Практический материал для родителей Игры на развитие фонематического слуха и восприятия Календарь развития фонематического слуха младенца



страница1/3
Дата10.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3
Практический материал для родителей

Игры на развитие фонематического слуха

и восприятия

Календарь развития фонематического слуха младенца

1 неделя - реагирует на звук испугом или переменой в поведении.
2 неделя - прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно.
3 неделя - слуховое сосредоточение; затихает при резком звуке.
4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика, висящему надо ним, затормаживая свои движения.
1 месяц 1 неделя - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении.
2 месяца 1 неделя - начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги.
2 месяца 2 недели - живая реакция на угрожающие звуки.
2 месяца 3 недели - довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им.
2 месяца 4 недели - ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука.
3 месяца - слушает музыку (предпочитает классическую).
4 месяца - начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникновение певческих интонаций.
5 месяцев - поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука), находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам.
6 месяцев - различает свое и чужое имя.
7 месяцев - оценка и понимание осмысленных звуков.
9 месяцев - нравится слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии.
12 месяцев - понимание часто употребляемых слов.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Развитие слухового восприятия (внимания и памяти)


Занятие 1

Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

Оборудование: пустые коробки, колокольчик, погремушки, мелкие предметы, трещотка.

Порядок действий. На столе перед ребенком две коробочки, в одной находится колокольчик. Взрослый, вынув его из коробочки, демонстрирует звучание, затем убирает и, переставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Вариант. Помимо колокольчика можно использовать погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Ребенок выбирает три-четыре коробочки с колокольчиками или погремушками.

Занятие 2

Цель: формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов (голосов ближайшего окружения).

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти звучащую игрушку-пищалку в пространстве комнаты и проследить взглядом за ее перемещением.

Инициировать внимание можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша?

Найдем мы куклу Машу!

Занятие 3

Цели: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов; развитие слуховой памяти.

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки; дудочка; бубен; барабан.

Порядок действий. Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание двух музыкальных инструментов (звучащих игрушек). Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала поиграю на дудочке, затем — на бубне», интонационно выделяя слова сначала, потом. Затем просит ребенка показать, какой музыкальный инструмент был взят сначала (потом), воспроизвести звучание игрушек: ребенок повторяет действия взрослого со своим набором инструментов (игрушек).

Варианты


  1. Количество музыкальных инструментов (звучащих игрушек) увеличивается от 3 до 5.

Действия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).

  1. К знакомым звукам добавляется новый, который необходимо выделить.

  2. Взрослый предлагает ребенку соотнести предложенный план с произведенными действиями: «Сначала я поиграю на дудочке, затем — на барабане». Взрослый может нарушить план для активизации внимания ребенка.

Занятие 4

Цель: определение направления звука.

Оборудование: колокольчики, погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотка.

Порядок действий. Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1—1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Произнося фразу, взрослый сопровождает ее демонстрационными действиями.



  • Где же, где же колокольчик? Показывает колокольчик и прячет его в коробочку.

  • Нет-нет, нет-нет. Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям.

— Где же, где же колокольчик? Вынимает колокольчик из

другой коробочки.

Звонит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой.

Варианты. Использование погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Постепенное увеличение расстояния между предметами.



Занятие 5

Цели: определение места звучащего предмета; развитие направленности слухового внимания.

Оборудование: колокольчик.

Порядок действий. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сзади) и звонит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.



Занятие 6

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.

Оборудование: барабан; колокольчик; погремушка; коробочка с мелкими предметами; ширма.

Порядок действий. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы — барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка. Взрослый знакомит ребенка с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку определить, какой звучит инструмент. Ребенок должен постучать по лежащему перед ним инструменту, т.е. барабану.

Занятие 7

Цель: формирование основ слуховой дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: звуковые коробочки одинакового цвета и формы из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой с различными наполнителями.

Порядок действий. Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду.

Вариант. Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится более близким по звучанию.

Занятие 8

Цели: знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Оборудование: барабан; дудочка; бубен; гармошка с мехами; губная гармошка; колокольчик.

Порядок действий. Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных инструмента, демонстрируя их звучание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».

Вариант. Постепенное увеличение количества музыкальных инструментов.

Занятие 9

Цель: формирование умения различать и запоминать последовательность музыкальных шумов.

Оборудование: звуковые коробочки с различными наполнителями.

Порядок действий. Взрослый демонстрирует звучание и выставляет звуковые коробочки в заданной последовательности, используя слова сначала, потом. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество варьируется от двух-трех до четырех-шести в каждом наборе).

Вариант. После того как коробочки будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Занятие 10

Цели: развитие слухового внимания; дифференциация шумов. Оборудование: набор бумаги; мячи; карандаши; монеты; спички.

Порядок действий. Перед ребенком такой же набор предметов, как и у взрослого. Тот знакомит ребенка с действиями, которые можно совершать с этими предметами, — бросать на пол мяч или катать его по столу, катать карандаш или стучать им по столу, мять или рвать бумагу, стучать монетой, ломать спички. Затем побуждает ребенка к выполнению аналогичного действия.

Вариант. Постепенное увеличение количества предметов.

Занятие 11

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Оборудование: игрушка-мышка.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушечную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст движениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.

Мышка, мышка, на горошку!

Вылей воду на дорожку! Рука вытянута вперед

Мышка, мышка, дай горошку! ладонью вверх.



Вылей воду на дорожку! «Забирающее» движение рукой.

Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово на или дай в зависимости от движения.

Занятие 12

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Оборудование: яблоко; банан; апельсин. Порядок действий. Перед ребенком на столе фрукты. Взрослый предлагает ребенку попросить яблоко, произнося слово дай, затем угостить бананом кого-нибудь, произнося слово на.

Занятие 13

Цель: формирование ритмико-интонационной стороны речи, закрепление умения выделять слова дай, на из речевого потока.

Оборудование: яблоко; конфета; печенье; разноцветные двусторонние кружки.

Порядок действий. Взрослый называет предметы и предлагает ребенку взять тот, который ему больше нравится, попросив: «Дай!» Варианты


  1. Игра «Дай соседу свой предмет» проводится с группой детей. У каждого ребенка своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова дай, на.

  2. Детям раздают двусторонние разноцветные кружки (с одной стороны синий, с другой — красный). Взрослый предлагает детям поднять кружок красной стороной, если они услышат слово дай, и синей стороной — если услышат слово на.

Занятие 14

Цель: различение голосов ближайшего окружения. Порядок действий. Взрослый, читая стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто поет песенку.

Поиграй-ка, Ваня, с нами, Выходи скорей вперед. И с закрытыми глазами. Угадай, кто здесь поет! Эту песенку свою Я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, Кто я, ну-ка отгадай!

Занятие 15

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе упражнений в выполнении инструкций.

Оборудование: ложка; чашка; тарелка.

Порядок действий. Перед ребенком на столе три предмета: ложка, чашка, тарелка. Взрослый просит ребенка быть внимательным и правильно выполнять команды. Задания даются краткие и простые, произносятся четко.

Возьми ложку (стакан, тарелку).

Дай мне ложку (стакан, тарелку).

Дай Кате ложку (стакан, тарелку).

Занятие 16

Цели: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного восприятия в заданном пространстве.

Оборудование: лист плотной бумаги.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти заданные предметы в пространстве комнаты и назвать их.



  • Где шкаф? (Окно, стол, стул.)

  • Возьми книгу. Положи книгу на стол.

  • Найди мячик под столом.

  • Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку.

Варианты

    1. После предварительного показа взрослый на глазах ребенка прячет предмет (книгу, фломастер), затем просит повернуться в сторону спрятанного предмета и найти его.

    2. Взрослый предлагает найти спрятанный предмет в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Занятие 17

Цели: развитие прослеживающих движений глаз; формирование произвольного произнесения звука [у].

Оборудование: мягкие игрушки.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку знакомые игрушки — мишку, собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их словами: «К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой. Кошечка здоровается мяу, собачка — ав, а мишка — у-у-у». Затем перемещает

мишку за ширму и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка (движения игрушки определяются направлением маршрута передвижения).

Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие движения глазных яблок, которые необходимы для зрительного восприятия.

Вариант. В гости к малышу «приходят» двое мишек. Их располагают по правую и левую сторону ширмы и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

Занятие 18

Цели: формирование произвольного произнесения звука [а]; развитие слухового внимания.

Оборудование: кукла; мягкие игрушки; платок. Порядок действий. Взрослый предлагает поиграть в игру «У куклы болит горло». Он обматывает горлышко куклы платочком и говорит:



  • у куклы Маши заболело горлышко. Надо показать его доктору. Как кукла покажет горлышко? Какой звук мы услышим? ([а]);

  • произнеси тихо (громко) звук [а].

Вариант. Игра «Больные звери» (проводится с группой детей). У каждого ребенка в руках игрушка (мишка, кошка, собачка) и платок.

Взрослый. Вы врачи. К вам пришли больные звери — у каждого болит горлышко. Обмотайте горлышко больного зверя платочком. Звери показывают больное горло врачу. Как они это делают? Скажите громко (тихо).

Затем дети меняются игрушками и повторяют игровые действия.

Примечание. Отработка звука [а] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек.

Занятие 19

Цели: формирование произвольного произнесения звука [о]; развитие основ прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи с помощью упражнений и выполнения инструкций.



Оборудование: мягкие игрушки; ширма. Порядок действий. Игра «Айболит». Взрослый (создает игровую ситуацию). К Айболиту приходят игрушки: зайка, кукла, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как плачет зайка? (Взрослый побуждает ребенка произносить звук [о].)

  • Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?

  • Зайка маленький, он тихо плачет. Покажи, как плачет зайка.

Вариант. Игра «Зайка в комнате».

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие инструкции:



  • возьми зайку на ручки. Как он плачет? Пожалей его;

  • зайка выздоровел, запрыгнул на стул.

Затем взрослый за ширмой производит движения с зайцем. Игрушки не видно, взрослый следит за направлением глаз ребенка и спрашивает:

  • догадайся, откуда выпрыгнет зайчик?

Примечание. Отработка звука [о] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, наглядных средств (обруч, колесико, курочка).

Занятие 20

Цели: формирование умения произвольного произнесения звука [и], активизация ощущений; развитие слухового внимания.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушечную лошадку, объясняет, что лошадка говорит: и-и-и, предлагает повторить этот звук. Затем ставит на стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка), закрыв губы экраном, произносит звук [у] и просит:


  • кто с тобой поздоровался, покажи;

  • как говорит лошадка?

Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ребенку угадать, кто с ним поздоровался.

Варианты


    1. Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом (не видя ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка — [у], зайка — [о], кукла с обмотанным горлышком — [а], лошадка — [и]).

    2. Игра «Лошадка» (упражнение в синхронности движения и звукопроизношения). Взрослый предлагает поиграть в заводную лошадку, «заводит» ребенка, играющего ее роль, ключиком и тот произносит: и-и-и с одновременной ходьбой на месте. Можно предложить ребенку бег на месте.

Примечание. Отработка звука [у] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, картинок.

Занятие 21

Цели: закрепление слухового образа звуков [а], [о], [у], [и]; уточнение слуховых образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; музыкальные инструменты; газеты.

Порядок действий. Игра «Кто как говорит». За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. По звуку, произнесенному взрослым, он догадывается, кто так говорит, и выбирает соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).

Усложнение. Кто говорит [у]? Найди эту игрушку и посади ее на стул.

Вариант. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты (дудочка, барабан, бубен, колокольчик). Взрослый предъявляет ему предмет, завернутый в газету, и предлагает, ощупав его, не разворачивая, догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нужный.

Примечание. Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и др.). Угадывая, какая игрушка завернута в газету (или платок), ребенок воспроизводит соответствующее звукоподражание ([и], [о], [у], [а]).

Занятие 22

Цели: формирование фонематического анализа и синтеза на основе упражнений в дифференциации звуков [у], [а]; развитие тактильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; тактильные дорожки из различных материалов (объемной тесьмы, кусочков меха, картонной полоски с накапанным воском или наклеенными обломками спичек).

Порядок действий. Перед ребенком на столе знакомые игрушки. Взрослый произносит звук [а] и просит ребенка выбрать из предложенного ряда ту игрушку, которая так говорит.

Игра «По дорожке». Взрослый показывает ребенку две дорожки: одна сделана из атласной ленты, другая — из наждачной бумаги. Ребенок, ощупав дорожки, должен догадаться, по какой дорожке пойдет маленькая куколка, а по какой — большой мишка. Он проводит пальчиками по дорожке к мишке, произнося нужный звук.

Вариант. Взрослый предъявляет панно с перепутанными дорожками и просит: «Оотведи домой мишку и скажи, как он говорит».

К произнесенному взрослым звуку ребенок выбирает нужную игрушку и ведет ее по дорожке, произнося соответствующий звук.

Примечание. Аналогичная работа проводится по дифференциации звуков [о], [и] с игрушками или картинками (зайка и лошадка).

Занятие 23

Цель: развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-о-о, и-и-и).

Оборудование: ширма; мягкие игрушки.

Порядок действий. Игра «Кто сначала — кто потом». В гости к ребенку по очереди (из-за ширмы) «приходят» знакомые игрушки и здороваются с ним: сначала лошадка — и- и-и, потом мишка — УУУ, за ним зайка — о-о-о. Ребенок воспроизводит последовательность звукоподражаний вначале с опорой на игрушки, затем без них.

Варианты


      1. Игра «Кто молчал?». Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.

      2. Игра «Кто пришел?» (продолжение игры «Кто сначала — кто потом»). После того как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый ставит на стол новую игрушку и предлагает найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.


Занятие 24

Цель: формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся своей ритмико-интона- ционной законченностью.

Оборудование: картинки.

Порядок действий. Взрослый предлагает рассмотреть картинку с одним объектом и объясняет, кто это и что делает, интонационно выделяя слово-действие, показывая позу изображенного на картинке объекта.



Сюжетные картинки

Позы, воспроизводимые ребенком

Птичка летит

Руки в стороны

Птичка сидит

Руки опущены и прижаты к бокам

Мальчик спит

«Положив» голову на ладошку, склоняет ее к плечу

Мальчик стоит, сидит

Стоит, сидит

Мальчик идет

Идет на месте

Бабочка летит

Машет руками, имитируя махи крыльев

Птичка клюет (пьет)

Двигает туловищем вперед с наклонами головы

Девочка ест

Двигает рукой от стола ко рту

Кошка лакает молоко

Делает имитирующее движение языком

Занятие 25

Цель: уточнение ритмико-интонационной характеристики предложения как лексической единицы на основе упражнения в выполнении команд.

Оборудование: мягкие игрушки.

Порядок действий. Взрослый говорит ребенку:



  • найди игрушку, которая произносит звук [а], и посади ее на стул;

  • найди игрушку, которая произносит звук [у], положи ее на стол и т.д.

Взрослый смешивает игрушки и просит детей дать команды друг другу или взрослому:

  • уложи больного зайку;

  • посади мишку.

Вариант. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его ритмичными движениями. Затем снова читает текст, а ребенок совершает ритмичные движения.

А. Вова хлопать как умеет? Хлопает в ладошки. Своих ручек не жалеет:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Вова топать как умеет? Топает ногами.

Своих ножек не жалеет:

Топ-топ, топ-топ!

Б. Ручками захлопали: Действия те же.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Ножками затопали:

Топ-топ-топ!

В. Стук, хлоп, тра-та-та,

Отворились ворота.

Стук, хлоп, тра-та-та,

Выезжаем со двора.

Г. Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

Примечание. Стихотворные тексты Б, В, читаются на последующих занятиях.

Занятие 27

Цель: закрепление слуховых образов звуков [а], [у], [о], [и] на основе узнавания и различения их в магнитофонной записи. Оборудование: ширма; игрушки; магнитофон. Порядок действий. Игра «Кто за ширмой». Ребенок указывает по произнесенному взрослым звуку, какая игрушка спряталась за ширмой. После перемещения игрушки он прослеживает ее движение и произносит соответствующий звук. Варианты


    1. Взрослый предлагает ребенку узнать и различить звуки, записанные на магнитофон: «Выбери игрушку, которая так говорит»..

    2. Можно предложить ребенку воспроизвести звукоподражания, записать речь на магнитофон и дать ему прослушать запись.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница