Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Ь знак- показатель мягкости. Разделительный ъ знак. Русская азбука или алфавит. Сочетания жи, ши ча, ща, чу, щу, чк, чн



страница1/9
Дата15.11.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



2 класс.

Содержание.


  1. Предложение.

  2. Гласные и согласные буквы и звуки.

  3. Правила переноса слов.

  4. Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Ь знак- показатель мягкости. Разделительный Ъ знак.

  5. Русская азбука или алфавит.

  6. Сочетания ЖИ, ШИ ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

  7. Ударные и безударные гласные.

  8. Парные звонкие и глухие согласные.

  9. Большая буква в именах людей и кличках животных.

  10. Имя существительное.

  11. Глагол.

  12. Имя прилагательное.

  13. Предложение. Текст.



Предложение.

1.



Зайка.

Из слов каждой строчки составьте предложение.

  1. По лесу, заметил, Коля, гулял, и, зайца.

  2. Лапка, бедняга, сломал.

  3. Стало, Коле, жалко, зайчишку.

  4. Лечил, зверька, дома, мальчик.

Спишите предложения.

Придумайте предложение: как поступит мальчик, когда зверек выздоровеет.
2.

Ноябрь в лесу.

Высунулась из- за леса снеговая туча Увидел тучу заяц- беляк Скорей, туча, скорей Я давно белый, а снега все нет Услыхала туча зайца и двинулась в лес

( По Н. Сладкову)

Спишите, поставив нужные знаки в конце предложений.

Почему заяц так ждал снега?
3

Зима во дворе разгуливают вороны возле жилья человека легче найти корм.

( По Г. Скребицкому)

Спишите, ставя, где нужно точки.

Почему зимой птицы жмутся к жилью человека?

Какие ещё птицы остаются зимовать?

Как помогать зимующим птицам?
4.

Гуси.

Забрались ребята на птичник они хотели гусят посмотреть Коля хотел взять гусенка на руки а гуси шипят и щиплют за пятки шалуны получили за дело.



Почему гуси стали щипать ребят за пятки?

Спишите, ставя точки в конце предложений.
Гласные и согласные звуки и буквы.
5.

Аист.

Полетел аист на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. Поднял длинный клюв. Затрещал одной его половинкой о другую. Будто трещотка трещит. Так разошелся, что и про завтрак забыл.

( По В. Бианки)

На какие две группы можно разделить выделенные слова?

Запишите их в два столбика: в первый - слова, начинающиеся с гласной буквы, во второй- слова, начинающиеся с согласной.

Рядом укажите количество букв и звуков.
6.

Шмель.

Прочитайте:

Из гнезда вылетел шмель. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками.

( По В. Бианки)

Какой звук использовал писатель, чтобы мы услышали жужжание шмеля.

Расскажите все о звуке [ ж ].

Выпишите слова с буквой Ж.

Какую пользу приносят шмели?
7.

Прочитайте. В каких словах нужно изменить букву:


  1. Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.


  1. Закричал охотник : «Ой!

Двери гонятся за мной!»


  1. На волке сметана, творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать нелегко.
Выпишите слова, в которых нужно изменить буквы. Подчеркните эти буквы. Какие они: согласные или гласные?
8.

Прочитайте. Какие буквы нужно изменить:

  1. Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме:

«Там ползет зелёный лук

С длинными усами».


  1. Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном»


  1. Жучка будку не доела:

«Неохота. Надоело…»


  1. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.


  1. Забодал меня котёл,

На него я очень зол.

Выпишите слова, в которых изменили букву. Подчеркните их. Какие звуки они обозначают?

9.



Прочитайте, выпишите слова с буквой Ж.

Живут в квартире с нами два ежа и два ужа. Целый день поют нам нами два приятеля чижа. И про наших двух ежей, двух ужей и двух чижей знают в нашем доме все 12 этажей.

( По С. Михалкову)

А какие животные есть у вас?

Как вы за ними ухаживаете?
10.

Береги свои учебники. Не загибай страниц. Не вырезай листов. Оберни книги чистой бумагой.



Спишите, подчеркните слова с буковой Й.

Почему нужно бережно относиться к книгам?

Из чего делают бумагу?
Правила переноса слов.

11.



Прочитайте. Спишите, разделяя слова для переноса.

Хорошо в лесу, ребята,

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

Какой кашкой пахнет в лесу?

Найдите в стихотворении название лекарственных растений.
12

Ёжик - колючий. Но у ёжика есть и мех. Иглы защищают ежа от врагов, а мех от жары или от холода. Ёж приносит пользу. Он поедает вредных грызунов.

Почему нельзя убивать ежей?

Спишите текст.

Выделенные слова разделите чёрточками для переноса.

Какие слова перенести нельзя? Почему?
13.

Жуки.

Жуков можно встретить всюду. Есть черные, красные, синие, голубые, зелёные, жёлтые и даже серебряные и золотые. Есть жуки огромные, а есть крошечные.



Попробуйте представить, что будет, если все жуки исчезнут?

Можно ли убивать жуков?

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.


Обозначение мягкости согласных гласными буками. Ь знак- показатель мягкости согласных. Разделительный Ъ знак.
14.

Ландыш.

Родился ландыш

В майский день,

И лес его хранит;

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон

Услышит луг,

И птицы, и цветы

Давай послушаем-

А вдруг


Услышим – я и ты?


Можно ли срывать ландыши?

Спишите выделенные слова, укажите количество букв и звуков.

Твёрдые согласные подчеркните одной линией, мягкие -- двумя.

Что указывает на мягкость согласных?
15.

Отгадайте загадки:
Дом- дупло ещё с рассветом

Языкатый врач покинул.

Тук- тук-тук!… Зимой и летом

Ели, сосны и осины

Лечит он своим «пинцетом».
Погладит только невзначай

Его заря по гребешку,

Тут громко он на весь сарай

Уже кричит : «Ку- ка- ре- ку!-

Хоть по нему часы сверяй.
Аккуратный дом для деток

Из сухих построен веток.

С той поры над нашей хатой:-

Та- та- та!- летит крылато.
Все владения вокруг

Облетел и сел на сук,

Рот разинул, и «Кар- кар!»

Он в лесу, хотя и стар,

Настоящий санитар!

Если вы не можете отгадать названия птиц, прочитайте слова, образованные большими буквами.

Спишите названия птиц. Мягкие согласные подчеркните одной линией, а показатели мягкости - двумя линиями.

16



Допишите предложения подходящими по смыслу словами

Колокол..чики, тюл..паны, васил..ки, - это …. .

Топол.., ясен…, ел.. – это … .

Могут ли колокольчики, тюльпаны, васильки вырасти на одной поляне? (Нет. Колокольчики растут в лесу или в поле, тюльпаны - в горах, васильки на хлебном поле)
17.

Запишите по памяти:

Мы зарядку любим очень.

Каждый быть здоровым хочет.

Сильным, смелым подрастать.

И в труде героем стать.

(О. Высотская)



Почему по утрам нужно делать зарядку?
18

У Антона щенок Бимка. Уши у него белен..кие. Лапки мален..кие, хвост коротен..кий.



Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В словах с пропущенными буквами подчеркните все мягкие согласные. Что указывает на их мягкость? Зачем мы вставили Ь знак?

Какие гласные могут указывать на мягкость согласных?

У кого есть щенок? Расскажите о нём ( его внешний вид, повадки).
19.

Мален..кий, удален..кий

Сквоз.. землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

Мал..чик- с- пал..чик,

Бел балахончик,

Шапочка краснен..ка.
Отгадайте загадки.

Как произносятся указанные звуки: твёрдо или мягко?

Что указывает на мягкость этих звуков?

Спишите, вставляя пропущенные буквы.
20

О каком времени года говорится в каждом отрывке?
Туча небо кроет.

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет.

Дождик моросит.


Белым снегом замело

Луг и лес кругом.

И, затихнув, речка стала,

Скованная льдом.


На дворе тепло и весело.

Лёд ломается в реке.

Птичий домик мы повесили

На берёзовом сучке.


Щебечут птички звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.


Запишите названия времён года.

Подчеркните мягкие согласные. Что указывает на их мягкость?

А какое время года вы любите?
21.

Одуванчик.
Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик;

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице-

Лёгкое , воздушное,

Ветерку послушное.

(Е. Серова)
Почему одуванчик так называется?

Какова роль мягкого знака в выделенных словах?
22
Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Зяблик.

Зяблик- певчая птица. Обитает он у самого жил..я человека. Гнёзда в..ет на дерев..ях. Не разоряйте птич..их гнёзд!



Подчеркните гласные после разделительного Ь знака.
23.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Иволга.

Иволга прилетает весной одной из последних. Отгремят птич..и хоры. Отзвенит солов..иная песня. Тогда начинает петь иволга. Она прячется в лист..ях.


Алфавит.

24

Весною в нынешнем году

В зоологическом саду



Олень и лев, барсук и рысь

И медвежата родились.


Знаете ли вы, что у зверей в зоопарке детёныши рождаются лишь тогда, когда для них созданы хорошие условия?

Спишите выделенные слова в алфавитном порядке.
25

Ворона, сорока, соловей, грач, утка, журавль, дятел, ласточка.



Спишите слова в алфавитном порядке.

На какие две группы можно разделить этих птиц?

Каких ещё зимующих и перелётных птиц вы знаете?
26

Отгадайте загадки. Выделенные слова спишите в алфавитном порядке.

Маленькая девочка

Вышла на лужок,

Жёлтая головушка,

Беленький венок.

(ро _ _ _ _ а)


Покраснел зелёный сад-

Капли красные висят.

Всем знакомы капли эти.

Их и взрослые и дети

С удовольствием едят-

Только косточки летят.

(в _ _ _ я)

Строят домики на речке

Звери, а не человечки.

Вот так звери!

Нор не роют,

Но зато плотины строят.

(б _ _ _ ы)
Кто там прыгает, шуршит,

Клювом дерево долбит?

Тем ещё известна птица,

Что мороза не боится.

(д _ _ _ л)



Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
27.

Кувшинка.

Тиш..на. Лишь кое- где

Скрипнет камыш..нка.

Спит на розовой воде

Белая кувш..нка.

( Т. Белозёров)


Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению?

Почему вода розовая?

Попробуйте заменить слово «спит» на слова «качается», «плавает». Почему автор выбрал слово «спит»?

Спишите, вставьте пропущенные буквы.
28.

У Гриши жил котишка - рыжий плутишка. Голос ласковый, хвост пушистый, живот беленький. Гриша давал ему молока и каши. Мыши боялись кота. Ну и житье было плутишке!



Какой кот был у Гриши? Расскажите.

Выпишите слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
29.

Измените порядок предложений так, чтобы получился связный рассказ. Запишите.

Юра выпустил зайч..т в лес. Хорошо ухаж..вал за зайч..тами Юра. В лесу под кустом Юра нашел зайч..т. Зайч..та окрепли. Они стали жить у него дома. Он ч..сто давал им щ..вель.



Почему Юра выпустил зайчат?

Знаете ли вы, что зайчиха бросает своих зайчат сразу же после рождения? Они не погибнут, так как любая зайчиха, пробегая мимо, обязательно кормит малышей своим молоком.
30.

Где зимой прячутся листики у лиственных деревьев?

Что происходит весной?

Выпишите слова с сочетанием ЧК.

На могучем тополе дружно почки лопнули. А из каждой почки вылезли листочки. Развернули трубочки, распустили юбочки.


31.

Измените слова по образцу, вставляя сочетание чк.

Образец: лисица- лисичка.

Лисица, курица, овца, коза.



Как изменился смысл слов?

Безударные гласные.

32.

Про гр..ча говорят, что он б..лоносый. На самом деле нос у него не белый, а чёрный. В чем же тут дело? Грач целые дни в з..мле копается, достаёт ч..рвячков. Пёрышки вокруг клюва вытираются , только белая кожа видна.

( По Г. Скребицкому)



Что вы узнали о грачах? К каким птицам относится грач: к перелетным или зимующим? Почему во время весенней вспашки полей грачи ходят по пашне вслед за плугом?

Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Придумайте заглавие к тексту.
33

Синица.

Б..льшой вред приносят с..дам жучки и гусеницы. Они грызут листья, портят пл..ды. Возьмёшь яблоко, а внутри ч..рвячок. Этих вр..дителей и ловит синица.

З..мой ей приходится трудно. Тут надо помочь синице, нак..рмить ее.

( По Г. Скребицкому)



Какую пользу приносят синицы?

Чем можно подкармливать синиц зимой?

Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

34.



Птицы зимой.

Плохо птицам з..мой. В сильный мороз даже ворона зам..рзает на лету. А вот маленькой оляпке холод не страшен. Найдёт она на р..ке прорубь и пляшет возле в..ды. Потом ныряет в холодную воду за жучками.

( По В. Бианки)

Что интересного вы узнали об оляпке?

А знаете ли вы, какие птицы не боятся мороза и выводят птенцов зимой?

Спишите, вставляя пропущенные буквы.
35

С..ва пол..тела мышей ловить. Мыши со страху спрятались в н..ру. Шм..ли прин..лись с цв..тка на цв..ток л..тать.

( По В. Бианки)

Как вы думаете, что будет, если совы перестанут ловить мышей?

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно подбирайте проверочные слова.

36



Этажи в лесу.

В л..су у зв..рьков и птиц есть свои эт..жи. Мыши живут в к..рнях. Соловушки вьют гнёзда прямо на з..мле. Др..зды живут в кустах. Дятел, синичка, с..ва делают себе гнёзда повыше. А орлы и ястребы живут по ств..лу дерева или на самом его в..рху.

( По М. Пришвину)

А какие растения «живут» на нижнем этаже леса?

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
37

Прочитайте. Найдите слова с непроверяемыми гласными.

Морковь очень полезная. Сок из моркови дают маленьким детям. Морковь кладут в суп. Из моркови делают котлеты.

У нас хорошо растёт картофель. Картофель идет в пищу. Мелкую картошку дают скоту.

Знаете ли вы, что в овощах очень много витаминов, полезных для здоровья?
38

Рыбка.

Т..пло на солнышке. В..сна

Берёт свои пр..ва;

В р..ке м..стами глубь ясна,

На дне видна тр..ва.

Ч..ста х..лодная струя,

Слежу за поплавком, -

Шалунья - рыбка, вижу я,

Играет с ч..рвячком.

( А. Фет)



Какие картинки можно нарисовать к этому стихотворению?

Какое настроение оно вызывает?

Выпишите слова с пропущенными буквами в столбик, через чёрточку напишите проверочные.

Подчеркните безударную гласную в проверяемом и ударную гласную в проверочном слове.

Вспомните правило проверки безударных гласных.

Парные звонкие и глухие согласные.
39.

Вышла луна из-за тучи. Засеребрился гла..кий ствол осины. Мя..кими пры..ками подбежал к сосне зверёк. Мелькнули острые зу..ки. Это куница. Зверёк прыгнул на су.., осыпая сне… Ветка согнулась в дугу, как натянутый лу..

( По В.Бианки)

Почему куницу называют хищником?

Почему в рассказе сказано «зверёк» , а не «зверь»?

Приносит ли куница пользу?

На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?

Запишите эти слова в два столбика, устно подбирая проверочные слова.

Возможны два варианта:


  1. В первый столбик- слова с парными согласными в середине, в другой столбик- слова с парными согласными в конце слов.

  2. В первый столбик- слова со звонкими согласными, в другой – с глухими.

40



Отгадайте, о каких лошадках говорится в стихотворении:

Полосатые лоша..ки,

Африканские лоша..ки,

Хорошо играть нам в пря..ки

На лугу среди травы!

Разлинованы лоша..ки,

Будто школьные тетра..ки,

Разрисованы лоша.ки

От копы.. до головы.

Почему зебру незаметно среди высокой травы?

Спишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.
41

Составьте и запишите рассказ с данными словами. Какие буквы пропущены?

Друзья птиц.

Моро.. Сне… Холо… Ребятишки. Корму..ки. Зёрнышки. Кро..шки. Птички.



Делаете ли вы кормушки для птиц?
42.

Снег.

С доро.. и крыш мы убираем сне… А на п..лях бережём его, собираем. Под снегом т..пло молодым хл..бам. Снаружи моро.., холо… . А на з..мле, одетой снегом, т..пло. На поле сне.. - наш дру…

( По В. Архангельской)

Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. Объясните название «озимая пшеница».
43.

Почему в городах воздух не такой чистый и прозрачный, как в деревне, в поле, в лесу?

Что нужно делать, чтобы не загрязнять воздух?

Почитайте рассказ. Оказывается, существуют природные очистители!

Как све.. морозный воздух! Как чист! А знаешь ли ты, почему воздух чистый? Его очищает сне.. . Когда сне.. падает, он забирает из воздуха грязь и пыль.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите поверочные слова.

44.



Спишите, комментируя каждое предложение. В скобках укажите проверочные слова.

Хорошо з.мой ( …)! Кругом л..жит ( …) сне.. (…). На озёрах и р..ках (…) лё.. (…). Дети б..гут (…) на пру.. (…). Моро.. (…) щиплет их за нос. Но не страшен ребятам холо.. (…).



Почему ребята не боятся холода?

Что вы делаете для закаливания своего организма?
45

Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Начинается р..ка

Ручейком из родника.

И ручей журчит, поёт,

День и ночь б..жит вперёд.

Потерял ручей покой:

Очень хочет стать р..кой.

( В. Фетисов)



Подумайте, почему маленькие речки и ручейки нельзя загрязнять?
46

Ромашка.

З..лотая серединка,

И лучи идут кругом, -

Это может быть картинка:

Солнце в небе голубом?

Нет не солнце, на бума..ке

На лугу цв…ток рома…ки.

( Е. Серова)



Выделенные слова разделите на две группы.

Запишите их в два столбика, в скобках напишите проверочные слова.

Большая буква в именах и фамилиях людей,

кличках животных.
47

Помощник человека.

Разведать космос человеку помогли животные. Первой в космос полетела собака Лайка. За ней в дальний путь отправились Белка и Стрелка. Побывали в космосе Малышка, Чернушка и Звёздочка.



Клички собак спишите в алфавитном порядке.

Собаки помогли человеку не только в космосе: собаки- санитары, собаки- пожарные, собаки- поводыри слепых, собаки пограничники.
48.

Вставьте подходящие по смыслу слова:

  1. Во дворе громко лает …

  2. К чаю у нас…

  3. На небе загорелась…

  4. На углу корова…

Слова для справок: Булька, булка, зорька, Зорька.

Среди вставленных слов найдите такие, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
49.

Запишите с комментированием. Подчеркните клички коров.

На ферме много коров. Есть Бурёнка, Чернушка, Зорька, Звёздочка. Больше всех даёт молока Зорька. Молоко у неё жирное и вкусное. Его отдают в детский сад.



Как пишутся клички животных?

Какую пользу приносят человеку коровы?
50.

Спишите. Имена людей подчеркните одной линией, клички животных- двумя.

Грише и Сене подарили щенков. Гриша назвал своего щенка Шарик. Сеня дал щенку кличку Торик. Сеня баловал Торика. Гриша был с Шариком строг. Шарик вырос хорошей собакой. А Торик так ничему и не научился.



Кто из мальчиков лучше воспитывал своего щенка?

Запомните: необученную и невоспитанную собаку перевоспитать очень трудно!
Имя существительное.
51.

Весна.


На солнце греется река.

Шуршат, ломаясь льдины.

Их ноздреватые бока

В песке и комьях глины.

И вот очистилась река,

Меняются картины:

Плывут, играя, облака

Там, где толкались льдины.

( Т. Белозеров)

Какое настроение вызывает стихотворение?

О каком признаке весны говорится в стихотворении?

Как называется это природное явление?

Найдите слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Что обозначают эти слова?

Запишите слова по образцу: река - реки, льдины - льдина и т.д.
52.

Выпишите слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы,

горошек сладкий,



Помидоры

и укроп


Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат-

Наша грядка просто клад.

( В. Коркин)


53.

Будет новый лес.

Пригрело солнышко. На ёлках и соснах лопнули шишки. Из шишки вылетели маленькие семена. Ветер подхватил их и понёс. Но вот семена опустились на землю. Лежат они на земле и ждут дождей. После дождя семена дадут ростки. И из ростков вырастут могучие деревья.



Выпишите в первый столбик слова, обозначающие один предмет, а во второй столбик слова, обозначающие несколько предметов.

Помните: чтобы вырастить дерево, нужно сто лет, а погубить его - 1 минута.
54.

Гроза.

Летний день. По небу плывут облака. Вот они превратились в тучи, закрыли небо и солнце. Засверкала молния. Загремел гром. Началась летняя гроза.



Боитесь ли вы грозы?

Гроза- это природное явление. Если хотите узнать, отчего бывает гроза, читайте энциклопедию «Что такое? Кто такой?», т.1, с.327.

Спишите текст. Подчеркните слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

Что они обозначают?

Среди этих слов найдите слова с проверяемой безударной гласной, обозначьте её точкой, устно подберите проверочные слова.
55

Запах.

Запахи окружают нас повсюду. Пахнет цветок, еловая шишка, гниющий пень, рыба, цветок. Пища без запаха будет безвкусной.



С помощью какого органа мы ощущаем запахи?

Вот почему нужно следить за своим носом, лечить простудные заболевания.

Выпишите слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».


Глагол.

56

Я пошёл выбирать щенка.

Вот один - ест да спит. Вот злой щенок: рычит, дерётся. Третий щенок грыз деревяшку. Я её спрятал. Щенок стал нюхать, искать и нашёл её.

Я назвал щенка Томкой.

(По Е.Чарушину)



Почему писатель выбрал третьего щенка?

Помните - собака не игрушка: плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно.

Выпишите слова, обозначающие действия предметов.

57



Воробей.

Пришла весна. Солнце светит ярко. А что это за шум доносится из сквера? Это воробьи расселись по веткам, наскакивают друг на друга, чирикают, дерутся.

Кончат воробьи драку и летят к ближайшей луже. Купаются, а сами покрикивают: «Чив- чив- чив!»… Издали кажется, будто они друг другу кричат: «Жив- жив-жив!»…

(По Г.Скребицкому)


К каким птицам относятся воробьи: к зимующим или перелетным?

Знаете ли вы, что из 10 зимующих птиц до весны доживает только одна?

Выпишите слова, обозначающие действия предметов.

Вставьте подходящие по смыслу слова:

Грачи - первые весенние гости. Только ……. солнышко, …….. ручейки, смотришь - грачи ……. из тёплых стран ……. стаей за плугом, …….. из пашни жучков.

Слова для справок: летят, пригреет, выбирают, зажурчат, ходят.

Подчеркните слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

Почему перелётные птицы весной возвращаются из дальних стран?

Какую пользу приносят птицы пашне, лесу, огороду?

Имя прилагательное.

58

У охотника я видел пёсика. Он вот какой! Уши длинные, хвост короткий. Пёсик понятливый и умный.

(По Е.Чарушину)



Выпишите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Подготовьте короткий рассказ о своём щенке или собаке, используя слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

59



Сорока.

У сороки есть прозвище - белобока. И правда, по бокам пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у сороки длинный, прямой. Перья на нём не просто чёрные, а с зелёным отливом. Нарядная птица сорока и такая ловкая, подвижная.

(По Г.Скребицкому)

К каким птицам относится сорока: к перелётным или зимующим?

Как называют сороку в русских народных сказках?

Выпишите слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
60

Выпишите слова, обозначающие признаки предметов:

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.
У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е.Трутнева)

61



Кто летит?

Вот очень большая белая птица. Шея длинная. Большие крылья позади. Маленький хвост. Короткие ноги не видны. Кто это?

Это лебедь. На лету он вытягивает прямую длинную, гибкую шею, отчего кажется, что крылья у него позади. Короткие ноги поджимает, и их не видно.

Выпишите слова, обозначающие признаки предметов.
62

Прочитайте текст:

Кто не видел воробьев? Оказывается, воробьи по виду не все одинаковые. Выделяется самец. Он очень нарядный.

На головке у него будто серая шапочка надета, под шейкой - чёрное пятнышко, словно галстучек повязан. А спина и крылышки коричневые.

Докажите, что это текст.

Какова основная мысль этого текста?

Докажите, что это текст- описание.

Найдите слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Спишите.
63

Представьте себе, что вы решили завести котёнка. Напишите письмо. Опишите в нём котёнка так, чтобы было понятно какого именно вы хотите, для этого используйте слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

-Письмо можно начать так:

«Здравствуй, дедушка! Привези мне, пожалуйста, котёночка. У него……»
Предложение. Текст.

64



Воробьишко.

Жил- был желторотый воробей его звали Пудик летать он ещё не умел он сидел на краю гнезда и выпал а тут рыжая кошка от страха Пудик замахал крыльями и полетел а тут и мама подлетела.


Почему рассказ назван «воробьишко», а не «воробей» ?

Почему Пудик выпал из гнезда?

Что заставило его научиться летать?

Спишите текст. Расставьте точки в конце предложений.
65

Кормушка.

Серёжа прибил за окном кормушку первыми стали брать корм воробьи однажды Серёжа заметил среди них синичку мальчик стал вешать для неё кусочки сала.



Сколько в тексте предложений?

Как на письме обозначается начало и конец предложения?

Спишите, поставьте точки.

Запомните: нельзя подкармливать птиц жареными семечками и орехами.

Как смастерить кормушку из подручных средств?
66

Прочитайте слова:

1.Осень, огород, заяц, капуста.

2.Вася, пожалел, приносил, морковку.

Составьте связный рассказ, используя данные опорные слова.

А вы пожалели бы зайку?
67

Птичка.

Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. С тех пор Серёжа никогда не держал птиц в клетке. Серёже подарили чижа в клетке. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал и скоро умер.


Спишите предложения в правильном порядке. Каждую часть пишите с красной строки.

Чему учит этот рассказ?

Объясните пословицу: «Хорошо соловью не в золотой клетке, а на зелёной ветке.»

Как нужно помогать птицам?
68

На скотном дворе заболел жеребёнок об этом узнали ребята они стали ухаживать за жеребёнком он окреп взрослые хвалили ребят



Спишите, расставив точки.

Приходилось ли вам когда-нибудь ухаживать за домашними животными?
69

Находка.

Коля и Витя гуляли в лесу. Мальчики забрались в самую чащу. Там они увидели щенка. Щенок жалобно пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля принёс щенку молока. Щенок поел и уснул.



Где ребята нашли щенка?

Куда они его принесли?

Почему щенок успокоился и уснул?

Что можно сказать о ребятах?

А как щенок мог попасть в лес?

Спишите, заменяя слово щенок словами ОН, ЕГО, ЕМУ.

3 класс
Содержание:
1.Разделительный мягкий знак.

2.Слова с двойными согласными.

3.Предложение.

4.Состав слова.

5.Парные согласные на конце слов.

6.Парные согласные в середине слов.

7.Безударные гласные.

8.Непроизносимые согласные.

9.Приставки и предлоги.

10. Разделительный Ъ знак.

11.Имя существительное.

12.Имя прилагательное.

13.Глагол.

Разделительный мягкий знак.

1



Прочитайте стихотворение, сделайте вывод, когда пишется разделительный Ь. Подчеркните разделительный Ь в словах.

Перед е,ё,и,ю,я

Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Назовите предметы живой и неживой природы.
2.

Выпишите из стихотворения слова с разделительным Ь.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье-

Не пример для подражанья.
3.

Найдите слова, отвечающие на вопрос ЧЬИ? Объясните написание этих слов.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!



  • Э-э, на что мне клыки да когти?

Душа-то у меня все равно заячья.

Как называют в стихотворении зайца? Какие признаки этого животного вы ещё знаете?
4.

Отгадайте загадку, найдите слова с разделительным Ь знаком.

Ни зверь, ни птица.

Кто его убьёт

Тот свою кровь прольёт.



Каких кровососущих насекомых ещё знаете? Какую роль они играют в жизни человека?
5.

Измените порядок предложений, чтобы получился маленький рассказ. Замените повторяющиеся слова.

Вместе муравьи стащили зерно в муравейник. Муравей нашёл большое зерно.

Муравей не мог стащить зерно. Муравей позвал других муравьёв.

Что знаете об этих насекомых?

Почему так говорят: «Муравьиная рать и льва победит»?
6.

Напишите ответы:


  1. Когда с деревьев опадают листья?

2.Чем покрыто тело кошки?

3.Чем покрыто тело курицы?

4.Где живут пчёлы?

О каких животных идёт речь? (дикие, домашние)
7

Пословицы.

Учен…е - свет, а неучен…е – тьма.

Худое слово и мёдом не зап…ешь.

Счаст…е в воздухе не в…ётся, а трудом достаётся.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Руч…и сол…ются – река, люди соединятся – сила.

Воз…мётся народ – озеро перельёт.

Руч…и соединятся – река, народ соединится - сила.

Мурав…иная рать льва победит.

И лес шумит дружней, когда дерев…ев много.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница