Приложение Анализ творческих работ учащихся с точки зрения корректности употребления ими смфс для создания связного текста



Скачать 51.08 Kb.
Дата02.05.2016
Размер51.08 Kb.
Приложение 2.

Анализ творческих работ учащихся с точки зрения корректности

употребления ими СМФС для создания связного текста.

Бесспорно, знакомство уч-ся со средствами межфразовых связей совершенствует строй детской речи, оттачивает язык и стиль ученических сочинений и изложений. В этом убеждает анализ обучающих творческих работ, сочинений и изложений, а также срезовые работы – свободные диктанты и изложения.

Так анализ подробных изложений по тексту Г. А. Скребицкого (упр.№70 «Хитрый заяц») показал, что уч-ся способны и увидеть инверсию в тексте, и использовать ее в качестве средства связи самостоятельных предложений. Вместе с тем, сохраняя авторский стиль, подавляющее большинство ребят оставили в трех предложениях текста прямой порядок слов, что помогло им избежать монотонности и однообразия речи.

А вот одно из сочинений-миниатюр «На высоком берегу реки»:



«Лишь только забрезжил рассвет, а мы с Пашкой уже сидели на берегу с удочками. Внизу, окутанный парком, неторопливо несет свои воды Большой Киржач. Впереди из тумана проступают причудливые очертания березовой рощицы, похожей в этот час на таинственный замок. Справа от меня неподвижный Пашкин силуэт. Слева пробиваются сквозь дымку первые солнечные лучи».

Сочинение, написанное в начале учебного года, показало, что знакомство с порядком слов не прошло для ученицы даром: использование инверсии, препозиция наречий, указывающих на место действия, помогли связать самостоятельные предложения в тексте.

Во время подготовки к сжатому изложению «Старый пень» (упр№132) обращаем внимание уч-ся на союзную связь между предложениями.

«…Возгордился старый пень и сказал, что раз уж люди ему кланяются, то и деревья должны это делать.

Но деревья молча стояли во всей своей красоте.

И тут прилетела синичка, села на молодую березку и весело защебетала о том, что люди не кланяются пню, а ищут вокруг него опенки, да и тех не находят».

В тексте В. Катаева предложение, соответствующее третьему из изложения уч-цы, начинается с союза «но». И там это оправданно. Но при сокращении текста союз «но» в этой позиции недопустим: получается противопоставление поведения синички реакции деревьев на слова старого пня, а, по замыслу В. Катаева, и деревья, и синичка не приемлют выходку пня, не согласны с его мнением. Вот почему при сокращении следовало использовать союз «и» в начале третьего предложения – что и было сделано.

В необходимости постоянной работы над средствами связи между законченными предложениями и абзацами текста убеждаешься, сравнивая результаты срезовых работ уч-ся (см. прилагаемые диагностические таблицы) и обучающих сочинений. Так в начале учебного года школьникам было предложено написать сочинение на одну из тем: «Золотая осень», «Осенний сад», «Осень в березовой роще» и т. п. В конце учебного года уч-ся были розданы листочки с этими сочинениями, оставшимися без учительских помет, и предложено проверить самим свой сочинения, переписать их, устраняя грамматические и речевые ошибки.

Вот образец такой работы.

Вариант №1.

Золотая осень.

Наступила золотая осень. Дни стали меньше, а ночи длиннее. С полей уже убрали хлеба. Ветры усиливаются и становятся холодными. Они со свистом проносятся по деревьям и срывают листья. Часто идут дожди. Собрались птицы в дальний полет.

Это сочинение явно не раскрывает тему. Нет ритмичности описания, пейзажная зарисовка больше похожа на протокольную запись. Предложения не так уж тесно спаяны; как после описания в целом, так и между предложениями внутри него можно поместить новые фразы, конкретизирующие данную тему. Вот как переделал ученик свое сочинение в конце учебного года.


Вариант №2.

Золотая осень

Золотая осень. Днем светит яркое солнце, а ночью тусклый месяц чуть серебрится сквозь туман. Чистый прохладный воздух, как легкий шелковый занавес, чуть колышется от каждого дуновения ветра. Спокойно дремлет земля под разноцветным ковром.

В сочинении всего четыре предложения (три из них простые), но создается впечатление завершенности, законченности и отточенности описания, причем настолько удачного, что кажется, здесь ни убавить, ни прибавить ничего нельзя. Ритмичность речи создается синтаксическим строем текста. Чередование порядка слов в частях второго предложения, одинаковый синтаксический рисунок в начале третьего предложения и в сравнительном обороте показывают, насколько удачно поставлены слова в зависимость друг от друга. А это, в свою очередь, влияет на внешние связи, т. е. на связи между законченными предложениями: изменить их порядок или вставить между ними новое предложение оказывается невозможным. Таким образом, здесь прослеживается зависимость между структурой отдельных предложений и связями между ними.

Другой пример.

Вариант №1.



Осенний сад.

Осенний сад. Деревья-великаны сплели свои верхушки, и солнце с трудом проникает сквозь их пышные пожелтевшие листья. В саду тихо, лишь медленно падают листья. Листья падают не сразу, немного кружатся в общем хороводе, а затем тихо опускаются вниз. Листья везде: на дорожках аллей, на земле, на скамейках. Ярко-красные, желтые, зеленые листья устилают все вокруг, и нога утопает в них.

В данном случае для связи пяти предложений используются семь лексических повторов. Правка ученика свелась к замене цепной связи на основе лексического повтора цепной синонимической, наречной, местоименной связью.

Вариант №2.

Осенний сад.

Осенний сад. Деревья-великаны сплели свои верхушки, и солнце с трудом проникает сквозь их пышные пожелтевшие кроны. Здесь тихо, лишь, шурша, медленно падают листья. Они падают не сразу, немного кружатся в общем хороводе, а потом тихо опускаются вниз. Листья везде: на дорожках аллей, на земле, на скамейках. Ярко-красные, желтые, зеленые, они устилают все вокруг, и нога утопает в них

Еще один пример правки учеником своего сочинения.

Вариант №1.

Золотая осень.

Наступила долгожданная золотая осень. Деревья в лесу надели свой осенний багряный убор, а опавшие листья с деревьев представляют разноцветные ковры. Трава на лугах начинает желтеть и приближаться к земле. Все птицы улетели в теплые края, где можно прожить лютую зиму.

Здесь очевидно нарушение единого временного плана, немотивированные скачки от одного времени к другому. В данном случае лучше использовать глагольную форму совершенного вида прошедшего времени, что и было сделано учеником во время правки в конце учебного года.

Вариант №2.

Золотая осень.

Наступила долгожданная золотая осень. Деревья в лесу надели свой багряный осенний убор, а листья, упавшие с них, раскинулись разноцветным ковром. Трава на лугах пожелтела и пригнулась к земле. Все птицы улетели в теплые края, где можно прожить лютую зиму.
Другая ученица вынуждена была поработать над союзной связью между предложениями. Вот ее первоначальный вариант сочинения.

Воздух прозрачный, свежий и чистый, но чувствуешь приятный запах от листвы и все глубже и глубже вдыхаешь его в себя. Но не хочется расставаться с осенью, ее нарядом, и мы собираем желтые и оранжевые листья и засушиваем их. А потом в зимнее время вспоминаем долго золотую осеннюю пору, рассматривая гербарий.

В данном примере уместно использован лишь первый союз «но», выражающий отношения противопоставления между частями сложного предложения. Эту же смысловую связь ученица переносит и на отношения между предложениями. При повторной работе с этим текстом она убрала союз «но», соединявший 1 и 2 предложения, а также изменила время глагола-сказуемого в последнем предложении – «будем вспоминать».



Таким образом, правка учащимися собственных сочинений в конце учебного года, последние изложения и сочинения, а также срезовые свободные диктанты показали, что работа в течение всего 5 класса по изучению средств межфразовых связей и овладению нормами их использования в речи не прошла даром.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница