Представляет собой завершение годичного цикла уроков, посвященных истории христианства (православия) в России, начиная с IX века до нынешнего времени



Скачать 117.05 Kb.
Дата07.05.2016
Размер117.05 Kb.

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Коновалова Ольга Валерьевна

Регион

Удмуртская республика

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Г.Ижевск

Номер и/или название школы/ОУ

ГОУ НПО Механический лицей № 9

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Религиозный тандем язычества и христианства в России.

Краткое содержание проекта

Данная тема представляет собой завершение годичного цикла уроков, посвященных истории христианства (православия) в России, начиная с IX века до нынешнего времени. В процессе изучения уделяется особое внимание элементам языческих суеверий, пронизывающих быт и традиции людей разных исторических эпох.

Предмет(ы)

Проект направлен на развитие основных образовательных компетенций посредством закрепления и систематизации знаний по истории христианства и народных традиций в России.

В процессе работы над проектом учащиеся смогут смоделировать ступени формирования русского менталитета и выделить факторы его развития под влиянием христианства и язычества на разных этапах истории.



Класс(-ы)

Для учащихся 1-2 курсов системы НПО.

Приблизительная продолжительность проекта

8 уроков в теченнии учебного года

Основа проекта

Образовательные стандарты

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИСТОРИИ

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

Излагать основные факты, процессы и явления, характеризующие развитие взаимоотношений христианства и язычества;

Понимать историческую обусловленность современных общественных процессов;

Адекватно воспринимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.



Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему на протяжении всей русской истории, несмотря на превалирующую позицию православия, до сих пор присутствуют элементы языческих суеверий?


Проблемные вопросы учебной темы

Каковы представления о мире и человеке древних славян?

Что привнесло христианство в общественную жизнь русичей?

Как изменялось христианство и язычество на протяжении веков?

Насколько изменились взгляды русских людей за несколько столетий?

Что привело к морально нравственному кризису ХХ века и в чем он выражался?

Какова доля языческих суеверий в православии сохранилась до наших дней?

Как трансформировались представления о мире сегодня?


Учебные вопросы

  • Язычество Древней Руси, каким оно было?

  • Каковы особенности Крещения Руси?

  • Как происходило развитие православной церкви в 10-13 в.?

  • Какие элементы язычества сохранились в 10-13 в.?

  • Какова роль православия в 14-16 вв.?

  • Какие суеверия сохранились14-16 вв.?

  • Как происходила трансформация религиозных представлений в 17 в.?

  • Кризис церкви в 18 веке и пережитки прошлого, взаимодействие или противостояние?

  • Роль православия в Державной России в 19 веке и рост мистических учений, с чем это связано?

  • Как сочеталось Единобожие и учение о природе в 20 веке?




План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Постановка вопроса, мозговой штурм, Заполение таблицы, самооценивание.

Шаблоны оценивания проекта:

1. Памятка-путеводитель по проекту;

2. Критерии оценвания исследованиия;

3. Критерии оценивания при работе группы в мини-проектах на текущих уроках;

4. Консультации;

5. Ознакомительный список источников.



Итоговая защита проекта (презентации учащихся). Критерии оценивания работы в группе (индивидуальный вклад отдельных учащихся). Выставка готового продукта.

Вики-статья.



Описание методов оценивания

Презентация учителя (содержащая элементы мозгового штурма)способствует выявлению знаний, имеющихся у учащихся по заданной теме.

Памятка-путеводитель по исследованию - направляет и координирует деятельность учащихся.

Критерии оценивания исследования, критерии оценки работы в группе при работе на проектом, с одной стороны, и при работе в группе на уроке, с другой - позволят ненавязчиво развить у учащихся умения и навыки, необходимые человеку 21-го века, а также ведущие образовательные компетенции.

Итоговая защита проекта подразумевает: а) собственный анализ проделанной работы; б) взимный анализ, при обсуждении в коллективе (оппонирование); в) оценку преподавателя.



Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Анализ информации, ориентация в исторических эпохах, владение знаниями по составлению медиа продукта, умение пользоваться сетью интернет.

Учебные мероприятия

Обязательный минимум содержания образования предполагает изучение тем:

Занятия, общественный строй и верования восточных славян

Принятие христианства.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Зарождение национального самосознания. в XII – середине XV вв

Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

«Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве.

Учреждение патриаршества.

Церковный раскол. Старообрядчество.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Петровские преобразования.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Содержание проекта не противоречит обязательному минимуму, изменению подлежат лишь формулировки тем, а в отдельных случаях происходит рассмотрение раздела темы.

1 занятие - вводное, занятие 2-7 содержательные с элементами предзащиты отдельных тем проекта, 8 урок - итоговый - презентация проекта, выводы.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

1. Индивидуальная подборка исследуемого материала;

2. упрощенная форма поставленной задачи;

3. Заданиея доступные для выполнения данной категории учащихся;

4. Иные критерии оценивания;

5.Помощь в вормировании заключительной части.


Ученик, для которого язык преподавания не родной

Выше перечисленные критерии, вполне подойдут и для данной категории учеников. Лишь в последнем пункте выводы учащийдя делает самостоятельно.

Одаренный ученик

1. Больше свободы для творчества;

2. Преподаватель играет роль только как консультанта, предоставля выбор направления самому учащемуся;



3. Более высокие критерии оценивания.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц8оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

  1. Блэк С.Д., Хайатт К.С. Вуду в мегаполисе. Киев: Ника. 1998.

  2. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск. 1994.

  3. Власов В. Русский календарный стиль// Вокруг света, 1986, N8

  4. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь СПб. 1998

  5. Гальковский П. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, т. II, с. 97.

  6. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. 1994.

  7. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М. 1994.

  8. Домников С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество. М. 2002.

  9. Домострой. М. 1990.

  10. Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Димитровском крае// Советская этнография, 1932, N 3.

  11. Иванов В.В., Топоров В.Н. Балтийская мифология// Мифы народов мира. Т. I М. 1991.

  12. Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам. М., 2003.

  13. Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе (очерки языческой топонимики). Вологда. 1999.

  14. Новосельцев А. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 23-32.

  15. Панченко А.А. Народное православие. СПб. 1998.

  16. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Религиозное "двоеверие" на Руси в XI-XIII вв. (по материалам городищ-святилищ// Культура славян и Русь. М. 1998.

  17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. 2001.

  18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Рецензенты: В.П.Даркевич, С.А.Плетнева, М.: Издательство 'Наука', 1987 г. - 783с.



  19. Серяков М.Л. "Голубиная книга" - священное сказание русского народа. М. 2001.

  20. Серяков М.Л. Сварог. М. 2004.

  21. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М. 1982.

  22. Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб. 1995.

  23. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск. 2003.

  24. Шенников А.А. О языческих храмах у восточных славян. // Язычество восточных славян. Л. 1990.

  25. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск. 2001.

  26. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI — первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр.

  27. История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.19-61.

  28. История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь.

  29. История всемирной литературы. В 9 т. Т.2. М., 1984.

  30. Лихачев Д. С. Повесть временных лет: историко-литературный очерк; Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.271-378 (переиздание статей 1950 г.).

  31. Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т.1-3. XI—XII века. 1997—1999.

  32. «Русская Православная Церковь» // Православная энциклопедия. М., 2000 (нулевой том).

  33. Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917—1953. Париж, YMCA-Press, 1977.

  34. Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. // Издательство: Новое литературное обозрение, М., 2006.




Интернет-ресурсы

  1. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/Rub_Jazuch/Jazuch_index.php

  2. http://paganism.msk.ru/liter/rybakov20.htm

  3. http://www.perunica.ru/miusik/folk/621-boris-bazurov-yexo-yazycheskoj-rusi-1992.html

  4. Язычество в городском быту XI-XIII вв. http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas3/02.aspx

  5. Языческие традиции и христианство в Древней Руси/ http://www.lants.tellur.ru:8100/history/danilevsky/d07_4.htm
  6. И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) * http://www.lants.tellur.ru:8100/history/danilevsky/index.htm


  7. Н.И. Толстой «Язычество и христианство древней Руси» - http://www.hqlib.ru/st.php?n=56

  8. Елисеев А. Два христианства и два язычества http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/elis_2hrist.php

  9. ДЕРЕВЕНСКИЕ БОГИ "ПРАВОСЛАВНОЙ" РУСИ http://www.perunica.ru/istoria/881-derevenskie-bogi-pravoslavnoj-rusi.html

Другие ресурсы

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница