Председатель цикловой комиссии А. Г



Скачать 398.73 Kb.
страница1/3
Дата05.11.2016
Размер398.73 Kb.
  1   2   3


Министерство образования Тульской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА УЧЕБНЫХ

ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тула 2015

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»

_____________В.Г. Цибикова

«_____»_____________2015 г.



Одобрена

Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин

«_____»_____________2015 г.

Председатель цикловой комиссии ________________А.Г. Соломатина




Согласовано

Начальник

научно-методического центра
_____________Л.В. Маслова

«_____»_____________2015 г.


Составитель: Маслова Л.В., преподаватель ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»

Рецензент: Горенкова Л.Н., преподаватель ГОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»

Аннотация: рабочая тетрадь по русскому языку в рамках регионального компонента поможет студентам познакомиться с историей родного края, его природой, с выдающимися людьми, родившимися на Тульской земле, жившими на ней, много сделавшими для области и страны, познакомит с творчеством современных поэтов и прозаиков Тульского края, которые продолжают традиции великой русской литературы. Вызовет интерес к родной земле, родному языку, научит уважать себя, свою семью, свой язык, свой край.

Содержание

Введение

4

1 Морфология. Имя существительное. «Реки края»

6

2 Имя прилагательное. «Улицы города»

10

3 Имя числительное. «Парки, сады, скверы и горы Тулы»

16

4 Местоимение. «Тульские заводы»

19

5 Глагол. «Памятники города»

27

Заключение

32

Список литературы

34


Введение

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка. Под региональным компонентом в современной лингводидактике следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом.

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации образования. Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение студентами культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Тульскую область. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду. Каждый подлинно художественный текст – сокровищница знаний о культуре и истории народа. Мотивацией учебной деятельности обучающихся является потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвящённые родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства. Чтение и анализ произведений о родном крае становятся эффективным средством приобщения к материальной и духовной культуре русского народа, к его истории, обычаям и традициям. Е.И. Носов спрашивает в эссе «Малая родина»: «Малая родина… Но что это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается?..». И тут же сам отвечает: «По-моему, малая родина – это окоём нашего детства…». Этот текст, как и многие другие тексты о родном крае, предоставляет преподавателю богатейшие возможности для формирования основ и духовного потенциала личности.

Рабочая тетрадь по русскому языку в рамках регионального компонента поможет обучающимся познакомиться с историей родного края, его природой, с выдающимися людьми, родившимися на Тульской земле, жившими на ней, много сделавшими для области и страны, познакомит с творчеством современных поэтов и прозаиков Тульского края, которые продолжают традиции великой русской литературы. Вызовет интерес к родной земле, родному языку, научит уважать себя, свою семью, свой язык, свой край. Рабочая тетрадь предназначена для организации закрепления и проверки знаний по учебной дисциплине «Русский язык». В рабочую тетрадь включены тексты для проведения изложений и диктантов, творческие задания для обучающихся, с помощью которых учебные занятия по русскому языку можно сделать яркими, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся.



1 Морфология. Имя существительное. «Реки края»

Вода всегда играла огромную роль в жизни человечества. Без воды оно просто не существовало бы. Поэтому люди всегда охраняли реки, озёра, пруды, относились к ним с любовью, давали замысловатые имена.

В Тульской области протекают 1682 реки и речки, как постоянно текущие, так и пересыхающие, общей протяжённостью 10933 километра. Большинство рек имеют длину менее пяти километров. По нашему краю распределены реки и речушки неравномерно. Большинство их в Ленинском, Венёвском, Ясногорском районах. Менее – в Новомосковском, Каменском. Самые крупные реки области – Ока, упа, Дон, Красивая Меча, Непрядва.

Необыкновенны названия тульских рек: Ока, Упа с притоками; Зуша; Чернь с притоками Розка, Уготь, Снежедь, Иста, Истичка, Бобрик, Левая Рука, Правая Рука, Вырка, Черепеть, Крушма, Вашана, Выпрейка, Любосна, Скнига, Беспута, Осётр, Проня, Красивая Меча с притоками Каменка, Турдей, гоголь, Семенек, Птань; Непрядва с притоками Папоротка и Ситка; Вязовка, Большая и Малая Сукромка, Мокрая Табола; Дон и многие другие.

Разные это реки. Одни величественные, завораживающие красотой. Другие мелкие, как ручеёк, но они дают прохладу в знойный день. Но вместе это русская природа, и люблвь к ней возвышает человека.

По книге «Физическая география Тульской области».



Задание.

1 В 1,2,4 абзацах подчеркните имена существительные как члены предложения.

2 Укажите непостоянные морфологические признаки у существительных (играют роль) в жизни_____________, Ока_______________, (завораживающие) красотой__________________,

(возвышает) человека______________.

3 Объясните постановку тире в предложении, выполнив синтаксический разбор:

Самые крупные реки области – Ока, Упа, Дон, Красивая Меча, Непрядва.

4 Выполните морфологический разбор существительных:

(распределены) по (нашему) краю_________________________.



Разносклоняемые существительные

Ока

Ока – крупнейшая река области, приток Волги. О происхождении её «имени» существует несколько гипотез: либо от финского слова йокки, то есть река, либо от слова акис, то есть светлоокая.

Ока – самая русская из всех русских рек. Если Волгу считают «главной улицей» России, то Оку можно назвать её «голубой аллеей». Водная нить реки проходит в самом сердце европейской части России.

Ока – стародавняя водная дорога. По ней в прежние времена Русь связывалась с Востоком. Ею воды преграждали путь кочевникам при нападении на русскую землю с юга. В старинных документах Оку называли «поясом Богородицы»: по её берегам и вдоль притоков тянулась дозорная линия, строились городки-остроги и охранные посты, на которых развевались русские знамёна. Росичи не желали жить под Бременем захватчиков. Ока была свидетельницей многих исторических событий.

Длина Оки равна 1540 км. Она берёт начало в Орловской области и по территории нашего края течёт на протяжении 230 км. Река многие века кормила край своими рыбными богатствами. В ней водились осётр, судак, стерлядь, сом, лещ, язь, окунь, голавль. К сожалению, к концу 19 века леса вдоль берегов Оки были вырублены, началось её загрязнение. Это недобрые семена небрежного отношения к природе.

…Нет цены нашей Оке. Но печально, что большие и малые предприятия, стоящие по берегам реки, сливают в неё тысячи кубов сточных неочищенных вод, нарушающих гидрохимический баланс. Простит ли на м такое отношение Ока?

По книге «Физическая география Тульской области».

Задание.

1 Прочитайте текст, задумайтесь над его содержанием.

2 Подчеркните разносклоняемые существительные как члены предложения, выделите суффиксы и окончания.

3 Продолжите предложение: имена существительные называются разносклоняемыми, потому что при изменении по падежам_________________________________.



Слитное – раздельное написание не с именами существительными

Упа

Упа – самый крупный приток Оки в пределах Тульской области. Название реки, в переводе с балтийского, означает река. Длина её – 345 км берёт начало у села Верхоупье Воловского района и впадает в Оку у деревни Кулешово Суворовского района. Ока протевает по территории семи районов области.

По замыслам Петра Первого, Упа должна стать частью водного пути к Азовскому морю. И в 1707 году, после подготовтельных работ голландских инженеров, по реке мимо Тулы прошли первые караваны судов. Затем Пётр Первый нашёл более выгодный для России выход к морям – через Неву. Работы на Упе из-за нерешительности властей прекратились.

…Извилистость русла, особенная мягкость ландшафта, спокойное течение, широкие пойменные луга, леса, местами доходящие вплотную к воде, на берегах – остатки древних городищ, седые стенные храмов придают долине Упы редкостную живописность.

Особенно красива Упа у Крапивны, где её пересекают Тульские засеки. Этот чудесный уголок почти не тронутой человеком природы со столетними дубравами, кленовыми и ясеневыми перелесками, берёзовыми рощицами и пёстрым душистым многоцветьем в 1935 году был объявлен государственным заповедником. Но после упразднения заповедника в 1951 году вековые деревья пошли на хозяйственные нужды. В настоящее время остатки знаменитых Тульских засек погибают. Как и большинство рек полосы России, Упа сильно обмелела. Это печально. Поэтому от нас с вами зависит, как будет выглядеть наш край, халатная неизбежность истощит его природные богатства, неаакуратность жителей – загрязнит. Помогите краю…

По книге «Физическая география Тульской области».



Задание.

1 Прочитайте текст, задумайтесь над его содержанием.

2 заполните таблицу примерами из текста, выделите морфемы.

Не слитно

Не раздельно

1 Без НЕ не употребляется:

1 Есть противопоставление:













2 Можно подобрать синоним:

2 Нельзя подобрать синоним:

3 Частью каких морфем может быть НЕ? Приведите примеры: __________.

4 Выполните морфологический разбор существительных (протекает) по территории________________________________________________________________________, (Упа красивая) у Крапивны______________________________________________________________.



Морфологический разбор имени существительного

Дон

Дон крупная река Восточноевропейской равнины. На территории Тульской области она находится только самым верхним течением на протяжении около 85 километров. Вливается в Азовское море. Дон, в переводе с древнеиранского, тоже означает вода, река. В древности он был известен под названием ТАНАИС.

В одном из парков Новомосковска берёт начало ручеёк с красивым названием Берёзка. Так окрестили его юные следопыты. Здесь же стоит щит с надписью Исток реки Дон. Но прежде за исток Дона принималось Иван-озеро. Современный Дон маловоден. Ширина его русла порой сужается до 10-15 метров. В своём течении река образует много мелких и крупных островов.

Некогда и зимой и летом Дон был очень красив. О его красоте не раз упоминал Л.Н. Толстой но она блекнет из-за основной проблемы края – вырубки лесов. В иные времена Дон славился чистой прозрачной водой. Этому способствовала масса ключей, бьющих из крутых берегов почти на всём протяжении течения реки. Но сейчас Дон сильно загрязнён. Давайте не будем к этому спокойно относиться!

По книге «Физическая география Тульской области».

Задание.

1 Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите морфемы, объясните орфограммы.

2 Начертите схему предложения с прямой речью.

3 Выполните морфологический разбор имён существительных:

(находиться) на территории_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________,

(вливается) в Азовское море_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.



2 Имя прилагательное. «Улицы города»

Приглашение к знакомству

Тому, кто умеет видеть и слушать, древняя Тула расскажет много интересного о своём прошлом, поведает о славных людях, чьими именами мы гордимся. В названиях улиц – наша история. Знакомство с улицами – путешествие во времени. Путешествие увлекательное.

В газете «Тульские губернские ведомости» № 25 за 1855 год читаем: «Как приятно при въезде в малознакомый город увидеть тут и там опрятные, красивые дома различных форм и размеров…

Чем город может похвастаться? Строения, принадлежавшие правительству, получают новый изящный вид…но более всего можно плениться тем, что из каждого уголка Тулы, лежащего в долине между пригорков, видны цветущие зелёные поля, которые переходят из возвышенности в возвышенность, перепоясывают венцом гор и живописных лесов. Из каждого уголка можно гулять глазами по прекрасному лугу, де пасутся стада, а по холмам рассеяны аккуратные деревеньки. До чего они милы…»

А теперь поведём разговор о тульских улицах.

По С.А. Рассадневу «Прогулки по улицам Тулы».



Задание.

1 Вычеркните лишнее слово в строке:

- древний, славный, чей, наш;

- увлекательный, свой, красивый, опрятный;

- изящный, живописный, первый, милый.

2 Подчеркните в тексте имена прилагательные как члены предложения.

3 В какой роли выступают подчёркнутые сова в первом предложении? Как называется такой способ словообразования?__________________________________________________________.

4Запишите два основных вопроса имени прилагательного_____________________________.



Степени сравнения имён прилагательных

Районы города

Согласно плану города 1741 года Тула делилась не на районы, а на слободы. Они имеют непривычные названия: Фроловская, Павшинская, Николо-Ржавская, Петровская, Стрелецкая и «козачья», Кузнецкая, Ямская, Гончарная, Чулковская…

Современнейшая Тула делится на следующие районы.

Центральный район существует с 1936 года. Он возник в 1922 году в результате объединения Городского района (возникшего в 1918 году) и части Привокзального.

Заречье – самая старая часть Тулы, начало которой положили 30 казённых кузнецов, поселившихся здесь в 1595 году по царскому указу, чтобы «государево самопальное дело» было практичнее…

Пролетарский район на карте города появился в 1936 году, ранее он назывался Чулковским, от названия села Чулково и фамилии помещика данного села. В Пролетарский район вошли более дальние поселения: Чулково, Глушанки, Криволучье, Новая Тула (посёлок Кирова).

Привокзальный район образовании в 1917 году. Протяжённость 25 км. В него входят бывшие посёлки: Косая Гора, Лихвинка, Михалково и другие.

Советский район моложе остальных. Он появился в 1977 году за счёт территории Привокзального района.

Удивительнейшие изменения произошли за века в городе.

По С.А. Рассадневу «Прогулки по улицам Тулы».



Задание.

1 Заполните таблицу примерами из текста, добавьте свои 2 примера, выделите суффиксы прилагательных в форме степеней сравнения:



Простая сравнительная степень







Составная сравнительная степень







Простая превосходная степень







Составная превосходная степень







2 Подчеркните прилагательные в форме степени сравнения как члены предложения.

3 Составьте 2-3 предложения на основе сравнения данных из текста, используя форму сравнения прилагательных_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.



Относительные прилагательные

Проспект имени Ленина

Первая улица Тулы – Большая Кремлёвская, она располагалась внутри Кремля. Сейчас главная улица города – проспект имени Ленина. В ХVII веке он назывался Крапивенской дорогой, позднее Крапивенской улицей, продолжался от Кремля до Посольской улицы (Советсткой). В начале ХVIII века улица была переименована в Киевскую и увеличена на три квартала. В 1841 году на Киевской посадили деревья, в 1847 году – разбиты два сада: Пушкинский и Гоголевский. В 1851 году на улице появились газовые фонари, а в 1854 – здесь основали контору дилижансов и гостиницу «Московская».

По Киевской улице гуляли В.А. Жуковский, В.В. Вересаев, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Белинский, С.А. Грибоедов и многие другие известные люди.

В 1918 году улица получила новое имя – Коммунаров. С 1924 года по ней стали курсировать автобусы, с 1927 – трамваи, с 1962 – троллейбусы. В 1963 году опять новое название - проспект имени Ленина.

На главной улице города всегда размещались важные административные здания. В прошлом это Астрономическая обсерватория; Казённая палата (пр. Ленина, 43 – ныне коммунально-строительный техникум), председателем которой был русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин; губернское правление, в котором в должности канцелярского служителя дворянского собрания состоял Л.Н. Толстой…На пр. Ленина, 53 был пансион-приют и гимназия для детей бедных дворян. Там, где пр. Ленина пересекается с улицей Л.Толстого, находилась Киевская застава с двумя караульными помещениями. Стражники взимали плату за въезд в город…Первоначально на заставах были сооружены деревянные арки (в память о посещении Тулы Екатериной второй в 1784 году)…

Проспект Ленина – удивительная улица. Многое из истории нашего города она может рассказать ещё, надо просто пожелать узнать…

По С.А. Рассадневу «Прогулки по улицам Тулы».

Задание.

1 Подчеркните относительные имена прилагательные как члены предложения.

2 Выделите морфемы, объясните орфограммы.

Качественные прилагательные

Красноармейский проспект

В начале ХIХ века улица называлась Тамилинской (в честь тульского губернатора Я.М. Тамилина). Была она узкой, ухабистой, грязной. Проехать по ней стоило особого труда. Населяли её мелкие чиновники, торговцы, мастеровые, железнодорожники. Преобладали лачуги, лишь кое-где стояли зажиточные дома.

В 1900 году страна широко отмечала столетие со дня смерти выдающегося русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова. В его честь переименовали Тамилинскую улицу. Однако она продолжала пребывать в ужасном состоянии…

На удивление, по улице ходила конка, но настолько медленно, что над ней подшучивали: «Конка, догони цыплёнка!».

В 1918 году улица стала называться Красноармейской, а в 1974 – появился Красноармейский проспект. Начинается он от Московского вокзала, который появился в 1868 году. Это поразительное историческое место. Здесь Л.Н. Толстой встречал И.С.Тургенева. Мария Ульянова с дочерьми в 1897 году провожали Владимира Ленина в сибирскую ссылку. Четырнадцатого апреля 1904 года многолюдная толпа туляков восторженно встречала вернувшихся героев-моряков крейсера «Варяг», а в 1945 году здесь встречала советских воинов, возвратившихся с победой домой…

По С.А. Рассадневу «Прогулки по улицам Тулы».



Задание.

1 Подчеркните качественные имена прилагательные как члены предложения.

2 Выделите морфемы, объясните орфограммы.

3 Укажите отличие качественных прилагательных от относительных:___________________

______________________________________________________________________________.

4 Поставьте 3-4 качественных прилагательных из текста в краткую форму:______________

______________________________________________________________________________.

Морфологический разбор имени прилагательного

Октябрьская улица

В документах ХVII столетия дорога на Москву называлась Червлёной горой. Так именовалась возвышенность, поросшая краснолесьем – хвойными деревьями. В следующем веке эта дорога получила название Московской улицы, а вначале 19 века была переименована в Миллионную, потому что на ней в основном жили богатейшие люди Тулы. Это единственная улица в Заречье, где все дома были кирпичными, было электрическое освещение, мостовая, тротуары, конки, извозчики.

В 1918 году улица была переименована в Октябрьскую.

В начале улицы сохранилось здание бывшей женской гимназии, которая открылась в 1907 году. Теперь там жилой дом. На месте с зданием «Заря» стоял двухэтажный трактир «Хива» с булочной и пекарней. В трактире собирались подпольщики и скрыто говорили о своих делах. В богатом когда-то особняке № 11 крупного самоварного фабриканта Шемарина живут учащиеся педучилища…В средней школе № 29 учился будущий герой Советского Союза, танкист О.П. Матвеев, погибший на войне…

Очень интересна улица Октябрьская. Когда будете в Заречье, внимательно посмотрите на привычные строения: в них история нашего города.

По С.А. Рассадневу «Прогулки по улицам Тулы».


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница