Правила технической эксплуатации железной дороги Изданы в соответствии с п. 10 раздела 1 Закона о железной дороге Общие вопросы



страница1/17
Дата07.05.2016
Размер3.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Кабинет министров Латвийской Республики

3 августа 2010 года Правила №. 724

Рига (прот. №. 40 §15)

Правила технической эксплуатации железной дороги

Изданы в соответствии с п.10 раздела 1

Закона о железной дороге



  1. Общие вопросы

1. Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги.


2. Термины, применяемые в правилах:

2.1. запрещающий сигнал – сигнал, запрещающий железнодорожное сообщение;

2.2. разрешающий сигнал – сигнал, разрешающий железнодорожное сообщение;

2.3. блок-участок – часть пути перегона, оборудованного системой автоблокировки, сигнальные устройства которой запрещают подвижному составу заехать на эту часть пути, если на ней находится другой подвижной состав;

2.4. тормозной путь – расстояние, проходимое подвижным составом за время с момента приведения в действие тормозов до полной остановки;

2.5. габарит приближения строений – контур минимального допустимого расстояния до оси пути, ближе которого не должны находиться никакие части сооружений и устройств, за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом;

2.6. полезная длина пути – часть пути, ограниченная предельными столбиками, светофорами или изолированными стыками (а для тупика - также тупиковой призмой), на которой можно разместить подвижной состав, не препятствуя нормальному движению по соседнему пути;

2.7. путевой пост – раздельный пункт, не имеющий путевого развития;

2.8. путь – железнодорожный рельсовый путь;

2.9. централизованная стрелкастрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся устройствами, управляемыми с одного центрального устройства управления;

2.10. служебное торможение – торможение для плавного снижения скорости или остановки подвижного состава в заранее предусмотренном месте;

2.11. железнодорожное сообщение – движение поездов и маневры;

2.12. главный путь – путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего к станции перегона;

2.13. участок – территориальная совокупность функционально связанных станций и путей перегонов;

2.14. кондуктор – контролер – работник перевозчика, который продает, проверяет билеты в пассажирском поезде, а так же обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров;

2.15. локомотивная бригада – назначенный для управления одним тяговым средством водитель тягового средства (машинист) или группа специалистов железной дороги;

2.16. маневры – передвижение подвижного состава с тяговыми средствами или без них для формирования и расформирования поезда, передвижения подвижного состава на местах погрузки, выгрузки, ремонта и обслуживания или отстоя, а также передвижение по путям отдельных тяговых средств;

2.17. маршрут – определенное положение стрелок для приема или отправления поездов, или производства маневров;

2.18. малодеятельный участок – участок инфраструктуры железной дороги регионального значения 3-ей категории;

2.19. нецентрализованная стрелка – стрелка, остряки которой переводят переводным устройством, расположенным непосредственно у стрелки;

2.20. неправильный путь – путь двухпутного перегона, на котором направление движения отправляемого поезда не соответствует нормально установленному для этого пути направлению движения;

2.21. вспомогательный локомотив – тяговое средство, используемое для оказания помощи другому поезду, чтобы он мог освободить перегон;

2.22. правильный путь – путь двухпутного перегона, на котором направление движения отправляемого поезда соответствует нормально установленному для этого пути направлению движения;

2.23. взрез стрелки – механическое отжатие колесом остряка стрелки или подвижного сердечника крестовины в случае пошерстного движении подвижного состава по неготовому маршруту;

2.24. экстренное торможение – торможение в непредвиденных заранее случаях, при необходимости немедленной остановки подвижного состава;

2.25. остановочный пункт – место остановки поезда, не имеющее путевого развития и предназначенное только для посадки и высадки пассажиров;

2.26. железная дорога широкой колеи – железная дорога с шириной колеи 1520 мм и 1524 мм;

2.27. перегон – путь между двумя соседними станциями;

2.28. колесная пара – несущие нагрузку колеса подвижного состава конструкционно соединенные между собой общей осью;

2.29. сигнал – видимый или звуковой знак, при помощи которого передается определенное распоряжение или указание, являющиеся обязательным для работников железной дороги и других лиц, находящихся в земляной полосе отвода железной дороги или непосредственно участвующих в железнодорожном сообщении;

2.30. станция – совокупность объектов инфраструктуры железной дороги, занимающих определенную часть земляной полосы отвода железной дороги и обеспечивающих выполнение железнодорожных перевозочных операций;

2.31. узкоколейная железная дорога – железная дорога с шириной колеи 750 мм;

2.32. техническо-распорядительный акт – документ, в котором управляющий инфраструктурой железной дороги устанавливает порядок безопасного железнодорожного сообщения на станции, порядок использования станционных технических устройств и требования охраны труда;

2.33. телефонограмма – устное сообщение, предаваемое используя телефонную или радиосвязь;

2.34. местная инструкция – документ, в котором управляющий инфраструктурой железной дороги устанавливает порядок безопасного железнодорожного сообщения на инфраструктуре железной дороги частного пользования, порядок использования ее технических устройств и требования охраны труда;

2.35. кондуктор поезда – специалист железной дороги, производящий упомянутые в этих правилах функции по руководству движением поездов, формированию поездов и маневровой работой;

2.36. движение поездов – движение сформированных и сцепленных вагонов или другого подвижного состава (которому присвоен номер поезда и который оборудован сигнальными устройствами поезда) с одним или несколькими тяговыми средствами.
3. Сооружения и устройства, а также подвижной состав, обеспечивая техническую эксплуатацию железной дороги широкой колеи, соответствуют габаритам приближения строений и подвижного состава, в соответствии со стандартом LVS 282:2005 “Железнодорожные габариты приближения строений и подвижного состава”.
4. Измерительные средства, которыми измеряют параметры, указанные в правилах, устройства электрической защиты железной дороги, противопожарные средства, пожарную сигнализацию и устройства автоматики, манометры тяговых средств, предохранительные клапаны, воздушные резервуары, а также паровые котлы паровозов проверяют порядком, предусмотренным в нормативных актах по верификации и калибровке.
5. Управляющий инфраструктурой железной дороги общего пользования обеспечивает перевозчику возможность ознакомиться с составляемыми в случаях, предусмотренными данными правилами, документами о местных условиях и особом порядке использования железнодорожной инфраструктуры.
6. Упомянутые в правилах требования не применяют к машинам и механизмам, передвигающимся по рельсам, но не принимающим участия в железнодорожном сообщении.
2. Путь
2.1. Общие требования
7. Путь соответствует требованиям, установленным для пути соответствующей категории.
8. Путь, тип и состояние рельсов и стрелок соответствует условиям эксплуатации – интенсивности грузовых перевозок, осевым нагрузкам подвижного состава и скорости движения поездов.
9. Путь содержат в соответствии со схемами плана и профиля участка.
10. Расстояние между осями смежных путей узкой и широкой колеи не должно быть менее 4700 мм.
11. Если расстояние между осями смежных путей не отвечает требованиям этих правил, то до переустройства (реконструкции) линий можно сохранить существующие расстояния.
12. Горизонтальные расстояния в кривых между осями смежных путей и между осью пути и габаритом приближения строений на перегоне, а также на станции определяют в соответствии со стандартами и техническими правилами.
13. Примыкание соединительного пути и подъездного пути к главному пути на перегоне и станции оборудуют охранным устройством - предохранительным тупиком, охранной стрелкой, сбрасывающей стрелкой или сбрасывающими остряками. 
14. Путь, примыкающий к станции или перегону, на котором предусмотрена стоянка подвижного состава без тягового средства, оборудуют охранным устройством - предохранительным тупиком, охранной стрелкой, сбрасывающей стрелкой, сбрасывающими остряками или сбрасывающими башмаками для предотвращения угрозы самопроизвольного ухода подвижного состава в направлении станции или перегона, если он:

14.1. имеет уклон в сторону станции или перегона; 

14.2. имеет подъем в сторону станции или перегона менее чем 1,5 мм/м;

14.3. расположен на горизонтальной площадке.


15. Вновь уложенное пересечение путей на станции и стрелочный перевод на станции или перегоне включают в зависимость. При невозможности включения в зависимость такой стрелки, ее принимают в эксплуатацию, установив порядок, каким управляющий инфраструктурой железной дороги осматривает и проверяет такую стрелку и закрепляет ее остряки.
16. Перед остряками противошерстной стрелки на главном пути устанавливают отбойный брус. Отбойный брус можно не устанавливать, если тяги стрелки находятся в металлических желобах, закрытых крышкой.
17. Нормальным положением стрелок, расположенных на главных и приемо-отправочных путях, а также охранных, является:

17.1. для входных стрелок на главных путях станций однопутного участка – в направлении с каждого конца станции на разные пути;

17.2. для входных стрелок на главных путях станций двухпутного участка – в направлении по соответствующим главным путям;

17.3. для остальных стрелок на главных путях перегонов и станций (за исключением стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики) – в направлении по соответствующим главным путям;

17.4. для стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики – в направлении в эти тупики;

17.5. на станциях малодеятельных участков, с размерами движения пассажирских и грузовых поездов по графику движения поездов в сумме не более 8 пар в сутки, нормальное положение входных стрелок на главных путях однопутного участка может быть на один и тот же путь.


18. Нецентрализованную стрелку оборудуют стрелочным указателем. Если это технически невозможно, обеспечивают освещение стрелки.
19. Стрелку, включенную в электрическую централизацию, стрелочным указателем не оборудуют. Перевод таких стрелок в нормальное положение не обязателен (за исключением сбрасывающих стрелок и стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики).
20. Контрольными стрелочными замками оборудуют нецентрализованную стрелку, которая:

20.1. расположена на главном, приемо-отправочном пути;

20.2. является охранной;

20.3. ведет на путь, выделенный для стоянки вагонов с взрывчатыми материалами;

20.4. ведет на путь, выделенный для стоянки восстановительных и пожарных поездов, а также для отстоя вагонов-дефектоскопов, путеизмерительных вагонов и путевых машин;

20.5. ведет в предохранительный или улавливающий тупик.


21. Если на станции нецентрализованная стрелка не видна со стрелочного поста, стрелку оборудуют контрольными замками, ключи от которых вставляют в исполнительный аппарат ключевой зависимости, а если нет ключевой зависимости, эти ключи хранятся у дежурного по станции.
22. Остряки стрелки и подвижной сердечник крестовины (кроме стрелок расположенных на горочных и сортировочных путях) оборудуют приспособлениями для запирания их навесными замками. Это приспособление обеспечивает плотное прилегание остряка к рамному рельсу и подвижного сердечника крестовины к усовику.
23. Стрелочный перевод с гибкими остряками, уложенными в кривой и подвижной сердечник крестовины оборудуют наружными замыкателями.
24. На станции с немаршрутизированными маневровыми передвижениями наружные замыкатели подвижного сердечника крестовины дополняют устройством, обеспечивающим на устройстве управления дежурного по станции контроль индикации, если при следовании в пошерстном направлении направление движения подвижного состава не соответствует положению подвижного сердечника крестовины.
25. Нормальное положение стрелки указывают на станинах нецентрализованных стрелок или на кожухе привода стрелки электрической централизации.
26. У главного пути устанавливают путевые знаки – постоянные указатели протяженности железнодорожных линий, километров, пикетов.
27. Путевые знаки устанавливают с правой стороны по направлению возрастания числа километров длины железнодорожной линии. На электрифицированном участке путевые знаки разрешается устанавливать на опорах контактной сети, кроме опор, на которых установлены светофорные головки, комплектные трансформаторные подстанции, разъединители и разрядники контактной сети.
28. Инструментальная проверка пути производится:

28.1. перегона не реже одного раза в 30 лет;

28.2. сортировочного, горочного и вытяжного пути – не реже одного раза в 5 лет;

28.3. других путей не реже одного раза в 20 лет.


29. Пересечение линий электропередачи, связи, нефтепровода, газопровода, водопровода и других наземных и подземных сооружений и с инфраструктурой железной дороги допускается в соответствии с техническими правилами управляющего инфраструктурой железной дороги. В этих правилах предусматривают предохранительные устройства или мероприятия, обеспечивающие бесперебойную и безопасную эксплуатацию железной дороги.
2.2. Путь широкой колеи
30. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути широкой колеи – не менее 5500 мм на однопутной линии и не менее 9600 мм на двухпутной линии.
31. При строительстве или реконструкции пути 1-ой и 2-ой категорий широкой колеи обеспечивают ширину верхней части земляного полотна поверху на однопутной линии не менее 6600 мм на однопутной линии и не менее 10700 мм на двухпутной линии.
32. Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху пути широкой колеи 400 мм с каждой стороны пути. 
33. На кривых участках пути широкой колеи радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяют согласно техническим требованиям.
34. Расстояние между осями путей широкой колеи двухпутных линий на прямых участках пути не менее – 4100 мм.
35. Расстояние между осями смежных путей широкой колеи на станции на прямых участках пути – не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых дворов – не менее 4500 мм.
36. Если главные пути широкой колеи на станции являются крайними, расстояние между их осями – не менее 4100 мм.
37. Расстояние между осями путей широкой колеи, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон – не менее 3600 мм.
38. Полезная длина предохранительного тупика пути широкой колеи – не менее 50 м.
39. Нормы содержания ширины колеи, измеряемой между внутренними гранями головок рельсов на уровне 13 мм ниже поверхности катания головки рельса, для пути широкой колеи определены в приложении №1 настоящих правил.
40. Запрещается эксплуатировать пути широкой колеи, ширина колеи которых более 1548 мм и менее 1512 мм, и пути на железобетонных шпалах, изготовленных до 1996 года – менее 1509 мм.
41. Верх головок рельсов на прямых участках пути широкой колеи на всем протяжении содержат в одном уровне или одну рельсовую нить на 6 мм выше другой.
42. Возвышение наружной нити на кривых участках пути широкой колеи определяют в зависимости от радиуса кривой и скорости движения. Это возвышение не должно превышать 150 мм.
43. Стрелочные переводы широкой колеи имеют крестовины следующих марок:

43.1. на главных и путях приема и отправления пассажирских поездов:

43.1.1. не круче 1/11;

43.1.2. перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных – не круче 1/9;

43.1.3. стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовину марки 1/9;

43.1.4. до реконструкции пути не круче 1/9. Разрешено движение пассажирских поездов также по боковому направлению;

43.2. на путях приема и отправления грузовых поездов не круче 1/9 и симметричные стрелки не круче 1/6;

43.3. на прочих путях не круче 1/9 и симметричные стрелки не круче 1/4,5.


44. Централизованные стрелки на главных и приемо-отправочных путях широкой колеи, у которых имеются гибкие остряки и марки крестовины не круче 1/11, при скорости движения поездов 100 км/ч и более оборудуют дополнительными устройствами, контролирующими положение остряков.
45. Запрещается эксплуатировать стрелочный перевод и пересечение путей широкой колеи, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

45.1. разъединение остряков стрелки и подвижного сердечника крестовины с тягами;

45.2. остряк отстает от рамного рельса или подвижной сердечник крестовины от усовика на 4 мм и более (неприлегание остряка и сердечника, измеряется против первой тяги стрелки; если крепление тяги подвижного сердечника острой крестовины находится перед острием сердечника крестовины – в острие сердечника крестовины;

45.3. выкрашивание остряка или подвижного сердечника крестовины, при котором создается опасность набегания гребня на рельс;

45.4. выкрашивание остряка или подвижного сердечника крестовины длиной:

45.4.1. на главном пути – 200 мм и более;

45.4.2. на приемо-отправочном пути – 300 мм и более;

45.4.3. на прочих путях – 400 мм и более;

45.5. понижение остряка против рамного рельса или подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;

45.6. расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;

45.7. расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;

45.8. излом остряка или рамного рельса, излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;

45.9. разрыв контррельсового болта (в одноболтовом вкладыше) или обоих болтов (в двухболтовом вкладыше).
46. При строительстве или реконструкции главного пути широкой колеи эпюра шпал на 1 км:

46.1. на прямом участке и в кривой радиусом 1200 м и более – не менее 1840; 

46.2. в кривой радиусом до 1200 м – не менее 2000.
47. До перестройки главного пути широкой колеи эпюра шпал не менее 1600 шпал на 1 км.
48. На пути широкой колеи минимальная ширина желоба между внутренней гранью рельса и покрытием автодороги или перехода – 75 мм, максимальный – 110 мм. Минимальная глубина такого желоба – 45 мм.
49. На пути широкой колеи путевой знак устанавливают на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути.
2.3. Узкоколейный путь
50. Расстояние между осями узкоколейных путей двухпутных линий на прямых участках пути – не менее 3000 мм.
51. Расстояние между осями смежных узкоколейных путей на станциях на прямых участках пути – не менее 4000 мм, на второстепенных путях и путях грузовых дворов, соответственно не менее 3600 мм и 4100 мм.
52. Полезная длина предохранительного тупика узкоколейного пути 25 м.
53. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках узкоколейного пути не менее 3200 мм на однопутной линии и не менее 6200 мм на двухпутной линии.

54. Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху узкоколейного пути 200 мм с каждой стороны пути.


55. На кривых участках узкоколейного пути радиусом менее 300 м земляное полотно уширяют согласно техническим требованиям.
56.  Ширина колеи узкоколейного пути, измеряемая между внутренними гранями головок рельсов на уровне 7 мм ниже поверхности катания головки рельса, с допускаемыми отклонениями по уширению 4 мм и по сужению 2 мм:

56.1. на прямых участках пути и в кривых радиусом от 300 м – 750 мм;

56.2. в кривых радиусом от 201 м до 299 м – 755 мм;

56.3. в кривых радиусом от 100 м до 200 м – 760 мм;

56.4. в кривых радиусом менее 100 м – 764 мм.
57. Запрещается эксплуатировать узкоколейный путь, ширина колеи которого более 768 мм и менее 748 мм.
58. Верх головок рельсов на прямых участках узкоколейного пути на всем протяжении содержат или в одном уровне или одну рельсовую нить на 3 мм выше другой.
59. Возвышение наружной нити на кривых участках узкоколейного пути определяют в зависимости от радиуса кривой и скорости железнодорожного сообщения. Это возвышение не должно превышать 60 мм.
60. Узкоколейные стрелочные переводы имеют крестовины следующих марок:

60.1. на главных и путях приема и отправления пассажирских поездов не круче 1/8; 

60.2. на прочих путях не круче 1/5.
61. Запрещается эксплуатировать узкоколейные стрелочные переводы и пересечение путей, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

61.1. разъединение остряков стрелки и подвижного сердечника крестовины с тягами;

61.2. остряк отстает от рамного рельса или подвижной сердечник крестовины от усовика на 3 мм и более (неприлегание остряка и сердечника измеряется против первой тяги; если крепление тяги подвижного сердечника острой крестовины находится перед острием сердечника крестовины – в острие сердечника крестовины;

61.3. выкрашивание остряка или подвижного сердечника крестовины, при котором создается опасность набегания гребня на рельс;

61.4. выкрашивание остряка или подвижного сердечника крестовины длиной:

61.4.1. на главных путях – 125 мм и более;

61.4.2. на прочих путях – 150 мм и более;

61.5. понижение остряка против рамного рельса или подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где начинается вертикальная острожка головки остряка;

61.6. расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 716 мм;

61.7. расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 680 мм;

61.8. излом остряка или рамного рельса и излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;

61.9. разрыв контррельсового болта (в одноболтовом вкладыше) или обоих болтов (в двухболтовом вкладыше).


62. Запрещается эксплуатировать узкоколейный стрелочный перевод и пересечение путей:

62.1. если имеется вертикальный износ рамного рельса из рельсов типа 19 кг на 1 м и легче: 

62.1.1. на главном пути – более 4 мм;

62.1.2. на приемо-отправочном пути – более 5 мм;

62.1.3. на прочих путях – более 6 мм;

62.2. если имеется вертикальный износ сердечника крестовины из рельсов типа 19 кг на 1 м и легче, вместе где ширина сечения сердечника 40 мм:

62.2.1.  на главном и приемо-отправочном пути – более 4 мм;

62.2.2.  на прочих путях – более 5 мм;

62.3. если имеется вертикальный износ рамного рельса из рельсов типа 24 кг на 1 м и тяжелее:

62.3.1. на главном пути – более 6 мм; 

62.3.2. на приемо-отправочном пути – более 7 мм;

62.3.3. на прочих путях – более 8 мм.


63. Эпюра шпал узкоколейного пути – не менее 1320 шпал на 1 км.
64. На узкоколейном пути путевой знак устанавливают на расстоянии не менее 2000 мм от оси крайнего пути.
65. На узкоколейном пути минимальная ширина желоба между внутренней гранью рельса и покрытием автодороги или перехода – 60 мм, максимальный – 80 мм. Минимальная глубина такого желоба – 35 мм.
3. Сигналы
3.1. Общие требования
66. Сигналы обеспечивают безопасность железнодорожного сообщения, а также четкую организацию движения поездов и маневровой работы.
67. Схемы расстановки постоянных (стационарных) сигнальных устройств, а также таблицы взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов на станциях разрабатывает управляющий инфраструктурой железной дороги. Нормальное положение стрелок в таблицах взаимозависимости указывают знаком плюс (+).
68. За ясное восприятие сигналов сигнальных устройств ответственен управляющий инфраструктурой железной дороги, перевозчик или пользователь подвижным составом, в чьем ведении находится сигнальное устройство.
69. Вблизи инфраструктуры железной дороги запрещается устанавливать предметы, которые могут быть восприняты как сигналы, или мешать правильному восприятию сигналов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница