«Причастие»



Скачать 91.35 Kb.
Дата11.11.2016
Размер91.35 Kb.
Обобщающий урок по теме «Причастие».

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самостоятельную работу, «не перегрузить» шестиклассников информацией, использовать разные приемы, в том числе игровой технологии. Урок должен быть интересным, информативным, построенным на краеведческом материале.

 

Цели и задачи урока урока:

Обучающие

- обобщение и расширение сведений о причастиях;

- повторение пунктуационных правил, связанных с причастным и деепричастным оборотами;

- формирование умения находить и правильно писать орфограммы в причастиях;

- формирование умения употреблять причастия и причастные обороты при написании творческих работ;
Развивающие

- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

- обучение умению доказывать и опровергать;

- обучение умению выделять главное;


Воспитательные

- формирование умений общаться,

- развитие интереса и потребности изучения предмета, самообразования,

- развитие интереса и любви к малой Родине, воспитание чувства патриотизма у школьников.


Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор),.
Тип урока: обобщение и повторение ранее изученного материала.
Вид урока: урок– путешествие


Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
Рефлексия.

У нас сегодня необычная встреча, много гостей. А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Поднимите облачко, если вы волнуетесь или солнышко, если вам комфортно.

Давайте поможем друг другу преодолеть это волнение Просто улыбнитесь. Смотрите, даже в классе как-то стало теплее и светлее , правда? А теперь желаю нам хорошей работы.
Идешь порой в школу по той же дороге, что и всегда, и кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край.

Разве может кому не нравится

Мой поселок, мои Бежаницы?

Ожерельем озер окруженный

И лесами по древним холмам,

Мой поселок, красивый, зеленый,

Улыбается мне по утрам.

Н.Александрова.

-О чем это стихотворение? (О нашем родном поселке, о малой Родине)

-И сегодня, ребята. Мы будем путешествовать по родному краю, а поможет нам не заблудиться маршрутная карта в которой вы будете сегодня работать. Давайте запишем на верхней строчке число, а чуть ниже классная работа.


И еще об одном помощнике говориться в загадке:

Вот свойство мое обязательное:


Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению  напоминаю.

- Так какую часть речи мы будем сегодня повторять? (Причастие)



Запишите тему урока:

«Обобщение по теме «Причастие».

А чтобы вы хотели сегодня повторить по этой теме?

Цели урока:

Наши с вами желания совпадают.

Ну, что ж, отправляемся в путь.



  1. История родного края.

Изучение родного края невозможно без экскурса в историю.

– Ребята, у нашего поселка необычное название. Что вы об этом знаете?


В 1583 году была составлена карта, на которой обозначен тракт (почтовая дорога), соединяющая Псков, Остров, Порхов, Великие Луки, Холм. На ней отмечено поселение «Бежаничи». По одной из версий, сюда могли бежать люди от польских, немецких, литовских захватчиков, беспокоивших западные рубежи Псковской и Новгородской земли.

По другой версии, название поселка произошло от слова «бежа», обозначающего в древнеславянском языке слово «лужа».

И хоть наш поселок не стоит на берегу реки или озера, воды было достаточно: вблизи проходил путь «Из варяг в греки», один из его «рукавов» - Чисть - остаток этого пути.

Место, выбранное нашими предками для проживания, было удобным. Пахотные земли, охотничьи угодья, богатые зверьем, - все это способствовало довольно быстрому росту поселения.


-Найдем в первом абзаце текста причастия и докажем, что мы правы. Подчеркнем их как члены предложения.

- Что обозначает причастие, как особая форма глагола?



  1. Морфологические признаки причастий.

Это счастье огромное,

Это радость безмерная-

Возвращаться на Родину

После дальних дорог.

Мы, конечно же, помнили,

Как любовь свою первую,

Этот тонущий в зелени,

Милый наш городок.
-Ребята, а встретилось ли в этом красивом стихотворении о нашем крае причастие? Давайте напишем его биографию.

-А что такое «биография?» (Жизнеописание)


-А для причастия биография – это что? (Морфологические признаки) Мы напишем не просто биографию, А автобиографию, т.е. от лица причастия.

Автобиография.

Я, причастие «тонущий», происхожу из семьи прилагательного и глагола, обозначаю признак предмета по действию.

Мой отец, глагол, оставил мне значение настоящего времени, несовершенного вида, непереходности. Мать, прилагательное, оставила мне в наследство вопрос «какой?», свою синтаксическую роль. Определение, научила изменяться по родам, падежам и числам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа и винительного падежа. Кроме названных, имею собственную, присущую только мне категорию, – я действительное причастие.

Кто помнит, что обозначают действительные причастия?

- В чем особенность морфологических признаков причастия как особой формы глагола?




  1. Правописание.

Слайд с изображением герба. Что такое герб?

Ребята, а почему наш герб именно такой?

На гербе Бежаницкого района изображен лось – животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство. Золотой цвет означает богатство нашего района. Холмы, показывающие Бежаницкую возвышенность,- это самое высокое место Псковской области. Зеленый цвет, дополняющий символику герба, - это цвет изобилия, жизни и возрождения. Серебро символизирует чистоту, благородство и совершенство.

Задание:

Объясните правописание орфограмм в суффиксах причастий.

- Правило о правописании суффиксов причастий.


-Ребята. Посмотрите внимательно на текст, на структуру предложений, что их объединяет? (наличие причастного оборота).

-Давайте объясним пунктуацию в предложениях с причастными оборотами. Работа прямо на карточках.



Что такое причастный оборот?

Какое правило надо знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в при причастном обороте.

4. Красива природа нашего района. Только озер насчитывается 42. Вы, наверное, летом часто отдыхаете на берегу какого-нибудь из них. А знаете ли вы некоторые особенности наших озер?

В озере Дубец водятся плотва, окунь, щука, налим, карась, ерш и карликовый лещ, не встречающийся в других водоемах области.

Озеро Алё имеет в своем архипелаге около семидесяти островов, многие из которых не исследованы.

Таинственное, еще не изученное Каменное озеро, на котором в 1420 году чудесным образом явилась икона Божьей Матери «Призри на смирение».

Много тайн хранит наша земля. А у нас есть возможность объяснить одну из тайн правописания причастий. Как мы напишем встретившиеся причастия с не?

-Какое правило надо помнить о правописании не с причастиями?


  1. Ребята, мы с вами уже долго путешествуем по родному краю, вы, наверное, устали , проголодались, давайте устроим пикник, но на пикник с пустыми руками не пойдешь, давайте соберем корзину для пикника. Поработаем в группах. В корзину вы сможете положить только те продукты, в названиях которых есть причастия.

Работа в группах, затем объяснение на доске.

1.пропитанный сиропом бисквит

Клюквенный кисель

Купленная на рынке клубника

2. тушеное мясо

Копченная со специями рыба

Приготовленный по особому рецепту картофель


3. рубленая петрушка

жареные в сметане баклажаны

сорванные с дерева груши




- какое правило надо знать, чтобы правильно писать н и нн в причастиях ?

  1. Главное богатство нашей земли – это люди, которые защищали нашу землю от оккупантов, отдали свои жизни за нашу Родину. Мы должны быть благодарны им. А сколько талантливых людей у нас! Все примеры для сегодняшнего урока взяты из книг, написанных нашими земляками.

А сколько знаменитых фамилий населяло наш край. Это и Львовы. Набоковы, Криницыны, Ковалевские и конечно же Философовы. Очень много для развития нашей земли сделала А.П. Философова. Она открыла земское училище, библиотеку, больницу.

И этот год объявлен в нашем районе годом рода Философовых.

Прекрасная усадьба в Усадищах.

Без края даль, укутанная снегом,

Там озеро Дубец, закованное в лед.

И серый горизонт, сливающийся с небом,

Где ветер зимний стонет и поет.

Здесь особняк, Усадищ украшенье,

С холма глядит в заснеженную даль.

Безлюдье, тишь, пустынное забвенье,

Тревога сердца и души печаль. (Александрова)

Совсем недавно в нем располагалась начальная школа, сейчас находится музей. Прекрасный парк-украшение нашего поселка. Давайте побродим по нему, представим, что сейчас осень.

Продолжите предложения, используя причастия и причастные обороты.

Мы входим в парк, усыпанный листьями.

Проходим по аллее, затененной высокими деревьями.

Приближаемся к прекрасному особняку, утопающему в желтой листве.

С высокого холма открывается прекрасный вид на уходящую вдаль дорогу.

Красивый парк – излюбленное место отдыха наших жителей.



Что изменилось в тексте, после того, как вы добавили причастия и причастные обороты? ( текст стал ярче, образнее. Живее, удалось избежать повторов).

Для наглядности давайте проведем лингвистический эксперимент.

Замените предложение с причастным оборотом на сложное предложение.

Мы входим в парк, усыпанный листьями.

Мы входим в парк, который усыпан листьями.

-Это синонимические конструкции. Что изменилось? (Преимущество первого предложения в лаконизме, краткости, акцент делается на признаке предмета, но при этом сохраняется действие . движение. Образ становится живым и ярким)



Так зачем нам нужны причастия в речи?

В. И. Даль так говорил о причастии: « Эта часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного».

А Ломоносов утверждал: «Причастие служит сокращению слова человеческого, заключая в себе имени и глагола силу»

Посмотрите, как совпадают ваши мысли с мнением великих людей.



  1. Наш урок подходит к концу.

что удалось нам повторить, осталось ли что-нибудь непонятым.

  1. Ребята, а о чем кроме причастия мы говорили с вами сегодня?.

(О нашем крае, о нашей малой родине)

Как вы думаете, как надо относиться к своей родине?

Надо любить, беречь и изучать свой край.

А в родимом краю и березки другие,

И душистей сирень, зеленей тополек.

Много мест на земле, только в нашей России

Может каждый по сердцу найти уголок.

И куда бы ты ни был заброшен судьбою.

И каких дорог после не было пройдено,,

Человек будет знать: у него за спиной

Есть всегда крепкий тыл- его малая родина.

7. Домашнее задание.

1. Написать мини –сочинение «Мой край»



2. Тест

Спасибо за работу. Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Просигнальте мне карточками.



Если вы довольны своей работой на уроке. Поаплодируйте себе.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница