Применение инновационной технологии «бос-здоровье» в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения



Скачать 89.17 Kb.
Дата25.04.2016
Размер89.17 Kb.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС-ЗДОРОВЬЕ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Макарова Ирина Петровна,

город Норильск,

МБДОУ №3«Детский сад «Солнышко»,

педагог-психолог,

mdou3@norcom.ru
Цель статьи - исследовать применение инновационной технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения в условиях Крайнего Севера, показать, как данная технология влияет на укрепление здоровья детей, повышает образовательную направленность, способствует улучшению самочувствия, повышает работоспособность детей.

Ключевые слова: здоровье, инновационные технологии, дыхание, система оздоровления, технология «БОС-ЗДОРОВЬЕ», дети с ОВЗ.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. Дошкольное детство - период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влиянием природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствовании и сохранения здоровья приводят к положительным результатам.

Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности дошкольного учреждения № 3 «Солнышко» является – сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи в условиях кабинета «БОС-ЗДОРОВЬЕ».

Детский сад с 2011года является экспериментальной площадкой федерального уровня по теме «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ на основе инновационных технологий в условиях Крайнего Севера» Научный руководитель - Егоров Б.Б, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства.

Данная инновационная площадка создана с целью внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях Крайнего Севера.

В последние годы значительно увеличилось количество детей часто и длительно болеющих.

Это свидетельствует о том, что проблемы восстановления здоровья ребенка были и остаются актуальными. Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании, в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этой связи технология «БОС-ЗДОРОВЬЕ» занимает достойное место по той причине, что она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов, предполагает активное отношение ребенка и взрослого к формированию бережного отношения к собственному здоровью.

Что же такое Биологическая обратная связь – это новый безлекарственный метод исправления нарушений функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А. По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья ХХI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.

Технология БОС, имеет многоцелевое назначение – способствует снижению уровня заболеваемости среди часто и длительно болеющих детей в три и более раз, корректирует и совершенствует функции речи, снижает психоэмоциональное напряжение, и несет психопрофилактическую направленность при стрессах. Технология позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе экспериментальной работы основная задача заключалась в установлении игрового комплекса БОС на четыре посадочных места, тренажеры дыхания «Биосвязь» и ознакомлении педагогов с технологией БОС-ЗДОРОВЬЕ. Нами была разработана нормативно-правовая база эксперимента. Подобрано информационно-методическое сопровождение инновационной деятельностью в ДОУ.

На втором этапе основной задачей стояло внедрение инновационной деятельности в учебно-воспитательный процесс. Цель - установление эффективности использования БОС - технологии в условиях детского сада. Работа проводилась по следующим направлениям:

- проведение диагностических и оздоровительных сеансов с использованием метода биологически обратной связи с детьми экспериментальной группы;

- внедрение единой образовательной системы по оздоровлению детей;

- взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ;

- взаимодействие детского сада и семьи.

В практику ДОУ ввели единую систему оздоровления и развития детей в детском саду и дома. Для этого каждым специалистом разработан перспективный план по здоровьесбережению воспитанников. Подготовлены практические пособия и комплексы дидактических упражнений. Разработаны конспекты теоретических занятий «Что такое сердце?», «Как дышит человек?» и т.д., консультации для воспитателей «Внедрение инновационной деятельности в учебно-воспитательный процесс ДОУ», «Игры по снятию перегрузки, психоэмоционального напряжения и укрепления здоровья детей». Также нами была разработана модель взаимодействия педагогов в системе оздоровления воспитанников.

Для родителей воспитанников разработали и провели практические занятия по теме: «Помогите ребенку все сделать правильно». Основной целью этих встреч было донести до понимания взрослых, что гармоничная работа дыхательной системы и сердца помогает людям справиться со многими болезнями без лекарств, тем самым, повышая качество жизни.

Были сформированы 2 группы детей старшего дошкольного возраста – контрольная и экспериментальная

С детьми экспериментальной группы апробирован учебный план, основанный на методических рекомендациях (автор Сметанкин А.А.) - это оздоровительный курс, рассчитанный на 18 занятий, включающих в себя 3 теоретических и 15 практических занятий. Проведение с ребенком практических занятий не реже двух раз в неделю. Цель этих занятий:

формирование у детей представлений о дыхании и процессе работы сердца и легких и обучение навыкам правильного дыхания животом с помощью игр и упражнений.

Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому ребенку нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе работы, а также использовать мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечивая высокую заинтересованность и нестандартность проведения оздоровительной работы.

В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты.

По окончании каждого занятия воспитанники заполняли паспорта здоровья, где отмечали оценку за урок, которую выдавал компьютер. На этом этапе необходимо сформировать у детей понимание того, что плохая оценка легко исправляется на хорошую, при этом повышается и уровень здоровья. Причем обратить внимание родителей, что низкая оценка за урок не показатель плохих знаний ребенка, а показатель его уровня здоровья, который будет повышаться по мере проведения занятий дыхательной гимнастикой и овладением навыка правильного дыхания.

Для родителей этих воспитанников разработали и провели практические занятия. Основной целью этих встреч было донести до понимания взрослых, что гармоничная работа дыхательной системы и сердца помогает людям справиться со многими болезнями без лекарств, тем самым, повышая качество жизни.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима в дошкольном учреждении является диафрагмально-релаксацинное дыхание, упражнения на его развитие включены в режимные моменты и коррекционно-образовательный процесс специалистов и педагогов. Дети сравнительно легко выполняют дыхательные упражнения, которые проводят в игровой форме: «Самый большой мыльный пузырь», «Кто дальше сдует ватный шарик», «Мини футбол» и т.д.

Полученные знания дошкольники закрепляют в своих рисунках на выставках: «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Настроение и мое здоровье». Данная работа формирует устойчивый познавательный интерес к урокам здоровья и понятия о здоровом образе жизни.

На третьем этапе основное внимание было уделено обобщению полученных материалов: где была проведена

- подготовка методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

- анализ результатов внедрения технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ»;

- проведение семинаров по исследуемой проблеме в целях распространения опыта экспериментальной деятельности.

Нами был проведен психолого-педагогический мониторинг, результаты, которой позволили определить уровень влияния БОС-технологии.

Технология «БОС-ЗДОРОВЬЕ» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышается устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость. Однако следует помнить, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, «БОС-ЗДОРОВЬЕ» - фрагмент этой сложной системы.

Основные преимущества, направления и результаты оздоровительной технологии:

1. Коррекционная направленность:

Речевая коррекция - значительно активизировалась речевая деятельность у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети научились концентрировать внимание на ощущениях движений диафрагмы, с интересом следят за плавностью и ритмичностью дыхания благодаря использованию занимательных игровых сюжетов. В ходе коррекционно-оздоровительных занятий у воспитанников уменьшалось напряжение мышц шеи, плеч.

Дети с ОВЗ (задержкой психического развития) - у данной категории детей улучшилось общее состояния самочувствия, произошло снижение психоэмоционального напряжения, повысилась работоспособность, усидчивость. Технология БОС и электронные пособия позволяют не только оздоровить детей с ОВЗ, но и значительно повысить эффективность обучения, а именно развивать необходимые функции: самостоятельная организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, психические процессы (внимание, память, восприятие).

2.Психопрофилактическая направленность: профилактика неврологических симптомов при стрессах, физиологических напряжениях с помощью релаксационной музыки и навыков правильного дыхания (диафрагмально-релаксационного дыхания), а также снижение уровня тревожности перед школой, улучшение межличностных взаимоотношений внутри детского коллектива - а это залог успешной адаптации ребенка в социуме.

3.Оздоровительная (медицинская) направленность: показатель заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, а также психосоматическими заболеваниями снизился. Целесообразно применять технологию «БОС-ЗДОРОВЬЕ» в группах оздоровительной направленности в комплексе с дополнительными профилактическими мероприятиями ДОУ.

Занятия по оздоровительной технологи «БОС-ЗДОРОВЬЕ» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. В процессе взаимодействия взрослого и ребенка с помощью технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.

Данная технология (метод) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения дошкольника без ущерба для индивидуального здоровья.


Литература:

  1. Ламкина Л.В. «Метод биологической обратной связи в логопедии».

  2. Мартынова О.С. «Метод биологической обратной связи в профилактике и оздоровлении детей дошкольного возраста и педагогов».

  3. Сметанкин А.А.«Здоровье на пять с плюсом»

  4. Сметанкин А.А. «Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца- путь к нормализации дыхательной и сердечно- сосудистой системы» Журнал «Биологическая обратная связь» 1999 г.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница