Пояснительная записка направленность программы «Начальное техническое конструирование»



Скачать 425.09 Kb.
Дата08.11.2016
Размер425.09 Kb.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Начальное техническое конструирование» научно – техническая.



Уровень освоения – общекультурный.
Актуальность программы:

В современном обществе наука и техника развиваются стремительно. Общество, порой, не успевает следить за появляющимися новинками в области различных технологий и приборов. Для успешного развития любому современному государству нужны специалисты в технических областях, инженеры-творцы и инженеры-исполнители. Занятия судомоделизмом, авиамоделизмом, другими видами технического моделирования способствуют профориентации школьников в сторону технических профессий, которые требуются современному обществу.

Программа «Начальное техническое конструирование» является, с одной стороны «трамплином» для дальнейших успешных занятий в различных объединениях, связанных с моделированием, с другой стороны дает возможность развить у детей массу способностей, которые позволят им стать успешными в различных областях жизни.

Программа построена таким образом, что дополняет и расширяет математические знания обучающихся. На занятиях они знакомятся с мерами длины, осваивают способы вычерчивания разверток с помощью линейки и угольника, закрепляют знания признаков геометрических фигур и тел, учатся выделять элементы конструкции и устанавливать их пространственные взаимоотношения. Благодаря этому обучающийся на интуитивном уровне изучает такие сложные предметы, как начертательная геометрия, техническое черчение, материаловедение, машиностроение и другие.

Изучение образцов помогает обучающемуся овладеть обобщенным способом анализа – умением определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали. Такой анализ создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность

Обучающиеся 6-8 лет имеют слаборазвитое пространственное воображение. Программа позволяет на каждом занятии обогащать, развивать пространственное воображение детей. При изготовлении объемных моделей или макетов дети усваивают, что эти предметы имеют три измерения: длину, ширину (толщину), высоту. Педагог показывает, как плоская развертка, имеющая только два измерения (длину и ширину) превращается в объемное трехмерное тело, имеющее длину, ширину и высоту. Улучшается ориентация обучающихся в пространстве, координация движений, развивается логика, воображение.

Работа над любым изделием по программе «Начальное техническое конструирование» развивает мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивает глазомер, совершенствует трудовые умения и навыки, развивает способность работать руками под контролем сознания, а также такие качества, как усидчивость, настойчивость и целеустремленность. Все это необходимо в дальнейшей творческой деятельности по техническому конструированию и для успешного обучении в целом.
Цель программы:

Обучение начальным умениям и навыкам в области технического конструирования.


Задачи программы:
Образовательные задачи:

  • познакомить с основными свойствами бумаги и картона;

  • научить различать плоские и объемные фигуры;

  • познакомить с основными чертежными инструментами;

  • научить простейшим основам технического черчения;

  • научить основным приемам работы с различными материалами (сгибание, складывание, склеивание разного типа бумаги и картона);

  • сформировать простейшие навыки работы с инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, ножницами, кисточками, канцелярскими ножами)

  • обучить основам составления эскизов и чертежей, в том числе на компьютере, научить простейшим способам расчетов размеров деталей моделей;

  • научить собирать изделие по имеющейся развертке и самостоятельно чертить развертку готового изделия;

  • познакомить с устройством модельной и реальной техники;

  • познакомить с понятием шаблон, развертка, чертеж, эскиз, сборка и др.

Развивающие задачи:



  • развить мелкую моторику;

  • развить память, внимание;

  • развить пространственное воображение, глазомер;

  • развить эстетические чувства;

  • развить творческие и изобретательские способности;

  • развить настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца.

Воспитательные задачи:



  • воспитать трудолюбие, ответственность за порученное дело;

  • воспитать уважение к труду;

  • сформировать общую культуру работы с материалами и инструментами;

  • воспитать чувство коллективизма, основанного на единстве целей и взаимоуважении;

  • воспитать честность, доброжелательность, уважение к людям.


Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 6-11 лет.
Срок обучения: программа рассчитана на 3 года обучения.
Количество часов в 1 – й год обучения -

144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых, допускается 4 раза по 1 часу, а также 2 раза по 1 часу и 1 раз 2 часа с перерывами. Академический час равен 45 минутам.

216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых или 3 раза по 2 часа с перерывами на отдых. Академический час равен 45 минутам.

Количество часов во 2 – й год обучения -

216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых или 3 раза по 2 часа с перерывами на отдых. Академический час равен 45 минутам.

288 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых или 2 раза по 3 часа и 1 раз 2 часа с перерывами. Академический час равен 45 минутам.
Количество часов в 3 – й год обучения -

216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых или 3 раза по 2 часа с перерывом на отдых . Академический час равен 45 минутам. 288 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых или 2 раза по 3 часа и 1 раз 2 часа с перерывами. Академический час равен 45 минутам.
Списочный состав группы:

1 год обучения – не менее 10 обучающихся;

2 год обучения – не менее 8 обучающихся.

3 год обучения – не менее 8 обучающихся.


Формы занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, теоретические, практические, конкурсы, игры, экскурсии, культурно - досуговые мероприятия. Преимущественно занятия проводятся в форме практической работы по изготовлению различных изделий.
Ожидаемый результат.

К концу первого года обучения обучающиеся



будут знать:

  • свойства бумаги;

  • различать плоские и объемные фигуры;

  • понятия шаблон и развертка;

  • назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль)


будут уметь:

  • содержать в порядке рабочее место;

  • складывать плоские и объемные фигуры из бумаги в технике оригами;

  • делать разметку модели, используя шаблон;

  • выполнять сборку модели по инструкции и самостоятельно;

  • выполнять простые чертежи, используя чертежные инструменты;

  • чертить развертки упрощенных технических моделей;

  • собирать модель по готовой развертке.

К концу второго года обучения обучающиеся



будут знать:

  • правила работы с чертежными инструментами (угольник, циркуль, транспортир);

  • отличать чертеж изделия от эскиза;

  • назначение и устройство различных видов техники (строительной, транспортной и т.д.)


будут уметь:

  • владеть разными приемами работы с различными материалами (сгибание, складывание, склеивание разного типа бумаги и картона);

  • сделать чертеж изделия по образцу;

  • рассчитать размеры несложных деталей моделей и сделать их чертеж;

  • выполнять развертки макетных моделей простого типа;

  • сделать эскиз, развертку и сборку модели по собственному замыслу.

К концу третьего года обучения обучающиеся



будут знать:

  • что такое ТРИЗ;

  • приемы решения проблем с помощью ТРИЗ технологий;;

  • программу Paint и ее использование;

  • что такое проект и с чего начать его.


будут уметь:

  • решать логические задачи, соответствующие возрасту;

  • пользоваться компьютером для создания своих моделей и проектов;

  • создавать коллективные проекты.


Программа позволяет:

  • развить мелкую моторику;

  • развивать память, внимания;

  • развивать пространственное воображение и глазомер;

  • развивать творческие и изобретательские способности;

  • развивать настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца.

  • воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело;

  • воспитывать уважение к труду;

  • сформировать общую культуру работы с материалами и инструментами;

  • воспитывать чувство коллективизма, основанного на единстве целей и взаимоуважении;

  • воспитывать честность, доброжелательность, уважение к людям.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, соревнования.

Способы проверки ожидаемого результата: опрос, контрольные задания, контрольные уроки в конце года в форме выполнения заданий на заданную тему. Оценивается правильность технического исполнения, аккуратность и эстетический вид.

Учебно-тематический план
Первый год обучения.




Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Набор детей.

-

10 (10)

10 (10)

2

Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы

2 (2)

-

2 (2)

3

Бумага, как основной материал для изготовления поделок и моделей.

2(2)

-

2 (2)

4

Оригами. Базовые формы.

4 (4)

24 (14)

28 (18)

5

Оригами. Объемные фигуры.

4 (4)

30 (20)

34 (24)

6

Изготовление плоскостных изделий по шаблону.

2 (2)

12 (10)

14 (12)

7

Изготовление объемных изделий по шаблону и готовым формам.

4 (2)

26(16)

30 (18)

8

Построение элементарных разверток.

4 (2)

18 (10)

22 (12)

9

Построение простейших разверток и сборка моделей.

10 (6)

52 (32)

62 (38)

10

Творческая работа (изготовление моделей по собственным замыслам, используя изученные развертки).

-

10 (8)

10 (8)

11

Заключительное занятие.

2 (2)

-

2 (2)




Всего:

34 (24)

182(120)

216(144)


Второй год обучения.




Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы

2 (2)

-

2 (2)

2

Понятие о машине, макете, модели.

4 (2)

-

4 (2)

3

Строительные машины.

2 (2)

30 (20)

32 (22)

4

Сельскохозяйственные машины.

6 (4)

40 (30)

46 (34)

5

Транспорт.

10 (6)

68 (50)

78 (56)

6

Планеры.

6 (4)

26 (20)

32 (24)

7

Самолеты.

10 (6)

62 (52)

72 (58)

8

Творческая работа по теме "НЛО".

-

20 (16)

20 (16)

9

Заключительное занятие.

2(2)

-

2 (2)




 













Всего:

42 (28)

246(188)

288(216)

Третий год обучения.




Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы

2(2)

-

2(2)

2

Обзор тематического плана занятий, материальной базы

2(2)

-

2(2)

3

Разработка эскизов творческих работ с помощью компьютера

10(4)

60(50)

70(54)

4

Поиск и решение задач при создании творческих работ с помощью ТРИЗа

10(6)

38(20)

48(26)

5

Творческие работы по созданию моделей

-

100(70)

100(70)

6

Коллективные проекты

2(2)

50(50)

52(52)

7

Мастер – классы в других секциях научно - технического отдела




12(8)

12(8)

8

Заключительное занятие.

2(2)

-

2(2)




Всего:

28(18)

260(198)

288(216)


Содержание программы

1 год обучения

  1. Набор детей.

  2. Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы

Теория. Обзор тематического плана занятий, материальной базы. Инструктаж по охране труда и правилам поведения.

  1. Бумага, как основной материал для изготовления поделок и моделей.

Теория.

Бумага, как основной материал для изготовления поделок и моделей.

Краткий исторический обзор.

Характеристика видов бумаги:



  • бумага для печати (газетная, книжная, обложечная, упаковочная …);

  • крашеная бумага (глянцевая, настольная, мраморная, обойная, шагреневая …);

  • бумага для письма (писчая, чертежно-рисовальная, калька …);

  • бумага впитывающая (промокательная, креповая, папиросная, тонкий картон…);

Цветовая гамма.

Свойства бумаги (строение бумаги, гибкость …)



  1. Оригами. Базовые формы.

Теория.

Краткий исторический обзор. Понятие оригами.



Практика.

Складывание фигурок оригами на основе базовых форм, таких как:



  • треугольник (стаканчик, синичка, голубь …);

  • воздушный змей (птица, сова, ворона, дерево, различные виды планеров …);

  • кристалл (2 вида попугаев …);

  • рыба (кит, акула, пингвин, тюлень …);

  • дверь (мышь, поросенок, бантик, сюрикен …);

  • блинчик (солонка, корабль, стриж, петух, «говорящая» лягушка …);

  • катамаран (катамаран, вертушка, яхта …);

  • двойной треугольник (рыбка-скалярия, бабочка, жук, лебедь, прыгающая лягушка, летучая мышь …);

  • двойной квадрат (вьюнок, краб, 2 вида коробочек …);

  • птица (4 вида журавликов, улитка, ласточка, крыса, фламинго, барсук …);

  • бутон или цветок (белая лилия …)

  1. Оригами. Объемные фигуры.

Теория.

Понятие объемных фигур в оригами и краткий исторический обзор.



Практика.

Изготовление надувных и модульных фигур (золотая рыбка, заяц, фусен, тюльпан, ракета), сборка модульных фигур ( кусудамы).

Сложение кусудам («Классическая», «Тройной блинчик», «Кусудама Горбачова», «Колокольчики» и др. )


  1. Изготовление плоскостных изделий по шаблону.

Теория.

Понятие шаблона. Оптимальное расположение выкройки на бумаге или картоне.



Практика.

Изготовление поделки, состоящей из разноцветных кружков, вырезанных по шаблону (гусеница):



  • Подбор цветов.

  • Заготовка кружков (12 штук), голова гусеницы (по шаблону).

  • Склеивание кружков соединительными деталями.

  • Отделка изделия (глаза, рот, нос, шерстинки) – детали вырезаются из бумаги и наклеиваются.

  • Закладка «Ящерица»

Новогодние поделки: снежинки, гирлянды.

  1. Изготовление объемных изделий по шаблону и готовым формам.

Теория.

Понятие об объемных геометрических фигурах (конус, цилиндр). Сферы их применения в технике, строительстве.



Практика.

Гриб-копилка изготавливается из двух цилиндров (от туалетной бумаги и полотенца), конуса и круга, выполненных по шаблону:



  • Склеивание шляпки гриба.

  • Обклеивание цилиндров.

  • Сборка гриба.

  • Отделка гриба, установка на подставку из картона и окончательная отделка (изображение земли и травы).

Трубочист:

    • Склеивание цилиндра из листа картона.

    • Изготовление шляпы и лестницы (приобретается опыт вырезания внутренних частей).

    • Сборка и окончательная отделка.

Крокодил:

    • Перевод деталей через копировальную бумагу.

    • Вырезание деталей.

    • Сборка и окончательная отделка.

Бегемот:

    • Перевод деталей через копировальную бумагу.

    • Вырезание деталей.

    • Сборка и окончательная отделка

Творческая поделка – предлагается изготовить изделие из двух цилиндров и необходимого количества конусов, которые изготавливаются по трафарету в ходе работы.

  1. Построение элементарных разверток.

Теория. Обычно объемные изделия изготавливаются из разверток. Понятие «развертка», правильное ее построение и расположение разверток на листе картона

Практика.

Построение развертки куба:



  • Разметка и вычерчивание прямоугольника.

  • Разметка внутри прямоугольника.

  • Обозначение мест склеивания (клапаны).

  • Вырезание.

  • Продавливание мест сгибки.

  • Склеивание.

Подобным образом собирается и параллелепипед.

  1. Построение простейших разверток и сборка моделей.

Теория.

Краткий обзор по разверткам моделей. Сведения о применении машин, описание технических характеристик, изучение новых терминов.



Практика.

Вычерчивание на компьютере различных прямоугольников.

Вычерчивание рамок на компьютере по заданным размерам.

Простейшая модель трактора:



  • Построение разверток двух одинаковых параллелепипедов..

  • Изготовление плоских гусениц по шаблону.

  • Сборка модели.

  • Индивидуальная отделка модели.

Модель экскаватора:

  • Построение разверток рамы, ковша, стрел, поворотной части.

  • Построение плоских гусениц.

  • Вырезание и склеивание объемных деталей.

  • Сборка и индивидуальная отделка модели.

Модель грузовика:

  • Построение разверток рамы, кабины, кузова.

  • Изготовление колес по трафарету (по три кружка на одно колесо)

  • Вырезание и склеивание объемных деталей.

  • Сборка и индивидуальная отделка модели.

Модель вилочного погрузчика:

  • Построение разверток рамы, кабины, вилы.

  • Вырезание и склеивание деталей.

  • Сборка и индивидуальная отделка модели.




  1. Творческая работа (изготовление моделей по собственным замыслам).

Практика.

Учащимся предлагается изготовить модель грузовика по собственному замыслу, на основе пройденного материала, т.е. построить развертки и собрать модель, предваритльно сделав эскиз модели.



  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов, вручение грамот. Итоговая выставка.
2 год обучения

1. Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы

Теория. План работы группы второго года обучения. Правила охраны труда при работе с ручными и чертежными инструментами.

2. Понятие о машине, макете, модели.

Теория.

Проводится в виде беседы с участием детей. Рассказывается об устройстве и назначении различных машин. Рассматривается отличие макета и модели.



3. Строительные машины.

Теория. Краткий обзор различных типов строительных машин – назначение и особенности устройства, введение новой терминологии.

Практика.

Модель катка:



  • Построение разверток деталей катка (капот-кабина, цилиндр катка, цилиндры колес).

  • Вырезание и склейка деталей.

  • Сборка модели.

  • Отделка модели.

Гидравлический автокран.

Башенный кран.

Грейдер.

4. Сельскохозяйственные машины.

Теория.

Краткий обзор различных типов тракторов – назначение и особенности устройства, введение новой терминологии.



Практика.

Изготовление моделей гусеничного трактора, трактора «Кировец», автопогрузчика.



5. Транспорт.

Теория.

Краткий обзор различных типов транспортных средств – назначение и особенности устройства.



Практика.

  • Изготовление моделей троллейбуса и трамвая. Новый элемент – соединительная гармошка.

  • Автомобиль RAF.

  • Автомобиль УАЗ

  • Изготовление автомобиля АМО. Новый элемент – крылья и подножка.

  • Модель автомобиля КАМАЗ. Производится самостоятельное проектирование конструкции кузова.

  • Автомобиль ВАЗ.

  • Автомобиль «Пежо»

  • Легковой автомобиль. Учащимся предлагается самостоятельно подобрать соотношение размеров модели.

  • Модель железнодорожного состава (локомотив, почтовый вагон, платформа, цистерна, хоппер-дозатор). Новый элемент – колесные тележки.

  • Паровоз серии «Ф»

  • Паровоз серии «Ъ»

6. Планеры.

Теория.

Краткий обзор различных типов планеров – назначение и особенности устройства.



Практика.

Простейший планер. Изготовление фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля, груза.

Дельтапланеры.

Планер «Стелс». Изготовление корпуса, крыльев, двойного киля.



7. Самолеты.

Теория.

Краткий обзор различных типов самолетов – назначение и особенности устройства.



Практика.

  • Простейшая модель самолета (фюзеляж, состоящий из цилиндра и конуса, крыло, киль, стабилизатор, шасси). Новый элемент – конус.

  • Самолет «Стрела».

  • Самолет «Сокол».

  • Самолет «Искра».

  • Самолет ТУ – 134.

  • Сверхзвуковой самолет.

8. Творческая работа по теме "НЛО".

Практика.

Обучающемуся предлагается построить модель НЛО по собственному замыслу на основе полученных знаний и умений.



9. Заключительное занятие.

Подведение итогов, вручение грамот. Итоговая выставка.


3 год обучения

1. Вводное занятие. Охрана труда. Организационные вопросы.

Теория.

План работы группы третьего года обучения. Правила охраны труда при работе с ручными и чертежными инструментами.



2. Обзор тематического плана занятий, материальной базы.

Теория.

Проводится беседа с детьми. Викторина по различным видам техники.



3. Разработка эскизов творческих работ с помощью компьютера.

Теория. Введение в ПК. Операционная система, стандартные программы и приложения Windows. Программа Paint.

Практика. Программа Paint: рисование линий, рисование различных фигур, использование готовых фигур, изменение размера изображения и его фрагментов, работа с цветом, создание собственных эскизов, раскраска моделей.

4. Поиск и решение задач при создании творческих работ с помощью ТРИЗ технологий.

Теория.

Знакомство с методами ТРИЗ технологий.



Практика.

Решение логических задач. Применение ТРИЗ технологий на практике.



5. Творческие работы по созданию моделей.

Практика.

Создание эскизов, разверток, моделей (5 – 7 моделей)



6. Коллективные проекты.

Теория.

Что такое коллективный проект и его осуществление.



Практика.

Детальная разработка проекта, выполнение частей проекта, компонование частей проекта в целое (создание 2 проектов). Конкурс проектов.



7. Мастер – классы в других секциях технического отдела.

Практика.

Мастер – класс в судомодельной секции.

Мастер – класс в авиамодельной секции.

Мастер – класс в секции «Дорожное движение».



8. Заключительное занятие.

Подведение итогов, вручение грамот. Итоговая выставка.


Организационно-массовая работа и система работы с родителями
Организационно –массовая работа при реализации программы представлена экскурсиями в соответствии с планом, соревнованиями, участием в конкурсах, праздничных мероприятиях , посвященных , Дню победы, Дню защитника отечества, Дню прорыва блокады Ленинграда, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню всенародного единства, Празднику весны и труда, Международному женскому дню, новогодним праздникам и др. В система работы с родителями входит: план родительских собраний на год, совместные мероприятия с родителями, мастер- классы, выезды, консультации, мероприятия в рамках культурно-досуговых программ отдела.
Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Тема

Виды занятий

Формы занятий

Методы

Дидактический материал

Учебные пособия

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Групповое

Теоретическое


Словесные методы: беседа, рассказ педагога




Инструкции по охране труда.

Правила поведения учащихся в кабинетах технического отдела.

Положения о городских и районных выставках и конкурсах.


Запись в журнале учета

Бумага, как основной материал для изготовления поделок и моделей

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Выставка готовых изделий, выполненных учащимися

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.



Опрос

Оригами. Базовые формы

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Схемы складывания фигур оригами на основе базовых форм

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.




Контрольное занятие

Оригами. Объемные фигуры

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Выставка работ, выполненных учащимися.

Схемы складывания



Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебные шары – кусудамы.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. От простых фигур до сложных моделей оригами



Контрольное занятие

Изготовление плоскостных изделий по шаблону

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Выставка готовых изделий.

Различные шаблоны



Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги.

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги.



Контрольное занятие

Изготовление объемных изделий по шаблону и готовым формам

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Готовые формы: параллелепипед, цилиндр, конус (шаблоны).

Трафареты машин



Васина Н.С. Бумажная симфония

Кемпбелл Ф.Я. Я делаю модели.



Контрольное занятие

Построение элементарных разверток

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Чертежи куба и параллелепипеда




Самостоятельная работа.

Построение развертки параллелепипеда по заданным размерам



Построение элементарных разверток

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Чертежи куба и параллелепипеда




Самостоятельная работа по заданному размеру

Построение простейших разверток и сборка моделей

Групповое, индивидуальное

Практическое, комбинированное

Репродуктивный:, частично-поисковый

Развертки моделей трактора, экскаватора

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах

Самостоятельная работа

Творческая работа (изготовление модели по собственным замыслам, используя изученные развертки)

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Иллюстрации




Выставка работ


2 год обучения

Тема

Виды занятий

Формы занятий

Методы

Дидактический материал

Учебные пособия

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Групповое

Теоретическое


Словесные методы: беседа, рассказ педагога




Инструкции по охране труда.

Правила поведения учащихся в кабинетах технического отдела.

Положения о городских и районных выставках и конкурсах.


Запись в журнале учета

Понятие о машине, макете, модели

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Выставка работ учащихся

Лиштвак З.В. Конструирование.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /под ред. Комаровой Т.С./



Опрос

Строительные машины

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Развертки моделей и готовые модели

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах.

Журнал «Техника молодежи»



Самостоятельная работа

Сельскохозяйственные машины

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Развертки моделей и готовые модели

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах.

Интернет


Самостоятельная работа

Транспорт

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Развертки моделей и готовые модели

Горбачев А.М. От поделки к модели.

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах.

Интернет


Самостоятельная работа

Планеры

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Оригамные схемы планеров из бумаги.

Развертки планеров и готовые модели



Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.

От простых фигур до сложных моделей оригами.

Интернет


Самостоятельная работа

Самолеты

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Развертки самолетов

Выгонов В.В. Летающие модели

Летит бумажная модель

/методические рекомендации руководителям кружков начального технического моделирования/

Интернет


Самостоятельная работа

Творческая работа по теме «НЛО»

Групповое, индивидуальное

Практическое, комбинированное

Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Репродуктивный:, частично-поисковый









Выставка работ


3 год обучения

Тема

Виды занятий

Формы занятий

Методы

Дидактический материал

Учебные пособия

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Групповое

Теоретическое


Словесные методы: беседа, рассказ педагога




Инструкции по охране труда.

Правила поведения учащихся в кабинетах технического отдела.

Положения о городских и районных выставках и конкурсах.


Запись в журнале учета

Обзор тематического плана занятий, материальной базы

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.


Выставка работ учащихся




Викторина

Разработка эскизов творческих работ с помощью компьютера

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


ПК для каждого ребенка.

Работы учащихся






Самостоятельная работа

Поиск и решение задач при создании творческих работ с помощью ТРИЗтехнологий

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый





Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать.

Камин А.В., Камин Д.А. Интеллектуальное айкидо. Приемы решения проблем (учебный курс творческого мышления).

Интернет


Самостоятельная работа

Творческие работы по созданию моделей

Групповое, индивидуальное

Диагностическое, практическое, комбинированное

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый



Развертки моделей и готовые модели

ПК


Альтов Г.И. И тут появился изобретатель.

Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах.

Интернет


Самостоятельная работа

Коллективные проекты

Групповое, индивидуальное

Теоретическое,

Диагностическое, практическое, комбинированное



Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог, объяснение.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, макетов, слайдов, моделей.

Репродуктивный:, частично-поисковый


Развертки моделей и готовые модели

ПК


Горбачев А.М. От поделки к модели.

Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать

Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах.

Интернет



Самостоятельная работа


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Для реализации программы «Начальное техническое конструирование» необходимо иметь кабинет, оборудованный с учетом возрастных особенностей учащихся (столы, стулья, соответствующие возрасту детей, освещение). Для начального конструирования и оригами необходимо иметь:

1. Ножницы с закругленными концами

2. Линейки пластмассовые 30 см

3. Угольники 45о

4. Карандаши ТМ

5. Клей ПВА в баночках и кисточки

6. Бумага писчая белая, хорошего качества.

7. Бумага цветная мягкая.

8. Бумага средней плотности и жесткости, окрашенная с двух сторон.

9. Мягкий цветной картон.

Инструменты и материалы должны быть в необходимых количествах в зависимости от количества и наполняемости групп.

В качестве демонстрационных и раздаточных материалов, необходимых для работы, надо иметь:



  • демонстрационную коллекцию по оригами: «Базовые формы и поделки на основе этих форм»;

  • коллекция шаблонов и трафаретов;

  • образцы поделок и моделей;

  • образцы чертежей моделей различной сложности.


Литература для педагога.



  1. Альтов Г.И. И тут появился изобретатель. М., Детская литература, 2000.

  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Корабли и самолеты. СПб, Химия, 1996.

  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. СПб, Кристалл, М. Оникс, 2000.

  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебные шары – кусудамы. СПб, Кристалл, 2001.

  5. Выгонов В.В. Летающие модели. М. Издательский Дом МСП, 2006.

  6. Горбачев А.М. От поделки к модели. Н.Новгород, ГИПП «Нижполиграф», 1997.

  7. Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать. М. Просвещение, 1994.

  8. Лиштвак З.В. Конструирование. М., Просвещение, 1981.

  9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /под ред. Комаровой Т.С./. М., Просвещение, 1991.

  10. Обучение в первом классе. /Сост. И отв. Редактор Горецкий В.Г./. М., Просвещение, 1979.

  11. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М., Изд.дом «Карапуз», 1999.

  12. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М., Просвещение, 1988.

  13. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М., Просвещение, 1988.

  14. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1997.

  15. Журнал «Техника молодежи» № 1 – 12, 1996 – 2006.



Литература для детей


  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю От простых фигур до сложных моделей оригами. СПб. ООО «СЗКЭО» 2011.

  2. Васина Н.С. Бумажная симфония. М. Айрис-пресс, 2010.

  3. Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-Пресс, 2001.

  4. Камин А.В., Камин Д.А. Интеллектуальное айкидо. Приемы решения проблем (учебный курс творческого мышления). Луганск. СПД Резников В.С., 2009.

  5. Кемпбелл Ф.Я. Я делаю модели. Минск, Белфакс, 1996.

  6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, «Академия развития», 1998.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница