Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе



страница1/4
Дата10.05.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3   4



Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I.Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (ударные инструменты)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных инструментах, получение ими музыкального образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
2. Срок реализации учебного предмета«Специальность (ударные инструменты)»для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоенияможет быть увеличен на один год.



3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета«Специальность (ударные инструменты)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)



1316

1530,5

924

1138,5

Количество

часов на аудиторные занятия



559

641,5

363

445,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

889

561

693


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологическиеособенности.



5. Цель и задачи учебного предмета«Специальность (Ударные инструменты)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на ударных инструментах произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.



Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на ударных инструментах;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на ударных инструментах, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- подготовку одарённых детей к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.

6. Обоснование структуры программыучебного предмета «Специальность (ударные инструменты)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала погодам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база СПБДМ№34 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Специальность (ударные инструменты)»имеет площадь не менее 20 кв.м и звукоизоляцию.В классе ударных инструментов ДМШ №34 есть следующие ударные инструменты: ксилофоны, виброфоны, колокольчики, маримба, ударная установка, малый барабан, бонги, конги и другие мелкие ударные инструменты. В классе ударных инструментов созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. В ДМШ №34 есть концертный зал для проведения репетиций и концертов.

II.Содержание учебного предмета


  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 2




Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия внеделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторныезанятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на самостоятельные занятия по годам



64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на самостоятельные занятия



757

132

889

Максимальноеколичество часов занятий в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5

1530,5

Срок обучения – 5 (6) лет



Таблица 3




Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



363

82,5

445,5

Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на самостоятельные занятия



561

132

693

Максимальное количество часовна занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения  классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данныйдля освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам,зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступления;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В программу работы с каждым учащимся входят следующие разделы:

1. Изучение нот и основ музыкальной грамоты.

2. Работы над постановкой рук и техникой игры на малом барабане (упражнения, этюды).

3. Работа над постановкой рук и техникой игры на двухрядном ксилофоне (маримбе) (упражнения, гаммы, этюды).

4. Работа над техникой игры на вибрафоне (упражнения, гаммы, этюды)

5. Работа над пьесами.

6. Изучение приёмов игры на различных оркестровых ударных инструментах (большой барабан, бубен, треугольник, коробочки и др.).

7. Изучение приёмов игры на ударной установке.

8. Игра в ансамбле, оркестре.


Первый класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Основной задачей начального этапа обучения является постановка рук. Занятия проводятся как на тренажёре (глухом барабане), так и на малом барабане. Отрабатываются одиночные удары и отскок, затем двойные и тройные удары каждой рукой, квартоли. Обязательно нужно следить за тем, чтобы руки не зажимались (кисть, предплечье, плечо), а также контролировать отскок палочки после удара.

В течение года усваиваются длительности нот: целые, половинные, четверти, восьмые и шестнадцатые ноты, паузы (до шестнадцатых включительно), нота с точкой (до восьмой с точкой), запигованные ноты, триоли.

Изучаются упражнения и этюды в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8 в медленном и среднем темпе.

На ксилофоне - изучение нот I-й и II-й октавы. Исполнение гаммы До мажор (ля минор) разными способами в различных темпах. Исполнение гамм и трезвучий с помощью тремоло (целыми и половинными нотами), гамма Соль мажор и ми минор, Фа мажор и ре минор, трезвучие.

Начиная со II-го полугодия можно ввести занятия на колокольчиках, так как этот инструмент является равноценным в ряду мелодических ударных инструментов.

Игра на колокольчиках требует определённых навыков (педализация). Колокольчики часто используются в различных ансамблях и оркестрах, а также как сольный инструмент, поэтому пьесы на колокольчиках можно давать и в последующие годы обучения.

Примерные репертуарные списки



Ксилофон

Этюды и упражнения

В. Зиневич, В. Борин Курс игры на ударных инструментах. Часть 2. Этюды №№ 1-8

Учебный репертуар для ксилофона ДМШ 1-й класс (сост. Н. Мултанова). Этюды.

Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов (сост. Т. Егорова,

В. Штейман). Этюды №№ 1-12

С. Ветров Сборник упражнений для ксилофона - упражнения №№ 1-20 (в различных тональностях)



Обработки народных песен и танцев

Ехал казак за Дунай - укр. н. п.

Во поле берёза стояла - р. н. п.

Весёлые гуси - укр. н. п.

Уж как звали молодца - р. н .п.

Как из под кусту - укр. н. п.

Во саду ли, в огороде - р. н. п.

Ойджигуне, джигуне - укр. н. п.



Пьесы

Д. Кабалевский «Ёжик»

Б. Барток «Пьеса»

А. Лысенко «Песенка лисички»

М. Глинка «Полька»

Д. Кабалевский «Танец»

Л. Бекман «Ёлочка»

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

С. Прокофьев «Марш»

А. Эшпай «Русская хороводная»

Г. Гладков «Песня друзей»

Д. Шостакович «Марш»

Р. Шуман «Смелый наездник»

Д. Шостакович «Шарманка»

Л. Бетховен «Эпоссез»

Колокольчики

«Колокольный звон» - англ. н. п.

Г. Персел «Ария»

Г. Гендель «Менуэт»

И. С. Бах «Менуэт»

Малый барабан

К. Купинский «Школа игры на ударных инструментах» - упр. №№ 1-9

Т. Егорова, В. Штейман «Ритмические упражнения на малом барабане» -

упр. №№ 1-196

С. Ветров «Упражнения для малого барабана» - упр. №№ 1-79

Пьесы

Д. Кабалевский «Маленькое скерцо»

Д. Кабалевский «Сказочка»

Д. Кабалевский «Галоп»

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Д. Кабалевский «Весёлое путешествие»



Примерные годовые требования

Ксилофон - гаммы До мажор, ля минор (гарм. и мелод.); Соль мажор, Фа мажор; 2-3 этюда; 5-6 пьес; Колокольчики - 2-3 пьесы; Малый барабан - К. Купинский - упр-ия №№ 7-9, С. Ветров - упр-ия №№ 71-79; 2-3 пьесы;



Примерная программа переводного экзамена

1 Вариант



  1. Г.Гладков «Песня друзей» (ксилофон)

  2. Н.Парфенов «Матрешка» (мал.барабан)

2 Вариант

1) П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

2) Д. Кабалевский «Галоп»

Второй класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

Закрепление навыков игры, полученных на 1-ом году обучения. Занятия проходят как на тренажере, так и на малом барабане.

В течение года изучаются тридцатьвторые длительности, пунктирный ритм (шестнадцатая с точкой), триоли (восьмые шестнадцатые и четвертные), синкопы, одиночный и двойной форшлеги, дробь, размеры 4/8, 2/2, 3/2, 4/2.

Для выравнивания рук гаммы и упражнения для малого барабана играются как справой, так и с левой руки.

На ксилофоне играть гаммы до 2-х знаков (мажорные и минорные), трезвучия, арпеджио (короткое и длинное с обращениями) одиночными и двойными ударами одним темпом.

Происходит знакомство с вибрафоном, который требует особого подхода в обучении. На вибрафоне педагог показывает специфику звукоизвлечения, работу с педалью.

В течение года ученик изучает несколько упражнений по школе для вибрафона Т. Брауна и играет 2-3 пьесы.

Примерные репертуарные списки

Ксилофон

Этюды и упражнения

Н. Мултанова 2 класс. Этюды.

В. Зиневич, В. Борин. Часть П.

Упражнения в тональностях №№ 21-47 (в различных тональностях)



Пьесы

М. Глинка «Андалузский танец»

Д. Кабалевский «Старинный танец»

В. Зверев «Скерцино»

Р. Шуман «Весёлый крестьянин»

Л. Бетховен Менуэт Соль мажор

Г. Перселл «Старинный английский танец»

С. Майкапар «Вальс»

В. Селиванов «Шуточка»

Д. Шостакович Танец из «Балетной сюиты»

Ю. Щуровский Фуга

Д. Кабалевский «Клоуны»

Д. Палиев «Вальс»

Ж. Рамо «тамбурин»

Р. Шуман «Пьеса»

И. Гайдн Менуэт

Г. Гендель Сонатина

В. Мясков «На зарядку»

В. Моцарт Менуэт из «Маленькой ночной серенады»

Э. Сигмейстер «Солнечный день»



Колокольчики

Г. Портнов «Баллада»

Г. Портнов «Маленькая леди»

Г. Портнов «Алёнушка»

Д. Кабалевский «Старинный танец»

Вибрафон

Т. Браун Уроки №№ 1-7



Пьесы

Г. Перселл «Ария»

Г. Гендель «Менуэт»

Ф. Госсек «Гавот»

И. С. Бах «Менуэт» Соль минор

Л. Бетховен «Менуэт»

В. Моцарт «Менуэт»

В. Моцарт «Андантино»

В. Косенко «Старинный танец»

Малый барабан

К. Купинский. Упр-ия №№ 10-30

С. Ветров. Упр-ия №№ 80-130

В. Осадчук (Выпуск I). Этюды №№ 1-20


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница