Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 9 классов составлена на основании нормативно правовых документов



страница1/6
Дата10.05.2016
Размер1.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 – 9 классов составлена на основании нормативно – правовых документов:

1.Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.(с последующими изменениями)

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067).

3. Программы для общеобразовательных учреждений: Программа Биология 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством Пасечника В.В. М., Дрофа 2009 г.

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова

4.Образовательной программы МОУ «Ларионовская школа».  

5.Учебного плана МОУ «Ларионовская школа».  

6.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ «Ларионовская школа» по реализации ФК ГОС.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Название, автор и год издания авторской программы, на основе которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе программы: Программа Биология 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством Пасечника В.В. М., Дрофа 2009 г.

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова


Особенности программы, реализуемые подходы
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения биологии в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса времени, отводимого на изучение предмета. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика на практическую направленность и т.д.

В программе реализуются следующие установки:



  • компетентностный подход;

  • системный подход;

  • деятельностный подход.


Используемый учебно – методический комплект

6 класс

1.Учебник: Пасечник В.В. «Биология Бактерии, грибы, растения». 6 класс М., Дрофа 2010 г.

2.Тетрадь: Пасечник В.В.Биология 6 кл. М., Дрофа 2012

7 класс

1.Учебник: Латюшин В.В, Шапкин В.А. «Биология. Животные », 7 класс М., Дрофа 2009 г.



8 класс

1.Учебник: Колесов Д.В.,Маш Р.Д. «Биология. Человек » 8 класс М., Дрофа 2009 г



9 класс

Учебник: Каменский А.А., Е.А.Криксунов «Биология.Введение в общую биологию и экологию» 9 класс М., Дрофа 2010


Цели и задачи учебного курса
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Изменения, внесенные в авторскую программу
6 класс

По учебному плану МОУ «Ларионовская школа» на изучение Биологии в 6 классе выделено 1 час из федерального компонента и 0,5 часа из компонента образовательного учреждения, в целом- 1,5 часа, а по авторской программе- 2 часа, поэтому уменьшено количество часов по всем разделам.


7 класс

Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.



8 класс

Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.



9 класс

Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.


Место предмета в учебном плане
На изучение курса биологии на уровне основного общего образования выделено 280 часов, в том числе в 6 классе –52 часа, из расчета 1,5 учебных часа в неделю (0,5 часа добавлено из компонента образовательного учреждения), 7-9 классах – по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам обучения

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

II. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Уроки

Лр/Пр

1

Введение

2

2

1

2

Клеточное строение организмов

4

4

3

3

Царство Бактерии и Грибы

4

4

-

4

Царство Растения

6

6

2

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

11

11

3

6

Жизнь растений

10

10

4

7

Классификация растений

8

8

3

8

Природные сообщества Развитие растительного мира

5

5

1

9

Обобщающее повторение

2

2

1

10

Итого

52

52

-


7 класс



Наименование разделов и тем

Всего часов

Л/р,

п/р


1

Введение. Общие сведения о животном мире

2




2

Многообразие животных

34

5

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

16

1

4

Индивидуальное развитие животных

4

1

5

Развитие животного мира на Земле

3




6

Биоценозы

5




7

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

8







Итого

70

7


8 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Уроки

Лр/Пр

1

Введение

1

1

-

2

Раздел 1. Происхождение человека

3

3

-

3

Раздел 2. строение и функции организма

57

57

17

4

Тема 2.1. общий обзор организма

1

1

-

5

Тема 2.2 клеточное строение организма

5

5

2

6

Тема 2.3. рефлекторная регуляция органов

1

1

3

7

Тема 2.4. опорно-двигательная система

7

7

3

8

Тема 2.5. внутренняя среда организма

3

3

1

9

Тема 2.6 кровеносная и лимфатическая системы

6

6

1

10

Тема 2.7. дыхательная система

4

4

1

11

Тема 2.8. пищеварительная система

6

6

1

12

Тема 2.9. обмен веществ и энергии

3

3

1

13

Тема 2.10. покровные органы. Теплорегуляция

3

3

-

14

Тема 2.11. выделительная система

1

1

-

15

Тема 2.12. нервная система человека

5

5

1

16

Тема 2.13. анализаторы

5

5

1

17

Тема 2.14. ВНД. Поведение. Психика

5

5

2

18

Тема 2.15. железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

2

-

19

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

9

9

-




Итого

70

70

17


9 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Уроки

Лр/Пр

1

Введение

2

2

-

2

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54

54

3

3

Тема 1. Молекулярный уровень

10

10

-

4

Тема 2. Клеточный уровень

15

15

1

5

Тема 3. Организменный уровень

14

14

1

6

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

3

3

1

7

Тема 5. Экосистемный уровень

8

8

-

8

Тема 6. Биосферный уровень

4

4

-

9

Раздел 2. Эволюция

7

7

-

10

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

7

7

1




Итого

70

70

4


III. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

6 – 9 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Проверочная работа

Проверочная работа

Проверочная работа

Проверочная работа


IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс

Введение

Биология как наука, роль биологии в современном мире и жизни человека, разделы биологии, ботаника – наука о растениях.

Экскурсия: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Лабораторные работы:



  • фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Раздел 1. Клеточное строение организмов

Строение клетки и протекающие в ней процессы, типы растительных тканей, устройство увеличительных приборов. И основные приемы и методы работы с ними.



Демонстрация модель клетки, таблицы «Строение растительной клетки», микроскоп, лупа, микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы:

- устройство микроскопа и правила работы с ним

- приготовление микропрепарата кожицы чешуи луковицы лука, рассматривание его под микроскопом

- рассматривание клеток с помощью лупы

Раздел 2. Царство Бактерии

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий. Их распространение в природе.



Раздел 3. Царство Грибы

Общая характеристика грибов, их строение, жизнедеятельность. Шляпочные и плесневые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация: муляжи грибов, микропрепараты одноклеточных грибов, гербарий грибов-паразитов, таблицы «Строение гриба», «Пеницилл и мукор», гербарий лишайников

Лабораторные работы:

- Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом

- изучение строения тел шляпочных грибов

Раздел 4. Царство Растения

Ботаника – наука о растениях, систематика, особенности строения представителей различных отделов царства растения, эволюционные изменения растений и усложнение строения растений, приспособления к среде обитания и природным условиям. Основные группы растений. Водоросли, их многообразие, строение, роль в природе. Мхи, многообразие, среда обитания, значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе. Голосеменные, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Цветковые растения, их строение, многообразие, среда обитания, значение.



Демонстрация гербарий представителей различных отделов, муляжи, модели строения, таблицы, схемы родства.

Лабораторные работы:

- Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей

- Изучение строения мха

- Изучение строения спороносящего папоротника



Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

Внешнее и внутреннее строение растений, органы растения и их строение и функции, видоизменения органов растений, приспособления к среде обитания, роль растений в жизни человека и животных. Семя. Побег. Лист. Плоды. Цветок.



Демонстрации: опыты по дыханию, фотосинтезу, проведению веществ, микропрепараты строения листа, стебля, корня; таблицы, схемы, муляжи сочных и сухих плодов

Лабораторные работы:

- Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

- Виды корней, стержневая и мочковатая корневые системы

- Изучение видоизменённых побегов

- Изучение строения цветка

Раздел 6. Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности растений: рост, размножение, питание, дыхание, фотосинтез, проведение веществ. Способы размножения и расселения растений. Условия прорастания семян, питание проростков. Рост растений.



Демонстрация: коллекции семян, гербарии растений, натуральные объекты, муляжи сельскохозяйственных растений, схемы процессов фотосинтеза, таблицы, демонстрация опытов по дыханию и вегетативному размножению растений.

Лабораторные работы:

- Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

- Вегетативное размножение комнатных растений

- Определение всхожести семян растений и их посев

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Раздел 7. Классификация растений

Систематика. Систематические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Признаки основных семейств отдела покрытосеменных растений. Класс Двудольные растения, морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные, морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.



Демонстрации: гербарий, таблицы

Лабораторные работы:

- Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

Раздел 8. Природные сообщества

Экология, экологические факторы, экологические группы растений, природные сообщества, типы сообществ, приспособления организмов к совместному обитанию, развитие и смена природных сообществ, влияние человека на природные сообщества. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.



Демонстрации: модели природных сообществ, схемы, таблицы, натуральные объекты

Лабораторные работы:

- Изучение особенностей строения растений разных экологических групп

Экскурсия «Природное сообщество и человек», «Весенние явления в жизни растений»

Раздел 9. Развитие растительного мира

Эволюция, основные этапы развития растительного мира, доказательства исторического происхождения растений, влияние человека на изменения в облике растений



Демонстрации: геохронологическая таблица, научные фильмы, схемы, таблицы, фотографии, реконструкции

Раздел 10. Обобщающее повторение

7 класс

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных.

Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Роль зоологии в практической деятельности людей.



Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах

Раздел 1. Многообразие животных (34 часов)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.



2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.



Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.

Значение простейших в природе и жизни человека.

2.2. Тип Губки (1 час)

Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.



2.3. Тип кишечнополостные (1час)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

2.4. Типы червей:

Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 часа)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.



Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.



Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.



Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.



2.5. Тип Моллюски (2часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.



Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

2.6. Тип Иглокожие(1 час)

Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.



2.7. Тип Членистоногие (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.



Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.



Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

2.8. Тип Хордовые (19 часов)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Надкласс Рыбы (3 часа)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Класс Земноводные (1час)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.



Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк).

Класс Птицы (5 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.



Экскурсия. Знакомство с птицами окрестностей своей местности.

Класс Млекопитающие, или Звери (6 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Экскурсия. Домашние и дикие животные нашей местности.

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (16 часов).

Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.

Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.

Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.

Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.

Органы дыхания, функции органов дыхания. Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.

Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.

Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.

Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.

Поведение. Рефлекс, виды рефлексов. Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.

Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувствительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (4 часа).

Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.



Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.

Раздел 5. Биоценозы (5 часа)

Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.

Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.

Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.

Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция.

Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.

Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Кировской области. Система мониторинга.



8 классе

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.



Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма (57 часов)



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница