Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия



Дата25.04.2016
Размер89.3 Kb.

Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.


Принятие Федерального закона «О полиции» конкретизировало и увеличило основания применения специальных средств полицией, определило основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширило запреты, связанные с их применением.

Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:



  • палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);

  • ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;

  • наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

  • светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);

  • средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);

  • электрошоковые устройства;

  • средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);

  • водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);

  • бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);

  • специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);

  • сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;

  • служебные лошади.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства РФ. Так, в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, вошли не указанные в законе резиновые пули ударного непроникающего действия.

В ст. 21 Федерального закона «О полиции» выделены следующие признаки специальных средств:



  1. в качестве специальных средств Закон допускает применение химических веществ (газов, окрашивающих и маркирующих средств), технических устройств и приспособлений, а также служебных животных;

  2. они представляют повышенную опасность для человека;

  3. прежде чем поступить на вооружение полиции, эти средства должны пройти специальную процедуру допуска в целях определения характера их воздействия1Так, в соответствии с приказом МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минздравсоцразвития России от 3 марта 2010 г. «О создании Межведомственной экспертной комиссии» специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, по результатам экспертного заключения и комиссионного рассмотрения материалов могут быть включены в утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации перечни образцов огнестрельного оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, а также специальных средств и иных видов вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, органов ФСБ и ФСИН.;

  4. эти средства используются только в ситуациях, прямо разрешенных законом в целях борьбы с правонарушениями.

В ряде случаев специальные средства могут быть применены только посредством производства выстрела из огнестрельного оружия. Например, пули травматические ударного непроникающего воздействия «Волна-Р» (пуля резиновая сферической формы); пули ударного комбинированного останавливающего действия «Волна-1», «Волна-2»; патроны со светозвуковой гранатой для имитации взрыва и психического воздействия «Звезда» и фанатами раздражающего действия «Черемуха-7», «Черемуха-7М», «Сирень-7».

Применение специальных средств допустимо и законно только в случае активных насильственных действий. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для их применения. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:


  1. отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

  2. пресечения преступления или административного правонарушения;

  3. пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

  4. задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

  5. задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

  6. доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

  7. освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

  8. пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

  9. остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

  10. выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

  11. защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Кроме того, работникам полиции разрешается использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О полиции» запрещается применять специальные средства против:



  1. женщин с видимыми признаками беременности;

  2. лиц с явными признаками инвалидности;

  3. малолетних (в соответствии со ст. 28 ГК РФ лицо, не достигшее 14 лет).

Исключение составляют случаи оказания указанными лицами вооруженного сопротивления и совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Статья 22 Федерального закона «О полиции» впервые на законодательном уровне определила не только запреты на применение специальных средств, но и ограничения, связанные с их применением:



  1. не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

  2. не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

  3. не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

  4. установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» для применения перечисленных специальных средств сотрудники полиции вправе применять служебное огнестрельное оружие.

Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

Современное применение полицией специальных средств и огнестрельного оружия предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др. Указанные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности: «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д. Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Так, применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» в ряде случаев сотрудникам полиции позволяется, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев, таких как: состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Состояние крайней необходимости по ст. 39 УК РФ характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 УК установлено понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.



Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».


Кунцевская межрайонная прокуратура


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница