Проблемы развития личности с ограниченными возможностями здоровья



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3
http://www.inclusive-edu.ru/Nauch_obzor/

Лаборатория "Проблемы развития личности с ограниченными возможностями здоровья"

М.: ИПИО МГППУ, 2011

Обзор зарубежных публикаций

по проблематике социальной поддержки.

Введение


Социальная поддержка определяется как способ предоставления как психологических, так и материальных ресурсов нуждающемуся в них при желании помочь ему справиться с напряжением.

В реферативном обзоре рассматриваются различные теоретические подходы к определению и измерению социальной поддержки. Однако основой различных определений социальной поддержки являются три категории: ресурсы социальной сети, оказание социальной поддержки и оценка принятой социальной поддержки. Для каждой категории используются разные методики.

Эти конструкты относятся соответственно к сети людей, предоставляющих помощь, конкретным актам помощи, и оценкам таких ресурсов и помощи со стороны находящего в центре сети человека. То есть, люди активно формируют и поддерживают сетевые ресурсы, мобилизуют их при необходимости получения помощи, принимают помощь и оценивают ее соответствие запросу.

Исследователи утверждают, что социальная поддержка является многоуровневым конструктом и поэтому к ней возможны различные подходы, как со стороны социальной сети и ее объема, количественного состава полученной поддержки (как часто он или она получает или предполагает получить необходимую поддержку от других) и качественного состава (удовлетворенность полученной поддержкой, источники поддержки, вид поддержки).

Обзоры существующих типологий форм поддержки позволяют говорить о согласии в отношении шести форм поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи, социализирующей, инструментальной и материальной.

В ранних исследованиях использовались методики, о надежности и валидности которых не было никаких данных. Нахождение согласия в теоретических определениях поддержки привело к значительному улучшению качества измерений. Стали публиковаться исследования, в которых использовались меры с установленной надежностью и валидностью, позволяющие измерять сетевые ресурсы поддержки, поддерживающее поведение и оценку принятой поддержки.

Предполагается, что социальная поддержка связана с психологическим благополучием, поскольку она несет в себе положительные эмоции, одобрение и стабильность в жизни. Также она служит буфером при стрессе, придает уверенность и позволяет справляться с проблемами. Хотя большая часть исследований социальной поддержки носит корреляционный характер и не устанавливает причинно-следственные связи, предполагается, что она позитивно влияет на благополучие. Так, если социальная поддержка семьи, друзей, соседей оказывается полезна при психологических, физических или материальных трудностях, то она является фактором, снижающим негативные переживания, тем самым способствуя улучшению здоровья в физическом, социальном, интеллектуальном и духовном плане.

Хотя исследователи заранее предполагают, что социальная поддержка является исключительно положительной, а не вносящей дополнительную сложность и двусмысленность в отношения, были обнаружены и негативные эффекты социальной поддержки. Также исследователи поддержки обращают внимание на ее влияние на эмоциональную сферу, не учитывая различия в степени близости отношений.

Между тем, вторичным эффектом социальной поддержки может быть и уменьшение степени близости в отношениях. В целом, кратковременная поддержка помогает справляться со стрессом, а постоянно оказываемая, наоборот, служит дополнительным источником стресса. В соответствии с буферной моделью, поддержка смягчает воздействие стрессоров на благополучие. Эта модель была призвана помочь в объяснении сравнительно слабых взаимосвязей между жизненным стрессом и заболеванием. Прямая модель просто констатирует, что поддержка оказывает благотворное влияние на благополучие независимо от стрессоров. Альтернативные модели. Ряд авторов рассмотрели несколько альтернативных моделей, которые не предполагают независимость между стрессорами и поддержкой. Такие модели допускают, что стрессоры могут мобилизовать поддержку, которая снижает дистресс; что поддерживающие сети могут порождать стресс наряду с предоставлением необходимых ресурсов; что основная функция поддержки состоит в защите от стрессоров; и что эти эффекты могут зависеть от баланса между ресурсами поддержки сети и запрашиваемой поддержкой. Модели специфичности утверждает, что поддержка будет смягчать действие стрессоров лишь тогда, когда она точно соответствует требованиям по совладанию с этими стрессорами. Более детальная модель оптимального соответствия, опирается на типологии видов поддержки и стресса.

Было предложено несколько механизмов связи между стрессом и поддержкой: поддержка может предотвращать появление стрессора, облегчать точную оценку, способствовать адекватной переоценке, осуществляться непосредственно в соответствии с запросом, предлагать варианты совладания, придавать силы, и содействовать восстановлению эмоционального равновесия. До сих нор эти механизмы редко становились предметом эмпирическим исслед. или проверялись, вероятно подразумевая прямые эффекты поддержки.

В центре внимания будущих исследований социальной поддержки, вероятно, будут следущие задачи. Во-первых, транзактная модель поднимает множество вопросов в отношении развития и использования ресурсов поддержки и того, каким образом такие процессы формируются личностными факторами и влиянием среды. Во-вторых, в будущих исследованиях предстоит включить понятие социальной поддержки в разделы психологии, связанные с развитием личности и социальными отношениями. В-третьих, в моделях поддержки будут учитываться отрицательные моменты ее предоставления. Наконец, будут развиваться, использоваться и оцениваться иные социальные средства коррекции ситуации, чем повсеместно распространенные группы поддержки. В частности, следует обратить внимание на включение нуждающихся в помощи в группы по интересам и привлечение так называемых агентов изменения для трансформации социальной сферы (Smith, 2006).

Социальная поддержка относится к поддержке, источником которой являются стабильные социальные отношения. Поддержка, в основе которой лежат социальные и культурные системы, может быть основой успешной адаптации и совладания. Одной из таких систем культуры является религия.

Во многих исследованиях говорится, что религиозность позитивно связана с благополучием и умственным здоровьем. Более низкая степень контакта с религией переживание психологического напряжения приводит к стрессу. Однако, по мере укрепления связи с религией, негативные эффекты стресса пропадают. Исходя из этого, авторы делают вывод, что "религия помогает справляться со стрессом". В других исследованиях утверждаетс, что прочная связь с религией позитивно влияет на субъективное благополучие (Ellison , 2002) связана с меньшей выраженностью депрессивной симптоматики в пожилом возрасте. Также стабильно религиозные женщины более психически здоровы и менее склонны к беспокойству.

Определения терминов, относящихся к социальной поддержке

Социальная поддержка – доступные социальные ресурсы, предоставленные непрофессионалами в формальных группах поддержки и неофициальных отношениях помощи.

Социальная сеть – единица социальной сферы и совокупность социальных связей личности. Социальные сети можно обозначить, пользуясь следующими параметрами: контакты, роли, взаимодействие и обмен, а также их комбинации.

Интеграция - степень, в которой человек участвует в личных и общественных социальных взаимодействиях

Функциональная поддержка - различные виды ресурсов, находящихся в социальных связях сети

Структурная поддержка - число и структура прямых и косвенных социальных связей человека

Оказываемая поддержка - представления человека о доступности различных типов поддержки от членов сети

Полученная поддержка – оценка полученных типов поддержки

Адекватность поддержки - оценки количества и/или качества полученной поддержки.

Направление поддержки – однонаправленная (донорская) или двунаправленная (взаимная) поддержка .

B. H. Gottlieb, A. E. Bergen Social support concepts and measures./ B. H. Gottlieb, A. E. Bergen// Journal of Psychosomatic Research. -2010. –Vol.69 – P. 511–520. Mode of access: http://www.Elsevier.com

Готтлиб Б., Берген А. Концепции и средства диагностики социальной поддержки./ Готтлиб Б., Берген А. // Журнал Психосоматических исследований. – 2010.- Выпуск 69. – С. 511–520 . - Режим доступа: http://www.Elsevier.com

Аннотация

В статье делается обзор различных теорий и исследовательских подходов к изучению социальной поддержки, а также общих и специализированных методик измерения социальной поддержки. В зависимости от целей, исследователи сосредотачиваются на полученной или оказанной поддержке с позиции получателя, оказывающего поддержку или их обоих. В то время как некоторые методики подходят для определенных видов поддержки, другие предоставляют информацию о составе социальной сети и ее ресурсах. Также рассматриваются методики самоотчета.

В конце статьи подробно описываются три методики поддержки и их психометрические характеристики.

Ключевые слова: Методики, Социальная сеть, Социальная поддержка, социальные ресурсы



Теории и методы измерения социальной поддержки

В изучении социальной сферы используются такие понятия, как социальная поддержка, социальная сеть и социальная включенность. Эти три термина не всегда разделяются, поскольку они взаимосвязаны. Также в области здравоохранения и социального обеспечения используется четвертый термин, а именно, система поддержки, совмещающая функции и структурные свойства социальных связей, с предположением об их пользе. В исследованиях социальной поддержки изучают привлечение необходимых ресурсов, их доступность или актуальность, также задействованность социальной сети и структурные свойства социальной сети.

Поскольку на социальную поддержку оказывают влияние личностные факторы, окружение и культура, то нельзя сказать, что ее целиком можно определяется через социальную сеть.

Источником социальной поддержки являются личные отношения. Они сами по себе несут поддерживающий смысл, также как поддерживающее поведение вносит смысл в отношения. Но есть данные и об ухудшении близких отношений и разрыве социальных связей при оказании незапрошенной эмоциональной поддержки. Отсюда можно сделать вывод, что социальная поддержка не просто представляет собой отношения отдачи- получения, но что это - выражение взаимности и привязанности. Близкие отношения содержат в себе ресурс оказания большего количества типов поддержки по сравнению со случайными людьми, а социальные контакты со строго определенными нормами поведения предоставляют более специализированные типы поддержки.

Зная это, при планировании исследования следует начать с определения социального окружения участников, чтобы учесть все возможные источники поддержки. Единицей анализа социальной структуры является социальная сеть, состоящая из связей с конкретным человеком и между участниками сети. Структурные свойства сети содержат информацию о возможностях социальной реабилитации, поскольку количество связей, их плотность или связи внутри сети, набор различных ролей, которые играет человек, находящийся в центре сети (часто называемый "эго"), указывают на степень его включенности в социальную ткань.

Большее число и разнообразие социальных связей способствуют лучшей интеграции.

Наиболее тесные отношения с партнерами и основными членами семьи служат источником самых близких отношений, таких как слушание, забота и привязанность. Более отдаленные связи с формальными моделями взаимодействия предоставляют практическую помощь, новую информацию и совет.

Баррера (Barrera) описал структурные, функциональные, и оценочные аспекты социальной поддержки. Он отметил что, в зависимости от целей исследования, источниками поддержки служат связи с непрофессионалами (семья, друзья, соседи) и выделил типы поддержки, включая эмоциональную, инструментальную, товарищескую, информационную, и поддержку самоэффективности . Он также различал воспринятую и оказанную поддержку, что оказалось важным, поскольку именно воспринятая поддержка, а не ее фактическое предоставление, как считалось ранее, в значительной степени обеспечивает буферный эффект поддержки.

Люди, уверенные в том, что им будет оказана поддержка, лучше справляются с трудной ситуацией, чем те, кто менее убежден в возможности предоставления поддержки. Как это ни парадоксально, сильное чувство поддержки вселяет в людей веру, что они смогут справиться с трудностями без привлечения сетевых ресурсов. Следовательно, воспринятая поддержка - это вера в то, что от членов сети можно получить поддержку, тогда как фактическая поддержка - это ее процесс ее предоставления.

Принимая во внимание это различие, Коэн дал определение социальной поддержки: “социальные ресурсы, которые люди считают доступными или предоставленные им непрофессионалами в формальных группах поддержки и личных отношениях” (Cohen , 2000, р. 4).

Другой аспект поддержки связан с измерением ее количественного (от слишком мало до слишком много) и качественного аспектов с точки зрения получателя, включая способ, конфеденциальность предоставления, и соответствие запросам получателя.

Действительно, последние исследования говорят, что при желании сделать доброе дело, но неумелом, неподходящем, или насильственном способе предоставления поддержки, она не принесет пользу или даже может навредить.

Например, часто отмечают, что мужчины дают советы и рекомендации своим женам, в то время как жены предоставляют эмоциональную поддержку. Такая поддержка мужей не создает у жен необходимости размышлять о проблемных ситуациях, но девальвирует их чувство компетентности.

Также при проведении исследования важно учитывать степень двунаправленности поддержки участников сети. Двунаправленность означает, что вектор оказания поддержки и роль предоставляющего ее меняются со временем.

Существует такое явление, как психологическое обращение людей в группы взаимной помощи, существующих по принципу “помогая вам, я помогаю себе”, поскольку все ее участники одновременно являются помогающими и получающими помощь, таким образом, оказывая взаимопомощь. Кроме того, когда поддержка измеряется в двух направлениях, можно определить, кто больше психологически выигрывает, получающий или дающий.

Методики, измеряющие поддержку, различаются, в зависимости от целей исследования, сосредотачиваясь на межличностных отношениях, стрессорах или на определенных возрастных группах. Скажем, среди исследований, изучающих межличностные отношения, есть посвященные родительской поддержке детей, поддержке супругов, и поддержке сотрудниками и наставниками. Все эти методики имеют общие пункты, выявляющие эмоциональную поддержку, но различные пункты на практическую поддержку и самоэффективность. То же самое можно сказать о методиках, измеряющих действие стрессоров; они также будут включать пункты на эмоциональную поддержку, но пункты информационной, инструментальной поддержки, самоэффективности и дружеской поддержки будут привязаны к основному стрессору. Как правило, пункты, направленные на интересующие отношения, берутся из качественных интервью с людьми, находящимися под воздействием стрессогенных факторов, преобразованных в утверждения. После этого проводится факторный анализ, чтобы оценить разброс и внутреннюю согласованность. Хорошие примеры – методики поддержки для соблюдающих диету, исследование потребностей поддержки и предпочтений больных, и методики полученной поддержки при стрессе на работе. Виллис и Шайнер (Wills,Shiner, 2000) сделали наиболее полный обзор исследований социальной поддержки в зависимости от определенных заболеваний.

Методики поддержки подростков и пожилых людей, по структуре такие же, как для исследования межкультурных различий. Виллис и Клири (Wills, Cleary,1996) адаптировали эмоциональную и инструментальную шкалы Шкалы межличностной поддержки (Interpersonal Support Evaluation List , ISEL) для использования на выборке подростков, которых попросили оценить доступную поддержку родителей. Пункты инструментальной поддержки касались помощи в том, чтобы добраться до школы, школьными уроками, и другими повседневными задачами подростков. Дубоу и Ульман (Dubow , Ullman, 1989) сделали обзор по применению методики Детской Социальной Поддержки (SOCSS), который дает информацию и о поддержке, и о сети. SOCSS содержит 38 пунктов, которые измеряют эмоциональную, информационную, материальную, и поддержку самоэффективности, оказанную сетью, 31 пункт, выявляющий субъективную оценку поддержки ребенком, доступную от членов семьи, учителей, и ровесников, и одного вопроса о размере поддерживающей сети ребенка. Хотя SOCSS длинен и смешивает важные различия между эмоциональной и информационной поддержкой и поддержкой самоэффективности, его пункты подходят для детей начальной школы.

Крауз (Krause 2007) создал короткую методику желаемой или фактически полученной поддержки пожилых людей. Хотя эмоциональная и информационная шкалы поддержки сходны, инструментальная поддержка направлена на типичные потребности пожилых людей, такие как помощь с посещением магазина, перемещением в транспорте, и домашней работой. Крауз также включил три дополнительных пункта, выявляющие воспринятую доступность эмоциональной, материальной, и информационной поддержки. Это позволило ему определить, что вера в то, что поддержка была доступна, оказала большее влияние на придание смысла жизни пожилых людей, чем обязательная помощь социального работника. Это также позволило ему определять вклад полученной поддержки по сравнению воспринятой поддержкой.

Некоторые короткие версии методик преобразованы из полных версий, такие как, сокращенная версия из шести пунктов Масштаба Социальной Сети Лубен (Lubben, 2006). Она содержит три пункта о семейной поддержке и три идентичных пункта о поддержке друзей, выявляющих число людей в каждой категории отношений, с которыми поддерживается, по крайней мере, ежемесячный контакт, число людей, которых человек считает достаточно близкими, чтобы просить о помощи, и число людей, с кем человек чувствует себя достаточно непринужденным, чтобы говорить о частных вопросах. Хотя эти шесть пунктов шкалы валидны и внутренне согласованны, лучше всего их использовать в качестве инструмента, диагностирующего социальную изоляцию.

То же самое относится к методике, разработанной Undén и Orth-Gomér (1989). Она также содержит ряд пунктов, выявляющих социальную интеграцию, не только через установку источников контакта, и ряд пунктов на "доступность помощи", что означает присутствие того, на кого рассчитывают в социальном окружении. Также она содержит пункты, которые оценивают более широкие и менее глубокие формы поддержки, такие как помощь от участников сети, которым человек доверяет и имеет с ними общие интересы, и кого можно попросить о небольщих услугах и пригласить домой. Форматы ответа на вопросы различаются в зависимости от пунктов, некоторые предполагают категоричный (например, да/нет) ответ.


Последняя из коротких методик, которая фокусируется на эмоциональной, материальной, и информационной поддержке, была создана для исследования пациентов, которые пережили инфаркт миокарда, но также ее можно использовать для пациентов с другими хроническими болезнями. Эта шкала социальной поддержки (ENRICHD Social Support Inventory ESSI) содержит семь пунктов, которые выявляют когда эмоциональная, информационная, и практическая поддержка доступна от участников сети плюс единственный пункт, который спрашивает о наличии близкого партнера (Mitchel, 2003). Версия с пятью пунктами ESSI, в которой отсутствовал вопрос о партнере и вопрос о доступности помощи, имеет большую внутреннюю согласованность. Краткость и хорошие психометрические качества являются преимуществами ESSI в виде инструмента для измерения воспринятой социальной поддержки (см. Таблицу A1 ). Его можно использовать, например, чтобы определить, насколько увеличение социального поддерживающего окружения (например, введение групп поддержки) принесет пользу.
Таблица А1

Сравнение качества методик поддержки

Название Число пунктов Время заполнения Используемость Связанность Валидность

ISSB 40 10–15 мин Часто ++ ++

SPS 24 5 мин Часто ++ ++

ESSI 7 5 мин Редко + +

+незначительно; ++, превосходные психометрические качества.

Для исследования эмигрантов, прибывших из Азии, Европы, Северной Америки, и Океании, Ong и Ward (2005) создали шкалу поддержки (ISSS), основанную на ответах участников на вопросы об их социальной сети, различных типах поддержки, оказанной местным окружением по сравнению с зарубежными контактами, трудности, испытываемые в принимающей стране, и помощь, которую они получили для разрешения этих трудностей.

В апробации этой шкалы проверялась корреляция ISSS с методиками полученной поддержки, аномии, мастерства, межличностного доверия, локуса контроля, депрессии, и социальной желательности.
Создание опросников
Методики в таблице отобраны по наличию сильных психометрических характеристик и частоты их использования в исследованиях. Первая представляет короткую методику воспринятой поддержки, другая полную методику оценки воспринятой поддержки, и третья - количество полученной поддержки.

Огромное большинство методик поддержки основано на самоотчетах, которые получены из интервью. В типичном опроснике перечисляются пункты, которые относятся к различным типам поддержки и степени их доступности. Например, методика ISEL начинаются с вопроса о том, кто из участников сети может предоставить данный тип поддержки (Cohen, 1985). Пример:

«Когда я нуждаюсь в совете как мне поступать с моей проблемой, я знаю, что есть кто-то, к кому я могу обратиться».

Эта методика информативна в том случае, когда доступен только один источник поддержки.

Напротив, Опросник Социальной Поддержки (SSQ) выясняет число, инициалы или имена участников сети, которые предоставили бы данные типы поддержки, сопровождаемых такой оценкой удовлетворения, как "мера, которая дает вам поддержку таким образом" (Sarason, 1983). Следовательно, SSQ дает информацию о нескольких участниках сети, но единый подход к оценке удовлетворительности их помощи устраняет важные различия среди источников поддержки.

Третья разновидность опросников, опросники Просидиано и Хеллер (1983) измеряют степень воспринятой поддержки, один опросник направлен на доступную от членов семьи поддержку и другой выявляет восприятие поддержки друзей.


Одна из методик воспринятой поддержки основывается на утверждении Вайса (1974), что источником ресурсов служат общественные отношения. Шкала социальных ресурсов (Social Provisions Scale, SPS) включает 24 пункта, выявляющие шесть типов условий, доступных в социальной сети, включая практическую помощь, руководство (информационная поддержка), эмоциональную поддержку, социальную интеграцию (принадлежность к группе сверстников), повышение самоэффективности, и возможность предоставления поддержки (Cutrona , 1987).

Последний тип поддержки основывается на предпосылке, что отношения предполагают возможности отдать, а не только получать поддержку, и предполагает, что предполагает, что есть выгода в том, чтобы быть полезным для других. Это утверждение является девизом многих групп взаимной помощи и групп поддержки- "помощь Вам помогает мне."

Всего существует несколько основных опросников поддержки. Наиболее широко используется перечень социально поддерживающего поведения (Inventory of Socially Supportive Behaviors ISSB). Он состоит из 40 пунктов касающихся эмоциональной, информационной и практической поддержки, как от друзей, так и других участников сети (Barrera, 1981).


Ayman R., Antani A. Social Support and Work-Family Conflict./ Ayman R., Antani A. //Handbook of Work-Family Integration: Research, Theory, and Practices. Chapter 16. - 2008. -P. 287-304 . - Mode of access: http://www.ebscohost.com

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница