Практическое пособие нормы орфоэпии



страница1/5
Дата03.05.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4   5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




Нормы орфоэпии



Задание 1. Прочитайте слова и укажите, в каких из них наблюдается произношение [о] в безударном положении.

Образец: баобаб [о].

Акробат, аромат, боа, бокал, бомонд, вето, геодезия, досье, дотация, зоология, коллеж, коммерция, коммюнике, контракт, контрастный, концерт, кооперация, коттедж, кредо, модель, мотив, ноктюрн, нотация, оазис, оратор, отель, портмоне, портфель, постмодернизм, поэзия, поэтический, реноме, романтизм, сомбреро, соната, сонет, тореадор, трио, шоссе.


Задание 2. Прочитайте имена собственные, учитывая особенности произнесения безударного [о].

Географические названия: Киото [о], Килиманджаро, Огайо, Онтарио, Ориноко, Осло, Рио-де-Жанейро, Токио.

Имена и фамилии: Джованни Боккаччо [о], Вольтер, Доде, Мольер, Проспер Мериме, Сомерсет Моэм, Джанни Родари, Ромен Роллан, Робеспьер, Огюст Роден, Джоаккино Россини, Флобер, Шопен.
Задание 3. При произнесении следующих слов обратите внимание на ударный гласный [о] или [э]. Укажите случаи вариантного произношения.

Образец: атлет [э], безнадёжный [о].

Афера, белесый, блеклый, блеф, бытие, всплеск, гололедица, гренадер, желчь, житие, зев, издевка, иноплеменный, маневры, местоименный, наемник, недоуменный, одноименный, опека, оседлый, осетр, подопечный, преемник, пригрезиться, скабрезный, сметка, современный, шедевр.


Задание 4. Назовите разные варианты произношения слов, составьте с ними словосочетания.

Образец: истекший [э] срок – истёкший [о] кровью.

Железка, затекший, небо, оглашенный, падеж.


Задание 5. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение согласных.

а) Капитали[з]м, милитари[з]м, монополи[з]м, плюрали[з]м, тоталитари[з]м, соси[с]ки;

б) инцидент (не инциндент), прецедент (не прецендент), компрометировать (не компроментировать), конкурентоспособный (не конкурентноспособный), но: конкурентная борьба;

в) перспектива (не переспектива), чрезвычайный (не черезвычайный), чрезмерный (не черезмерный);

г) будущий (не будующий); жаждущий (не жаждующий);

д) конъюнктура ‘создавшаяся обстановка, ситуация’ – конъектура ‘восстановление испорченного текста с помощью догадки’;

е) юный, песчаник, песчаный, свиной, учёный – нет двойного согласного [нн]; баланс, галерея – нет двойного [лл].
Задание 6. Прочитайте слова. В каких из них перед [э] произносится твёрдый согласный, в каких мягкий, в каких допускается вариантное произношение?

Образец: адекватный [д], вексель [в’], [с’].

а) Айсберг, академия, аннексия, анестезия, артерия, бактерия, бассейн, бартер, безе, бизнес, бутерброд;

б) генезис, девальвация, декада, декадент, декан, декольте, демократия, депрессия, детектив;

в) индексация, интервал, интервью, интеллект, кодекс, компьютер, кофе, кратер, крейсер, кларнет, критерий, крепдешин, крем;

г) лазер, лидер, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, полонез, протекция;

д) сессия, свитер, сейф, синтез, сонет, тезис, темп, тенор, теннис, тент, терапевт, термин, термос, тест, тет-а-тет, террор, трек;

е) фанера, федерация, фланель, фонетика, шинель, шоссе, штемпель, эдем, экстерн, энергия, эссенция, этногенез, эффект, юриспруденция.
Задание 7. Прочитайте слова, содержащие сочетание букв чт. В каких словах произношение этого сочетания совпадает с написанием?

Образец: кое-что [шт], мачта [ч’т].

Мечта, нечто, ничто, ничтожный, почта, что, чтобы.


Задание 8. В словах с сочетанием чн отметьте случаи вариантного произношения.

Образец: булочная[ч’н], беспорядочный[шн], прачечная[ч’н] и [шн].

Будничный, войлочный, горничная, горчичник, гречневый, закадычный, Ильинична, девичник, конечно, конечный, молочница, нарочно, научный, перечница, поточный, пустячный, скворечник, сливочный, сердечный, селёдочница, спичечный, съёмочный, шапочный, яичница, ячневый.


Задание 9. Прочитайте слова, обращая внимание на произнесение долгих шипящих согласных.

Образец: визжать [ж] и [ж’].

Дождь, дождик, дрожжи, позже, уезжать.
Задание 10. Определите особенности произношения выделенных слов в отрывках из произведений А.С.Пушкина. Чем они отличаются от современной общелитературной нормы? Какую стилистическую окраску они имеют?

Образец: В томленье грусти безнадежной, В тревоге шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. В слове безнадежной произносится [э], а современная литературная норма [о]. Такое произношение имеет поэтическую окраску.

1) Другой – Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей. 2) Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. 3) Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. 4) Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?



Акцентологические нормы


(нормы ударения)
Задание 1. Пользуясь орфографическим словарём или словарём ударений, расставьте ударения в следующих словах.

Образец: апостроф, дремота, иконопись, соболезновать.

а) Апокриф, асимметрия, багроветь, балованный, баловать, бензопровод, безудержный, бронировать, бунгало, бюрократия, вероисповедание, ветеринария, втридешева, втридорога;

б) гастрономия, газопровод, генезис, гербовый, госпитальный, группировать, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, диспансер, догмат, договор, донельзя, досуг, единовременный;

в) жизнеобеспечение, заиндеветь, закупорить, запломбированный, запломбировать, заржаветь, зубчатый, знамение, значимость;

г) игрище, импичмент, изобретение, издревле, искра, искристый, искриться, камбала, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, кладовая, кремень, колосс;

д) лиловеть, ломота, ломоть, маркетинг, морщить, мусоропровод, мытарство, мышление, намерение, недуг, некролог, нефтепровод, нормировать, нувориш;

е) обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, партер, пасквиль, пиала, пиццерия, плесневеть, похороны, приданое, принудить, пуловер, пурпур, путепровод, ракурс, ржаветь;

ж) свекла, созыв, статут, статуя, столяр, толика, туника, уведомить, удить, узаконение, укорочение, упрочение;

з) фарфор, феерия, феномен, фольга, ходатайствовать, ходатай, христианин, щавель, экипировать, экслибрис, эксперт.
Задание 2. Прочитайте имена собственные, при затруднениях пользуйтесь справочными материалами пособия.

Образец: Жоржи Амаду, Иван Лажечников, Арабатская Стрелка, Росток.

а) Имена и фамилии: Иннокентий Анненский, Джордж Ноэл Гордон Байрон, Оноре де Бальзак, Константин Бальмонт, Ингмар Бергман, Роберт Бернс, Александр Бестужев-Марлинский, Шарль Бодлер, Пьер Огюстен Бомарше, Джон Голсуорси, Екатерина Дашкова, Эдгар Дега, Эжен Делакруа, Александр Иванов, Борис Кустодиев, Аполлон Майков, Осип Мандельштам, Микеланджело Буонаротти, Николай Новиков, Надежда Обухова, Сергей Ожегов, Пабло Пикассо, Рембрандт, Мария Стюарт, Леон Фейхтвангер, Скотт Фитцджеральд;

б) географические названия: Алатырь, Анадырь, Анжеро-Судженск, Балашиха, Березина, Берингов пролив, Бодайбо, Бологое, Валаам, Великий Устюг, Керженец, Кинешма, Палех, Уссури, Антверпен, Кимры, Оксфорд, Селенга, Сенеж, Кижи.
Задание 3. Образуйте форму родительного падежа следующих существительных. В каких словах ударение перемещается на окончание?

Образец: альт – альта, дом – дома; местность – местностей, область – областей.

а) Ед.ч.: бант, бинт, герб, дверь, дуб, жезл, клок, конь, торт, час;

б) мн.ч.: ведомость, доска, местность, мощность, область, отрасль, плоскость, порт, прибыль, простыня, ступень, торг, торт, уголь, ясли.
Задание 4. Чем отличаются друг от друга значения омографов – слов с одинаковым или сходным написанием, но разным ударением? Составьте с ними предложения или словосочетания.

Образец: нежный лиловый ирис – сладкий сливочный ирис; призывный звук – призывной пункт.

а) атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, замок – замок, клубы – клубы, мокрота – мокрота, острота – острота, ледник – ледник, мука – мука, хлопок – хлопок, орган – орган;

б)чудный – чудной, угольный – угольный, характерный – характерный, языковый – языковой, развитый – развитый, подвижной – подвижный;

в) забронировать – забронировать, морщить – морщить, погруженный – погружённый, склонен – склонён, трусить – трусить, парить – парить, сложенный – сложённый.


Задание 5. Прочитайте слова с равноправными вариантами ударения, дополните своими примерами список.

Баржа – баржа, искристый – искристый, петля – петля, ржаветь – ржаветь, творог – творог.


Задание 6. Прочитайте сложные слова, обращая внимание на дополнительное ударение. Приведите похожие примеры.

Образец: влагозадержание.

Архиважный, машиностроение, растениеводство, книгоиздательский, экс-министр.


Задание 7. Какие варианты ударения в словах являются общелитературными, а какие – профессиональными?

Образец: алкоголь – медиц., алкоголь – лит.; рапорт – лит., рапорт – воен.

Шприцы – шприцы, компас – компас, флейтовый – флейтовый, добыча – добыча, шасси – шасси, искра – искра, атомный – атомный.


Задание 8. С помощью орфографического и толкового словарей установите, какие варианты ударения являются нормативными, а какие – устаревшими, поэтическими или просторечными.

Образец: шёлковый – лит., шелковый – поэтич.; свёкла – лит., свекла – прост.

Каталог – каталог, кладбище – кладбище, документ – документ, девица – девица, окровавленный – окровавленный, звонит – звонит, торты – торты.


Задание 9. Образуйте от следующих прилагательных различные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте в этих формах ударения.

Образец: высокий – высок, высока, высоко, высоки, выше.

Белый, глупый, гордый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, лёгкий, мягкий, ленивый, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжёлый, хитрый, чёткий, ясный.


Задание 10. Образуйте от следующих существительных и прилагательных глаголы и причастия, расставьте в них ударения.

Образец: броня – бронировать – бронированный; розовый – розоветь – розовевший.

Броня, копия, марка, маска, пломба, премия;

бронзовый, багровый, лиловый.
Задание 11. Образуйте от данных прилагательных глаголы с приставками о-, об-, у-. Расставьте ударения.

Образец: бодрый – ободрить, крепкий – укрепить.

Глубокий, лёгкий, острый, прочный, короткий.


Задание 12. Подберите все формы прошедшего времени от следующих глаголов.

Образец: гнать – гнал, гнала, гнало, гнали; гнаться – гнался, гналась, гналось, гнались.

а) Дать, взять, ждать, класть, начать, петь, отнять, понять, создать, вить, брать, брить, лить, рвать, гнать;

б) браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, подняться, прорваться, начаться, коваться, родиться, сорваться.
Задание 13. Образуйте от следующих глаголов существительные, обратите внимание на ударение в них.

Образец: заговорить - заговор, отзывать – отзыв.

Договариваться, занять, обеспечивать, отзываться, намереваться, нанять, сговориться, созывать, сосредоточивать, укорачивать, упрочить, упорядочить.


Задание 14. Прочитайте отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чем обусловлено изменение ударения в словах различных частей речи? Какую стилистическую окраску имеют эти варианты?

Образец: …Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры И что посредственность одна Нам по плечу и не странна? – Смещение ударения в выделенном слове обусловлено стихотворным ритмом и имеет поэтическую окраску.

1.а) Вошёл. Полна народу зала, Музыка уж греметь устала… б) Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка… в) Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу. г) Что ж? Тайну прелесть находила И в самом ужасе она: Так нас природа сотворила, К противуречию склонна.

2. а) Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся. б) Когда блистательная дама Мне свой in quarto подаёт, И дрожь, и злость меня берёт, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши! в) Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный: Чета мелькает за четой. г) Потом, покорствуя природе, Дружатся с ней, к себе ведут, Целуют, нежно руки жмут… д) Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке.
Задание 15. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.

- Здравствуйте, Ирина Никитична, Вы в читальный зал?



  1. Да, нужно найти одну статью в каталоге. А Вы, Вера Ильинична?

  2. Я тоже занята, ещё много работы в компьютерном классе. Но есть ещё свободных полчаса, надо сходить за продуктами. Хотела купить творог и сосиски, может, ещё грейпфрут.

  3. Можно зайти в пиццерию на углу или в кулинарию, там есть кета и языковая колбаса.

  4. А если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, то можно приготовить на ужин тефтели и салат, а утром на завтрак – яичницу.

  5. Сейчас можно быстро перекусить в буфете. Выпьем кофе с бутербродами или купим торты.

  6. Какой здесь большой выбор тортов! Возьму с какао и кремом.

  7. А этот, с повидлом, вкуснее и красивее.

  8. Да, пожалуй, Вы правы.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница