Правила плавания по внутренним водным путям



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3


Проект

Вторая редакция


Министерство транспорта Российской Федерации

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ

ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирск - 2011
СПРАВКА
Проект Правил выполнен специалистами кафедры Судовождения Новосибирской Государственной академии водного транспорта и специалистами Обского управления Госречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с участием специалистов Обского Государственного управления водных путей и судоходства и специалиста Государственной инспекции по маломерным судам МЧС.

Ответственный исполнитель проекта Солдатов В.И. – инженер-судоводитель, доцент, к.т.н. по специальности Судовождение на ВВП. Опыт работы 14 лет капитаном на речных транспортных судах различных типов, рабочий речной диплом капитан всех групп судов; 13 лет в должности зав. кафедрой Судовождения Новосибирского Государственного института инженеров водного транспорта, несколько лет в должности профессора кафедры Судовождения. Занимался безопасностью плавания в центральных и Сибирских бассейнах.

Разработал три вида правил по технике безопасности по заказу Минречфлота, автор Комментариев к Правилам плавания по внутренним водным путям РФ 2002 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект составлен с учётом того, что данные Правила должны регламентировать безопасность движения судов, т.е. судовождение. Судоводителям необходимо их твёрдо знать. Поэтому Правила должны быть по возможности меньшего объёма и понятными для судоводителя любого уровня образования и профессионализма.

Все пункты, не отражающие управление движением судов из данного проекта Правил исключены. Они практически присутствуют в других регламентирующих документах. Такие пункты Правил также можно внести в Правила технической эксплуатации речного транспорта при их разработке.

Проект Правил составлен на основе Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР 1985 г., действующих Правил плавания по внутренним водным Путям РФ 2002 г. с учётом некоторых позиций представленного проекта Правил судоходства 2011 г.

При рассмотрении данного проекта просим обратить внимание на следующие пункты:

1. Вместо названия «особенности движения и стоянки в бассейне» назвать «Дополнительные правила плавания по водным путям… бассейна». Тогда документ будет классифицироваться как правила. Можно в «особенностях» записать пункт, что они являются дополнением к правилам плавания на ВВП РФ.

Такое название будет соответствовать документам, названным в КОАП, Уголовном кодексе и др. Название «Особенности» юристами может трактоваться как информация и находиться вне действия кодексов и других документов.

2. Следует обосновать введение в Правила понятия: «Судно длиной менее 20 м». Под это определение подпадает значительное количество судов различных типов и назначений, в том числе и транспортных.. Многие десятилетия Правила ограничивались определением «маломерные суда». Это упрощало требование Правил и положительно сказывалось на их выполнении.

После вступления России в ВТО, вероятно, на внутренних водных путях появятся суда под иностранными флагами. Однако, все они могут приходить из Европейских стран только через моря, значит будут соблюдать в морских районах международные МППСС-72. Логично будет Российские Правила плавания сделать похожими на МППСС-72. Это облегчит их понимание и запоминание нашими судоводителями судов смешанного река-море плавания.

В предлагаемом проекте все положения пунктов в настоящее время выполняются. Новое положение введено только в п. 18.1.

Проект Правил подробно обсуждался на кафедре Судовождения Новосибирской Государственной академии водного транспорта с участием работника ГИМС специалиста по маломерным судам и в Обском управлении Госречнадзора Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта с участием специалиста ГУВП и С Обского бассейна.

Проект разработан без финансирования, на общественных началах, в качестве ответа и предложения на проект Правил Судоходства, выполненный крайне небрежно и непрофессионально, который представил Минтранс в конце января 2011 г.

По результатам рассмотрения проекта Правил желательно получить замечания и предложения для их доработки.

Предложения и замечания по проекту Правил просим отправлять электронной почтой по электронному адресу: ks@nsawt.ru

Почтовый адрес: 630099 г. Новосибирск, ул. Щетинкина 33, Новосибирская Государственная академия водного транспорта, кафедра Судовождения.


СОДЕРЖАНИЕ

I Общие положения……………………………………………………………………… 5

Правило 1 Обоснования правил и область применения………………………….. 5

Правило 2 Определения………………………………………………………….….. 5

Правило 3 Требования по предупреждению загрязнения водоёмов и засорения судового хода…………………………………………………………………………………..... 6

Правило 4 Ограничение судоходства………………………………………………. 7

Правило 5 Меры по ликвидации транспортных происшествий…………………. 7

Правило 6 Звуковая сигнализация………………………………………………….. 8

Правило 7 Радиосвязь …………………………………………………….…………. 8

Правило 8 Наблюдение……………………………………………………………… 9

II Порядок движения……………………………………………………………... 9

Правило 9 Применение правил движения и маневрирования судов. …………... 9

Правило 10 Безопасная скорость……………………………………………………... 9

Правило 11 Общий порядок движения и маневрирования судов…………………. 9

Правило 12 Выполнение оборота. Движение на разветвлениях судовых ходов… 10

Правило 13 Особые случаи буксировки и толкания……………………………….. 10

Правило 14 Предупреждение аварийной ситуации………………………………... 11

Правило 15 Расхождение судов……………………………………………………… 11

Правило 16 Обгон судов, составов и плотовых составов……………………….…. 12

Правило 17 Движение скоростных судов…………………………………………… 12

Правило 18 Движение судов длиной менее 20м, маломерных и парусных судов.. 13

III Прохождение непросматриваемых и затруднительных участков, мимо земснарядов, паромных переправ и под мостами…………………………………………. 14

Правило 19 Прохождение непросматриваемых и затруднительных участков…… 14

Правило 20 Прохождение мимо дноуглубительных и дноочистительных снарядов 14

Правило 21 Работа паромных переправ…………………………………………...… 15

Правило 22 Проход судов под мостами……………………………………….…….. 15

IV Пропуск судов через шлюзы…………………………………………….……. 15

Правило 23 Подготовка к шлюзованию и процесс шлюзования……………….…. 15



V Плавания в условиях ограниченной видимости……………………….….. 17

Правило 24 Условия безопасности движения при ограниченной видимости и на участках с неосвещаемой судоходной обстановкой………………………………………….. 17



VI Плавания на участках внутренних водных путей с кардинальной системой навигационного оборудования……………………………………………………….……… 19

Правило 25 Особенности плавания на участках с кардинальной системой навигационного оборудования…………………………………………….………………….. 19



VII Использование водных лыж и гидроциклов, лов рыбы, движение в зонах подводных и воздушных переходов………………………………………………………… 19

Правило 26 Использование водных лыж и гидроциклов…………………………. 19

Правило 27 Лов рыбы………………………………………………………………… 20

Правило 28 Движение в зонах подводных и воздушных переходов……………… 20



VIII Организация стоянки судов…………………………………………………... 20

Правило 29 Правила стоянки судов……………………………………………….…. 20



IX Сигнализация на судах……………………………………………...………… 21

Правило 30 Визуальная сигнализация………………………………………………. 21

Правило 31 Ночная ходовая сигнализация…………………………….…………… 22

Правило 32 Ночная стояночная сигнализация…………………………………….… 24

Правило 33 Дневная сигнализация……………………………………………….….. 25

Правило 34 Особая сигнализация……………………………………………………. 26



Проект. Вторая редакция

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ

ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Правило 1

Обоснования правил и область применения
1.1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее – КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11 ст. 1001).

Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом.

1.2. В дополнение к Правилам территориальные Управления Государственного морского и речного надзора разрабатывают дополнения к настоящим правилам, определяющие особенности движения и стоянки судов в отдельных бассейнах и их участках.

1.3. Настоящие Правила и дополнения к ним указанные в п.1.2 распространяются на владельцев и экипажи судов, юридических лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях и связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

1.4. Лица и экипажи судов, указанные в п. 1.3 несут ответственность за последствия, произошедшие от невыполнения этих правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.
Правило 2

Определения и обозначения
2.1. В настоящих Правилах, когда по тексту не требуется иное толкование, употребляются термины, определение которых дано в пунктах 2.2. – 2.26.

2.2. «Скоростное судно» - любое самоходное судно, кроме водоизмещающих и маломерных, способное развивать скорость 30 км/ч и более.

2.3. «Суда длиной менее 20 м» – суда всех типов и любого назначения длиной менее 20 м, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Управления Государственного морского и речного надзора и маломерные суда, зарегистрированные в Государственной инспекции по маломерным судам.

2.4. «Маломерное судно» – самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъёмностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъёмностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл). (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2007 г. № 66-ФЗ)

2.5. «Парусное судно» - любое судно под парусом, в том числе имеющее механический двигатель, при условии, что последний не используется.

2.6. «Плот» - плавучее средство, состоящее из брёвен, труб и других предметов, соединённых между собой, предназначенное для их транспортировки по воде.

2.7. Буксируемый состав» - одно или несколько соединённых между собой судов, плотов и других плавучих средств, буксируемых на тросе, включая судно (суда), занятое буксировкой.

2.8. «Толкаемый состав» - одно или несколько судов, соединённых между собой, включая судно (суда), занятое толканием.

2.9. «Судно на ходу» - любое судно, если оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.

2.10. «Безопасная скорость» - выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами.

2.11. «Минимальная скорость» - наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.

2.12. «Ограниченная видимость» - визуальная видимость на расстоянии менее 1 км знаков судоходной обстановки, судов, береговых ориентиров, а в тёмное время суток – огней навигационных знаков и судов.

2.13. «Расхождение» - манёвр прохождения судна относительно другого при встречном движении.

2.14. «Пропуск» - частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов для обеспечения безопасного движения остановилось или уменьшило скорость до минимальной.

2.15. «Оборот» - поворот судна на обратный курс.

2.16. «Судовой ход» - водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте.

2.17. «Кромка судового хода» - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине, обозначается навигационными знаками или определяется по карте.

2.18. «Ось судового хода» - условная линия, проходящая в средней части судового хода, обозначенная навигационными знаками или отмеченная на карте.

2.19. «Полоса движения» - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.

2.20. «Основной судовой ход» - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

2.21. «Дополнительный судовой ход» - судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д. Основной или дополнительный судовой ход может определяться особенностями движения и стоянки судов.

2.22. «Судно, идущее вверх» - судно, осуществляющее движение:

(01) на реках – от устья к истоку;

(02) на водохранилищах на основном судовом ходу и на дополнительном, соединяющемся с основным, - от плотины к зоне выклинивания подпора, на других дополнительных – от основного судового хода к берегу.

2.23. «Судно, идущее вниз» - судно, осуществляющее движение в направлении, противоположном движению судна, идущего вверх.

2.24. «БОГУ на ВВТ» - Бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте. В это наименование входят: Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУВПиС) и его подразделения.

2.25. «УГМРН» - Управление Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, коротко Госморречнадзор.

2.26. «КОАП» - кодекс об административных правонарушениях.


Правило 3

Требования по предупреждению загрязнения водоёмов и засорения судового хода
3.1. Запрещается сбрасывать с судов в водоёмы какие-либо предметы и вещества. В частности, запрещается сливать или осуществлять сброс с судов в водоёмы нефтяных отходов в любой форме или смесей таких отходов с водой.

3.2. Если произошёл случайный сброс или имеется угроза сброса, то капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ, указать, как можно точнее характер и место сброса и принять меры по локализации указанных сбросов. Если судоводитель обнаружил загрязнение водоёма другим судном, то капитану судна об этом также необходимо сообщить в ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ.

3.3. Запрещается выставлять за борт судна предметы, которые могут представлять опасность для других судов и гидротехнических сооружений. Когда судно или плот теряет какой-либо предмет в пределах судового хода, в результате чего может возникнуть опасность для судоходства, капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ, указав как можно точнее место, где потерян предмет, кроме того, при необходимости отметить это место и принять меры для извлечения этого предмета.

3.4. Запрещается пользоваться сигнальными знаками навигационного оборудования водного пути для швартовки судов, плотов и повреждать эти знаки (часть 2 статьи 11.6 КОАП).

3.5. Если судно или плот переместили или повредили навигационный знак судоходной обстановки или обнаружена его неисправность, то капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ.
Правило 4

Ограничение судоходства
4.1. Принятое БОГУ на ВВТ решение о временном прекращении или ограничении судоходства на определённом участке водных путей должно быть доведено также до судовладельцев и судоводителей по радиотелефонной связи и в извещениях судоводителями или другим способом (приказ № 55 2002 г. рег. № 3551).
Правило 5

Меры по ликвидации транспортных происшествий
5.1. При транспортном происшествии с возможной опасностью для находящихся на борту лиц капитан должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для спасения этих лиц.

5.2. Каждый капитан, находящийся поблизости от аварийного судна, если имеется опасность для людей, создается угроза для безопасности судоходства или закрытия судового хода, обязан, насколько это совместимо с безопасностью его судна, оказать немедленно ему помощь.

5.3. О случаях транспортных происшествий с судами, плотами, повреждений гидротехнических сооружений на водных путях капитан обязан известить в кратчайший срок ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ и районного управления Госморречнадзора, судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия.

5.4. Если судно село на мель или затонуло или плот сел на мель на судовом ходу или поблизости от него, капитан должен:

- выставить сигналы в соответствии с пунктом 32.11 настоящих Правил;

- предупреждать по радиосвязи или иным способом приближающиеся суда с тем, чтобы они могли принять необходимые меры для безопасного прохождения около аварийного судна или плота.

5.5. Запрещается покидать место транспортного происшествия без разрешения бассейнового Управления Госморречнадзора. В случае невозможности связаться с ним, в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи, капитан судна обязан принять все меры к документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования УГМРН.
Правило 6

Звуковая сигнализация
6.1. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться: - самоходными судами, за исключением маломерных, - посредством механически действующих сигнальных приборов; - несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов, - посредством колокола или рожка. Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения N 4 к настоящим Правилам.

6.2. В случае движения в составе предписанные звуковые сигналы должны подаваться только судном, на борту которого находится судоводитель состава.

6.3. Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает сигналы посредством повторяющихся ударов в колокол или продолжительных звуков.

6.4. Не нарушая других положений настоящих Правил, каждое судно должно в случае необходимости подать сигналы, приведенные в приложении N 4 к настоящим Правилам.

6.5. Подача сигналов в крупных населенных пунктах и на отдельных участках пути (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийной ситуации) может быть ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

6.6. Запрещается пользоваться звуковыми сигналами иными, чем те, которые указаны в настоящих Правилах, или пользоваться указанными сигналами в условиях иных, чем те, которые предписаны или допущены в настоящих Правилах.


Правило 7

Радиосвязь
7.1. Все самоходные суда, а также береговые пункты управления движением флота должны быть оснащены установками радиосвязи. Установки радиосвязи на судах и их количество должны соответствовать предписаниям органов Российского Речного Регистра.

7.2. Порядок использования радиоустановок определяется правилами радиосвязи на внутренних водных путях и указанием по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе), которые должны быть на каждом судне.

7.3. Судовые радиотелефонные станции должны быть постоянно включены на канале межсудовой радиосвязи и обеспечивать надежную связь во время движения и маневрирования судов, при стоянке на якоре, а также в условиях ограниченной видимости, при наступлении штормовой погоды и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий. Использование этого канала связи для других переговоров запрещается.

7.4. Переговоры по радиосвязи не фиксируются, за исключением распоряжений и случаев приема информации, заносимой в судовой журнал.

7.5. Во время согласования по радио действий между судами судоводители других судов не должны мешать их разговорам. Когда настоящими правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, согласование должно производиться до подачи этих сигналов.

7.6. Когда суда согласовали свои действия по радиосвязи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.

7.7. Судоводитель судна, не получивший ответ на свой вызов по радиосвязи, должен считать, что на другом судне она неисправна или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства. Если судоводитель судна, вызываемого на радиотелефонную связь, не отвечает, то для его вызова подается установленный настоящими Правилами звуковой сигнал.

7.8. В границах гидроузлов судоводители должны вести переговоры по радиосвязи на канале радиостанции гидроузла.

7.9. Судоводитель судна, следующего с опасным грузом или с его остатками, при согласовании по радиосвязи взаимных действий с другими судами должен информировать их о наличии такого груза или его остатков.

7.10. Движение самоходных судов с неисправными радиоустановками допускается как исключение до ближайшего пункта ремонта.



Правило 8

Наблюдение
8.1. Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение так же, как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию, в которой оно находится (опасность столкновения, удара, навала, посадки на мель и т.д.)
II. Порядок движения
Правило 9

Применение правил движения и маневрирования судов
9.1. . Правила настоящего раздела распространяются на все суда, кроме маломерных и парусных, а правило 8, 10, 14, 18 – также и на маломерные и парусные суда.

9.2. В настоящем разделе под термином «судно» понимаются одиночные суда и суда, толкающие или буксирующие составы или плоты (если не оговорено иное).


Правило 10

Безопасная скорость
10.1. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.

10.2. При выборе безопасной скорости среди других факторов всем судам необходимо учитывать

(01) соотношение габаритов пути и судна

(02) наличие и интенсивность движения судов в данном районе;

(03) маневренные возможности судна, особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость в данных условиях;

(04) направление и силу течения, ветра и волнения;

(05) состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней, наличие навигационных знаков, наличие и качество навигационных приборов.

10.3. Суда на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении у откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, доков, нефтестанций, переправ, водолазных судов и т.д. должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного для них волнения.


Правило 11

Общий порядок движения и маневрирования судов
11.1. Суда при движении на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов (составов) и водного пути (прил. 1). За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, где судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут плавать суда только по согласованию с органами, регулирующими судоходство или суда специального назначения. За пределами судового хода суда должны руководствоваться соответствующими правилами для участков с кардинальной системой навигационного оборудования.

11.2. Судно на участках с двусторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), - придерживаясь оси судового хода и обеспечивая при этом готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами.

11.3. Судно, буксирующее плот, с учётом существующих условий и обстоятельств может отступить от требований пункта 11.2.

11.4. Суда, составы и плотовые составы при движении в одном направлении, когда они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную для данных условий и обстоятельств дистанцию с учётом своего тормозного пути при данной скорости.

11.5. Суда и составы при самостоятельном плавании в ледовых условиях должны руководствоваться настоящими Правилами: при ледовой проводке в составе каравана плавание дополнительно регламентируются специальными положениями.

11.6. Запрещается:

(01) движение на внутренних судоходных путях судов, плотов и других плавучих средств самосплавом;

(02) расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных заградительных ворот каналов, канатных переправ (при ширине судового хода менее 200 м), в пролёте мостов, а также в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение вверх и вниз осуществляется через один и тот же пролёт.

Запрещение расхождения и обгона не распространяется на скоростные и маломерные суда

(03) Обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трёх судов при ширине судового хода менее 200 м;

(04) пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1,0 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница