Проблемы и перспективы экономической интеграции россии и белоруссии



Скачать 323.78 Kb.
Дата06.05.2016
Размер323.78 Kb.
На правах рукописи

Ушкалова Дарья Игоревна



ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Специальность: 08.00.14 – Мировая экономика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2008
Работа выполнена в Центре проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН

Научный руководитель: доктор экономических наук

Хейфец Борис Аронович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук

Сотников Андрей Викторович
кандидат экономических наук

Кузнецов Алексей Владимирович

Ведущая организация: Институт Европы РАН

Защита состоится «_26_» « _июня_» 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 002.009.02 при Институте экономики РАН по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., 42а


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики РАН по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., 42а
Автореферат разослан «_24_» « ___мая____» 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Д 002.009.02

доктор экономических наук

Волошин В.И.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Международная экономическая интеграция является одним из наиболее распространенных и одновременно – одним из наиболее противоречивых феноменов современной мировой экономики. Интеграция является проявлением нарастающей взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран как в экономическом, так и в политическом отношении.

Пионером экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС), прошедший все классические стадии экономической интеграции от зоны свободной торговли до валютного союза. Именно положительный опыт ЕС, опирающийся на теоретические наработки видных западных экономистов, стал, в свою очередь, базой для создания современной теории экономической интеграции, а в практическом плане – стимулом формирования других интеграционных группировок. Являясь, вместе с тем, многоплановым и многофакторным процессом, развитие региональных интеграционных объединений требует учета существенных особенностей экономико-политического развития и сотрудничества конкретных групп интегрирующихся стран.

Интеграционное взаимодействие на постсоветском пространстве выступает одним из наиболее специфических среди прочих попыток интегрирования в мировой экономике. Уникальность этого процесса на территории Содружества Независимых Государств (СНГ) состоит в том, что все его участники входили в состав СССР и формировали единый народнохозяйственный комплекс, в силу чего процесс реинтеграции начался практически сразу после распада СССР и совпал по времени со становлением государственности в странах-участницах. В результате, экономическое сближение в регионе СНГ, объективно обусловленное первоначальной схожестью экономических систем бывших союзных республик и целей их трансформации на фоне сохранения достаточно высокого уровня производственно-кооперационных связей, оказалось под влиянием процесса политического и экономического обособления новообразованных стран.

В связи с этим интеграционные процессы на постсоветском пространстве носят весьма противоречивый, порой неоднозначный характер. С одной стороны, наработан значительный объем двусторонних и многосторонних договоренностей, созданы экономические интеграционные группировки – Таможенный Союз, трансформировавшийся в Евразийское экономическое сообщество, ГУАМ, Союзное государство России и Белоруссии. С другой стороны, интеграционные процессы в рамках всех этих объединений в значительной степени пробуксовывают под воздействием накопившегося объема нерешенных проблем.

Процесс экономического сближения России и Белоруссии на постсоветском пространстве характеризуется наиболее существенными результатами. Белоруссия входит в пятерку основных торговых партнеров России. Свободный доступ на рынок Российской Федерации является одним из важнейших факторов успешного развития белорусской экономики. Режим свободной торговли двух стран формируется, в отличие от остальных государств СНГ, без таможенного оформления и таможенного контроля на таможенной границе (за некоторым исключением), практически полностью либерализован процесс миграции рабочей силы, созданы равные условия хозяйствования в большинстве секторов экономики, экономический и правовой каркас развития кооперационного, производственного и инвестиционного сотрудничества.

Вместе с тем, решение амбициозной задачи создания реально функционирующего Союзного государства, в последнее время ощутимо замедлилось. Было бы большим упрощением искать причины данного явления лишь в действии чисто субъективных факторов, например, в отсутствии политической воли или же, напротив, в незрелости объективных предпосылок к интеграционному сближению. Практика показывает, что на формирования интеграционной мотивации на субрегиональном российско-белорусском уровне в современных условиях начинают воздействовать новые вызовы экономического развития. Россия с ее широким ассортиментом базовых ресурсов становится одним из лидеров глобальной экономической системы, значительно влияя на развитие не только ближайшего, но и дальнего зарубежья. В векторе развития белорусской экономики все в большей степени ощущаются последствия недостаточной конкурентности внутреннего рынка и качества экономического роста. В таких условиях «поля интеграционной гравитации» начинают менять свои очертания и масштабы, что с неизбежностью вызывает потребность модификации устоявшегося формата экономического взаимодействия двух стран. В результате Союз России и Белоруссии первым сталкивается с действием всей совокупности факторов и рисков системного характера, препятствующих эффективному сближению производственных аппаратов стран СНГ в процессе региональной интеграции.

В связи с этим анализ проблем и противоречий экономической интеграции России и Беларуси не только приобретает особую актуальность и практическую значимость для успешного интегрирования двух стран, но и выступает необходимым условием для выработки эффективной модели экономической интеграции государств-членов СНГ, отвечающей требованиям успешного включения участвующих стран в мировую экономику.



Цель и задачи исследования

Целью исследования является раскрытие и анализ комплекса проблем формирования интеграционного взаимодействия России и Белоруссии на современном этапе и, на этой основе, оценка объективных и субъективных факторов, влияющих на эффективность этого процесса.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- проведение анализа теоретических и практических подходов к формированию двустороннего российско-белорусского интеграционного сотрудничества, обоснование наиболее адекватной теоретической модели этого процесса в перспективе;

- систематизация направлений сближения механизмов экономического управления в рамках Союзного государства России и Белоруссии, необходимых для формирования экономического союза двух стран в перспективе (унификация налоговых систем и таможенно-тарифного регулирования, монетарная интеграция, создание правовых и институциональных предпосылок для выравнивания условий хозяйствования экономических операторов двух стран);

- оценка реальных экономических предпосылок экономической интеграции, анализ преимуществ и издержек этого процесса;

- обоснование возможных сценарных условий для скорейшего объединения экономических систем России и Белоруссии;

- анализ возможных направлений развития дальнейшего интеграционного процесса между Россией и Белоруссией.



Объект и предмет исследования

Объектом исследования выступают интеграционные процессы в рамках Союзного государства России и Белоруссии, предметом исследования – комплекс проблем и противоречий, проявляющихся в процессе экономической интеграции двух стран и оказывающих на этот процесс негативное воздействие.



Степень разработанности темы исследования

К настоящему времени в изучении проблематики российско-белорусского интеграционного сотрудничества накоплен значительный научный задел. Ряд таких известных исследователей проблем развития постсоветского пространства, как Барковский А.Н., Баутина Н.В., Богомолов О.Т., Буторина О.В., Вардомский Л.Б., Валовая Т.Д., Вашанов В.А., Глазьев С.Ю., Годин Ю.Ф., Гринберг Р.С., Зевин Л.З., Косикова Л.С., Либман А.М., Любский М.С., Сотников А.В., Филатов В.И., Фурман Д.Е., Хейфец Б.А., Шишков Ю.В., Шмелев Б.А., Шумский Н.Н., Шурубович А.В. – рассматривали различные аспекты торгово-экономического сотрудничества, валютной интеграции, политического механизма взаимодействия двух стран. В этих работах были раскрыты институциональные основы, этапы, логика, «узкие места» формирования интеграционного пространства России и Белоруссии в период 1992 – 2008 гг.

Бесспорный вклад в исследование общих закономерностей развития интеграционных процессов в мировой экономике, в формирование современной теории международной экономической интеграции внесли зарубежные экономисты – Б. Балашша, Поль де Гров, Р. Купер, Р.А. Манделл, Г. Мюрдаль, Ф. Перру, С. Рольф, У. Ростоу, Р. Санвальд, А. Свобода, П. Стритен, Я. Тинберген, И. Штолер.

Реалии и императивы последнего пятилетия заставляют по-новому взглянуть на феномен российско-белорусской интеграции, с иной стороны подойти к выявлению трудностей и издержек, сопряженных с этим процессом. В условиях модификации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации упрощенный подход, применение прошлых стереотипов в развитии взаимного сотрудничества чреваты серьезными ошибками в практической политике и приведут к взаимным потерям, которые будет практически невозможно восполнить в будущем.



Методологическая и теоретическая основа исследования

В диссертации применяются следующие методологические подходы: сравнительный анализ, дедукция, нормативный анализ, синтез, метод сценарных оценок, системный подход.

Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных экономистов по мировой экономике, теории экономической интеграции, двусторонние соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, многосторонние соглашения, регулирующие интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Информационная база исследования


Информационную базу диссертационного исследования составили материалы и документы, принятые на заседаниях Совета Министров Союзного государства, Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совмине Союзного государства, данные Росстата и таможенной статистики России и Белоруссии, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, публикации СМИ.

Научная новизна исследования

Научной новизной исследования является научное обоснование новых теоретических и практических подходов к формированию процесса экономической интеграции России и Белоруссии.

Научная новизна диссертации определяется следующими ее характеристиками:

1. Произведен многовекторный анализ проблем и противоречий, препятствующих дальнейшему развитию экономической интеграции России и Белоруссии на современном этапе, затронувший как разногласия экономических интересов сторон в ходе объединительного процесса, так и вопросы, касающиеся институциональной основы возможного объединения.

2. Выявлены важнейшие препятствия экономического сближения России и Белоруссии, среди которых особо выделена необходимость выработки эффективного институционального механизма принятия совместных решений, учитывающего экономические интересы сторон. 3. Разработана концепция построения федеративной модели Союзного государства, в основе которой лежит формирование компенсационного механизма, позволяющего нивелировать возможные потери стран от реализации того или иного проекта интеграционного сотрудничества.

4. Дано обоснование, что реализация глубокого экономического интегрирования России и Белоруссии в рамках конфедеративной модели трудно выполнима, так как предусмотренное в конфедерациях право отказа в признании актов союзной власти в рамках двустороннего объединения, экономические интересы участников которого существенно разнятся, неизбежно приведет к утрате единства экономического пространства.

5. Предложены 4 сценария эволюции российско-белорусского интеграционного процесса с учетом анализа необходимого для их реализации комплекса условий, а именно:

- Инерционный сценарий;

- Сценарий свертывания российско-белорусского интеграционного проекта;

- Сценарий перевода интеграционного взаимодействия России и Белоруссии в формат многостороннего сотрудничества в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана;

- Сценарий дальнейшего углубления экономической интеграции России и Белоруссии.

Практическая значимость исследования

Основные положения данного исследования могут быть использованы:

Государственными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и Республики Беларусь для выработки концептуальных материалов по вопросам интеграции на постсоветском пространстве и корректировки практических подходов к решению возникающих проблем взаимного сотрудничества в рамках переговорного процесса;

Научно-исследовательскими организациями при анализе хода интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и регионе СНГ в целом;

В ходе совершенствования учебных курсов «Международные экономические отношения» в высших учебных заведениях Российской Федерации и Республики Беларусь;

Средствами массовой информации для адекватного освещения вопросов взаимного российско-белорусского сотрудничества.



Апробация и внедрение результатов исследования

Диссертация выполнена в рамках исследований Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН (ИЭ РАН).

Результаты исследования были использованы Центром глобализации и интеграции ИЭ РАН при подготовке научно-аналитических материалов для государственных органов исполнительной и законодательной власти по вопросам сотрудничества стран СНГ.

Итоги исследования докладывались автором в ходе Круглых столов по темам «Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ» (Институт международных экономических и политических исследований Российской академии наук, г. Москва, 2005 г.), «Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты» (Финансовая академия при Правительстве РФ, г. Москва, 2005 г.), «Социальные и политико-правовые аспекты интеграции Союзного государства» (г. Великий Новгород, 2005 г.), «15 лет СНГ: К каким альянсам ведет «цивилизованный развод»» (Институт экономики Российской академии наук, г. Москва, 2007 г.), а также международной конференции «Transcending Europe’s Borders: The EU and Its Neighbours» (Regional European Congress) (Берлин, 2007 г.)



Публикации

По теме диссертации опубликовано 14 научных работ (в том числе 3 – в соавторстве), авторский вклад составил 9,6 п.л.



Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.



II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, степень разработанности темы, научная новизна и практическая значимость диссертации, дается характеристика методологической и теоретической основы исследования, информационной базы исследования, структуры работы.

В первой главе «Развитие региональных интеграционных объединений стран СНГ» рассматриваются особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве, место союза России и Белоруссии среди других интеграционных объединений в регионе СНГ и объективные предпосылки создания российско-белорусского экономического союза.

История экономической интеграции постсоветского пространства берет свое начало с момента появления самого понятия «постсоветское пространство». В этих условиях в начале 1990-х годов, как в научной среде, так и среди представителей властных структур стран СНГ господствовало представление, что глубокое экономическое интегрирование возможно осуществить быстрыми темпами и с относительно низкими затратами.

На практике потенциал для успешного реинтегрирования государств СНГ оказался существенно ограниченным. В качестве основных факторов, сужающих возможности для успешного развития экономической интеграции в регионе СНГ, в работе выделены:

1. Центростремительные тенденции во взаимодействии образованных в 1991 г. государств оказались существенно слабее центробежных, а стремление к сохранению преимуществ, обусловленных былой взаимосвязанностью, по силе уступило импульсу начального этапа становления государственности.

2. В резонанс с особенностями «молодой государственности» вступил процесс системной трансформации, осуществлявшейся в бывших союзных республиках по различным моделям, с разной скоростью и интенсивностью.

3. Попытки интеграции стран СНГ с самого начала ориентировалась на модельные построения ЕС, что в ряде случаев не отвечало специфике и степени зрелости экономического взаимодействия на постсоветском пространстве.

Представление о европейском опыте интеграционного взаимодействия у правящих элит стран СНГ оказалось существенно упрощенным и искаженным: под европейской моделью интеграции понималось, главным образом, последовательное продвижение от зоны свободной торговли до валютного союза. При этом конкретные методы и институциональные основы интеграционного строительства в Европе, а также факторы, способствующие и препятствующие этому строительству, должному анализу подвергнуты не были. В результате концепция интеграции постсоветского пространства базировалась на упрощенном подходе к трактовке понятия «интеграция», сводящем ее к процессу либерализации взаимной торговли и рынка, автоматически создающей интеграционную мотивацию. Между тем, на фоне незрелости рыночной среды и конфигурации межреспубликанского товарного обмена, сложившегося в условиях плановой экономики зачастую при игнорировании соображений экономической эффективности, обеспечение взаимного доступа на национальные рынки не создало и не могло создать интеграционной мотивации. Более того, участие России в ряде проектов создавало конкуренцию с крупными российскими бизнес-структурами, тогда как позитивные последствия – выравнивание экономических диспропорций между членами интеграционной группировки и перераспределение общественного продукта – могли наступить лишь в долгосрочной перспективе.

4. Для многих государств СНГ Россия является по существу монопольным поставщиком жизненно важных ресурсов, что обуславливает возникновение ряда конфликтных ситуаций относительно условий их поставок.

5. Страны СНГ существенно дифференцированы по уровню экономического развития, производственной структуре, ресурсному потенциалу, что обусловливает различия их национальных интересов, неизбежно проявляющиеся в ходе интеграционного процесса.

6. Уровень экономического развития государств СНГ еще не достиг определенного, довольно высокого уровня развития хозяйства (так называемой интеграционной зрелости), позволяющего правительствам интегрирующихся стран эффективно влиять на процесс интеграции национальных экономик.

7. В СНГ наблюдается ярко выраженное превосходство России по экономическому потенциалу над остальными членами Содружества, следствием чего является затруднительность выработки эффективно функционирующего механизма принятия взаимоприемлемых решений: и принцип «по паритету», и принцип «одна страна – один голос» неизбежно приводит к ущемлению интересов либо России, либо всех остальных участников интеграционного процесса, «вес» которых при голосовании «по паритету» оказывается чрезвычайно малым.

В этих условиях уже в конце первой половины 1990-х гг. начала проявляться тенденция регионализации постсоветского пространства. Локомотивом этого процесса с самого начала выступила попытка интегрирования России и Белоруссии – ближайших стратегических союзников, как в политической, так и экономической сфере. Именно российско-белорусское интеграционное сотрудничество и, в частности, Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., в дальнейшем стало тем «ядром», объединение вокруг которого привело к созданию крупнейшей субрегиональной интеграционной группировки – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), на основе которого в настоящее время начато формирование единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

В работе подчеркивается, что развитие российско-белорусского интеграционного процесса в значительной мере определяет возможности и перспективы российско-центричной интеграции во всем регионе, одновременно отражая все основополагающие характеристики интеграционного взаимодействия стран СНГ в последние 16 лет. Этот опыт показывает, что для успешной экономической интеграции как в рамках СНГ в целом, так и в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС приобретает последовательное выполнение двух условий:

– наличие принципиального консенсуса сторон относительно безальтернативности реализации интеграционного сценария;

– формирование эффективного механизма согласования интересов сторон и нивелировки издержек, связанных с координацией экономической политики в различных сферах (в случае выполнения первого условия).

Выполнение данных условий возможно лишь в случае выбора «однополярной» модели интеграции – ориентации на Россию со стороны ее партнеров по интеграции. При этом переход на «однополярную» модель может быть достигнут только в результате консенсуса, когда политические прерогативы «полюса» эквивалентно обмениваются на те или иные экономические выгоды для периферии.

Между тем, именно эта задача остается на сегодняшний день наиболее сложной, что объясняется как отторжением со стороны большинства стран постсоветского пространства концепции наделения России главными управляющими функциями на основе ее решающего влияния на экономические процессы в регионе, так и неготовности России дать политические и экономические гарантии учета экономических интересов партнеров.

Анализ предпосылок создания российско-белорусского экономического союза в то же время показывает, что по сравнению с другими организациями региональной интеграции на постсоветском пространстве, именно в рамках Союзного государства России и Белоруссии сохраняются самые большие шансы формирования экономического и политического союза.

В качестве важнейших предпосылок углубления интеграции России и Белоруссии можно назвать:

- Белоруссия занимает «буферную» геополитическую позицию по отношению к государствам НАТО и ЕС, «тыловую» - по отношению к странам Юго-восточной Азии и Китаю, что предопределяет ее высокую значимость с точки зрения военно-стратегической безопасности России.

- Белоруссия является «водоразделом» между двумя крупнейшими в Европе политико-экономическими пространствами и их противостоянием в борьбе за право контролировать природные ресурсы, каналы их транспортировки, информационные потоки и пр.

- Близость Белоруссии к европейским рынкам и центрам экономической активности позволяет использовать ее в качестве экономического «моста» между Европой и азиатскими регионами России.

- Белорусский промышленный и аграрный комплекс изначально ориентирован на российский рынок, при этом Белоруссия обладает относительно емким рынком сбыта для товаров традиционного российского экспорта.

- Развитие интеграционного взаимодействия России и Белоруссии способствует поддержанию стабильности и безопасности российского транзита в Европу.

- Белоруссия обладает значительным экономическим потенциалом, высоким уровнем квалификации рабочей силы, развитой транспортной инфраструктурой, что создает объективные предпосылки для вложения российского капитала с минимальными издержками и создания на этой основе необходимого задела для более активного вхождения в систему мирохозяйственных связей.

- Исторически сложившаяся родственность русского и белорусского народа объективно предопределяет общность их жизненных установок, социального поведения и перспектив социально-экономического развития.

- В ходе реализации интеграционного сценария российско-белорусского взаимодействия уже достигнут высокий уровень торгово-экономического сотрудничества в различных сферах хозяйства, о чем свидетельствует статистика взаимной торговли и инвестиционных потоков между двумя странами.

В 2007 г. Белоруссия занимала 6 место в ряду крупнейших торговых партнеров России, Россия – 1-е место в ряду торговых партнеров Белоруссии; взаимная торговля двух стран в последние годы отличалась высокой положительной динамикой (например, только по итогам 10-ти месяцев 2007 г. темпы прироста товарооборота по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., по данным Росстата, составили 25,5%). Значительных успехов Россия и Белоруссия достигли в сфере взаимного инвестирования (российские инвестиции представлены в нефтегазовом секторе белорусской экономики, коммуникационной сфере, торговле, маркетинге, на медийном и рекламном рынках).

Вторая глава «Основные проблемы экономической интеграции России и Белоруссии» посвящена анализу конкретных проблем и противоречий, возникающих в ходе формирования трех важнейших компонент экономического каркаса интеграции в рамках Союзного государства – единой таможенной территории, гармонизированной бюджетно-налоговой политики, единого валютного пространства.

При оценке процесса создания единой таможенной территории отмечается, с одной стороны, достаточно высокий уровень унификации, достигнутый двумя странами в данной сфере, с другой стороны, - тенденция замедления процесса согласования мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в России и Белоруссии в последние годы.

С 1 января 2008 г. в Белоруссии вошел в действие новый импортный тариф, в котором ставки пошлин установлены в соответствии с новой редакцией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД), гармонизированной с российской. Предполагалось, что в результате принятия нового импортного таможенного тарифа степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин достигнет порядка 95% (без учета временных расхождений по текстильным товарам), однако по сравнению с 2002 г. число расхождений по ввозным пошлинам увеличилось.

Так, по состоянию на 15 марта 2008 г. число расхождений по ввозным пошлинам составляло 2209 товарных позиций, из которых по 1455 российские ставки были выше. Более половины расхождений по ввозным таможенным пошлинам традиционно касается текстиля, тканей, готовых текстильных изделий, пряжи, шерсти и одежды (в отношении этих товаров Белоруссия в торговле с ЕС применяет ставки пошлин существенно ниже российских с целью увеличения ввозных квот на текстиль при ввозе в страны ЕС). Значительное количество расхождений в размерах ввозных ставок приходится на  сельскохозяйственные товары – молоко, масло, сыры (в России ставки ниже), мясо, сахар (в России ставки выше). Также имеются расхождения в ставках ввозных пошлин на обувь, легковые автомобили, седельные тягачи, автобусы и другую автомобильную технику. По большинству из них ставки ввозных таможенных пошлин в Белоруссии значительно превышают российские, что связано с потребностью в защите национальных производителей.

Расхождения в ставках вывозных таможенных пошлин, напротив, существенно снизились. По состоянию на 15 марта 2008 г. их количество составило 123, при этом по 59-и позициям российские ставки были выше белорусских.

И в России, и в Беларуси продолжают приниматься изменения тарифов без учета предложений партнеров, что выводит их из русла унификации. Часть из этих расхождений носят принципиальный характер, в результате чего достижение компромисса затягивается на несколько месяцев, а иногда и лет.

В основе «пробуксовки» процесса унификации тарифного регулирования внешней торговли в большинстве случаев лежат объективные причины – противоречия между национальными экономическими интересами России и Белоруссии, порождающие не только затягивание переговорного процесса, но и возникновение острых конфликтных ситуаций.

Представляется, однако, что наличие определенных, порой серьезных разногласий в сфере тарифного регулирования не следует абсолютизировать. Очевидно, что совершенствование тарифа – «живой», перманентный процесс, поэтому достижение 100-процентного совпадения ставок на практике не осуществимо. Вместе с тем, для успешной работы Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства требуется расширение ее полномочий, адекватных задачам реального функционирования единого таможенного пространства России и Белоруссии.

Анализ согласования мер нетарифного регулирования взаимной внешней торговли позволяет утверждать, что трудности их практической унификации также в значительной степени носят объективный характер и вытекают из различий в структурах экономик двух государств и незрелости факторов, влияющих на формирование единых секторальных рынков.

Отсутствие четкой правовой основы привели в последнее время к расширению практики введения односторонних мер нетарифного регулирования. В силу ряда объективных обстоятельств подобные действия в значительно большей степени присущи белорусской стороне: в последнее время наблюдается тенденция ухудшения условий доступа российских экспортеров на белорусский рынок путем использования количественных ограничений ввоза, импортного лицензирования, усложнения и удорожания таможенных процедур, создания технических барьеров, применения института специмпортеров. Ряд мер нетарифного регулирования применяется и российской стороной.

Прогрессу в сфере унификации мер нетарифного регулирования и отказу от применения указанных мер в рамках взаимной торговли могло бы способствовать проведение в Союзном государстве согласованной промышленной политики, составление единых балансов в области сельскохозяйственного производства, а также создание структур, аналогичных так называемым «кризисным картелям», появившимся в ЕС в 1980-е гг. в целях сохранения общего рынка и призванных согласовывать сокращение избыточных мощностей, координировать ценовую политику для предотвращения снижения цен и потерь прибыли, устанавливать твердые производственные квоты в интересах стабилизации производства стран.

Не потеряла свою актуальность и проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран. Действующая система налогообложения в Белоруссии в значительной степени продолжает носить фискальный характер в ущерб выполнению функций эффективного инструмента регулирования экономических и социальных процессов, что не соответствует российским подходам к реформированию в данной сфере.

Часть расхождений в системах налогообложения России и Белоруссии обусловлена тем, что между российской и белорусской налоговыми системами существуют различия объективного характера: в Беларуси ограничены резервы по установлению платежей с пользователей природными ресурсами. Вместе с тем, существует ряд различий, основанных на концептуальном противоречии построения российской и белорусской налоговых систем, в частности, практика применения в Белоруссии налоговых льгот. Продолжает различаться налоговое законодательство двух стран и в части «оборотных» налогов и налогов, взимаемых от фонда заработной платы. Не скоординированы концепции подоходного налога с физических лиц (в Белоруссии действует прогрессивная шкала ставок подоходного налога от 9 до 30%, в России – единая ставка в размере 13%).

Все это говорит о том, что процесс унификации налогового законодательства России и Белоруссии в условиях создания Союзного государства нуждается в продолжении.

Введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г., выступает еще одной из наиболее сложных проблем развития российско-белорусской экономической интеграции.

Изначально определенные сроки перехода на российский рубль по согласованию сторон неоднократно переносились, подвергся изменениям и План действий по введению единой валюты. Причины фактического «замораживания» монетарного проекта России и Белоруссии – отсутствие согласованного решения по ключевым вопросам и, прежде всего, по вопросу о статусе и полномочиях единого эмиссионного центра, а также компенсациях белорусской стороне за потерю валютного суверенитета.

Белорусская сторона последовательно отстаивает принцип равноправного участия партнеров в определении единой денежно-кредитной политики, в то время как согласно позиции российской стороны, функции единого эмиссионного центра и формирования ряда принципиальных параметров денежно-кредитной и валютной политики в Союзном государстве должны быть возложены на Центральный банк Российской Федерации.

Делается вывод, что возможности перехода к единой валюте в Союзном государстве России и Белоруссии ограничены не столько действием объективных экономических факторов (различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран и пр.), сколько отсутствием единого политического решения относительно цели и базовых принципов монетарной и экономической интеграции России и Белоруссии в перспективе.

В третьей главе «Перспективы экономической интеграции России и Белоруссии» сделана попытка критического анализа формата интеграционного взаимодействия в рамках Союзного государства с точки зрения его дальнейших перспектив, а также предложены сценарии развития экономической интеграции России и Белоруссии.

По мнению автора, одним из ключевых вопросов дальнейшего развития процесса российско-белорусской экономической интеграции выступает совершенствование его институциональной основы, важнейшую роль в котором играет принятие Конституционного акта Союзного государства. Задача этого документа – дать ответы на основные нерешенные правовые вопросы российско-белорусской интеграции – о реальной форме государственного устройства, в которой может существовать Союзное государство, и механизме принятия в его рамках экономико-правовых решений.

Отмечается, что сложности выработки и согласования проекта Конституционного акта выступают следствием «размытости» и эклектичности правовой конструкции, заложенной в Договоре о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., в соответствии с которым создаваемое межгосударственное образование одновременно несет на себе черты как конфедерации, так и федерации, что обусловлено принципиальной нестыковкой позиций России и Белоруссии относительно приемлемого формата двустороннего объединения.

Российское видение возможного варианта интеграционного образования двух государств по существу основано на целесообразности заимствования правовой конструкции ЕС и опыта ее эволюции. Для белорусской стороны создание сообщества по типу Евросоюза, в котором функции и полномочия наднациональных органов определяются, как правило, на основе «экономического веса» участников, является неприемлемым, так как использование подобного подхода может привести к размыванию экономического и политического суверенитета Республики. Белорусская сторона не исключает создание наднациональных органов, однако настаивает на использовании принципа «одна страна – один голос» и конфедеративном устройстве Союзного государства.

Представляется, что реализация глубокого экономического интегрирования России и Белоруссии в рамках конфедеративной модели трудно выполнима, так как предусмотренное в конфедерациях право отказа в признании актов союзной власти в рамках двустороннего объединения, экономические интересы участников которого существенно разнятся, неизбежно приведет к утрате единства экономического пространства.

По мнению автора, правовой конструкцией Союзного государства могла бы стать федерация, основанная, однако, на принципе недопустимости ущемления интересов одной из сторон. Так, например, Конституционный Акт Союзного государства может содержать норму, в соответствии с которой в случае принятия решения, обусловливающего возникновение убытков у одной из сторон, последней должна быть выплачена компенсация из бюджета Союзного государства.

Подобный подход потребует кардинального переосмысления переговорных позиций как белорусской, так и российской стороны. С белорусской стороны необходимо осознание того факта, что экономический союз, в котором управленческие прерогативы обмениваются на преференции для белорусских производителей на российском рынке, льготный допуск к сырью и капиталовложениям, а также гарантированным рынкам сбыта, в максимальной степени соответствует интересам обоих партнеров и, прежде всего, Белоруссии. Российская позиция должна исходить из того, что реализация эффективного экономического интегрирования России и Белоруссии в рамках Союзного государства, отвечающая долгосрочным интересам России, неизбежно потребует создания «подстилающего» финансового фундамента.

Отмечается, что одно из ключевых мест в модельных построениях Союзного государства должен занимать бюджетный механизм. Союзный бюджет должен стать важнейшим инструментом реализации согласованной структурной, экономической и финансовой политики двух стран. Прежде всего, должен быть увеличен объем бюджетных средств, повышена финансовая дисциплина при их расходовании. Формирование бюджета Союзного государства в новых условиях должно носить долгосрочный характер и составляться по 6-7 основным направлениям (разделам) в соответствии с приоритетами совместного экономического развития.

Дальнейшее развитие интеграционного взаимодействия России и Белоруссии как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе может осуществляться поливариантно. В основе указанной поливариантости лежат возможности стран, определяющие выбор «маршрута» своего вхождения в систему современного мирового хозяйства, геополитического и геоэкономического вектора развития, а также комплекса непосредственных мер, используемых при осуществлении межгосударственного взаимодействия.

Исходя из анализа возможных вариантов данных характеристик, предложены 4 сценария дальнейшего развития процесса экономической интеграции России и Белоруссии (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Основные характеристики сценариев дальнейшего развития процесса экономической интеграции России и Белоруссии

Название сценария

Базовые условия для реализации сценария

Возможные последствия реализации сценария с точки зрения развития экономической интеграции России и Белоруссии

Инерционный сценарий

Сохранение во внешней политике двух стран существующих в настоящий период подходов к российско-белорусскому интеграционному взаимодействию, а именно: приоритетности сохранения национального суверенитета Белоруссии и «опоры на собственные силы» (с белорусской стороны) и прагматичного подхода к выстраиванию отношений с непосредственными соседями по СНГ (со стороны России)

Стагнация процесса экономической интеграции,

снижение уровня интеграционного взаимодействия и степени взаимосвязанности экономик двух стран



Сценарий свертывания российско-белорусского интеграционного проекта

Кардинальное изменение внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации двух стран, а именно, отказ от реализации двустороннего проекта интеграционного взаимодействия

Свертывание российско-белорусского интеграционного проекта, потеря достигнутых в ходе интеграционного процесса положительных результатов для экономик России и Белоруссии

Сценарий перевода интеграционного взаимодействия России и Белоруссии в формат многостороннего сотрудничества в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана

Отсутствие прогресса в преодолении противоречий в ходе интеграционного процесса в рамках Союзного государства на фоне форсированного развития интеграционных процессов в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Стагнация процесса экономической интеграции на фоне постепенного «подтягивания» уровня интеграционного взаимодействия в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана к уровню, уже достигнутому в рамках Союзного государства; возможность продолжения переговорного процесса в рамках Союзного государства без констатации стагнации.

Сценарий дальнейшего углубления экономической интеграции России и Белоруссии

Переосмысление переговорных позиций и концептуальных подходов российского и белорусского руководства к двусторонней интеграции, осознание безальтернативности курса на интеграцию с точки зрения национальных интересов России и Белоруссии со стороны руководства и истеблишмента обоих государств

Достижение декларированных целей экономического объединения России и Белоруссии - подписание Конституционного акта; создание эффективно функционирующего каркаса исполнительных и законодательных органов Союзного государства; завершение формирования таможенного союза Союзного государства; реализация единой экономической политики; введение единой валюты Союзного государства.

Отмечается, возможности для реализации каждого из рассмотренных сценариев развития определяются как имеющимися на современном этапе объективными предпосылками, так и непосредственными, не всегда предсказуемыми действиями сторон.

Наиболее вероятным вариантом развития интеграционного сотрудничества России и Белоруссии представляется инерционный сценарий, а также сценарий перевода интеграционного взаимодействия двух стран в формат многостороннего сотрудничества в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Вероятность реализации сценария свертывания российско-белорусского интеграционного проекта и Сценария дальнейшего углубления экономической интеграции России и Белоруссии оценивается как низкая.

В Заключении формулируются основные выводы и обобщения, касающиеся сущности проблем и перспектив экономической интеграции России и Белоруссии и возможных мер, направленных на развитие этого процесса:

1.Союз России и Белоруссии является уникальным среди других интеграционных группировок не только на постсоветском пространстве, но и в мире: в мировой практике отсутствуют примеры эффективных двусторонних интеграционных группировок столь различных по своему экономическому потенциалу государств. В подобных условиях, как правило, отчетливо проявляется неизбежность процесса экономического и политического поглощения младшего партнера и его инкорпорирования в хозяйственные и политические структуры старшего. В связи с этим в ближайшей перспективе единственно возможной интеграционной моделью Союзного государства представляется однополюсная конфигурация экономического взаимодействия России и Белоруссии, в рамках которой Россия выполняет роль «донора» и экономического лидера, берущего на себя львиную долю издержек, связанных с преодолением объективных противоречий объединительного процесса.

Основной форматный вопрос российско-белорусской интеграции, таким образом, сводится к обмену геополитических преимуществ России на конкретные экономические выгоды и привилегии Белоруссии при переходе к реальной экономической интеграции.

2. Важнейшей экономической предпосылкой российско-белорусской интеграции является достигнутый реальный уровень экономического взаимодействия на микро- и макроуровне. При этом в последние годы формируется новый каркас производственной кооперации между российскими и белорусскими предприятиями, в рамках которого ведущую роль играет межрегиональное сотрудничество.

3. Ключевым вопросом унификации таможенно-тарифного политики – важнейшей предпосылки для формирования единого таможенного пространства и Таможенного союза России и Белоруссии – является необходимость перехода от механического согласования ставок таможенных пошлин, не учитывающего приоритеты белорусской национальной промышленной и структурной политики, к созданию условий, предопределяющих совпадение интересов стран при формировании общей таможенно-тарифной защиты.

4. Несмотря на наличие значительных позитивных сдвигов в формировании равных условий хозяйствования в части налоговой нагрузки требуется дальнейшая совместная работа сторон в этой области, особенно в условиях позитивных изменений налоговой системы, намеченных в Российской Федерации.

6. «Замораживание» процессов монетарной интеграции России и Белоруссии не отвечает реальным интересам и потребностям двух стран. Выявившиеся в ходе подготовки данного проекта разногласия между Россией и Белоруссией обнажили форматные расхождения сторон по вопросам строительства экономического и валютного союза.

7. Ключевым вопросом дальнейшего развития процесса экономической интеграции между Россией и Белоруссией выступает совершенствование его институциональной основы, важнейшую роль в котором играет принятие Конституционного акта Союзного государства.

8. Дальнейшее развитие интеграционного взаимодействия России и Белоруссии как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе может осуществляться поливариантно.

Наиболее вероятным вариантом развития интеграционного сотрудничества России и Белоруссии выступает инерционный сценарий, а также сценарий перевода интеграционного взаимодействия двух стран в формат многостороннего сотрудничества в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.


III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в ведущих рецензируемых журналах из перечня ВАК

  1. Гармонизация налоговых систем России и Белоруссии // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты». - М.: Финансы и статистика, 2006. – 0,5 п.л.

Прочие статьи

  1. Проблемы валютной интеграции России и Белоруссии // Вестник научной информации ИМЭПИ РАН. – 2004. - №4. – 0,5 п.л.

  2. Объединение России и Белоруссии: экономические проблемы и противоречия // Россия и современный мир. – 2005. - №1. – 0,5 п.л.

  3. Монетарная интеграция России и Белоруссии: реалии и перспективы // Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ. / Отв. Ред. Б.А. Хейфец. – Материалы «круглого стола». - М., ИМЭПИ РАН, 2005. – 0,9 п.л.

  4. Применение принципа взимания НДС по стране назначения: влияние на внешнюю торговлю стран Единого экономического пространства. // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. – 2005. - №1. – 0,5 п.л.

  5. Возможности Единого экономического пространства // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. – М., 2005. - №2. – 0,65 п.л.

  6. Интеграционный реванш (в соавторстве с В. Чеботаревой, М.Ю. Головниным и А.М. Либманом) // Деловые люди. – 2005. - №184-185. – 0,8 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.)

  7. Рыночные цены на газ в российско-украинской торговле: реалии и перспективы (в соавторстве с Е.А. Клюшовой) // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции Института экономики РАН. – 2006. - №1-2 (5-6). – 1,2 п.л. (авторский вклад – 0,65 п.л.)

  8. Белоруссия // Страны СНГ между Россией и ЕС: экономика и внешние связи в «поясе соседства». – Сборник статей под ред. Глинкиной С.П. и Косиковой Л.С. - М.: Институт экономики РАН, 2007. – 1,5 п.л.

  9. Беларусь – ЕС – Россия // Россия – ЕС – СНГ: экономические и политические отношения на пространстве общего соседства. – Научный доклад НИС – ИЭ РАН. - М.: НИС, Институт экономики РАН, 2007. – 1,2 п.л.

  10. Нефтегазовый конфликт между Россией и Белоруссией: причины и возможные последствия // Вестник научной информации ОМЭПИ ИЭ РАН. – 2007. - №1 – 0,5 п.л.

  11. Некоторые уроки нефтяного конфликта между Россией и Белоруссией // 15 лет СНГ: К каким альянсам ведет «цивилизованный развод». / Отв. Ред. Б.А. Хейфец. – Материалы «круглого стола». – М.: ОМЭПИ ИЭ РАН, 2007. – 0,4 п.л.

  12. Перспективы развития интеграционной группировки ЕврАзЭС (в соавторстве с М.Ю. Головниным и А.М. Либманом). – Научные доклады Института экономики РАН. – М.: Институт экономики РАН, 2007. – 1,2 п.л. (авторский вклад – 0,4 п.л.)

  13. Россия и Беларусь: реалии экономического взаимодействия // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН. – 2007. - №4 (12). – 1,2 п.л.

Подписано в печать 22.05.2008

Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

Редакционно - издательская группа

Отпечатано в типографии ИЭ ОМЭПИ РАН

Москва, 117418, ул. Новочеремушкинская, д.42 а








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница