Приложение 2 1 группа. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII в.)



Скачать 57.72 Kb.
Дата06.11.2016
Размер57.72 Kb.
Приложение 2

1 группа. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII в.)

"Царь Батый окаянный стал воевать Рязанскую землю и пошел к городу Рязани. И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели. А в шестой день рано утром пришли язычники к городу, одни — с факелами, а иные — со стенобитными орудиями, а иные — со множеством лестниц. И взяли город Рязань в декабре месяце в 21 день. И пришли в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину — мать великого князя, и со снохами, и с прочими княгинями изрубили мечами, а епископа и священнослужителей предали огню — в святой церкви сожгли, и иные многие пали от оружия, и в городе многих людей и с женами, и с детьми мечами изрубили, иных — в реке утопили. [...] И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили".


-Кто защищал город Рязань от врага?

-Как долго продолжалась осада города?



-Почему, несмотря на героизм защитников, Рязань пала?

2 группа. Подвиг Евпатия Коловрата. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII в.)

"И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?». Они же ответили: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им". 
-В чем заключался подвиг Евпатия Коловрата и его дружины?

-Как вы думаете, это был исключительный факт или нет?

-О чем свидетельствует поступок Батыя?

3 группа. Осада и взятие Владимира. (Из Тверской летописи)

"Беззаконные же татары пришли к Владимиру месяца февраля в третий день... Привезли они с собой Владимира Юрьевича к Золотым воротам, спрашивая:"Узнаете ли княжича вашего?"... и все люди проливали обильные слезы, видя горькие мучения князя. Татары же отошли от городских ворот, объехали город, а затем разбили лагерь на видимом расстоянии перед Золотыми воротами. Всеволод и Мстислав Юрьевич хотели выйти из города против татар, но Петр-воевода запретил им сражаться, сказав: "Нет мужества и разума, и силы против Божьего наказания за наши грехи".

А татары пошли и взяли Суздаль, и вернулись к Владимиру... Начали татары готовить войско и ночью окружили тыном весь город. Утром увидели князья Всеволод и Мстислав, и епископ Митрофан, что город будет взят, и, не надеясь ни на чью помощь, вошли в церковь Святой Богородицы и начали каяться в своих грехах... А татары начали готовить пороки и подступили к городу, и проломили городскую стену, заполнили ров свежим хворостом, и так по примету вошли в город... и так взяли город и подожгли его. А епископ и княгиня со снохами, и с дочерью, внучатами, другие княгини, и боярыни, и многие люди вбежали в церковь Святой Богородицы и заперлись на хорах. А татары взяли и Средний город, выбили двери церкви, и собрали много дров, обложили церковь дровами и подожгли. И все бывшие там задохнулись..."
-Как были вооружены монголы?

-Как горожане защищали свой город?

-Какова была судьба Владимира?
4 группа. "Злой город Козельск".(Из Ипатьевской летописи. XV в.)

"Разрушив город Владимир, захватив суздальские города, пришел Батый к городу Козельску. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Козляне же, с общего согласия, порешили не сдаваться Батыю, говоря так: "Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога". Татары упорно бились, хотели взят город, разбили городскую стену и вошли на вал. Козляне на ножах резались с ними. Они решили выйти на татарские полки, и, выйдя из города, разбили пороки их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей, даже грудных младенцев. О князе Василии ничего не известно; некоторые говорят, что он утонул в крови, так молод был. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но - "Злым городом", потому что они бились за него семь недель. У татар были убиты три сына темников. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов".

-Почему монголы прозвали Козельск "злым городом"?

-Какое впечатление произвело на вас повествование о героической обороне Козельска?

-Подумайте, какое влияние оборона Козельска могла оказать на дальнейшие завоевательные планы хана Батыя?

5 группа. Осада монголами Киева (Из Ипатьевской летописи. XV в.)

"В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой. с многим множеством воинов своих, и окружили они город и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его. от рева множества верблюдов его. ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Тут вплотную подступали заросшие лесом овраги. Пороки непрестанно были день и ночь и пробили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разлетались в щепки щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви святой Борогодицы. На другой день татары начали приступ, был болшой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды вместе со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили его мужества его ради".
-Какими словами летописец рисует силу монгольского войска?

-Какую тактику использовали монголы при захвате Киева?

-Как горожане защищали свой город?

-Где укрылись последние защитники?



-Почему Батый сохранил жизнь воеводе Дмитру?


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница