Пояснительная записка «Вот как славно круглый год, Пляшет маленький народ!»



Скачать 165.82 Kb.
Дата27.04.2016
Размер165.82 Kb.



Пояснительная записка

«Вот как славно круглый год,

Пляшет маленький народ!»

Программа представляет собой систему музыкально - ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально – ритмических упражнений. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы: «Осень», «Зима», «Весна». В каждый цикл входит по 3 комплекса (по количеству месяцев в цикле, всего 8, а 9-ый в мае, как повторение всех комплексов, по одному на каждое занятие) по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики.

В основу репертуара данной технологии входят пляски, игры - забавы Е. Макшанцевой, песенки Е.Тиличеевой, песни – игры Т.С. Бабаджан, а также авторские пляски с текстами (Т.Сауко и А.Бурениной) на популярные народные мелодии.

Игровые музыкально–двигательные упражнения - основа развития детей в раннем возрасте, особенно в их общении с взрослыми. Дошедшие до наших дней шедевры народной педагогики, такие как «Ладушки», «Сорока – сорока», «Идёт коза рогатая» свидетельствуют о том, что наши предки заметили особую значимость игрового материала в развитии малышей. Поэтому воспитатели обращаются к народным песенкам, а также к «золотому» классическому фонду нашей отечественной педагогики (это репертуар 1-ой младшей группы типовой программы под редакцией Н.А. Ветлугиной, Т.С. Бабаджан, игры-забавы Е.Макшанцевой)

Новизна предлагаемого методического сопровождения в том, что в нём собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Формирование интереса к музыкально – ритмическим движениям, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи: Обучать детей основным двигательным навыкам и умениям ходьбы, бега, прыжков, пружинным и маховым движениям, выразительным жестам, элементам плясовых движений.
Развивать музыкальные сенсорные способности: динамический, ритмический, звуковысотный и тембровый слух; умение выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек, способствующих развитию речи.
Воспитывать общительность, умение контактировать со сверстниками и взрослыми.

Содержание работы по развитию музыкально – ритмических движений с детьми 2-3 лет

Основной метод музыкально – ритмического воспитания детей – «вовлекающий» показ (С.Д.Руднева) двигательных упражнений. Педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе с взрослыми и не способность действовать только по словесной подсказке. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей и для наполнения смыслом исполняемого движения. Данный репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями.


1-й цикл - «Осень» (комплексы 1,2,3)

Этот период самый сложный для ребёнка, его родителей и педагогов, так как проходит адаптация малышей к жизни в новых условиях.


Главные задачи в этот период:
1. Главная задача в осенний период - установление контакта с ребёнком и его родителями
2. Использование игровых двигательных упражнений как средство эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого, создание психологического комфорта для малыша
3. Вызвать у ребёнка радостные эмоции, интерес к играм – забавам и музыкальному сопровождению
4. Помнить, что в адаптационный период важнее увлечь и занять ребёнка, чем его обучить каким-либо движениям и умениям
Развитие следующих навыков:

1. Ходьба и бег как основные, контрастные виды движений по показу, ходьба «стайкой» и по кругу

2.Язык жестов по показу воспитателей, как простейшие игровые действия «Прятки»

3. Ритмичное исполнение простейших танцевальных движений (притопы правой ногой и поочерёдно каждой, «фонарики» и др.)

4. Подпевание повторяющихся слов и звукоподражаний «тук-тук», «ля-ля-ля», «да-да-да», «баю-баю», «кап-кап-кап» в знакомых упражнениях
2-ой цикл - «Зима» (Комплексы 4,5,6)

В этот период установлен контакт с детьми, они с радостью идут в музыкальный зал и свободно общаются с «музыкальной тётей»


Главные задачи в этот период:

1. Уделять внимание качеству и более чётким, ритмичным, уверенным движениям


2. Совершенствовать ходьбу и бег
3. Осваивать прямой галоп («Лошадки»)
4. Развивать выразительные образно-игровые движения («Зайчики и Лисичка», «Медведь и Зайчики»)
4. Развивать чувство ритма, ловкости движений (передавать ритм мелодии в пляске с погремушками)
5. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения под русскую народную музыку

6. Вызывать желание подпевать вместе со взрослыми повторяющиеся слова

К концу зимнего периода движения детей становятся более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличаются слаженностью и синхронностью
3-ий цикл - «Весна» (комплексы 7,8,9)

Комплексы 7,8.
Главные задачи в этот период:
Задачи остаются прежними, но в третьем квартале детям предлагают музыкально – ритмические упражнения с более сложными движениями

1. Ходьба вперёд и пятясь назад («Научились мы ходить»)

2. Осваивать более сложные по координации упражнения (галоп в парах «Лошадка и Всадник», ритмичное раскачивание вперёд – назад, сидя на ковре и держась за руки («Лодочка»)

3. Полуприседание («пружинка»)

4. Пляски в парах («Приседай»)

5. Разнообразные образно – игровые упражнения с предметами (куклы, платочки, флажки), образно – игровые выразительные движения («Воробушки и Кошка»)

6. Построение парами, по кругу, врассыпную, сидя и лёжа на ковре, разнообразные движения ног и рук
Комплекс 9 (повторение комплексов с 1 по 8).
Главные задачи в этот период:


  1. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), осваивать более сложное их исполнение - ходьба и бег парами, прыжки парами держась, за руки

  2. Активизировать творческие проявления детей, побуждать к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, используя атрибуты (платочки, ленточки, флажки) и игрушек (куклы, мягкие игрушки)

  3. Умение выполнять самостоятельно знакомые пляски

К концу года дети отличаются эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и могут точно исполнять движение по показу взрослого. Дети активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и некоторые дети могут исполнять их самостоятельно в игровой деятельности

Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 72 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей 3-го года жизни – не более 15 минут.

Календарное планирование

Первая младшая группа

Период


Репертуар



Программное содержание









Цикл «Осень»


Комплекс 1

Сентябрь

8 занятий

1. Марш «Вот как мы умеем» Е. Тиличеева – Н.Френкель


2. Упражнение «Ладошечка»

русская народная песня «Я на горку шла»


3. Пляска «Да-да-да» Е. Тиличеева – Ю.Островский
4. Игра «Прятки» Т.Ломова - И.Плакида

5.Пляска «Чок да чок!»


6. Игра «Ой, летали птички» Русская народная мелодия


Формировать навык ритмической ходьбы, развивать слуховое внимание, умение начинать и заканчивать движение под музыку.

Способствовать созданию психологического благополучия, доверительных отношений между взрослым и ребёнком.

Развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма.


Развивать координацию движений, чувство ритма; повышать эмоциональный тонус, создать хорошее настроения, способствующее доверительному отношению взрослого и ребёнка.


Формировать элементарные плясовые навыки, расширять двигательный опыт малышей, развивать умение координировать движение с музыкой.
Развивать способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом.



Комплекс 2

Октябрь

8 занятий

Н

1. Упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников


2. Упражнение «Устали наши ножки»

Т.Ломова – Е.Соковнина


3. Упражнение «Ладушки-ладошки» М.Иорданский – Е.Карганова
4.Пляска «Маленькая полечка» Е.Тиличеева – А.Шибицкая
5. Пляска «Ай- да!» Верховинц

6. Упражнение «Кап-кап» Русская народная мелодия



Развивать чувство ритма, формировать основные двигательные навыки – ходьбу и бег.

Способствовать релаксации, успокаивать активность движений.

Развивать мелкую моторику, способствовать навыку имитационных движений, умение координировать движения с музыкой и текстом песни.

Знакомить с элементарными плясовыми движениями, расширять двигательный опыт детей.

Учить детей двигаться парами. Покачиваться с ноги на ногу, поочерёдно топать ногами и присаживаясь, хлопать по коленям «Ай!».


Развивать мелкую моторику, умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, подпевать «кап-кап».



Комплекс 3

Ноябрь

8 занятий

1. «Марш» Е.Тиличеева, А.Шибицкая

2. Упражнение «Кулачки» А.Филиппенко
3.Упражнение «Весёлые ладошки» Е.Макшанцева

4. «Весёлая пляска» Русская народная песня «Ах вы, сени», слова А.Ануфриевой


5. Игра «Поезд» Н.Метлов, Т.Бабаджан

Развивать навыки основного движения - ритмичной ходьбы, умение поднимать ноги (не шаркать), начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.

Развивать мелкую моторику, координацию движений, выразительность жестов в соответствии с текстом песни.
Учить детей выполнять движения, сидя на стульчике - хлопки и шлепки по коленкам, развивать мелкую моторику.

Осваивать новые плясовые движения, эмоционально воспринимать народную музыку, развивать чувство ритма.


Развивать чувство ритма, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом, быстроту двигательной реакции.










Цикл «Зима»


Комплекс 4

Декабрь

8 занятий

Комплекс 5

Январь

8 занятий

Комплекс 6

Февраль

8 занятий

1.Упражнение «Ходим-бегаем» Е.Тиличеева – Н.Френкель


2. Игра – упражнение «Повторяй за мной» Немецкая народная мелодия, слова Т.Сауко
3.Упражнение «Разминка» Е.Макшанцева

4. Пляска с погремушками. Белорусская народная мелодия «Бульба»


5.Игра «Зайчики и Лисичка» Б.Финаровский – В.Антонова

1.Упражнение «Марш» В.Дешевой – Т.Сауко

2. Игра «Лошадка» М.Раухвергер

3. Упражнение «Ладушки-ладошки» М.Иорданский – Е.Карганова


4. Пляска «Русская» Русская народная мелодия «Из-под дуба», слова А.Ануфриевой

5. Игра « Санки» Т.Сауко

1.Упражнение – марш «Бойцы идут» В.Кикта-В.Татаринов
2. «Спокойная пляска» Русская народная мелодия «Во поле берёза стояла»
3. «Тихо-тихо мы сидим» Русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде», слова А.Ануфриевой
4. «Пляска с куклами» Немецкая народная мелодия, слова А.Ануфриевой
5. Игра – упражнение «Едем на поезде» А.Филиппенко
6. Игра «Воробушки и кошка» Немецкая плясовая мелодия, слова А.Ануфриевой


Развивать навыки основных видов движений – ходьбу и бег, различать изменения характера музыки, повышать эмоциональный тонус.

Выполнять движения по показу в соответствии с текстом, учить двигаться по кругу, развивать умение прыгать вперёд – назад.

Развивать мелкую моторику, умение выполнять имитационные движения, осваивать выразительность жестов, концентрировать внимание.


Формировать умение двигаться с предметом, осваивать разнообразные движения с погремушкой.

Развивать выразительные образно - игровые движения, эмоции.


Продолжать развивать навык основного вида движений - ходьбы под музыку, умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.


Расширять двигательный опыт новым движением - прямой галоп (высокий шаг), развивать навык имитационных движений «держим вожжи».
Повторить знакомое упражнение, продолжать развивать мелкую моторику, умение координировать движения с музыкой и текстом песни.

Формировать навык ориентировки в пространстве – ходьба в свободном направлении, осваивать элементарные плясовые движения.

Развивать чувство ритма, ловкость и координацию движений, внимание.

Развивать навык основного движения – ходьба под музыку.


Развивать динамический слух, реагировать движениями на тихое и громкое звучание музыки, осваивать плясовое движение «выставление поочерёдно ног на пятку».

Развивать динамический слух, различать тихое и громкое звучание музыки, умение выполнять выразительное движение «грозить пальчиком».

Формировать навык движения с игрушкой (куклой), развивать точность, ловкость, выразительность.


Учить детей движению «едем на поезде» (вращению согнутыми в локте руками), развивать ритмический слух.

Расширять опыт двигательной активности, выразительно выполнять образно-игровое упражнение.








Цикл «Весна»


Комплекс 7

Март

8 занятий

Апрель

Комплекс 8

8 занятий

Май

Комплекс 9

8 занятий

1.Упражнение-марш «Научились мы ходить» Е.Макшанцева


2.Игра – упражнение «Резвые ножки» Е.Макшанцева
3. Пальчиковая игра – упражнение «Пальчики шагают» Е.Макшанцева
4.Упражнение «Велосипед» Е.Макшанцева
5. «Топ – хлоп» Немецкая народная мелодия
слова Т.Сауко

6. «Солнышко»

Е. Макшанцева

1.Упражнение «Идём - прыгаем» Р.Рустамов - Ю.Островский


2.Упражнение «Погуляем» Е.Макшанцева
3. Упражнение – игра «Лодочка» Е.Макшанцева – Т.Сауко
4. «Пляска с платочками» Немецкая народная мелодия, слова А.Ануфриевой
5. Игра «Лошадка» Е.Макшанцева
6. «Дождик»

Е. Макшанцева

Повторение ранее изученного материала

8 занятий –

8 комплексов

Осваивать движение – ходьба вперёд – назад, следить за осанкой детей.


Осваивать основные движения - прыжки на одной и двух ногах, вперёд – назад, развивать внимание.

Способствовать развитию мелкой моторики.
Развивать умение вращать ногами, лёжа на спине, чувствовать ускорение темпа и двигать ногами быстрее.
Учить детей двигаться в пляске парами, выполнять новые плясовые движения.

Развивать умение выполнять медленные плавные движения, формирующие правильную осанку.


Развивать навык основных движений – ходьба и прыжки на одной и двух ногах.


Развивать чувство ритма, умение выполнять движение в соответствии с музыкой и текстом.

Развивать выразительность пластики,

координацию движений.

Формировать навык движения с атрибутом (платочком), развивать мелкую моторику, расширять двигательный опыт.

Продолжать учить детей двигаться парами в игре «Лошадка и Всадник».

Развивать выразительность движений, активизировать творческие проявления детей.

Совершенствовать навыки основных движений,

активизировать творческие проявления детей, активно подпевать взрослому.

Всего 72 занятия.




Методическое сопровождение:



  1. Программа музыкально – ритмического воспитания с описанием музыкально-ритмических композиций и нотным материалом




  1. СД с фонограммами всех мелодий.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница