Познание природы в эпоху Возрождения



Скачать 61.54 Kb.
Дата06.11.2016
Размер61.54 Kb.
Познание природы в эпоху Возрождения.

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV – начало XVII в. Возрождение - эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа.

Ренессанс – эпоха синтеза разнообразных идей восточного мистицизма, магии, кабалы, нумерологии, астрологии и алхимии. Ренессансное сознание искало новое в античном прошлом.

Преобразование системы познания радикально лишь тогда, когда оно затрагивает основы религиозного мироощущения. Поэтому мировоззренческая революция эпохи Возрождения неизбежно должна была стать и религиозной революцией. Реформация и была той религиозной революцией, которая органично дополнила смену всего образа жизни. Начало Реформации как период мощного революционного преобразования религиозного сознания в Европе принято относить к октябрю 1517 г., когд в провинциальном городке Виттенберге монах Мартин Лютер опубликовал 95 исторических тезисов, содержащих громкое и резкое обличение цинизма и низости папства. Реформация выработала такие ценностные установки, которые возвышали роль разума и тем самым обеспечили возможности научно-рационального познания природы, становление и развитие классического естествознания.

Однако надо отметить и противоречивость эпохи Возрождения, наличие в ней оборотных сторон, дисгармоничности. Эпоха Ренессанса заканчивалась совсем не так, как начиналась. Закат Ренессанса ознаменовался не светлым, оптимистическим торжеством идеалов гуманизма и разума, а невиданным всплеском мистицизма, массовой «охотой на ведьм». Заря Ренессанса была отмечена величайшим взлетом идеалов добра, истины и красоты, а его закат обернулся разгулом совершенно диких суеверий и предрассудков, причудливым сочетанием разума и мистики. Своего максимума волна мистицизма достигает в период с 1560 по 1630 г., т.е. непосредственно в то время, когда закладывался фундамент классического естествознания. На этом историческом примере можно еще раз убедиться, что общественное сознание - сложная и противоречивая система. Революционное становление классического естествознания в XVI-XVII вв., величайшие научные открытия Коперника, Галилея, Тихо Браге, Кеплера и других классиков естествознания совершались в атмосфере чудовищного нагнетания мистических настроений, массовых психозов, укрепления веры в деяния ведьм и колдунов.

Зарождение научной биологии

Стихийное накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Но долгое время знания о биологических явлениях из общей совокупности знаний о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях, накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, крестьян, путешественников, алхимиков, паломников, купцов, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала как нерасчлененное целое.

В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм возвысил роль человека в мире. В человеке видели венец, светоч природы, полагая, что уже в силу одного этого он достоин самого тщательного изучения, внимания и заботы. Отражением главной ориентации той эпохи - ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение медицинcкиx проблем - было быстрое развитие биологического познания. Известный историк естествознания П. Таннери, характеризуя данный период развития биологии, писал: « ... История науки в первой половине XVI столетия была в сущности только историей медицины»'. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом слияния алхимии с медициной стала ятрохимия. Основоположник ятрохимии Парацельс утверждал, что «настоящие цели алхимии заключаются не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Особенности развития биологии в XVI-XVII вв. во многом определялись практическими потребностями развивавшегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного сектора, изменением образа жизни, интересов, запросов личности. На смену средневековой упрощенной культурнобытовой сфере приходит буржуазный образ жизни, формировавшийся в среде городской бюргерской культуры. Его важнейшими атрибутами были, в частности, цветоводство и садоводство. В ХУ-XVI вв. потребности медицины обусловили появление разного рода травников, а затем и создание «аптекарских садов», которые впоследствии превратились в ботанические сады; широко развивалась практика сбора гербариев.

Мир животных тоже становится объектом интереса. В XVI в. возникают первые зоологические музеи и кунсткамеры. В эпоху Возрождения значительно совершенствуется организация коневодства и конных заводов. А при дворах многих европейских правителей создаются даже настоящие зоопарки. На таком фоне повышается интерес к растению и животному как таковому.

Благодаря коллективным усилиям ученых многих европейских стран такая установка обеспечила постепенное накопление колоссального фактического материала.

Важную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, которые значительно раздвинули мировоззренческий горизонт европейцев. В Европе узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений, познакомились с поразительным разнообразием жизни в тропиках. Множество видов новых культурных растений Нового Света внедряются в Старом Свете (фасоль, картофель, кукуруза, кабачки, табак, томат, какао, ананас, подсолнечник и др.).

Огромная описательная накопительная работа, проведенная в XVI-XVП вв. биологии, имела важные последствия.

В о – п е р в ы х, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации. Если в ранних ботанических описаниях еще отмечается множество непоследовательностей и отсутствуют четкие принципы систематизации и классификации, то уже К. Баугин (описавший около 6000 видов растений) и особенно А. Цезальпино закладывают программу создания искусственной систематики, Дж. Рэй ввел в биологию понятие о виде как неизменяющейся элементарной систематической единице.

В это же время осуществляется и систематизация зоологического материала. Закладываются основы частных отраслей зоологии - энтомологии, орнитологии, ихтиологии. Сильнейший импульс развитию зоологии был дан изобретением микроскопа. Обнаружение мира микроорганизмов А. ван Левенгуком оказало поистине революционизирующее влияние на развитие биологии.

В о - в т о р ы х, накопительная биологическая работа в XVI- ХУП вв. значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов. Бьли открыты клеточный и тканевый уровни организации растений, сформулированы первые догадки о роли листьев и солнечного света в питании растений. Установление пола у растений и внедрение экспериментального метода в ботанику - садовод Т. Ферчайльд (не позже 1717 г.) создал первый искусственный растительный гибрид (двух видов гвоздики). На основе искусственной гибридизации совершенствовались методы искусственного опыления, закладывались

отдаленные предпосылки генетики.

Важной вехой в развитии анатомии стало творчество А. Везалия, который в 29 лет создал грандиозный и совершенно оригинальный труд «о строении человеческого тела», заложивший основы анатомии как науки. В частности, в нем был исправлен ряд крупных ошибок, укоренившихся в биологии и медицине со времен античности. М. Сервет, павший жертвой протестантского религиозного фанатизма, описал малый круг кровообращения. У. Гарвей описал и малый, и большой круги кровообращения и таким образом решил наконец проблему кровообращения, поставленную еще в античности.

В - т р е т ь и х, важным следствием развития биологии явилось формирование научной методики исследования живого. Поиски рациональной, эффективной методики привели к стремлению использовать в биологии методы точных наук - математики, механики, физики и химии. Так Дж. Майов одним из первых провел аналогию между дыханием и горением.

В - ч е т в е рты х, следствием накопительной работы является создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления преформизм и эпигенез.

Преформисты исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, потому процесс развития организма сводится лишь к количественному росту всех предобразованных зачатков органов и тканей. Преформизм существовал в двух разновидностях: одни считали, что будущий взрослый организм предобразован в яйце , а другие полагали, что будущий взрослый организм предобразован в сперматозоидах.



Уходящая своими корнями в аристотелизм, теория эпигенеза полностью отрицала какую бы то ни было предопределенность развития организма и отстаивала точку зрения, в соответствии с которой развитие структур и функций организма определяется воздействием внешних факторов на зародышевую клетку. Борьба между этими направлениями была острой, длительной, велась с переменным успехом. Каждое направление обосновывало свою позицию не только эмпирическими, но и философскими соображениями (так, преформизм хорошо согласовывался с креационизмом: Бог создал мир со всеми населяющими его существами, как теми, которые были и есть, так и теми, которые еще только появятся в будущем).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница