Принципов построения бюджетной классификации Итальянской Республики



Скачать 238.02 Kb.
Дата09.05.2016
Размер238.02 Kb.
Отчет об участии в двухсторонней встрече специалистов Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Итальянской Республики по вопросам планирования программного бюджета, управления доходами и организации бюджетного учета и отчетности.
Введение
В период с 28 февраля по 05 марта 2010 г. Итальянскую Республику посетила российская делегация Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства в количестве 6 человек, в том числе:

заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Романова Сергея Владимировича;

начальника отдела Департамента бюджетной политики и методологии Сергеевой Вероники Сергеевны;

начальника Операционного управления Федерального казначейства Гришина Дмитрия Сергеевича.

Российская делегация посетила Министерство экономики и финансов Итальянской Республики и территориальный орган Министерств экономики и финансов Итальянской Республики в г. Венеция, где совместно со специалистами Министерства экономики и финансов Итальянской Республики изучила вопросы:

принципов построения бюджетной классификации Итальянской Республики;

составления и исполнения федерального бюджета в Итальянской Республике;

формирования отчета об исполнении федерального бюджета в Итальянской Республике;

полномочий Министерства экономики и финансов Итальянской Республики;

полномочий территориального органа, подчиненного Департаменту генеральной (главной) бухгалтерии государства Министерства экономики и финансов Итальянской Республики – отделения – бухгалтерии по г. Венеции.


Краткая информации о Министерстве экономики и финансов Италии.
Министерство финансов, Министерство экономики и казначейство в Итальянской Республике объединены в одно супер министерство - Министерство экономики и финансов Итальянской Республики (далее – Министерство), которое возглавляет Министр экономики. Процесс объединения указанных министерств занял 10 лет. В структуре Министерства создано 4 департамента по основным направлениям деятельности:

Департамент казначейства, который в том числе занимается политикой в области казначейства, регламентацией работы финансово - банковской системы страны в государственном секторе, совместно с Центральным банком управляет государственным долгом и долговыми гарантиями, управляет государственными финансовыми активами. При этом денежно – кредитную политику в корпоративном секторе осуществляет Центральный банк Итальянской Республики. Кроме того, Центральный банк Итальянской Республики осуществляет управление денежными средствами федерального бюджета, включая контроль за поступлениями и выплатами по счетам федерального Правительства в банковской системе;

Департамент общего управления кадрами и услугами, который в том числе занимается общим обеспечением деятельности Министерства, государственными закупками в интересах Министерства, заработной платой работников Министерства, кадровым обеспечением, проведением конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы как в интересах самого Министерства, так и в интересах его территориальных офисов;

Департамент финансов, который в том числе занимается разработкой политики и методологии в области начисления и сбора государственных доходов. При этом непосредственно операционная деятельность по работе по сбору доходов Департамент финансов делегирована и осуществляется 4 агентствами:

Агентство поступлений – отвечает за сбор основных налогов и сборов. Орган, который, по сути, осуществляет всю налоговую деятельность в государстве, проверяет правильность и своевременность начисления и уплаты налогов, борется с неуплатой налогов, накладывает штрафы, физически пишет письма налогоплательщикам о наличии задолженности и непосредственно руководит деятельностью и контролирует концессионера по сбору налогов – компанию Эквиталия, со 100% участием в капитале государства. Также к указанной работе на конкурсной основе могут привлекаться и коммерческие банки. При этом не всегда неполное перечисление налогов налогоплательщиком является нарушением со стороны налогоплательщика, так как во множестве случаев Агентство поступлений просто уточняет (доначисляет) сумму налога, например, по результатам проверочных мероприятий. При этом заслуживает внимания тот факт, что если налогоплательщик должен заплатить определенный вид налога, но сумма платежа равна нулю, он все равно должен представить в подразделение банка платежный документ с нулевой суммой. В случае непредставления такого платежного документа с нулевой суммой на налогоплательщика может быть наложен штраф в несколько десятков евро. Как правило, к недобросовестным плательщикам налогов на первоначальном этапе применяются так называемые мягкие меры воздействия (письма, беседы), и только затем - жесткие меры воздействия (например, изъятие и продажа движимого и недвижимого имущества, при этом интересным является тот факт, что особенной популярностью в связи с высокой эффективностью у Агентства поступлений пользуется такой способ жесткого воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, как изъятие личных автомобилей);

Территориальное агентство – отвечает за сбор налогов на имущество;

Имущественное агентство – отвечает за учет, регистрацию и использование имущества, находящегося в собственности государства;

Таможенное агентство - отвечает за сбор таможенных поступлений Департамент генеральной (главной) бухгалтерии государства (далее – Департамент) – подготавливает бюджет, является самым главным и многочисленным департаментом Министерства, численность Департамента - 5000 служащих, 1200 в центральном офисе Департамента в Риме, еще 1300 приписаны к Департаменту, но работают в центральных аппаратах других министерств Итальянской Республики и в их территориальных офисах. Работающие в территориальных офисах других министерств работники Департамента контролируют правомерность и целевое использование средств государственного бюджета министерствами и осуществляют регистрацию бухгалтерских записей по операциям министерств. Оставшиеся 2500 служащих работают в территориальных офисах самого Министерства – отделениях - бухгалтериях Министерства (аналог территориальных органов Казначейства России) на всей территории Италии – занимаются в основном обслуживанием и контролем за расходами отдаленных территориальных офисов других Министерств и подчиненных министерствам участников бюджетного процесса.

В составе Департамента создано 10 инспекторатов (управлений) по основным направлениям деятельности Департамента, в том числе:

Инспекторат контроля;

Инспекторат по персоналу;

Инспекторат бюджета;

Хозяйственный инспекторат;

Инспекторат социального обеспечения;

Инспекторат информатизации;

Инспекторат бухучета и госфинансов;

Инспекторат исследований и методологии (НИОКР, исследования и развития).

Все департаменты Министерства объединены в единую информационную систему с другими Министерствами, территориальными офисами министерств, Счетной палатой (Счетным судом), Парламентом. Указанная информационная система разработана Департаментом самостоятельно.

Счета по учету средств региональных и местных бюджетов открыты в уполномоченных коммерческих банках, отобранных региональными и местными властями на конкурсной основе.
Государственный бюджет через призму закона о реформе государственного учета и финансов

Структура и процесс формирования бюджета
Реформа государственного управления в Итальянской Республике началась в конце декабря 2009 года. Реформа затрагивает не только исключительно государственный бюджет, но и другие области государственного управления, однако в данном отчете рассматривается влияние реформы именно на процесс составления и исполнения государственного бюджета.

В качестве основных причин реформы можно выделить следующие:

– участие Итальянской Республики в единой валютной системе Европейского Союза, что потребовало обновления правил бухгалтерского учета и отчетности под стандарты Европейского Союза;

- структура Итальянской Республики, состоящая из центрального уровня, 20 областей, включающих в качестве административно - территориальной единицы 110 провинций, и более 8 000 коммун, нуждалась с одной стороны в повышении самостоятельности всех уровней бюджетной системы и участников бюджетного процесса, с другой стороны – в повышении прозрачности использования бюджетных средств и их подконтрольности.

Таким образом, реформа прежде всего направлена на повышение прозрачности государственных расходов и основана на программно – целевом принципе финансирования с одновременным повышением самостоятельности участников бюджетного процесса.

Основные принципы статьи 81 Конституции и закона № 196/2009 (закона о реформировании сектора государственного управления) от 2009 г. следующие:

- государственный бюджет составляется на 1 год, представляется на утверждение Правительством в Парламент и утверждается законом;

- закон о бюджете не пересматривает действующее законодательство, а по сути является сводом (в том числе в части финансовой составляющей) уже фактически действующих законов, то есть законом о бюджете действующих обязательств, обусловленных другими законами и прочими обязательствами государства.

Разработкой бюджета занимается Департамент генеральной бухгалтерии государства Министерства экономики и финансов.

Бюджет в Итальянской Республике формируется в разрезе поступлений, выплат и сальдо (без отдельного утверждения размера источников финансирования дефицита федерального бюджета). Бюджет до реформы формировался как по кассовому принципу, так и по принципу компетенций. Компетенция – метод начислений, основанный на моменте возникновения юридического обязательства. Законом о бюджете утверждались как кассовые выплаты на текущий финансовый год, так и обязательства на начало текущего финансового года и на конец текущего финансового года. Основной же принцип формирования бюджета, заложенный реформой – переход на формирование бюджета только по кассовому принципу – то есть утверждаются только кассовые выплаты на текущий финансовый год. Сейчас и компетенции и касса утверждаются Парламентом, в будущем Парламент будет утверждать только кассовые выплаты на текущий финансовый год.

Таким образом, основной акцент до проведения реформы делался на момент принятия обязательства, а оплате обязательства уделялось второстепенное значение, однако с проведением реформы оплате уделяется первостепенное внимание.

Реформа должна завершиться в течении 3 лет, при этом в основу принципов реформы легли 10 летние наблюдения за сектором корпоративных финансов и выводы, сделанные на основании этого наблюдения.

Кроме того, реформа предполагает, что в перспективе бюджет будет утверждаться на 3 года, при этом пока бюджет утверждается Парламентом на 1 год, однако уже сейчас составляется на 3 года, при этом прогноз на 2 и 3 год представляется Правительством в Парламент для информации.

Бюджет в части поступлений составляется с указанием ответственных Министерств (в Итальянской Республике 13 Министерств), в части выплат – в разрезе миссий. В поступлениях учитываются налоговые, неналоговые и косвенные доходы, доходы от операций с имуществом, получение кредитов и поступления от возврата задолженности.

Бюджетная классификация Итальянской Республики нового вида утверждена в 2008 году, небольшие изменения в бюджетную классификацию внесены в 2009 году. Цель классификации нового вида – придать наибольшую прозрачность бюджету и увязать ресурсы с конечной целью их использования. До 2008 года бюджетная классификация Итальянской Республики была основана на принципах распределения финансовых ресурсов по министерствам, и не придавалось значение достижению определенной цели, то есть финансовые средства выделялись под конкретную административную структуру органов государственной власти Итальянской Республики. Новый вид бюджетной классификации основан на принципах создания и оптимизации административной структуры органов государственной власти Республики Италия для достижения конкретных миссий и выполнения определенных программ, при этом каждая программа должна иметь своего конкретного хозяина и ответственного - определенное министерство.

Структура затрат бюджета следующая: миссии – программы – макро группы затрат и главы. Причем если раньше (до 2010 г.) бюджет по расходам утверждался Парламентом по макрогруппам, еще раньше – по министерствам, то после реформы – начиная с 2010 г. - Парламент начал утверждать бюджет по расходам по программам. При этом Правительством при представлении бюджета в Парламент осуществляется очень подробное и детальное обоснование каждой программы. Таким образом, повышается уровень детализации при рассмотрении бюджета Парламентом.




Годы

2008

2009

2010

Примечание

Миссия (3 знака)

34

34

34

Классификация разработана с 2007 по 2008 год. Пример миссии – конституционные органы, администрация премьер министра и всех министров, общественный порядок и безопасность, Италия в Европе и в мире, юстиция, оборона, гражданская оборона, сельское хозяйство и так далее. Аналог раздела и подраздела функциональной классификации расходов в Российской Федерации. Наполнение миссий осуществляется входящими в миссии программами министерств. За реализацию одной миссии могут отвечать разные ответственные министерства.

Программа

(3 знака)



168

165

162

С 01.01.2010 утверждаются Парламентом. Обычно программы полностью сконфигурированы на одном министерстве. То есть одна программа соответствует одному министерству.

Макрогруппа

700

600

579

До 01.01.2010 утверждались Парламентом

Главы

154

110

120




Статьи

6418

6038

4859

Отражает экономическое содержание расходов

По мнению представителей Министерства, такое построение бюджетной классификации соответствует принципам построения бюджетной классификации в Европейском Союзе и самой природе экономических затрат государства. Кроме того, таким образом достигается прозрачность бюджетных расходов и бюджет «читается» и по миссиям, и по программам, и по экономическому содержанию расходов.

Кроме того, расходы бюджета делятся по уровням обязательности: в качестве обязательных расходов выделяются, например, установленные законом социальные выплаты и заработная плата (в Российской Федерации – публичные нормативные обязательства и приравненные к ним выплаты), в качестве необязательных - затраты на текущее содержание, возникающие в разные моменты времени (в Российской Федерации – «лимитируемые» расходные обязательства). При этом размер расходов бюджета может меняться как при представлении в Парламент проекта бюджета, так и после утверждения бюджета законом.

Таким образом, главной составляющей бюджетной классификации в настоящее время являются миссии и программы.

В 2010 году 505 млр. расходов распределены по миссиям. Наибольшая сумма расходов федерального бюджета направлена на обслуживание государственного долга (15,7 %), пенсионное обеспечение (15,3 %), межбюджетные трансферты (23,2) (в том числе на обеспечение мероприятий по здравоохранению, полномочия по которым переданы регионам).

К бюджету по программам прикладываются иллюстрации, схемы, диаграммы и сводные таблицы, наглядно демонстрирующие и подробно рассказывающие все о программах, в том числе о текущих затратах, капитальных затратах, неэластичных и эластичных затратах.


Пример:

Миссия – сохранение культурного наследия;

Программа – повышение значимости книжно – архивного дела;

Макрогруппы – текущие затраты, инвестиции и т.д.;

Центры ответственности – архивы, книжные магазины, библиотеки;

Статьи – заработная плата и.д.


До реформы информация от министерств, необходимая для формирования федерального бюджета, поступала на один (следующий) финансовый год, однако сейчас министерства представляют информацию для формирования федерального бюджета не только на один финансовый год, но и на плановый период (1 и 2 года, следующие за финансовым годом). Однако пока информация на плановый период представляется министерствами в так называемом «тестовом» режиме и в итоге законом о федеральном бюджете утверждаются только ассигнования на текущий финансовый год.

Федеральный бюджет в Итальянской Республике в настоящее время формируется на один финансовый год снизу вверх: Министерства – Министерство экономики и финансов – Правительство – Парламент. Однако в ближайшем будущем (в ближайшие 3 года) планируется начать формировать бюджет на 3 года сверху вниз – сначала Парламентом будут утверждаться программы, и затем уже министерства будут утвержденные программы детализировать и исполнять. Однако возможно 3 года для проведения реформы и мало. Сейчас идет инвентаризация миссий и программ. Основная задача этой инвентаризации – смещение акцентов на повышение самостоятельности и ответственности министерств за достижение показателей утвержденных Парламентом программ и обеспечение 3 летнего периода планирования. В итоге должна быть достигнута большая гибкость и эффективность использования финансовых и других ресурсов Правительством. Однако такой подход не является общепризнанным и единодушным и в настоящее время подвергается критике со стороны Парламента, так как, по мнению Парламента, дает большую власть Правительству в ущерб Парламенту. Сторонники реформы считаю, что большая самостоятельность Правительства и министерств будет компенсирована большей информационной открытостью программ, их подконтрольностью, доступностью и прозрачностью для Парламента и общественности.

Закон позволяет министерствам быть достаточно гибким и оперативно перераспределять выделенные ассигнования между направлениями деятельности как до начала финансового года (до 01 января), так и в течении финансового года.

При этом Министр экономики обладает полномочиями утверждать изменение расходов в пределах одной программы. С одной стороны, бюджет в настоящее время может показаться достаточно жестким к изменениям. С другой стороны, если раньше (до реформы) возможно было вносить изменения только в рамках макро групп, то сейчас такая возможность появилась и в рамках программ – изменения можно вносить без утверждения Парламентом только по согласованию с Министром экономики. Соответствующий профильный министр вправе внести предложение по изменениям в рамках программ в Министерство экономики и финансов, и эти изменения утверждаются Министром экономики. Особенность внесения изменений в программы состоит в том, что изменения возможно вносить только по одним и тем же направлениям – или по инвестициям, или по текущим затратам, при этом изменение общей утвержденной суммы расходов не допускается, то есть увеличение расходов на одни цели должно быть увязано (компенсировано) с соответствующим уменьшением расходов на другие цели.


Функционирование единого казначейского счета
Все кассовые расходы за счет средств федерального бюджета осуществляются с единого казначейского счета, открытого в Центральном банке Итальянской Республики.

Для осуществления кассового расхода участник бюджетного процесса направляет в отделение – бухгалтерию декрет – запрос на осуществление кассового расхода с приложением документов – оснований (договоры, счета и т.д.). Указанные документы представляются как правило на бумажном носителе. Электронный документооборот между клиентами и отделениями – бухгалтериями развит слабо. Работник отделения – бухгалтерии проверяет декрет на возможность оплаты и в случае соответствия выделенным бюджетным данным и целевого использования средств санкционирует оплату в адрес контрагента участника бюджетного процесса. Затем информация о необходимости выплаты идет в Министерство экономики и финансов посредством единой информационной системы с электронной цифровой подписью работника отделения – бухгалтерии. В момент фактической оплаты бюджетного обязательства в единой информационной системе автоматически формируется соответствующая бухгалтерская проводка.


Поступления доходов в Итальянской Республике
Поступление доходов в федеральный бюджет в Итальянской Республике с бухгалтерской точки зрения происходит в 3 этапа:

Первый этап начисления или проверки – этап, на котором выявляется, кто и сколько должен заплатить. По сути, является правовым этапом начисления дохода. На данном этапе в бухгалтерском учете в балансе государства отражаются начисленные, но пока не уплаченные налоги, например по результатам проверочных мероприятий фискальных органов и уполномоченных организаций, то есть в тот момент, когда налогоплательщику направляется требование оплатить выявленную задолженность.

Второй этап - этап непосредственного получения доходов от налогоплательщика концессионером. Взимать налоги может государство, как уже говорилось выше (однако, как правило, налоги вносятся непосредственно налогоплательщиком в 90 % случаях свободно и добровольно по итогам сдачи ежегодной налоговой декларации – в том числе налог на доходы или налог на добавленную стоимость) или концессионер, который занимается взиманием налогов (когда налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов, налоги взимаются по итогам проверочных мероприятий, то есть когда соответствующий контрольный орган выявил долг – с должником приступает к работе концессионеры). Раньше такими концессионерами в Итальянской Республике были как правило коммерческие банки, выбранные государством на конкурсной основе. Однако сейчас взысканием налогов занимается специализированная компания – Эквиталия, предприятие со 100 % государственным участием и развитой территориальной сетью.

Третий этап - этап зачисления доходов непосредственно в бюджет. При поступлении сумм в бюджет в бухгалтерском учете информационной системы автоматически отражаются 3 этапа – и начисление, и получение и зачисление доходов. Таким образом, этапы сбора доходов могут быть как разнесены во времени, так и проходить одновременно.

Раньше (до проведения реформы) проект бюджета представлялся Правительством в Парламент 30 сентября, обсуждался Парламентом и вступал в действие с 01 января. При этом доходная часть бюджета составлялась на основании предварительного прогноза поступления доходов на следующий год. В течение года бюджет по доходам несколько раз уточнялся в зависимости от влияния макроэкономических показателей.

В настоящее время 1 июня - этап промежуточного утверждения бюджета по доходам за прошедшее полугодие. И только после этого составляется отчет об исполнении бюджета. В отчет включаются все 3 указанных выше этапа.

В настоящее время бюджет в Итальянской Республике по доходам утверждается по видам налогов без деления по министерствам – администраторам доходов, например 1. налоговые поступления – 1.1. постоянные или циклические поступления 1.1.1 обычное управление – 1.1.1.1. добровольная уплата налогов – или 1.1.1.2. принудительное взыскание налогов. Налог на доход физических лиц удерживается предприятиями и самостоятельно перечисляется в доход государства.

Однако в качестве информации за каждым 4-х-значным кодом доходов закреплен ответственный - департамент или министерство.

Доходы делятся на 4 основных титула (раздела):

Налоговые поступления. Включают все налоги и занимают самый большой удельный вес среди всех видов доходов. Делятся на следующие категории:

налоги на собственность и подоходный налог,

налоги на деятельность,

налоги на производство, на потребление, таможенные платежи,

акцизы,


игорная деятельность.

Неналоговые поступления. Включает в себя оплату государственного жилья, штрафы разного рода, суммы от продажи государственных услуг;

Поступления от движения капитала. Включает в себя суммы от продажи недвижимого имущества и возврат ранее выданных кредитов (кредиты даются очень редко);

Поступления для выравнивания бюджетной обеспеченности. Включает в себя: доходы от продажи государственных ценных бумаг, проценты по предоставленным государством кредитам.

Бюджетные кредиты в Итальянской Республике предоставляют отдельные институты – касса депозитов и кредитов или государственный банк, который дает кредиты регионам и коммунам.
Отчет об исполнении федерального бюджета
Задача отчета об исполнении федерального бюджета – привести в единую систему результаты хозяйственного и экономического управления, а также выявить способы и оценить достижения целевых показателей, установленных для программ федерального бюджета. Отчет по своим «закрепленным» программам готовит каждое министерство и до 30 апреля передает в Департамент.

Департамент до 30 мая передает отчет об исполнении федерального бюджета в Счетную палату для проверки. Таким образом, Счетная палата получает отчеты от различных Министерств через Департамент. Счетная палата готовит отчет о том, каким образом та или иная администрация программы (под администрациями подразумеваются министерства) осуществляла свою деятельность по исполнению программ в рамках федерального бюджета. Общий отчет содержит информацию как по деятельности отдельных министерств, так и в целом по исполнению миссий и программ.

После заключения Счетной палаты Министр экономики представляет отчет до 30 июня в Парламент. Парламент рассматривает отчет и утверждает его официальным публичным законом, который печатается в прессе. Сроков рассмотрения Парламентом отчета об исполнении федерального бюджета не установлено. Бюджетная парламентская комиссия может направить дополнительные запросы Министру экономики, а тот эти запросы перенаправляет в Департамент для подготовки пояснений (ответов). Однако, как правило, проблем с утверждением Парламентом отчета об исполнении федерального бюджета не возникает. Парламент по итогам утверждения отчета об исполнении федерального бюджета делает вывод о достижении Правительством установленных целей.

Бюджет может изменяться в течение года в случае принятия каких то новых законов (помощь при землетрясении, например). Таким образом, первичным является принятие нового закона, устанавливающего новые обязательства федерального бюджета, и только по итогам принятия нового закона уже вносятся изменения в федеральный бюджет. При этом расходы можно производить только после внесения изменений в закон о федеральном бюджете, однако указанные изменения в таких случаях вносятся Парламентом и Правительством очень быстро.

В настоящее время отчет об исполнении федерального бюджета состоит из четырех видов показателей (укрупнено) и содержит информацию как по методу начислений, так и по кассовому методу – фактически принятые обязательства на начало финансового года, плановые кассовые показатели и фактические кассовые показатели за год, остаток принятых (начисленных) обязательств на конец года.

В соответствии с законом 196 будет осуществлен переход только на кассовый принцип утверждения федерального бюджета - то есть в будущем (скорее всего, с 2013 года) будут утверждаться только плановые кассовые показатели. В настоящее время основной проблемой, препятствующей переходу на кассовый принцип формирования федерального бюджета, является необходимость переработать правила ведения бухгалтерского учета в части неоплаченных обязательств для того, чтобы не лишится сведений о принятых обязательствах.


Деятельность отделения – бухгалтерии в г. Венеция
Количество платежных документов по банковской выписке, на основании которых средства поступают в доход бюджета Итальянской Республики, на территории Венеции составляет несколько тысяч в месяц.

В отделении - бухгалтерии централизованно ведется статистический учет выполненных тем или иным работником операций, в том числе и количества ошибок, допущенных работником в процессе работы. Все сведения о трудозатратах работников и выявленных ошибках регулярно отправляются в Департамент.

Интересным является тот факт, что в отделении - бухгалтерии не установлены формализованные процедуры взаимного контроля работников друг за другом, например, по принципу четырех глаз. Контроль за всеми работниками структурного подразделения отделения – бухгалтерии осуществляет соответствующий начальник отдела.

Внутри отделения - бухгалтерии периодически проводится ротация кадров на уровне начальников отделов.

Отделение - бухгалтерия доводит до участников бюджетного процесса бюджетные данные, распределенные вышестоящими участниками бюджетного процесса (министерствами) в разрезе кодов бюджетной классификации расходов. Указанное распределение отделение – бухгалтерия видит в единой информационной системе.

Кроме того, отделение - бухгалтерия обслуживает исполнение бюджетов всех уровней бюджетов бюджетной системы Итальянской Республики.

Отделение - бухгалтерия может осуществлять операции с бюджетными данными участников бюджетного процесса двумя следующими способами:

путем перечисления средств на расчетные счета участников бюджетного процесса, открытые в учреждениях банков, в форме аккредитива. В этом случае отделением - бухгалтерией проверяется остаток неиспользованных бюджетных данных участника бюджетного процесса, денежные средства перечисляются в учреждение банка на расчетный счет участника бюджетного процесса, учреждением банка проверяются документы – основания, представленные участниками бюджетного процесса для подтверждения обоснованности платежа, и после проверки документов – оснований учреждения банков перечисляют денежные средства в адрес поставщика (исполнителя, подрядчика). После осуществления кассовых выплат учреждения банков направляют информацию о таких кассовых выплатах в отделение - бухгалтерию. При таком способе оплаты отделение - бухгалтерия осуществляет последующий контроль обоснованности осуществления платежа (целевого использования средств). Полученные из учреждений банков документы – основания хранятся в отделении – бухгалтерии.

Путем перечисления отделением - бухгалтерией средств на расчетные счета поставщика (исполнителя, подрядчика). В этом случае отделение - бухгалтерия проверяет остаток неиспользованных бюджетных данных участника бюджетного процесса и документы – основания, представленные участниками бюджетного процесса для подтверждения обоснованности платежа, и после проверки документов – оснований отделение - бухгалтерия осуществляет санкционирование перечисления средств на расчетные счета поставщика (исполнителя, подрядчика) с единого казначейского счета. При таком способе оплаты отделение - бухгалтерия осуществляет текущий контроль обоснованности осуществления платежа.

Способы осуществления операций с бюджетными данными могут выбираться участниками бюджетного процесса самостоятельно. При этом в отделение – бухгалтерию представляются копии всех документов – оснований, подтверждающих обоснованность платежа. Отделение - бухгалтерия Венеции обслуживает около 100 участников бюджетного процесса, территориально расположенных в Венеции и близлежащей области.

Информацию об осуществлении участниками бюджетного процесса операций с бюджетными данными посредством единой информационной системы отделение - бухгалтерия отправляет в электронном виде в Центральный банк Итальянской Республики, в Счетную палату Итальянской Республики (для осуществления дополнительного последующего контроля) и в Департамент.

При этом все операции, осуществляемые работниками отделения – бухгалтерии в единой информационной системе, обязательно подписываются электронной цифровой подписью. Кроме того, с отдельными участниками бюджетного процесса и отделением - бухгалтерией обмен платежными документами и документами – основаниями осуществляется посредством системы электронного документооборота, однако охват участников бюджетного процесса системой электронного документооборота невелик. В целом можно сказать, что система электронного документооборота между отделением - бухгалтерией и участниками бюджетного процесса в Итальянской Республике развита слабо.

Порядок работы отделения - бухгалтерии с теми или иными документами устанавливается инструкциями, утверждаемыми Министерством. Так, например, Инструкция об оформлении платежного документа (аналог заявки на кассовый расход) состоит из 13 листов.

Бухгалтерский учет государственной недвижимости осуществляется отделением - бухгалтерией. Фактический пообъектный учет недвижимости осуществляется в отдельном реестре недвижимости, например озеро отражено в отдельном реестре недвижимости и одновременно в бюджетном учете по стоимости в 1 евро.

Материальные ценности включаются в баланс как по признаку цены, так и по сроку использования. Например, материальные ценности дешевле 500 евро в баланс не включаются.

В структуре отделения - бухгалтерии создано 3 отдела – Отдел контроля и осуществления платежей, Отдел контроля доходов, Отдел выездных проверок.

В Венеции среди клиентов отделение - бухгалтерия 44 коммуны, 2 университета, 4 больницы.

Финансовые нарушения участника бюджетного процесса, выявленные по итогам контрольных мероприятий отделения - бухгалтерии, возмещает лично руководитель провинившегося участника бюджетного процесса. В связи с этим директора (руководители) участников бюджетного процесса страхуются в страховых компаниях на случай возникновения рисков финансовых нарушений. Каждый участник бюджетного процесса в обязательном порядке проверяется Отделом выездных проверок отделения – бухгалтерии 3 раза в год.

Кадровая служба в Итальянской Республике - единая по всем участникам бюджетного процесса и находится в составе отделений - бухгалтерий. Кадровый документооборот полностью осуществляется на бумажных носителях. Отделение - бухгалтерия занимается персоналом других участников бюджетного процесса, в том числе офисов других министерств. Собственным персоналом отделения - бухгалтерии занимается секретариат отделения - бухгалтерии. Отделение - бухгалтерия ведет табель рабочего времени, учет больничных листов, заключение и хранение трудовых соглашений и т.д. Офисы других министерств начисляют и выдают заработную плату на основании информации единой кадровой службы отделения – бухгалтерии. Обязательной периодической профессиональной переподготовки или повышения квалификации для работников в отделении - бухгалтерии нет.

Для найма персонала каждое министерство регулярно (хотя и очень редко, может 1 раз в год, может реже) собирает от своих территориальных офисов заявки на персонал, и объявляет централизованный конкурс на замещение вакантных должностей.

При этом прямой зависимости карьерного роста от стажа работы на государственной службе в Итальянской Республике нет – можно повышать работника исключительно по итогам централизованно проведенного конкурса. Работник может находится в одной и той же должности без продвижения по карьерной лестнице очень большой промежуток времени – и 20 лет, и более.

Бессрочные трудовые соглашения (контракты) в Итальянской Республике считаются выгодными и очень ценятся работниками. Служащие предпочитают работать именно на государственной службе, так как не очень высокая зарплата в этом случае компенсируется стабильностью и социальной защитой. При этом, на государственных служащих законодательством Итальянской Республики наложены определенные ограничения: так им нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, а научной и преподавательской деятельностью заниматься можно.

Продолжительность рабочего дня, как правило, на государственной службе составляет 36 часов в неделю. Рабочий день начинается в 7:30 утра, заканчивается в в 18:30 вечера. При этом у гражданских служащих установлен плавающий график прихода на работу (кто то может прийти раньше, и соответственно уйти раньше, кто то приходит и уходит позже, но обязательно в рамках установленного для рабочего дня времени).

В качестве дополнительной функции, выполняемой отделением – бухгалтерией, можно отметить функцию исчисления государственных и военных пенсий на территории области. Отделение – бухгалтерия устанавливает размер пенсии и проверяет правильность ее исчисления и наличия соответствующих документов. Всем государственным служащим на территории области пенсия начисляется отделением – бухгалтерией. При этом Пенсионный фонд осуществляет только выплаты пенсионерам, а также ведет учет пенсионных отчислений физическими лицами.



В Итальянской Республике существует два типа пенсионных фондов – для госслужащих и для не госслужащих. Выход на пенсию для мужчин установлен в 65 лет, для женщин - в 61 год, или за 40 лет трудового стажа.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница