Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины



Скачать 269.83 Kb.
Дата12.11.2016
Размер269.83 Kb.
Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины

Приспособленность - соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде обитания, позволяющее выжить и дать потомство. Например, водные животные имеют обтекаемую форму тела; лягушку делает незаметной на фоне растений зеленая окраска спины; ярусное расположение растений в биогеоценозе дает возможность эффективно использовать солнечную энергию Для фотосинтеза. Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих сил эволюции. Но и в этих условиях она относительна. Белая куропатка а солнечный день выдает себя тенью. Заяц-беляк, незаметный на снегу, хорошо виден на фоне темных стволов.

Видообразование, их микроэволюция - начальный этап эволюции органического мира, заключающийся в лоявлении новых видов на основе существовавших ранее.

Географическое (аллопатрическое) видообразование происходит в результате расширения ареала исходного вида или расчленения его ареала на изолированные части естественными преградами (гора, реки и т.д.). В этом случае популяции встречаются с новыми условиями среды и сообществами организмов. На популяцию в- природе действует мутационный процесс, происходят колебания численности особей, действует естественный отбор. Со временем генный состав популяции изменяется, она приобретает отличия от других популяций этого же вида. Например, сибирская лиственница расселилась от Урала до Байкала и оказалась в разных условиях, что привело к возникновению даурской лиственницы.

Экологическое видообразование относится к симпатрическому происходит в тех случаях, когда популяции одного вида остаются в пределах своего ареала, но условия обитания у них оказываются различными. Под влиянием движущих сил эволюции изменяется их генный состав. Через ряд поколений в результате различий генофондов возникает биологическая изоляция. Например, один вид традесканции сформировался на скалистых вершинах, другой - в тенистых лесах; сезонные расы погремка большого дают семена до скашивания, либо после него и, обитая на одной территории, не имеют возможности скрещиваться; популяции форели в озере Севан различаются по срокам нереста.

Особенностью экологического видообразования является то, что оно приводит к образованию новых видов, морфологически близких к исходному виду.

Сходство видообразований: происходят под действием движущих сил эволюции. Различия: причины расхождения признаков у популяций различны: географическое видообразование связано с расширением ареала и возникновением изолированных популяций, а экологическое с заселением особями одного вида разных экологических ниш в пределах одного ареала.

Эволюция как исторический процесс имеет два направления; прогресс и регресс. Биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование, показатель приспособленности вида, рода, класса. Его признаки: высокая численность, широкий ареал и увеличение числа систематических групп. Например, из млекопитающих прогресс испытывают заяц-русак (около 20 подвидов), паразитические черви из типа Круглые. Биологический прогресс является наиболее общим путем биологической эволюции и имеет след, разиовидности: арогенез - приобретение организмами ароморфозов; аллогенез - приобретение особями идиоадаптаций.

Биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности, приводящее к уменьшению численности, сужению ареала, снижению числа соподчиненных систематических групп. Биологический регресс может привести к вымиранию. Например, на грани вымирания находятся уссурийский тигр, соболь. Причина регресса: отставание в темпах эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Деятельность человека часто приводит к сокращению численности популяций многих видов.

Ароморфоз — это изменения в организме, повышающие общий уровень организации и жизнедеятельности особей, способствующие переходу в новую среду обитания. Ароморфоз - это основное направление эволюции, которое приводит к образованию новых систематических групп - классов, типов, отрядов. Приобретенные ароморфозы всегда сохраняются у организмов в ходе эволюции и ведут к постепенному усложнению строения организмов.

Идиоадаптация — направление эволюции, в основе которого лежат изменения в организме, способствующие приспособлению к конкретным условиям окружающей среды и не повышающие общего уровня организации особей. Примером идиоадаптаций могут служить покровительственная, маскирующая или предупреждающая окраска, поведение во время размножения, мечение территории, совместная защита от врагов.
Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов. Приспособленность растений к использованию света в биогеоценозе.
1. Приспособленность — соответствие строения клеток, тканей, органов, систем органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания. Примеры: наличие крист в митохондриях — приспособление к расположению на них большого числа ферментов, участвующих в окислении органических веществ; удлиненная форма сосудов, их прочные стенки — приспособленность к передвижению по ним воды с растворенными в ней минеральными веществами в растении. Зеленая окраска кузнечиков, богомолов, многих гусениц бабочек, тлей, растительноядных клопов — приспособленность к защите от поедания птицами.

2. Причины приспособленности — движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

3. Возникновение приспособлений и его научное объяснение. Пример формирования приспособленности у организмов: насекомые раньше не имели зеленой окраски, но вынуждены были перейти на питание листьями растений. Популяции неоднородны по окраске. Птицы съедали хорошо заметных особей, особи с мутациями (появление у них зеленых оттенков) были менее заметны на зеленом листе. При размножении у них возникали новые мутации, но преимущественно сохранялись естественным отбором особи с окраской зеленых тонов. Через множество поколений все особи данной популяции насекомых приобрели зеленую окраску.

4. Относительный характер приспособленности. Признаки организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: рыбы дышат с помощью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На суше рыба не может дышать, так как кислород из воздуха не поступает в жабры. Зеленая окраска насекомых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

5. Ярусное расположение растений в биогеоценозе — пример приспособленности их к использованию энергии света. Размещение в первом ярусе наиболее светолюбивых растений, а в самом нижнем — теневыносливых (папоротник, копытень, кислица). Плотное смыкание крон в лесных сообществах — причина небольшого числа ярусов в них.

Урок биологии

Учебник 9 класс, авторы В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин «Общие закономерности»

Раздел «Эволюция живого мира на Земле»

Глава: «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»
Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных»

Цель урока:

создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей:

- разрешения проблем (самоменеджмент): аспект - определение проблемы 1 уровень, применение технологии 1 уровень и оценка деятельности 1 уровень, оценка результатов продукта 1 уровень, оценка собственного продвижения 1 уровень;

-информационной: аспект – планирование информационного поиска 1 уровень, извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1 уровень, обработка информации 1 уровень, 2 уровень.



-коммуникативной: аспект - письменная коммуникация 2 уровень, публичное выступление 1 уровень, диалог 2 уровень.
Аспекты урока:

Образовательный: создать условия для усвоения знаний о приспособительных особенностях живых организмов; рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов; раскрыть механизм их действия; выявить их роль в природе.

Показать зависимость знаний механизмов возникновения адаптаций для объяснения действия естественного отбора.



Развивающий: развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию.
Оборудование: таблицы по биологии «Адаптация животных, растений», учебник «Основные закономерности жизни» В.Б.Захаров,

компьютер, проектор, экран, комплект к учебнику «Биология. Общие закономерности жизни: 9 класс» авторы: Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 ИСО: ООО «Физикон», 2007

раздаточный материал: фотографии, изображения животных.
Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично- поисковый, проблемный.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Требования согласно программе:

Ученик должен:


  • иметь представление: о многообразии адаптаций живых организмов;

Знать понятия:

  • адаптагенез, мимикрия, адаптация, основные виды адаптаций, механизмы возникновения адаптаций;

Уметь:

  • объяснять сущность приспособлений, приводить примеры адаптаций.

Внутридисциплинарные связи: экология - «Приспособления живых организмов»

Содержание урока:

  1. Понятие об адаптации. Адаптациогенез.

  2. Классификация адаптаций.

  3. Механизм действия адаптаций.

  4. Роль действия адаптаций в природе.

Ход урока:

1 Организационный момент
2. Актуализация знаний

Стимул:

Девиз урока «Ты наблюдаешь жизнь, которую никогда не увидят те, кто не научился терпеливо всматриваться в неё» Теодор О. Зокки английский натуралист.

Казалось бы, мир природы уже изучен, все открытия сделаны. Но и сегодня нас обступают бесчисленные маленькие загадки жизни. Взять, например жабу, мирно сидящую на камне и едва заметную на нем. Восемьсот миллионов лет эволюция создавала её такой, какова она сейчас. Внимательное изучение жабы откроет нам много удивительнейших сторон механизма ее наследственности. Она одно из консервативных созданий на Земле. Эта старая жаба мало, чем отличается от своих предков, живших десятки миллионов лет, но она благополучно существует и в наши дни. Почему?

На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе изучения нового материала урока.


3.Сообщение темы урока «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных»
Задание №1 Все закрепляющие в ходе эволюции особенности живых организмов представляют собой адаптации (приспособления). Возникновение приспособленности к среде – основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения адаптаций – адаптациогенез. Поражает воображение гармоничные взаимоотношения растений и животных со средой обитания. Каждый вид организмов, обладает теми или иными приспособлениями, позволяющими ему существовать в определённых условиях среды.

Задачная формулировка:

Учащимся предлагается несколько вариантов понятия адаптация, выбрать наиболее соответствующее определение, дать аргументированный ответ, записать в тетрадь одно определение.



Информационная компетентность: аспект- планирование информационного поиска 1 уровень; извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1 уровень.

Коммуникативная компетентность: аспект - письменная коммуникация 1 уровня, публичное выступление 2 уровень.

Источник:

Адаптация- соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания.

Адаптация- совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.

Адаптация – это приспособленность организма к условиям окружающей среды.

Адаптация- это возникновение и развитие конкретных морфофизиологических свойств, значение которых зависит от тех или иных условий среды.

Адаптация- совокупность тех особенностей строения организма, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.
Модельный ответ

Адаптация- это возникновение и развитие конкретных морфофизиологических свойств, значение которых зависит от тех или иных условий среды.

Адаптация- совокупность тех особенностей строения организма, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.
Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны. Невозможно дать полное их описание. Поэтому на уроке рассмотрим лишь некоторые примеры, характеризующие адаптивность живой природы на разных уровнях её организации.

Задание №2

Задачная формулировка: Рассмотреть схему классификации адаптаций.


Формы приспособленности животных


Форма тела

Покровитель

ственная окраска

(маскировка)

Предупреждающая окраска

Мимикрия

Познакомиться с содержанием текста на стр 35-45

«Свернуть» информацию предложенную в виде текста в таблицу «Приспособленность организмов к среде обитания». (Осуществляется совместно с учителем, затем учащиеся переходят к самостоятельному её заполнению).
Информационная компетентность: аспект- планирование информационного поиска 1 уровень; извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1 уровень.

Компетентность разрешения проблем: аспект-оценка деятельности 1 уровень, оценка результатов продукта 1 уровень).


Формы приспособлений

Примеры

Описание приспособления

Преимущества

данного приспособления



Форма тела




























Покровительственная окраска (маскировка)




























Предупреждающая окраска




























Мимикрия






























Модельный ответ


Формы приспособлений

Примеры

Описание приспособления

Преимущества

данного приспособления



Форма тела

Дельфин

Торпедовидная форма тела

Движения легки, точны, скорость передвижения 40км/ч

Сокол-сапсан

Обтекаемая форма тела, отсутствие ушных раковин,

Пикирующий полёт, скорость полета 290км/ч

Морской конёк

Причудливая форма тела, напоминающая водоросли

Помогает скрываться от врагов

Покровительственная окраска (маскировка)

Камбала

П Подстраивает свою окраску под цвет и характер морского дна

Защита от врагов

Тундровая куропатка

Подстраивает свою окраску под цвет и характер подстилающей поверхности

Защита от врагов

Хамелеон

Способен менять окраску путём перераспределения пигмента

Маскировка в соответствии с окружающим фоном

Защита от врагов



Предупреждающая окраска

Пчела

Яркая окраска тела привлекает внимание птиц

Наличие жало

Божья коровка

Яркая окраска тела привлекает внимание птиц

Наличие ядовитого секрета

Кобра

Яркая окраска тела привлекает животных

Наличие ядовитого секрета

Мимикрия

Бабочка нимфалида

Сходство беззащитного или съедобного вида с хорошо защищенными видами бабочки данаида (в тканях данаид содержится ядовитое вещество)

Защита от поедания птицами

Яйца кукушки

Схожесть яиц кукушки с яйцами вида-хозяина

Позволяет выкармливать птенцов птицей хозяином гнезда

Гусеница пяденицы

В покое удивительно сходна с сухой веткой

Защита от птиц


Шкала оценивания письменных заданий открытого типа в форме таблицы


Критерии Баллы

Содержание и полнота

выполнения задания



Умение дать описание предложенным адаптациям

Умение привести примеры

Орфография и
пунктуация

5

Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомую и обработал в соответствии с заданием.

Учащийся дал полное описание искомой информации, в соответствии с формой приспособленности организма

Правильно выбрал примеры из предложенного текста в объеме 3

Учащийся не допустил ни одной орфографической ошибки.

4

Учащийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся допустил 1 ошибку на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды или допустил отдельные неточности

Правильно выбрал примеры из предложенного текста но в объеме 2

Учащийся допустил несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимания текста

3

Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся допустил 2 ошибки на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды

Правильно выбрал примеры из предложенного текста но в объеме 1

Учащийся допустил многочисленные орфографические ошибки привести к непониманию текста

2

Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, ее систематизации и

обработке.



Учащийся допустил более 2 ошибок на соответствие форм и описание приспособлений организмов к условиям среды

Не может привести примеры в соответствии с предложенной формой приспособления организмов

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются


Задание №3

Задачная формулировка: Обсуждение результатов таблицы.

Информационная компетентность: аспект- обработка информации 1 уровня.

Коммуникативная компетентность: аспект - публичное выступление 1 уровень

Задание №4

Задачная формулировка:

Сформулируйте определения следующим понятиям:

Мимикрия

Предупреждающая окраска

Покровительственная окраска (маскировка)
Информационная компетентность: аспект- планирование информационного поиска 1 уровень; извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1 уровень.

Коммуникативная компетентность: аспект – письменная коммуникация 1 уровень, публичное выступление 1 уровень.

Разрешение проблем: аспект- целеполагание и планирование деятельности 1 уровень.

Источник информации: текст учебника стр 34-45
Модельный ответ

Мимикрия- сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими представителями генетически не родственных видов, хорошо защищённых от нападения хищников.

Предупреждающая окраска - демаскирующая окраска, привлекающая окраска предупреждающая о бесполезности и опасности нападения на данный вид животного.

Покровительственная окраска - приспособления, придающая животным сходство с предметами окружающей среды.
Задание №5

Задачная формулировка.

Ответить на вопрос: «Каков механизм возникновения приспособлений у организмов»



Коммуникативная компетентность: аспект - письменная коммуникация 2 уровня.

Разрешение проблем: аспект- определение проблемы 1 уровень.
Модельный ответ:

Приспособления организмов к специфическим условиям их существования возникают как неизбежный результат действия естественного отбора. В борьбе за существование получает преимущества наиболее приспособленная особь.


4.Закрепление изученного материала.

Задание №7

Задачная формулировка:

сформулировать вывод об эволюционном значении адаптаций.



Разрешение проблем: оценка результатов продукта 1 уровень.

Коммуникативная компетентность: аспект- публичное выступление 1 уровень.
Модельный ответ

Вид может освоить новую среду обитания только при наличии у него приспособлений, позволяющих ему выжить. Но откуда берутся эти приспособления? Только из прежней среды обитания данного вида. Такие свойства организмов, которые имеют приспособительную ценность для будущих форм взаимодействия организма и среды. Приспособления организмов к специфическим условиям их существования возникают как неизбежный результат действия естественного отбора. В борьбе за существование получает преимущества наиболее приспособленная особь.



Вернемся к проблеме нашего урока. Почему жаба смогла выжить в изменяющихся условиях окружающей среды? Что ей в том помогло?
Модельный ответ

Жаба выжила, так как давным - давно её предки выработали два механизма в борьбе за существование. Первый: когда становиться холодно или слишком сухо, она зарывается в землю, так глубоко, как только может, и впадает в спячку-анабиоз. Вторая: у жабы мало врагов, так как её околоушные железы вырабатывают секрет, делающий мясо жабы неприятным на вкус. И в результате, несмотря на то, что уродливое, неуклюжее древнее создание легко поймать и убить, на это находится немного охотников, поскольку жаба- несъедобна.



5.Домашнее задание:

Источник: учебник «Общие закономерности» прочитать стр 34-45, ответить на вопросы для повторения стр 45

Используя знания из курса «Ботаника» заполнить схему «Формы приспособления у растений»
Информационная компетентность: аспект- планирование информационного поиска 1уровень; извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1 уровень.

Коммуникативная компетентность: аспект – письменная коммуникация 1 уровень


Модельный ответ
Вопрос для знатоков: В сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» младшая дочь поручает отцу привезти её аленький цветочек. Легко ли найти в природе (на лугу, в поле, в лесу) алые, чисто красные цветы? Как такое положение могло сложиться в природе?
разрешения проблем (самоменеджмент): аспект - определение проблемы 2 уровень, применение технологии 2 уровень, оценка деятельности 2 уровень, оценка собственного продвижения 2 уровень.


Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Цели урока:

повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;

сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.


Оборудование:
Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.
1. Повторение изученного материала:
В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.
а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.

б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?

в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?

г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.


По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)
2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.
В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.


(Сообщение темы урока, запись в тетради)
Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)
Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?
Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)
Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)
Предположительные ответы учащихся:
По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.
По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.
По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.
Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)
3. Многообразие адаптаций.
На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.
1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

обтекаемая форма тела у рыб и птиц

перепонки между пальцами у водоплавающих животных

густой шерстный покров у северных млекопитающих

плоское тело у придонных рыб

стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах


2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).
(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).
3. Покровительственная окраска:
развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).
4. Предостерегающая окраска:
Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.
5. Мимикрия:
сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.
6. Физиологические адаптации:
приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря

сохранение воды у кактусов

быстрый метаморфоз у пустынных амфибий

теплолокация, эхолокация

состояние частичного или полного анабиоза
7. Поведенческие адаптации:
изменения поведения в тех или иных условиях

забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций

образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)

отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)

замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)

предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма


8. Биохимические адаптации:
связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных

яды змей, скорпионов

антибиотики грибов и бактерий

кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)

особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)
и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.
Относительный характер приспособлений.
Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.
При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.
4. Закрепление знаний.
на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.
1 вариант.
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;

б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

г) окраска божьих коровок и колорадского жука.


2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;

б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;

в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;

г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.


3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;

б) мимикрия;

в) приспособительная окраска;

г) маскировка.


4. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.


5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела.


2 вариант.
1. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;

в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;


2. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.


3. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.


4. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска у цветка розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.


5. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Адаптация — процесс приспособления, процесс возникновения признака, соответствующего условиям среды. Процесс возникновения приспособлений И. И. Шмальгаузен назвал адаптациогенезом, а процесс приспособительного преобразования организмов — адаптациоморфозом. Георгиевский пришел к заключению, что "по своему содержанию естественный отбор и адаптациогенез — понятия тождественные". Знак равенства ставил между ними и Ч. Дарвин, характеризуя отбор как "выживание наиболее приспособленных".
Термин "адаптация" имеет три важных смысла: приспособление, процесс приспособления, приспособленность.
Адаптация — приспособление. Это любая структура, любой признак, возникший в процессе эволюции, обеспечивающий успешное выживание и размножение. Особенности габитуса, внешнего строения. Крючочки на плодах лопуха — приспособление для распространения животными, покрытыми шерстью. Длинный мех — адаптация к холоду. Корни верблюжьей колючки уходят на глубину до 30 м — приспособление к жизни в пустыне. Ботрии и ботридии цестод — адаптация для прикрепления паразита к стенке кишечника хозяина. Аскарида имеет многослойную и сложную кутикулу Это приспособление к обитанию в среде, богатой ферментами.

Приспособительная окраска — покровительственная, предостерегающая, мимикрия. Покровительственная окраска — это окраска, делающая организмы менее заметными в местах их обитания.


Покровительственная окраска — это криптическая окраска, маскировка животных: обитатели пустыни имеют желто-бурую окраску тела; яйца птиц, гнездящихся в траве, имеют цвет, соответствующий фону; сезонная окраска зайца-беляка, песца, горностая, белой куропатки; серое оперение перепела; темная окраска верха и светлая окраска низа у рыб; расчленяющая окраска тигра и зебры.
Предостерегающая окраска - яркая, контрастная (красная с черным, черная с желтым) окраска у животных, имеющих ядовитые или пахучие железы. Предупреждающая окраска — это сигнал опасности для хищников о несъедобности данных организмов (осы, пчелы).
Мимикрия (греч. мимикос — уподобление, подражание) — подражательное сходство незащищенного организма с защищенным или несъедобным. Мимикрия бейтсовская — это сходство беззащитного съедобного с несъедобным ярко окрашенным. Мюллеровская мимикрия — сходство между двумя (и более) несъедобными видами (многие виды ос сходны по окраске и форме тела).
Миметизм - внешнее сходство незащищенных животных с растениями и предметами неживой природы (морской конек похож на водоросль, яйца кулика-сороки - на гальку);
Загар — адаптация к увеличению инсоляции. У дрожжей дупликация гена, контролирующего синтез фосфатазы, позволяет им жить в среде с более низкими концентрациями нужного субстрата. Богатые кремнием оболочки растений предохраняют их от поедания.
Физиологические адаптации — это функциональные адаптации (поддержание постоянной температуры, постоянства сахара в крови, выработка устойчивости к колебаниям солености, влажности). Скорость кровогока у эскимосов при охлаждении, в среднем, вдвое больше, чем у европейцев. Это приспособление позволяет эскимосам значительно легче, чем европейцам, сохранять тепловой баланс при охлаждении. Собака в покое в жаркую погоду увеличивает число дыхательных актов с 20 до 30 в минуту: частое дыхание - адаптация против жары. У кедрового стланника ветви с наступлением морозов полегают — это адаптация против сильных ветров и морозов.
Этологические адаптации — изменение поведения, направленное на выживание отдельных организмов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница