Природных заповедниках и национальных парках



Скачать 355.44 Kb.
Дата06.05.2016
Размер355.44 Kb.
Участие органов МПР России с образовательными и общественными структурами по осуществлению просветительской деятельности в области природопользования и охраны среды на базе природных заповедниках и национальных парках.

Коллектив авторов
Сеть ООПТ в Российской Федерации обладает значительным потенциалом для экологического просвещения населения. Экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности ООПТ (Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях", 1995) с целью просвещения и вовлечения населения в решение проблем сохранения живой природы и естественного биоразнообразия в уникальных природных уголках России.

Отмечается большая заинтересованность ООПТ и образовательных учреждений, в первую очередь школ, вузов, учреждений дополнительного образования детей, в развитии волонтёрского движения (добровольной помощи школьников и студентов, широкой общественности).

Поддерживается необходимость дальнейшего развития Движения друзей заповедных островов, инициатором которого выступил ЭкоЦентр "Заповедника" и его актив, с целью вовлечения широких кругов общественности, в первую очередь детей и молодёжи, в природоохранную деятельность.

В особой помощи и поддержке общественности нуждаются городские, региональные ООПТ, которые могут служить хорошей базой для деятельности детских экологических коллективов, экологического образования и просвещения.

Работники ООПТ, представители образовательных учреждений отмечают большую работу ЭкоЦентра "Заповедники" по организации взаимодействия ООПТ с образовательными учреждениями, общественными организациями, властными структурами для развития Движения друзей заповедных островов с целью поддержки ООПТ и решения вопросов экологического просвещения.

Понятно, что переход к устойчивому развитию возможен лишь на основании достижения грамотности всего населения, поэтому просвещение населения в области окружающей среды должно охватывать людей всех возрастов. Необходимо повысить уровень понимания населением проблем окружающей среды, формировать желание быть причастным к их решению.

В данном случае цель будет состоять в содействии широкой информированности населения, которая является неотъемлемой частью общих усилий в области образования, направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместных с устойчивым развитием.

Учитывая потребности и вклад конкретных социальных групп в решение проблем окружающей среды следует по возможности поощрять оказание услуг в области распространения общественной информации по вопросам окружающей среды, создавать стимулы для учебных заведений всех уровней, с тем, чтобы они вносили более весомый вклад в расширение информированности населения.

Особое внимание следует уделить планам предварительной учебной подготовки журналистов по вопросам экологического просвещения населения, т.к. на средства массовой информации возложена большая ответственность за осуществление этой миссии. В связи с этим целесообразно организовывать специализированные курсы для журналистов, редакторов газет, режиссеров-постановщиков радио и телевидения и других категорий работников средств массовой информации, которые позволят им грамотно освещать вопросы окружающей среды и способствовать информированию широкой общественности; осуществлять обмен программами и фильмами на государственном и региональном уровнях.

Необходимо по возможности оказывать поддержку в проведении связанных с окружающей средой мероприятий в области отдыха и туризма, должным образом используя исторические памятники, зоопарки, ботанические сады, национальные парки и др. Просвещению населения в области окружающей среды содействует также организация музеев и специализированных выставок.

Следует предусмотреть регулярную организацию средствами массовой информации кампаний информирования общественности о соответствующих национальных и региональных проблемах окружающей среды в целях содействия общему просвещению населения; организовать государственную поддержку мероприятиям по неформальному образованию в области окружающей среды, проводимым молодежными и общественными организациями. Необходимо поддерживать международное сотрудничество в области окружающей среды как на уровне государственных, так и общественных организаций, специализированных учреждений системы ООН, участвующих в программах образования в области окружающей среды.

Экологическое просвещение населения - главное направление деятельности всех государственных и общественных, научных и учебных организаций и учреждений региона на этапе разработки программы. Учебные учреждения, общественные организации и население выступают инициаторами и разработчиками тех аспектов единой экологической региональной программы, которые им близки и понятны на современном уровне их экологического сознания. Установление этого уровня для каждой группы населения территорий уже само по себе является большим достижением, т.к. позволяет специалистам разговаривать с жителями (а именно, они по сути, и являются заказчиками региональных экологических программ) на понятном им языке и вести экологическое просвещение целенаправленно, эффективно и с минимальными затратами.

Региональные экологические программы, направленные на организацию рационального природопользования, призваны служить многим поколениям жителей региона Корректируясь и дополняясь по мере изменения наших знаний об экологической ситуации в регионе и последовательного осуществления отдельных локальных природоохранных проектов, такие программы позволят естественным образом наметить тактику и стратегию улучшения экологического состояния территории, последовательно двигаться к организации рационального природопользования.
Опыт деятельности информационных центров общественных структур в экологическом воспитании и просвещении
Все большую значимость в привлечении молодежи к активной экологической деятельности всевозможные информационные центры; летние экологические лагеря; различные экологические проекты, объединения представителей заинтересованных организаций.

В настоящее время существует достаточное количество детских объединений, решающих проблемы организации досуга и занятости. Среди них спортивные, туристические, экологические, технические и т.д. Как правило, молодые люди прошедшие через такие организации, но покинувшие их по достижению определенного возраста имеют внутреннюю потребность в дальнейшей самореализации, но не имеют возможности для этого. Многих молодых людей интересует активный досуг (подходы, экспедиции и т.п.). Их привлекают элементы романтики: вечерние сборы у костра, песни под гитару, встреча рассветов и закатов.

Проект "Единение" (Хабаровский край) рассчитан именно на эту категорию молодежи и предлагает возможности для самореализации, контактного общения, вдохновляет внутренние отношения, способствующие самооткровению молодых людей. Эмоциональное сопереживание с жизнью других живых существ, включенность в природные процессы, взаимодействие, ЕДИНЕНИЕ с природой обладает огромными возможностями для дальнейшего личного роста молодого человека, процесса его целенаправленного самовыстраивания, развития жизнеспособной личности молодого человека. Создание особой атмосферы взаимодействия молодого человека с природой обладает важнейшими функциями:

- психофизиологической (снятие эмоционального напряжения, стресса);

- психотерапевтической (нормализация межличностных отношений);

- реабилитационной (природа как дополнительный канал взаимодействия молодого человека с окружающим миром);

- эстетической и познавательной (удовлетворение эстетических и познавательных потребностей); общения (природа как партнер общения);

- удовлетворения потребности в компетенции и другими;

- создание условий для реализации внутреннего потенциала молодого человека посредством раскрытия возможностей взаимовыгодного взаимодействия с миром природы, а также в процессе его непосредственного общения с природой;

- создание условий для самореализации и социализации молодого человека в условиях максимально возможного многообразия видов деятельности, ориентированных на его интересы и потребности.


Задачи:
- развитие потребности в общении с природой, искусства взаимовыгодного взаимодействия между природой и человеком;

- организация психологически комфортное совместное проживание и контактное общение молодых людей;

- выявление и подготовка лидеров молодежного общественного эколого-туристического движения в регионе;

- развитие потребности молодого человека в изучении истории родного края и его природных особенностей.



Основное содержание и механизм реализации
Программа состоит из трех этапов: подготовительно, основного и заключительного.


Подготовительный этап

Январь-май

Сбор информации, разработка образовательных программ, программ летнего отдыха и оздоровления, создание координационного совета, формирование кадрового состава и актива, проведение инструктивных сборов, распределение обязанностей, подготовка методических материалов, подготовка к проведению "Летнего проекта" решение других организационных вопросов.

Основной этап

Июнь-сентябрь

"Летний проект-2003" (организация непосредственного общения с природой в естественных условиях).

Октябрь

2-х дневная акция "По итогам летнего проекта".

Создание материальной базы.

Реализация образовательной программы:

- школа инструктора по туризму;

- школа менеджера молодежного отдыха и оздоровления на природе;

- школа педагога-организатора загородного лагеря;

- школа социально-психологического тренинга;

- семинар для актива программы: "Общение и отдых на природе: самореализация и саморазвитие".

Конкурсы:

- фотоконкурс "Я и природа";

- на лучший проект "Игра - дело серьезное". Игровое шоу "Единение".

Молодежная научно-практическая конференция "Природа и человек: взаимовыгодное сосуществование".

Ярмарка путевок в загородные лагеря.

Слет лидеров программы "Единение", создание молодежной эколого-туристической общественной организации "Единение".

Работа по созданию банка маршрутов.

Создание телепередачи.



Июнь-сентябрь

"Летний проект - 2003"

Октябрь

2-х дневная акция "По итогам летнего проекта".

Совершенствование материальной базы.

Создание и организация деятельности молодежного клуба досуга и общения "Единение".

Реализация образовательной программы:

- школа социально-психологического тренинга";

- семинары для актива:

- "Менеджмент молодежного досуга";

- "Молодежное движение: история и современность".

Конкурсы:

- на лучший проект "Достопримечательность"

- на лучший проект "Страшилка"

Игровое шоу "Единение".

Молодежная научно-практическая конференция: "Природа и человек: взаимовыгодное сосуществование".

Работа по созданию банка маршрутов.

Телепередача и рубрика.

Разработка и издание методической и информационной литературы по направлению программы.

"Ярмарка путевок в загородные лагеря".

Слет лидеров программы "Единение".



Июнь

"Летний проект - 2005"

Сентябрь




Заключительный этап

Октябрь-декабрь

2-х дневная акция "По итогам летнего проекта".

Реализация образовательной программы:

- семинар для актива: "Искусство управления.

Игровое шоу.

Издание методической и информационной литературы по итогам программы "Единение", разработка методических рекомендаций по использованию программы.

Конгресс лидеров молодежного движения "Единение", принятие решений по дальнейшему развитию и реализации молодежной программы "Единение".





Кадровое обеспечение

(для детского и молодежного проектов)


Должность

Кол-во человек

Функциональные обязанности

Руководитель программы

1

Общее руководство и координация программы

Научный консультант

По отдельным направлениям программы

Научно-методическое обеспечение программы

Координатор образовательного процесса

1

Отвечает за образовательный процесс и методическое обеспечение программы

Координатор воспитательного и досугового процесса

1

Методическая помощь педагогам организатора, отвечает за реализацию культурно-досуговой деятельности

Педагог-организатор

По числу групп в отдельных проектах программы

Организация воспитательно-досуговой деятельности во время выездных мероприятий (лагеря, походы, экспедиции и т.д.) и различных акций программы.

Специалист-инструктор по отдельным блокам программы

По отдельным направлениям программы

Отвечает за определенные направления программы (экологическое, краеведческое, туристическое, психологическое и т.д.).

Инструктивно-методическое обеспечение отдельных направлений





Участники проекта - Молодые люди от 16 до 25 лет.

Проект "Экопросвещение" действует в рамках деятельности биосферного резервата "Лапландский заповедник", его основная цель - формирование экологического мировоззрения и экологической культуры; экологическое образование, воспитание, просвещение населения.

Этот проект начал осуществляться в 1998 году. В настоящее время в нем сотрудничают 14 организаций и образовательных учреждений - общеобразовательные и художественные школы, лицеи, детские библиотеки, входящие в Центральную библиотечную систему, Центры детского творчества,, дошкольные и образовательные учреждения из Мурманской области.

Деятельность "Экопросвещения" направлена на:

объединение единомышленников в разных сферах деятельности - правительственных лидеров, жителей региона и школьников, занимающихся изучением природы;

создание единого информационного пространства, обеспечивающего обмен и распространение экологических знаний;

обобщение и развитие опыта;

разработку материалов о сохранении и устойчивом использовании природных ресурсов на территории биосферного резервата "Лапландский заповедник";

оказание помощи людям в осознании ценности природных ресурсов и экологических процессов, обеспечивающих их существование;

укрепление международных контактов для организации научно-исследовательской деятельности и мониторинга;

формирование понимания современной роли особо охраняемых природных территорий, Лапландского заповедника, в частности.
Экологический центр "Сванховд" находится вблизи российской и финляндской границ. Такое выгодное расположение предопределило его роль форпоста в сотрудничестве стран Баренцрегиона. Первоначально, в 1934 году был основан Государственный демонстрационно-опытный участок, в 1993 году его преобразовали в Экоцентр. Главные задачи "Сванховда" - служить местом встречи и проведения конференций, базой полевых работ по изучению северных территорий, составлять документацию и собирать информацию об экологии приграничных территорий, заниматься реализацией научных проектов в области сельского хозяйства.
Проект "Агенда "
В 1999 году Экоцентр "Сванховд" приступил к осуществлению проекта "Агенда" по обучению школьников в Баренцрегионе. Главная идея этой программы: население Земли должно жить в согласии с природой и не требовать от нее невозможного.

Владимирский центр информационной поддержки экологического образования регулярно проводит эколого-оздоровительные лагеря для школьников.

Программа эколого-оздоровительного лагеря ориентирована на работу с обычным контингентом детей. Для детей, проявивших интерес к научно-исследовательской работе, организуются специальные занятия по оценке экологического состояния природных комплексов на территории лагеря и его окрестностей.

Программа нацелена на формирование и развитие у детей базовых начальных экологических знаний, развитие их практических навыков в этой области, которые бы позволили им грамотно оценить состояние окружающей среды, предвидеть последствия антропогенного влияния на природу, повышение экологической культуры. Она предусматривает проведение систематической работы по экологическому воспитанию в лагере.

Основополагающим принципом программы является приобретение детьми знаний и навыков посредством практических экологических активных действий. Организаторы и воспитатели стремятся сделать занятия неформальными, увлекательными и несущими положительный эмоциональный заряд.

Экологическая образовательная программа разбита на несколько подпрограмм:

- "В гостях у сказки": для детей 8-11 лет. В программе игры-действия, игры-сопереживания, игры-фантазии и др. Во время прогулок в природу дети учатся познавать мир..

- Экологические экскурсии. На экскурсиях в природу ребята получают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, о взаимосвязи живой и неживой природы и т.д.

- Экологические исследования организовываются для детей, которые хотели получить более углубленные знания по экологии.

- Экологические игры, конкурсы, викторины позволяют в игровой форме закреплять полученные знания. Это способствует развитию детей, позволяет в непринужденной форме пополнять экологические знания, формировать систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях.

- Общелагерные мероприятия. Практически все мероприятия "экологизированы". Это открытие и закрытие лагеря, конкурсы, оформление мероприятий и т.д.

- Ночной костер. Костер располагает к беседе по душам о смысле жизни, о природе, об экологических проблемах и т.п.

Важность проведения летних эколого-оздоровительных лагерей осознают и в Беларуси. В НТО "Фонд дикой природы" г. Минск на вопрос, что дают эти лагеря? - отвечают примерно так.

Это сегодня шанс начать строить будущее таким, каким оно кажется через туманное стекло наших стереотипов. Это прежде всего горизонтальность отношений между детьми и взрослыми, между людьми и природой, это свобода, которая возникает от осмысления жизни и приводит к ответственности за саму жизнь. Поэтому и программа каждого лагеря строится по возможности широко: познавательные экскурсии, краеведческие походы, исследовательские экспедиции, студии и лаборатории по интересам (включая биолого-экологические), система самоуправления, правительство, службы общественного мнения и внимания, праздники, ролевые игры, психологические семинары, трудовые акции и общественные инициативы, встречи, дискуссии, спорт, медицинские процедуры, радиологическая служба контроля, средства массовой информации, т.е. все те мелочи, которые наполняют наше существование и формируют "экологическую" культуру человека.


Опыт Национальных парков и других ООПТ по экологическому образованию, воспитанию и просвещению детей и взрослых
Эколого-просветительский центр "Заповедники" создан Всемирным Фондом Дикой Природы (WWF) для реализации проекта "Общественная поддержка охраняемых природных территорий и экологическое просвещение".

Совместно со специалистами из Центрально-черноземного, Приокско - террасного и Воронежского заповедников, Национальных парков "Угра" и "Лосиный остров" сотрудники центра провели в двадцати московских школах увлекательные "заповедные" уроки. Подготовленные в рамках московской программы издания распространялись во всех заповедниках и национальных парках страны. В мае в Дарвинском музее открылась фотовыставка "Россия заповедная", представленная Экоцентром "Заповедники", которую посетило более 15 тыс. человек, в основном школьники. Самые заинтересованные в программе учителя биологии и географии из школ Юго-Западного округа Москвы (около 30 человек) приняли участие в семинаре-экскурсии в Приокско-террасный заповедник.


Национальный парк "Плещеево озеро"

Экологическое просвещение населения является для национального парка "Плещеево озеро" самой эффективной мерой охраны природных ресурсов парка.

По сторонник оценкам, именно с эколого-просветительской деятельностью национального парка связаны наиболее значительные достижения: образовательные программы парка для школьников одобрены Министерством образования РФ и руководством российско-американской программы "Россия - США: экология и образование". С 1996 г. при поддержке Миннауки был открыт Учебный класс национального парка. Опыт парка по работе с разными группами населения использован, как рекомендательный, составителями "Сборника методических материалов", изданного Эколого-просветительским Центром "Заповедники" (Москва, 1998).

Парк - призер международного проекта ЮНЕСКО "Терпимость: дружба, сотрудничество, солидарность" (1995), Лауреат международного конкурса "Чистый город 2000" (1994), Российского конкурса исследовательских проектов "Вода на Земле" (1995, 1999), Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха (1995), Международного экологического фестиваля кино, телевидения, театра, воспитательных проектов и программ "дети и экология - XXI век" (1998).

Много внимания национальный парк уделяет воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природе, всему живому. Поэтому к любой работе по любой программе привлекаются школьники и студенты, оказывается методическая помощь преподавателям экологии, воспитателям дошкольных учреждений, библиотекарям, руководителям дополнительного образования.

В 2000 году национальный парк участвует в проекте Британского Совета "Изучим экологию малых рек и озер (Живая вода)", что заключается в проведении методических консультаций и обучении (например, проверка участков полевых работ, анализ ряда проб по необходимости).

Национальный парк "Плещеево озеро", базовая школа национального парка - сш. № 9 и Центр экообразования г. Обнинска заключили договор о сотрудничестве, в результате которого в Переславле создан Ярославский региональный центр по внедрению проекта РОЛЛ (Распространение результатов и опыта). Уже летом этого года на базе летних школьных лагерей осуществлялась работа по одному из 26 оригинальных программ - проекту "Дом", посвященному изучению животных, наших соседей по планете.

С 1998 года стали традиционными встречи экологической общественности и краеведов Переславского края в администрации национального парка, которые известны как "Вечера у камина в доме Варенцовых" (Купец Варенцов был первым хозяином старинного здания парка). На этих вечерах кроме официальной части (когда решаются актуальные проблемы взаимоотношений парка с предприятиями, учреждениями и общественными организациями, происходит обмен опытом, информацией) организовываются творческие встречи с поэтами, художниками, музыкантами края, выступления экологического детского театра, концерты школьников и студентов.

С 1995 г. национальный парк является участником международной акции "Марш парков". По итогам Марша-97 парк награжден ценным подарком, как один из победителей конкурса на лучший репортаж о проведении Марша. В 1999 г. стал одним из победителей конкурса "Марш парков" (Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия в России").

По итогам Марша парков-2000 национальный парк "Плещеево озеро" вошел в пятерку лучших парков России и награжден Почетной грамотой Федерации службы лесного хозяйства РФ "за высокий уровень проведения весенней акции поддержки особо охраняемых природных территорий".

Национальный парк ежегодно проводит в рамках Марша эколого-краеведческую конференцию школьников, популярность которой растет из года в год, и которая собирает на свой форум детей не только Ярославского региона, но и их Москвы, Владимира, Костромы, Пскова и Калмыкии. В течение трех дней конференции ребят обмениваются опытом, делая доклады на кафедрах (по классической, социальной, прикладной экологии и краеведению и этнографии), трудятся на практических занятиях (например, по биоиндикации водоемов и посадке деревьев), проводят социологические опросы на улицах Переславля. А также участвуют в дистанционных проектах и торжественном шествии по главной улице города под военный оркестр с транспарантами и плакатами в защиту природы. Во время культурной программы школьники имеют возможность проявлять свои выдумку, фантазию, творческие способности, скрытые таланты. Экскурсионная часть конференции позволяет ближе познакомиться с Природным, историческим и культурным богатством Переславского края.

Парк принимает участие в проведении конференции "Экологический контроль среды обитания человека. Ситуации и перспективы" на базе Переславского кинофотохимического колледжа, в котором в прошлом году выпускаются специалисты с экологического факультета, открытого по инициативе национального парка. Во время работы конференции проводится открытие традиционной межрегиональной выставки "Зеленая фотография", организаторы которой ставят своей целью отображение средствами фотографии красоты родной природы и повышение интереса к проблемам экологии.

Ежегодно дипломники экологического факультета колледжа проходят производственную практику и пишут дипломные проекты под руководством специалистов нацпарка. Например, дипломный проект "Опрос населения, как действенный фактор в экопросовещении населения" помог выявить мнение, настроение, отношение жителей региона к экологическим проблемам и к национальному парку в частности. Проект "Экологическая политика национального парка "Плещеево озеро" действенно помог выработать этапы развития парка.

В 2004 году парк в шестой раз принимал участие в праздновании Европейского Дня Парков и широко отметил "День Земли-2004.

В 1998 году национальный парк стал инициатором проведения ежегодного летнего экологического лагеря "Мы - дети Волги", который собирает под своим флагом представителей разных регионов страны. Первый лагерь был у озера Плещеево, второй - на Угличской земле, в этом году хозяином был г. Тутаев.

С 1999 года в парке работают школьные лесничества (два организованы при городских школах, 2 - при сельских). В августе 2000 года юные лесники (60 человек) стали первыми воспитанниками десятидневного экологического лагеря "Летняя школа лесников и садоводов", которая создана на базе первой в России сельскохозяйственной школы, где управляющие помещичьих хозяйств получили знания по садоводству, сельскому и лесному хозяйству. Ребята в школе под руководством специалистов национального парка изучают лес, парк, сад и пруд, исчисляющие свою историю со второй половины восемнадцатого века, именно тогда была построена усадьба, в стенах которой организована школа. Кроме этого у ребят насыщенная развлекательная программа: походы, занятия спортом и в кружках по интересам, творческие вечера и даже бал-маскарад.

Национальный парк является координатором в проведении всех конкурсов и проектов, объявленных ЭкоЦентром "Заповедники", Центром охраны дикой природы, Международным фондом в защиту животных и другими природоохранными организациями. Организовывает и проводит также свои конкурсы. Например, накануне нового 2000 года был объявлен конкурс на лучший новогодний букет, целью которого была пропаганда экологической и природоохранной деятельности на территории парка. Сотрудники парка стремятся привлечь внимание населения к проблеме сохранения елочных и сосновых насаждений, а также содействовать раскрытию творческого потенциала у жителей Переславской Земли.

Экскурсионная деятельность дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова позволяет популяризировать древесно-кустарниковые растения региона, а также других регионов России, Дальнего и Ближнего Зарубежья. Всего более 600 видов растений произрастают в саду. Школа экскурсоводов, которая ежегодно зимой готовит экскурсантов из числа учащихся городских школ, содействует просвещению населения, школьников, студентов, помогает развитию экологического туризма.

С апреля 1994 г. национальный парк издает свою эколого-краеведческую газету "Переславские родники", которая бесплатно распространяется по национальным паркам и заповедникам РФ, природоохранным учреждениям региона, библиотекам и школам Переславля и Переславского муниципального округа, среди учащихся и студентов. Газета не первый год сотрудничает в Ассоциацией "Экологическое образование", публикуя материалы АсЭкО по экопросвещению населения. С середины 2000 года парк участвует в проекте "Проведение кампании в региональных печатных СМИ с целью экологического просвещения населения" при поддержке Института Устойчивых Сообществ и Агентства США по Международному Развитию. Для осуществления этого проекта привлекаются газеты города и района.

Парк имеет свою страничку в Интернете (http:/www.botik.ru/park/), которая постоянно обновляется и пополняется новыми материалами о парке и его деятельности. В первой книге серии "Национальные парки России" большой раздел посвящен Переславскому национальному парку; статья о парке размещена в туркаталоге "Отдых в России" (1999); в сборнике "Любители природы" (1998), выпускаемом депутатом Государственной Думы Грешневиковым А.Н., есть много материалов о работе парка и его людях. Данные публикации позволяют пропагандировать деятельность парка, повышать интерес обывателя к природоохранным проблемам.

Национальный парк поддерживает контакты со СМИ: ежемесячно выходит страничка "Наш национальный парк" в городской газете "Коммунар" (с июля 2000 - " Переславская неделя"); газета муниципального округа " Переславские вести" знакомит своих читателей с новостями из "Плещеева озера"; городская малотиражка "Славич" не оставляет без внимания проблемы парка; а плодами тесного сотрудничества с детской газетой "Девчонки и мальчишки", выпускаемой региональным фондом беженцев "Соотечественники", являются публикацией детворы на экологическую тематику. Регулярно транслируются сюжеты о деятельности парка по городскому и областному телевидению, радио. Выпускается рекламная продукция: буклеты, календари, конверты, почтовые открытки, наклейки, папки, ручки, майки с символикой национального парка.

С 1998 года в парке формируются специальный библиотечный фонд и справочно-библиографический аппарат к нему, собирается видеотека и архив по культурно-историческому наследию края.

В данный момент экологическим просвещением занимается в основном служба рекреации и туризма, а также отдел НИиЭМ. Финансирование происходит, у основном, из областного экологического фонда, спонсорской помощи и полученных грантов.
Кенозерский национальный парк

Одним из важнейших направлений деятельности Кенозерского национального парка является экологическое просвещение воспитание населения.

Создание национального парка послужило толчком для возрождения народных ремесел. Сотрудниками Парка выявлены народные мастера, владеющие приемами работы и способные передать свой опыт молодому поколению. При трех школах, расположенных на территории Парка, были созданы детские художественные студии, где под руководством мастеров дети осваивают ручное ткачество, лоскутное шитье, резьбу по дереву, плетение из бересты, лепку из глины по специальным образовательным программам. Методическое руководство и популяризацию изделий национальный парк осуществляет через организацию выставок. Всего за период 1995-2000 гг. организовано 20 выставок.

Кенозерский национальный парк организацией и проведением летних экологических лагерей для школьников из деревень, расположенных на территории Парка, городов и районов Архангельской области, Москвы занимается с 1995 года, детских научно-исследовательских экспедиций - с 1997 года. В экологических лагерях и экспедициях дети знакомятся с природой и историей Кенозерья, изучают основы экологии, участвуют в учебно-исследовательской работе.

За годы проведения летних экологических лагерей и экспедиций на территории Парка прошло обучение более 1500 учащихся, по итогам работы дети представили 50 работ, некоторые были опубликованы. Ежегодно на базе лагеря проводятся стажировки по дополнительному экологическому образованию для преподавателей школ Архангельского региона, студентов Поморского университета, проводятся семинары по экообразованию для преподавателей общеобразовательных школ. Кроме образовательных целей, экологический лагерь ставит своей целью формирование активной жизненной позиции у школьников.

В настоящее время в Парке функционируют 4 школьных лесничеств (65 детей), созданных в 1995-1999 гг. на базе школ, расположенных на территории Парка. Деятельность школьных лесничеств осуществляется по специальной программе, которая включает в себя не только лекционный курс по природоохранной тематике, но и проведение различных практических мероприятий: участие в рейдах по охране территорий Парка совместно со службой охраны, распространение листовок по природоохранной тематике, проведение специальных акций, дети также участвуют в практической работе по очистке территории от захламлённости. В период с 1996-2001 гг. для членов школьных лесничеств проведено 200 лекций и бесед, организовано и проведено 10 природоохранных акций, 70 рейдов по охране территории, очищено от захламлённости 350 га лесных площадей. В 2000 году начаты работы по закладке, описанию и благоустройству экологических школьных маршрутов. Нововведением стало то, что школьники сами готовят проекты и описания троп, информационные буклеты и аншлаги, благоустраивают тропы. На тропах планируется устройство исследовательских пунктов, где школьники по адаптированным методикам будут осуществлять мониторинги природных экосистем.

Национальный парк "Кенозерский" участвует в проведении Марша Парков с 1995 года и является одним из ветеранов этого движения в России, по итогам проведения неоднократно награждался дипломами и призами. За эти годы были проведены различные природоохранные и социально-экологические акции, круглые столы по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия, Дни птиц, выставки в гг. Архангельске, Москве, Рованиеми (Финляндия), Северодвинске, Каргополе, и многое другое. В акции приняло участие более 10.000 человек. Среди проведённых мероприятий следует отметить акцию "Чистую воду озёрам Лекшмозерья", проведённую в 1996 году, акции "Дорога к храму", и "Мы - Дети Озера" 1999 года. Две последних продемонстрировали единство национального парка и местного населения, направленное на сохранение культурного и природного наследия территории, обратили внимание общественности на тяжёлое социально-экономическое положение местного населения.
Байкало-Ленский заповедник

Отдел природоохранного просвещения в заповеднике организован в 1995 году. В арсенале эколого-просветительской деятельности заповедника - проведение летних экологических лагерей для школьников, встречи-выступления в школах и библиотеках г. Иркутска и близлежащих населенных пунктов на природоохранную тематику, привлечение школьников к участию в фотовыставках, радио- и телепередач различного уровня на экологическую тематику.

Заслуживает внимания и поддержки опыт сотрудничества Кандалакшского заповедника с юными натуралистами; проведение эколого-просветительским Центром "Заповедники" конкурсов проектов по экологическому просвещению школьников на базе охраняемых природных территорий; организация конкурса детской экологической сказки Переславским природно-историческим национальным парком; деятельность экологической театральной студии "Экотерра", на базе эко-центра "Уссурийский эндемик" и местной Каменушкинской школы при содействии Уссурийского государственного заповедника; осуществление Курильским государственным природным заповедником совместно с районным краеведческим музеем г. Южно-Курильск серии мероприятий под общим названием "Явления природы, их отражения в народных верованиях, праздниках и обрядах" (одно из которых - Медвежий праздник, традиционный праздник коренного народа айну проводится школьниками):

Рекомендации по организации экологического просвещения взрослого населения.

Самая трудная проблема экологического образования и воспитания – образование и воспитание взрослых. Это медленный и многогранный процесс. Необходимо внести в массовое сознание людей идею ответственности человека за качество окружающей среды и тем самым, за здоровье людей существование других форм жизни, идею единства человека и природы. Поэтому в отчетах природоохранных органов и ООПТ практически не встречается примеров успешной деятельности в этом направлении.

Формирование массового сознания происходит в результате информирования общества о качестве окружающей среды в её взаимосвязи с поведением и образом жизни людей. Информация должна быть объективной, доступной и достаточной. Главным ее источником являются средства массовой информации.

Деятельность общественных экологических организаций строится на независимости этих организаций от какого-либо воздействия извне. Здесь можно только рекомендовать сотрудничество с организациями неконъюнктурного или алармистского направлений.

Одним из наиболее эффективных методов образования населения является раскрытие связи между качеством окружающей среды и здоровьем граждан. Для селян это особенно важно, так как очень часто они на себе испытывают эту тесную зависимость. Дальновидная политика, выработанная на основе знания зависимости качества воздуха, воды, почвы, растительного покрова, животного мира и пр. от массового поведения людей будет не только средством повышения комфортности жизни, но и мощным средством образования граждан.

Значимым механизмом формирования общественного сознания является изучение общественного мнения, обсуждение его результатов и выработка на этой базе рекомендаций. Общественный контроль за принятыми решениями в виде специальных слушаний, отчетов, круглых столов и т.д. может стать мощным средством воспитания гражданской активности.

Важное значение могут иметь организация крупных общественных акций-праздников: посадка деревьев, благоустройство, теплоизоляции общественных помещений, массовые разовые акции по контролю за качеством воздуха, воды и т.д.

Огромную роль в воспитании экологического сознания граждан играет работа на природе, на садовых участках и т.п. Выращивание урожая без использования минеральных удобрений и пестицидов, их грамотное применение, пчеловодство – это серьезный экологический университет и для взрослых и для детей.

Важное значение в формировании экологического сознания имеют такие массовые мероприятия, как поездки выходного дня, туристические походы и пр., позволяющие сравнивать качество окружающей среды в разных местах и игры как «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» и другие пропаганды экологических знаний.

Здесь большое поле деятельности для клубных и библиотечных работников.

Государственные органы выполняют в отношении населения информационные, разъясняющие функции, могут выступать организаторами обсуждения экологических вопросов с привлечением специалистов. По усмотрению природоохранных органов может быть применена к предприятию гибкая система экономических стимулов; информация об этом освещена в средствах массовой информации. Администрация национального парка совместно с общественными организациями может распространять среди жителей парка и туристов информацию об обитающих на его территории биологических видах, особенностях природы. Обустройство специальных стоянок для туристов приводит к значительному снижению отрицательных последствий рекреационного использования территории.

Образовательные учреждения и неправительственные организации передают экологические знания населению, но, прежде всего, должны выполнять роль координатора образовательного процесса, объединяющего начала. Примером такого объединения может служить организация экологического мониторинга малой реки, протекающей на территории национального парка и принимающей сточные воды предприятий. Проводится мониторинг силами местной школы и общественных организаций при поддержке администрации национального парка. Открытое обсуждение результатов наблюдений с руководством предприятий способствует установлению взаимопонимания между заинтересованными сторонами, приводит к совместным действиям по разработке и выполнению решений вопросов охраны окружающей среды. Общественные объединения и образовательные учреждения могут формировать локальные информационные центры, экологические библиотеки, проводить специальные курсы, семинары.

Воспитывая кого-либо, и сам испытываешь на себе влияние этого же воспитательного процесса. Немаловажное значение в экологическом образовании, воспитании и просвещении занимает экологическое образование в семье. Мы рекомендуем обратить на этот момент особое витание.

Среди задач семейного экологического образования и воспитания особо выделили четыре:


  • обучение родителями детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям;

  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергетики, продуктов питания;

  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие семьи;

  • организация просветительной деятельности среди родителей по экологическому просвещению своих детей.

Для решения этих задач рекомендуем использовать такие средства, как:

  • организация работы с молодыми родителями в образовательных учреждениях, подростковых и туристских клубов путем включения их наряду с детьми в активную экологическую деятельность;

  • создание межсемейного клуба при ООПТ для организации совместного культурного досуга, в том числе и на природе.

Рекомендуем использовать такой рычаг в повышении экологической культуры, экологической сознательности населения, как организация на базе школ (питомников, школьных лесничеств и школьных участков), приусадебных участков, на базе подворий показательных хозяйств и проведения между ними соревнований (конкурсов) на лучшее, экологически чистое и безопасное. В том же русле можно организовать соревнование-конкурс на лучший экологический участок национального парка .
Рекомендации по организации на базе национального парка Общественного Центра экологического воспитания, просвещения и информационной поддержки населения

Опыт показывает, что кроме визит-центров в ряде национальных парков, заповедников успешно функционируют детские эколого-просветительские центры, детские экологические центры. (НП «Лосиный остров», Воронежский БГПЗ, Нижне-Свирский ГЗ, и другие). В их функции в основном входит эколого-просветительская деятельность по экологическому воспитанию и образованию школьников. Информирование туристов, местного населения о своей деятельности ООПТ в основном возлагается на визит-центры.

Рекомендуем объединить усилия сотрудников парка, общественности, образовательных учреждений в области эколого-просветительской работы и информирования посетителей парка, местного населения о своей деятельности и создать на базе центральной усадьбы (варианты – музей школа, визит-центр) Общественный центр экологического воспитания, просвещения и информационной поддержки населения.

В общих словах, данный Центр должен быть способен использовать разнообразные формы и методы для поддержки развития в Тункинском районе на базе Национального парка экологического образования, начиная с дошкольного возраста.

Одной из основных задач экологического образования является преодоление пассивного отношения учащихся, студентов к вопросам экологии и охраны природы и формирование их активной позиции в решении проблем охраны окружающей среды.

Важнейшим условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Молодежи необходимо осознание значимости своей деятельности. Только та информация, которая добыта самим школьником, становится значимой, переходящей в сферу сознательного, и определяет поступок.

Молодежь, занимаясь исследовательской деятельностью, помимо углубления теоретических знаний сможет получать возможность приобрести практические навыки в полевых условиях, научиться добывать материал, сопоставлять, анализировать, пользоваться приборами, инструментами, делать выводы, принимать решения.

Центр может организовать проведение с молодежью экспедиций исследовательского характера – по изучению состояния малых рек методом биоиндикации, флоры и фауны, влияния антропогенной нагрузки на парки, зеленые зоны; мониторинг окружающей среды, инвентаризацию парка, паспортизацию родников и др. Предварительно проводить с руководителями экспедиций семинары, курсы, спецкурсы по изучению методик.

По результатам экспедиций целесообразно создавать базы данных, а материалы передавать в природоохранные органы и администрацию парка для принятия решений.

В конце года желательно проводить научно-практические конференции, на которых школьники будут защищать свои проекты, обмениваться опытом работы, приобретать новые знания.

С целью развития детского экологического движения в районе, привлечения детей к решению экологических проблем, Центр помогает в проведении в парке летних экологических лагерей, практикумов, слетов, различного рода экологических проектов, что также позволяет не только углубить теоретические знания, но и овладеть навыками исследовательской работы, развивать познавательную, творческую и социальную активность молодежи. Под эгидой Центра могут проводиться смотры, конкурсы, олимпиады, конференции, фестивали молодежи, что позволит формировать бережное, ответственное отношение к природным ресурсам.

Только получая достоверную информацию, население может активно участвовать в решении экологических проблем ООПТ. Поэтому одной из основных задач Центра является информирование населения и туристов о состоянии экологической обстановки на территории парка, об экологических проблемах региона и России.

Опыт взаимодействия со средствами массовой информации у сотрудников национального парка имеется, равно как и опыт подготовки и издания буклетов, листовок, сувенирной продукции. Особенно это проявилось при подготовке празднования годовщин со дня основания парка.

Рекомендуем рассмотреть и по необходимости примерный проект Устава Общественного Центра экологического воспитания, просвещения и информационной поддержки населения.

«Экоинформцентр» - учреждение не коммерческого типа, может создаваться приказом директора парка или решением собрания учредителей, тогда он является юридическим лицом. Может опять же по усмотрению инициаторов и организаторов создания Центра иметь статус учреждения дополнительного образования (по Закону Российской Федерации «Об образовании») или общественным объединением (по Закону Российской Федерации «Об общественных организациях и объединениях»). В случае создания приказов по парку, Центр является структурным подразделением парка или учреждением при парке.

Учредителями (соорганизаторами Центра) могут выступать: Администрация национального парка районные органы народного образования, культуры, природоохраны, общества охраны природы, отдельные образовательные учреждения культуры (библиотека, музей, районный дом культуры), СМИ и другие.

При организации воспитательного процесса рекомендуем основной упор сделать на:



  • оснащение образовательно-воспитательного процесса программами, помогающими как детям, так и взрослым овладеть функциональной грамотностью;

  • предоставление каждому желающему свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;

  • организацию на базе Центра максимально возможного многообразия видов деятельности, удовлетворяющих самый разные интересы;

  • организацию личностно-деятельностного образовательного процесса;

  • профориентацию по профессиям лесного и охотноводческого профиля;

  • социокультурную направленность всех мероприятий;

  • информационное сопровождение – эколого-просветительской деятельности и мероприятий проводимых администрацией парка.

Все это определяет специфику организации педагогического процесса в Центре, а также целей его деятельности:

  • создание условий для развития личности учащихся через дополнительную образовательную подготовку на основе многообразия видов деятельности с усилением экологической направленности, удовлетворяющих интересы учащихся на современной этапе развития общества;

  • создание действенного механизма распространения экологических знаний, информации, формирования у населения экологического мировоззрения;

  • распространение необходимой и достоверной информации о состоянии экологической обстановки в регионе и обеспечение свободного доступа к ней заинтересованных организаций и населения;

  • организация изучения и формирования общественного мнения по состоянию окружающей среды и его учета в процессе подготовки и принятия экологически значимых управленческих решений;

  • формирование и развитие бах данных социально-значимой и другой экологической информации (в первую очередь, касающихся и других ООПТ).

Названные цели и задачи определяют и направление деятельности Центра:

  1. Научно-методическая деятельность. Учитывая статус Центра, данное направление представляется важным видом деятельности и включает в себя непосредственно научно-методическую, а также информационно-методическую работу, а именно:

  • тесный информационный контакт с образовательными учреждениями региона, станциями юных натуралистов;

  • обработка центральной информации;

  • обеспечение образовательных учреждений и объединений дополнительного образования региона новейшей центральной информацией по направлению Центра;

  • организация инструктивно-методических мероприятий для педагогов образовательных учреждений и объединений дополнительного образования района по полученной информации;

  • деятельность членов научно-методического совета по разработке и обеспечению информационно-методической документацией эколого-биологического направления с учетом местной специфики для образовательных учреждений и объединений дополнительного образования района;

  • организация инструктивно-методических мероприятий для образовательных учреждений и объединений дополнительного образования района по данному направлению научно-методической работы Центра.

  1. Педагогическая деятельность. На основе вышесказанного должен быть организован педагогический процесс в Центре. Необходимо удовлетворит запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Основы этого процесса:

  • организация личностно-деятельностного воспитательного процесса при максимально возможном условии центра многообразия видов деятельности, удовлетворяющих различные интересы учащихся на современном этапе развития общества с сохранением и усилением экологического аспекта;

  • профориентация;

  • создание условий в процессе организации деятельности учащихся для поиска ими решений как отдельных конкретны, так и извечных общечеловеческих проблем (результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможность его расходования на достижение жизненно важных целей);

  • создание условий для гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы как эффективного воспитательного фактора в процессе различных видов самотворчества;

  • организация экологического всеобуча среди взрослого местного населения и посетителей парка.

Рекомендуем организацию педагогического процесса в Центре дополнительного экологического образования и воспитания выстраивать:

во-первых, по образовательным направлениям, пользующимся спросом у учащихся, а также в которых возможно эффективно использовать процесс взаимодействия с природой:

  • экономическое;

  • производственно-коммерческое;

  • информационно-технологическое;

  • техническое;

  • спортивно-туристическое;

  • эстетической;

  • эколого-биологическое;

  • научно-исследовательское и т.д.;

во-вторых, по пути организации воспитательной работы, отдыха и досуга учащихся посредством:

  • проведение праздничных и развлекательных мероприятий, включая массовые выезды на природу, культурно-массовые выходы и т.д.;

  • функционирование зала компьютерных игр и видеоклуба, клуба меломанов и др. по интересам учащихся (по возможности);

  • проведения занятий в плавательном бассейне (река, пруд) и спортивном зале и т.п.;

в-третьих, с максимальным использованием возможностей педагогической среды, для чего организуется работа:

  • «живой экспозиции»;

  • лаборатории по разведению аквариумных животных;

  • производственные лаборатории (изготовление скворечников, кормушек и т.д.);

  • зоологического магазина и т.п.

в-четвертых, в системе экспедиционной и исследовательской работы – организация занятий на природе, выездных мероприятий в условиях непосредственного взаимодействия с природой: экологические рейды, акции, походы, лагеря, экспедиции, экскурсии.

  1. Информационное сопровождение эколого-просветительской деятельности и мероприятий парка. Рекомендуется в структуре Центра создать специальный информационный сектор на который должно лечь обеспечение:

  • создания банка данных о состоянии экологической обстановки в целом по России, в регионе расположения ООПТ;

  • сотрудничества со средствами массовой информации;

  • ведение web-страница ООПТ;

  • подготовки и издания информационных, рекламных материалов о деятельности парка, учебно-методические материалы;

  • организации экологического всеобуча среди взрослого населения и посетителей парка.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница