Практическое занятие №1. Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность



страница1/5
Дата08.05.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5




Введение.
В человеческом обществе нет ни одной профессии, ни одной сферы жизни, ни одной страны, где бы человек мог чувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.

Мы прокладываем свой путь в мире экономике по-разному: кто-то в качестве предпринимателя, кто-то в качестве наемного работника. Но кем бы мы ни стали, мы всю жизнь решаем экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ушибиться, причем крайне болезненно. Чтобы этого не случилось, мы начинаем на практике осваивать дисциплину «Экономическая теория».



Практическое занятие №1.

Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность.
Цели. Студенты должны узнать, почему безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов ставят перед людьми проблему выбора; чем различаются свободные и экономические блага; что включает в себя понятие «альтернативная стоимость экономических благ»; что показывает кривая производственных возможностей; закон возрастающих альтернативных затрат.

Основные умения: вычислять альтернативную стоимость и недополученную выгоду в условных ситуациях. Вычислять полную цену ресурсов, используя альтернативную стоимость. Применять альтернативную стоимость при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях. Вычислять вмененные затраты. Строить, анализировать и применять кривую производственных возможностей в решении задач. Применять закон возрастающих альтернативных затрат в решении задач.
Теоретический материал.

Альтернативной стоимостью (или ценностью) называют ценность лучшей из альтернатив, которыми мы жертвуем, делая выбор. Суть альтернативной стоимости заключается в том, что в расчет принимаются только две лучшие альтернативы и альтернативной стоимостью выбранной альтернативы является ценность отвергнутой альтернативы для лица, принимающего решение. В любой ситуации выбора имеется несколько альтернатив. Обозначим их следующим образом: А1, А2, А3,А4 ….

Если вам кажется, что альтернативы какому-то решению нет, то вспомните, что всегда можно купить или отказаться от покупки, строить или не строить и вообще делать или не делать.

Альтернативная стоимость объективна и субъективна одновременно. Она объективна потому, что существует всегда, когда люди выбирают. Вместе с тем значение альтернативной стоимости – категория субъективная, так как зависит от того, кто делает выбор.

В отечественной литературе для обозначения альтернативной стоимости употребляют также следующие варианты перевода с английского: вмененные издержки, издержки упущенных возможностей, стоимость возможностей, альтернативные издержки, цена выбора.



Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Часто спрашивают, какова альтернативная стоимость того или иного решения, и на этот вопрос, по сути, есть два правильных ответа. Например, вы отказались от работы продавцом мороженого с зарплатой 200 руб., в июле в пользу работы в рекламном агентстве всего за 150 р. Альтернативной стоимостью, по определению, будет 200 р., а упущенной выгодой будет 50 руб. Поэтому мы вынуждены в задачах, где ценность выражается в денежных единицах, различать:

-собственно альтернативную стоимость как полную количественную оценку всей упущенной выгоды и

- упущенную выгоду как оценку разницы между выбранной и наилучшей из оставшихся альтернатив.

Альтернативные затраты и цены ресурсов. Затраты для экономистов всегда являются альтернативными. Помните, что даже если ресурсы не используются. То мы несем затраты и эти затраты являются альтернативными. Они показывают недополученный доход от наилучшего альтернативного применения этих ресурсов. Принцип альтернативных затрат диктует такие цены ресурсов, которые соответствуют их наилучшему для продавца использованию. Даже если эти ресурсы применяются в данный момент не лучшим способом. Например, вы в течение года держали деньги в тумбочке. Спрашивается, во сколько вам это обошлось? Казалось бы, затрат нет, но вы не дополучили по меньшей мере сумму банковского процента. Поэтому, если у вас нет лучшей альтернативы для применения денег, то их ценой будет банковский процент. Аналогично дело обстоит с любым видом ресурсов, допускающих альтернативные способы использования. Поэтому ценность любого блага определяется наилучшей альтернативой его использования.

Вмененные затраты. При учете альтернативной стоимости в управленческих решениях может использоваться термин вмененные затраты. В управленческом учете, в частности в учете затрат на производство, вмененные затраты возникают при вытеснении одним видом продукции другого вида. Чаще всего это связано с конкуренцией за дефицитное оборудование. В этом случае вмененные затраты равны недополученной прибыли, которую можно было получить от реализации вытесненной продукции.

Например, фирма выпускает карандаши и шариковые ручки на одном и том же оборудовании. Цена карандаша составляет 10 р. и не зависти от объема продаж карандашей и ручек. Затраты на производство карандаша постоянны и равны 6 р. за штуку. На оборудовании фирмы в единицу времени можно произвести либо ручку, либо карандаши. Вмененные затраты связаны только с вытеснением в производстве одного товара другим. Таким образом, вмененные затраты на производство одной ручки составляют 2х(10-6)=8р. Иллюстрируем важность вмененных затрат следующим примером. Допустим, что прибыль от выпуска одной ручки равна 7р. Ясно, что производство ручек будет выгоднее, так как два карандаша принесут 8 р. прибыли. Тот же результат можно получить, используя вмененные затраты: 7-8=-1 р., т. е. этот вариант приносит экономический убыток, если принимать во внимание все возможные альтернативы. Это означает, что производство ручек экономически убыточно, несмотря на то, что оно приносит бухгалтерскую прибыль.


Кривая производственных возможностей.

Кривая, или граница, производственных возможностей (КПВ) иллюстрирует проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов. Эта экономическая модель основана на концепции альтернативной стоимости.

Кривая производственных возможностей показывает максимально возможное производство одного продукта при фиксированном выпуске другого продукта и при полном и наилучшем использовании фиксированных ресурсов.

КПВ иллюстрирует принцип выбора в условиях ограниченности ресурсов. Она учит нас правильной логике выбора.



Закон возрастающих альтернативных затрат. Модель КПВ позволяет показать такой неочевидный закон, как закон возрастающих альтернативных затрат. Он может быть выражен одной фразой: «Чем выше в гору, тем тяжелее подъем».

При полном и наилучшем использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной) его единицы приходится отказаться от другого продукта во все большем количестве.

КПВ представляет собой выпуклую функцию, точнее, не вогнутую, что объясняется ростом альтернативных затрат по мере увеличения производства одного продукта.

Выпуклость КПВ объясняется законом возрастающих альтернативных издержек, а не наоборот. Дело в том, что наиболее полное использование ресурсов предполагает специализацию и наилучшее их использование. Дополнительное вложение ресурсов для производства одного продукта дает меньший удельный эффект (эффект на единицу продукции) по сравнению с использованными в первую очередь ресурсами. Этот закон лучше всего иллюстрируется на знаменитом примере «пушек» и «масла». По мере все более полного использования ресурсов в процессе производства «пушек» вовлекаются менее качественные ресурсы (менее качественный металл, менее талантливые в этом деле люди и т. д.). Таким образом, на единицу пожертвованного «масла» приходится все меньше «пушек». В шутку можно сказать, что последнюю пушку придется делать из масла.

КПВ и прогресс. КПВ не является неподвижной. С ростом НТП или доступных ресурсов она сдвигается вправо и вверх, при уменьшении ресурсов граница производственных возможностей смещается влево и вниз.
Учимся решать задачи.

Задача №1.

Иван отказался от работы столяром с зарплатой 12 тыс. р. в год и отказался от работы референтом за 10 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Половину платы за обучение Ивану компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?



Обсуждение и решение.

Экономисты предполагают, что человек рационален. Поэтому наилучшим из мест работы наш Иван считает то, которое приносит ему больше денег. Ведь о других его предпочтениях нам ничего не известно.

Упущенная выгода есть недополученный доход плюс прямые затраты. Лучшая из отвергнутых альтернатив должна была бы принести ему 12 тыс. р. в год, тогда как выбранная альтернатива – обучение в колледже – уносит 3 тыс. р., т. е. 6 тыс. р. за вычетом того, что берет на себя государство (6-3). В результате упущенная выгода равна 12+3=15 тыс. р.

Прочие затраты Ивана неизвестны. Поэтому в данном случае альтернативная стоимость лучше всего оценивается через упущенную выгоду.



Задача №2.

На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет двое суток. Авиабилет стоит 300 долл., а железнодорожный билет – 180 долл. Во время передвижения менеджер был лишен возможности зарабатывать.

А) Какой способ передвижения дешевле для менеджера, зарабатывающего150 долл. каждый день вне зависимости от того, выходной он или рабочий?

Б) При каком дневном заработке менеджера ему будет безразличен выбор средства передвижения из Москвы в Амстердам?



Решение:

А) Решим эту задачу двумя способами. Первый способ основан на сравнении полных затрат (альтернативных затрат):



Статьи затрат

Самолет

Поезд

1. недополученный заработок

150 долл.

300 долл.

2. прямые затраты (цена билета)

300 долл.

180 долл.

Итого:

450 долл.

480 долл.

Второй способ принимает во внимание только различия между вариантами:



Статьи затрат

Самолет

Поезд

1. Недополученный заработок

0 долл.

150 долл.

2. Прямые затраты (цена билета)

300 долл.

180 долл.

Итого:

300 долл.

330 долл.

Результат, естественно, не меняется в зависимости от способа решения: авиабилет дешевле на 30 долл.

Б) Обозначим через Х неизвестный дневной заработок менеджера. Тогда безразличие двух вариантов пути достигается при 300+Х=180+2хХ. Откуда находим Х=120 долл.

Ответ: А) Авиабилет дешевле на 30 долл. Б) 120 долл.



Задача №3.

На одном поле фермер может произвести 300 т. картофеля или 100т пшеницы, а на другом поле везде альтернативная стоимость выращивания 1т пшеницы равна 2т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400т. Какова альтернативная стоимость производства 1т пшеницы на первом поле?

Построить КПВ для каждого поля.

Построить кривую общих производственных возможностей фермера.



Обсуждение и решение.

На первом поле, пожертвовав тонной пшеницы, фермер высвободил площадь для выращивания трех тонн картофеля. Следовательно, альтернативная стоимость производства 1т пшеницы на первом поле равна 3 т картофеля. И, наоборот, 1 т картофеля стоит 1/3 т пшеницы. В дальнейшем предлагаем обозначить такое соотношение альтернативных стоимостей как 1П=3К.

Построение кривых производственных возможностей для каждого поля очевидно. Кривой производственных возможностей будет прямая (это частный случай выпуклой кривой), соединяющая точки максимального производства картофеля и наибольшего производства пшеницы. Обозначим на первом поле эти точки следующим образом: (0П,300К) и (100П, 0К).

Альтернативная стоимость единицы пшеницы на втором поле выражается следующим соотношением: 1П=2К. В результате максимальное производство на этом поле пшеницы равно 200 т(400/2=200). Кривая производственных возможностей строится аналогично.

Построение общей кривой производственных возможностей может вызвать затруднение. Ключом к решению является понятие альтернативной стоимости. Максимум производства пшеницы на двух полях очевиден – это 100+200=300, если засеять оба поля пшеницей. Аналогично можно найти максимум производства картофеля. Таким образом, две точки КПВ мы получили (300П, 0К) и (0П, 700К). Что делать далее? Можно предложить два варианта использования производственных ресурсов:

Ясно, что первый вариант дает верное решение, а второй – нет, так как в первом получается выпуклая кривая, а во втором – нет. Но это еще не все. Нужен более совершенный алгоритм решения задач подобного рода. Представьте, что у фермера не два, а пять полей. Ведь в этом случае пришлось бы перебирать 5!=120 вариантов.



Алгоритм построения общей КПВ.

Допустим, что мы всегда засевали все поля пшеницей, а на следующий год нам потребовалось немного картофеля. На каком поле его посадить? Ясно, что на том, где потери в виде недополученной пшеницы будут минимальным, т. е. там, где альтернативные стоимость картофеля наименьшая. При построении решения приведенной выше задачи следует посадить на первом поле. Если не хватит этого поля, то остаток картофеля надо посадить на поле со следующими по возрастанию значением альтернативной стоимости картофеля и т. д.

Например, если у фермера три поля, то графически процесс можно иллюстрировать так: Поле 1: 150 К или 100П (1К=2/3П)

Поле 2: 100К или 50 П (1К=0,5)П)

Поле 3: 100К или 40П (1К=0,4П)

Верхний треугольник соответствует полю 3, где стоимость картофеля минимальна (1К=0,4 П). Второй треугольник соответствует полю 2, где стоимость картофеля следующая по возрастанию.



Решаем экономические задачи.

Задача №1.

Отказавшись от работы столяром с зарплатой 17 тыс. р. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 4 тыс. р., Петр поступил работать токарем за 14 тыс. р. в год. Одновременно Петр может заниматься только одним делом. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения в данном году?



Задача№2.

Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 12 тыс. р. в год, или работать водителем за 13 тыс. р. в год. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 400 р. в месяц?



Задача №3.

На путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет – 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день инженер ( в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций – лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня?



Задача №4.

Самолетом из Москвы во Владивосток можно обраться за 8 ч, но с учетом сопутствующих затрат времени можно считать, что сутки для работы или отдыха теряются. Поездка в поезде займет 9 дней. Авиабилет стоит 900 р., а железнодорожный билет – 500 р.

А) Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 50 р. каждый рабочий день с понедельника по пятницу?

Б) Если 4 из 9 дней пути на поезде приходятся на выходные, то, сколько должен зарабатывать в будний день наш путешественник, чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций – лететь в выходной день или ехать поездом?



Задача №5.

Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?



Задача №6.

Королевство Рубляндия производит два знаменитых продукта: масло (образ мирной продукции) и пушки (образ военной продукции) и имеет следующие возможности:




Масло

12

10

7

4

0

пушки

0

4

6

7

8

1.Постройте КПВ.

2.Каково максимально возможное производство пушек?

3.Сколько может быть произведено пушек при производстве 7 тыс. т масла?

4.Найти альтернативную стоимость увеличения производства пушек с 6 тыс. до 7 тыс. в год?

5.На сколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тыс. т масла и 4 тыс. штук пушек?

6.Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 тыс. пушек и 5,5 тыс. т масла?

7.Какова максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек? Какова - минимальная?

8.Ведущие специалисты Рубляндии оценивают ценность 1 тыс. пушек в 1 млрд. дукатов, а 1 тыс. т масла – в 1,5 млрд. дукатов. Сколько нужно произвести пушек и масла, чтобы их общая ценность была наибольшей?

Задача №7.

Могут ли следующие точки лежать на одной КПВ: А(15,3), В(8,13), С(13,6), Д(5,12)?

Задача №8.Как известно, из нефти производят бензин. Нефти добывается 100т. Допустим, из каждого кг нефти получается 500гр бензина.

А) Построить КПВ для двух продуктов: бензина и нефти, используемой для всего остального, за исключением производства бензина.

Б) Как изменится КПВ, если возможности добычи нефти увеличатся на 30%, а выход бензина увеличится на 20%.

Задача №8.

На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т. картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000т. Построить КПВ фермера.



Задача №9.

Два фермера – Петр и Павел – могут выращивать свеклу и картофель, засевая ими свои поля в любой пропорции. Если Петр все свои поля площадью 100 га отведет под свеклу, то соберет урожай 3000т, а если под картофель, то получит 2000т. У Павла земли больше – 150 га, но она похуже, и он может получить 4800 т свеклы и 2400 т картофеля. Определить точки перелома КПВ совместного труда фермеров, за исключением крайних точек.



Задача №10.

Построить КПВ по следующей информации. Максимальное производство масла составляет 135 т. При увеличении производства пушек с 0 до 30 для производства каждых 10 пушек придется пожертвовать снижением производства масла на 15 т. Дальнейшее увеличение производства пушек с 30 до 60 приведет к увеличению альтернативной стоимости до 2т. за пушку. И, наконец, последние пушки будут обходиться по 3т масла за штуку.



Практическое занятие №2.

Тема. Рыночный механизм.
Цель: студенты должны знать, что такое спрос и в чем состоит закон спроса; каким образом цена товара влияет на величину спроса на этот товар; какие факторы помимо цен, влияют на изменение спроса на товар; что такое предложение и в чем состоит закон предложения; как цена товара влияет на величину его предложения; какие факторы, помимо цены, вызывают изменение предложения товара.
Основные умения. Различать величину спроса и спрос. Строить шкалы и графики спроса. Определять характер изменения спроса в зависимости от формирующих его факторов. Строить кривую рыночного спроса на основании данных об индивидуальном спросе. Определять эластичность спроса по цене и на основании изменения общей выручки. Вычислять и использовать точечную эластичность. Различать дуговую и точечную эластичность. Вычислять и использовать дуговую эластичность, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса. Различать величину предложения и предложение. Строить шкалы и графики предложения по данным о факторах, формирующих предложение. Определять характер изменения предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов. Строить функции и кривые рыночного предложения на основании данных об индивидуальном предложении. Вычислять и использовать эластичность предложения.

Теоретический материал.

Спрос – количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить приобрести по данной цене. Противопоставляя функцию и величину спроса, экономисты пользуются терминами спрос и величина (объем) спроса.

Функцией (кривой) спроса от цены называют зависимость величины спроса от цены при прочих равных условиях. График этой зависимости именуется кривой спроса. В экономической теории по традиции количество откладывается по оси абсцисс, а цена по оси ординат. Табличное представление этой функции называется шкалой спроса. Например, спрос на ботинки можно представить в виде шкалы спроса так:

Покупатели готовы купить, пар

200

250

340

500

690

Величина спроса

По цене, р.

90

80

70

60

50

Цена, р.


Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Изменением спроса называют сдвиг кривой спроса, вызванный действием какого-либо фактора спроса.

Изменением величины спроса называют изменение количества товара или объема услуг, которое потребители готовы приобрести при данной цене, вызванное изменением цены. Графически это изображается движением вдоль фиксированной кривой спроса.

Индивидуальный и рыночный спрос. Если имеется спрос на некоторый товар в пунктах А, В (индивидуальный спрос), то суммарный (рыночный) спрос будет равен сумме спроса в этих пунктах: А+В

Неценовые факторы спроса. Спрос изменяется в зависимости от тех факторов, которые обычно выступают в роли прочих равных условий. Эти факторы принято называть неценовыми факторами спроса или детерминантами спроса. Основные факторы спроса, определяющие сдвиги кривой спроса, таковы:

- цены взаимосвязанных товаров;

- доходы потребителей;

- вкусы потребителей;

-ожидаемые в будущем цены.

Цена же самого товара влияет только на величину спроса. Проще всего это сформулировать так: единственное изменение, которое не приведет к изменению кривой спроса на стулья, - это изменение цены на стулья.

Увеличение спроса – сдвиг кривой спроса вправо и вверх, уменьшение – сдвиг кривой спроса влево и вниз.

Доход как фактор спроса. Нормальные товары и товары «низшего порядка». Доход обычно при прочих равных условиях влияет на спрос положительно – чем больше доход, тем больше спрос. Объяснение очевидно: при увеличении доходов люди при той же самой цене готовы купить больше товаров, чем до увеличения дохода. Так как это верно при любой фиксированной цене, то означает сдвиг кривой спроса вправо. Товары, спрос на которые увеличивается с увеличением доходов, называются «нормальные товары». Товары, спрос на которые снижается с ростом доходов, получили в экономической теории название «товаров низшего порядка».

Заменители (взаимозаменяемые товары) – это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает рост спроса на другой. Снижение цены на один товар влечет за собой увеличение спроса на него и, следовательно, уменьшение спроса на товар- заменитель.

Сопутствующие товары (взаимодополняющие) – это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает снижение спроса на другой.

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Аналогично определяются эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность, т. е. зависимость величины спроса от цен на другие товары.

Изменение цены на один рубль может быть призвано большим или меньшим в зависимости от значения цены. При больших ценах оно меньше, чем при малых. Поэтому логично измерять колебания цен в процентах:

Э = (-)  Q D (%) :  P (%).

Знак минус в большинстве учебников веден специально для того, чтобы величина эластичности спроса по цене была положительной величиной Эластичным считается спрос при Э >1, а неэластичным при Э<1.



Различают дуговую и точечную эластичность. Точечная эластичность применяется к непрерывным функциям и находится через производную:

Э=(Q D : Pd) : (Q Do: Po),

Где Q D : Pd – производная функция спроса в этой точке.

При значительных колебаниях цены рекомендуется использовать дуговую эластичность:

Э = (Q D 2- Q D 1) :(( Q D 2+ Q D 1): 2) : (P2-P1) : ((P1+P2):2)

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько изменение величины спроса зависит от изменения дохода:

Эi= ((Q D 2- Q D 1) :Q D 1):(I 2-I1):I1).

В отличие от эластичности спроса по цене эластичность спроса по доходу имеет дело не с движением по одной кривой спроса, а со смещением всей кривой спроса.

Если коэффициент эластичности больше нуля, но меньше единицы, то перед нами предметы первой необходимости, если меньше нуля, то низкие товары, если больше единицы, то предметы роскоши.



Перекрестная эластичность оценивает степень взаимозависимости рынков. Она показывает, насколько величина спроса подвержена изменениям в зависимости от цен на другие товары:

E A,B=QA2-QA1/QA1:PB2-PB1/PB1

EA,B больше нуля- для товаров –заменителей, ЕАВ меньше нуля для сопутствующих товаров, для нейтральных благ перекрестная эластичность равна нулю.

Предложение – это количество товара, которое производители готовы продать в единицу времени при данных условиях.

Величина предложения – это количество товара, которое производители и продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене. Понятие величины предложения введено для того, чтобы отличать изменение предложения в ответ на изменение цены от реакции предложения на иные неценовые факторы.



Кривая предложения (функция предложения от цены) или ее табличный вид – шкала предложения – показывает зависимость величины предложения от цены при прочих равных условиях. Часто экономисты именуют эту кривую просто предложением.

Закон предложения. Как правило, при прочих равных условиях, чем больше цена, тем больше величина предложения.

Неценовые факторы предложения. На сдвиг кривой предложения влияют цены факторов производства, изменения технологии, налогов, субсидий, дотации производителям.

Эластичность предложения по цене характеризует увеличение (уменьшение) предложения при росте (снижении) цены на 1%. Обратите внимание, что эластичность предложения может вычисляться и как точечная, и как дуговая. При этом используются те же формулы, что и для эластичности спроса. Коэффициент эластичности предложения является величиной безразмерной и положительной. Изменение предложения в большей степени зависит от времени, чем спрос. Предложение более инерционно. Различают три периода: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный. В течение мгновенного периода неизменны все факторы производства. В течение краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные.
Учимся решать задачи.

Задача №1.

Определить функцию суммарного спроса на основании данных об индивидуальном спросе:

Q1= 40-8хР при Р< 5 , и 0 при P>5,

Q2 = 70- 7хР при Р< 7 и 0 при Р> 7,

Q3 = 32-4хР при Р< 8 и 0 при Р> 8.

А) выведете уравнение кривой спроса аналитически.

Б) Как вы думаете, какая из указанных групп потребителей богаче? Можно ли сделать однозначный вывод?

Решение:

А) Q=Q1+Q2+Q3= 142-19x P при P 0

Q= Q2+Q3=102-11x P при 5

Q=Q3=32-4 x P при 7

Q=0 при P>8.

Б) Третья группа потребителей согласна платить самые высокие цены. Например, при Р =7,5 первые две группы перестанут покупать, а покупатели третьей группы купят две единицы. Но однозначного вывода о том, что в третью группу входят самые богатые покупатели, сделать нельзя, так как мы не знаем ни их дохода, ни других прямых и косвенных признаков богатства.



Задача №2.

При цене 5 р. за кг величина спроса на огурцы за день на базаре составит 200 кг. Найти величину спроса при цене от 5 до 7 р., если дуговая эластичность при изменении цены от 5 до 7 р. составляет -2.



Решение:

Е d= Q2-Q1/ Q2+Q1 : P2-P1/ P2+P1=- 2,

Q1=200, Q2=? , P1=5? P2=7

Из уравнения с одним неизвестным находим: величину спроса при цене 7 р. =100 кг.



Задача №3.

Функция предложения задана уравнением Qs=6xP-3000 P>700/

Ф) Выведите формулу точечной эластичности этой функции предложения.

Б) При какой цене эластичность предложения по цене составит 2?

В) В интервале цен от 900 до 1000 при какой цене эластичность будет максимальной?

Решение:

Es= Q2-Q1/Q1 : P2-P1/P1

А) 6Р/ 6хР-3000=Е,

Б) При Р = 1000 эластичность =2.

В) Эластичность максимальна при Р=900 и равна 2,25.
Решите задачи.

Задача №1.

Предположим, что функция спроса на аудиокассеты имеет вид:

Q= 9-0,5 x P, где Q – количество аудиокассет, покупаемое потребителями, Р – цена одной аудиокассеты. Определите, при какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен -0,5. Какое количество аудиокассет будет куплено по этой цене?

Задача №2.

В таблице представлены шкала спроса на билеты на хоккейный матч «Спартак»-«Динамо».



Цена за 1 билет

Объем спроса на билеты

Эластичность спроса по цене

Выручка продавцов билетов.

22,50

10







20,00

20







15,00

40







12,50

50







10,00

60







5,00

80







2,50

90







1,00

96







0

100







Используя эти данные:

А) постройте график спроса на билеты на хоккейный матч;

Б) рассчитайте точечную эластичность спроса по цене и заполните полученными результатами третью колонку таблицы;

В) покажите на графике спроса область эластичного и неэластичного спроса, а также спрос с единичной эластичностью;

Г) рассчитайте величину общей выручки продавцов билетов при каждой возможной цене и заполните четвертую колонку таблицы;

Д) постройте график общей выручки продавцов в координатах: количество проданных билетов (на оси абсцисс) и величина общей выручки (на оси ординат), сопоставьте этот график с графиком спроса и проанализируйте зависимость между изменением цены и выручки продавцов при эластичном и неэластичном спросе;

Е) если вместимость стадиона составляет 100 тыс. мест, то посоветовали бы вы организаторам матча полностью заполнить стадион? Если нет, то какое количество билетов вы бы посоветовали продать? Почему?

Предполагается, что все билеты продаются по одной и той же цене независимо от качества места на стадионе.



Задача №3.

Первоначально Наталья получала зарплату 700 р. в месяц и покупала 10 буханок орловского хлеба ежемесячно. Затем заработная плата Натальи уменьшилась на 10 р. В результате этого объем ее покупок орловского хлеба увеличился на 1 буханку в каждом месяце.

А) Рассчитайте коэффициент точечной эластичности спроса хлеба по доходу для Натальи если она не имеет других источников дохода и все прочие условия сохраняются неизменными.

Б) По коэффициенту эластичности определите, к какому типу благ относится орловский хлеб для Натальи.



Задача №4.

Вини-Пух, имея месячный доход 8 тыс. руб., покупал 30 кг конфет в месяц. После того как его месячный доход понизился, Вини-Пух стал покупать 20 кг этих же конфет в месяц.

А) Если дуговая эластичность спроса по доходу на данном интервале равна 3 , то какова величина нынешнего дохода Вини-Пуха при прочих равных условиях?

Б) каким товаром являются конфеты для Вини-Пуха?.



Задача №5.

Полина имеет денежный доход 200 руб. в неделю, который она расходует на покупку товаров А,В, С,Д, Е.В табл. приведены данные о величине спроса на товар А в зависимости от цены. Затем еженедельный доход Полины возрос на 50 р., и вследствие этого величина ее спроса на товар А стала такой, как показано в колонке 3, при тех же ценах и при неизменности прочих условий.



Цена единицы товара А

Величина спроса на товар А при доходе 200 р.

Величина спроса на товар А при доходе 250 р.

7

10

0

6

20

10

5

30

20

4

40

30

3

50

40

2

60

50

1

70

60

А) Используя данные таблицы, определите, к какому типу относится товар А.

Б) Нарисуйте кривую спроса Полины на товар А при первоначальном доходе (200р), а затем нарисуйте кривую спроса на товар А при доходе 250 руб. Объясните свой график.

Задача №6.

Предположим, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на огурцы по цене помидоров равен 4. Что случится с количеством огурцов, покупаемых на рынке, если цена одного килограмма помидоров уменьшится на 5 %?



Задача №7.

Известно, что дуговая перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В составляет (- 18/17). Пусть первоначально цена товара В равна 7 руб. за штуку, а величина спроса на товар А – 210 штук в день. Предположим далее, что цена товара В снизилась на 2 руб., а все другие рыночные условия остались неизменными.

А) Что вы можете сказать о соотношении товаров А и В?

Б) Определите абсолютное изменение спрашиваемого количества товара А.



Задача №8.

Определить функцию суммарного предложения на основании данных об индивидуальном предложении:

Q(1)= 0 при P<2,

16+4P при 2

40 при P>6

Q(2)= 0 при P<3,

10+3P при 3

25 при P>5.

Найти эластичность предложения в точке Р=3,5.

Задача №9.

Построить шкалу предложения нефти на мировом рынке в 1995 г. по следующим гипотетическим данным:



Страны или картель ОПЕК

Годовой экспорт, млн. т.

Себестоимость долл. за 1 т.

Россия

80

70

ОПЕК

1000

50

Норвегия

30

80

Великобритания

60

80

Азербайджан

10

60

Задача №10.

Функция предложения задана уравнением Qd=6xP-3000 при P>700.

А) Выведите формулу точечной эластичности этой функции предложения.

Б) При какой цене эластичность предложения по цене составит 2?

В) В интервале цен от 900 до 1000 при какой цене эластичность будет максимальной?

Практическое занятие №3.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница