Пояснительная записка «Дайте мне музей, и я заполню его»



Скачать 240.41 Kb.
Дата14.11.2016
Размер240.41 Kb.








  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Дайте мне музей, и я заполню его»

Пабло Пикассо

1.1 Концептуальная основа программы «Школьный музей»

Одной из важнейших задач современной школы России является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». На решения обозначенных задач направлена работа школьных музеев. В МБОУ СОШ № 5 города Липецка два музея: Музей истории школы, Музей Героя Советского Союза С.Г.Литаврина.


Оба музея имеют исторический профиль.

При этом, Музей Героя Советского Союза С.Г.Литаврина относится к особой типологической группе монографических музеев – мемориальным музеям, т.к. он создан в память о выдающемся лице – Герое Советского Союза С.Г.Литаврине.

В музее хранятся подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу.
Школьный музей обладает обширным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами, реализация социальных проектов при подготовке экскурсионных программ музея помогают учащимся узнать историю и проблемы родного города, страны изнутри, воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к культурному и историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, социальной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисково-собирательной работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, составлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы руководителя музея и учащихся 5-11 классов – актива музея (приложения 1-2), осуществляющих поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу. Данная работа проводится на общественных началах. Актив мемориального музея С.Г.Литаврина образует объединение «Литавринцы». Их отличительный знак – синий галстук.




Работа в школьных музеях осуществляется также в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО с обучающимися 1-4 классов.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
1.2 Цели и задачи программы «Школьный музей»

Общей целью создания и деятельности школьных музеев является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Целью работы Музея истории школы является изучение истории школы, основных событий школьной жизни, её выпускников, мемориального Музея Героя Советского Союза С.Г.Литаврина - изучение исторических событий, связанных с именем С.Г.Литаврина в разрезе общей цели музейной деятельности.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско – патриотической деятельности школы, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:


  • Пропагандировать исторические события школы, родного города, области, страны;

  • Проводить активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, с общественностью, с ветеранскими и общественными объединениями;

  • Формировать фонд школьного музея и обеспечивать его сохранность;

  • Поддерживать воспитательные и образовательные внутришкольные программы, направленные на формирование патриота и гражданина России;

  • Изучать и использовать во всех формах работы музеев современные информационные технологии;

  • Организовывать творческий досуг учащихся школы, привлекать их к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

  • Выявлять и развивать творческие способности юных исследователей, экскурсоводов;

  • Повышать статус педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространять передовой опыт и повышать их профессиональное мастерство;

  • Укреплять связи между другими школами, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма.

Стержнем музеев нашей школы является история. Это история личности, школы, события, эпохи, а также отдельной семьи, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для практики школьных музеев является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Исторический профиль школьных музеев, по существу, составляет основу планов работы музеев. Планы работы музеев обновляются ежегодно, исходя из анализа работы за прошедший учебный год (приложения 3-4).







1.3 Программа рассчитана для детей возраста 7-17 лет (с 1 по 11 классы).
1.4 Срок реализации программы: 1 год.
1.5 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Для музеев:

1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музеев;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:


  1. в области образования:

  • участие в спортивных соревнованиях, творческих и интеллектуальных конкурсах, конференциях и проектах школьного, муниципального, регионального и федерального уровня;

  • итоговые выставки творческих, научных работ и проектов;

  • презентации итогов работы творческих объединений.

  1. в воспитательном плане - позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

3) целенаправленное формирование исторического сознания у учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания в целом.


  1. ПЛАН РАБОТЫ МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ЛИТАВРИНА НА 2014/ 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



п/п.

Направление, содержание работы

Сроки

1.

Организационная работа:

- сбор Актива музея;

- создание лекторской группы;

- создание редакционной группы

- проведение Литавринских дней;

- участие в празднование дня Защитника Отечества;

- празднование 70-летия Великой Победы;

- утверждение плана работы музея на 2014-2015 учебный год;

- организация работы школы «Юного экскурсовода»;

- организация и проведение юбилейных мероприятий на базе музея;

- создание группы по уходу за могилой С.Г. Литаврина;

- заключение договора на совместную деятельность в составе Липецкого поисково-экспедиционного клуба «Неунываки».

сентябрь


сентябрь

сентябрь


декабрь-февраль

февраль


в течение года

сентябрь
февраль - май

в течение года
в течение года

октябрь-ноябрь





2.

Фондовая работа

- ведение инвентарной книги;

- пополнение и систематизация музейных экспонатов.


В течение года

3.

Экскурсионная и просветительская деятельность:

- составление графика посещения музея;



- начало экскурсионной деятельности.

ЭКСКУРСИИ:

- «Как создавался музей С.Г. Литаврина»;

-«Хозяин Ленинградского неба»;

-«Гражданский подвиг Сергея».

Просветительская деятельность:

- выпуск боевых листков по теме «Победа в сердце каждого»;

- участие в областных и городских конкурсах и мероприятиях;

- участие в конкурсе музеев;

- определение тематики научно-исследовательских работ уч-ся на базе музея.

- проведение занятий внеурочной деятельности с использованием возможностей мемориального музея;

- слет образовательных организаций, носящих имена Героев Великой Отечественной войны, Героев РФ, выдающихся соотечественников «Имени Вашего достойны …» ко Дню героев Отечества.

Встречи:

- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, Чечне;

- встреча с представителями аэроклуба имени М.В.Водопьянова;

- посещение мемориального музея М.В.Водопьянова.

Досуговые массовые мероприятия:

- торжественная линейка, посвященная дню рождения С.Г. Литаврина (5-8 классы);

- день памяти С.Г. Литаврина (литературно-музыкальная композиция «Два товарища»);

- вступление в объединение «Литавринцы», подведение итогов литавринских дней;

- участие в праздничной литературно-музыкальной композиции в День Победы;

- концерт хора ветеранов В.О.В. и труда областного ДК культуры;

- спортивные соревнования за кубок Литаврина.

сентябрь


ноябрь
февраль - май

ноябрь - март

декабрь - апрель
в течение года
в течение года
декабрь

октябрь
в течение года


май

В течение года


март
февраль
декабрь
5 февраля
4 февраля
май
апрель
январь

4.

Мероприятия на базе музея:

- конкурс плакатов на тему «Я помню, я горжусь!» (к 70-летию снятия блокады Ленинграда);

- конкурс стихов и песен о блокадном Ленинграде (1-4 классы);

- конкурс рисунков о Великой Отечественной войне (1-4 классы).

декабрь
декабрь


март

5.

Поисковая работа:

- работа в областном архиве новейшей истории, работа в городском архиве, в музее аэроклуба, в городском архиве г. Борисоглебска;

- продолжение работы по сбору материалов однополчан С.Г. Литаврина;

- работа в составе Липецкого поисково-экспедиционного клуба «Неунываки».


В течение года


В течение года

В течение года





  1. ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ № 5 ГОРОДА ЛИПЕЦКА НА 2014/ 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




п/п.

Направление, содержание работы

Сроки

1.

Организационная работа:

- сбор Актива музея;

- создание лекторской группы;

- создание редакционной группы

- утверждение плана работы музея на 2014-2015 учебный год;

- участие в разработке проекта празднования 100-летия школы, организация и проведение мероприятий на базе музея;

- заключение договора на совместную деятельность в составе Липецкого поисково-экспедиционного клуба «Неунываки».


сентябрь


сентябрь

сентябрь


сентябрь
в течение года

октябрь-ноябрь





2.

Фондовая работа

- ведение инвентарной книги;

- пополнение и систематизация музейных экспонатов;

- продолжение работы по созданию картотеки ветеранов труда – учителей нашей школы

- начало работы по созданию картотеки известных людей - выпускников нашей школы.

В течение года



3.

Экскурсионная и просветительская деятельность:

- составление графика посещения музея;



- начало экскурсионной деятельности.

ЭКСКУРСИИ:

- обзорные экскурсии «Здравствуй, музей!»

- история нашей школы

- Герой России Эдуард Борисович Белан

- учителя – ветераны школы

- три портрета (о Героях Советского Союза А.И.Полунине, Н.Ф.Агейкине, С.Г.Литаврине)

- защитники Родины (выпускники и учителя школы – участники великой Отечественной войны )

- продолжение подвига (о выпускниках – участниках военных действий в Афганистане и Чечне)

- школа сегодня: традиции и новации



Просветительская деятельность:

- выпуск боевых листков по теме «Победа в сердце каждого»;

- участие в областных и городских конкурсах и мероприятиях;

- участие в конкурсе музеев;

- определение тематики научно-исследовательских работ уч-ся на базе музея;

- проведение занятий внеурочной деятельности с использованием возможностей музея;



- подготовка материалов для сайта школы

- подготовка информации для школьной радиогазеты



Встречи:

- встреча с Николаем Викторовичем …..

- посещение Поста № 1 в г.Липецке (март)

- встреча с выпускниками школы;

Досуговые массовые мероприятия:

- участие в праздничной литературно-музыкальной композиции в День Победы;

- подготовка выступления по материалам Музея истории школы и Мемориального музея С.Г.Литаврина

- участие в городском смотре - конкурсе музейных объединений «Есть память, которой не будет конца…»

- участие в акции «Они прославили наш город» (благоустройство территории вокруг стел и могил С.Г. Литаврина, А.И.Полунина, Э.Б. Белана)

- подготовка к конкурсу «Вперед, мальчишки!» (школьный этап, 5-е классы) - участие в акции «Мужество»: расклейка открыток на домах, где живут ветераны войны;

- участие в школьном проекте «Территория Победы!»

сентябрь


сентябрь
сентябрь-декабрь

сентябрь-ноябрь

в течение года

в течение года


в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
В течение года
декабрь

октябрь
в течение ггода


в течение года

в течение года


октябрь

март


февраль
май
апрель-май
декабрь-январь
в течение года

ноябрь
февраль


январь

4.

Мероприятия на базе музея:

конкурс плакатов на тему «Я помню, я горжусь!» (к 70-летию снятия блокады Ленинграда);

- конкурс стихов и песен о блокадном Ленинграде (1-4 классы);

- конкурс рисунков о Великой Отечественной войне (1-4 классы).


декабрь
декабрь


март

5.

Поисковая работа:

- оказание помощи материалами школьного музея для написания творческих работ и подготовки проектов учащимися школы;  

- оказание помощи материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, мероприятий и т.д.;

- продолжение сбора материалов об истории школы и ее учениках;

- работа в составе Липецкого поисково-экспедиционного клуба «Неунываки».

В течение года


В течение года

В течение года
В течение года



4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории жизни отдельного человека, школы, города, страны, эпохи музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся всех возрастных категорий получать знания и представления по истории, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе внеурочных занятий с обучающимися 1-4 классов по ФГОС НОО и в свободное время на общественных началах обучающимся 5-11 классов.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:



      • реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

      • осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

      • организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра школы.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не столько обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, как включение их в практическую социально-значимую музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в социальных проектах различного уровня, предметных олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных как программой «Школьный музей», так и программой развития школы «Информационно-образовательная среда как условие становления социальной компетентности учащихся».

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:



    • Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

    • Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

    • Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях.

Формы работы в музеях:

Учебная работа: Воспитательная работа:

- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;

- уроки в музее; - встречи, конференции

- экскурсии в музее; вне музея;

- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;



- экскурсии, встречи в музее
Принципы работы музеев

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:



  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной деятельности, музейных уроков, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

  • Помощь руководителю музея, активу музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;

  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Развивающая образовательная среда школьных музеев позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Дополнительное образование, реализуемое краеведческим музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.



5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

    2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

    3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

    4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

    5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

    6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

    7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

    8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Актив мемориального Музея Героя Советского Союза Сергей Гавриловича Литаврина
Рабочие группы

  • поисковая переписка – Иконникова Юлия (9 «А» класс), Каспаров Грачья (9 «А» класс), Гришина Людмила (9 «А» класс), Гасанова Дарья (9 «А» класс);




  • фондовая – Ерёмина Дина (9 «А» класс), Карапетян Анна (9 «А» класс).




  • экскурсионная – Бахмутская Валерия (8 «Б» класс), Ильиных Виктория (8 «Б» класс), Конасова Ирина (8 «Б» класс), Леликов Иван (8 «Б» класс);




  • лекторская группа - Горецкий Владислав (8 «А» класс), Кудакова Ульяна (8 «А» класс), Тарабрина Валерия (9 «А» класс), Кузьмин Алексей (9 «А» класс);




  • художественно-оформительская - Колосова Екатерина (11 «А» класс), Ломов Ярослав (9 «А» класс), Енокян Чинара (8 «Б» класс);




  • группа по уходу за могилой С.Г. Литаврина – Кучеренко Алиса (7 «А» класс), Гусева Юлия (7 «Б» класс), Якунин Богдан (7 «Б» класс), Трфандян Карине (7 «Б» класс), Никулина Татьяна (7 «А» класс), Сошнина Татьяна (7 «А» класс), Чечурин Данил (7 «А» класс), Усиков Данил (7 «А» класс).



Руководитель музея – учитель истории и обществознания Соболева Наталья Павловна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Актив Музея истории школы № 5 города Липецка:


  • Учащиеся 10-х классов:

  • Гриднев Данила

  • Плечко Алексей

  • Хвостик Александр

  • Черниговских Евгений

  • Учащиеся 5-х классов:

  • Бутов Кирилл

  • Зубков Даниил

  • Ковалев Даниил

  • Михальниченко Денис

  • Баркова Лиза

  • Бергер Даша

  • Гладких Женя

  • Горелов Валера

  • Евсюкова Саша

  • Коротков Иван

  • Моржавцева Даша

  • Томилин Даня

  • Шаталов Артем


СтаростаГриднев Данила.
Руководитель музея – учитель истории и обществознания Соловьева Валерия Афанасьевна


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анализ работы мемориального Музея

Героя Советского Союза Сергея Гавриловича Литаврина

за 2013-2014 учебный год
В 2013-2014 учебном году работа музея была направлена на решение целей и задач, обозначенных в начале года, а именно – продолжение изучения исторических событий, связанных с именем С.Г.Литаврина иформирования общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы.

Работу осуществлял актив, состоящий из обучающихся 7-10 классов под руководством руководителя музея, учителя истории и обществознания Соболевой Натальи Павловны.

Актив мемориального музея С.Г.Литаврина образует объединение «Литавринцы», которые имеют отличительный знак – синий галстук.

При проведении мероприятий в музее применялись различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.

Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.

В сентябре – октябре проводилась работа по подготовке экскурсионной группы. Так как работа в музее осуществлялась также и в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО с обучающимися 1-3 классов, то в экскурсионную группу вошли обучающиеся 2 классов. Был составлен график проведения экскурсий в музее и тематических лекций по классам. Учащиеся старших классов выступили на классных часах перед обучающимися 1-6 классов, рассказывая о подвиге Героя Советского Союза Сергея Гавриловича Литаврина. Среди 7-8 классов состоялась викторина о жизни и подвиге Литаврина.

В связи с 92-й годовщиной со дня рождения Героя Советского Союза С. Г. Литаврина, а также с целью активизации патриотического воспитания обучающихся, пропаганды героических традиций армии и подвига народа в Великой Отечественной войне в школе прошли литавринские дни, в которых принимали участие все обучающиеся школы.

16 декабря в школе была проведена торжественная линейка в честь дня рождения Литаврина, на которой выступили: бывшый педагог школы, организатор и вдохновитель идеи становления музея им. С. Г. Литаврина Желтухина И. П., директор школы Борискина С. А. и члены объединения

«Литавринцы».

Второй год актив музея принимает активное участие в социальном проекте «Они прославили наш город». Ребята осенью и весной убирают могилу Сергея Литаврина, возлагают цветы.

Во втором полугодии текущего учебного года осуществлялась работа по подготовке литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы. Она посвящена героической борьбе ленинградцев с фашистскими захватчиками. При этом к мероприятию были привлечены не только литавринцы, но и учащиеся отдельных классов.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа в музее осуществляется целенаправленная и плодотворная по мере складывающихся возможностей. Так как на осуществление поисковой деятельности необходимо дополнительное финансирование и не ко всем архивным документам есть открытый доступ.

Тем не менее, работа в музее продолжается и на следующий учебный год запланированы следующие задачи:


  • Обеспечить участие музея в городском смотре – конкурсе музее и залов боевой славы;

  • Пропагандировать исторические события школы, родного города, области, страны;

  • Проводить активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, с общественностью, с ветеранскими и общественными объединениями;

  • Формировать фонд школьного музея и обеспечивать его сохранность;

  • Поддерживать воспитательные и образовательные внутришкольные программы, направленные на формирование патриота и гражданина России;

  • Изучать и использовать во всех формах работы музеев современные информационные технологии;

  • Организовывать творческий досуг учащихся школы, привлекать их к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

  • Выявлять и развивать творческие способности юных исследователей, экскурсоводов;

  • Повышать статус педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространять передовой опыт и повышать их профессиональное мастерство;

  • Укреплять связи между другими школами, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анализ работы Музея

истории школы № 5 города Липецка

за 2013-2014 учебный год
В 2013-2014 учебном году основной целью работы Музея истории школы являлась образовательно-просветительская работа с учащимися, воспитание бережного отношения к истории в целом, совершенствование культурного и эстетического уровня учащихся. Уважение к истории школы, семьи, своей малой Родины воспитывает уважение к Родине. Решались через проведение запланированных мероприятий такие задачи как:

  • Расширение и дополнение существующей экспозиции;

  • Разработка тематических выставок;

  • Дополнение и разработка новых экскурсий;

  • Привлечение учащихся к поисковой и экскурсионной работе;

  • Развитие навыков исследовательской работы.

Были обозначены направления работы в Музее истории школы:

  • Поисковое

  • Экскурсионное

  • Исследовательское

Работу осуществлял актив, состоящий из обучающихся 4-9 классов под руководством руководителя музея, учителя истории и обществознания Соловьевой Валерии Афанасьевны.

В музее проводились экскурсии: по основной экспозиции – история средней школы № 5 города Липецка для обучающихся школы, выпускников и ветеранов школы, по временной выставке «Семья и школа», по постоянным выставкам «Герой России Эдуард Борисович Белан», «Великая Отечественная война в судьбе учителя».

К 97-летию МБОУ СОШ № 5 города Липецка Музей истории школы подготовил выставку совместно с мемориальным Музеем Героя Советского Союза С.Г.Литаврина. Выставка «Эхо войны» - предметы военного быта» стала естественным продолжением экскурсии «Великая Отечественная война в судьбе учителя».

Актив Музея подготовили литературно-музыкальную композицию, посвященную Великой Победы, с которой выступили на школьной научно-практической конференции в апреле 2014 года.

За год было проедено 33 классных часов на базе музея:


  • «О гражданском долге, мужестве и героизме»;

  • «Защитникам Родины посвящается»;

  • «Путешествие по коридорам школы»;

  • «Здесь Победа начинала свой путь»;

  • «Мы будем помнить» и др.

Фонд музея пополнился новыми экспонатами: фото выпускников, классных коллективов – 12.

В Музее побывали гости: выпускники школы - 58 чел, ветераны – 15 чел., родители будущих первоклассников – 32 чел.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа в музее осуществляется целенаправленная и плодотворная по мере складывающихся возможностей. Так как на осуществление поисковой деятельности необходимо дополнительное финансирование и не ко всем архивным документам есть открытый доступ.

Тем не менее, работа в музее продолжается и на следующий учебный год запланированы следующие задачи:



  • Обеспечить участие музея в городском смотре – конкурсе музее и залов боевой славы;

  • Пропагандировать исторические события школы, родного города, области, страны;

  • Проводить активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, с общественностью, с ветеранскими и общественными объединениями;

  • Формировать фонд школьного музея и обеспечивать его сохранность;

  • Поддерживать воспитательные и образовательные внутришкольные программы, направленные на формирование патриота и гражданина России;

  • Изучать и использовать во всех формах работы музеев современные информационные технологии;

  • Организовывать творческий досуг учащихся школы, привлекать их к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

  • Выявлять и развивать творческие способности юных исследователей, экскурсоводов;

  • Повышать статус педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространять передовой опыт и повышать их профессиональное мастерство;

  • Укреплять связи между другими школами, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница