Проблемы и перспективы этнополитической консолидации в кыргызской республике



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

На правах рукописи

УДК [32.019.5:316.75] (043.3)


Иманалиев Каныбек Капашович

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(политологический анализ)

Специальность 23.00.05

Политическая регионалистика. Этнополитика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

МОСКВА 2010

Работа выполнена в Центре СНГ Дипломатической академии МИД России


Научный консультант: Бажанов Евгений Петрович

доктор политических наук, профессор

Официальные оппоненты: Митрофанова Анастасия Владимировна

доктор политических наук, профессор
Плоских Владимир Михайлович

доктор исторических наук, профессор


Штоль Владимир Владимирович

доктор политических наук, профессор


Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится « 29 » июня 2010 г. в ____12____ часов на заседании диссертационного совета по адресу: Москва, ул. Остоженка, 53/2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической

академии МИД России.

Автореферат разослан «____»_________________2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор политических наук Жильцов С.С.
Введение

Человечество вступило в ХХI век, для которого характерны глубинные изменения во всех сферах жизни мирового сообщества. Расширяется и интенсифицируется научное пространство, возникают новые отрасли знаний. Ощущается острая необходимость в разработке новых технологий, и это касается не только техники, но и общественной, особенно политической жизни. Наполняется новым содержанием современное политическое пространство, модернизируются политические институты и политические процессы, политическая деятельность и отношения. Остро назрела потребность осмысления, критического отношения и оценки происходящего, разработки новых подходов к разрешению возникающих противоречий в политической сфере.

Актуальность темы исследования в том, что национальная идея как мощный этнополитический консолидирующий фактор, аккумулирующий в себе духовные, религиозные и нравственные ценности, образ жизни и национальный менталитет, никогда не утрачивает присущих ей качественных важнейших характеристик и черт этноса.1

Протекающий в современном мире процесс глобализации и постсоветский кризис идеологии особенно остро проявились в России и других странах СНГ, где они сопровождались снижением качества жизни, социальной дифференциацией и маргинализацией, демографическим и нравственным кризисом, кризисом национального самосознания и национальной идентификации. Практически все постсоветские республики оказались неготовыми к столь серьезным переменам. Ситуация действительно парадоксальная. С одной стороны, открылись широкие возможности для осуществления рыночных реформ, демократических преобразований, обеспечения духовных и политических свобод, активизации политической и общественной жизни, развития национального самосознания, формирования новых институтов гражданского общества. С другой стороны, интенсификация политической, социально-экономической и духовной жизни транзитных обществ в условиях глобализации обусловила появление множества политических, экономических и национальных проблем, решение которых наталкивается на огромные трудности. Все это приводит к неустойчивости развития всего общества. Важнейшая составляющая этого кризиса заключается в утере веры.

В результате кризиса идеологии и отсутствия четкой национальной идеи постсоветские государства вступили в ХХI век, не готовыми к идеологическим взаимоотношениям c другими государствами. Это определяет актуальность диссертационного исследования, посвященного изучению национальной идеи как фактора этнополитической консолидации общества в условиях глобализации.

По мере глобализации и распространения современных цивилизационных технологий на планете устанавливаются приблизительно одинаковые политические институты и экономические модели. Новые технологии и новые модели организации экономики обусловливают появление наднациональных корпораций, действующих через голову национальных правительств и администраций.

К процессам экономической глобализации, информационной инновации, падению управляемости процессами в области международной безопасности, старым разломам между исламским и христианскими мирами, между Севером и Югом добавляются еще две острейшие проблемы. Это соревнование за энергетические ресурсы, а также разлад между странами старого Запада и нового мира, олицетворением которого являются страны Юго-Восточной Азии, Китая и России.

Таким образом, наднациональные корпорации как один из основных инструментов глобализации ведут к утрате реального значения государственного суверенитета многих стран, а также нравственных и религиозных устоев. Независимые страны вынуждены «уступать» суверенитет, т.е. способность полностью распоряжаться своим достоянием и проводить внутреннюю политику, независимую от внешних сил.

Первая составляющая национальной идеи как этнополитическая консолидация общества – это сохранение культурной традиции, могущая дать возможность нации сохраниться в эпоху глобализации. Вторая составляющая национальной идеи как этнополитическая консолидация общества на данном этапе - это готовность к принятию масштабных задач, т.е. принятию глобализации с учетом своей идентичности. Глобализация экономики и политики не должна сопровождаться размыванием национально-культурного характера. Потому что глобализация в национально-культурном отношении может означать только господство массовой, безликой культуры. Процессы глобализации подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, который разрушает личность и общество, приводит к отвержению нравственного закона.

Каждый народ, каждое общество, каждая цивилизация существуют только тогда, когда они сохраняют свою идентичность.

При нынешних темпах универсализации и глобализации мы можем получить через 40 – 50 лет граждан, которые утратят корни национального миропонимания и мировидения.

Неподготовленность значительной части населения к жизни в условиях рыночных отношений порождает недоверие народа к исполнительной власти, а подчас безответственная деятельность СМИ увеличивает неуверенность и даже озлобленность населения. В области национальной политики нередко на первый план выходят не созидательные, а разрушительные тенденции, наблюдается рост сепаратистских и националистических настроений, что порой приводит к межнациональным конфликтам. От оптимального решения актуальных экономических, политических вопросов зависит не только состояние общества, но и судьба целых народов и этносов. Отсюда понятен интерес субъектов практической политики к исследованию проблемы национальной идеи как того может стать основой этнополитической консолидации общества.

Национальная идея как мощная этнополитическая консолидирующая сила, аккумулирующая в себе духовные, религиозные и нравственные ценности, образ жизни и национальный менталитет, никогда не утрачивает присущих ей важнейших качественных характеристик и черт этноса2. По мере исторического развития она приобретает новые, прежде всего, духовные, нравственные, гуманистические составляющие, придающие политике и политической деятельности созидательную, консолидирующую направленность. Они будут сильнее и эффективнее, если важнейшие составляющие национальной идеи будут использоваться не для противопоставления, а органического соединения интересов людей и общества, идеологии и политики, отвечающих интересам личности и общества. От подобного взаимодействия в процессе взаимного дополнения и обогащения их консолидирующие возможности станут значительно шире.

Вопрос исследования национальной идеи это, прежде всего, проблема социально-гуманитарного научного поиска3. Наука должна предложить свое решение обществу, а общество должно иметь возможность свободно его обсудить. Задача власти заключается в том, чтобы создать соответствующие условия для научной работы и гражданской дискуссии. Полученные результаты должны быть использованы системой управления на всех уровнях. В противном случае все будут допускать ошибки, а политики – попадать в не соответствующее их статусу положение. Выявив, что проблема смены национальной идеи является одной из ключевых в современной политике, перейдем теперь к ее научно-политическому анализу.

Национальная идея - это система, совокупность взглядов, отражаемых в сознании людей, которая основана на принципах, призванных обеспечить единство нации, развитие языка, культуры и обычаев нации4.

Опираясь на национальную идею, государство может формировать эффективную стратегию собственного развития, могущего противостоять обезличивающему процессу глобализации и стать основой этнополитической консолидации общества. 5

Мы полагаем, что для постсоветских республик, переживающих глубокий кризис, именно национальная идея, при широком разъяснении населению, является более доступной и оптимальной формой консолидации политических сил и всего общества для успешного осуществления политических и социально-экономических реформ. Правильность выбора темы исследования этнополитической консолидации общества подтверждается тем, что ни одна политическая система не может существовать и нормально функционировать без наличия столь важного феномена, каким является национальная идея.

Разработка национальной идеи в наши дни сопряжена со многими трудностями. Трудности связаны, прежде всего, с масштабностью перемен в странах СНГ- постсоветские республики сегодня это уже не только самостоятельные, суверенные государства, но и противоречивые политические силы, элиты, этносы, корпорации. Естественно, исследуемая проблема должна изучаться с учетом национальных особенностей и состояния национальных отношений в каждой стране.

Национальная идея подчас понимается как «национализм». Г.Давыдов пишет: «Понятие «национализм», как нередко бывает с иностранным словом, трактуют в России совершенно неверно, путая с шовинизмом. Шовинизм есть превозношение одной нации над другой... Национализм – есть творческое самораскрытие нации, утверждение своей нации не в противопоставлении другим. Национализм есть в известной мере «познание самого себя», если понимать нацию как единую личность... критика националиста преследует не унижение народа, а его выздоровление, очищение»6.

Есть сторонники придания национальной идее религиозной окраски. В связи с этим Маликов К.К. и Усубалиев Э.Е. отмечают что «отсутствие должного внимания к проблемам мусульманской общины со стороны государства, отказ от привлечения нравственного и интеллектуального потенциала ислама в процесс управления и демократических преобразований общества может привести к дестабилизации общественно-политической обстановки в Кыргызстане».7

Обретение общенациональной идеи затрудняется наличием конфронтационных отношений в политике, неоправданно высокой социальной поляризацией и религиозной межконфессиональной несогласованностью. Выработка общенациональной идеи сталкивается со специфическими трудностями, вырастающими не только из того, что постсоветские республики сегодня представлены разными политическими силами, корпорациями и элитами, но и различными этносами. Естественно, в этих условиях проблема требует проработки с точки зрения «национальных» измерений.

Условия безопасного существования и развития кыргызского общества и государства не могли быть обеспечены ни отдельными личностями, ни племенными образованиями. Они требовали объединения усилий всех народов. Приоритетными в нашей стране всегда являлись не частные, а коллективистские интересы, единение людей и их общность.

Таким образом, исследование, посвященное проблемам поиска фактора политической консолидации в национальной идее в условиях новых геополитических реалий, представляется актуальным еще и потому, что найденные факторы позволят выработать основания взаимоуважительного отношения как между людьми, так и между государствами.

Степень научной разработанности темы. Для нас было важно проследить развитие категории национальной идеи, ее вариативность в зависимости от существующей в стране формации и изменений ценностной системы, ее влияние на формирование и обустройство государства, его внутренний качественный рост.

В глобализирующемся мире можно наблюдать подлинный идеологический ренессанс, что выражается не столько в появлении новых идеологических систем, сколько в колоссальном редукционизме, росте влияния и авторитета старых идеологий – в первую очередь, национализма и религиозного фундаментализма. Идеологии отнюдь не станут достоянием истории, они сохраняют функции и роль фактора, оказывающего существенное влияние на характер и направления общественно-исторического развития. Идеологии, призванные служить в качестве связующих скреп человеческих сообществ, не могут исчезнуть, неизбежно появятся новые идеологические конструкции или мифы, которые заполнят образовавшийся вакуум, принимая иные очертания8.

Применительно к идеологии речь идет о наличии двух оппозиций: историко-этимологической интерпретации и общеструктурной среды – синхронического пространства культуры. Последний фактор должен включать весь спектр политических и неполитических теорий государства и идеологии, отмечая скрытые механизмы их эволюции.

Для государства это идеи различных организаций, союзов, обществ, объединений (концепции коммунистического общества, транснациональных корпораций, теократии), отдельных государственных механизмов и субъектов (партий, суверенитета, национальной территории, власти, закона); для идеологии – концепции эвристики (Протагор, Горгий, Антифонт, Гиппий, Критий), гносеологические учения об идеях (Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс,

Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза), онтологические учения о структурном единстве мира (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), теории «картин мира» (М. Вебер, Ж.-П. Вернан) и «парадигм» (Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Г. Бергман, Т.С. Кун), теории мировоззрения (В.И. Вернадский, М.С. Каган), психологические учения об идеях (Г. Лебон, Г. Тард, М. Лацарус, Х. Штейнталь, Ш. Сигеле, С. Московичи) и др.9

Функционирование идеологии осуществляется за счет определенных институциональных механизмов, образующих ряд последовательно возрастающих (по степени сложности) уровней. Каждый из них является отражением базовых категорий, свойств человека и окружающих его условий существования10.

В России проблема национальной идеи, национальной идеологии и национальной идентичности остро встала в начале XIX века. У истоков национальной идеи, названной позже Достоевским «русской идеей», стояли такие мыслители, как С.С.Уваров, П.Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А. А. Григорьев, К. Гаджиев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, братья Достоевские, П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий, А. Капто, В. Н. Ильин, Н. Н. Алексеев, М. М. Шахматов, Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин,

Г. В. Флоровский, братья Трубецкие, Н. Бердяев, Л. Н. Гумилев11.

Современные исследователи национальной идеи и идеологии – это

Р. Абдулатипов, С. Алексеев, Х. Боков, А.П. Бутенко, А. Гулыга, А. Дашдамиров, А. Дугин, И. Ильин, Е. Лукьянова, В. Малахов, М. Маслин, А. Мигранян, Г. Гачев

С. Николаев, А. Орлов, В. Рагузин, Г. Солдатова, И. Чубайс, А. Фролов, М.А. Барг,

А. Яковлев, З. Бжезинский, К. Кулматов, В. Кожинов, А. Владимиров, А. Чадаев, А.М. Песков, А. Горянин12.

В Кыргызстане истоки национальной идеи и идеологии прослеживаются, начиная с эпоса «Манас». Особое звучание они получают у акынов-заманистов. В наше время к проблеме национальной идеи обратились такие исследователи как

С. Абдрасулов, А. Абдынасырова, Ш. Акмолдоева, Г. Бакиева, А. Брудный,

А. Дононбаев, О. Ибраимов, А. Исмаилов, М. Иманалиев, З. Курманов, Т. Койчуев, К. Молдобаев, Ч. Нусупов, Д. Сарыгулов, Ж. Урманбетова, Ж. Сааданбеков13.

Исследуемые вопросы национальной идеи представляют живой интерес для практической политики, формирования ее тактики и стратегии. Однако проблема нуждается в глубоком политологическом исследовании не только для выявления специфики национальной идеи, но, самое важное, это нахождение в ней интеграционных оснований.



Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе обширного комплекса данных определить сущность и динамику эволюции категории «национальная идея», раскрыть ее особенности и консолидирующую роль в современных России и Кыргызстане.

Означенная цель реализовалась через последовательное решение следующих задач:



  • определить базовые категории такие как, «идея», «идеал» и «идеология»;

  • показать соотношение категорий «идея», «идеал» и «идеология» с национальной идеей, идеалом и идеологией;

  • проследить историко-политологический генезис национальной идеи;

  • рассмотреть через призму этнополитической консолидации общества как особую форму этнополитической консолидации общества;

  • выявить специфику евразийства и неоевразийства в становлении русской и российской национальной идеи;

  • обратить особое внимание на становление национальной идеи в постсоветской Кыргызской Республике;

  • показать специфику идентичности и национальной идентичности;

  • обрисовать особый статус национальных идей и идентичностей в эпоху глоболизации;

  • охарактеризовать традиционные и современные концепции идеологии;

  • проиллюстрировать генезис национальной идеи кыргызов;

  • обратить особое внимание на поиск национальной идеи в суверенном Кыргызстане;

  • предложить конкретные рекомендации по формированию национальной идеи этнополитической консолидации общества в современном Кыргызстане.

Объектом исследования является компаративистский анализ развития и трансформации этнонациональной идеи в Кыргызстане в прошлом и настоящем.

Предмет исследования – общие и особенные черты национальной идеи как фактора этнополитической консолидации общества в различные политические периоды в России и Кыргызстане.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования базируется на компаративистском подходе и политологической традиции изучения становления и развития национальной идеи, её консолидирующего и интегрирующего воздействия на общество в различные периоды его развития. Выявлены фундаментальные идеи, лежащие в основе социальных общностей, и проведено исследование социально-исторического и политического процесса через фильтр этих базовых идей (идеологема). С этой целью активно использовались многие фундаментальные положения и труды российских и кыргызских ученых, разрабатывающих проблемы национальной идеи.

Важнейший методологический принцип состоит в следующем. Новые идеи возникают не произвольно, они выстраиваются не из субъективных спекуляций, но на фундаменте ценностей, которые уже существовали в наших обществах. Новые принципы основываются на старых, хотя и не обязаны быть их точной копией, они могут развивать исторический опыт.

Анализ общества через выявление и изучение порожденной им и порождающей его идеи, исследование вырастающей из этой идеи идентичности следует назвать методом идейно-идентификационного анализа14. Поэтому особый интерес вызывает исследование философии России и Кыргызстана как изучения ключевых идей, формировавших наше общество и государство.

Исследование основывалось также на анализе многосторонней практики функционирования национальной идеи. При ретроспективном и содержательном анализе данного явления мы опирались на совокупность общелогических принципов и методов познания, используемых в политологии и других отраслях знания, адаптируемых в ней (исторический, диалектический, системный, структурно-функциональный, сравнительный).

Научная новизна диссертации. Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна заключаются в следующем:



  • Проанализированы основные подходы и методология рассмотрения главной темы, идеи и идеологии, введены в научный оборот новые категории.

  • Раскрыты сущность и особенности понятий «национальная идея», «национальная идеология», «национальная идентичность».

  • Выявлены и проанализированы основные этапы формирования категорий «национальная идея», «национальная идеология», «национальная идентичность» в Кыргызстане и в России.

  • Сделан определенный вклад в научно-методическую базу исследования идеологических концепций современности.

  • Раскрыта сущность особенностей и ретроспективных изменений становления и развития «национальной идеи», «национальной идеологии», «национальной идентичности» в Кыргызстане, их этнополитическая консолидирующая и интегрирующая роль в современном кыргызском обществе.

  • Применен компаративистский метод анализа и выявлен этнополитический синтезирующий элемент национальной идеи ряда стран мира.

  • Теоретически обоснована неразрывная связь идеи, интереса, идеологии, идентичности и политики как единого целого и основы деятельности, направленной на консолидацию общества.

  • Раскрыты созидательная, интегрирующая роль и значение национальной идеи как решающей духовной основы обеспечения самоидентификации Кыргызстана и России и необходимого условия модернизации и этнополитической консолидации общества.

Основные положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

  • Национальная идея как этнополитическая консолидация общества напрямую связана с духовностью, самобытностью народа и общечеловеческими ценностями.

  • Конкретизация национальной идеи и влияние ее на политические процессы консолидации общества, совокупность которых в условиях системного кризиса делает переходный период более безболезненным.

  • Общенациональная идея как одна из самых эффективных идей, с помощью которой можно добиться значительных результатов в этнополитической консолидации общества.

  • Политическая реформа возможна только при наличии основных составляющих (политической идеи, социальной базы, реальной легитимной политической силы).

  • Этнополитическая консолидация возможна лишь при наличии основной общенациональной идеи, с учетом интересов всех социальных групп, этносов, политических сил и страны в целом.

  • Для Кыргызстана наиболее оптимальным считается сочетание идеи национализма в духовности, идеи либерализма в экономике.

  • Роль интегративной идеи в укреплении культурного, социально-экономического и политического сотрудничества России и Кыргызстана.

Практическая и методологическая значимость исследования определяется тем, что его материалы и выводы могут быть использованы при дальнейших исследованиях и чтении лекционных курсов по политологии и создании специальных курсов по политической ситуации в Кыргызстане, в процессе выработки концепции формирования национальной идентичности. Предложения диссертанта могут быть использованы в практике государственных органов и общественных организаций, а также деятельности политических движений и партий. Отдельные положения исследования могут оказаться полезными для политиков и специалистов, занимающихся идеологическими процессами.

Апробация исследования. Основные идеи исследования опубликованы в авторских статьях в научных и периодических изданиях. Проведены спецкурсы в Дипломатической академии Кыргызской Республики на тему «Идеологические концепции современности». Диссертантом разработана «Программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и молодежи», поддержанная народным курултаем, которая позже адресована Правительству Кыргызской Республики. Составлена идеологема из истории кыргызского народа.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Кыргызско-Российского Славянского университета.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница