Практикум «Учимся, играя»



Скачать 79.86 Kb.
Дата09.11.2016
Размер79.86 Kb.
Семинар – практикум

«Учимся, играя»

Учитель-логопед: Табатадзе Татьяна Александровна

Дегтева Юлия Владимировна

Цель: Ознакомление педагогов с методами и приемами работы по расширению словаря у дошкольников в ДОУ

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания педагогов о компонентах речи

  • Познакомить с методом расширения словаря детей с помощью «семантического поля»

  • Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Ход семинара:

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Кто как не мы знаем, что у детей нашего сада не достаточно развита речь.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:


  • короткие связные высказывания

  • непоследовательность при передаче содержания знакомого текста

  • уровень информативности высказывания очень низкий и т.д.

Это все следствие бедного словаря. Мы хотим познакомить вас с интересными приемами накопления словаря.

- А начнем с …



  1. Мозговой штурм «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!” (ПРЕЗЕНТИЦИЯ)

-  Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

  • Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).

  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).

  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).

  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

  • Все слова языка. (Лексика).

  • Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова (Ссемантическое поле)

  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).

  • Часть слова без окончания. (Основа).

  1. - Переведите пословицы на русский язык

- Как в русском языке звучат пословицы:

Сын леопарда – тоже леопард (яблоко от яблони недалеко падает)

Верблюда под мостом не спрячешь (шило в мешке не утаишь)

Молчаливый рот – золотой рот (слова – серебро, а молчание золото)

Ошпаренный петух от дождя убегает (обжегшись на молоке, дует на воду)


  1. «Семантическое поле»

Семантическое поле - это совокупность слов, составляющих тематический ряд, вокруг слова.

В процессе высказывания для ребенка очень сложным является подбор слов, т. е. «выбор ближайшего значения слова» (А.Р.Лурия). С помощью семантического поля мы можем пополнить словарь ребенка, т.к. любое слово обладает пучком прямых и переносных значений.

Я предлагаю послушать стихотворение.

- Послушайте стихотворение, и скажите, какое слово стало разрастаться?

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.


- Построим «семантическое поле» слова САД. На макет дерева вывешиваются картинки - листья

САД – корень дерева.

Молодые растения, которые выращивают в защищенном грунте - Рассада.

высаженные в землю молодые деревья , растения, овощи – Посадки

Человек, занимающийся разведением сада - Садовод

Человек, который следит за порядком в саду - Садо́вник

Отдельное поселение, комплекс жилых и хозяйственных построек - Усадьба

- Вот сколько слов – листьев выросло на нашем дереве.


- Попробуем расширить словарь с помощью «семантического поля» вокруг слова ЗАЯЦ. Подумайте, какими словами можно сказать о зайце? (синонимы: косой. трусище, трусишка, хваста, длинноух и др.)

-Когда мы говорим эти слова, мы представляем себе зайца (выложить значок в середине круга)

1задание: Расскажите, кто живет в его избушке (слова родственники: зайчиха, зайчата, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка)- выложить значок во второй круг

2 задание: Какой он? (боязливый, резвый, разумный. заботливый. незаметный, трусливый, храбрый, смелый, забавный, быстрый, чуткий, музыкальный, осторожный, ловкий) - выложить значок в третий круг

3 задание: Что делать? умеет «заяц» ( кувыркаться, спасаться, удирать, петлять, затаиться, разогнаться, замереть, запутать, прыгать, залечь, барабанить (по пеньку), визжать, скакать)

Данный метод позволяет детям научиться:



  • выделять общий понятийный признак;

  • осуществлять классификацию на основе существенных свойств;

  • проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;

  • дифференцировать понятия;

  • точно понимать значения слов;

  • подбирать синонимы и антонимы.



  1. Игра « Почему так называется?» (Этимология).

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами

Малина – от слов «малый», «маленький». Ягода малина состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

Смородина – «смрад» - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Мухомор – мух морит.


  1. Юмор - пауза упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу, каждый участник получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке. В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. После этого по цепочке все знакомятся.

Шушаника Минична

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосиния Патрикеевна

Геновефа Иркниевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидивна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна



  1. Скажи правильно слова. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  2. Найдите ошибки! (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  3. Рефлексия Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …



Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:


  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

  • неправильное ударение в словах;

  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;

  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

  • правильно произносить все звуки родного языка;

  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Шушаника Минична

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосиния Патрикеевна

Геновефа Иркниевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидивна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Препидивна Ионична

Глориоза Патрикеевна

Антигона Иркниевна



Рассада

Посадки

Садовод

Садо́вник

Усадьба


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница