Президент Мозамбика глава государства и правительства, избирается сроком на пять лет всеобщим и прямым голосованием. Он обладает широкими полномочиями и имеет право роспуска парламента



Скачать 191.08 Kb.
Дата09.05.2016
Размер191.08 Kb.
Пак А.Н.

Институт Африки АН РФ
Сравнительный анализ президентских кампаний

ФРЕЛИМО и РЕНАМО

на выборах 2004 года в Мозамбике.
Третьи в постколониальной истории Мозамбика всеобщие выборы, которые состоялись 1 и 2 декабря 2004 года, стали не просто избранием нового главы государства и депутатов парламента, но, прежде всего, ознаменовали собой окончание эпохи президента Жоакина Чиссано, который находился у власти в течение последних восемнадцати лет.

Президент Мозамбика – глава государства и правительства, избирается сроком на пять лет всеобщим и прямым голосованием. Он обладает широкими полномочиями и имеет право роспуска парламента. 16 ноября 2004 года мозамбикский парламент одобрил новую конституцию страны, которая сокращает пребывание президента у власти с трех пятилетних сроков до двух.

В президентской гонке 2004 года участвовали пять кандидатов, однако еще на предварительном этапе политические наблюдатели предсказывали, что основными претендентами на пост президента страны станут кандидат от правящего Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) – Арманду Гебуза и Афонсу Длакама, возглавивший оппозиционный блок Движения национального освобождения Мозамбика (РЕНАМО) и Предвыборного Союза, объединившего 10 мелких партий.

250 мест в парламенте оспаривали 25 политических партий и коалиций, но и здесь главная борьба развернулась между традиционными политическими соперниками ФРЕЛИМО и РЕНАМО.

В результате на президентских выборах Арманду Гебуза получил 62,05% голосов, а Длакама 31,74%. На парламентских выборах ФРЕЛИМО отдали предпочтение 62,05% избирателей и РЕНАМО поддержали 29,73%. При этом РЕНАМО потеряло позиции в наиболее бедных регионах, традиционно выступавших на стороне оппозиции: 10 из 11 провинций Мозамбика отдали голоса ФРЕЛИМО, обеспечив правительственной партии безоговорочную победу.

Как и на выборах 1994 и 1999 годов Длакама не признал итоги голосования. После обнародования официальных результатов он подал апелляцию в Конституционный суд Мозамбика с требованием аннулирования итогов выборов, сохранения Жоакино Чиссано на посту президента на шесть месяцев и проведения повторных выборов в 2005 году. Лидер оппозиции заявил, что выборы прошли в обстановке массовых фальсификаций, и «признать их было бы убийством демократии1». По словам Длакамы низкая активность избирателей (лишь 36% зарегистрированных в списках граждан пришли на участки для голосования) объясняется изменениями в списках избирателей и месторасположений избирательных участков. Тем не менее, Конституционный суд признал выборы состоявшимися и честными, несмотря на имевшие место нарушения: трудности с доставкой бюллетеней, сбой в работе избирательных участков в провинциях Замбези и Кабу-Делгаду, отсроченное обнародование результатов выборов. Следует отметить, что иностранные наблюдатели, в том числе представители Европейского Союза, Британского Содружества и американского Фонда Картера признали голосование «позитивным» и соответствующим демократическим нормам.

В ходе избирательной кампании лидеры ФРЕЛИМО и РЕНАМО придерживались разной тактики. Так, Гебуза занимался реформой партии, изменением ее устава, привлекал новых членов и активно посещал представительства партии по всей стране. Он открыто пропагандировал принцип диалога с оппозицией. Был разработан Интернет-сайт партии, проводилась работа с молодежью. Особое внимание ФРЕЛИМО уделял активной работе в центральных и северных зонах Мозамбика, ориентированных ранее на РЕНАМО.

Длакама, напротив, придерживался старой тактики критики и обвинений ФРЕЛИМО (к примеру, он начал свою избирательную кампанию проведением марша протеста тысяч своих сторонников в Мапуту), стремился сохранить прежние позиции в провинциях Севера и Центра и поддержку традиционных институтов власти.

Анализ избирательных кампаний и программ кандидатов на пост президента Мозамбика позволяет выделить их характерные особенности.

Предвыборная кампания А. Гебузы

Решение Жоакина Чиссано отказаться от участия в избирательной гонке поставило перед ФРЕЛИМО задачу приведения к власти его преемника.

В июне 2002 года кандидатом на пост президента от партии ФРЕЛИМО был назван известный бизнесмен и генеральный секретарь ФРЕЛИМО Арманду Эмилиу Гебуза. Двумя годами позже, в июне 2004 года Чиссано официально объявил Гебузу своим преемником, заявив, что оставляет страну в его надежных руках.

В предвыборной агитации основной упор делался на политическом опыте Гебузы. Арманду Гебуза приобрел известность во время борьбы за независимость Мозамбика от Португалии, в которой играл одну из ведущих ролей. Он занимал пост министра внутренних дел, был заместителем министра транспорта и коммуникаций, а позже ему была отведена основная роль в ведении переговорного процесса в Риме между противоборствующими ФРЕЛИМО и РЕНАМО, завершившегося подписанием генерального соглашения о мире в 1992 году. Успех мирных переговоров способствовал росту популярности Гебузы, поскольку многие мозамбикцы не верили в окончание гражданской войны.

Гебуза имеет репутацию политика, внесшего значительный вклад в становление многопартийной системы в Мозамбике. Издание “Africa Security Review” охарактеризовало его как одного «из первых мозамбикских лидеров, которые осознали необходимость направить страну на путь многопартийности и рыночной экономики, установить тесные связи с международными финансовыми институтами, размещенными в Вашингтоне»2.

Но в биографии Гебузы были и неприятные для него эпизоды: безрезультатное расследование гибели первого президента страны Саморы Машела; приказ «20-24», принятый после провозглашения независимости от Португалии, по высылке из Мозамбика всех португальцев за 24 часа с 20 килограммами багажа; операция 1983 года по отправке из Мапуту и Бейры безработных и бедных в северную провинцию Ньяса.

Однако Чиссано назвал все это «ошибками прошлого» и представил своего преемника как талантливого политика, «который предпочитает диалог с деловым сообществом, гражданским обществом, а также с людьми нашей страны»3. Сторонники Гебузы указывают на его деловые качества и большое состояние, которое, по их мнению, гарантирует отказ от прикарманивания казенных средств на высшем государственном посту. Армандо Гебузе принадлежит финансовая империя, включающая средства массовой информации, банк “Mercantil de Investimentos”, строительные, экспортные и промышленные компании. При этом, Гебуза заверил избирателей, что отойдет от управления своими предприятиями, поскольку его «основным бизнесом станет бизнес политический»4.

Кандидат от ФРЕЛИМО проводил свою предвыборную программу под девизом «Сила изменений», подразумевая необходимость реформирования партии и политической системы страны в целом. С точки зрения Гебузы, «мозамбикская модель демократии очень дорогая… страна избрала финансируемую донорами форму демократии, которая может оказаться нежизнеспособной»5. Гебуза не поддерживал президентскую форму правления и отстаивал парламентскую республику, которая позволила бы оказывать больше влияния на назначение премьер-министра и членов правительства. Но возникает вопрос: будет ли парламентская форма правления менее затратная, чем президентская?

Тем не менее, в публичных выступлениях Гебуза подчеркивал роль ФРЕЛИМО в истории Мозамбика и преемственность идеям Машелы и Чиссано. Гебуза заявлял: «Я и Чиссано – члены партии ФРЕЛИМО, у нас одни и те же принципы, мы разделяем одинаковые представления о партийной организации, о коллективном принятии решений в стране, о консультациях и свободе самовыражения»6.

Политик представил избирателям свое видение Мозамбика, как стабильной, демократической страны, свободной от бедности, набирающей международный престиж, в которой граждане гордятся своей национальной принадлежностью.

В случае победы на выборах Гебуза провозглашал следующие основные цели:

1. Консолидация нации, укрепление мира и демократии путем развития демократических ценностей: свободы слова, ценности человеческой жизни, толерантности, веротерпимости, равенства мужчины и женщины. Гебуза выступал за политическую стабильность, чтобы избежать повторения гражданской войны, обращаясь, главным образом, к оппозиционной партии РЕНАМО. Генеральный секретарь ФРЕЛИМО заявлял, что «приоритетной задачей является защита мира и недопустимость возвращения войны в страну. Мозамбикский народ не хочет войны, он хочет прогресса»7. С точки зрения Гебузы, лишь единство народа сможет победить бедность и другие трудности, которые Мозамбик переживает в настоящий момент.

Здесь следует отметить некоторую противоречивость программных установок и действий лидеров ФРЕЛИМО. Несмотря на заявления о демократизации страны и сокращении расходов на содержание власти, вышеупомянутые поправки к Конституции в ноябре 2004 года, внесенные по инициативе ФРЕЛИМО, предусматривают создание консультационного органа под названием «государственный совет». Новый орган должен консультировать президента страны по вопросам роспуска парламента, объявления войны и введения чрезвычайной ситуации или проведения выборов. В совет, который должен начать свою работу после прошедших выборов 2004 года, войдут спикер парламента, премьер-министр, глава конституционного совета, омбудсмен, бывшие главы государств, бывшие спикеры парламента и семь почетных граждан, не принадлежащих ни к одной из политических партий. Согласно внесенным изменениям, Жоакин Чиссано станет одним из членов вновь созданного органа, и, как следствие, будет сохранять влияние на процесс принятия важных решений в стране.

2. Искоренение бедности - абсолютный приоритет предвыборной программы Гебузы. Он предлагал следующие средства борьбы с бедностью:

- улучшение благосостояния рабочих, повышение уровня профессионального и среднего образования;


  • диалог с представителями национального бизнеса, которые могли бы не только способствовать привлечению иностранных инвестиций, но и созданию новых рабочих мест;

  • развитие мелких, средних и крупных компаний, активно привлекающих национальную рабочую силу;

  • создание институтов по предоставлению кредитов, доступных населению, и организация банков в сельской зоне;

  • организация рабочих мест для молодежи и женщин, среди которых наибольшее число безработных, и, таким образом, сокращение уровня безработицы;

  • привлечение частных, национальных и международных инвестиций, а также укрепление отношений с международными финансовыми институтами;

  • модернизация и развитие сельских районов;

  • развитие рыболовства как стратегической отрасли для Мозамбика, что позволило бы не только гарантировать борьбу с бедностью, но и обеспечить продовольственную безопасность страны;

  • развитие туризма.

Гарантией искоренения бедности Гебуза считал укрепление рыночной экономики, включение Мозамбика в различные региональные интеграционные группировки и продвижение мозамбикской продукции на международный рынок.

С этой же целью Арманду Гебуза пообещал привлечь как можно больше национальных и иностранных инвестиций, увеличив в два раза показатель экономического роста страны, составившего в 2004 году 7%8. Привлечение потенциальных инвесторов стало одной из основных задач предвыборной поездки Гебузы в Вашингтон, Лиссабон, Париж и Йоханнесбург, в ходе которой он обещал предоставление благоприятного инвестиционного режима в случае победы на выборах.

Значительное внимание уделялось улучшению инфраструктуры в стране, а именно электрификации сельской зоны, энергетическому сектору, улучшению и строительству дорог и мостов, водоснабжению. Лидер ФРЕЛИМО особо выделил земельный вопрос, выступая против любых попыток приватизировать землю. Согласно нынешнему законодательству земля остается государственной собственностью и может быть только арендована.

3. Борьба с бюрократизмом и коррупцией, которые препятствуют привлечению иностранных капиталовложений и развитию экономики Мозамбика. Для искоренения коррупции предлагается провести судебную реформу, усилить открытость и публичность принятия решений, упростить административные процессы и ввести жесткие временные рамки для административных действий, а также информатизировать и автоматизировать работу чиновников.



  1. Укрепление суверенитета и развитие международного сотрудничества. В течение столетий Мозамбик являлся частью португальской империи, затем был втянут в гражданскую войну, поэтому международные отношения оставались вне приоритетов правительства страны. На современном этапе мозамбикской истории, с точки зрения Гебузы, настало время повысить престиж Мозамбика на мировой арене. В интервью португальской газете «Expresso» Гебуза сказал, что «Мозамбик – не остров, его границы открыты для мира. Поэтому Мозамбик должен жить не только своими реалиями, но должен приспосабливаться к изменениям, происходящим в мире»9.

Избирательная программа Гебузы ставила своей целью усиление роли страны в регионе, а также развитие сотрудничества со странами Азии, Европы, Америки и Океании. Мозамбик будет продолжать свое активное участие в международных организациях, прежде всего, в ООН, САДК, Африканском Союзе, программе НЕПАД и других, а также выполнять обязательства перед международными финансовыми институтами.

Стоит отметить, что Гебуза предполагал активизировать участие Мозамбика одновременно в Сообществе португалоязычных стран (СПЯС) и Британском Содружестве. Бывшая португальская колония стала объектом повышенного внимания со стороны Великобритании, а в 1995 году Мозамбик стал полноправным членом Британского Содружества, чем вызвал недовольство Лиссабона. В 1996 году Португалия инициировала создание португалоязычной семерки (Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея Биссау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде) в противовес Лондону и Парижу, которые усиливали свое экономическое и культурное влияние в бывших португальских африканских колониях через свои содружества.

Большое внимание в программе Гебузы уделено социальной сфере: реформе в области здравоохранения, прежде всего, борьбе со СПИДом, образованию, борьбе с неграмотностью и безработицей, научному развитию страны. Основой здорового и развитого общества лидер от ФРЕЛИМО считает семью, поэтому указал важность охраны материнства и детства.

Отдельно стоит выделить реформу ФРЕЛИМО, как важную составляющую предвыборной кампании Гебузы и кандидатов от партии в парламент.

На VIII съезде ФРЕЛИМО в июне 2002 года было принято решение о проведении реформы партии, которая создавалась в 1965 году для вооруженной борьбы с португальским колониализмом. С провозглашением независимости Мозамбика и началом гражданской войны ФРЕЛИМО выдвинул своим приоритетом создание независимого общества и государства на основе принципов марксизма и ленинизма. В 1989 году V съезд ФРЕЛИМО заявил о переходе на социал-демократические позиции и признании многопартийной системы в стране. Однако новые угрозы, такие как глобализация, расширение международного сотрудничества, терроризм, проблема СПИДа и другие потребовали от ФРЕЛИМО адекватного ответа новым реалиям.

На съезде партии были перечислены задачи во внутренней и международной политике, стоящие перед современным Мозамбиком. В национальном контексте речь шла, прежде всего, об укреплении гражданского общества, предотвращении политических столкновений с оппозицией, борьбе с бедностью, преодолении последствий наводнения 2000 года, противостоянии эпидемии СПИДа, искоренении коррупции. На международной арене были обозначены такие проблемы как вливание в глобальную экономику, гегемония стран большой семерки, развитие информационного общества.

Для решения стоящих перед страной новых задач в устав были внесены изменения, ориентированные, прежде всего, на укрепление мира и демократии, а также многопартийной системы. Новый устав ФРЕЛИМО определял в качестве приоритетов партии борьбу с бедностью, СПИДом, коррупцией и преступностью.

Таким образом, целью девиза «Сила изменений», под которым Гебуза и кандидаты в парламент от ФРЕЛИМО шли на выборы, была пропаганда идеи о предстоящих изменениях как в самом ФРЕЛИМО, так и о смене руководителя страны и улучшении жизни Мозамбика.



Предвыборная кампания А. Длакамы

Предвыборная платформа кандидата в президенты от РЕНАМО Афонсу Длакамы может быть охарактеризована одной короткой, но емкой фразой «Мозамбик – это не ФРЕЛИМО». С точки зрения генерального секретаря РЕНАМО, ФРЕЛИМО монополизировал власть в стране. «Люди будут благодарить ФРЕЛИМО за независимость, а РЕНАМО за свободу», - заявлял лидер оппозиции.

Афонсу Марсета Макашу Длакама, который пользуется славой «настоящего бойца» и «харизматичного лидера», возглавляет Движение национального освобождения Мозамбика на протяжении 25 лет.

Длакама вступил в ряды РЕНАМО в 1977 году, и уже в 1979 году после гибели Андре Матсангаисса занял пост командующего РЕНАМО. Движение создавалось при поддержке Родезии и Южной Африки, и являлось своего рода инструментом борьбы и влияния внешних сил в условиях холодной войны. Однако французский историк Мишель Каен отстаивает точку зрения, что РЕНАМО в том или ином виде существовало бы и без поддержки извне, поскольку движение изначально создавалось как противовес промарксистскому режиму, и явилось своего рода проявлением социального кризиса в Мозамбике10.

Объявив ФРЕЛИМО «вторую войну за свободу», Длакама требовал введения основных демократических свобод и проведения выборов. Он провозгласил своей целью установление демократического режима, основанного на «традициях мозамбикского народа». Одним из условий прекращения гражданской войны Длакама считал введение в стране многопартийной системы и возможность равного участия в выборах. Именно в обмен на гарантию участия в президентских выборах, полученную на переговорах в Риме, он принял решение о демобилизации армии РЕНАМО.

У Длакамы достаточно противоречивая характеристика. С одной стороны он обладает бóльшей харизмой и известностью, нежели его главный соперник Гебуза, с другой, он имеет славу жесткого руководителя, вызывая тем самым опасение, что его президентское правление может приобрести черты авторитарного режима. Централизованный и недемократичный стиль руководства Длакамы стал причиной раскола в рядах РЕНАМО и ухода второго человека в партии Рауля Домингуша. Домингуш был начальником штаба во времена партизанского движения и возглавлял делегацию РЕНАМО на переговорах с ФРЕЛИМО в Риме. Домингуша исключили из РЕНАМО, обвинив в тайных контактах с ФРЕЛИМО, после чего он создал собственную партию «За мир, демократию и развитие» (Partido para a Paz, Democracia e Desenvolvimento) и принял участие в президентских выборах 2004 года. Будучи сена по происхождению, он создал Длакаме значительную конкуренцию в провинции Софала, традиционно являющуюся главным оплотом РЕНАМО, и где доминирует этнос сена.

Длакама отвечал на обвинения в авторитаризме введением политики по выдвижению на руководящие посты в партии молодого поколения (к примеру, в 2002 году пост генерального секретаря РЕНАМО занял Виану Магаляенш) и объявлял себя сторонником «откровенного и открытого диалога».

Избирательная программа Длакамы 2004 года не претерпела значительных изменений с момента первых выборов 1994 года. Он сохранил право-центристские взгляды и обещал создать в Мозамбике правовое государство, которое, по его мнению, не быть построено ФРЕЛИМО. Длакама заявлял, что если он придет к власти, то положит конец коррупции, финансовым махинациям и загадочным убийствам. При этом самого Длакаму обвиняют в чрезмерной растрате финансов, а именно 150 000 евро, которые идут на расходы РЕНАМО как парламентской партии.

Программа провозглашала своей целью повышение уровня доверия мозамбикцев в самих себя и в страну, ценность человеческой жизни, за усиление равных возможностей, национальное сплочение и рост достоинства мозамбикского народа»11.

В своей программе Длакама предлагал за пять лет совершить «спокойный переход» к «справедливому, свободному, объединенному, безопасному и благополучному» Мозамбику12.

Для достижения этой цели Длакама выстраивал следующие приоритеты:


  1. Укрепление доверия мозамбикцев к институтам власти. Речь шла, прежде всего, о «гарантии бóльшего взаимодействия между избранными и избирателями, а также прочности избирательной системы, которая гарантировала бы свободные, справедливые и прозрачные выборы». Также предусматривался пересмотр полномочий законодательной, исполнительной и юридической властей, борьба с коррупцией и независимость средств массовой информации.

  2. Создание равных возможностей для мозамбикцев, что подразумевало защиту гражданских прав, усиление регулирующей роли государства в области экономики, сокращение различий в экономическом и социальном развитии между регионами, более активную социальную роль женщины в обществе.

  3. Проведение административной реформы, главной целью которой являлась борьба с трибализмом и родственными связями в административной системе.

  4. Реализация судебной реформы, которая предусматривала сочетание традиционного права и современного государственного законодательства;

  5. Развитие инфрастуктуры, в том числе энергетики, транспорта, коммуникаций, дорог, мостов и т.д.;

  6. Укрепление экономики и стимулирование технологического прогресса, и развитие компаний. В области экономических преобразований Длакама предлагал:

- сокращение налогов и реформу налоговой системы;

- развитие компаний, и как следствие, создание новых рабочих мест;

- контроль над инфляцией;

- развитие сельскохозяйственного производства и сельских районов;

- развитие региональной промышленности по переработке сельской продукции с целью сокращения различий в уровне развития между провинциями.

При этом, приоритеты в области развития экономики были расставлены иначе, чем у Гебузы, и особое внимание уделялось туризму, добыче полезных ископаемых, промышленности, мелким и средним предприятиям, торговле и рыболовству, делая, таким образом, прежде всего, ставку на доходы от туристов и продажи природных ископаемых.



  1. Привлечение иностранных инвестиций. Для создания благоприятного инвестиционного климата Длакама намеревался выполнять взятые обязательства перед международными финансовыми институтами и кредиторами, бороться с бюрократизмом, обеспечить выгодные условия для средне- и долгосрочных капиталовложений.

  2. Признание роли традиционных институтов власти, которые Длакама рассматривал в качестве посредника в диалоге между государством и общественностью и стремился развивать с ними сотрудничество. Такой подход Длакамы объясняется тем, что его обычно поддерживают наиболее бедные районы страны (Ньяса, Нампула, Замбезия, Тете, Маника, Софала), где авторитет и влияние старейшин и вождей продолжает играть важную роль в жизни мозамбиканского общества.

  3. Реформа вооруженных сил. Длакама оговаривал роль армии в мирное время, признавая, «что вооруженные силы Мозамбика должны представлять собой продуктивную силу для выполнения заданий таким образом, чтобы сократить расходы на поддержание и содержание инфраструктуры, и выступать в качестве спасателей во время природных бедствий»13; и обещал предоставить образование, которое позволило бы военному в невоенное время найти работу или вести свой собственный бизнес.

  4. Укрепление доверия мозамбикцев к обороне, безопасности и общественному порядку путем повышения возможностей государства противостоять природным бедствиям и катастрофам, бороться с преступностью, улучшать качество работы органов безопасности и полиции.

  5. Развитие сотрудничества и международных отношений, пожалуй, самая слабая часть программы. Длакама обязался выполнять обязательства по подписанным Мозамбиком договорам и протоколам и развивать интеграцию в рамках САДК, упуская из вида другие региональные и международные организации.

В целом, платформа Длакамы также как и предвыборные установки Гебузы предусматривала укрепление демократических ценностей, борьбу с бедностью и СПИДом, реформу здравоохранения и образования, развитие инфраструктуры, культуры и спорта, социальной защиты.

После обнародования официальных итогов голосования, Длакама выступал с очень жесткими заявлениями, грозил повторить в Мозамбике «украинский сценарий» и инициировать гражданские акции неповиновения. Однако постепенно Длакама стал требовать повторного голосования только в тех регионах, где результаты выборов выглядели на его взгляд «подозрительно».

Аналитики предполагают, что поражение Длакамы на выборах, возможно, заставит его отказаться от дальнейших президентских амбиций.

В результате всеобщих выборов 2004 года политическая расстановка сил в Мозамбике сохранилась: ФРЕЛИМО сохранил за собой власть, а РЕНАМО-ПС осталось в оппозиции.

Несмотря на это, выборы отразили некоторые существующие проблемы внутри самих партий. К примеру, некоторые политологи высказывают мнение, что ФРЕЛИМО слишком долго является правящей партией, что стало причиной определенной усталости населения от ФРЕЛИМО. Партию часто обвиняют в узурпировании власти. С другой стороны, ФРЕЛИМО зарекомендовал себя как политическая сила, которая привела страну к независимости от Португалии, покончила с гражданской войной и перешла к экономическим реформам. 90-е гг. были отмечены резким подъемом иностранных инвестиций – с 25 до 423 миллионов долларов США. Уровень бедности за годы правления Чиссано сократился на 15%, внешний долг сократился с 6 до 1,5 миллиардов долларов США14. Эти успехи развития последних лет ФРЕЛИМО относит на свой счет. Тем не менее, лидеры партии понимали, что для сохранения власти необходимо продемонстрировать избирателям изменения внутри ФРЕЛИМО, вызванные реалиями политической жизни страны и международной обстановки, и пошли на такие шаги как реформа партии и построение диалога с оппозицией. Можно говорить о том, что предвыборная кампания Гебузы была выстроена с целью создания нового имиджа ФРЕЛИМО, как партии, готовой бороться с новыми вызовами, стоящими перед Мозамбиком на современном этапе.

Для РЕНАМО же последние выборы стали крупным политическим поражением, поскольку они продемонстрировали ослабление позиций оппозиционной партии в стране. В прежнем составе парламента РЕНАМО принадлежало 117 мест (ФРЕЛИМО – 133), а в новом партия будет контролировать лишь 90. Эти выборы станут, наверное, итоговыми в политической карьере Длакамы: в президентской гонке он получил вдвое меньше голосов, чем Гебуза, что свидетельствует о потери его авторитета среди электората.

Главными итогами выборов можно считать то, что они поставили точку в эпохе Чиссано и обнаружили ослабление позиций оппозиционного РЕНАМО. Можно предположить, выборы 2009 года в Мозамбике станут переломными, поскольку в результате них к власти придут новые лидеры и обновленные политические партии.
Список использованной литературы:

Manifesto Eleitoral. RENAMO – União Eleitoral. Por uma Mudança Tranquila. 2004.

Manifesto Eleitoral. FRELIMO. 2004.

O Compromisso Eleitoral de A.E. Guebuza.2004.

Estatutos da FRELIMO. 2002.

António Romão, Carla Guapo Costa, Maria do Céu Carmo Reis, Fidel Carmo Reis “Moçambique. Um País de Futuro” Lisboa, 1998.

M.Cahen “Les bandits: un historien au Mozambique” Paris, 1994.

Политические партии современной Африки.

Компас №2, 2005.

Пульс планеты 14.06.2002.

Пульс планеты 19.06.2002.

Пульс планеты 24.06.2002.

Пульс планеты 24.06.2002

Пульс планеты 24.11.2003.

Пульс планеты 29.12.2003.

Пульс планеты 29.11.2004.

Пульс планеты 14.12.2004

Пульс планеты 29.12.2004.

Expresso 10/11/2004.

www.frelimo.org.mz

www.allafrica.com

www.govmoz.gov.mz

www.mg.co.za

www.africast.com



www.bday.co.za

www.gazeta.ru

www.mozambique.mz

www.africana.ru

www.jornal.publico.pt


1 Компас №2, 2005.

2 www.bday.co.za/bday/content/direct/1,3523,1778014-6099-0,00.html

3 www.mg.co.za/content/13.asp?ao=67622

4 www.bday.co.za/bday/content/direct/1,3523,1778014-6099-0,00.html

5 «Пульс планеты» 29/12/2003.

6 «Пульс планеты» 29/12/2003.

7 http//allaafrica.com.stories/200407080563.html

8 África Hoje. Novembro, 2004.

9 Expresso 10/11/2004

10 Michel Cahen “Les bandits: un historien au Mozambique” Paris, 1994.

11 Manifesto Eleitoral. RENAMO-União Eleitoral. Por uma Mudança Tranquila 2004., стр. 2

12 Там же, стр. 3.

13 Manifesto Eleitoral. RENAMO-União Eleitoral. Por uma Mudança Tranquila. 2004., стр. 24.

14 África Hoje. Novembro, 2004.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница