«Приоритеты и механизмы хозяйственного освоения Севера и Арктики в Канаде»



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4   5



Национальный Исследовательский Университет –

Высшая Школа Экономики
Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Кафедра мировой политики

Выпускная квалификационная работа
Тема: «Приоритеты и механизмы хозяйственного освоения Севера и Арктики в Канаде»

Студентка группы № 561- МЭ

М.С. Егорова
Научный руководитель

доцент кафедры Мировой политики,

к.э.н.

В.И Соколов



Москва, 2013 год

Введение. Северные приоритеты экономического развития Канады.....................4


Глава 1. Особенности экономического развития северных регионов Канады.....9
1.1. Эволюция хозяйственного освоения северных регионов.............................. 11
1.2. Современная структура экономики канадского Севера……………………13
1.2.1 Особая роль государственного сектора в экономике северного региона…13

1.2.2 Добывающая промышленность: значение и перспективы развития........15

1.2.3 Экономика традиционного сектора...............................................................18

1.2.4 Пути диверсификации экономики арктического региона.............................21


Глава 2. Система государственного управления северными территориями Канады.........................................................................................................................24
2.1История формирования системы государственного управления и ее особенности…………………………………………………………………………25

2.2 Современная система управления северными территориями........................29

2.3Роль федерального правительства в управлении северными территориями……………………………………………………………………….32

2.4 Возрастающая роль территориального и местного управления...............35


Глава 3. Некоторые политические аспекты освоения Севера и Арктики в Канаде.................................................................................................................39


3.1 Северная стратегия Канады как результат национального диалога по вопросам северного развития страны....................................................................41

3.2 Основные направления внешней политики Канады в арктическом регионе

и неурегулированные международные споры в Арктике.................................45

3.3 Российско-канадское сотрудничество в вопросах освоения Севера.............54


Выводы. Опыт Канады и хозяйственное развитие российского Севера………..67
Список литературы………………………………………………………………..70
Приложение…………………………………………………………………………75

Введение. Северные приоритеты экономического развития Канады

Север и Арктика являются сегодня неотъемлемой составляющей канадской идентичности. Канаде принадлежит одна из обширнейших северных территорий на нашей планете. Климатические условия на большей части территории Канады являются по-настоящему сверенными. Все это позволяет без тени сомнения назвать Канаду – северной страной.

Целью данной работы является исследование ключевых аспектов процесса хозяйственного освоения Севера Канады с точки зрения выявления основных тенденций в развитии региона, влияния исторической компоненты на современное положение вещей, приоритетных направлений деятельности канадского правительства в отношении освоения Арктики. Опыт Канады может помочь России решить собственные проблемы в освоении Севера и уверено справиться с новыми вызовами в развитии этого региона, а так же выявить возможные области эффективного сотрудничества по разным направлениям.

Сегодня вопросы освоения северных территорий и Арктики находятся в фокусе многих развитых стран мира, так как этот регион еще практически не исследован человеком, однако представляет собой кладезь ценнейших природных ресурсов.

Одной из причин подобного интереса служит тот факт, что в настоящее время регион является особенно привлекательным с точки зрения энергетических ресурсов. Так, по данным Геологической службы США (US GS) в Арктике может находиться до 25% всех неоткрытых запасов углеводородов мира1. Однако освоение этих земель требует передовых технологий, которыми, без сомнения располагает Канада, являясь одной из крупнейших стран-экспортеров основных энергетических ресурсов. Таким образом, освоение северных земель является одним из приоритетных направлений деятельности Канады.

Арктический регион и северные территории характеризуются тяжелыми климатическими условиями, удаленностью региона от наиболее развитых южных территорий страны, малонаселенностью и недостаточным уровнем исследованности территорий для осуществления там экономической деятельности. Все это создает большие трудности для эффективного управления этими землями, а тем более для их хозяйственного освоения.

Еще одним приоритетным направлением деятельности правительства Канады в рамках освоения и развития Севера являются вопросы социально-экономического развития коренных народов Севера и их привлечения к определению и осуществлению политики развития региона, в качестве одной из основных групп населения, заинтересованных в ее проведении.

Надо также отметить, что Север и Арктика являются территориями с уникальнейшими экосистемами и находятся в уникальной по своим характеристикам природно-климатической зоне. Это делает регион, с одной стороны, очень ценным с экологической точки зрения и, с другой стороны, чрезвычайно чувствительным к любому антропогенному вмешательству в природные процессы.

Все это затрудняет экономическое развитие северных территорий с учетом экологических требований и норм, а также в рамках концепции устойчивого развития. В свою очередь, это требует четко продуманной стратегии, взвешивания всех рисков, сопряженных с процессом экономического освоения новых земель, а также новейших технологий и обширного финансирования.

Финансирование подобной деятельности зачастую вызывает конфликты между федеральным центром и провинциальными правительствами, так как северные территории являются наименее развитыми и не всегда могут позволить себе финансировать дорогостоящие проекты, нацеленные на освоение Севера.

Еще один краеугольный камень в рамках канадской программы развития Севера и Арктики – это сотрудничество с другими приарктическими государствами, регионами и с международными организациями, занимающимися вопросами развития этого региона. Многие проблемы развития Севера требуют тесного сотрудничества с другими странами и организациями, так как только совместные исследования в этой области, разработка краткосрочных и долгосрочных стратегий и взаимное принятие решений может привести к эффективным и продуктивным результатам. Однако, в связи с тем, что этот регион сегодня является очень перспективным и обладает огромным потенциалом в плане экономического и социокультурного развития, нередко возникает конфликт интересов между странами, претендующими на Арктическую зону, в рамках которого трудно осуществлять какое-либо сотрудничество.

Ярким примером подобного конфликта можно назвать недавний спор Канады и России вокруг хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Россия считает, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, в то время как Канада заявляет, что хребет является частью ее арктической территории. К спору также присоединилась Дания, которая тоже претендует на присвоение этой территории, заявляя, что она является продолжением Гренландии. Этот вопрос был передан на рассмотрение Комиссии ООН по внешним границам континентального шельфа, так как все стороны, принимающие участие в споре сошлись во мнении, что вопрос может быть решен справедливо только посредством научных исследований и в соответствии с международным правом. Все страны, претендующие на хребет Ломоносова, проводят собственные глубоководные экспедиции, результаты которых должны были быть представлены на рассмотрение в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа. Так, Россия подала свою заявку еще в 2001 году, претендуя на наиболее крупную часть континентального шельфа - 1,2 млн. км2 - которая, по мнению российских экспертов, является продолжением Сибирской континентальной платформы. Однако Комиссия ООН рекомендовала РФ доработать обоснование заявки и дополнить его картами подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, в связи с чем Россией в 2005 году был организован ряд экспедиций с целью изучения рельефа Северного Ледовитого океана. В результате экспедиции «Арктика-2007» Министерство Природы РФ объявило, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континентального шельфа РФ.

В ответ на это другие страны также поспешили подать свои заявки на владение континентальным шельфом. В 2006 году Норвегия подала заявку на 250 тыс. км2 и в 2009 году Комиссия признала право Норвегии на 235 тыс. км2. Канада и Дания также сообщили, что планируют подать свои заявки в 2013-2014 году. Страны также организовали ряд собственных глубоководных экспедиций в ответ на российский вызов - Дания в 2007 году, США и Канада в 2008 и 2009 годах. Более того, в 2008 году на встрече Арктического совета в Гренландии (г. Илулиссат) странами участницами была подписана декларация по проблемам Арктического и циркумполярного региона. Она предусматривает недопущение установления системы международного управления Северным Ледовитым океаном и урегулирование споров вокруг Арктики мирными методами2.

Однако уже на следующий год стало вновь наблюдаться обострение стратегических и военно-политических конфликтов. США в 2009 году подписали документ «Региональная политика США в Арктике», в котором Коргрессу советовалось не медлить с признанием Кнвенции ООН по морскому праву. В этом же году на саммите министров иностранных дел скандинавских стран представитель норвежской стороны заявил о необходимости расширения сотрудничества скандинавских стран в военно-морской области в Арктике.

Россия тоже не стала отставать от своих северных коллег и в том же году Совет безопасности РФ опубликовал положение «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу»3. Канадское же правительство опубликовало следом «Северную стратегию» в которой она призывает всячески не допускать распространения на Арктику принципов «океанического соуправления».

Такая ожесточённая борьба за право обладания континентальным шельфом обусловлена, прежде всего, экономическими мотивами – эксперты предполагают, что в районе шельфа может находиться до 5 миллиардов тонн углеводородов4.

Подобные обстоятельства доказывают колоссальное значение арктического региона для Канады. Очевидно, что сегодня существует острая необходимость его экономического и социального развития, с тем, чтобы в будущем иметь возможность извлекать экономическую и политическую выгоду из уникальной арктической системы, обладающей не только огромным ресурсным, природным и социокультурным потенциалом, но и огромным политическим и геополитическим значением для Канады.

1. Особенности экономического развития северных регионов Канады

Северные территории и весь Арктический регион являются стратегическим активом канадской экономики. Это не раз было заявлено политическими представителями этой северной страны и подтверждается объемом вложений и политикой, проводимой в отношении данного региона. Так как эти территории очень слабо освоены, а также представляют собой уникальную экологическую, климатическую, социальную и культурную систему, особенно чувствительную к антропогенному вмешательству, необходимо учитывать большое количество факторов в ходе их развития.

Во-первых, государство должно учитывать жизненные условия жителей Севера при проведении любой экономической деятельности в регионе. Несмотря на то, что эти территории слабо населены, люди, живущие на них, имеют право на те же условия жизни, которыми обладают жители южных районов Канады. Помимо этого, этот человеческий ресурс является одним из ключевых факторов успешного развития северного региона. В связи с этим жизнеобеспечение северян должно являться приоритетным направлением политики освоения Севера. Однако развитие и поддержание необходимой инфраструктуры требует немалых инвестиций и передовых технологий, так как климатические условия Арктики и недостаток рабочей силы в регионе существенно осложняют этот процесс.

Во-вторых, канадское правительство считает, что следует изначально формировать диверсифицированную экономику на Севере Канады, стараясь максимально задействовать все возможные экономические и социальные ресурсы в процесс развития. Это позволит создать привлекательные инвестиционные условия в регионе и поддерживать его устойчивое развитие. Так, если развивать только ресурсный потенциал северного региона, можно существенно нарушить традиционный уклад коренного населения, что приведет к серьезным социальным и, как следствие, экономическим проблемам.

С учетом того, что основное население Севера, до 50%, составляют представители коренных народов (См. Приложение, Таб. 9), необходимо сохранять и поддерживать традиционную систему природопользования, обеспечивающую культурную и историко-социальную целостность коренного населения Севера. Сюда относится рыболовство, оленеводство и т.д. Для этого государство должно поддерживать в надлежащем состоянии земельные угодья, используемые в этих целях, обеспечивать чистоту окружающей среды, сохранять нетронутыми существующие экосистемы. Подобные условия могут идти вразрез с экономическими интересами энергетических и горнодобывающих компаний, осуществляющих добычу ресурсов в регионе. Кроме того, обеспечение традиционного природопользования предполагает наличие обширных территорий, не тронутых производственными и иными экономическими сооружениями.

В-третьих, в ходе освоения ресурсного потенциала следует учитывать целый ряд факторов, оказывающих влияние на внешнюю среду. К таким факторам относятся: применение передовых технологий, с целью обеспечения максимальной эффективности при наименьших затратах и минимизированных рисках, соблюдение принципа устойчивого развития, сохранение национальных приоритетов и политических интересов страны, а также интеграция коренного населения в процесс освоения ресурсного потенциала, что призвано способствовать повышению социального уровня развития населения данных территорий.

Все это существенно осложняет процесс экономического освоения Севера и Арктики. Хозяйственное освоение северного региона требует продуманной и скоординированной государственной политики, наличия развитых институтов, представляющих интересы населения региона, эффективных технологий, а значит, и немалых инвестиций. Однако соблюдение всех этих предпосылок позволит не только повысить уровень экономического и социального развития региона, но и получать экономическую, политическую и социальную выгоду от обладания столь ценным северным активом.


1.1. Эволюция хозяйственного освоения северных регионов

Интерес канадского правительства к Северному региону возник еще во времена морских путешествий Мартина Фробишера и Джона Девиса в 1500х годах 16 века и компании Гудзонова Залива в 1670 году. По уставу компании Гудзонова Залива, ей принадлежал весь бассейн Гудзонова Залива, который они назвали в честь принца Руперта, первого губернатора компании, Землей Русперта. В 1821 году остальная часть территорий, именуемых сегодня Северо-Западными территориями и Нунавут были присоединены к этим владениям. Далее, в 1870 году, компания Гудзонова Залива передала право владения этими землями федеральному правительству Канады5. Таким образом, доминион Канада получил во владение всю территорию, причисляемую сегодня к Северу Канады, за исключением арктических островов. Стоит отметить, что материковые права Канады с тех пор ни разу не подвергались сомнению.

В 1880 году Британское правительство передало Канаде оставшуюся часть своих владений в Арктике, включая все острова, прилегающие к этим территориям, вне зависимости от того были они открыты британцами или иностранцами, либо вообще до тех пор не обнаружены6.

Канада также стала первым государством, законодательно закрепившим за собой права на территорию от побережья до Северного полюса в самом начале 20 века - 1909 году. За ними последовали США в 1924 году, заявив, что полярное дно представляет собой продолжение Аляски. Примерно в это же время 5 арктических государств - Канада, США, Дания, Норвегия и Советский Союз - пришли к идее полярных секторов, согласно которой каждое из арктических государств может претендовать лишь на те земли и острова, которые находятся в пределах полярного сектора этого государства, то есть территории, входящие в площадь между медианами от северного полюса до крайних точек северной границы этого государства7 (См. Приложение, Рис. 3). При этом эти территории не являются суверенными для каждого отдельно взятого государства, однако оно имеет определенные права на них, в частности, на разведку и разработку природных ресурсов на этой территории и прилегающим к ней экономической морской зоне и континентальном шельфе.

В середине 20ого века Канада подала заявку в Международный суд ООН, пытаясь узаконить свои права на полярные владения. Суд принял решение, что вся территория между канадским побережьем и Северным полюсом будет признана собственностью Канады только в том случае, если в течение 100 лет никакая другая страна не объявит о своих претензиях на него не предоставит доказательств того. Однако уже в 1970 году Канада согласилась на установление границы у залива Мэн согласно принципам Женевской конвенции о континентальном шельфе от 1958 года. Пользуясь этим правом, Канада в 1977 году объявила о своих исключительных правах на двухсотмильную рыболовную зону и объявила ее своими территориальными водами. Однако США были недовольны таким положением дел и также обратились в Международный суд ООН по этому вопросу. В 1984 году суд принял решение о том, что Канаде принадлежит лишь треть вод залива Мэн, а все остальное - США8. Спор же США и Канады о Северо-Западном проходе остается неразрешенным и по сей день.


1.2. Современная структура экономики канадского Севера
1.2.1 Особая роль государственного сектора в экономике северного региона

Известно, что при развитии какой-либо территории с экономической и социальной точки зрения необходимо четко представлять себе структуру уже существующей в регионе экономики, с тем, чтобы понимать, в какие сектора экономики необходимо инвестировать и какую политику при этом проводить.

Государственный сектор играет особенно важную роль в экономическом развитии Севера. Именно в этом секторе занято большинство населения Севера и сосредоточено наибольшее количество рабочих мест. Уровень занятости в этом секторе существенно превосходит частный сектор и уровень

самозанятых работников (см. Приложение, Таб.1).

Министерство по делам коренного населения и развитию севера (Aboriginal Affairs and Northern Development Canada) осуществляет несколько специальных программ по содействию занятости аборигенного населения, одна из которых называется Инициатива по трудовой занятости коренного населения (Aboriginal Workforce Participation Initiative). В ходе реализации этих программ осуществляется повышение уровня информированности потенциальных работодателей о преимуществах найма представителей коренного населения, а также содействие в этом процессе. В Канаде реализуется также Стратегия занятости молодежи среди коренного населения (First Nations and Inuit Youth Employment Strategy), имеющая своей целью обеспечить эту часть населения работой и профессиональным опытом и информацией о карьерных возможностях, а также обучить их необходимым навыкам для построения карьеры9.

В северных территория существует также большое количество возможностей занятости непосредственно в государственных учреждениях (См.Приложение, Таб. 2).

Это, прежде всего, муниципалитеты, организации местного управления, (не-)автономные фонды и организации, университеты, колледжи, профессиональные учреждения, школьные советы, организации, связанные с обеспечением здравоохранения и других социальных услуг. Таблицы 3, 4 и 5 (см. Приложение) демонстрируют занятость и объем заработной платы в государственном секторе по территориям и конкретным государственным работодателям.

1.2.2 Добывающая промышленность: значение и перспективы развития

Одним из основных секторов экономики канадского Севера является добывающий сектор. Сюда относится горнодобывающая промышленность и нефтегазодобыча. (См. Приложение, Таб. 6.)

Развитие горнодобывающей промышленности началось еще в конце 19 века на территории Юкон, в которой в то время была «золотая лихорадка» в районе бассейна реки Клондайк. Эти события были запечатлены в литературе непосредственным участником событий Джеком Лондоном. Сегодня в этой территории добывают золото, серебро, полиметаллы, медь. В Северо-Западных территориях в период до второй мировой войны добывали, в основном, уран в области Большого Медвежьего озера10. В 1934 году в районе г. Йеллоунайф были обнаружены месторождения золота, начаты его разработки и построен рудник на месторождении Лас де Грас. Доля горнодобывающей промышленности в Северо-Западных территориях постоянно возрастала, оказывая положительное влияние на экономику (см. Приложение, Таб. 6). В начале 90-х на Северо-Западных территориях были обнаружены крупные алмазные месторождения, в частности, ценные кимберлитовые трубки. Это вызвало огромный спрос со стороны США и Китая, обеспечив тем самым еще больший рост этой отрасли11. Сегодня Канада занимает третье место в мире по добыче алмазов.

Сегодня на Северо-Западных территориях добывают золото, вольфрамовые и другие руды, полиметаллы. Доля Севера в общем горнодобывающем комплексе Канады составляет: 90% - по добыче железной руды, 50% - по добыче свинца, никеля, меди, цинка, урана, 10% - по добыче золота, серебра, вольфрама, асбеста12.

Что касается добычи нефти и газа, то в этом направлении перспективы развития канадского Севера особенно велики. По данным Геологической службы США (USGS), в Арктике может находиться до 25% всех неоткрытых запасов углеводородов мира13. Однако существование этих ресурсов не означает, что они обязательно будут добыты – доходность освоения этих месторождений будет определена соотношением цены ресурса к цене его добычи и транспортировки. Объемы предполагаемых ресурсов в Арктике существенно меньше, чем доказанные запасы ведущих нефте- и газодобывающих стран. Кроме того, энергетические ресурсы в Арктике разбросаны по обширной территории и находятся в основном в море, что вызывает дополнительные проблемы в отношении их добычи.

Тем не менее, этот богатый нефтью и газом регион может приобрести особое значение на фоне сегодняшней политической нестабильности арабских стран, которые являются одними из крупнейших поставщиков энергетических ресурсов. Если нестабильность будет продолжаться, это может привести к дефициту энергетических ресурсов, что вызовет необходимость разработки новых месторождений. Помимо прочего, интерес к энергетическим ресурсам Арктики обуславливается таянием арктических льдов, что, возможно, позволит получить доступ к ранее недоступным энергетическим ресурсам. В то же время, таяние арктических льдов может вызвать проблемы с навигацией и серьезно затруднить освоение дальнего севера, как технически, так и финансово.

Компании, желающие разрабатывать нефтяные месторождения, нередко сталкиваются с препятствиями. Так, в 70-х годах были разработаны проекты двух газопроводов, призванных связать месторождения в устье реки Маккензи и на шельфе с газопроводной сетью юга Канады и США. Однако на них был наложен мораторий по ряду экологических соображений, а работы на шельфе и в устье реки Маккензи были приостановлены. С подобными проблемами сталкиваются и транспортные компании, желающие транспортировать северную нефть при помощи танкеров14.

Многие страны прибегают к сотрудничеству в вопросах освоения северных территорий. Так, в августе 2011 года российская компания «Роснефть» и американская компания «Эксон Мобил» подписали договор о сотрудничестве при разработке обширных морских территорий в российской Арктике.

Еще один показатель возросшей привлекательности арктического региона в отношении энергетических ресурсов, это изменения в стратегических решениях крупных нефтяных компаний. Одной из причин таких изменений являются возросшие налоговые ставки на деятельность компаний, деятельность которых приводит к выбросам углекислого газа, превышающим разрешенный объем. Помимо этого, природный газ становится все более популярным на многих рынках, например, на автомобильном. Все это может послужить стимулом увеличения экономической активности в северном регионе.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница