Примерные задания Всероссийской олимпиады по литературе для 5-6 классов



Скачать 95.85 Kb.
Дата09.11.2016
Размер95.85 Kb.


Рыжий Кот

www.ginger-cat.ru





Примерные задания Всероссийской олимпиады по литературе

для 5-6 классов «Рыжий Кот»
Данные задания являются демонстрационными. Для получения актуальных олимпиадных заданий необходимо подать заявку на текущее мероприятие в личном кабинете:

www.ginger-cat.ru/index.php?id=orders_create



  1. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие вещи:

1)монетка из подводного города;

2)дохлая кошка;

3)«очков с полдюжины»;

4)черевички;

5)сабля и ранец;

6)волшебные волоски из бороды;

7)золотой браслет, который она носила на ноге;

8)пазлы, из которых следовало сложить слово «вечность»;

9)оловянный солдатик, пару от которого мальчик подарил старику, живущему в доме напротив;

10)купальня мумитроллей зимой.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.


  1. Вспомните отчество главной героини «Руслана и Людмилы». Обоснуйте ответ.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.

  1. Объясните, как вы понимаете смысл эпизода сказки «Крошечка-Хаврошечка», когда героиня пролезает в ушко коровы? В.Я Пропп – исследователь русских волшебных сказок – считал, что сказка связана с действительностью. Он писал, что крылатые кони в сказках связаны с изменением культа животного у какого-либо народа, изменение это приводит к образованию нового гибридного образа: птица+конь= крылатый конь. Как фантастический проход героини сказки в ушко коровы может быть связан с действительностью?

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.

  1. Ответьте на вопросы, связанные с русскими былинами

11)Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

12)Выберите из перечисленных четыре художественных приема, которые применяются в былинах: пролог, повторы, метафоры, сравнения, постоянные эпитеты, антитезы, гиперболизация, ирония.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.


  1. Какой русский драматург, создатель Малого театра, написал лирическую пьесу – «весеннюю сказку», в основе которой лежат языческие верования древних славян? Как называется пьеса?

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.

  1. Назовите тех, к кому обращается А.С. Пушкин в своих стихах так:

13)«Эпикуров младший брат».

14)«Парнасский волокита».

15)«Чистейшей прелести чистейший образец».

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.



  1. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы: ясны – напрасны; свободный – безысходный; пустыне – середине; вожатый – объятый.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.

  1. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово «звезда» в разных значениях (не мене трех примеров).

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.

  1. Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Чертополох» и ответьте на вопросы:

16)Как автор переходит от цветка к образам борьбы?

17)Что значит «кровавоглавы»?

18)Как появляется образ птицы?

19)Как он связан с чертополохом?

20)Почему лирический герой не может спасти птицу?
Принесли букет чертополоха

И на стол поставили, и вот

Предо мной пожар, и суматоха,

И огней багровый хоровод.

Эти звезды с острыми концами,

Эти брызги северной зари

И гремят и стонут бубенцами,

Фонарями вспыхнув изнутри.

Это тоже образ мирозданья,

Организм, сплетенный из лучей,

Битвы неоконченной пыланье,

Полыханье поднятых мечей,

Это башня ярости и славы,

Где к копью приставлено копье,

Где пучки цветов, кровавоглавы,

Прямо в сердце врезаны мое.

Снилась мне высокая темница

И решетка, черная, как ночь,

За решеткой - сказочная птица,

Та, которой некому помочь.

Но и я живу, как видно, плохо,

Ибо я помочь не в силах ей.

И встает стена чертополоха

Между мной и радостью моей.

И простерся шип клинообразный

В грудь мою, и уж в последний раз

Светит мне печальный и прекрасный

Взор ее неугасимых глаз.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.



  1. Перечитайте «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и ответьте на вопросы, отличается ли герой пушкинского произведения от героя сказки, и как это отличие влияет на его судьбу?

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда:

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ?— промолвил Олег,—

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? всё так же ль лего́к его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Выполните задание и введите ответ в бланк для ответов.





Рыжий Кот

www.ginger-cat.ru





Ответы на примерные задания Всероссийской олимпиады

по литературе для 5-6 классов «Рыжий Кот»


Вопрос

Решение или ответ

1

а) Алёша (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»;

б) Гек Финн (М. Твен «Приключения Тома Сойера»;

в) Мартышка (И.А.Крылов «Мартышка и очки»;

г) Вакула должен был достать их для Оксаны (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»);

д) солдат (Г.Х. Андерсен «Огниво»);

е) Старик Хоттабыч (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»);

ж) Фрекен Снорк (Туве Янссон «Муми-тролль и комета»;

з) Кай (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»);

и) Старик из сказки «Старый дом» (Г.Х. Андерсен);

к) Туу-тики (Туве Янссон «Муми-тролль и комета»).



2

Людмила Владимировна, действие происходит во времена Владимира Красное Солнышко.

3

Это символическое прохождение через чрево коровы, в сказке через ухо (тотемного животного-первопредка). При прохождении инициации (обряда посвящения) юноши и девушки входили в помещение, дверь которого была сделана в виде пасти животного.

4

Карачарово, Ростов, Рязань.

Повторы, сравнения, постоянные эпитеты, гиперболизация.



5

А.Н. Островский «Снегурочка».

6

«Эпикуров младший брат» - лицейский преподаватель А.И. Галич («Пирующие студенты»); «Парнасский волокита» - лицейский товарищ А.А. Дельвиг («Пирующие студенты»); «Чистейшей прелести чистейший образец» - невеста А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова («Мадонна»).

7

Оценивается оригинальность и развитие образа.

8

«Астру с прямыми ее лепестками с древних времен называли звездой» (Рождественский «Астра»).

«Семь звездочек над ними встали И показали путь к земле» (Набоков Большая медведица»).

Звезда по имени Солнце (В.Цой).

«Среди миров, в мерцании светил. Одной Звезды я повторяю имя…» (И.Анненский).



9

Цветы чертополоха красные, поэтому «кровавоглавы». Букет похож на перепутанные, тесно расположенные друг к другу ветки, они сравниваются с оружием, c перекрещивающимися копьями. Этот образ соотносится с эпитетом «кровавоглавы».

Птица несвободна, но отпустить ее может только свободный и сильный. Лирический герой не таков, он слаб, не может помочь птице, (но и я живу, как видно, плохо»). Между ним и птицей (которая есть волшебство, сказка, его радость, его счастливая жизнь) – стена чертополоха, преодолеть ее он не в силах. Чертополох преграждает путь, вонзая в сердце лирического героя клинообразный шип.



10

Да, герои отличаются. Герой сказки не раздумывает, выполняет советы помощников и получает желаемое. Олег у Пушкина и следует советам волхвов и решает игнорировать их. Он как будто не может решить, верить ему волхвам или нет. Он сомневается, меняет решение, и судьба настигает его.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница