Праздник колесниц как мировое культурное достояние Считается, что кто не видел величественного «шествия колесниц»



Скачать 41.48 Kb.
Дата06.05.2016
Размер41.48 Kb.
Тимощук Алексей, к.филос.н.

г. Владимир



Праздник колесниц как мировое

культурное достояние


Считается, что кто не видел величественного «шествия колесниц», или Ратха-ятру, в сопровождении миллионов людей в древнем городе Джаганнатха Пури (штат Орисса), тот не видел настоящей Индии.

Слово «ратха» (колесница) встречается в Ведах для раскрытия образа человека через активность, движение (homo faber). Катха упанишад (3.6.9) использует образ колесницы для символической репрезентации человека, где колесничий – разум, пятёрка лошадей – органы чувств, поводья – ума, а пассажир – душа. Органы чувств, влекомые вкусом, запахом, прикосновением, цветом, звуком, могут унести колесницу в пропасть, если одухотворённый разум не будет контролировать их через поводья ума. Символический образ нашёл археологическое подтверждение при раскопках Хараппы и Мохенджо Даро в Индии, древнейших культурных очагов мира, датируемых 7-5 тыс. до н.э.

Не менее интересные кросс культурные реликвии были найдены археологами России и Украины. Божество Вишну, датируемое первыми веками нашей эры, было откопано самарскими археологами в деревне Старая Майна. Поселение, в котором отмечено длительное совместное проживание разных этнических групп, существует уже более 2 тысяч лет. Изображение Джаганнатхи возрастом в тысячу лет было найдено при раскопках на Одесской земле и сегодня хранится в Одесском археологическом музее.

Ратха ятра считается одним из древнейших праздников на планете. Ее возраст, согласно упоминаниям в индийских хрониках пуранах, достигает, по меньшей мере, 5 тыс. лет, хотя представители современной индологической школы, как правило, предпочитают ограничиваться куда более скромной датой - III веком до н.э., когда царь Пандувиджай провёл праздник колесниц по вишнуитскому канону, оспаривая доминировавший до этого буддийский канон почитания Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры как символов триратны (просветление, дхарма, санга). По вишнуитскому канону шествие колесниц представляет возвращение Кришны в образе Джаганнатха, а также его брата Баларамы и его сестры Субхадры во Вриндаван, где прошло его детство.

Шри Джаганнатх является осью вокруг которой вращается история города, праздника, культура штата Ориссы. Образ Джаганнатхи – это художественное отражение многогранной индийской культуры, поскольку воплощает в себе принцип универсального гуманизма, принадлежа каждому и вбирая в себя всё. Этот принцип универсального гуманизма реализуется в синтезе этнических, религиозных, философских идентичностей в Джаганнатха Пури. Так, само слово «Пури» выводят из местного наречья мунда, существовавшего до или параллельно индоарийской речи. На языке племени бонда «пури» означает «наводнение», на диалекте сантали – «море, место, мир, обитель». Существует легенда о влиянии местных этнических групп на формирование культуры Ориссы. Философское разнообразие толкований Джаганнатхи и его колесницы способствовало формированию толерантности в индийском обществе.

Сегодня Ратха ятра в Индии – это праздник солидарности разных этносов, народов, религий, каст. Джаганнатха предстает каждому в соответствии с его индивидуальной конкретизацией. Поэтому у праздника очень много толкований: вишнуиты, шиваиты, шакты, буддисты, джаины и даже мусульмане (Шалабег, явана Харидас) по-разному почитали Джаганнатху, Баладеву, Субхадры. Это не мешает всевозможным социальным группам принимать участвовать в празднестве. Ежегодно в город Джаганнатха Пури, съезжается более двадцати миллионов человек только для того, чтобы лично увидеть выезд из своей резиденции Джаганнатхи (повелителя Вселенной), его сестры Субхадры и старшего брата Баладевы.

Колесницы по форме напоминают храмы, Кришна восседает на колеснице с 18 колесами, высота которой составляет 10,35 м. У Его брата колесница поскромнее, с 16 колесами и высотой в 9,9 м. Сестра довольствуется малым, у Ее повозки всего 14 колес и высота 9,45 м.

К колесницам привязаны длинные канаты, чтобы все желающие могли везти их. Предание гласит, что канаты – это судьбоносные нити, прикасаясь к ним, человек меняет своё будущее. Фигуры божеств вырезаны из особого дерева ним. Специально обученные жрецы отправляются на поиски особых деревьев каждые 12 лет, после этого мастера-резчики создают новые фигуры. Колесницы создаются каждый год заново, старые же сжигают на кухне храма Джаганнатха, вошедшего в книгу рекордов как самая большая кухня в мире (за один раз храм может накормить до полмиллиона гостей).

Ныне Ратха-ятры стали важной частью истэблишмента во многих мегаполисах Северной и Южной Америки, Старого Света, Австралии, Африки, России. Интересно, что помимо крупных городов нашей страны, Ратха-ятры проводились даже на тревожном Кавказе, по-своему способствуя гражданскому примирению.

Тони Блэр так охарактеризовал праздник колесниц в Лондоне: «Я рад воспользоваться возможностью передать своё одобрение и поддержку 36-му ежегодному фестивалю Ратха ятры. Правительство придерживается чёткого курса на культурное многообразие Великобритании, полагая, что сегодня это оказывает положительное содействие».

Кен Ливингстоун, мэр Лондона, выразил своё одобрение ежегодного фестиваля Ратха ятры в британской столице: «Этот религиозный и культурный фестиваль стал любимым и долгожданным мероприятием в календаре культурных событий Лондона, привлекая как лондонцев, так гостей города.

В течение всего дня участники фестиваля могут впитывать и наслаждаться пением, танцами, театром, кулинарией и всем тем, что представляет культуру и философию Индии. Это красочное и живое празднество даёт каждому что-то для счастья независимо от возраста и происхождения.

Фестиваль Ратха ятры – это также фантастическая возможность всем общинам Лондона собраться вместе, попраздновать и отдать должное культурному многообразию Лондона, что делает его международным мегаполисом».

Начало «кругосветному путешествию» Больших колесниц положил основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны, известный индийский религиозный деятель Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), который ещё в детстве получил вкус к проведению дворовых праздников колесниц, объединявших всей детей с улицы Махатмы Ганди в Калькутте.
Библиографический список

1. Корабельник Н. В Пури, у бога Джаганнатха // Вокруг света, №10 (2637), октябрь 1993 // http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1853

2. Плешаков Ю. Публикации в интернет прессе.

3. Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование. Дис. ... докт. филос.н. НН, 2007 // http://philosophy.ru/tim/



4. Sri Mandir, Vol. I, July 2003.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница