Приложение №1 Из воспоминаний сельчан



Скачать 51.15 Kb.
Дата08.11.2016
Размер51.15 Kb.
Приложение № 1

Из воспоминаний сельчан:

«Необходимость уличных фамилий диктовалась общественно-бытовыми условиями старой дерев­ни. Село Верх-Катунское было основано в 1821-1832годах переселенцами Тамбовской губернии Маршаловского уезда Это были Лукьяновы, Ждановы, Афанасьевы. Неверовы и Пивоваровы. Их потомки и сейчас составляют большую часть жителей села Верх - Катунского. К 1840 году здесь уже было 14 дворов, а по материалам переписи 1893 года - уже 265 дворов. Семьи раз­растались, делились, сыновья с их семьями выделялись в отдельные хозяйственные ячейки, отселя­лись от отцовского гнезда; пользоваться одной семейной фамилией, которая постоянно повторялась у других, было неудобно. Отсюда и выросла эта необходимость иметь две фамилии - официальную, «настоящую», и уличную.

В 1875 году в наше село с родителями переехал Аполлон Трофимович Жданов, ему в то время было всего лишь 5 лет. Ребенок рос, мужал, завел семью, вырастил детей. Жили большой дружной семьей. Хозяйство было крепкое, на зависть всем. Детей было 6 – четверо сыновей и двое дочерей. Всех звали Аполлонькиными. Грянула революция. Боясь потерять все нажитое, Аполлон Трофимович начинает отделять своих сыновей с их семьями. Сообща строят каждому дом. Молодые живут рядом с отцом. Образуется целый район в селе - Аполлонькино. Но под раскулачивание Аполлонькины все же попали. В музее села хранятся справ­ки о реабилитации братьев Ждановых. Семья оказалась разбросанной, а уличная фамилия осталась


Андрей Иванович Неверов имеет уличную фамилию Малкин. В семье деда было два брата, оба Лаврентия, оба Неверовы. Один высокий, другой маленький - «малой». Потомки «малого» получили фамилию Малкины
Встречаются уличные фамилии в на­шем селе, происходящие от имени матери, это Христины (Пивоваровы), Матренины (Ждановы).
У Пивоварова Михаила Федоровича была фамилия «Седой». Перед Первой Мировой Войной 26-летний Михаил обучал лошадей. Однажды лошадь его понесла. Он упал, сломав ногу и вскоре поседел.
Основатель рода - Неверов Иван Андреевич имел большую пашню за селом, посреди которой рос большой куст калины. Отсюда и нарекли сельчане хозяина, а потом и его детей и внуков Калинкиными. Сейчас Катунь смыла и эту пашню, и куст калины, а уличная фамилия потомков этого старожила продолжает жить.

Уличная фамилия - Просвирнины (Ждановы). Прабабушка ,Матрена Васильевна Жданова ,пек­ла для церкви белый хлеб, из которого делали просвирки.


Старожил нашего села- Неверов Иван Дмитриевич работал бригадиром в колхозе «Путь Ленина». Его бригада на берегу реки, там, где сплошной песок, выращивала отменные арбузы. Он часто хвалился урожаем, приговаривая до самой старости «Вот у меня бахча, так бахча!». Со временем «Бахча» превратилась в «Бабча», и всех потомков этого деда- Неверовых стали звать по-уличному- Бабчонковы
Дмитрий Гаврилович Жданов совсем маленьким постоянно увивался около матери, нигде не отставал от нее. Мать нередко брала его с собой на работу, на птицеферму, там он старался помогать, как мог. Мать часто хвалила его, приговаривая: «Куреночек, ты мой». От­сюда и закрепилась за ним и его сыновьям и внуками уличная фамилия Куренкины.»

Из статьи «История села Верх - Катунского» (газета «Ленинский путь», 1987г.,Л.И.Каракчеева).

Село наше возникло в 30-е годы XIX века. Первые жители — это сосланные по­мещиками крестьяне из чер­ноземных губерний России: Курской, Воронежской, Там­бовской. Ссыльные крестья­не Афанасьевы, Лукьяновы, Ждановы, Черниковы, Неве­ровы были людьми гордыми и смелыми. Они не хотели мириться с произволом по­мещиков и... ехали в неве­домую далекую Сибирь.

Вот что рассказывал Ти­мофей Ионович Черников: «Моего деда привезли сюда, когда ему было 13 лет. На высоком песчаном берегу Катуни среди могучих сосен и берез стояло всего 14 изб. Ехали долго из Маршальско­го уезда Тамбовской губер­нии. Они сразу из местного леса срубили избу. Обычно это была одна большая ком­ната с большой русской печью и палатами. Земли было много, каждый зани­мал земли столько, сколько

хотел и где хотел.

Первым поселенцам приш­лось пилить лес, корчевать пни, чтобы освободить зем­лю под пашню и огород. Ма­ленькое компактное село располагалось вдоль Боль­шого острова, напротив ны­нешнего кладбища. Крестья­не сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху, овес, а вот картофель не сажали, питались хлебом и мясом.

Орудия труда были про­стые: деревянная соха, дере­вянная борона. Сеяли рука­ми, жали серпами, молотили цепами и веяли на ветру зерновые культуры. Село сразу официально получило название Верх-Катунское. Ярки — прозвали за высо­кий яр, берег, который река; смывала, и это было посто­янной заботой людей.

В 70-е годы XIX века Верх -Катунское привлекало людей близостью города, большой трактовой дорогой. В то же время село резко подалось в сторону севера и расположи­лось там, где сейчас кладби­ще, а там, где было село, возник луг. Женщины вспоминали луг тем; что там отбеливали хол­сты, белым-бело было, а му­жчины — как место прове­дения праздников, девушки водили хороводы (в длинных юбках, с толстыми косами на спинах), а парни, молодые мужчины играли в бабки, в лапту, шаровки. Людей там собиралось много, было кра­сочно и нарядно.

В начале 80-х годов XIX века была построена неболь­шая деревянная церковь, там, где сейчас кладбище, на бугорке, который и сей­час стоит, а в . 90-е годы- в приспособленной крестьян­ской избе открыли двухклас­сную церковно-приходскую школу., Фекла Афанасьева рассказывала с гордостью, что она. закончил, школу, а многие, проучившись не­сколько дней, месяцев, бро­сали ее, едва научившись чи­тать и писать, надо было ра­ботать.

В 70—80-х, начале 90-х го­дов центр села был в районе кладбища. Здесь, недалеко от церкви, стоял большой поповский дом, дом дьяка и дома зажиточных крестьян. Это была уже не одна изба, а дом с горницей, но чаще дом-связь.



На север и запад от центра расходились ули­цы Солыменка, Аполлонькино, Дыркино.



Аполлонькино (старая часть с. Верх- Катунского)

В 80—90-е годы село рас­тянулось вдоль тракта и ре­ки. «Почему?» — спрашива­ли мы старожилов села. На песках никто не хотел се­литься, искали землю плодо­роднее под огороды, кроме того, приезжающие добро­вольно издалека люди стара­лись поселиться вместе, да многие были родственники, и еще учитывали состояние бе­рега, близость пашни, трак­та, раздолья. Так, видимо, заселился бывший колхоз «Путь Ленина». Тут больше всего жило Пивоваровых. Раньше его называли Рос­сийский край, позднее про­сто край.

В 1905 году крестьяне на сходке решили продать цер­ковь, она была мала, постро­ить новую. Разобрали дере­вянную и продали в село Аникино. Крестьяне продавали скот, хлеб, чтобы внести свой пай на строительство церкви. Лес купили в Гор­ном Алтае и приплавили по Катуни.

В 1910 г. церковь была по­строена, открыта новая шко­ла, почта, лавка, писарская изба.

Сюда, на новое место, пе­реместился центр села, нача­ли строиться улицы.



В годы коллективизации на территории нашего села были созданы колхозы : «Пробуждение», им. Ворошилова, им. Будённого и «Хлебороб». В 1930 году колхозы им. Ворошилова, им. Будённого и «Хлебороб» объединились в колхоз «Путь Ленина». Колхозы «Красный Октябрь», им. Кирова и им. Чапаева организовали на месте колхоза «Смерть капиталу». Все колхозы на территории Верх-Катунского имели многопрофильную экономику: овцеводство, разведение крупного рогатого скота и свиней, птицы, выращивание зерновых культур. Широкое распространение получили бахчёвые культуры (арбузы, дыни).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница