Пример первый —Знаете что,—предложила бабушка,—сейчас я займусь вашим воспитанием



страница1/4
Дата08.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4
ЭТИКЕТ

(примеры из книги Л.А.Шкатовой

«Задачник по этикету»)

Пример первый

Знаете что,—предложила бабушка,—сейчас я займусь вашим воспитанием.

Простите, но мы сегодня уже завтракали,—сказал попугай.

Знаете,—сказал слоненок,—мы вообще очень хорошо питаемся.

Особенно я!—сказал удав.

Я говорю не о питании, а о воспитании!—объяснила бабушка.

А воспитание, это что?—спросила мартышка.

Это много чего,—сказала бабушка.—В двух словах не скажешь.



Задача первая. А может быть, ты скажешь сам? Если знаешь—напиши, а потом проверь по словарю. Не знаешь— спиши определение слова" воспитание" из словаря, пригодится.

Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан?–уточнила мартышка.

Очень спелый,—кивнула бабушка.

Съем!—сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу "спасибо",—поправилась мартышка.—А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка!—сказала бабушка.

Но вежливость—это еще не все воспитание!



Задача вторая. Что такое вежливость и в чем ее отличие от воспитания? Помимо вежливости, что еще включает воспитание?

Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?!—испугалась мартышка.

Действительно, бабушка,—поддержал мартышку удав.—Он же может его взять!

Непременно возьмет!—решил попугай.



Слоненок ничего не сказал, но про себя тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется. Если ,конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно!—сказала мартышка.

А ты попробуй!—Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке;—Попробуй!

Что пробовать?—спросила мартышка.—Банан? Или быть воспитанной?



Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо!—сказала мартышка бабушке и уже открыла рот, чтобы съесть банан, но вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась.—Ты ведь не очень любишь бананы?—спросила она слоненка.—Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же?—возразил слоненок.—Я их довольно сильно люблю.

Да?—сказала мартышка упавшим голосом.—Ну, тогда—на!



И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал "спасибо" и стал очищать банан от кожуры. Попугай подошел к слоненку и стал смотреть, как слоненок это делает. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

Бери! Это тебе!—сказал слоненок.



Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав—сказал попугай.—Прими от меня этот прекрасный спелый банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью!—сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом еще сильней обрадовалась. Она подпрыгнула и закричала:

Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, Тебе кто-нибудь что-нибудь преложит! Красота!

Хм!—сказала бабушка.—Когда я говорила о воспитании, я не совсем это имела в виду. Но в общем ты, мартышка, права. Если никому ничего ни для кого не жалко—это действительно красота—И бабушка еще раз сказала:—Хм!—Это "Хм!" она сказала не мартышке, и не слоненку, и не попугаю, и даже не своему внуку удаву. Это "Хм!" она сказала сама себе.

Задача третья. "Если никому ничего ни для кого не жалко—это действительно красота",—так сказала бабушка удава.

Ты согласен с ней? А что ты вкладываешь в понятие "красота"?

Задача четвертая. Почему бабушка сама себе сказала "Хм!" Что стоит за этим "Хм!"? Подумай и напиши.

Задача пятая. Очень трудная и очень важная. Связаны ли слова "воспитание" и "питание" ? Можно ли питать не только тело, но и душу? Ведь писал великий ученый и поэт М.В. Ломоносов: "Науки юношей питают..." Согласен ли ты с тем, что есть духовная пища , без которой гибнет человек? Если да, то напиши, что ты считаешь духовной пищей.

Для души.

Прочитай, обдумай, и выучи стихотворение Н. А. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться".

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!



что плохо, Запиши, пожалуйста, что получится.

Я вежливый и воспитанный, Я бываю невежливым и невоспитанным,

когда я... когда я...

Задача седьмая. Наметь программу действий на будущее;

Я буду Я не буду

Задача восьмая. Попробуй вести дневник, чтобы следить за тем, как выполняется твоя программа. Знаешь, многие великие, да и просто хорошие люди вели дневники, что помогало им стать и оставаться великими и хорошими. Понятно, что это лишние заботы. Хотя лишние ли ? "Не позволяй душе лениться..."—помнишь?

Итак, начнем. За что, например, ты сегодня можешь себя уважать? Так и начни дневник: Сегодня я могу уважать себя за то, что...

Получилось? Тогда дальше—в дневник.. Для интереса можно записывать шифровками. Например, только первыми буквами: сямус за то, что:1)ву(выучил уроки); 2)сз (сделал зарядку); 4) кх (купил хлеб)..И так далее.

Для души

Почитай отрывки из опубликованных дневников великих людей. Может быть, это поможет тебе воспитать себя. Ведь человек именно потому и становится великим, что прежде всего воспитывает себя сам. Думаю, ты уже имеешь своего героя, на которого от всей души хотел бы походить. А он вел дневник? И что бы он там про себя написал? Можно ведь и это представить, а если есть желание, то и записать.

Примером суровой самооценки могут служить дневниковые записи юного Л. Н. Толстого;

"Я дурен собой, неловок..., скучен для других, нескромен, нетерпелив и стыдлив, как ребенок. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку, и то так мало.

Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо-тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди.

Я нехрабр.

Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.

Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан, У меня нет ни ума практического, ни ума делового.

Я честен, то есть я люблю добро, я сделал привычку любить его и когда отклонюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра—славу."

А вот живший семьдесят лет тому назад Сергей Лазо так записал в дневнике программу самообразования:

"На первом месте стоит глубокое и основательное знакомство с математикой, механикой, астрономией, физикой, химией... Широкое знакомство с естествознанием вообще.

Знакомство с юридическими и историческими науками.

Литература русская и иностранная.

Новые языки: немецкий, английский, французский.

Правильный образ жизни:...ежедневная двухчасовая физическая работа, закаливание тела гимнастикой, растирание холодной водой, правильный восьмичасовой, но не менее семи часов сон.

Слушать лекции, посещать театры, музеи, галереи, библиотеки.

Днем никто не должен заходить, соблюдать это самым неукоснительным образом, да и не каждый вечер отдавать товарищам.

...Одежда скромная...

На ночь—философия, поэзия, искусство.

Стараться как можно больше путешествовать.

Спорт: гребля, велосипед, мотоциклет, плавание, сокольская гимнастика, лыжи, фотография."

Итак, за дело! Попробуй сам заполнить первые страницы своего дневника.



Задача девятая Прочитай стихотворение Яна Бжехны в переводе Бориса Заходера:

Очень вежливый индюк.

Объявился

В доме

Вдруг


Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

—Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости—

Поучиться

Веж-


ли-

вос=


ти!

—Я и сам,—

Кричал Индюк,

Доктор Вежливых Наук,—

И жена моя—пример

Замечательных манер—

Даже когда спит она,

Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньей, Свинья,—

Ждет тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты свое свиное рыло!



Как ни бился он,

Однако


К Индюку никто не шел—

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

—Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!

И добавил

С высоты

Своего величия:

—Не усвоили,

Скоты,


Правила приличия!

Прочитал и вспомнил, наверное, людей подобного типа. А вот на себя посмотрел? Ведь осуждать других легко, гораздо труднее увидеть собственные недостатки: "Чем кумущек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться!"

Задача десятая .Что такое правила приличия? Соблюдаешь ли ты их?

Справимся по словарю:

ВЕЖЛИВЫЙ, -ая, -ое; -лив, -а, -о. Соблюдающий правила приличия: учтивый, обходительный. Вежливый человек.

ВОСПИТАННЫЙ, -ая, -ое. 1. Прич. страдат. прош. от воспитать.2. в знач. прил.( кратк. Ф. -тан, -танна, -танно). Получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя.

ПРИЛИЧИЕ, я, ср. Соблюдение правил поведения, вежливости, пристойность в поведении, словах, мн.ч. ( приличия, -ий). Правила поведения, принятые в какой-либо общественной среде.

ПРИСТОЙНЫЙ, -ая, -ое: -стоен,. -стойна,, -стойно. Вполне приличный, отвечающий правилам приличия.

Словарь русского языка.

Задача одиннадцатая, Прочитай стихотворение Юноны Мориц:

ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!

Чисто в домике у Белки,

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон—

Благородный старый Слон,

Вытер ноги о подстилку:

—Распишитесь за "Мурзилку",—

Протягивает веточку,

Показывает клеточку:

—Напишите мелко

"Получила Белка".

Кто еще стучится в двери?

Это—мошки, птицы, звери!

Вытирайте ножки,

Дорогие крошки!

Заходите и садитесь,

Поросята, не стыдитесь!

Ведь бывают, между прочим,

Свиньи вежливые очень.

Все не от питания,

А от воспитания!

Сравни Белку и Индюка. Опиши их, используя характеристики их правил поведения.



Как обращаются Белка и Индюк к Поросятам и Свинье7 Почему именно эти персонажи избраны авторами? Что значит "быть свиньей" ?

ПРИМЕР ВТОРОЙ

"Житель Вены говорит: "целую руку", не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: " Дорогой сэр, Вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо.

Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.

В Европе цвет траура черный, в Китае—белый.

Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным.

В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет—того требует вежливость.

Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается—нужно показать, что ты сыт.

Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы.

И. Эренбург. Годы, люди, жизнь.

Задача первая. Знаешь ли ты поговорку "В чужой монастырь со своим уставом не ходят" ? Именно на ней основано заключение И. Эренбурга. Приведи примеры правил обхождения, которые отличают людей разной культуры.

Задача вторая Не удивляло ли кого твое собственное поведение? Чем ты отличался от других людей—представителей иной культуры?

А не бывало ли так, что люди одной национальности с тобой отмечали какие-то особенности твоего обхождения с окружающими? Если да, то чем это, на твой взгляд, вызвано?

Задача третья. Приведи примеры русских пословиц, в которых отражаются правила поведения, рекомендуемые детям. Например: Доброго держись, а от худого удались. Не дал слово—крепись, а давши слово—держись. Дракою прав не будешь. Умный научит, дурак наскучит. А еще?

Задача четвертая. Попробуй привести русские соответствия иноязычным пословицам и поговоркам: Дурак думает, что все будет так, как ему захочется—... Лучше потерять седло, чем лошадь—...Осторожность—спутник безопасности—... Великан среди пигмеев—...О вкусах не спорят—... ( Молодец среди овец. Дуракам закон не писан. Из двух зол выбирай меньшее. На вкус и цвет товарищей нет. Береженого бог бережет. Всяк сверчок знай свой шесток.)

Задача пятая. Прочитай и выскажи свое мнение: "Самое типичное для нашей национальной традиции—это стремление прийти на помощь человеку, если он в этом нуждается. Ф. М. Достоевский называл такое качество русского человека всемирной отзывчивостью, всечеловечностью. Готовность приютить и обогреть, накормить и успокоить, дать добрый совет и защитить—все это является необходимой составной частью кодекса поведения. Причем это стремление относится к любому человеку, нуждающемуся в такой помощи, независимо от цвета его кожи, разреза глаз, вероисповедания, и национальности".(все об этикете).

Если ты согласен с высказанными положениями, подтверди их примерами из жизни, прочитанной литературы. фильмов. Если нет, докажи обратное.

Задача шестая. Читал ли ты книжку, где описывается такой эпизод:

" Кроме уханья филина где-то вдалеке, ни один звук не нарушал мертвой тишины. Тому лезли в голову самые мрачные мысли. Надо было прогнать их разговором. И потому он прошептал:

Как ты думаешь, Гекки, мертвецы не обидятся, что мы сюда пришли?

Я почем знаю. А страшно как, правда?

Еще бы не страшно.



Некоторое время длилось молчание: оба мальчика над этим задумались. Наконец Том прошептал:

Слушай, Гекки, как ты думаешь, старый хрыч слышит, как мы разговариваем?

Конечно, слышит. То есть его душа слышит.

Том, помолчав, прибавил:

Лучше бы я сказал " мистер Вильямс". Только я не хотел его обидеть. Его все звали "старый хрыч".



Если даже ты не прочитал еще этой увлекательной книги, как можно догадаться, что речь идет об американских мальчишках?

Задача седьмая. А вот отрывок из книги о необыкновенных волшебных существах: муми-троллях, хемулях, хомсах, снорках и других:

"Фрекен Снорк покачала головой. Постояв минутку в раздумье, она сказзала:

Пойду помирюсь с Мисой.



Она взяла карманный фонарик и вышла в коридор. Там никого не было.

Миса!—тихонько позвала фрекен Снорк.—Знаешь, мне нравится твой прямой пробор..."



Как догадаться, что книга эта написана зарубежным автором? Ведь только одно слово указывает на то, что автор—финляндская писательница и художница Туве Марика Янсон, которая пишет свои книги на шведском языке. Какое это слово?

Задача восьмая. Какие обращения используют сейчас в России? Как ббы ты хотел, чтобы к тебе обращались? Сейчас?.. А в будущем?

Для души

БРАТСТВО


Большая дорога

Не может быть узкой.

Не может быть черным

Огонь маяка.

Не может—не смеет!—

Считать себя русской

Пустая душа

И скупая рука.

Россию могучей

Всегда называли

Не только за силу

Просторов земных.

Но никогда мы себя не считали

Мудрей и достойней

Народов других.

Л. К. Татьяничева.

Если хочешь, выучи Но подумай над стихотворением обязательно.



ПРИМЕР ТРЕТИЙ

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского "короля-солнца". Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые—даже из древней истории. Историческое развитие было своеобразным фильтром, отсеивавшим незначительные или бесполезные правила. Оно оставило в наследство лишь наиболее рациональные из них.

"Уважение к минувшему,—читаем мы у А. С. Пушкина, —вот черта, отличающая образованность от дикости". Очевидно, что это высказывание в равной мере относится и к внешней культуре человека—этикету. Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов

Он основан на уважении к личности, прав человека. Главная его особенность—осознанность разумом, соответствие помыслов и поступков".

Правила хорошего тона

Задача первая. Почему надо соблюдать правила этикета? Запиши свое .

мнение.

Задача вторая. Этикет и хорошие манеры— это одно и то же? Попробуй вспомнить, когда ты проявил хорошие манеры. Всегда ли ты соблюдал этикет?

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

МАНЕРА, -ы, ж. 1. Образ или способ действия // Обыкновения, привычка. 2.мн. ч. (манеры, -нер). Способ держать себя, внешние формы поведения. Вульгарные манеры.

МАНЕРНИЧАТЬ, -аю, -аешь; несов. Разг. Вести себя манерно, неестественно; жеманиться.

МАНЕРНЫЙ, -ая, -ое, -рен, -рна, рно. Лишенный простоты, естественности; жеманный.// Чрезмерно украшенный, вычурный. Манерный стиль



ЖЕМАНСТВО, -а, ср. Поведение, лишенное простоты и естественности; манерность..

Словарь русского языка.

Задача третья. В поведении каких литературных героев ты можешь обнаружить вульгарные манеры или жеманство. В чем это проявляется?

Задача четвертая. Прочитай отрывок из книги "Правила светской жизни и этикета", изданной в 1889 году

БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ

" Благопристойность касается всех действий жизни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удовольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает ваш долг.

Главные правила благопристойности:

1-е. Не принимать вида ни выше, ни ниже своего положения.

2-е. Оказывай другим внимание и почтение, на которое они имеют право.

3-е.Не обращаться с веселым видом к лицам, которые, как нам известно, имеют особенные причины быть грустными.

4-е Не принимать пренебрежительного и полного гордости вида.

5-е. Избегать слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей.

6-е Говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.

7-е. Всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

8-е. Никогда не завладевать самому всем разговором каждый раз, как является новый предмет разговора.

9-е. Предоставить высказаться тому, кто говорит и начинает говорить не раньше, чем после того, когда собеседник ваш кончит говорить.

10-е. Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидишь.

11-е. Говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.

12-е.Не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то мы делаемся скучными и смешными.

13-е. Когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.

14-е. Не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом".

Книга написана более ста лет назад. Может быть, ты не согласен с некоторыми ее советами? А что такое благопристойность?

ПРИМЕР ЧЕТВЕРТЫЙ

"На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек—"этикеток" и произошло слово этикет, вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет—это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С 18 века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”. В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: “ Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать”. Или другое: Над ествою не чавкай как свинья, и головы не чеши, не проглотив куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”. В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, “отца и матерь в великой чести содержать”. Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: “Чего изволите, государь батюшка” или “Что мне прикажете, государь”. Невежливыми полагались следующие ответы: “ Что, чего. што, как ты говоришь, чего жочешь”. Этикет—и это справедливо—прямо был соотнесен с нравственными отношениями.

Задача первая. Познай себя.

1. Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?

2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?

3.Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему,больше: положительного или отрицательного? (Чем лучше тебе кажутся люди, тем лучше ты сам).

4. К какой группе ты отнесешь себя:

а). Всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен);

б). Восхищаешься многими товарищщами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен);

в). Недоволен собой , но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен);

г). Недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод. чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ);

д). Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца? Если почти все—у тебя сильная воля, половина—удовлетворительно развитая воля, меньше половины—слабая воля;

е). Выдержан ли ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли ты противостоять дурному влиянию?

ж). Суворов говорил: “одежда в пятнах–душа в пятнах”. Опрятен ли ты?

з). Походка– один из показателей воспитанности. Еще Пифагор заметил, что она в какой-то мере выражает характер. Внешняя подтянутость указывает на внутреннюю собранность. Имей в виду, что недостатки роста, фигуры и черт лица сглаживаются внутренней культурой и воспитанностью;

и). Нет ничего полезней прямой, честной и доброжелательной критики. Горькая правда всегда лучше сладкой лести. Умный учится и у друзей, и у врагов, и только глупый обижается на замечания. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на нее?

к). Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?

Задача вторая. Попробуй дать себе характеристику как ИДЕАЛЬНОМУ РЕБЕНКУ; каким хотели бы видеть тебя твои родители,каким бы ты сам хотел быть. Выбори те слова, которые в таком случае охарактеризовали бы тебя, подчеркни их, подумай над их значением и проверь по словарю:

аккуратный, балованный, безнравственный, безобидный, безответственный, безотказный, безразличный. безропотный, бескультурный, бессовестный, благожелательный, благородный, болтливый, вежливый, великодушный, вздорный, говорливый, гостеприимный, грубый, деликатный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный. добросердечный, добросовестный, ехидный, жадный, жалкий, жизнерадостный. завистливый, задиристый, занудный, застенчивый, злопамятный, злорадный, избалованный, инициативный, интеллигентный, истерический, кокетливый, коммуникабельный, корректный, культурный, легкомысленный, ленивый, лицемерный, милосердный, мнителтный, многословный, молчаливый, мягкотелый, наглый, надоедливый, назойливый, нахальный, невежливый, невоспитанный, несерьезный, неугомонный, обидчивый, озорной, оригинальный, остроумный, отважный, ответственный, отзывчивый, плаксивый, порядочный, послушный, придирчивый, простосердечный, простофиля, пунктуальный, работящий, равнодушный, разгильдяй, раздражительный, размазня, разумный, растяпа, решительный, рисковый, робкий, ротозей, самостоятельный, самоуверенный, себялюбивый, серьезный, скромный, скучный, слабонервный, справедливый, трудолюбивый, упорный, упрямый, усердный, усидчивый, хитроумный, хитрый, эгоистичный.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница