к ребёнку, доверие к нему, понятие его личностных запросов и интересов. Решению этих задач и способствует диалогический строй уроков вообще, литературы – в особенности, демократизм мысли и отношений, открытость суждений, честность высказываний.

Понимание жизни и литературы во всё их противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога – вот что нам сейчас нужно, прежде всего.



И закончить хочу словами М.Бахтина: «Жить – значит участвовать в диалоге. …Чужие сознания нельзя созерцать: анализировать, определять как объекты, вещи – с ними можно только диалогически общаться».[5]

Примечания и библиографический список

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985. – С. 475.

  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985. - С. 65.

  3. Аркин И.И. Возвращаясь к литературе. Уроки в 5-11 классах // Литература в школе. - 2001. - № 5. - С. 37.

  4. Торкунова Т.В. Как писать сочинение: Практическое пособие - 6-е изд., - : Айрис-пресс, 2005.

  5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972. С. 434.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница