Пояснительная записка первый год обучения. Учебно-тематический план



Скачать 360.15 Kb.
страница1/3
Дата11.11.2016
Размер360.15 Kb.
  1   2   3

Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………………………... 2

Первый год обучения. Учебно-тематический план. ……….…………………….. 5

Содержание 1 года обучения ….................................................................................. 5

Второй год обучения ………………………………………………………………… 8

Учебно-тематический план. Содержание 2 года обучения ……………………….. 8

Третий год обучения ………………………………………………………………… 11

Учебно-тематический план. Содержание 3 года обучения ……………………….. 12

Методическое обеспечение …………………………………………………………. 16

Электронные ресурсы ……………………………………………………………….. 17

Список литературы …………………………………………………………………... 18

Приложение. Примерные репертуарные планы …………………………………….. 19
Пояснительная записка

Вопрос о необходимости создания программы по курсу синтезатора в последние годы встал очень остро. Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор стал не только популярным, но не заменимым во многих случаях музыкальным инструментом, на удивление быстро проложившим себе путь в мир музыкального искусства.

По сути, синтезатор – это инструмент-оркестр. Его многогранность, безграничность в совершенствовании, глобальная применимость и подвели к мысли о создании данного курса и данной программы для общемузыкального развития детей музыкально-хоровой студии «Галактика».

Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой, его история начинается с 19 века. И в то же время – это самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.

Программа по курсу игры на синтезаторе направлена на то, чтобы расширить границы восприятия и понимания ребенком музыкальной культуры. Эта программа не имеет цели противопоставлять друг другу поп культуру и шедевры мировой классики. В связи с этим в репертуар программы входят как произведения поп культуры, которые нравятся современной молодежи и которые помогут постоянно поддерживать интерес обучаемых к этому инструменту, так и классические произведения, которые помогут обучаемому привить хороший музыкальный вкус и будут полезны в развитии полифонического и ансамблевого мышления, которые так необходимы при игре на синтезаторе.



Актуальность данной программы состоит в том, чтобы внедрить в широкую музыкально-педагогическую практику преподавание на относительно новом для российской системы музыкального образования инструменте. И сделать это в свете того, что именно синтезатор в настоящее время является наиболее массово продаваемым инструментом, заполнившим большинство современных музыкальных магазинов, а также одним из самых доступных для населения инструментов как в ценовом отношении, так и в отношении широты выбора модели. То есть можно констатировать тот факт, что именно синтезатор в реалиях российской экономики и массовой культуры претендует сейчас стать самым народным инструментом.

Программа обучения на синтезаторе в учреждении дополнительного образования детей несет в себе художественную направленность. Она помогает раскрыть внутренний потенциал ребенка. Развивает у ребенка творческое начало, прививает музыкальный вкус и тягу к прекрасному.

Таким образом, новизна программы состоит в изменении традиционного музыкального образования в пользу освоения детьми нового современного музыкального инструмента, так как класс синтезатора еще недостаточно широко представлен в детско-юношеских учреждениях дополнительного образования, особенно сфере начального обучения.

Неоспоримой аксиомой является то, что необразованный человек не может быть гармонично развитой личностью. При этом совершенно очевидно, что музыкальное образование, умение играть на современных музыкальных инструментах и способность к творческому самовыражению средствами музыки являются необходимым компонентом общего образования человека. Однако, в программе общеобразовательной школы формированию музыкально грамотного и образованного индивида уделяется слишком мало внимания и времени, а акцент в основном переносится на немузыкальные предметы. В связи с этим педагогическая целесообразность этой программы состоит в восполнении указанного пробела в общем среднем образовании ребенка.


Основная цель программы:

формирование музыкально развитой личности учащегося, способности к творческому самовыражению с помощью современных музыкальных средств и формирование у детей ансамблевого мышления в процессе обучения игре на синтезаторе.



Основные задачи программы:

Образовательные:

  1. Приобретение ребенком суммы знаний, умений и навыков игры на синтезаторе;

  2. Обучение ансамблевой игре на синтезаторе по схеме автоаккомпанемент - синтезатор.

Развивающие:

  1. Развитие у ребенка музыкального слуха, артистических и эмоциональных качеств;

  2. Развитие творческой фантазии учащегося в процессе исполнения музыкальных произведений на синтезаторе.

Воспитательные:

  1. Воспитание у ребенка способности слушать, воспринимать и понимать музыку различных жанров и стилей;

  2. Формирование у ребенка эстетических взглядов и идеалов.

  3. Воспитание у ребенка общей музыкальной культуры;

  4. Привитие ребенку интереса к исполнительскому искусству.

Отличительные особенности программы состоят в том, что в ней используется расширенный репертуар, в который включены не только произведения композиторов прошлого и обработки песен и танцев, но и произведения и аранжировки современных композиторов, как российских, так и зарубежных, взятые из методических сборников и школ новейших изданий именно для синтезатора. Произведения данной программы подобраны таким образом, что позволяют обучающемуся разбираться в различных течениях, как современной музыки, так и музыке прошлых эпох, прививают ребенку интерес к современным гармониям и к специфике современного классического, джазового и рок-музыкального языка. Каждое занятие программы представляет собой синтетический процесс передачи учащемуся, как теоретических знаний, так и практических навыков. Больше времени уделяется индивидуальной работе с учащегосями.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для обучения на синтезаторе детей школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Обучаются все желающие в возрасте от 7 – 18 лет, умеющие читать, писать, и имеющие элементарные знания английского языка. Система набора включает индивидуальное прослушивание, на котором определяются индивидуальные возможности учащихся. Обучение ведется во взаимной связи с другими музыкальными предметами, входящими в комплекс программ обучения музыкально-хоровой студии «Галактика» и предполагает необходимость развития и поддержания у детей интереса к предмету обучения (исполнительству) на синтезаторе.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, итого 72 часа в год. Один час – ансамблевая игра (36 час./год). Второй час – работа над сольным репертуаром (36 час./год).

В содержании программы первого раздела значительное место отводится освоению начальных музыкально-исполнительских навыков игры: посадка, постановка рук, знакомство с устройством синтезатора, усвоение элементарных теоретических знаний по основам музыкально-компьютерной грамоты, развитие интереса к занятиям музыкой.

Второй раздел посвящен совершенствованию полученных практических умений, расширению и углублению музыкальных знаний, а также получению новые знаний об электронных возможностях синтезатора, о средствах художественной выразительности, ознакомлению с новыми музыкальными жанрами, стилями и формами, с различной фактурой исполняемых произведений. Дети подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкальных произведений.

Третий раздел курса обучения предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном инструменте, повышение музыкально-исполнительского мастерства, утверждение эстетических вкусов обучающихся, основ их художественного мировоззрения. Начиная с третьего года обучения формируются смешанные ансамбли из обучаемых по классу синтезатора и других инструментов, проводятся регулярные занятия по игре по слуху и умению управлять функцией транспонирования.



Ожидаемый результат

После освоения программы ребенок должен:



знать:

  • устройство синтезатора,

  • стили современной музыки, как эстрадно-танцевальной, так и классической,

  • большинство обозначений в нотном тексте, касающихся ритма, темпа, характера исполнения, динамических оттенков, агогических указаний композитора, знаков сокращения нотного письма, штрихов, музыкальной орнаментики;

  • иметь представление о музыкальной форме исполняемых произведений, особенностях творчества, написавших их композиторов;

уметь:

  • обращаться с синтезатором как электронно-музыкальным инструментом,

  • исполнить без существенных перерывов, не отвлекаясь, свою программу, состоящую из четырех-пяти разножанровых произведений,

  • исполнить блок технических заданий, состоящий из игры в подвижном темпе гамм, арпеджио и тонических аккордов с обращениями в заданной тональности мажора или минора до трех ключевых знаков;

  • играть в ансамбле.

Формы проверки знаний

  • технический зачет;

  • контрольное прослушивание.


Форма подведения итогов

  • участие в концертах (учебные, отчетные);

  • участие в конкурсах (городские, международные, региональные);

  • участие в фестивалях.


Первый год обучения

Цель перового года обучения – заложить основы музыкально-практических и теоретических знаний являющихся фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться обучение ребенка.

Задачи первого года обучения:

Образовательные:

  1. Знакомство ребенка с основными частями синтезатора и эксплуатацией электромузыкального инструмента.

  2. Знакомство учащегося со стилями и направлениями музыки с помощью демонстрационных сонгов;

  3. Постановка исполнительского аппарата.

  4. Изучение нотной грамоты.

Развивающие:

  1. Развитие у ребенка умения различать характер исполняемого произведения.

  2. Развитие у учащегося умения различать его ладовую окраску.

Воспитательные:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

  2. Укрепление психологического и духовного здоровья учащегося на лучших образцах музыки.

Учебно-тематический план 1 года обучения



Радел

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

I

Ансамблевая игра

1. Исполнение произведений современной музыки в обработке для синтезатора

12

1

11

2. Исполнение классических произведений в четыре руки в режиме Normal различными тембрами синтезатора

12

1

11

3. Исполнение несложных произведений малой формы в режиме автоаккомпанемента Single.

12

1

11







Итого:

36

3

33

II

Работа над сольным репертуаром

1. Изучение основных частей синтезатора и его эксплуатация как электромузыкального инструмента (режим Normal, режим Single)

15

2

13

2. Изучение основных понятий элементарной теории музыки

5

1

4

3. Изучение автоаккомпанемента

10

1

9

4. Изучение основных функций синтезатора

6

1

5







Итого:


36

5

31




Всего часов:




72

8

64


Содержание программы первого года обучения
Раздел «Ансамблевая игра»

Тема №1: Исполнение произведений современной музыки в обработке для синтезатора.

Теория: ознакомление с несложными формами произведений современной музыки. Изучение понятий двухчастной и трехчастной формы.

Практика: игра произведений на двух синтезаторах используя основы музыкально-компьютерной грамотности.

Тема №2: Исполнение классических произведений в четыре руки в режиме Normal различными тембрами синтезатора.

Теория: изучение оперативного режима Normal, основы музыкально-компьютерной грамоты, освоение значения пиктограмм. Ознакомление с понятием тембр. Выбор сочетающихся тембров из списка в памяти синтезатора. Изучение английских названий тембров инструментов.

Практика: обучение на слух определять совместимость тембров.

Тема №3: Исполнение несложных произведений малой формы в режиме автоаккомпанемента Single.

Теория: изучение понятий двухчастной и трехчастной формы. Обучение быстрому ориентированию в кнопках переключения режимов синтезатора.

Практика: игра произведений на двух синтезаторах с режимом Single используя простейший “однопальцевый” автоаккомпанемент.
Раздел «Работа над сольным репертуаром»
Тема №1. Изучение основных частей синтезатора и его эксплуатации как электромузыкального инструмента (режим Normal, режим Single)

Теория: расположение клавиш на клавиатуре в пределах октавы и кнопок на корпусе инструмента, изучение оперативного режима Normal, основы музыкально-компьютерной грамоты, освоение значения пиктограмм.

Практика: обучение правильной посадке за инструментом, постановка руки на правой клавиатуре, упражнения Ф. Шопена и Ч.Л. Ганона, обучение быстрому ориентированию в кнопках переключения функций синтезатора и быстрому зрительному восприятию индицируемых пиктограмм и других символов. Постановка руки в левой части клавиатуры, исполнение простейшего автоаккомпанемента (в режиме Singl “однопальцевого”)

Тема №2. Изучение основных понятий элементарной теории музыки.

Теория: ознакомление с понятием лада – мажора и минора, обучение определению ладовой окраски пьесы, ознакомление с размерами 2/4, 3/4, 4/4 с различными темпами исполнения, ознакомление с различными штрихами исполнения: non legato, legato, staccato и знаками альтерации (диез, бемоль).

Практика: Обучение игре различными штрихами (non legato, legato, staccato) освоение гамм до-мажор, соль-мажор, фа-мажор, ля- минор и игра простейших пьес в указанных тональностях одной рукой в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Тема №3. Изучение автоаккомпанемента.

Теория: Изучение параметров дорожек автоаккомпанемента, знакомство со стилями и направлениями музыки с помощью демонстрационных сонгов.

Практика: Постановка руки в левой части клавиатуры, исполнение простейшего автоаккомпанемента (в режиме Singl “однопальцевого”), работа с курсором и функциями синтезатора.

Тема №4: Изучение основных функций синтезатора.

Теория: изучение оперативного режима Normal, Single, основы музыкально-компьютерной грамоты, освоение значения пиктограмм. Изучение параметров дорожек автоаккомпанемента, знакомство со стилями и направлениями музыки с помощью демонстрационных сонгов. Выбор сочетающихся тембров из списка в памяти синтезатора.

Практика: работа с курсором и функциями синтезатора.
Ожидаемый результат:

К концу первого года обучения учащийся должен



знать:

  • название основных частей инструмента,

  • название нот, ключей, знаков альтерации и соотнесение их с реальным звучанием инструмента и положением клавиш (кнопок) на корпусе и клавиатуре,

  • некоторые обозначения музыкальных темпов и музыкальных размеров,

  • основные способы звукоизвлечения;

уметь:

  • правильно держать руки на клавиатуре,

  • ориентироваться в простейшей нотной записи,

  • различать характер музыки, ее ладовую окраску,

  • играть осмысленно и выразительно простые пьесы в диапазоне одной октавы с автоаккомпанементом в пределах мажорного тонического трезвучия, секст- и квартсекстаккорда,

  • овладеть основными штрихами и приемами звукоизвлечения (легато, стаккато, нон легато),

  • научиться исполнять гаммы до, соль, фа мажор и ля минор натуральный в пределах одной октавы;

выучить:

  • пять-шесть легких пьес и начальные упражнения Ш. Л. Ганона из сборника «Пианист-виртуоз».

Варианты программы первого года обучения:

1 вариант:

Автоаккомпанемент

Кабалевский Д. Маленькая полька

Качурбина М. «Мишка с куклой танцуют полечку»

Crazy Frog «Crazy Frog» (ансамбль)



Normal – режим

Гайдн Й. Анданте

Кабалевский Д. «Свет и тень»

В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже» (ансамбль)

" Smoke on the water " из репертуара группы " Deep purpule ".

2 вариант:

Автоаккомпанемент

Кравченко Б. «Мамин вальс»

Белорусская полька обр. Б.Кравченко

Normal – режим

Самонов А. «Тихая речка»

Семенов В. «Заиграй моя волынка

Бурже Ф. "Мама"(ансамбль)



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения – обучить ребенка осмысленному и выразительному исполнению произведений, познакомить с понятием музыкальной формы и музыкального жанра и стиля.

Задачи второго года обучения:

Образовательные:

  1. Знакомство ребенка с основными средствами музыкальной выразительности и их значением для раскрытия художественного замысла произведения.

  2. Знакомство учащегося с простейшими формами музыкальных произведений.

  3. Знакомство ребенка с особенностями творчества композиторов – авторов изучаемых произведений.

  4. Знакомство учащегося с разделами элементарной теории музыки, необходимыми для понимания нотного текста изучаемых произведений.


Развивающие:

  1. Развитие умения исполнять произведения в простейших музыкальных размерах (2/4, 4/4, 3/4);

  2. Развитие умения исполнять простейшие ритмические конструкции, в том числе с пунктирным ритмом.

  3. Развитие умения читать простейшие пьесы с листа.

  4. Развитие навыка исполнения пьес различных музыкальных стилей и жанров.

  5. Развитие начальных навыков игры произведений с автоаккомпанементом.


Воспитательные:

  1. Воспитание умения играть качественно, осмысленно и выразительно, используя в полном объеме полученные исполнительские навыки.

  2. Воспитание умения самостоятельно разбираться в несложном нотном тексте.

  3. Воспитание навыка самостоятельно различать музыкальные жанры и стили, в которых написаны исполняемые пьесы, определять их ладовую окраску, давать оценку их музыкальной форм.

  4. Воспитание исполнительской выносливости в пределах цельной игры концертного репертуара второго года обучения.

  5. Воспитание умения играть для публики на концертах


Учебно-тематический план 2 года обучения



Радел

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

I

Ансамблевая игра

1. Исполнение произведений в четыре руки в режимах Normal и Fingered

12

1

11

2. Самостоятельная аранжировка ансамблевых произведений, используя расширенные функции синтезатора

12

1

11

3. Изучение ансамблевого понятия Sound

12

1

11







Итого:

36

3

33

II

Работа над сольным репертуаром

1. Режимы синтезатора: Normal, Single

10

2

10

2. Введение понятия музыкального стиля. Изучение автоаккомпанемента.

5

1

4

3. Изучение расширенных функций синтезатора.

5

1

9

4. Освоение технического комплекса (блоки гамм в тональностях до двух знаков).

6

1

5

5. Введение в понятие музыкальная форма.

5

5

3







Итого:


36

5

31




Всего часов:




72

8

64


Содержание программы второго года обучения

Раздел «Ансамблевая игра»

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница