Практикум по алгоритмизации и программированию. Теоретический раздел



страница1/56
Дата10.11.2016
Размер2.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

ПРЕДИСЛОВИЕ


Интернет-версия пособия "Информатика" состоит из двух разделов:

  • Теория (с задачами и решениями);

  • Практикум по алгоритмизации и программированию.

Теоретический раздел представляет собой попытку создания на доступном школьнику уровне цельной картины курса информатики в фундаментальном его аспекте. В нем рассматриваются такие содержательные линии школьного курса информатики, как информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, алгоритмы и исполнители, моделирование и формализация.

Объем бумажного пособия не позволил осветить лишь линию стремительно обновляющихся информационных технологий, по которой регулярно выходят хорошие пособия.

Материал раздела распределен по главам и теоретическим пунктам в форме вопросов и ответов, включает специально подобранные оригинальные примеры, задачи и упражнения, выполненные с применением и анализом различных методических и технологических приемов.

Каждая глава заканчивается большим количеством задач и упражнений для самостоятельного решения, для которых приведены ответы, указания и образцы выполнения.

Большой объем примеров и задач обусловлен нацеленностью пособия и на подготовку выпускника школы к поступлению в вуз, где главным требованием к абитуриенту было и остается умение решать задачи.

Практикум по алгоритмизации и программированию предназначен для развития навыков алгоритмического мышления и обучения основам программирования. Он ориентирован на учащихся, имеющих начальное представление об орфографии языков Turbo Pascal и (или) QBasic.

Известно, что после ознакомления с основами какого-либо алгоритмического языка учащемуся необходимо выполнить большое количество развивающих упражнений, а затем разобрать и самостоятельно составить сотни разнообразных алгоритмов и реализующих их программ.

Практикум, содержащий множество подробно откомментированных характерных примеров и сотни задач, последовательно и целенаправлено вовлекает учащегося в процесс самостоятельного и осмысленного составления законченных программ. Вырабатывает необходимые составляющие алгоритмической и программистской грамотности:


  • ясный и понятный стиль,

  • надежность и эффективность решений,

  • умение организовать переборы и ветвления и т.п.

Для облегчения усвоения курса и повышения эффективности обучения учебный материал практикума подан в нетрадиционной, ориентированной на общность алгоритмических конструкций компоновке.

Практикум универсален в том отношении, что позволяет выработать полноценные навыки алгоритмизации и программирования независимо от качества компьютерного оснащения учебного заведения или при полном отсутствии такового. Для этого каждый алгоритм дается в следующей последовательности:


  • формулировка задачи;

  • система тестовых данных и результатов;

  • реализация алгоритма в четырех наиболее популярных в школьном образовании средах — на школьном алгоритмическом языке, на языке блок-схем и на языках программирования Turbo Pascal и QBasic;

  • таблицы исполнения алгоритма на каждом из тестов.

Для многих задач приводятся результаты работы программ, выведенные на экран.

Важное значение, придаваемое тестированию алгоритмов, объясняется тем, что на этом этапе



  • детально изучается и уточняется условие задачи;

  • происходит осмысление того, что является исходными данными и результатами;

  • фиксируются все ситуации, которые могут возникнуть при решении задачи;

  • уточняются типы данных;

  • даются имена переменным;

  • продумываются формы представления и выдачи исходных данных и результатов.

Приводимые способы и программы решения задач по возможности являются рациональными, но не претендуют на то, чтобы быть наилучшими. Так, в программах с целью экономии объема не предусмотрена защита от недопустимых данных, хотя это обязательный элемент любой программы. Читатель может сам восполнить эти недочеты, воспользовавшись рекомендациями восьмой главы первого раздела, и в ряде случаев предложить более совершенное решение задачи.

Автор будет благодарна читателям за замечания, новые решения и интересные задачи, которые можно направлять по e-mail: shau@kbsu.ru.

 Глава 1. Введение в информатику 

1.1. Что такое инфоpматика?


Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".



Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:


  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;

  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;

  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;

  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);

  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;

  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;

  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;

  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;

  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твердые изделия".

Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain — интеллект).

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница