Правописание суффиксов -ек-, -ик- имен существительных



Скачать 63.83 Kb.
Дата10.11.2016
Размер63.83 Kb.
Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных

Русский язык, 3

Лавлинскова Елена Юрьевна,

МОУ гимназия № 2

г. Волгограда

Цели урока:

- воспитание внимательного и бережного отношения к слову; к русскому языку;

- развитие навыков самоконтроля и самооценки, планирования своей деятельности.

- формирование навыков правописания суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных.



Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2009
Ход урока

Звучит музыкальная фонограмма (рис. 1)



За горами, за лесами

Есть волшебная страна.

В ней так много испытаний,

И чудес она полна…
Рис. 1

- Можно ли урок русского языка назвать такой волшебной страной, страной Открытий? Почему? (на уроках узнаем новое, делаем открытия)

- Сегодня я предлагаю совершить путешествие по этой замечательной стране.

- Определите, в какой последовательности мы будем двигаться по стране Открытий (рис. 2)

Рис. 2


По мере называния этапов путешествия детьми, появляются соединительные стрелки (анимация)

- Начнём с отгадывания загадки (рис. 3).




Загадка записана на экране, отгадка скрыта шторкой. Как только дети угадали загадку, отгадка открывается.

Рис. 3


- Это слово-отгадка - первое испытание на нашем пути. Оно поможет нам вспомнить уже известный материал.

- И, прежде всего, подготовим руку к письменной работе в тетради.



Минутка чистописания.

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня на уроке: в слове-отгадке она обозначает непарный звук. [р']

- Что ещё вы можете рассказать о данном звуке? (звонкий, мягкий)

- Рр


- Оцените свою работу. Подчеркните буквы, написанные, на ваш взгляд, безошибочно.

- Запишите слово-отгадку. Образуйте от него однокоренные слова, а помогут вам в этом схемы. Запишите (рис. 4)



Схемы записаны на экране, слова, записанные в правой части экрана закрыты шторкой. После того, как дети записали слова в тетрадь, они проверяют правильность выполнения задания. Для этого шторка отодвигается.


Рис. 4

- Найдите и назовите среди данных слов существительные со значением уменьшительности, ласкательности (речка, речушка, реченька, речонка).

- Какая морфема им придает это значение? ? ( суффиксы –к-, -еньк-, -онк-, ушк-).

- В этот момент на экране появляются называемые суффиксы, эффект анимация.

Учитель: Тему нашего сегодняшнего урока подскажут герои мультфильма «Как грибы с горохом воевали» (рис. 5).


Демонстрация мультфильма (прикрепленный файл, переход по гиперссылке)

Рис. 5

- Назовите героев мультфильма (гриб, горох). Запишите эти слова. Измените эти слова так, чтобы они приобрели значение ласкательности (рис. 6).




Дети записывают на доске (она предварительно разлинована, фон) с помощью инструмента «Перо»

гриб грибочек

горох горошек

дом домик


Рис. 6


- Что им придает такое значение? (-ЕК-, -ИК-)

Суффиксы высвечиваются на доске, эффект анимации.

- Значение ласкательности, уменьшительности может выражаться с помощью суффиксов -ЕК-, -ИК-.

- Как вы думаете, какова тема урока? («Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных») (рис. 7).

Рис. 7


- Вы вспомнили уже знакомый материал. Он вам помог сформулировать тему урока. Готовы перейти к следующему этапу нашего маршрута? (хоровой ответ).

- Отгадайте зашифрованное слово (рис. 8).



Дети отгадывают ребус. Затем отгадка высвечивается на экране, ластиком стирается цвет, закрывающий надпись.


Рис. 8

- Образуйте от данного слова однокоренные существительные при помощи суффикса -ЕК- или -ИК- (рис. 9)




Рис. 9


- Объясните орфограмму в суффиксе.(?)

- Хотите узнать, как выбрать суффикс правильно?

- Прочитайте слова (на доске, рис. 10)

глоточек братик

кусочек браслетик

комочек бортик


Рис. 10


- Что заметили?

- Что общего в словах обоих столбиков? (ед. число)

- Чем отличаются слова 1 и 2 столбика? ( суф. -ЕК-, -ИК-)

- Проведите исследование с этими словами (рис. 11)



Работа в группах

Образовать форму множественного числа от существительных единственного числа и записать.
Ед.ч - мн. ч ед.ч.- мн.ч.
Глоточек- братик -

Кусочек- браслетик-

Комочек - бортик-





Во время работы в группах работает таймер. Засекается 2 мин. По истечению времени звучит сигнал.


Рис. 11


Проверка: Что заметили? (у слов с суф. -ЕК- во множ. числе гласная выпадает, в словах с суф. -ИК- во множ. числе гласная не выпадает) (рис. 12)



На экране появляются образцы для проверки.

Во время наблюдения выделяются (обводятся) необходимые орфограммы с помощью инструмента «Перо».

Рис. 12


- Мы сделали с вами открытие и теперь можем выстроить алгоритм (порядок) определения гласного в суффиксах -ЕК-, -ИК-.

- С чего мы начали наше исследование со словами? (рис. 13)



  1. Поставить слово в форму множественного числа.

  2. Если гласная выпадает, пишется суффикс - ек

  3. Если гласная не выпадает, пишется суффикс - ик.



По мере выстраивания алгоритма рассуждения детьми, на экране высвечиваются этапы определения суффиксов -ек ,-ик в словах.

Рис. 13


- Вернемся к расшифрованному слову (клубоч?к). Для возвращения на предыдущую страницу используется гиперсыылка.

- Примените новое знание, используя данный алгоритм, и объясните орфограмму в суффиксе (рис. 14)




С помощью инструмента «Перо» дети записывают слово, вставляя необходимый суффикс. Объясняют свой выбор.

Рис. 14


- Мы совершили с вами открытие, узнали, как правильно определить гласный в суффиксах -ЕК-, -ИК-.

- Вы готовы перейти к следующему этапу нашего маршрута? (Применить новые знания)



Учитель: Предлагаю поиграть в Игру «Назови слово» (Вы должны назвать предмет, используя суф. -ек-, -ик- и показать соответствующую карточку) (рис. 15)



По мере появления рисунков, дети показывают соответствующую карточку. Картинки закрыты прямоугольниками цвета фона.

Рис. 15


- Вы хорошо справились с заданием. Пришло время каждому проверить свои силы

Самостоятельная работа (рис. 16)




Во время самостоятельной работы включён таймер. Засекается 5 мин. По истечению времени звучит сигнал. (Используется прикрепленная презентация)

Рис. 16


Для самостоятельной работы предлагаются задания разного уровня сложности.

1 уровень. Задание, требующее внимательности.

1. Выдели суф. –Ек—ИК-

Брелочек, самолетик, чулочек, желудочек, бортик, бегемотик.

2 уровень. Задание с измененной ситуацией

2. Вставь суф. -ЕК- -ИК-

Вопрос.к, желточ.к овраж.к, ёж.к, конверт.к, ящич.к.

3 уровень. Самое сложное задание.

Записать название предметов, используя суф. -ЕК-, -ИК-

Бантик, вопросик, гвоздик, кармашек, фартучек.

Самопроверка с доски (Есть ли среди вас ребята, которые не допустили ошибок?)



Домашнее задание: подберите и запишите 5 слов с суффиксом -ЕК- и 5 слов с суффиксом -ИК-

Итог урока (рис. 17)

- Мы заканчиваем наше путешествие.

- Что нового вы узнали на уроке? Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -ИК-, как правильно выбрать суффикс?

- Все ли этапы мы прошли?

- Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки)


Рис. 17


- Если вы поняли проблему сегодняшнего урока, активно работали, доказывали, вы поднимаете желтый сигнал.

- Если вы внимательно слушали, но у вас еще остались сомнения, то поднимите оранжевый сигнал

- Если вы внимательно слушали, пытались понять, но у вас еще не все получалось, то поднимите красный сигнал.

- Как вы считаете, нужно ли на следующем уроке еще возвращаться к этой теме?



Спасибо за работу на уроке.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница