Проблемы личной одаренности в зарубежной и отечественной педагогике



Скачать 58.62 Kb.
Дата31.10.2016
Размер58.62 Kb.
Проблемы личной одаренности

в зарубежной и отечественной педагогике

Ф.Л. Ратнер, профессор,

директор Института языка КГУ

Проблема одаренности занимает умы человечества с давних пор: темой отбора одаренных занимались Конфуций, Овидий, Платон, Т.Джеферсон и др., которые считали необходимым выделять особо талантливых детей и предпринимать для них специальные меры и усилия.

Современные ученые считают (С.Томашевская-Кемпке и др.), что выявление способностей нужно выделить в особый раздел педагогики: «Талант: выявление, развитие и использование», ведь одаренность – это «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее человеку успешное выполнение какой-либо деятельности».

Результаты научных исследований, особенно полученные с применением так называемого близнецового метода, убедительно показывают, что умственные и специальные способности на 40-75% определяются генетическим фактором, остальное – средой.

За рубежом выделяют высокоодаренных и нормальноодаренных. Так, Х. Гарднер считает возможным выделить 7 форм высоко одаренности:

- лингвистическая (среди прочих – в области поэзии);

- музыкальная (в том числе, в отношении мелодии, ритма и музыкальных оттенков);

- логико-математическая;

- визуально-пространственная (в геометрии, рисовании, архитектуре, в занятиях скульптурой);

- мышечное чувство (для музицирования, танцев, акробатики, игры на сцене);

- коммуникабельность;

- умение воспринимать и устанавливать различия между другими индивидуумами.

Одним из качеств одаренных является стремление к лидерству, ученые констатируют, что одаренные воспринимают себя в таком виде:

частью чего я являюсь – контекст, самотрансценденция, дух,

кто я такой – идентичность,

в чем я уверен – убеждения, ценности, мотивации,

на что я способен – умения, компетенции, амбиции,

что я делаю – поступки, действия,

окружение – внешние обстоятельства.

Экспериментальные данные свидетельствуют о существенной роли направленности личности (личная, деловая, коллективистическая); потенциальный лидер проявляет часто направленность именно на взаимные действия, которые объясняются высокой потребностью в общении и коммуникативными способностями.



Одаренным присущи следующие личностные черты:

- независимость,неконформность оценок и суждений;

- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

- высокая толерантность к сложным ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

- «я - концепция», характеризующаяся уверенностью в своих способностях и силой характера;

- интенсивность поисковой мотивации;

- чувствительность к побочным образованиям, возникающим при мыслительных процессах (латеральное, дивергентное мышление).



Барьеры одаренных:

- проблемы в личностной и эмоциональной сферах;

- высокая тревожность (Ф.Баррон утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком);

- плохая адаптированность к социальной среде.



С точки зрения окружающих:

- излишняя независимость в суждениях;

- непочтение к условностям и авторитетам;

- чрезвычайно развитое чувство юмора;

- умение найти смешное в необычных ситуациях;

- большая темпераментность натуры.



Роль культурной среды для одаренных:

- важным, но часто игнорируемым, условием развития творческого мышления одаренных является стабильность их интересов и увлечений;

- необходимым условием этой стабильности является интерес к их занятиям со стороны родителей (без давления).

Важнейшая роль семейно-родительских отношений подтверждается следующими фактами:

1.Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

2. Меньше шансов у тех детей, которые идентифицируют себя с родителями (с отцом).

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве.

5. Для развития креативности благоприятно повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

6. Необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал (не обязательно родители, а «идеальный герой»).

7. Нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

8. Поощрение нестереотипного поведения в семье, где есть творческие члены семьи.



В ходе социализации устанавливаются специфические отношения между творческой личностью и социальной средой:

- дискриминация в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, жесткой регламентации поведения;

- учителя оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д.;

- сопротивление одаренных репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расцениваются как лень, упрямство, глупость;

- часто они становятся объектом преследований сверстников.

Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения они впадают в депрессию, маскируя свои способности.

В ходе профессионального становления огромную роль играет профессиональный образец:

– личность профессионала, на которую ориентируется креатив.

Их дальнейшая судьба складывается в зависимости от условий среды и от общих закономерностей развития творческой личности.

Вывод: среда, несомненно, играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности.

Анализ доступных научных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обучения и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: пространственного, вербального и математического.



Уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного цикла и физико-математического цикла.

Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем учебным предметам и, в первую очередь, по гуманитарным.

Уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обучения по математике.

Диагностика одаренности

Признаки одаренного в познании:

- может заниматься сразу несколькими делами;

- любопытен;

- обладает отличной памятью;

- имеет склонность к систематизации и коллекционированию;

- владеет большим словарным запасом;

- может прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы;

- легко абстрагирует мышление;

- любит сам решать трудные задачи;

- имеет хорошие математические способности;

- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство.



Психосоциальные аспекты одаренного:

- сильно развито чувство справедливости;

- имеет личную систему ценностей;

- наделен ярким воображением;

- имеет развитое чувство юмора;

- склонен к преувеличению страха;

- способен к экстрасенсорному восприятию;

- многое понимает и чувствует без лишних слов;

- легко уязвим.

Физические характеристики одаренности:

- высокий энергетический уровень;

- малая продолжительность сна;

- рост слишком маленький или слишком большой;

- нередки дефекты зрения (до 8-ми лет);

- часто страдает отсутствием практических навыков.



Стратегия работы с одаренными:

Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.

Диагностика с помощью психологических тестов с учетом их склонностей и интересов.

Работа педагогов с одаренными по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница