Примерная программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств



Скачать 335.18 Kb.
Дата12.11.2016
Размер335.18 Kb.
АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОТДЕЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
7-ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ
Программа учебного предмета

«Домра трехструнная»
Примерная программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Составители: И.Г. Дьяконова, методист отдела струнных инструментов Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы. В составлении программы принимали участие Т.П. Острецова, преподаватель ДМШ МГУМИ имени Ф.Шопена, заслуженный работник культуры РФ и Е.А.Скоробогач, преподаватель ДМШ им. А.Алябьева.

Рецензенты: А.А.Цыганков, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист России, Л.А. Бейгельман, преподаватель ДМШ № 60 им. Б.А.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ.

Срок реализации программы – 7 лет.

Настоящая программа создана на основе опыта и результатов достижений ведущих исполнителей и преподавателей за последние двадцать лет. Она строится на базе семилетнего курса обучения детей в детской музыкальной школе и детской школе искусств.

Большое внимание в программе уделено техническому развитию учащихся, независимо от их дальнейшей профессиональной ориентации.

В программе предлагается несколько примерных исполнительских программ, рассчитанных на различные исполнительские возможности учащихся. Используя эти варианты, преподаватель может подобрать ученику интересную программу, учитывающую его индивидуальные возможности.

Программа ориентирована на учебные планы нового поколения.

Преподаватель инструментального класса должен обучать не только искусству исполнения на инструменте, но и формировать художественный вкус детей. В течение всех лет обучения необходимо развивать музыкально-образное мышление, работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом.

Индивидуальные формы занятий полезно сочетать с игрой в ансамбле и оркестре: это и регулярная работа по формированию навыков ансамблевого музицирования на занятиях в классе, и концертная деятельность.

Данная программа позволяет преподавателю, применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.



Программа учебного предмета

«Балалайка»
Примерная программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Авторы-составители: И.Г. Дьяконова, методист отдела струнных инструментов Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы; Ю.Ю. Стржелинский, преподаватель ДМШ имени А.С.Даргомыжского г. Москвы; Т.И. Лодяная, преподаватель ДМШ имени В.С. Калинникова г. Москвы.

Рецензент: В.Б. Болдырев, профессор Московского государственного института имени А.Г. Шнитке.

Срок реализации программы – 7 лет.

Предлагаемая программа является результатом педагогической работы ведущих преподавателей ДМШ и ДШИ г. Москвы. Она обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики.

Программа построена на базе семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ и ориентирована на учебные планы нового поколения.

Программа определяет технические задачи развития учащихся.

Список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Преподаватель должен уделять особое внимание работе с репертуаром, понимая необходимость знакомства учащихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров.

В процессе обучения необходимо постоянно работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом, развивать музыкально-образное мышление учащегося.

Важной стороной педагогической работы с юными музыкантами является формирование навыков концертной деятельности. Сольные формы выступлений полезно сочетать с игрой в ансамбле, оркестре, что помогает обрести сценическую уверенность.

Посещение концертов, фестивалей, конкурсов, прослушивание записей различных исполнителей, беседы о музыке в классе, личная эрудиция и обаяние преподавателя способствуют формированию художественного вкуса учащегося и его возможной в дальнейшем профессиональной ориентации.

Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика.



Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная»
Данная модифицированная программа предполагает курс обучения детей в возрасте 6,5 – 16 лет по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная».

Составитель: Денисова Анна Александровна, Боровских София Павловна, преподаватели второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Артамонов Сергей Борисович, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова».

Срок реализации - 7 лет.

Программа создана на основе:



  • Примерной программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная), составители В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман (МК РФ, НМЦ, Москва, 2002 г.).

  • Программы для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования «Специальный класс шестиструнной гитары», составитель А.М. Иванов-Крамской (МК СССР, Москва, 1978 г.).

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:

  • Отсутствие четкого разграничения в программных требованиях по разным срокам обучения в Примерной программе.

  • Несоответствие учебного плана Примерной программы учебному плану МОУДОД «ДШИ №1»;

  • Потребность в конкретизации требований к содержанию и графику проведения контрольных точек.

Изменения в программе коснулись:

  • учебного плана;

  • требований к срокам проведения и содержанию контрольных прослушиваний;

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы – создание условий для музыкально-эстетического воспитания детей через обучение игре на гитаре.

Задачи программы:

  • воспитание эстетического вкуса, потребности самостоятельного музицирования, как способа самовыражения личности;

  • развитие музыкальных способностей;

  • обучение основным навыкам и приемам игры на гитаре шестиструнной.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся . Уровень её освоения зависит от индивидуальных особенностей, возможностей и способностей ребенка.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 45 минут. Режим занятий определён учебным планом.
Программа учебного предмета

«Ансамбль»
Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов ДШИ и ДМШ, согласно учебному плану – 3-4 классах (7).

Составители: Букреева Лариса Владимировна, Усупова Лилия Отаровна, Кириллова Вера Николаевна, Боровских София Павловна, Атяшкин Владимир Анатольевич, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Сухушина Элеонора Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, методист, преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 2 года. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 9 - 13 лет.

Программа составлена на основе типовых программ Министерства культуры:

  1. «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов». Программа для ДМШ. МК СССР. Москва – 1972.

  2. «Коллективное музицирование. Оркестровый класс». Программа для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). МК СССР. Москва – 1988.

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:

  • отсутствием типовой образовательной программы по данному сроку обучения;

  • необходимостью адаптации примерных репертуарных списков к знаниям и умениям

учащихся третьего – четвёртого классов семилетнего срока обучения;

  • значительным обновлением репертуара.

Изменения в программе коснулись: требований к содержанию и формам проведения контрольных прослушиваний; репертуарного списка; раздел «Методические рекомендации» составлен на основе педагогического опыта составителей программы.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы - создание условий для овладения первоначальными навыками игры в ансамбле и формирования устойчивого интереса у обучающихся к совместному музицированию.

Задачи программы:

  • обучающая - формирование навыков коллективного музицирования;

  • развивающая - закрепление навыков и знаний, полученных обучающимися на уроках в классе баяна, аккордеона, домры, балалайки и гитары.

  • воспитательная - развитие коллективной творческой дисциплины; формирование музыкального вкуса;

Форма проведения занятий – групповой урок. Занятия проводятся один раз в неделю. Учебным планом предусмотрено 0,5 часа в неделю на каждого ученика, но не более 3-х часов в неделю на коллектив.


Программа учебного предмета

«Оркестровый класс»
Модифицированная программа «Оркестровый класс» предполагает трёхгодичный курс обучения обучающихся отделения народных инструментов ДШИ. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10 – 16 лет.

Составители: Боровских София Павловна, Фадеева Наталья Георгиевна, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Сухушина Элеонора Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, методист, преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 3 года. Согласно учебному плану – в 5-7 классах (7).

Программа составлена на основе:

  • программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования «Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», МК СССР, 1979 г.

  • примерной программы «Ансамбль русских народных инструментов (оркестр)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, составитель С.С. Сафронов, Москва, НМЦ, 2008

Необходимость создания программы обусловлена несоответствием типовых программ особенностям образовательного процесс МОУДОД «ДШИ №1» города Томска.

Отличительные особенности:

  • учебный план приведён в соответствие с учебным планом «ДШИ №1»;

  • разработаны годовые требования к уровню знаний, умений и навыков, годовые программные требования;

  • репертуарные списки составлены с учётом значительного обновления репертуара для оркестра народных инструментов.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы - обогащение духовной культуры обучающихся через игру на народных музыкальных инструментах.

Задачи программы:

  • Обучение навыкам коллективного музицирования, развитие коллективной творческой дисциплины;

  • Развитие и закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в классе специальности;

  • Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащихся.

Форма проведения занятий – групповой урок. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут), перерыв между уроками – 5 минут. Помимо регулярных занятий оркестра, предусмотренных учебным планом, один раз в месяц проводятся 2-х часовая сводная репетиция оркестра.

Программа учебного предмета

«Дополнительный инструмент по подготовке в оркестр русских

народных инструментов. Балалайка. Домра»
Программа «Дополнительный инструмент по подготовке в оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Домра» предполагает обучение детей отделения народных инструментов ДШИ следующих специализаций: гитара, баян, аккордеон.

Составители: Кириллова Вера Николаевна, Боровских София Павловна, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Алина Ольга Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая ПЦК оркестровых инструментов ОГОУ СПО «ТОККИ имени В.Я.Шишкова».

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10 – 12 лет.

Срок реализации программы – 1 год. (4 класс (7))

Программа модифицированная, составлена на основе:

- примерной программы для ДМШ и ДШИ «Домра трёхструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2003 г.;

- примерной программы для ДМШ и ДШИ «Балалайка», Москва, НМЦ МК РФ, 2004 г.

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету и сроку обучения.

Отличительные особенности:


  • учебный план приведён в соответствие с учебным планом МОУДОД «ДШИ №1»;

  • адаптация годовых требований типовых программ к уровню знаний, умений и навыков, годовых программных требований к учебному плану и направленности программы;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы.

  • большое внимание в программе уделено развитию навыков чтения нот с листа.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы: приобретение начальных исполнительских навыков на дополнительных инструментах (домре, балалайке), необходимых для совместного музицирования в оркестре народных инструментов.

Задачи:

  • обучение основным навыкам и приемам игры на инструменте (балалайке, домре);

  • развитие навыков чтения с листа, умения применять на практике приобретённые знания на уровне полноправного участника оркестра;

  • расширение музыкального кругозора учащихся.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 20 минут. Режим занятий определён учебным планом.

Программа учебного предмета

«Общий (дополнительный) инструмент. Гитара шестиструнная»
Программа «Общий (дополнительный) инструмент. Гитара шестиструнная» предполагает обучение игре на гитаре обучающихся отделения хорового пения и инструментальных отделений ДШИ.

Составители: Денисова Анна Александровна, преподаватель второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Артамонов Сергей Борисович, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова».

Срок реализации программы – 6 – 7 лет. Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы 6,5 – 16 лет.

Программа модифицированная, написана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2002 г., программы для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования «Специальный класс шестиструнной гитары», МК СССР, Москва, 1978 г.



Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • учебный план программы приведён в соответствие с учебным планом МОУ ДОД «ДШИ №1» г. Томска;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы;

  • годовые программные требования адаптированы к учебному плану и направленности программы.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития начинающего музыканта.

Задачи:

- обучение основным приемам игры на гитаре обучающихся отделения хорового пения и инструментальных отделений ДШИ;

- формирование умения применять на практике приобретённые знания;

- воспитание эстетического вкуса;

- развитие навыков самостоятельного музицирования и музыкальных способностей в целом.

Для учащихся инструментальных отделений предусмотрена возможность обучения по дополнительному инструменту. Занятия проводятся в форме индивидуального урока, 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 20 минут.



Программа учебного предмета

«Общий инструмент. Домра трёхструнная»
Программа «Общий инструмент. Домра трёхструнная» предполагает обучение игре на домре обучающихся отделения хорового пения ДШИ.

Составители: Боровских София Павловна, преподаватель второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Алина Ольга Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 7 лет. Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы 6,5 – 16 лет.

Программа модифицированная, написана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ «Домра трёхструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2003г., программы для детских и вечерних музыкальных школ «Специальный класс трёхструнной домры», Москва, МК СССР, 1978 г. и обобщения собственного педагогического опыта составителя программы.

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • учебный план программы приведён в соответствие с учебным планом МОУ ДОД «ДШИ №1» г. Томска;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы;

  • годовые требования к уровню знаний, умений и навыков и годовые программные требования адаптированы к учебному плану и направленности программы.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития начинающего музыканта.

Задачи:

- обучение основным приемам игры на домре обучающихся отделения хорового пения ДШИ;

- формирование умения применять на практике приобретённые знания;

- воспитание эстетического вкуса;

- развитие навыков самостоятельного музицирования и музыкальных способностей в целом.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 45 минут. Режим занятий определён учебным планом.

программа учебного предмета

«Общий (дополнительный инструмент) фортепиано»

Составитель:

Шульгина Людмила Ивановна,преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств №1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска
Рецензент:

Долгова Наталья Борисовна, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «ТМК имени Э.В. Денисова»

Срок реализации программы -5 лет.
Настоящая программа предполагает обучение учащихся отделения хорового пения и инструментальных по предмету «Общий (дополнительный) инструмент. Фортепиано». Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы – 9-11 лет.
Программа модифицированная, составлена на основе:

- Программы «Общее фортепиано» для ДМШ, МК СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры.– М., 1975 г.;

- Примерной программы «Общее фортепиано (струнное и духовое отделение)», МК РФ НМЦХО.– М., 2003 г.;

- программных требований по общему фортепиано в детской музыкальной школе (составитель Диденко Л.И.) – Казань, 1984 г.


Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы нового поколения по данному предмету для обучения детей в современной школе искусств.
Новизна настоящей программы заключается в следующем:

- изменение количества часов в учебном плане;

- адаптация годовых требований типовых программ к уровню знаний, умений и навыков;

- изменение графика контрольных прослушиваний с учетом режима работы школы;

- репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы.
Особенностью программы является:

- общеразвивающая направленность обучения;

- свободный выбор изучаемого репертуара;

- освоение навыков музицирования: чтения нот с листа, подбор по слуху, умения играть в ансамбле и аккомпанировать;

- индивидуальный подход к учащимся, предусматривающий уровень освоения программы в зависимости от природных возможностей и способностей каждого ребенка.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития начинающего музыканта.
Задачи программы:


  • обучающая - обучение основным приемам игры на инструменте, (баяне, аккордеоне) учащихся хорового, хореографического, инструментальных отделений ДШИ;

  • развивающая - развитие навыков самостоятельной работы, умения применять на практике приобретённые знания, развитие музыкальных способностей;

  • воспитательная - воспитание навыков творческого музицирования, расширение музыкального кругозора учащихся.


Основной формой учебной работы является индивидуальный урок, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока – 45 минут.

5-ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ
Программа учебного предмета

«Домра трехструнная»
Примерная программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Составители: И.Г. Дьяконова, методист отдела струнных инструментов Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы. В составлении программы принимали участие Т.П. Острецова, преподаватель ДМШ МГУМИ имени Ф.Шопена, заслуженный работник культуры РФ и Е.А.Скоробогач, преподаватель ДМШ им. А.Алябьева.

Рецензенты: А.А.Цыганков, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист России, Л.А. Бейгельман, преподаватель ДМШ № 60 им. Б.А.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ.

Срок реализации программы – 5 лет.

Настоящая программа создана на основе опыта и результатов достижений ведущих исполнителей и преподавателей за последние двадцать лет. Она строится на базе пятилетнего курса обучения детей в детской музыкальной школе и детской школе искусств.

Большое внимание в программе уделено техническому развитию учащихся, независимо от их дальнейшей профессиональной ориентации.

В программе предлагается несколько примерных исполнительских программ, рассчитанных на различные исполнительские возможности учащихся. Используя эти варианты, преподаватель может подобрать ученику интересную программу, учитывающую его индивидуальные возможности.

Программа ориентирована на учебные планы нового поколения.

Преподаватель инструментального класса должен обучать не только искусству исполнения на инструменте, но и формировать художественный вкус детей. В течение всех лет обучения необходимо развивать музыкально-образное мышление, работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом.

Индивидуальные формы занятий полезно сочетать с игрой в ансамбле и оркестре: это и регулярная работа по формированию навыков ансамблевого музицирования на занятиях в классе, и концертная деятельность.

Данная программа позволяет преподавателю, применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.



Программа учебного предмета

«Балалайка»
Примерная программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Авторы-составители: И.Г. Дьяконова, методист отдела струнных инструментов Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы; Ю.Ю. Стржелинский, преподаватель ДМШ имени А.С.Даргомыжского г. Москвы; Т.И. Лодяная, преподаватель ДМШ имени В.С. Калинникова г. Москвы.

Рецензент: В.Б. Болдырев, профессор Московского государственного института имени А.Г. Шнитке.

Срок реализации программы – 5 лет.

Предлагаемая программа является результатом педагогической работы ведущих преподавателей ДМШ и ДШИ г. Москвы. Она обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики.

Программа построена на базе пятилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ и ориентирована на учебные планы нового поколения.

Программа определяет технические задачи развития учащихся.

Список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Преподаватель должен уделять особое внимание работе с репертуаром, понимая необходимость знакомства учащихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров.

В процессе обучения необходимо постоянно работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом, развивать музыкально-образное мышление учащегося.

Важной стороной педагогической работы с юными музыкантами является формирование навыков концертной деятельности. Сольные формы выступлений полезно сочетать с игрой в ансамбле, оркестре, что помогает обрести сценическую уверенность.

Посещение концертов, фестивалей, конкурсов, прослушивание записей различных исполнителей, беседы о музыке в классе, личная эрудиция и обаяние преподавателя способствуют формированию художественного вкуса учащегося и его возможной в дальнейшем профессиональной ориентации.

Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика.




Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная».
Данная модифицированная программа предполагает курс обучения детей в возрасте 6,5 – 16 лет по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная».

Составитель: Денисова Анна Александровна, Боровских София Павловна, преподаватели второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Артамонов Сергей Борисович, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова».

Срок реализации - 5 лет.

Программа создана на основе:



  • Примерной программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная), составители В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман (МК РФ, НМЦ, Москва, 2002 г.).

  • Программы для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования «Специальный класс шестиструнной гитары», составитель А.М. Иванов-Крамской (МК СССР, Москва, 1978 г.).

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:

  • Отсутствие четкого разграничения в программных требованиях по разным срокам обучения в Примерной программе.

  • Несоответствие учебного плана Примерной программы учебному плану МОУДОД «ДШИ №1»;

  • Потребность в конкретизации требований к содержанию и графику проведения контрольных точек.

Изменения в программе коснулись:

  • учебного плана;

  • требований к срокам проведения и содержанию контрольных прослушиваний;

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы – создание условий для музыкально-эстетического воспитания детей через обучение игре на гитаре.

Задачи программы:

  • воспитание эстетического вкуса, потребности самостоятельного музицирования, как способа самовыражения личности;

  • развитие музыкальных способностей;

  • обучение основным навыкам и приемам игры на гитаре шестиструнной.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся . Уровень её освоения зависит от индивидуальных особенностей, возможностей и способностей ребенка.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 45 минут. Режим занятий определён учебным планом.
Программа учебного предмета

«Ансамбль»
Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов ДШИ и ДМШ, согласно учебному плану – 2-3 классах (5).

Составители: Букреева Лариса Владимировна, Усупова Лилия Отаровна, Кириллова Вера Николаевна, Боровских София Павловна, Атяшкин Владимир Анатольевич, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Сухушина Элеонора Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, методист, преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 2 года. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 9 - 13 лет.

Программа составлена на основе типовых программ Министерства культуры:

  1. «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов». Программа для ДМШ. МК СССР. Москва – 1972.

  2. «Коллективное музицирование. Оркестровый класс». Программа для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). МК СССР. Москва – 1988.

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:

  • отсутствием типовой образовательной программы по данному сроку обучения;

  • необходимостью адаптации примерных репертуарных списков к знаниям и умениям

учащихся третьего – четвёртого классов семилетнего срока обучения;

  • значительным обновлением репертуара.

Изменения в программе коснулись: требований к содержанию и формам проведения контрольных прослушиваний; репертуарного списка; раздел «Методические рекомендации» составлен на основе педагогического опыта составителей программы.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы - создание условий для овладения первоначальными навыками игры в ансамбле и формирования устойчивого интереса у обучающихся к совместному музицированию.

Задачи программы:

  • обучающая - формирование навыков коллективного музицирования;

  • развивающая - закрепление навыков и знаний, полученных обучающимися на уроках в классе баяна, аккордеона, домры, балалайки и гитары.

  • воспитательная - развитие коллективной творческой дисциплины; формирование музыкального вкуса;

Форма проведения занятий – групповой урок. Занятия проводятся один раз в неделю. Учебным планом предусмотрено 0,5 часа в неделю на каждого ученика, но не более 3-х часов в неделю на коллектив.


Программа учебного предмета

«Оркестровый класс»
Модифицированная программа «Оркестровый класс» предполагает трёхгодичный курс обучения обучающихся отделения народных инструментов ДШИ. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10 – 16 лет.

Составители: Боровских София Павловна, Фадеева Наталья Георгиевна, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Сухушина Элеонора Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, методист, преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 3 года. Согласно учебному плану – в 3-5 классах (5).

Программа составлена на основе:

  • программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования «Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», МК СССР, 1979 г.

  • примерной программы «Ансамбль русских народных инструментов (оркестр)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, составитель С.С. Сафронов, Москва, НМЦ, 2008

Необходимость создания программы обусловлена несоответствием типовых программ особенностям образовательного процесс МОУДОД «ДШИ №1» города Томска.

Отличительные особенности:

  • учебный план приведён в соответствие с учебным планом «ДШИ №1»;

  • разработаны годовые требования к уровню знаний, умений и навыков, годовые программные требования;

  • репертуарные списки составлены с учётом значительного обновления репертуара для оркестра народных инструментов.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы - обогащение духовной культуры обучающихся через игру на народных музыкальных инструментах.

Задачи программы:

  • Обучение навыкам коллективного музицирования, развитие коллективной творческой дисциплины;

  • Развитие и закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в классе специальности;

  • Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащихся.

Форма проведения занятий – групповой урок. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут), перерыв между уроками – 5 минут. Помимо регулярных занятий оркестра, предусмотренных учебным планом, один раз в месяц проводятся 2-х часовая сводная репетиция оркестра.

Программа учебного предмета

«Дополнительный инструмент по подготовке в оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Домра»
Программа «Дополнительный инструмент по подготовке в оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Домра» предполагает обучение детей отделения народных инструментов ДШИ следующих специализаций: гитара, баян, аккордеон.

Составители: Кириллова Вера Николаевна, Боровских София Павловна, преподаватели МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Алина Ольга Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая ПЦК оркестровых инструментов ОГОУ СПО «ТОККИ имени В.Я.Шишкова».

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10 – 12 лет.

Срок реализации программы – 1 год. (2 класс (5))

Программа модифицированная, составлена на основе:

- примерной программы для ДМШ и ДШИ «Домра трёхструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2003 г.;

- примерной программы для ДМШ и ДШИ «Балалайка», Москва, НМЦ МК РФ, 2004 г.

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету и сроку обучения.

Отличительные особенности:


  • учебный план приведён в соответствие с учебным планом МОУДОД «ДШИ №1»;

  • адаптация годовых требований типовых программ к уровню знаний, умений и навыков, годовых программных требований к учебному плану и направленности программы;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы.

  • большое внимание в программе уделено развитию навыков чтения нот с листа.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы: приобретение начальных исполнительских навыков на дополнительных инструментах (домре, балалайке), необходимых для совместного музицирования в оркестре народных инструментов.

Задачи:

  • обучение основным навыкам и приемам игры на инструменте (балалайке, домре);

  • развитие навыков чтения с листа, умения применять на практике приобретённые знания на уровне полноправного участника оркестра;

  • расширение музыкального кругозора учащихся.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 20 минут. Режим занятий определён учебным планом.

Программа учебного предмета

«Общий (дополнительный) инструмент. Гитара шестиструнная»
Программа «Общий (дополнительный) инструмент. Гитара шестиструнная» предполагает обучение игре на гитаре обучающихся отделения хорового пения и инструментальных отделений ДШИ.

Составители: Денисова Анна Александровна, преподаватель второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Артамонов Сергей Борисович, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова».

Срок реализации программы – 4 – 5 лет. Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы 6,5 – 16 лет.

Программа модифицированная, написана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2002 г., программы для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования «Специальный класс шестиструнной гитары», МК СССР, Москва, 1978 г.



Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • учебный план программы приведён в соответствие с учебным планом МОУ ДОД «ДШИ №1» г. Томска;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы;

  • годовые программные требования адаптированы к учебному плану и направленности программы.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития начинающего музыканта.

Задачи:

- обучение основным приемам игры на гитаре обучающихся отделения хорового пения и инструментальных отделений ДШИ;

- формирование умения применять на практике приобретённые знания;

- воспитание эстетического вкуса;

- развитие навыков самостоятельного музицирования и музыкальных способностей в целом.

Для учащихся инструментальных отделений предусмотрена возможность обучения по дополнительному инструменту. Занятия проводятся в форме индивидуального урока, 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 20 минут.



Программа учебного предмета

«Общий инструмент. Домра трёхструнная»
Программа «Общий инструмент. Домра трёхструнная» предполагает обучение игре на домре обучающихся отделения хорового пения ДШИ.

Составители: Боровских София Павловна, преподаватель второй квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Алина Ольга Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 5 лет. Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы 6,5 – 16 лет.

Программа модифицированная, написана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ «Домра трёхструнная», Москва, НМЦ МК РФ, 2003г., программы для детских и вечерних музыкальных школ «Специальный класс трёхструнной домры», Москва, МК СССР, 1978 г. и обобщения собственного педагогического опыта составителя программы.

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному предмету.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • учебный план программы приведён в соответствие с учебным планом МОУ ДОД «ДШИ №1» г. Томска;

  • репертуарные списки составлены с учётом общеразвивающей направленности программы;

  • годовые требования к уровню знаний, умений и навыков и годовые программные требования адаптированы к учебному плану и направленности программы.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития начинающего музыканта.

Задачи:

- обучение основным приемам игры на домре обучающихся отделения хорового пения ДШИ;

- формирование умения применять на практике приобретённые знания;

- воспитание эстетического вкуса;

- развитие навыков самостоятельного музицирования и музыкальных способностей в целом.

Основной формой работы является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 45 минут. Режим занятий определён учебным планом.

3-ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ
Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Ансамбль. Гитара шестиструнная»
Экспериментальная комплексная программа «Музыкальный инструмент. Ансамбль. Гитара шестиструнная» предполагает трёхлетний курс обучения детей по специализации «Гитара шестиструнная» на отделении струнных народных инструментов ДШИ.

Составители: Атяшкин Владимир Анатольевич, Зизевская Ирина Николаевна, преподаватели МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензент: Сухушина Элеонора Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, методист, преподаватель высшей квалификационной категории МОУДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Срок реализации программы – 3 года.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11 – 17 лет.

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:


  • поиском новых форм организации учебного процесса;

  • отсутствием типовой образовательной программы по данному сроку обучения;

  • необходимостью удовлетворения потребностей поступающих в школу детей подросткового возраста и их родителей в обучении игре гитаре;

  • необходимостью адаптации репертуарного плана соответственно общеразвивающей направленности, с использованием современной музыкальной литературы.

Программа носит общеразвивающую направленность.

Цель программы:

Создание условий для всестороннего музыкально-эстетического развития детей подросткового возраста, воспитание музыкантов-любителей, владеющих основными навыками игры на гитаре.



Задачи программы:

  • развитие интеллектуальных и музыкальных способностей обучающихся;

  • воспитание просвещённых слушателей, юных музыкантов;

  • обучение основным навыкам игры на музыкальном инструменте, формирование навыка совместной ансамблевой игры.

Основной формой работы по предмету «Музыкальный инструмент» является индивидуальный урок, продолжительность которого составляет 45 минут, по предмету «Ансамбль» - групповой урок, продолжительность которого - 20 минут.

Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Музицирование. Гитара шестиструнная»
Авторская образовательная программа «Музыкальный инструмент. Музицирование. Гитара шестиструнная» предполагает трёхлетний срок обучения детей в возрасте 11 – 14 лет (возраст поступающих 1 класс детей) по специализации «Гитара шестиструнная» в ДМШ и ДШИ.

Автор: Филютович Сергей Альбертович, преподаватель первой квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензенты: Артамонов С.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «ТМУ имени Э.В. Денисова»; Родюков В.И., преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «ТОККИ имени В.Я. Шишкова».

Срок реализации программы – 3 года.

Необходимость создания программы обусловлена следующими причинами:

  • отсутствием типовой образовательной программы по данному сроку обучения;

  • необходимостью удовлетворения потребностей поступающих в школу детей подросткового возраста и их родителей в обучении игре аккомпанемента на шестиструнной гитаре;

  • необходимостью адаптации репертуарного плана соответственно общеразвивающей направленности, с использованием современной музыкальной литературы.

Цель программы:

Создание условий для всестороннего музыкального развития детей подросткового возраста, воспитание музыкантов-любителей, владеющих основными навыками музицирования на шестиструнной гитаре.



Задачи программы:

  • Воспитание художественного вкуса обучающихся, воспитание культуры слушания и исполнения музыки, воспитание трудолюбия и чувства ответственности в обучении.

  • Пробуждение и развитие интереса детей подросткового возраста к музыке разных направлений, стилей, жанров, к собственному музицированию как форме самовыражения.

  • Выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся: развитие творческих навыков; овладение основными приемами игры аккомпанемента на шестиструнной гитаре.

Специфика возраста поступающих в школу детей определяет общеразвивающую направленность данной программы. Особую роль в обучении играет развитие навыков музицирования у обучающихся: подбор по слуху аккомпанемента к знакомым мелодиям, транспонирование, чтение с листа. Учитывая эффективность данных форм работы в развитии творческих способностей детей подросткового возраста, в учебный план введен предмет «Музицирование», который является преобладающей составной частью комплексной образовательной программы «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная».

Основной формой учебной работы является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Продолжительность урока - 45 минут, занятия проводятся два раза в неделю. В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входит проверка домашнего задания, разбор нового материала, отработка трудных технических приемов, повторение пройденных пьес, подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.
Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Музицирование. Трехструнная домра»
Комплексная учебно-образовательная программа предполагает трёхлетний курс обучения детей 11-14 лет (возраст поступающих в 1 класс) по предметам «Музыкальный инструмент», «Музицирование» в классе домры трёхструнной в ДМШ и ДШИ.

Программа 2004 года. Переработана и переоформлена в соответствии с локальным актом МОУ ДОД «ДШИ № 1» «Требования к содержанию и оформлению составительских (экспериментальных, авторских, адаптационных, модифицированных) образовательных программ» 2009 года.



Автор: Усупова Лилия Отаровна, преподаватель высшей квалификационной категории отделения струнных народных инструментов МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» города Томска.

Рецензенты: Алина Ольга Николаевна, зав. ПЦК оркестровых дисциплин ТОККТ имени В.Я. Шишкова, преподаватель Высшей квалификационной категории; Владимиров Валерий Викторович, преподаватель отделения народных инструментов Новосибирского музыкального колледжа, преподаватель Высшей квалификационной категории.

Программа авторская, основана на обобщении собственного опыта преподавателя.



Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой программы по данному сроку обучения, желанием расширить диапазон предложений в имеющихся образовательных программах (их сроках реализации и направленности). Результатом поиска стала разработка данной учебной программы.

Цель программы – создание условий для формирования потребности в общении с музыкой, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения, как одной из форм социальной адаптации.

Задачи программы:

- воспитание эстетического вкуса, воспитание потребности музицирования, как способа самовыражения, воспитание любви и уважения к своей национальной культуре;

- формирование мотивации к обучению в музыкальной школе и к самообразованию, расширение музыкального кругозора;

- обучение основным приемам игры на домре, развитие музыкальных способностей. Создание предпосылок для применения на практике знаний и умений, полученных в музыкальной школе.

Особенностью программы является ее общеразвивающая, а не профессионально-ориентированная направленность. Особое внимание уделяется развитию навыков музицирования у обучающихся: чтению с листа, игре в ансамбле с преподавателем, подбору по слуху. Учитывая, что эти формы работы являются самыми эффективными способами развития музыкальных способностей, в учебный план введен предмет «Музицирование», который является составной частью учебно-образовательной программы «Музыкальный инструмент. Музицирование» в классе домры трехструнной, трёхлетний курс обучения.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся. При сохранении последовательности в изучении материала, время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка.



Основной формой учебной работы является индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница