Принято утверждено



Скачать 244.05 Kb.
Дата13.11.2016
Размер244.05 Kb.
Управление образования Армянского городского совета

Внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»

Армянского городского совета

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом ВУЗ «ЦДЮТ» приказом ВУЗ «ЦДЮТ»

«_____» _____________ 20____г. от «____ » _________ 20____г. №___

Протокол № ______ Директор ВУЗ «ЦДЮТ»

______________ Э.В.Петренко


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Изучение крымскотатарского языка и литературы

с элементами театрализации

возраст обучающихся: 12-16 лет

срок реализации: 2 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

ВУЗ «ЦДЮТ»

Суюнова Зенуре Таировна

г. Армянск

2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает знания, точнее мыслит, полнее реализует свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживает отношение с другими людьми.

Программа кружка по крымскотатарскому языку и литературе «Северный ветер» призвана воспитывать в детях эстетический вкус, формировать в них нравственные качества, расширять кругозор и интерес к чтению художественных произведений на родном языке. Учит эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Поэзия занимает огромное место в программе кружка «Северный ветер». Для воспитанников целесообразно начать знакомство с изображениями природы (устное сочинение) в литературе с наиболее привычных им форм – произведений крымскотатарских поэтов ХVII века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы детям, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно – выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересуют не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты.

На кружке ребятам предоставляется возможность осуществлять самостоятельно познавательную деятельность. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и руководителя, содержательная работа с художественной литературой, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.


Расписание занятий кружка строится из расчёта шесть занятий в неделю. Всего 216 часов. Рабочая программа строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят. Возраст обучающихся по программе 12-16 лет.
Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями; через знакомство с аспектами поэтического мастерства развитие умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

Развивающие:

* развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме на родном языке;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у детей уважения и любви к родной литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

- целостный анализ поэтического произведения;

- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

- постижение поэтической идеи;

- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Методы и формы работы

- диалог;


- беседы;
- творческие (сочинение стихотворений, рассказов, сказок);
- тесты;
- исследования;

- конкурсы;

- семинары

- проекты

- практические работы;

- игры;


Главным моментом в работе с детским объединением является воспитательная работа. Очень важно, чтобы занятия кружка способствовали созданию и укреплению коллектива. В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова. Диалоги на занятиях между преподавателем и учащимися направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагает активное участие обеих сторон.

Беседа является одним из основных методов нравственно – оценочных критериев у детей.

На занятиях используются игры и игровые приёмы, которые создают непринуждённую творческую атмосферу, способствуют развития воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у учащихся творческую и познавательную активность.

Занятия в кружке «Северный ветер» прививают любовь к родному слову, всесторонне знакомят с жизнью и творчеством писателей и поэтов и их произведениями, учат сочувствию и сопереживанию прочитанного. Также занятия включают в себя осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем).

Воспитанники кружка являются участниками многих мероприятий: литературных вечеров, творческих конкурсов, литературно-музыкальных композиций, концертов.


Тематический план кружка «Северный ветер»

1 год обучения

П



Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1


Вводное занятие.

1

1

2

2

Работа над произношением.

8

30

38

3

Подбор репертуара по произведениям Эшрефа Шемьи-заде.

1

31

32

4

Работа над дикцией звука КЪ, ГЪ.

8

14

22

5

Интонационные навыки вопросительного предложения.

6

14

20

6



Подготовка и проведение конкурса творческих работ (заметка, стихотворение)

2

28

30

7

Подготовка и участие в конкурсе чтецов и чтецких ансамблей.


1

19

20

8

Этнопедагогика. Культура общения со старшими.

2

14

16

9

Крымскотатарская топонимика на карте Крыма.

2

22

24

10

Концертная деятельность.




8

8

11

Подведение итогов.




4

4




Всего

31

185

216




  1. Вводное занятие. Цели и задачи работы в кружке. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. (2 часа).

  2. Работа над произношением. Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Поэтому начнем работу с проведения артикуляционной гимнастики. Затем работа с чистоговорками и сковоговорками. Использование такого материала, как чистоговорки и скороговорки предлагаются при изучении специфических крымскотатарских букв къ, гъ. Делаем сравнительный анализ произведений крымскотатарских поэтов и писателей. (38 часов)

  3. Подбор репертуара по произведениям Эшрефа Шемьи-заде и работа с ним. Учащимся предлагаются произведения авторов и фольклора на крымскотатарском языке.

-соответствие репертуара возрастным особенностям и теме конкурса;

-подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого

произведения;

-оригинальность представления подобранного для чтения стиха. (32 часа).




  1. Работа над дикцией. Отработка четкости и ясности произношения крымскотатарских звуков. Для отработки четкости и ясности произношения согласных звуков и слов на крымскотатарском языке полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. (22 часа).

  2. Интонационные навыки вопросительного предложения. Работы над интонационной стороной речи учащихся по следующим направлениям:

1. Формирование системы понятий, отражающих свойства интонации как одной из важнейших сторон речи, а также особенности национального своеобразия крымскотатарской интонации.

2.Совершенствование речевого интонационного слуха учащихся, заключающегося в особенности адекватно воспринимать, анализировать и оценивать интонационную сторону устного высказывания (собственного или чужого).

3.Формирование грамматико-синтаксических умений на основе семантико-интонационного анализа предложений.

4.Развитие способности учащихся проводить интонационный анализ художественного текста с целью определения его художественной ценности и формирования навыков выразительного чтения. (20 часов).



  1. Подготовка и проведение конкурса творческих работ (заметка, стихотворение). Правила сингармонизма: 1) гармония гласных переднего ряда; 2) гармония гласных заднего ряда; 3) правила губной гармонии гласных. Основные нормы крымскотатарского литературного языка. Особенности диалектов. Мини-сочинение на основе личных впечатлений и по картине. (30 часов).

  2. Подготовка и участие в конкурсе чтецов и чтецких ансамблей. Ознакомление с произведениями крымскотатарских писателей и поэтов. Прослушивание стихотворений крымскотатарских поэтов в исполнении Сейрана Усеинова. Работа над дикцией. Выучить наизусть стихотворений. Выступление перед аудиторией. (20 часов).

  3. Этнопедагогика. Культура общения со старшими. (16 часов).

  4. Крымскотатарская топонимика на карте Крыма. (24 часа). Путешествие по карте Крыма.

  5. Концертная деятельность. (8 часов).

  6. Итоговое занятие. Награждение победителей и участников конкурсных программ. (4 часа).

В результате освоения программы кружка «Северный ветер» учащиеся получают знания и приобретают определённые умения.



1 год обучения.

К концу года обучающиеся должны знать: * Правописание слов с гласными переднего и заднего ряда; губных и негубных гласных; сложных и сокращенных слов.

* Содержание изученного произведения.

* Последовательность и связь событий в произведениях.

* Основные признаки понятий: поэзия и проза, логическое ударение, литературная сказка, интонация, пауза, ритм, рифма, монолог, диалог, литературный герой, олицетворение, пейзаж, рассказ.



должны уметь:

* Писать слова в соответствии с основными правилами орфографии: 1) сингармонизма; 2) гармония согласных; 3) правописания сложных, парных слов.

* Употреблять слова в переносном значении.

* Выделять главное в прочитанном.

* Находить в тексте выразительные средства, эпитеты, сравнения, олицетворения.

2 год обучения

П



Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1


Вводное занятие.

1

1

2

2

Работа над произношением.

8

30

38

3

Подбор репертуара Бекира Чобан-заде и работа с ним.

1

33

34

4

Работа над дикцией ДЖ, НЪ

8

14

22

5


Интонационные навыки восклицательного предложения

6

14

20

6


Подготовка и проведение конкурса творческих работ.

2

28

30

7

Подготовка и участие в конкурсе чтецов и чтецких ансамблей.

1

19

20

8

Подготовка и проведение конкурса «Язык – душа народа».

2

14

16

9

Подготовка и участие в конкурсе «Крым – моя Родина».

2

20

22

10

Концертная деятельность.




8

8

11

Подведение итогов.




4

4




Всего

31

185

216



Содержание учебного плана кружка «Северный ветер»


  1. Вводное занятие. Цели и задачи работы в кружке. Правила поведения на

занятиях. Организационные вопросы. (2 часа).

  1. Работа над произношением. Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Поэтому начнем работу с проведения артикуляционной гимнастики. Затем работа с чистоговорками и сковоговорками. Использование такого материала, как чистоговорки и скороговорки предлагаются при изучении специфических крымскотатарских букв нъ, дж. Делаем сравнительный анализ произведений крымскотатарских поэтов и писателей. (38 часов)

  2. Подбор репертуара по произведениям Бекира Чобан-заде и работа с ним и работа с ним. Учащимся предлагаются произведения авторов и фольклора на крымскотатарском языке.

-соответствие репертуара возрастным особенностям и теме конкурса;

-подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого

произведения;

-оригинальность представления подобранного для чтения стиха. (34 часов).




  1. Работа над дикцией. Отработка четкости и ясности произношения крымскотатарских звуков. Для отработки четкости и ясности произношения согласных звуков и слов на крымскотатарском языке полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. (22 часа).

  2. Интонационные навыки. Работы над интонационной стороной речи учащихся по следующим направлениям:

1. Формирование системы понятий, отражающих свойства интонации как одной из важнейших сторон речи, а также особенности национального своеобразия крымскотатарской интонации.

2.Совершенствование речевого интонационного слуха учащихся, заключающегося в особенности адекватно воспринимать, анализировать и оценивать интонационную сторону устного высказывания (собственного или чужого).

3.Формирование грамматико-синтаксических умений на основе семантико-интонационного анализа предложений.

4.Развитие способности учащихся проводить интонационный анализ художественного текста с целью определения его художественной ценности и формирования навыков выразительного чтения. (20 часов).



  1. Подготовка и проведение конкурса творческих работ. Правила сингармонизма: 1) гармония гласных переднего ряда; 2) гармония гласных заднего ряда; 3) правила губной гармонии гласных. Основные нормы крымскотатарского литературного языка. Особенности диалектов. Мини-сочинение на основе личных впечатлений и по картине. (30 часов).

  2. Подготовка и участие в конкурсе чтецов и чтецких ансамблей. Ознакомление с произведениями крымскотатарских писателей и поэтов. Прослушивание стихотворений крымскотатарских поэтов в исполнении Сейрана Усеинова. Работа над дикцией. Выучить наизусть стихотворений. Выступление перед аудиторией. (20 часов).

  3. Подготовка и проведение конкурса «Язык – душа народа». Ознакомление с положением Конкурса. Развивать воображение детей, его творческую самостоятельность. Познакомить детей с произведениями крымскотатарских писателей и поэтов, анализировать их. Организовать конкурс творческих работ на крымскотатарском языке. (16 часов).

  4. Подготовка и участие в конкурсе «Крым – моя Родина». Ознакомление с положением конкурса. Работа с текстом художественной литературы (на крымскотатарском языке), анализировать стихотворений крымскотатарских поэтов. Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка). Организовать конкурс творческих работ. (22 часа).

  5. Концертная деятельность. Выступление в мероприятиях и конкурсных программах . (8 часов).

  6. Итоговое занятие. Награждение победителей и участников конкурсных программ. (4 часа).

В результате освоения программы кружка «Северный ветер» учащиеся получают знания и приобретают определённые умения.



2 год обучения.

К концу года обучающиеся должны знать:

* Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

* Особенности композиции изученного произведения.

* Основные признаки понятий: жанры художественной литературы, рассказ, повесть, портрет литературного героя, сравнение, пейзаж.



К концу года они должны уметь:

* Уметь выделять в тексте основное.

* Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.

* Определять стихотворные размеры, виды рифм.

* Создавать собственные стихотворные и прозаические произведения заданной тематики на крымскотатарском языке, опираясь на знания теории литературы.
Ожидаемые результаты

За время посещения кружка, воспитанники

должны уметь:

- правильно исполнять малые роли, выразительно читать стихи и миниатюры на родном языке;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции;

- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

- индивидуально и коллективно работать;

- творчески подходить к занятию;

- практически показать и исполнить освоенный материал;

- уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

А так же, знания и умения, полученные в кружке, помогут учащимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах, свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми на родном (литературном) языке.



Литература для учащихся

  1. Къырымтатар тили. Лакъырды курсу (Крымскотатарский язык. Разговорный курс) для школ с русским языком обучения, автор Асанова Л.Н.

  2. Къырымтатар тили. 4 сыныф (Крымскотатарский язык. 4 класс), авторы Умеров М. У., Алиева Л.А

  3. Окъув китабы. 4 сыныф (Книга для чтения. 4 класс), авторы Алиева и другие.

  4. Къырымтатар тили. 5 сыныф (Крымскотатарский язык. 5 класс), авторы Меметов А.А. и другие.

  5. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 5 класс), авторы Велиуллаева А. и другие.

  6. Къырымтатар тили. 6 сыныф (Крымскотатарский язык. 6 класс), авторы Меметов А, М., Алиева Л.А. и другие.

  7. Къырымтатар ве бала эдебияты хрестоматиясы. (Хрестоматия къымскотатарской и детской литературы), автор Бекиров Д. Б.

  8. Къырымтатар иджрет эдебияты (Кърымскотатарская литература, созданная за рубежом), авторы Куртумеров Э.Э. и другие.

  9. Къырыматар эдебиятынынъ антологиясы. 5-6 классы (Антология крымскотатарской литературы. 5-6 классы), автор Велиуллаева А.

Литература для руководителя

  1. Къырымтатар тили ве эдебиятындан тестлер. 5-8-инджи сыныфлар ичюн. Джеппарова Л.А., Яяева Н.М.

  2. Къырымтатар тили ве эдебиятындан тестлер. 5-9-ынджи сыныфлар ичюн. Джеппарова Л.А., Яяева Н.М.

  3. Фонохрестоматия. Усеинов С.М.


Литература для родителей
1. Къырымтатар тили. (Крымскотатарский язык). Меметов А.М.

2. Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы. (История крымскотатарской литературы).

Фазылов Р., Нагаев С.

Необходимая материально-техническая база:

Видео и аудиоаппаратура, канцелярские принадлежности, стол для учителя, стулья для учащихся, доска, флип-чарт.



Незарет иши (Контрольная работа №1)
Сёз чешитлери. Джумленинъ баш ве экинджи дередже азалары.

Тест суаллерине джевап берюв, вазифелерни беджерюв.


1. Исимлерни бельгиленъиз.
а) иш б) ишкир в) ишлеген г) ишлемек д) ишсизлик е) ишлетмек
2. Ким? суалине джевап берген сёзлерни бельгиленъиз.
а) дефтер б) къалем в) кирпи г) талебе д) мышыкъ е) козь
3. Сыфатларны бельгиленъиз.
а) хырсыз б) дюльбер в) булутлы г) сокъакъ д) талебе е) чиркин
4. Сайыларны бельгиленъиз.
а) дёрткошелик б) дёрт в) дёртаякъламакъ г) дёртюнджи
5 Адамларгъа аит замирлерни бельгиленъиз.
а)санъа б) къайдадыр в) эр ким г) недир д) озюмде е) ич бир шей
6. Фииллерни бельгиленъиз.
а) сынав б) ягъа в) корюшюв г) кельди д) бояладым
7. Джумлелерни синтактик талиль этинъиз.
1. Сабасы Энвер койден къайта эди.

2. О, бир йылдан берли анда агроном ярдымджысы олып чалыша.

3. Аскерлер ерлеринде токътап къалдылар.

Незарет иши (Контрольная работа №2)

Сес ве арифлер, сёз ве сёз бирикмелери . Тест суаллерине джевап берюв, вазифелерни беджерюв.


1. Догъру язылгъан сёзлерни бельгиленъиз.
а) китабым б) китапым в) терегим г) тереким д) аякъым е) аягъым
2. Ялгъамалары догъру язылгъан сёзлерни тапынъыз.
а) тузлукъ б) тузлыкъ в) дёртлик г) дёртлюк д) козьлюк е) козлик
3. Сёз бирикмелерини бельгиленъиз.
а) азбардаки копек б) кунеш къыздыра в) демир къашыкъ г) учкъан куш
д) бала агълай е) агълагъан бала
4. Джумлелерни синтактик талиль этинъиз.
а) Сары, беяз, къырмызы ачкъан гуллерни Эдие пек севе.

б) Азиз азбарда къумнен ойнай.

в) Пенджереден бакъкъан анам бутюн койни коре.
5. Муреккеп джумлелерни бельгиленъиз.
а) Улакълар секирише, тюртюше, ойнашалар.

б) Ниает, бизлер кет тик, Арапчыгъым къалды.

в) Эр кес Бобны макътай ве севелер, амма о, кене эвге кирмеге ынтыла.
6. Адий джумлелерни бельгиленъиз.
а) Сыджакъ авалы бир кунь де багъчада кобелеклер учуша, балкъуртлар чалыша, чегерткилер секирише эдилер.
б) Чечеклер адамларны севиндирдилер.
в) Кунеш башыны, энди уфукъкъа къайыргъан.

Незарет иши (Контрольная работа №3)

«Джумле: адий ве муреккеп джумлелер. Бир теркипли ве эки теркипли джумлелер. Джумледе сёз сырасы». Тест суаллерине джевап берюв, вазифелерни беджерюв.


1.Адий джумлелерни бельгиленъиз.
А) Сыджакъ авалы бир куньде багъчада кобелеклер учуша, балкъуртлар чалыша, чегерткилер секирише эдилер.

Б) Чечеклер адамларны севиндирдилер.

В) Улакълар секирише, тюртюше, ойнашалар.
2. Берильген адий джумлелерден муреккеп джумлелер япынъыз.
А) Баарь кельди. Къарлар ириди. Къушлар учып кельдилер.

Б) Геджеси ягъмур ягъды. Дагъдан селлер акъты.

В) Кунеш къыздыра. Онынъ сыджагъы дуюлмай.
3. Бир теркипли джумлелерни бельгиленъиз.
А) Куньлернинъ биринде Шевкетнен Рустем дагъгъа кеттилер.

Б) Сепетлерини алып, эвге къайтып кельдилер.

В) Тёпеде ешиль даллар.

Г) Тышта къаранлыкъ.


4. Ве оларны эки теркипли джумлелерге чевиринъиз.
Меселя: Олар сепетлерини алып, эвге къайтып кельдилер.
5.Джумлелердеки сёзлерни ери-ерине къойып язынъыз.
А) Чапып чыкътыкъ биз эпимиз азбаргъа.

Б) Азбардан эшитиле шувултысы машиналарнынъ эди.

В) Къурдылар биналарны бу буюк къуруджылар.

Г) Эрте баарь бу кельди йыл.



Незарет иши (Контрольная работа №4)

«Сёз чешитлери, услюп чешитлери».

Тест суаллерине джевап берюв, вазифелерни беджерюв.
1.Джумлелердеки нокъталар ерине келишкен исимлерни къойып язынъыз.
А) Гедже-куньдюз токътамай …………..ягъа.

Б) ………….узай, ………………къыскъара, сувукъ арта, юкселе.

В) Кузь кельди, эм терекнинъ …………………… тёкюльди.

Г) Ай-Петриден ………………. догъгъаныны сейир этемиз.


2. Сёзлерге чокълукъ ялгъамаларыны къошып язынъыз.
Бала…….., терек…….. , сув…… , дефтер………. , къалем…… , сюрю……., халкъ…….., кой………, гуль……… .
3. Шорба сёзине мана джеэтинден уйгъун олгъан сыфатларны бельгиленъиз.
А) тазе Б) тузлу В) къартоплы Г) лакъшалы Д) экши Е) кескин
4. Сайыларны бельгиленъиз.
А) учер-учер Б) учеви В) учькошелик Г) учь Д) учьлюк Е) учюнджи
5. Фииллерни бельгиленъиз ве олардан джумлелер тизинъиз.
А) сынав Б) ягъа В) корюшюв Г) кельди Д) талиль Е) бояладым
6. Услюп чешитлерини язынъиз.
1) Ильмий услюп

2) _______________________

3) _______________________

4) _______________________

5) _______________________

6) _______________________


Незарет иши (Контрольная работа №5) «Бекир Чобан-заденинъ аяты ве иджады» мевзусы боюнджа тест суаллерине джевап берюв.
1.Бекир Чобан-заде бизге ким оларакъ белли?
А) алим, тенкъитчи,профессор, шаир Б) рессам В) йырджы Г) саз-шаири
2. Бекир Чобан-заде къачынджы сене догъды?
А) 1909 с. Б) 1888 с. В) 1898 с. Г) 1893 с.
3. О, мектепке баргъанда къач яшында эди?
А) 7 яшында Б) 9 яшында В) 13 яшында Г) 6 яшында
4. Не себептен Бекирни Истанбулгъа ёллайлар?
А) яхшы окъугъаны ичюн Б) Истанбулны корьсин деп

В) сыныфта энъ буюги олгъаны ичюн


5. Къачынджы сенеси онынъ биринджи шиирлери басыла?
А) 1915 с. Б) 1920 с. В) 1911 с. Г) 1910 с.
6. Рус тилинен багълы олгъан бильгилерини пекитмек ичюн къайсы шеэрге кете?

А) Москвагъа Б) Къазангъа В) Одессагъа В) Киевге


7. 1914 сенеси окъувыны девам эттирмек ичюн къаерге кетти?
А) Бакугъа Б) Фергъанагъа В) Ташкентке Г) Будапештке
8. «Ой, сувукъ шу гъурбет» шиирини къайда язды?
А) Кырымда Б) Будапештте В) Бакуда Г) Истанбулда
9. «Ой, сувукъ шу гъурбет» шиирининъ эсас мевзусы?
А) севги мевзусы Б) достлукъ мевзусы В) ватан ве халкъ мевзусы
10. «Дунай таша» эсерининъ эсас мевзусы?
А) ватан ве халкънынъ яшайышы Б) Дунайнынъ баарьде ташыгъаны
11. Ашагыдаки шиирлерден Б.Чобан-заденинъ шиирлерини бельгиленъиз.
А) «Тувгъан тиль» Б) «Татарлыгъым» В) «Айт, Чатыртав!» Г) «Узакъ тавлар»

12. Бекир Чобан-заденинъ ильки эдебий лагъабыны язынъыз.
___________________


Незарет иши (Контрольная работа №6) Халкъ агъыз яратыджылыгъы. Тест суаллерине джевап берюв.
1.Фольклор недир?
А) халкъ агъыз яратыджылыгъы Б) бедиий эдебият
2. Ашагъыдаки жанрларнынъ къайсы бири халкъ агъыз яратыджылыгъына аит?
А) роман Б) дестан В) икяе Г) эпос
3. Тарихий йырларда не акс эттириле?
А) асретлик Б) севги В) аятта олып кечкен вакъиалар
4. Лирик йырлар не акъкъында олалар?
А) чешит дуйгъулар Б) олып кечкен вакъиалар
5. «Таир ве Зоре» дестанынынъ менфий къараманы?
А) везир Б) къурткъа В) саиль
6. Нарик къайсы дестаннынъ къараманы?
А) Чорабатыр Б) Эдиеге В) Кёр огълу
7. Ашагъыдаки сатырлар къайсы йырдан алынгъан?
Стакан толу сувмыдыр, А) «Урал дагъы» йырындан

Япон ёлу бумыдыр. Б) «Порт-Артур» йырындан

Алла-Алла падишайым, В) «Шомпол» йырындан

Этеджегинъ шумыдыр.


8. Тарихий йырларнынъ пейда олувы къайсы дженклернен багълы?
А) рус-япон, импералистик, ватандашлыкъ дженкинен

Б) Экинджи Джиан дженкинен



В) Авгъаныстан дженкинен
9. Халкъ йырындан йырлап беринъиз ( сечме).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница